1 формы адвокатских образований

Формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.
Адвокат вправе в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности. Об избранных форме адвокатского образования и месте осуществления адвокатской деятельности адвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В случаях, предусмотренных статьей 24 настоящего Федерального закона, адвокат осуществляет адвокатскую деятельность в юридической консультации.

Адвокатский кабинет

1. Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет.
2. Об учреждении адвокатского кабинета адвокат направляет в совет адвокатской палаты заказным письмом уведомление, в котором указываются сведения об адвокате, место нахождения адвокатского кабинета, порядок осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и адвокатом.
3. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом.
4. Адвокат, учредивший адвокатский кабинет, открывает счета в банках в соответствии с законодательством, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием адвокатского кабинета, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учрежден адвокатский кабинет.
5. Соглашения об оказании юридической помощи в адвокатском кабинете заключаются между адвокатом и доверителем и регистрируются в документации адвокатского кабинета.
6. Адвокат вправе использовать для размещения адвокатского кабинета жилые помещения, принадлежащие ему либо членам его семьи на праве собственности, с согласия последних.
7. Жилые помещения, занимаемые адвокатом и членами его семьи по договору найма, могут использоваться адвокатом для размещения адвокатского кабинета с согласия наймодателя и всех совершеннолетних лиц, проживающих совместно с адвокатом.

Коллегия адвокатов

1. Два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов.
2. Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями (далее также — устав), и заключаемого ими учредительного договора.
3. Учредителями коллегии адвокатов могут быть адвокаты, сведения о которых внесены только в один региональный реестр.
4. В учредительном договоре учредители определяют условия передачи коллегии адвокатов своего имущества, порядок участия в ее деятельности, порядок и условия приема в коллегию адвокатов новых членов, права и обязанности учредителей (членов) коллегии адвокатов, порядок и условия выхода учредителей (членов) из ее состава.
5. Устав должен содержать следующие сведения:
1) наименование коллегии адвокатов;
2) место нахождения коллегии адвокатов;
3) предмет и цели деятельности коллегии адвокатов;
4) источники образования имущества коллегии адвокатов и направления его использования (в том числе наличие или отсутствие неделимого фонда и направления его использования);
5) порядок управления коллегией адвокатов;
6) сведения о филиалах коллегии адвокатов;
7) порядок реорганизации и ликвидации коллегии адвокатов;
8) порядок внесения в устав изменений и дополнений;
9) иные положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам.
6. Требования учредительного договора и устава обязательны для исполнения самой коллегией адвокатов и ее учредителями (членами).
7. Об учреждении, о реорганизации или о ликвидации коллегии адвокатов ее учредители направляют заказным письмом в совет адвокатской палаты уведомление. В уведомлении об учреждении или о реорганизации коллегии адвокатов должны содержаться сведения об адвокатах, осуществляющих в коллегии адвокатов адвокатскую деятельность, о месте нахождения коллегии адвокатов, о порядке осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и коллегией адвокатов. К уведомлению должны быть приложены нотариально заверенные копии учредительного договора и устава.
8. Коллегия адвокатов считается учрежденной с момента ее государственной регистрации. Государственная регистрация коллегии адвокатов, а также внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении ее деятельности осуществляются в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
9. Коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием коллегии адвокатов, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учреждена коллегия адвокатов.
10. Коллегия адвокатов вправе создавать филиалы на всей территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, если это предусмотрено законодательством иностранного государства.
О создании или закрытии филиала коллегия адвокатов направляет заказным письмом уведомление в совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, на территории которого учреждена коллегия адвокатов, а также в совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, на территории которого создан филиал коллегии адвокатов. В уведомлении о создании филиала коллегии адвокатов должны содержаться сведения об адвокатах, осуществляющих в филиале коллегии адвокатов адвокатскую деятельность, о месте нахождения коллегии адвокатов и ее филиала, о порядке осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и коллегией адвокатов, ее филиалом. К уведомлению должны быть приложены нотариально заверенные копии решения о создании филиала коллегии адвокатов и положения о филиале.
Адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, являются членами коллегии адвокатов, создавшей соответствующий филиал.
Сведения об адвокатах, осуществляющих адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, вносятся в региональный реестр субъекта Российской Федерации, на территории которого создан филиал.
Сведения об адвокатах, осуществляющих адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, созданном на территории иностранного государства, вносятся в региональный реестр субъекта Российской Федерации, на территории которого учреждена коллегия адвокатов.
11. Имущество, внесенное учредителями коллегии адвокатов в качестве вкладов, принадлежит ей на праве собственности.
12. Члены коллегии адвокатов не отвечают по ее обязательствам, коллегия адвокатов не отвечает по обязательствам своих членов.
13. Коллегия адвокатов в соответствии с законодательством Российской Федерации является налоговым агентом адвокатов, являющихся ее членами, по доходам, полученным ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности, а также их представителем по расчетам с доверителями и третьими лицами и другим вопросам, предусмотренным учредительными документами коллегии адвокатов.
Коллегия адвокатов обязана уведомлять адвокатскую палату об изменениях состава адвокатов — членов коллегии адвокатов.
14. Коллегия адвокатов несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей налогового агента или представителя.
15. Соглашения об оказании юридической помощи в коллегии адвокатов заключаются между адвокатом и доверителем и регистрируются в документации коллегии адвокатов.
16. Ничто в положениях настоящей статьи не может рассматриваться как ограничение независимости адвоката при исполнении им поручения доверителя, а также его личной профессиональной ответственности перед последним.
17. Коллегия адвокатов не может быть преобразована в коммерческую организацию или любую иную некоммерческую организацию, за исключением случаев преобразования коллегии адвокатов в адвокатское бюро в порядке, установленном статьей 23 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
18. К отношениям, возникающим в связи с учреждением, деятельностью и ликвидацией коллегии адвокатов, применяются правила, предусмотренные для некоммерческих партнерств Федеральным законом «О некоммерческих организациях», если эти правила не противоречат положениям Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Адвокатское бюро

1. Два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро.
2. К отношениям, возникающим в связи с учреждением и деятельностью адвокатского бюро, применяются правила статьи 22 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
3. Адвокаты, учредившие адвокатское бюро, заключают между собой партнерский договор в простой письменной форме. По партнерскому договору адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. Партнерский договор является документом, который содержит конфиденциальную информацию, и не предоставляется для государственной регистрации адвокатского бюро.
4. В партнерском договоре указываются:
1) срок действия партнерского договора;
2) порядок принятия партнерами решений;
3) порядок избрания управляющего партнера и его компетенция;
4) иные существенные условия.
5. Ведение общих дел адвокатского бюро осуществляется управляющим партнером, если иное не установлено партнерским договором. Соглашение об оказании юридической помощи с доверителем заключается управляющим партнером или иным партнером от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей. В доверенностях указываются все ограничения компетенции партнера, заключающего соглашения и сделки с доверителями и третьими лицами. Указанные ограничения доводятся до сведения доверителей и третьих лиц.
6. Партнерский договор прекращается по следующим основаниям:
1) истечение срока действия партнерского договора;
2) прекращение или приостановление статуса адвоката, являющегося одним из партнеров, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами;
3) расторжение партнерского договора по требованию одного из партнеров, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами.
7. С момента прекращения партнерского договора его участники несут солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам в отношении доверителей и третьих лиц.
8. При выходе из партнерского договора одного из партнеров он обязан передать управляющему партнеру производства по всем делам, по которым оказывал юридическую помощь.
9. Адвокат, вышедший из партнерского договора, отвечает перед доверителями и третьими лицами по общим обязательствам, возникшим в период его участия в партнерском договоре.
10. Ничто в положениях настоящей статьи не может рассматриваться как ограничение независимости адвоката при исполнении им поручения доверителя, а также его личной профессиональной ответственности перед последним.
11. Адвокатское бюро не может быть преобразовано в коммерческую организацию или любую иную некоммерческую организацию, за исключением случаев преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов.
12. После прекращения партнерского договора адвокаты вправе заключить новый партнерский договор. Если новый партнерский договор не заключен в течение месяца со дня прекращения действия прежнего партнерского договора, то адвокатское бюро подлежит преобразованию в коллегию адвокатов либо ликвидации.
С момента прекращения партнерского договора и до момента преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов либо заключения нового партнерского договора адвокаты не вправе заключать соглашения об оказании юридической помощи.

Юридическая консультация

1. В случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации учреждает юридическую консультацию.
2. Юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения. Вопросы создания, реорганизации, преобразования, ликвидации и деятельности юридической консультации регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
3. Представление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о создании юридической консультации должно включать в себя сведения:
1) о судебном районе, в котором требуется создать юридическую консультацию;
2) о числе судей в данном судебном районе;
3) о необходимом в данном судебном районе числе адвокатов;
4) о материально-техническом и финансовом обеспечении деятельности юридической консультации, в том числе о предоставляемом юридической консультации помещении, об организационно-технических средствах, передаваемых юридической консультации, а также об источниках финансирования и о размере средств, выделяемых на оплату труда адвокатов, направляемых для работы в юридической консультации.
4. После согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации условий, предусмотренных подпунктом 4 пункта 3 настоящей статьи, совет адвокатской палаты принимает решение об учреждении юридической консультации, утверждает кандидатуры адвокатов, направляемых для работы в юридической консультации, и направляет заказным письмом уведомление об учреждении юридической консультации в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
5. Совет адвокатской палаты утверждает порядок, в соответствии с которым адвокаты направляются для работы в юридических консультациях. При этом советом адвокатской палаты может быть предусмотрена выплата адвокатам, осуществляющим профессиональную деятельность в юридических консультациях, дополнительного вознаграждения за счет средств адвокатской палаты.

Юристов правового управления администрации Владивостока смущает вторая часть формулировки Главы 5 ФЗ 131, а именно – «…и участия населения в осуществлении местного самоуправления». Их альтернативная трактовка федерального закона, представляет ТОС, как некую форму участия населения в решении вопросов местного значения. Очередной спор разразился на эту тему на конференции 6 декабря 2019.

Активистам движения ТОС сложно согласиться с подобной точкой зрения, поскольку данной правовой категории нет в ст.2 «Основные термины и понятия» Главы 1 «Общие положения» ФЗ 131, собственно ее нет и в других нормативно-правовых актах федерального уровня. Что собой представляет «форма участия» никто из работников администрации прокомментировать не может.

Возвращаясь к структуре и логике Главы 5, ФЗ 131, к содержанию ее статей, можно сделать предположение, что глава не ограничена перечнем «непосредственных форм», а дает возможность четко определить алгоритм «участия» населения при осуществлении любой из перечисленных непосредственных форм. Законодатель разъясняет основные принципы участия населения при осуществлении перечисленных непосредственных форм, максимально гарантируя реализацию прав граждан. К примеру в статья 27 существуют императивные нормы о моменте появления ТОС (регистрация в уполномоченном органе МСУ, а не в Минюсте РФ), о требованиях к уставу ТОС, которые никто не имеет право менять и т.д. Именно поэтому в названии главы мы видим не только желание законодателя выделить все известные формы прямого волеизъявления, отмечая в ст.33, что список неполный, но и говорить нам об участии, иначе нет смысла выделять отдельную главу, достаточно было все перечислить в одной статье Федерального закона.

Казалось бы, совершенно незаметная грань между «непосредственной формой» и «формой участия» при решении вопросов местного значения не должна стать препятствием к привлечению населения решать вопросы местного значения, тем не менее, правовые службы города Владивостока пытаются сделать акцент на различии и не замечают смыслового единства формулировок статей Главы 5 с содержанием этих статей.

Причиной может служить понимание того, что «непосредственные формы», есть формы реализации публично-властных прав граждан и подразумевают особый статус принятых решений населением участвующих в осуществлении этих форм, а соответственно и наличие у них властных полномочий, а вот «форма участия» подобным качеством обладать не могут, они никак не оговорены в правовом пространстве, данной категории не существует. Будучи не предусмотренной ни в одном из рассматриваемых нами федеральных нормативно-правовых актов, «форма участия» позволяет чиновникам представлять деятельность самоорганизованных граждан по решению вопросов местного значения как обычную, не противоречащую законодательству, социально направленную активность «общественной организации».

Это как раз то явление, которое Президент РФ охарактеризовал, как местный бюрократический футбол, мешающий населению активно участвовать в местном самоуправлении…

По вопросу об отнесении территориального общественного самоуправления к форме непосредственного осуществления местного самоуправления или участия в нем мы обратились к юридической компании ВладПраво, где подготовили развернутый анализ, который представлен ниже.

В случаях, когда в законе присутствуют формулировки с использованием «и», необходимо использовать метод системного толкования, подходя к вопросу с разных сторон.

Основное регулирование деятельности ТОС – глава 5 ФЗ № 131 под названием «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления». Исходя из наименования главы видно, что она включает в себя как формы непосредственного осуществления местного самоуправления, так и участия в его осуществлении.

В случае разделения понятий осуществление и участие, можно прийти к следующим выводам:

Во-первых, действительно, в законодательстве отсутствует определение «участия населения в осуществлении местного самоуправления».

Существует доктринальное понимание этих понятий. Так, реализация форм непосредственного осуществления местного самоуправления населением ведет к принятию властного решения по вопросам местного самоуправления (такое решение может быть принято на референдуме, на выборах принимается решение о создании выборного органа и т. д.).

Нормы, устанавливающие формы участия населения в решении вопросов местного значения, предусматривают, что, помимо населения, в решении вопросов местного значения участвуют и другие субъекты (органы, должностные лица местного самоуправления). Реализация форм этой группы позволяет лишь выявить мнения по конкретному вопросу местного значения, решать же этот вопрос будут органы местного самоуправления или их должностные лица.

Отличие этих форм друг от друга состоит в том, что формы первой группы являются обязательными. Так, выборы с определенной периодичностью обязательно проводятся в муниципальном образовании для того, чтобы сформировать представительный орган или выбрать должностное лицо. Референдум по данному Закону в определенных случаях также является обязательным, как и в установленных законом случаях обязательным является голосование о досрочном отзыве должностного лица.

Меньшая степень обязательности присутствует в отношении форм второй группы. Здесь лишь публичные слушания являются обязательным этапом в принятии решения по установленному кругу вопросов. Остальные же формы — только возможные формы участия населения в решении вопросов местного значения.

Исходя из такого понимания, ТОС является именно формой участия.

В подтверждение такой точки зрения, авторы также указывают, что органы территориального общественного самоуправления не обладают властными полномочиями; принимаемые ими решения не обеспечены механизмами государственного принуждения. Решения, принимаемые органами территориального общественного самоуправления, не являются обязательными для всех субъектов права, расположенных в пределах территории, на которой действуют данные органы. Для сравнения можно привести норму, содержащуюся в статье 7 Федерального закона N 131-ФЗ: муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Во-вторых, Статья 27, непосредственно закрепляющая положения о территориальном общественном самоуправлении, расположена среди различных форм в данной главе. В самой статье, как и в иных актах, непосредственно, не находится указание на то является ли ТОС формой осуществления или участия.

В свою очередь, в ст. 3 данного закона раскрыто содержание права граждан на осуществление местного самоуправления. Согласно данной норме, Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Не представляется верным рассматривать ТОС как форму прямого волеизъявления, поскольку, согласно закону, это самоорганизация граждан по месту их жительства, которая может непосредственно приводить свои инициативы в жизнь.

В-третьих, рассматривая институт ТОС с исторической точки зрения, можно прийти к выводу, что ТОС представляет собой форму участия. Так, в предшественнике ФЗ-131, Федеральном законе от 28.08.1995 N 154-ФЗ 27 статья имела название «Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления».

Однако, учитывая, что Глава 4 носила название «Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления», а 27 статья говорит о форме участия, то видно, что законодатель не проводит разницы между данными понятиями.

Согласно статье 3 Европейской Хартии местного самоуправления, право на местное самоуправление осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом.

В свою очередь, в Уставах муниципальных образований эти формы именуются по-разному: в Уставе муниципального образования города Краснодара название ст. 12, посвященной этому направлению, практически повторяет название гл. 5, анализируемого 131-ФЗ; в Уставе городского округа «Город Чита» это «участие населения в решении вопросов местного значения». В Уставе Северодвинска (Архангельская область) раздел называется «Участие населения в осуществлении местного самоуправления», в который включены главы: о местном референдуме; о муниципальных выборах и голосовании по отзыву депутата, Председателя Совета депутатов и изменению границ, преобразованию муниципального образования; другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления (собрания, публичные слушания, территориальное общественное самоуправление и проч.). Учитывая тот факт, что референдум, муниципальные выборы и т.д. безусловно рассматриваются в качестве осуществления местного самоуправления, можно вновь прийти к выводу о единстве данных понятий.

Также, в Положении о Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 18.08.2016 N 815 «О Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика», имеется следующая формулировка: «обеспечение эффективной «обратной связи» с жителями муниципальных образований, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах». В данном примере не был использован какой-либо союз, что показывает понимание данных понятий в единстве.

Определение Конституционного Суда РФ от 10 апреля 2002 г. N 92-О также показывает на смешивание данных понятий: «Из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 2 апреля 2002 года N 7-П, следует, что население муниципального образования как субъект права на самостоятельное осуществление муниципальной власти (статья 3, часть 2; статьи 12 и 130, часть 2, Конституции Российской Федерации) вправе защищать свои права и свободы, реализуемые на уровне местного самоуправления (статья 133 Конституции Российской Федерации), в различных не противоречащих закону формах (то есть речь идет о формах осуществления). Одной из таких форм участия населения (а здесь используют уже «участие», хотя продолжают говорить об одном и том же) в осуществлении местного самоуправления, предусмотренных главой IV Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является территориальное общественное самоуправление, порядок организации и осуществления которого определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 1 статьи 27)».

Таким образом, вернее всего не разграничивать данные понятия. При правоприменении данный факт не должен оказывать существенного влияния, поскольку дальше уже предоставленных полномочий ТОС выйти не может, властными функциями оно не обладает.

Например, Помазанский А.Е. Соотношение традиционных и новых форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления // Журнал российского права. 2019. N 11. С. 58 — 68.

Шугрина Е.С. Территориальное общественное самоуправление в России: институт власти или институт гражданского общества // Вестник Академии права и управления. 2017. N 1. С. 12 — 22.

Юридическая компания «Владправо» образована двумя адвокатами со опытом работы более 10 лет, имеющими успешный опыт управления проектами. Преимущество от сотрудничества с «Владправо» — это качественный юридический продукт за разумные деньги. Миссия компании: мы защищаем справедливость, сочетая высокий уровень компетенции с творческим подходом к адвокатской работе, смекалкой и полной самоотдачей ради достижения цели.

В результате усвоения материалов данной главы студент должен:

знать

• нормативное регулирование статуса различных форм адвокатских образований, порядка их создания и регистрации;

уметь

• анализировать, толковать и правильно реализовывать правовые нормы о формах адвокатских образований;

владеть

  • • навыками самостоятельной подготовки документов, связанных с созданием, регистрацией и деятельностью адвокатских образований;
  • • навыками объяснения целей и задач этих документов.

После получения адвокатского статуса каждый адвокат обязан избрать форму адвокатского образования, т.е. ту организацию, где он будет осуществлять свою адвокатскую деятельность. Закон об адвокатской деятельности предусматривает четыре вида адвокатских образований: адвокатский кабинет; коллегия адвокатов; адвокатское бюро; юридическая консультация.

ГК РФ закрепляет три формы адвокатских образования, являющихся юридическими лицами, — это коллегии адвокатов, адвокатское бюро или юридическая консультация. Адвокатскими образованиями, являющимися юридическими лицами, признаются некоммерческие организации, созданные в соответствии с законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре в целях осуществления адвокатами адвокатской деятельности (ст. 123.16-2 ГК РФ).

Законом установлены общие условия индивидуальной адвокатской деятельности в адвокатском кабинете и организации коллективной работы адвокатов с определенными особенностями в коллегии адвокатов, адвокатском бюро, юридической консультации. Необходимо также отметить, что в составе адвокатских образований могут трудиться не только адвокаты, но и стажеры адвоката, помощники адвоката, технический персонал; однако стажеры и помощники адвоката не обладают правами адвоката, они, как и технические сотрудники, де-юре работают по найму, их статус определяется трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных ст. 27 и 28 Закона об адвокатуре.

Прежде чем перейти к рассмотрению деятельности адвокатских образований, необходимо уяснить, как осуществляется взаимодействие адвокатской палаты, адвокатского образования, находящегося на территории субъекта РФ, и адвоката.

В и. 2 ст. 20 Закона об адвокатуре содержится норма о свободе выбора формы адвокатского образования и места осуществления адвокатской деятельности адвокатом. Именно поэтому адвокат, являющийся членом адвокатской палаты одного субъекта РФ, вправе осуществлять адвокатскую деятельность в адвокатском образовании, находящемся в ином субъекте РФ.

В соответствии с подп. 11 и 18 п. 3 ст. 31 Закона об адвокатской деятельности совет адвокатской палаты субъекта РФ содействует обеспечению адвокатских образований служебными помещениями, ведет реестр адвокатских образований и их филиалов на территории соответствующего субъекта РФ, а согласно п. 6 ст. 16 п. 4 ст. 17 также уведомляет о приостановлении или прекращении статуса адвоката адвокатское образование, в котором адвокат осуществлял адвокатскую деятельность.

Адвокатские образования, за исключением юридических консультаций, должны лишь предоставлять информацию советам адвокатских палат для ведения реестра адвокатских образований и их филиалов (п. 2 ст. 21, п. 7, 10 и 13 ст. 22 Закона об адвокатской деятельности).

В п. 5 ст. 20 КПЭА содержится важная норма относительно взаимоотношений между адвокатскими палатами и адвокатскими образованиями: «Не могут являться допустимым поводом для возбуждения дисциплинарного производства жалобы и обращения других адвокатов или органов адвокатских образований, возникшие из отношений по созданию и функционированию этих образований».

В то же время поправки, внесенные в КПЭА 8 апреля 2005 г. (п. 8 ст. 15), закрепили практику привлечения к ответственности адвоката — руководителя адвокатского образования (подразделения) за неисполнение решений органов адвокатской палаты и ФПА РФ, принятых в пределах их компетенции.

Адвокат самостоятельно избирает форму адвокатского образования и осуществляет свою деятельность только в одном адвокатском образовании, учрежденном в соответствии с законом.

О выборе формы адвокатского образования адвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты в трехмесячный срок со дня присвоения статуса адвоката либо внесения сведений об адвокате в региональный реестр после изменения им членства в адвокатской палате; либо возобновления статуса адвоката.

Адвокат изменяет форму адвокатского образования в случае:

ликвидации того или иного адвокатского образования с последующим учреждением адвокатского кабинета или созданием с другими адвокатами нового адвокатского образования, или вступления в члены адвокатского образования, ранее созданного другими адвокатами, или направления на работу в юридическую консультацию, учрежденную адвокатской палатой;

выхода из состава учредителей (членов) одного адвокатского образования с последующим учреждением адвокатского кабинета, или созданием с другими адвокатами нового адвокатского образования, или вступления в члены адвокатского образования, ранее созданного другими адвокатами, или направления на работу в юридическую консультацию, учрежденную адвокатской палатой;

преобразования коллегии адвокатов в адвокатское бюро или преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов;

изменения членства при переходе из одной палаты в другую, связанном, например, с переменой места жительства адвоката.

Адвокат, в соответствии с поди. 4 и. 1 ст. 7 Закона об адвокатуре и п. 6 ст. 15 КПЗ А, обязан выполнять решения органов адвокатской палаты и органов ФПА РФ, принятые в пределах их компетенции.

Адвокат также должен участвовать лично или материально в оказании юридической помощи бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре, или по назначению органа дознания, органа предварительного следствия, прокурора или суда в порядке, определяемом адвокатской палатой субъекта РФ (п. 7 ст. 15 КГТЭА).

При выборе между тремя основными формами адвокатских образований (адвокатским кабинетом, коллегией адвокатов и адвокатским бюро) адвокат сам решает, какая из них наиболее подходит лично ему.

Адвокат строит свои отношения с другими адвокатами на основе взаимного уважения и соблюдения их профессиональных прав.

Адвокат не вправе склонять лицо, пришедшее в адвокатское образование к другому адвокату, к заключению соглашения о предоставлении юридической помощи между собой и этим лицом.

Адвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты о принятии поручения на ведение дела против другого адвоката в связи с профессиональной деятельностью последнего.

Если адвокат принимает поручение на представление доверителя в споре с другим адвокатом, он должен сообщить об этом коллеге и при соблюдении интересов доверителя предложить окончить спор миром.

Отношения между адвокатами не должны влиять па защиту интересов участвующих в деле сторон. Адвокат не вправе поступаться интересами доверителя ни во имя товарищеских, ни во имя каких-либо иных отношений.

Рассмотрение форм адвокатских образований начнем с адвокатского кабинета, опосредующего индивидуальную деятельность адвоката.

Чаще всего наименование адвокатского кабинета в реестре адвокатских образований, который согласно поди. 18 и. 3 ст. 31 Закона об адвокатуре ведет совет адвокатской палаты, помимо указания на субъект РФ, на территории которого учрежден адвокатский кабинет, включает в себя полное имя адвоката (с указанием его фамилии, имени, отчества) и порядковый номер кабинета, присвоенный палатой при учреждении последнего.

Важное отличие этой формы адвокатской деятельности от других в том, что адвокатский кабинет не является юридическим лицом.

Спорным вопросом, связанным с созданием адвокатского кабинета, остается уведомительный порядок его учреждения самим адвокатом. Советы адвокатских палат, как правило, полагают необходимым заменить уведомительный порядок создания адвокатских кабинетов на разрешительный, а адвокаты, работающие в адвокатских кабинетах, возражают против подобного изменения Закона об адвокатской деятельности.

Согласно п. 6, 7 ст. 21 Закона об адвокатской деятельности адвокат вправе использовать для размещения адвокатского кабинета жилые помещения, принадлежащие ему либо членам его семьи на праве собственности, с согласия последних, а жилые помещения, занимаемые адвокатом и членами его семьи по договору найма, могут использоваться адвокатом для размещения адвокатского кабинета с согласия наймодателя и всех совершеннолетних лиц, проживающих совместно с адвокатом.

Данные нормы являются еще одним отличием статуса адвокатского кабинета от других форм адвокатских образований деятельности.

Закон не запрещает иметь адвокату дополнительные помещения адвокатского кабинета, которые могут находиться и на территории другого субъекта РФ. При этом на них распространяется режим адвокатской тайны в силу п. 3 ст. 8 Закона об адвокатуре.

Адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, приравниваются в отношении порядка ведения учета хозяйственных операций к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Адвокат, учредивший адвокатский кабинет, открывает счета в банках в соответствии с законодательством, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием адвокатского кабинета, содержащим указание на субъект РФ, на территории которого учрежден адвокатский кабинет.

Соглашения об оказании юридической помощи в адвокатском кабинете заключаются между адвокатом и доверителем и регистрируются в документации адвокатского кабинета.

Адвокат в адвокатском кабинете вправе но трудовому договору принимать на работу наемный персонал: секретаря, помощников, стажеров, бухгалтеров и т.д.

Однако, несмотря на определенные преимущества работы адвоката в адвокатском кабинете, есть и существенные риски, которые связаны в основном с повышенной вероятностью привлечения к ответственности за нарушения налоговой отчетности адвокатов, отсутствием оперативной и действенной поддержки коллег в случае возникновения серьезных конфликтов с правоохранительными органами и доверителями, затруднениями в информационном взаимодействии с советами адвокатских палат.

Закон об адвокатской деятельности предусматривает две учреждаемые самими адвокатами коллективные формы адвокатских образований: коллегию адвокатов и адвокатское бюро.

Коллегия адвокатов — наиболее распространенная на сегодняшний день коллективная форма адвокатских образований, именно ее, по данным ФПА РФ, выбрало подавляющее большинство российских адвокатов. Коллегии адвокатов могут образовывать свои филиалы не только в субъектах РФ, в которых учреждены сами коллегии, по и в других субъектах Федерации, а также в зарубежных государствах.

Адвокатское бюро — это форма адвокатского образования, основанная на заключенном в письменной форме партнерском договоре между двумя и более адвокатами.

Анализ ст. 22 и 23 Закона об адвокатуре позволяет выделить сходства и различия двух форм адвокатских образований.

Сходства коллегии адвокатов и бюро:

  • 1) являются коллективными формами адвокатских образований;
  • 2) их вправе учредить адвокаты только из одного реестра адвокатов;
  • 3) являются юридическими лицами;
  • 4) считаются учрежденными с момента их государственной регистрации;
  • 5) вклады учредителей принадлежат им на праве собственности;
  • 6) могут быть преобразованы только в иную коллективную форму адвокатского образования («друг в друга»);
  • 7) их члены (адвокаты) несут личную профессиональную ответственность перед доверителями;
  • 8) вправе открывать филиалы;
  • 9) обязаны уведомлять адвокатскую палату об изменениях состава своих членов-адвокатов;
  • 10) являются некоммерческими организациями (основные цели — не получение прибыли, а организация адвокатской деятельности своих членов-адвокатов, упорядочение взаимоотношений между адвокатами-чле- нами и между данными адвокатскими образованиями и третьими лицами);
  • 11) являются налоговыми агентами для своих членов-адвокатов, а также их представителями по доходам, полученным ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности, а также их представителями по расчетам с доверителями и третьими лицами и другим вопросам, предусмотренным учредительными документами коллегии и бюро.

Различия коллегии адвокатов и бюро.

  • 1. В отличие от коллегии, в адвокатском бюро имеются адвокаты-партнеры. Согласно п. 3 ст. 23 Закона об адвокатуре в соответствии с партнерским договором адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. При этом, норма о том, что партнерский договор содержит конфиденциальную информацию, содержащуюся в ст. 23 Закона об адвокатуре, была исключена Федеральным законом от 11 июля 2011 г. № 200-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации”». Кроме того, партнерский договор не предоставляется для государственной регистрации адвокатского бюро.
  • 2. Различный субъектный состав при заключении соглашения об оказании юридической помощи. При членстве адвоката в коллегии стороной такого соглашения является адвокат. В отличие от коллегии в бюро стороной в данном соглашении будет не конкретный адвокат, а все адвокаты — партнеры бюро. В силу п. 5 ст. 23 Закона об адвокатуре соглашение об оказании юридической помощи с доверителем заключается управляющим партнером или иным партнером от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей.
  • 3. Общая ответственность адвокатов бюро перед доверителями. Адвокаты — партнеры бюро, в отличие от адвокатов — членов коллегии, несут общую ответственность перед всеми доверителями, с которыми управляющий или иной партнер заключил соглашения об оказании юридической помощи. Солидарная ответственность адвокатов — партнеров бюро установлена п. 7 ст. 23 Закона об адвокатской деятельности: «С момента прекращения партнерского договора его участники несут солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам в отношении доверителей и третьих лиц».
  • 4. Наличие срока действия партнерского договора в бюро, в отличие от коллегии адвокатов, которая создается, по общему правилу, на неопределенный срок. Истечение срока действия партнерского договора влечет прекращение деятельности адвокатского бюро.
  • 5. Запрет адвокатам заключать соглашения об оказании юридической помощи с момента прекращения партнерского договора в бюро (п. 12 ст. 23 Закона об адвокатуре).
  • 6. Особый порядок хранения досье (производств) адвокатов, вышедших из бюро. Согласно п. 8 ст. 23 Закона об адвокатской деятельности при выходе из партнерского договора одного из партнеров он обязан передать управляющему партнеру производства по всем делам, по которым оказывал юридическую помощь.

Следует также указать, что адвокатские бюро чаще всего создаются для специализации в сфере оказания правовой помощи организациям («бизнес-адвокатуры»).

В п. 1 ст. 24 Закона об адвокатуре определено, что в случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ учреждает юридическую консультацию.

Юридические консультации могли бы решить эту многолетнюю проблему при желании их создавать. Юридическая консультация является некоммерческой организацией. Вопросы создания, реорганизации, преобразования, ликвидации и деятельности юридической консультации регулируются ГК РФ, Федеральным законом 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Законом об адвокатуре.

После согласования с органом исполнительной власти субъекта РФ условий, предусмотренных подп. 4 и. 3 ст. 24 Закона об адвокатуре, совет адвокатской палаты принимает решение об учреждении юридической консультации, утверждает кандидатуры адвокатов, направляемых для работы в юридической консультации, и направляет заказным письмом уведомление об учреждении юридической консультации в орган исполнительной власти субъекта РФ.

Совет адвокатской палаты утверждает порядок, в соответствии с которым адвокаты направляются для работы в юридических консультациях. При этом советом адвокатской палаты может быть предусмотрена выплата адвокатам, осуществляющим профессиональную деятельность в юридических консультациях, дополнительного вознаграждения за счет средств адвокатской палаты.

Право адвоката на свободный выбор кабинета, коллегии или бюро не вызывает сомнений, а вот обязательность согласия адвоката при его направлении для работы в юридическую консультацию не закреплена в виде однозначно понимаемой нормы в Законе об адвокатуре, положение п. 2 ст. 20 которого о добровольности выбора адвокатом формы адвокатского образования не упоминается в специальных нормах, касающихся юридических консультаций. Совет адвокатской палаты утверждает порядок направления адвокатов для работы в юридических консультациях и непосредственно направляет конкретного адвоката в ту или иную юридическую консультацию (п. 4 и 5 ст. 24 Закона об адвокатуре).

Юридическая консультация — единственная форма адвокатских образований, которая учреждается не самими адвокатами, а советом региональной адвокатской палаты по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации в судебном районе, в котором на одного федерального судыо приходится менее двух адвокатов.

Фактически юридические консультации должны создаваться в малонаселенных и отдаленных местностях, где иные адвокатские образования не могут работать в условиях самофинансирования по причине отсутствия минимально необходимого количества платежеспособного населения. Бремя основных материально-технических и финансовых затрат по обеспечению деятельности юридических консультаций возлагается на государство в лице соответствующих субъектов РФ.

Практикум

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Каковы формы адвокатских образований?
  • 2. Чем отличается коллегия адвокатов от адвокатского бюро?
  • 3. В чем сходство коллегии адвокатов и адвокатского бюро?
  • 4. Кто вправе учредить юридическую консультацию и в каком случае?
  • 5. Где регистрируются адвокатские образования?
  • 6. Каков перечень документов, необходимых для регистрации адвокатских образований?
  • 7. Какие документы представляются в регистрирующий орган при реорганизации адвокатского бюро в коллегию адвокатов?
  • 8. Какому суду подведомственны дела но экономическим спорам, если стороной в деле является адвокатский кабинет?

Тесты

  • 1. Для размещения адвокатского кабинета в помещении, занимаемом им но договору социального найма:
    • а) требуется согласие только наймодателя;
    • б) не требуется согласие наймодателя;
    • в) требуется согласие наймодателя и всех совершеннолетних лиц, проживающих с наймодателем.
  • 2. Коллегия адвокатов может быть преобразована:
    • а) в адвокатское бюро;
    • б) в юридическую консультацию;
    • в) в общество с ограниченной ответственностью;
    • г) в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации.
  • 3. Юридическая консультация может быть учреждена:
    • а) адвокатами по инициативе Совета адвокатской палаты субъекта РФ;
    • б) Федеральной палатой адвокатов РФ по представлению Совета адвокатской палаты любого субъекта Российской Федерации;
    • в) Советом адвокатской палаты субъекта РФ по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
  • 4. Какое количество помещений адвокат вправе использовать под адвокатский кабинет:
    • а) только одно;
    • б) не более трех;
    • в) неограниченное количество помещений.
  • 5. Адвокат, учредивший адвокатский кабинет, приравнивается в отношении порядка ведения учета хозяйственных операций:
    • а) к индивидуальным предпринимателям;
    • б) к юридическим лицам;
    • в) обладает самостоятельным статусом.

Задачи

1. Юрист II. успешно сдал квалификационный экзамен на получение статуса адвоката.

Какие даш/ейшие действия он должен предпринять, чтобы заниматься адвокатской деятельностью ?

2. 11есколько адвокатов решили учредить коллегию адвокатов.

Напишите основные положения, которые должен содержать устав.

3. Адвокат решил учредить адвокатский кабинет.

В какие государственные органы он должен обратиться для государственной регистрации и учета ? Составьте перечень этих органов и список требуемых в соответствии с законодательством документов.

4. Парт! юры адвокатского бюро решили преобразовать его в коллегию адвокатов.

Какие документы они должны подать в налоговый орган? Составьте эти документы.

5. В результате действий Р., являющегося одним из трех партнеров адвокатского бюро, его доверителю К. был причинен материальный ущерб в размере 100 000 руб.

В каких пропорциях партнеры должны возместить ущерб К.? Вправе ли они в дальнейшем взыскать уплаченные доверителю денежные средства с партнера Р.? Составьте соглашение между адвокатским бюро и доверителем, касающееся урегулирования данной ситуации.

Литература

Адвокатура России: учебник для магистров / под ред. С. С. Юрьева. — 3-е изд., 2015. — (Глава 8).

Нормативные правовые источники

  • 1. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
  • 2. Федеральный закон от 11 июля 2011 г. № 200-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации”».
  • 3. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
  • 4. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  • Один из партнеров адвокатского бюро решил выйти из его состава. Какие действия он должен для этого совершить? Составьте необходимые документы, оформляющие данную процедуру.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх