164 часть 2

1. Хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, независимо от способа хищения —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового либо лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

2. То же деяние:

а) совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) повлекшее уничтожение, порчу или разрушение предметов или документов, указанных в части первой настоящей статьи, —

наказывается лишением свободы на срок до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

См. все связанные документы >>>

1. Уголовный кодекс РФ предусматривает специальный вид хищения, выделенный в самостоятельный состав преступления с учетом особенностей предмета преступления — хищение предметов, имеющих особую ценность.

2. Предметом данного вида хищения могут выступать предметы или документы, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценность. Ими могут быть старинные рукописи, уникальные музейные экспонаты или произведения искусства и любые другие предметы, а также документы, обладающие не просто значительной, а особой ценностью не по товарной стоимости, а в силу уникальности и важности для развития и преемственности культуры или науки. Хищение предметов, имеющих особую ценность, должно квалифицироваться одинаково независимо от способа хищения.

3. Хищение особо ценных предметов образует квалифицированный состав, если оно совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «а» ч. 2) либо повлекло уничтожение, порчу или разрушение предметов или документов, на которые было направлено посягательство (п. «в» ч. 2).

4. Уничтожение предмета или документа означает прекращение его физического существования.

Под разрушением предмета преступления следует понимать причинение ему такого вреда, при котором предмет перестает существовать как единое целое, но сохраняются его отдельные фрагменты.

Порча предмета или документа означает причинение ему такого вреда, который требует серьезных усилий по реставрации или ремонту.

Ирина НЕСТРУГИНА, начальник КРО в г. Харькове

В соответствиис Законом о ГКРС органам государственной контрольно-ревизионной службы (далее — ГКРС) предоставлено право налагать в случаях, предусмотренных законодательными актами, на руководителей и других должностных лиц подконтрольных учреждений административные взыскания.

Применение органами ГКРС мер админвоздействия должно осуществляться в рамках их компетенции, строго в соответствии с требованиями законодательства. Никто не может быть подвергнут мерам воздействия в связи с админправонарушением, если это противоречит действующему законодательству и порядку, определенному нормативно-правовыми актами.

Органы ГКРС имеют право составлять протоколы об админправонарушениях по следующим статьям КУоАП:

— 1642 «Нарушение законодательства по финансовым вопросам»;

— 16412 «Нарушение законодательства о бюджетной системе Украины»;

— 16414 «Нарушение законодательства об осуществлении закупки товаров, работ и услуг за государственные средства»;

— 1666 «Нарушение порядка подачи финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета при ликвидации юридического лица».

Согласно п. 2 раздела ІІ Порядка № 52 от имени органов ГКРС протоколы имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица ГлавКРУ, контрольно-ревизионных управлений в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, а также контрольно-ревизионных подразделений (отделов, групп) в районах, городах и районах в городах, в том числе межрайонных контрольно-ревизионных отделов.

Факт совершения админправонарушения устанавливается в процессе или по результатам ревизии или проверки предприятия, учреждения, организации и фиксируется составленными ревизионными материалами (акт ревизии, промежуточный акт, акт о препятствовании в проведении ревизии (недопущении к ревизии, непредоставлении бухгалтерских документов). Должностные лица ГКРС при установлении на предприятиях, в учреждениях или организациях фактов нарушений, за которые виновные лица подлежат привлечению к ответственности, отражают их в актах ревизий и составляют протокол об админправонарушениях. Протоколы об админправонарушениях составляют во всех случаях, когда нарушение совершено в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей (действия или бездействия) должностными и другими лицами предприятия, учреждения или организации.

В случае совершения административного правонарушения несколькими лицами протокол составляется в отношении каждого из таких лиц, в случае совершения одним лицом нескольких административных правонарушений протоколы составляются в отношении каждого из совершенных правонарушений.

Протоколы составляются в двух экземплярах, один из которых остается в органе ГКРС, а второй под роспись вручается лицу, привлекаемому к административной ответственности.

Следует обратить внимание на то, что работник ГКРС при составлении протокола должен разъяснить лицу, привлекаемому к админответственности, его права, предусмотренные ст. 268 КУоАП и ст. 63 Конституции.

В частности, в соответствии со ст. 268 КУоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, имеет право: знакомиться с материалами дела, давать объяснения, предоставлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, другого специалиста в области права, который в соответствии с законом имеет право на оказание правовой помощи лично или по поручению юридического лица, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу.

Согласно ст. 63 Конституции лицо не несет ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников,круг которых определяется законом.

Дела об административных правонарушениях по ст. 1642 и 1666 КУоАП рассматривают и налагают административные взыскания от имени органа ГКРС Председатель ГлавКРУ и его заместители, начальники контрольно-ревизионных управлений в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе и их заместители (п. 1 раздела ІІІ Порядка № 52).

Дела по нарушению законодательства по ст. 16412 и 16414 КУоАП согласно п. 1 раздела IV Порядка № 52 рассматриваются судом.

Рассмотрим, какие виды админправонарушений предусмотрены указанными статьями КУоАП,а также размеры админвзысканий.

Ответственность за нарушение законодательства по финансовым вопросам

Согласно ст. 1642 КУоАП админответственность предусмотрена за следующие нарушения (см. табл. 1).

Таблица 1

Нарушения согласно ст. 1642

Суть административного правонарушения

Сокрытие в учете валютных и других доходов, непроизводительных расходов и убытков

Занижение в учете объема реализации продукции или услуг; несвоевременное отражение в учете поступлений денежных средств; завышение себестоимости (расходов) продукции, работ, услуг; занижение прибыли; сокрытие кредиторской или дебиторской задолженности и т. п.

Отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка

Отсутствие или ненадлежащее оформление бухгалтерских учетных документов: главной книги; первичных учетных документов, карточек и книг складского учета; неполное или несвоевременное отражение в учетных документах хозяйственных операций; неправильное начисление и выплата заработной платы, надбавок, пособий, отпускных; неправильное определение совокупного дохода семьи; неправильное отражение учета расчетов с бюджетом

Внесение ложных данных в финансовую отчетность, неподача финансовой отчетности

Несоответствие финансовой отчетности данным бухгалтерского учета

Несвоевременное или некачественное проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей

Непроведение инвентаризации в течение отчетного периода; неполная инвентаризация; ненадлежащее документальное оформление инвентаризации и т. п.

Нарушение правил ведения кассовых операций

Отсутствие или ненадлежащее ведение кассовой книги; неправильное оформление кассовых документов; превышение лимита наличных в кассе; несвоевременная сдача наличных в учреждение банка и т. п.

Препятствование работникам государственной контрольно-ревизионной службы в проведении ревизий и проверок

Недопущение к проведению ревизии, проверки; непредоставление по требованию ревизора необходимых для проведения ревизии (проверки) бухгалтерских и других документов

Непринятие мер по возмещению за счет виновных лиц убытков от недостач, растрат, краж и бесхозяйственности

Несвоевременное возмещение убытков, невозмещение убытков до окончания срока исковой давности, неприменение мер по возмещению таких убытков в установленном законодательством порядке (приказом руководителя, через суд) и т. п.

Указанные нарушения влекут за собой наложение штрафа в размере от 8 до 15 ннмдг* (от 136 грн. до 255 грн.).

* Не облагаемый налогом минимум доходов граждан, равный 17 грн.

Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто админвзысканию за одно из указанных правонарушений, влекут за собой наложение штрафа от 10 до 20 ннмдг (от 170 грн. до 340 грн.).

К админответственности за нарушение законодательства по финансовым вопросам привлекаются все лица, в том числе должностные, совершившие админправонарушения. Ответственность за такие правонарушения предусмотрена нормативно-правовыми актами и/или должностными инструкциями (обязанностями). В частности, согласно п. 3 ст. 8 Закона о бухучете ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранность обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока (но не менее трех лет) несет собственник или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющие руководство предприятием.

Несоблюдение на предприятии, в учреждении или организации установленных единых методологических принципов бухгалтерского учета, составление и подача с нарушением установленных сроков финансовой отчетности, отсутствие контроля за отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций являются основанием для привлечения к административной ответственности главного бухгалтера или лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета предприятия (п. 7 ст. 8 Закона о бухучете).

Согласно совместному приказу Министерства финансов Украины и Главного управления Госказначейства Украины «Об утверждении Инструкции по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений» от 30.10.98 г. № 90 ответственность за организацию инвентаризации, правильное и своевременное ее проведение несет руководитель учреждения. Главный бухгалтер совместно с руководителями соответствующих подразделений и служб обязан осуществлять контроль за соблюдением установленных правил проведения инвентаризации. Члены инвентаризационных комиссий (рабочие инвентаризационные комиссии) несут ответственность в установленном законом порядке за внесение в опись неверных данных о фактических остатках материальных ценностей с целью сокрытия недостач или излишков материальных ценностей.

Кроме того, на руководителя учреждения также возлагается ответственность за нарушение порядка ведения операций с наличными, предусмотренных п. 7.3 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 15.12.2004 г. № 637.

Ответственность за нарушение законодательства о бюджетной системе Украины

Согласно ст. 16412 КУоАП админответственность предусмотрена за следующие правонарушения (см. табл. 2).

Таблица 2

Нарушения согласно ст. 16412

Суть административного правонарушения

Нецелевое использование бюджетных средств

Расходование бюджетных средств на цели, которые не соответствуют бюджетным назначениям, установленным законом о госбюджете или решением соответствующего совета о местном бюджете; расходование бюджетных средств на цели, не соответствующие бюджетным ассигнованиям (объемам, утвержденным в смете); расходование бюджетных средств и проведение финансово-хозяйственных операций по несоответствующим кодам экономической и/или функциональной классификации расходов; использование субвенции, полученной из бюджета вышестоящего уровня, на цели, не соответствующие определенной цели; осуществление из местных бюджетов расходов, не отнесенных БКУ к расходам местных бюджетов

Несоблюдение порядка проведения операций с бюджетными средствами, установленного действующим бюджетным законодательством

Осуществление расходов из государственного и местных бюджетов вопреки нормам ч. 1 ст. 46 и ст. 79 БКУ (в случае несвоевременного принятия закона о госбюджете или решения о местном бюджете ежемесячные расходы соответствующего бюджета не могут превышать 1/12 объема расходов, определенных на предыдущий бюджетный период); невыполнение требований законодательства по предоставлению и возврату бюджетных средств, полученных на возвратной основе; невозврат распорядителями бюджетных средств субвенции, использованной не по назначению, в течение бюджетного года; размещение вопреки законодательству бюджетных средств на банковских депозитах или передача их на доверительное управление, открытие счетов вне системы Госказначейства или финансового органа; проведение предоплаты (авансовых платежей) с нарушением законодательства; несоблюдение очередности платежей, установленных законодательством; осуществление бюджетными учреждениями заимствований в любой форме или предоставление за счет бюджетных средств займов юридическим и физическим лицам, кроме случаев, предусмотренных в законе о госбюджете; несоблюдение порядка выделения и использования средств из резервного фонда

Такие нарушения влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 70 ннмдг (от 510 грн. до 1190 грн.).

Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения админвзыскания, влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от 70 до 100 ннмдг (от 1190 грн. до 1700 грн.).

Ответственность за нарушение законодательства о бюджетной системе несут только должностные лица.

Должностными лицами считаются руководители, заместители руководителей и другие работники предприятий, учреждений и организаций, в должностные обязанности которых входит осуществление организационно-распорядительных функций, за невыполнение (ненадлежащее выполнение) которых КУоАП установлена ответственность (лица, имеющие право первой подписи финансовых документов).

Прежде всего это должностные лица, на которых возложено выполнение функций распорядителей бюджетных средств. Распорядители бюджетных средств — это бюджетные учреждения и организации в лице их руководителей, уполномоченные на получение ассигнований, взятие обязательств и осуществление расходов из бюджета.

Ответственность за нарушение законодательства об осуществлении закупки товаров, работ и услуг за государственные средства

Согласно ст. 16414 КУоАП админответственность предусмотрена за следующие правонарушения (см. табл. 3).

Таблица 3

Нарушения согласно ст. 16414

Суть административного правонарушения

Закупка товаров, работ и услуг за государственные средства без применения определенных законом* процедур

Неприменение процедур закупок за госсредства, определенных Положением № 921, если стоимость закупки товара (товаров), услуги (услуг) равняется или превышает 100 тыс. грн., а работ — 300 тыс. грн.

Применение процедур закупок с нарушением законодательства о закупках товаров, работ и услуг за государственные средства

Оформление тендерной документации с нарушением законодательства об осуществлении закупки товаров, работ и услуг за госсредства; оценка тендерных предложений, которые не отвечают критериям и методике оценки для определения наилучшего тендерного предложения, содержащегося в тендерной документации; заключение с участником, ставшим победителем торгов, договора о закупке товаров, работ и услуг за госсредства по ценам и в объеме, не соответствующим требованиям тендерной документации

Необнародование информации о закупках товаров, работ и услуг за государственные средства в соответствии с требованиями законодательства

Необнародование объявления о запланированной закупке на веб-сайтах заказчиков или главных распорядителей бюджетных средств в разделе «Государственные закупки» и в печатных средствах массовой информации общегосударственной сферы распространения, годового плана государственных закупок и изменений к нему в Интернете (на собственном веб-сайте или при его отсутствии на веб-сайте главного распорядителя государственных средств).

Неопубликование объявления о запланированной закупке или о проведении предварительной квалификации в информационном бюллетене «Вестник государственных закупок» и на веб-портале по вопросам государственных закупок, объявление о принятии решения об отмене торгов или признании их несостоявшимися (если такое имело место) в информационном бюллетене «Вестник государственных закупок», а также объявления о результатах открытых торгов, двухступенчатых торгов и торгов с ограниченным участием в информационном бюллетене «Вестник государственных закупок»

Несоблюдение условий защиты отечественного рынка

Несоблюдение требований п. 2 раздела ІІ Закона № 694,которым определено, что с целью защиты отечественной экономики от последствий мирового финансово-экономического кризиса временно, до 01.01.2011 г., закупка товаров, работ и услуг за государственные средства должна осуществляться у отечественных производителей этих товаров, работ и услуг (юридических и физических лиц), кроме товаров, не производимых в Украине. Непредоставление преимуществ тендерному предложению предприятий общественных организаций инвалидов

Неподача в установленном порядке отчета о результатах осуществления процедур закупок товаров, работ и услуг, отражение недостоверных сведений в отчете о результатах осуществления выбранной процедуры

Неподача в установленном порядке отчета о результатах осуществления процедур закупок товаров, работ и услуг, отражение недостоверных сведений в отчете о результатах осуществления выбранной процедуры в соответствии с требованиями, определенными Положением № 921. Несоблюдение требований приказа № 61 по составлению отчетов о результатах осуществления процедуры закупки

Непрохождение обучения или повышения квалификации по вопросам организации и осуществления процедур закупок в соответствии с требованиями закона

Несоблюдение требований п. 18 Положения № 921, касающихся прохождения председателем, заместителем председателя и секретарем тендерного комитета обучения (повышения квалификации) в сфере закупок и получение документа о прохождении обучения в порядке, установленном уполномоченным органом

Непредоставление информации, документов и материалов в случаях, предусмотренных законом

Непредоставление информации, документов и материалов органам и службам, которые в соответствии с п. 93 Положения № 921 осуществляют контроль в сфере государственных закупок

* Закон Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» от 22.02.2000 г. № 1490-III утратил силу на основании Закона Украины «О признании утратившим силу Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» от 20.03.2008 г. № 150-VI. В настоящее время следует руководствоваться Положением № 921.

Такие нарушения влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц от 150 до 350 ннмдг (от 2550 грн. до 5950 грн.).

За те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения админвзыскания, за одно из указанных правонарушений налагается штраф на должностных лиц от 350 до 500 ннмдг (от 5950 грн. до 8500 грн.).

Ответственность за нарушение порядка подачи финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета при ликвидации юридического лица

Статьей 1666 КУоАП предусмотрена админответственность за нарушение порядка подачи финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета при ликвидации юридического лица. Согласно этой статье админответственность предусмотрена за следующие правонарушения (см. табл. 4).

Таблица 4

Нарушения согласно ст. 1666

Суть административного правонарушения

Размер штрафа

Неподача или несвоевременная подача, подача не по установленной форме или недостоверной финансовой отчетности, ликвидационного баланса, связанных с ликвидацией юридического лица, председателем ликвидационной комиссии, ликвидатором, другими ответственными лицами, привлеченными к ликвидации юридического лица

Невыполнение или несвоевременное выполнение решений, принятых соответствующими органами о подаче или несвоевременной подаче, подаче не по установленной форме или недостоверной финансовой отчетности, ликвидационного баланса, связанных

с ликвидацией юридического лица; искажение сводной финансовой отчетности; невключение в финансовую отчетность отдельных показателей финансово-хозяйственной деятельности ликвидируемого юридического лица и т. п.

От 30 до 60 ннмдг (от 510 грн. до 1020 грн.)

Подача недостоверной финансовой отчетности, ликвидационного баланса, связанных с ликвидацией юридического лица, председателем ликвидационной комиссии, ликвидатором, другими ответственными лицами, привлеченными к ликвидации юридического лица

Включение в финансовые показатели финансовой отчетности данных, не соответствующих данным аналитического, или синтетического, или оперативного бухгалтерского, или налогового учета; невключение в финансовую отчетность отдельных показателей финансово-хозяйственной деятельности ликвидируемого юридического лица и т. п.

От 30 до 60 ннмдг (от 510 грн. до 1020 грн.)

Ведение с нарушением установленного порядка бухгалтерского учета хозяйственных операций, связанных с ликвидацией юридического лица, включая оценку имущества и обязательств юридического лица и составление ликвидационного баланса, осуществляемые ответственными за это лицами

Отсутствие или ненадлежащее оформление первичных или сводных бухгалтерских документов; непроведение инвентаризации всех статей баланса; безосновательное списание дебиторской задолженности или занижение ее размеров; завышение кредиторской задолженности (обязательств) или безосновательное непогашение кредиторской задолженности;

неосуществление дооценки балансовой стоимости необоротных активов до их справедливой стоимости; неосуществление индексации балансовой стоимости основных средств или дооценки материальных ценностей бюджетного учреждения в установленном порядке и т. п.

От 30 до 60 ннмдг(от 510 грн. до 1020 грн.)

Уклонение председателя ликвидационной комиссии, ликвидатора, других ответственных лиц, привлеченных к ликвидации юридического лица, от организации ведения бухгалтерского учета хозяйственных операций, связанных с ликвидацией юридического лица, включая оценку имущества и обязательств юридического лица и составление ликвидационного баланса

Неприменение организационных мер по ведению бухгалтерского учета хозяйственных операций, связанных с ликвидацией юридического лица, включая оценку имущества и обязательств юридического лица и составление ликвидационного баланса; невыполнение требований уполномоченных органов по устранению в определенный срок выявленных нарушений ведения бухгалтерского учета хозяйственных операций, связанных с ликвидацией юридического лица, составления финансовой отчетности, ликвидационного баланса

От 40 до 100 ннмдг (от 680 грн. до 1700 грн.)

Указанные выше действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто админвзысканию за такие же нарушения, влекут за собой наложение штрафа в размере от 50 до 120 ннмдг (от 850 грн. до 2040 грн.).

Ответственность за нарушение порядка подачи финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета при ликвидации юридического лица несут председатель ликвидационной комиссии, ликвидатор, другие ответственные лица, привлеченные к ликвидации юридического лица (ст. 1666 КУоАП).

Применение административных взысканий

К админответственности, предусмотренной указанными выше статьями КУоАП, привлекаются виновные лица, если такие нарушения по своему характеру не влекут за собой криминальной ответственности. Если по результатам ревизии (проверки) возбуждено уголовное дело, то по фактам, по которым оно было возбуждено, к должностным лицам админвзыскания не применяются. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или закрытия уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков админправонарушения, может быть наложено админвзыскание не позднее чем через месяц со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его закрытии.

Также следует обратить внимание на п. 9 Порядка № 52, которым определено, что в случае когда при рассмотрении дела орган (должностное лицо) придет к выводу, что в нарушении имеются признаки преступления, он передает материалы прокурору, органу досудебного следствия или дознания.

Необходимым условием привлечения к админответственности является вина лица, поскольку согласно ст. 9 КУоАП админправонарушением (проступком) признается противоправное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие.

Согласно п. 2 раздела ІІІ Порядка № 52 орган (должностное лицо) ГКРС, уполномоченный рассматривать дело об административном правонарушении, уведомляет лицо, привлекаемое к админответственности, о времени и месте рассмотрения возбужденного в отношении его дела об административном правонарушении. Такое уведомление оформляется письмом на бланке органа ГКРС и направляется заказным почтовым отправлением или вручается под роспись.

Дела об административном правонарушении по ст. 1642 и 1666 КУоАП рассматриваются в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. При отсутствии этого лица дело может быть рассмотрено только в случаях, когда есть данные о своевременном его уведомлении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.

Согласно п. 3 раздела ІІІ Порядка № 52 должностное лицо соответствующего органа ГКРС, которое рассматривает дело об административном правонарушении, действует по своему внутреннему убеждению, которое основывается на всестороннем, полном, объективном и беспристрастном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь нормами законодательства и правосознанием.

При этом во время рассмотрения дела выясняется: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягощающие ответственность, причинен ли имущественный вред, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения дела.

Постановления, вынесенные по делам согласно ст. 1642 и 1666 КУоАП в соответствии с п. 10 раздела ІІІ Порядка № 52,оглашаются немедленно после рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней вручается под роспись или направляется заказным письмом лицу, в отношении которого вынесено постановление, о чем делается соответствующая отметка в деле с указанием даты отправления.

Формы и содержание протокола и постановления об админнарушениях утверждены Порядком № 52.

Следует иметь в виду, что КУоАП не предусмотрено освобождение от админответственности лица, совершившего админправонарушение, в связи с его увольнением с работы до начала проведения ревизии. Следовательно, лица, виновные в нарушении требований КУоАП, которые уволены с работы (выбыли в отпуск) до начала проведения ревизии, несут админответственность на общих основаниях и привлекаются к ответственности в пределах сроков, установленных ст. 38 КУоАП. Согласно этой статье админвзыскание может быть наложено не позднее чем через два месяца со дня совершения правонарушения, а при продолжающемся правонарушении — два месяца со дня его выявления.

Если дела об административных правонарушениях в соответствии с КУоАП или другими законами подведомственны суду (судье), взыскание может быть наложено не позднее чем через три месяца со дня совершения правонарушения, а при продолжающемся правонарушении — не позднее чем через три месяца со дня его выявления.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или его закрытия при наличии в действиях нарушителя признаков админправонарушения админвзыскание может быть наложено не позднее чем через месяц со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его закрытии.

В конце обратим ваше внимание на то, что постановление по делу об админправонарушениях, вынесенное органами (должностными лицами) ГКРС, может быть обжаловано в соответствии с разделом ІV Порядка № 52.

Постановление судьи по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со ст. 294 КУоАП.

Нормативные документы

Конституция — Конституция Украины от 28.06.96 г.

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 21.06.2001 г. № 2542-III.

Закон о ГКРС — Закон Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-III.

Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Закон № 694 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по минимизации воздействия финансового кризиса на развитие отечественной промышленности» от 18.12.2008 г. № 694-VI.

Положение № 921 — Положение о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденное постановлением КМУ от 17.10.2008 г. № 921.

Порядок № 52 — Порядок оформления органами государственной контрольно-ревизионной службы в Украине материалов об административных правонарушениях, утвержденный приказом Главного контрольно-ревизионного управления Украины от 12.03.2009 г. № 52.

Приказ № 61 — приказ Министерства экономики Украины «Об утверждении форм документов в сфере государственных закупок» от 30.01.2009 г. № 61.

Кудаев Сергей Анатольевич

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры специальных дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД России (филиала) Краснодарского университета МВД России

Максимов Павел Викторович

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России

_(тел.: +78612583596)

Статья 164 Уголовного кодекса Российской Федерации: проблемы применения и перспективы законодательного регулирования

В статье исследуются некоторые проблемы совершенствования уголовного законодательства об ответственности за преступления против культурных ценностей. Авторами проанализированы предложения по правовой модернизации состава преступления, предусмотренного ст. 164 Уголовного кодекса Российской Федерации. На его основе предложены решения проблемных вопросов квалификации преступления, а также изменения в действующее уголовное законодательство.

Ключевые слова: культурные ценности, совершенствование уголовного законодательства о преступлениях против собственности, статья 164 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Article 164 of the Criminal Code of the Russian Federation: challenges and prospects for legislative regulation

Как известно, основным средством уголовно-правовой защиты предметов и документов, имеющих особую ценность, от преступных посягательств является ст. 164 Уголовного кодекса РФ. Анализируемая статья размещена в главе 21 (Преступления против собственности) раздела VIII (Преступления в сфере экономики) УК РФ и состоит из двух частей, первая из которых устанавливает ответственность за тяжкое преступление, а вторая — за особо тяжкое.

Анализ материалов уголовных дел, опубликованной судебной практики и юридической литературы свидетельствует о том, что при квалификации таких хищений нередко допускается масса ошибок , а в ходе ее осуществления возникают многочисленные трудности . Для уголовно-правовой борьбы с хищениями имеющих особую ценность предметов или документов такая ситуация представляет ощутимую угрозу.

Корень проблемы нам видится именно в недостатках самой ст. 164 УК РФ, прямым следствием которых являются многочисленные дискуссии в ученой среде и затруднения среди практических работников, возникающие по поводу буквально каждого из элементов анализируемого состава преступления. Перечислим лишь наиболее проблемные из них.

Диспозиция ч. 1 ст. 164 УК РФ определяет предмет рассматриваемого вида хищения как предмет или документ, имеющий особую историческую, научную, художественную или культурную ценность. Как видно, под уголовно-правовую охрану берутся четыре разновидности предметов либо документов, имеющих особую ценность.

Но такая уголовно-правовая классификация отличается от международно-правовых актов. В них культурные ценности определяются не как альтернативные историческим, научным и художественным, а как обобщающее собирательное понятие, в рамках которого выделяются такие особенные виды культурных ценностей, как исторические, научные и художественные.

Подобная терминология применяется, например, в ратифицированных нашей страной Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. и в Европейской конвенцией о правонарушениях, связанных с культурной собственностью 1985 г. .

Таким образом, конкретика определения культурных ценностей отсутствует, что в значительной мере объясняется сложностью и многогранностью самого этого понятия, которое может исследоваться и оцениваться с философской, культурологической, юридической и иных точек зрения.

Тем не менее данный факт не умаляет вины законодателя, не придерживающегося единой терминологии. И даже нет необходимости сравнивать толкование рассматриваемой дефиниции в разных нормативных актах, поскольку в тексте только УК РФ им проявляется редкая непоследовательность, заключающаяся в использовании для описания предметов родственных преступных посягательств, совершаемых в отношении или по поводу культурных ценностей, каждый раз новых формулировок, ни разу при этом не повторяющихся, например: предметы или документы, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценность (ст. 164 УК РФ);

предметы художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);

памятники истории и культуры, предметы и документы, имеющие историческую или культурную ценность (ч. 1 ст. 243 УК РФ);

памятники общероссийского значения (ч. 2 ст. 243 УК РФ).

В свете сказанного очевидно, что для окончательного воплощения замысла законодателя о создании эффективных механизмов правовой охраны национального культурного богатства необходимо преодолеть допущенные им нормативные излишества и алогизмы в уголовном законе и привести все существующее многообразие терминологии к единому знаменателю .

Таким образом, отсутствие единой и четкой дефиниции вызывает бурные дискуссии и порождает значительные затруднения на практике по вопросу установления имманентных признаков документов или предметов, имеющих особую ценность.

Учитывая такое многообразие определений предметов, относимых к категории имеющих особую ценность, обозначим их имманентные признаки, совокупность которых заложила бы у лица, ведущего производство по делу, обоснованное мнение о том, что содеянное преступником следует квалифицировать, скорее всего, по ст. 164 УК РФ. В результате сказанного расследование будет двигаться в изначально верном направлении еще до получения результатов соответствующей экспертизы, проведение которой нередко занимает значительное время, острая нехватка которого весьма ощущается при досудебном производстве по делу, особенно на его первоначальной стадии, при расследовании по горячим следам.

Итак, основной признак культурных ценностей с позиции права — это их уникальность и особая значимость для общества. Рассматриваемые предметы характеризуются тем, что являются отображением всего лучшего, что смогло достичь человечество в процессе своего становления, развития и всего важного, что сопровождало его эволюцию. В этом плане культурные ценности — наиболее выдающиеся достижения человеческого труда (во всех его проявлениях: в науке, искусстве и т.д.) либо предметы, отображающие наиболее важные моменты развития человечества, ценные качества которых признаются обществом из поколения в поколение, которые в процессе дальнейшего творческого преобразования окружающего мира человеком возводятся в ранг ориентира его деятельности.

Приведенный перечень является лишь примерным, поскольку, как верно отмечалось в одном из судебных решений, обязательные кри-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

терии, по которым должна определяться историческая, научная, художественная или иная культурная ценность объекта, законодательно не регламентированы; процесс выявления таких объектов является постоянным, в результате чего специалисты в соответствующих областях, используя специальные знания, принимают решения о ценности того или иного объекта . Причем это решение должно быть убедительно аргументировано и обосновано. И одна лишь примерная стоимость данного предмета или документа на антикварном рынке в качестве подобного обоснования выступать не может.

Следует отметить, что стоимость имеющего особую ценность предмета или документа выступает производным, второстепенным признаком, не имеющим решающего значения при рассмотрении вопроса об отнесении того или иного документа либо предмета к категории предметов, представляющих особую ценность.

Объективная сторона рассматриваемого состава преступления также вызывает ряд вопросов, наиболее проблемным из которых нам видится определение момента его окончания.

Проблема заключается в том, что из шести выступающих способами совершения рассматриваемого преступления форм хищения пять (кража, мошенничество, присвоение, растрата и грабеж) имеют материальный состав преступления, а шестая (разбой) — формальный. Эти преступления признаются оконченными в момент, когда у виновного имелась реальная возможность распорядиться похищенным, причем неважно, реализовал он эту возможность или нет. Разбой считается оконченным с момента нападения в целях хищения чужого имущества, совершенного с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия .

В среде ученых по этому вопросу сформировалось две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что употребление законодателем в диспозиции ч. 1 ст. 164 УК РФ слов «независимо от формы хищения» еще не означает, что хищение особо ценных предметов или документов может иметь только материальный состав. И момент окончания преступления напрямую зависит от того, в какой форме было совершено хищение. Следовательно, разбой будет считаться оконченным с момента нападения в целях хищения особо ценных предметов или документов, совершенного с применением опасного для жизни или здоровья насилия. Так мыслят, например, Э.С. Тенчов , Г.Л. Кригер и З.А. Незнамова .

По мнению приверженцев второй точки зрения, моментом окончания данного преступления следует считать момент появления у виновного реальной возможности распорядиться имуществом по своему усмотрению вне зависимости от формы хищения. Причем (и на этом специально акцентируется внимание) сказанное относится и к такой форме хищения, как разбой. Подобную позицию занимают, например, Н.А. Лопашенко , С.А. Приданов и С.П. Щерба .

Но если придерживаться последнего мнения, то вполне можно столкнуться с парадоксом, который в свое время весьма образно описал О.Ф. Шишов: «Разбойное нападение на винно-водочную палатку будет считаться оконченным в момент нападения на сторожа, а разбойное нападение на музей с целью похищения картин, являющихся шедеврами мирового искусства, будет признано оконченным не в момент нападения на охранника, соединенного с причинением насилия, опасного для его жизни и здоровья, а в момент фактического завладения музейными сокровищами» .

О каком единообразии применения уголовного закона можно говорить в этом случае, да и как это согласовывается с принципом дифференциации уголовной ответственности? Ответ очевиден.

Получается, что момент окончания объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 164 УК РФ, напрямую зависит от того, в какой именно форме совершалось преступление: если хищение особо ценных предметов или документов осуществлялось путем кражи, мошенничества, присвоения, растраты или грабежа, то оно окончено в момент появления у виновного реальной возможности распорядиться добычей (неважно, воспользовался он такой возможностью или нет); если же в форме разбоя -то с момента начала нападения с целью хищения особо ценных предметов или документов.

Субъективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 164 УК РФ, как и любой из форм хищения, характеризуется прямым умыслом и корыстной целью.

Однако не всегда, обладая специальными знаниями или конкретной информацией о похищаемом предмете, преступник имеет возможность установить его особую ценность. Поэтому распространенное среди практических работников мнение о том, что преступник не мог не заметить того, что он похищает старинную вещь, не может быть основанием для квалификации его действий по ст. 164 УК РФ. Любая старинная вещь, несомненно, в большинстве

В связи с этим для вменения субъекту хищения по ст. 164 УК РФ органам расследования необходимо доказать, что в силу, например, своих познаний либо от соучастников преступления или третьих лиц он достоверно знал, что похищает уникальные предметы, которые обладают особой ценностью .

В свете всего изложенного резонно задаться вопросом о том, нужно ли вообще такое орудие в арсенале уголовно-правовых средств борьбы с преступностью, которое порождает больше проблем и неясностей, нежели приносит пользы (напомним, статистика осуждения по ст. 164 УК РФ ежегодно стабильно не превышает одного процента в общей массе уголовных дел).

По нашему мнению, целесообразней исключить ст. 164 из УК РФ и дополнить ст. 158-163, 167, 168, 175 УК РФ новым квалифицирующим признаком — «то же деяние, совершенное в отношении предметов или документов, имеющих особую культурную ценность».

Считаем, что реализация обозначенного предложения разом разрешит практически все выявленные нами проблемы, которые возникают при квалификации хищения предметов, имеющих особую ценность: начиная от установления предмета преступления и заканчивая частностями в виде проблем установления момента окончания преступления в случаях, когда посягательство на особо ценные предметы или документы в форме разбоя предотвращено до того, как преступники смогли изъять данные предметы.

1. Буданова Е.А. Проблемы квалификации хищения предметов, имеющих особую ценность // Вестн. Воронеж. ин-та МВД России. 2008. № 2.

2. Клебанов Л. Р. Уголовно-правовая охрана культурных ценностей: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2012.

3. Свод нормативных актов ЮНЕСКО. М., 1991.

4. Статус Европейской конвенции о правонарушениях в отношении культурных ценностей (ЕГБ № 119) (Дельфы, 23 июня 1985 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

5. Беспалько В. Г. Понятие и признаки культурных ценностей как предметов преступлений //Журнал российского права. 2005. № 3.

6. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 3 авг. 2010 г. № 09АП-17850/2010 по делу № А40-35372/10-149-249. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

8. О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 дек. 2007 г. № 51 // Бюл. Верховного Суда РФ. 2008. № 2.

9. Уголовное право России. Часть особенная / отв. ред. Л.Л. Кругликов. М., 2004.

10. Курс российского уголовного права. Особенная часть / под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. М., 2002.

2. Klebanov L.R. Criminal-legal protection of cultural values: auth. abstr. … Master of Law. Moscow, 2012.

3. Code ofregulations ofUNESCO. Moscow, 1991.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Bespalko V.G. Concept and characteristics of cultural goods as subjects of the crime // Journal of Russian law. 2005. № 3.

9. Criminal law of Russia. Special part / resp. ed. L.L. Kruglikov. Moscow, 2004.

10. The cource of Russian criminal law. Special part / ed. by V.N. Kudryavtsev, A.V. Naumov. Moscow, 2002.

11. Уголовное право. Особенная часть / отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. М., 2002.

12. Лопашенко Н.А. Преступления против собственности: теоретико-прикладное исследование. М., 2005.

13. Щерба С.П., Приданов С.А. Преступления, посягающие на культурные ценности России: квалификация и расследование. М., 2002.

14. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 2 т. М., 2008. Т. 2.

15. Третьяк М. Субъективная сторона преступлений против собственности, предусмотренных статьями 158-165 УК РФ // Уголовное право. 2005. № 5.

11. Criminal law. Special part /resp. ed. I.Ya. Ko-zachenko, Z.A. Neznamova, G.P. Novoselov. Moscow, 2002.

12. Lopashenko N.A. Crimes against property: theoretical and applied research. Moscow, 2005.

Полный текст ст. 164 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 164 УК РФ.

1. Хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, независимо от способа хищения —
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового либо лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

2. То же деяние:
а) совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) пункт утратил силу с 11 декабря 2003 года — Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ ;
в) повлекшее уничтожение, порчу или разрушение предметов или документов, указанных в части первой настоящей статьи, —
наказывается лишением свободы на срок до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового .

Комментарий к статье 164 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной — общественные отношения, связанные с отношениями собственности, независимо от ее формы;
2) объективная сторона: хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность;
3) субъект: физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет;
4) субъективная сторона: характеризуется умышленной формой вины (прямой умысел). Виновный осознает общественную опасность своих действий, направленных на хищение предметов или документов, имеющих особую ценность, предвидит возможность или неизбежность наступления опасных последствий и желает их наступления.

Преступление считается оконченным с момента совершения хищения предметов или документов, имеющих особую ценность.

К квалифицирующим признакам относится то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; повлекшее уничтожение, порчу или разрушение предметов или документов, имеющих особую ценность (ч.2 ст. 164 УК РФ). Под уничтожением и разрушением в данном случае понимается приведение предметов в полную негодность, когда их восстановление становится невозможным. Под порчей понимается причинение предметам вреда, который может быть преодолен в результате ремонта, реставрации, то есть восстановление предмета возможно. В данном случае дополнительной квалификации по ст. 167, 168 УК не требуется.

2. Применимое законодательство:
1) Список Всемирного наследия (российская часть) (составлен Комитетом всемирного наследия при ЮНЕСКО);
2) Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (ст. 7 — перечислены категории предметов, являющиеся культурными ценностями и т.д.);
3) ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (ст. 3 — объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации; ст. 4 — категории историко-культурного значения объектов культурного наследия; ст. 15 — единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; глава 5 — государственная историко-культурная экспертиза и т.д.);
4) Указ Президента РФ от 30.11.92 N 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» (утв. Положение об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации);
5) постановление Правительства РФ от 27.04.2001 N 322 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей»;
6) приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 28.11.2007 N 1331 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством по культуре и кинематографии государственной функции по ведению Государственного свода особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (является его депозитарием)»;
7) приказ Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия от 14.03.2008 N 117 «О перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», и документации, оформляемой на право их вывоза с территории Российской Федерации».

3. Судебная практика:
1) постановление ВС РФ от 27.12.2002 N 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое»;
2) кассационное определение Московского городского суда от 21.07.2010 по делу N 22-9666/2010 (приговор по делу о кражах, хищении предметов, имеющих особую историческую, научную и культурную ценность, оставлен без изменения, поскольку вина осужденных доказана, наказание назначено с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, является справедливым и соразмерным содеянному, снижению не подлежит);
3) решение Фрунзенского районного суда г.Иванова по уголовному делу по обвинению гр.Ф. по ч.1 ст. 164 УК РФ (хищение предметов, имеющих особую ценность). Судом установлено, что 17.02.2012 гр.Ф. пришел в Храм Пресвятой Троицы Свято-Николо-Шартомского монастыря с намерением совершить хищение. Воспользовавшись тем, что в помещении Храма никого не было, он похитил из храма икону «Служба святых отец», которую вынес в заранее приготовленном большом пакете, а затем сдал в антикварную лавку, расположенную в соседнем с Храмом здании, выручив за нее 2 тыс. рублей. В ходе искусствоведческой судебной экспертизы, с учетом большой иконографической редкости сюжета, установлена особая ценность иконы. Эксперт оценил деревянную икону 19 века в серебряном окладе как хорошо сохраненный, высокопрофессиональный, выдержанный в едином стиле ансамбль. Ее стоимость определена в размере 450 тыс. рублей. На основании изложенного, суд признал гр.Ф. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 164 УК РФ, и приговорил его к наказанию в виде 4 лет лишения свободы.

________________
URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-78437/

Консультации и комментарии юристов по ст 164 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 164 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Все преступные деяния законодатель классифицирует в разные группы, чтобы проще было подобрать наказание. Одна из классификаций разделяет нарушения закона по объекту посягательства – преступления против личности, против половой неприкосновенности, общественной безопасности, против собственности и др. Чаще всего встречаются в современном мире преступления против собственности, им в Уголовном кодексе уделен целый раздел. Глава 21 УК РФ преступления против собственности описывает как разные противоправные деяния, предусматривает за каждое из них равноценную санкцию.

Характеристика преступлений

Как только в обществе появилась частная собственность, возникла необходимость ее охраны. Собственностью в РФ может выступать частное, государственное, муниципальное имущество, а также имущество общественных организаций и даже иностранных государств, международных юридических лиц и граждан. Согласно законодательным нормам могут устанавливаться и другие формы собственности, причем государство обязуется защищать не только стабильность отношений в сфере собственности, но и обеспечивать условия их успешного развития, соблюдать принцип равной защиты всех видов собственности. Преступления против собственности УК РФ определяет в статьях 158-168.

В УК РФ преступление против собственности описывается, как умышленное или совершенное по неосторожности действие или бездействие, которое было направлено на завладение чужим имуществом в любой из ее форм.

При этом не важно, доставляют действия нарушителя ущерб непосредственно владельцу имущества или другому лицу, которое использует собственность на законных правах. В любом случае злоумышленник будет привлечен к ответственности.

Как и любое нарушение закона, преступное посягательство на собственность имеет свой квалифицирующий состав. Под посягательством понимают желание человека физически завладеть конкретным объектом, имеющим определенную ценность. Объектом преступного деяния выступает собственность любой из форм. Объективную сторону законодатель описывает как какие-либо действия, направленные на получение права использования чужой собственности. Объективная сторона может включать также преступное бездействие, направленное на невыполнение каких-либо обязанностей, в результате которых было нарушено право собственности. Характерным примером действия, как объективной стороны, будет угон автомобиля, а бездействия – уснувший охранник, в смену которого были похищенные продукты из склада.

Если имеет место преступление против собственности, уголовное право выделяет и субъект правонарушения. Им может быть психически здоровый человек, начиная с 16-летнего возраста. В некоторых статьях предусмотрена ответственность за посягательство с 14 лет. Снижение возраста уголовной ответственности обусловлено тем, что именно несовершеннолетние чаще всего осуществляют кражи, хищения и совершают другие нарушения закона, связанные с частной собственностью.

Субъективная сторона выражается в прямом или косвенном умысле завладеть чужим имуществом. Предметом посягательства выступает любое движимое или недвижимое имущество, имеющее определенную ценность. Иногда под имуществом подразумевают приобретение права пользования объектом. Движимое имущество может выступать предметом посягательства при краже, грабеже и разбое.

К недвижимому имуществу относят:

  • земельные участки;
  • дома;
  • квартиры и другие объекты, которые могут стать предметом посягательства при мошенничестве, хищении со злоупотреблением доверием, а также вымогательстве и повреждении.

Преступление считается оконченным в момент наступления неблагоприятных последствий – материального ущерба владельцу или пользователю имущества.

Виды преступлений против собственности

Для того чтобы привлечь человека к ответственности необходимо дать правильную юридическую оценку его действиям. С развитием государства и общественности происходит и развитие сфер преступного посягательства. На сегодняшний день 21 глава УК предусматривает такие виды посягательства на собственность:

  1. Хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты, грабежа, разбоя, а также похищение предметов, которые имеют особую ценность.
  2. Причинение ущерба имуществу, не связанного с похищением. Эта группа нарушений включает вымогательство, причинение ущерба путем обмана и злоупотребления доверием, завладение транспортным средством без умысла хищения.
  3. Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности или умышленно.

Каждое правонарушение имеет свои особенности и, конечно же, влечет за собой определенную санкцию.

Кража

Кражу, грабеж и разбой объединяет желание преступника завладеть чужой собственностью. Хотя каждое из преступлений отличается способом осуществления. К примеру, кража – это тайное хищение чужой собственности. Регулирует ответственность за кражу ст. 158. Объективной стороной кражи выступает желание преступника избежать любого контакта с собственником или другими людьми, способными помешать его преступным целям.

Кража имеет отягощающие обстоятельства, если она совершается группой лиц, осуществляется из ручной клади или кармана, а также с проникновением в чужое жилье. Отдельно квалифицируются кражи, которые были совершены с доставлением большого ущерба собственнику. Примером кражи может стать банальное вытаскивание кошелька из сумки в маршрутке или ограбление квартиры.

Грабеж


Грабеж регулирует ст. 161 УК РФ. Это преступление являет собой открытое хищение чужого имущества. Примером грабежа будет вырывание женской сумки на улице у всех на виду. Это преступление наказывается более жестко, так как оно характеризуется большей опасностью для общества. Преступник игнорировал любые запреты и открыто совершал преступное действие.

Грабеж считается оконечным в момент завладения чужим имуществом и возможностью использовать его в своих целях. Если злоумышленник попытался вырвать сумку, но ему помешали или успел выхватить сумку, но его догнали и отобрали ручную кладь, то это считается покушением на грабеж.

Разбой

Разбой являет собой самую опасную из форм хищения, он предусматривает нападение на человека с применением физической силы для завладения чужим имуществом. Если оговаривать тот же случай с сумкой, можно отметить, что разбой начнется, если злоумышленник приложит силу к потерпевшей. Если женщина не будет отдавать сумку и пытаться вырвать ее из рук преступника, а он ударит ее по голове, вследствие чего та упадет, это разбой.

Разбоем считается также угроза применения насилия, если в темном проулке злоумышленник остановит женщину и скажет ей отдавать сумку, иначе он ее зарежет, то это тоже разбой, даже если женщина добровольно отдаст свое имущество.

Мошенничество

Мошенничеству в Уголовном кодексе отведена отдельная характеристика. Регламентирует посягательство на частную собственность статья УК РФ 159. Объектом мошенничества выступает право собственности, а главным признаком этого нарушения есть добровольная передача потерпевшим своего имущества или права на него злоумышленнику.

Осуществляет свои незаконные цели преступник путем введения в заблуждение, злоупотребления доверием или другим видом воздействия. В Уголовном кодексе преступность этого вида подразумевает умышленное скрытие, искажение истины или сообщение заведомо ложных сведений с целью завладения имуществом, которое находится в праве собственности или владения потерпевшего.

Ответственность за преступление

Каждое преступное деяние должно быть наказано, злоумышленник должен нести ответственность только, если его вина полностью доказана, и санкцию судья может назначить только за те действия, которые он совершил. Преступление против собственности отличаются не только своей характеристикой и составом преступления, но и санкциями, предусмотренными за совершенные действия.

В некоторых случаях законодатель даже освобождаете от ответственности за преступление. Это встречается при совершении кражи впервые несовершеннолетними, к ним будут применены воспитательные меры воздействия, а ущерб потерпевшему будут компенсировать родители.

В Уголовном кодексе описаны виды наказания:

  1. За тайное хищение чужой собственности законодатель определяет наказание в виде штрафа до 80 тыс. рублей, если преступление совершенно при отягощающих обстоятельствах, то штраф будет увеличен до 200 000 рублей. Законодатель за это нарушение предусматривает также санкцию в виде принудительных работ до 2 лет, арест на 4 месяца или исправительные работы до 1 года.
  2. За преступление с квалифицирующим составом наказание более сурово, предусмотрено ограничение свободы до 2 лет, лишение свободы до 5 лет, исправительные работы до 2 лет, а также работы обязательного характера до 80 часов. В случае, если речь идет о краже из нефтепровода или газопровода, наказание будет определяться согласно части 3 ст. 158.
  3. За мошенничество государством предусмотрена санкция в виде штрафа до 120 тыс. рублей, обязательные работы до 360 часов, а также арест на 4 месяца и лишение свободы до 2 лет. В случае совершения мошенничества группой лиц, наказание будет в виде штрафа до 300 тыс. рублей, принудительные работ до 5 лет, ограничение свободы до 1 года, а также лишение свободы до 5 лет.
  4. Статья за грабеж вмещает санкцию в виде ограничения или лишения свободы, принудительные работы до 4 лет, а также обязательные работы до 480 часов или арест до 6 месяцев. За преступление при отягощающих обстоятельствах наказание будет увеличено. Предусмотрено лишение свободы до 7 лет.
  5. Наказание за разбой регламентирует ст. 162, и зависит оно от обстоятельств совершения преступления. Самая жесткая из санкций подразумевает лишение свободы от 8 до 15 лет со штрафом в виде 1 млн. рублей.

Судья при вынесении приговора будет руководствоваться не только совершенными противоправными действиями, но и личностью преступника, наличием у него несовершеннолетних детей, серьезных заболеваний, а также раскаянием и другими смягчающими обстоятельствами. Иногда за преступления против собственности преступник может «рассчитаться» условным сроком. Важно отметить, что каждый человек, ступивший на тропу преступной деятельности, может остановиться на любом из этапов преступления. Если добровольно отказаться от нарушения закона, то можно и вовсе избежать ответственности.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх