177 закон об образовании

НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ – Текст Закона «О статусе педагога» опубликован в республиканских СМИ. МИА «Казинформ» приводит текст закона.

О статусе педагога

Настоящий Закон определяет статус педагога, устанавливает права, социальные гарантии и ограничения, обязанности и ответственность педагога.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) педагог – лицо, имеющее педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю и осуществляющее профессиональную деятельность педагога по обучению и воспитанию обучающихся и (или) воспитанников, методическому сопровождению или организации образовательной деятельности;

2) педагогическая этика – нормы поведения педагогов, установленные законодательством Республики Казахстан о статусе педагога;

3) совет по педагогической этике – коллегиальный орган, создаваемый в организации образования, рассматривающий вопросы соблюдения педагогами педагогической этики;

4) наставничество – деятельность педагога по оказанию практической помощи в профессиональной адаптации лицу, впервые приступившему к профессиональной деятельности педагога в организации среднего образования.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о статусе педагога 1. Законодательство Республики Казахстан о статусе педагога основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона Действие настоящего Закона распространяется на педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в дошкольных организациях образования, организациях среднего (начального, основного среднего, общего среднего), технического и профессионального, послесреднего образования, специализированных, специальных организациях образования, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях дополнительного образования для детей, а также в методических кабинетах. На педагогов военных учебных заведений действие настоящего Закона распространяется с особенностями, предусмотренными Законом Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих».

Статья 4. Статус педагога

1. В Республике Казахстан признается особый статус педагога, обеспечивающий условия для осуществления им профессиональной деятельности.

2. Лицо обладает статусом педагога в период осуществления профессиональной деятельности в области образования и нахождения в трудовых отношениях с соответствующей организацией в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

3. Перечень должностей педагогов утверждается уполномоченным органом в области образования.

Статья 5. Педагогическая этика

1. Педагогическая этика основывается на принципах законности, добросовестности, ответственности, уважения чести и достоинства личности.

2. Нарушение педагогической этики является дисциплинарным проступком и влечет дисциплинарную ответственность педагога в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.

3. Педагогическая этика утверждается уполномоченным органом в области образования.

Статья 6. Обеспечение профессиональной деятельности педагога

1. Работодатель обеспечивает педагогу условия для осуществления им профессиональной деятельности в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.

2. При осуществлении педагогом профессиональной деятельности не допускаются:

1) привлечение его к видам работ, не связанным с профессиональными обязанностями, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;

2) истребование у него отчетности либо информации, не предусмотренной законодательством Республики Казахстан в области образования;

3) проведение проверок, не предусмотренных законами Республики Казахстан;

4) возложение на него обязанности по приобретению товаров и услуг.

3. Привлечение педагогов государственных организаций среднего образования при осуществлении ими профессиональной деятельности к проведению мероприятий негосударственных организаций не допускается.

Статья 7. Права педагога при осуществлении профессиональной деятельности

1. Педагог при осуществлении профессиональной деятельности имеет право на:

1) свободный выбор способов и форм организации профессиональной деятельности при условии соблюдения требований государственного общеобязательного стандарта соответствующего уровня образования;

2) защиту от незаконного вмешательства и воспрепятствования со стороны должностных и других лиц;

3) уважительное отношение к профессии и надлежащее поведение со стороны обучающихся, воспитанников и их родителей или иных законных представителей;

4) организационное и материально-техническое обеспечение и создание необходимых условий для осуществления профессиональной деятельности;

5) осуществление научной, исследовательской, творческой, экспериментальной деятельности, внедрение новых методик и технологий в педагогическую практику;

6) творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания, развитие и распространение новых, более совершенных методов обучения и воспитания при условии соблюдения требований государственного общеобязательного стандарта соответствующего уровня образования;

7) выбор учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой;

8) участие в разработке образовательных программ, учебных планов, методических материалов и иных компонентов образовательной деятельности, а также учебников, учебно-методических комплексов и учебных пособий;

9) избрание и занятие выборной должности по месту работы;

10) участие в обсуждении вопросов, направленных на совершенствование качества образования, в том числе относящихся к деятельности организации образования;

11) участие в работе коллегиальных органов управления организацией образования;

12) повышение квалификации не реже одного раза в пять лет;

13) непрерывное профессиональное развитие и выбор форм повышения квалификации;

14) досрочное присвоение квалификационной категории;

15) индивидуальную педагогическую деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

16) поощрение за успехи в профессиональной деятельности;

17) отсрочку от призыва на воинскую службу в соответствии с Законом Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих»;

18) прохождение стажировки по международной стипендии «Болашак» для поддержания и повышения профессиональных навыков в порядке и на условиях, определенных законодательством Республики Казахстан;

19) обжалование принимаемых в отношении него актов, действий и решений руководителя организации вышестоящим должностным лицам или в суд;

20) уважение чести и достоинства со стороны обучающихся, воспитанников и их родителей или иных законных представителей;

21) иные права, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

2. Осуществление прав педагога, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 8. Право педагога на материальное обеспечение

1. Система оплаты труда, должностные оклады, доплаты, надбавки и другие выплаты стимулирующего характера педагогу, осуществляющему профессиональную деятельность в государственных организациях, определяются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Оплата труда педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в частных организациях образования, определяется их учредителями или уполномоченным на то лицом в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

2. Правила исчисления заработной платы педагогов государственных организаций утверждаются уполномоченным органом в области образования по согласованию с уполномоченным государственным органом по труду.

3. Для исчисления месячной заработной платы педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в государственных организациях образования, устанавливается нормативная учебная нагрузка в неделю:

1) 16 часов – для организаций среднего образования;

2) 18 часов: для организаций образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования; для организаций дополнительного образования обучающихся и воспитанников; для специализированных и специальных организаций образования;

3) 24 часа: для дошкольных организаций, предшкольных групп дошкольного воспитания и обучения, предшкольных классов организаций образования; для детских юношеских спортивных организаций образования;

4) 30 часов – для воспитателей интернатных организаций, лагерей отдыха, общежитий организаций технического и профессионального, послесреднего образования;

5) 25 часов – для воспитателей специальных организаций образования и организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Педагогу государственных организаций по основному месту работы устанавливается доплата за: степень доктора философии (PhD), доктора по профилю – в размере 17-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года; ученую степень кандидата наук – в размере 17-кратного месячного расчетного показателя, доктора наук – в размере 34-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

5. Педагогу, осуществляющему профессиональную деятельность в государственной организации среднего образования, по основному месту работы устанавливается доплата за степень магистра по научно-педагогическому направлению в размере 10-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

6. Местные исполнительные органы вправе устанавливать дополнительные стимулирующие выплаты педагогам в виде вознаграждения в размере не менее 300-кратного месячного расчётного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

Статья 9. Право педагога на поощрение

1. За добросовестный труд и образцовое исполнение своих профессиональных обязанностей к педагогу применяются поощрения, предусмотренные законодательством Республики Казахстан, а также правилами внутреннего распорядка организации.

2. За выдающиеся достижения и особые заслуги педагога перед Республикой Казахстан ему присваиваются государственные награды, в том числе почетное звание «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы», в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных наградах Республики Казахстан». Педагог, удостоенный почетного звания «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы», получает единовременную выплату в размере 1000-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

3. Педагогу, подготовившему победителя, призера международных олимпиад, конкурсов и спортивных соревнований среди обучающихся и воспитанников по перечню, определяемому уполномоченным органом в области образования, за счет экономии по деятельности соответствующей государственной организации образования выплачивается единовременное вознаграждение в размере трех должностных окладов.

4. Местные исполнительные органы вправе устанавливать дополнительные меры поощрения педагогов посредством учреждения местных знаков отличия и почетных званий с выплатой единовременного вознаграждения или без таковой и иных форм стимулирования, в том числе к праздничным датам, установленным в Республике Казахстан. Описание, порядок присвоения местных знаков отличия и почетных званий, в том числе размеры выплат единовременного вознаграждения, определяются местным исполнительным органом.

5. Ежегодно за счет средств республиканского бюджета обладателю звания «Лучший педагог» выплачивается вознаграждение в размере и порядке, определяемых Правительством Республики Казахстан.

Статья 10. Педагогическая переподготовка

1. Лица с профессиональным образованием, не имеющие педагогического образования, впервые приступающие к профессиональной деятельности педагога по соответствующему профилю, проходят педагогическую переподготовку на базе организаций высшего и (или) послевузовского образования.

2. Порядок педагогической переподготовки определяется уполномоченным органом в области образования.

3. Нормы настоящей статьи не распространяются на лиц, осуществляющих профессиональную деятельность педагога по образовательным программам дополнительного образования.

Статья 11. Ограничение доступа к занятию профессиональной деятельностью педагога К профессиональной деятельности педагога не допускаются лица:

1) лишенные права осуществлять профессиональную деятельность педагога в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда;

2) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в порядке, установленном законами Республики Казахстан;

3) имеющие медицинские противопоказания, состоящие на психиатрическом и (или) наркологическом учете;

4) не имеющие документов о техническом и профессиональном, послесреднем, высшем или послевузовском образовании;

5) на основании иных ограничений, предусмотренных Трудовым кодексом Республики Казахстан.

Статья 12. Социальные гарантии

1. Педагогам гарантируются:

1) жилище, в том числе служебное и (или) общежитие, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

2) земельные участки под индивидуальное жилищное строительство в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан. Педагогам, осуществляющим профессиональную деятельность в сельских населенных пунктах, предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство осуществляется в приоритетном порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан;

3) оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск продолжительностью 56 календарных дней;

4) пособие на оздоровление в размере не менее одного должностного оклада один раз в календарном году при предоставлении им очередного трудового отпуска.

2. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагога определяются правилами, утверждаемыми уполномоченным органом в области образования по согласованию с уполномоченными органами соответствующей отрасли.

3. Детям педагогов места в дошкольных организациях по месту жительства предоставляются местными исполнительными органами в первоочередном порядке.

4. Педагог имеет социальные гарантии обеспечения прав в области здравоохранения в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения.

5. Педагогу, осуществляющему профессиональную деятельность в сельском населенном пункте:

1) по решению местных представительных органов устанавливаются повышенные не менее чем на двадцать пять процентов оклады и тарифные ставки по сравнению со ставками педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в городских условиях;

2) оказывается социальная поддержка по оплате коммунальных услуг и приобретению топлива за счет бюджетных средств в порядке и размерах, утвержденных местными представительными органами.

6. Педагогу, прибывшему для осуществления профессиональной деятельности и проживания в сельские населенные пункты, по решению местных представительных органов предоставляются подъемное пособие и социальная поддержка для приобретения или строительства жилья.

7. Местные исполнительные органы вправе устанавливать компенсационные выплаты педагогу за наем (аренду) жилища и коммунальные услуги, полные или частичные выплаты для приобретения путёвок на санаторно-курортное лечение и отдых, а также иные льготы, направленные на социальную поддержку педагога.

Статья 13. Наставничество

1. За педагогом, впервые приступившим к профессиональной деятельности в организации среднего образования, на период одного учебного года закрепляется педагог, осуществляющий наставничество. За осуществление наставничества педагогу выплачивается доплата в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

2. Порядок организации наставничества и требования к педагогам, осуществляющим наставничество, определяются уполномоченным органом в области образования.

Статья 14. Присвоение (подтверждение) педагогу квалификационной категории Педагогам присваиваются (подтверждаются) квалификационные категории в порядке, определяемом уполномоченным органом в области образования.

Статья 15. Обязанности педагога

1. Педагог обязан:

1) обладать соответствующими профессиональными компетенциями в своей деятельности;

2) соблюдать педагогические принципы обучения и воспитания, обеспечивать качество обучения и воспитания не ниже требований, предусмотренных государственными общеобязательными стандартами образования;

3) непрерывно совершенствовать свое профессиональное мастерство, исследовательский, интеллектуальный и творческий уровень, в том числе повышать (подтверждать) уровень квалификационной категории не реже одного раза в пять лет;

4) соблюдать педагогическую этику;

5) проходить обязательные периодические медицинские осмотры в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

6) уважать честь и достоинство обучающихся, воспитанников и их родителей или иных законных представителей;

7) воспитывать детей в духе уважения к закону, правам, свободам человека и гражданина, родителям, старшим, семейным, историческим и культурным ценностям, государственным символам, высокой нравственности, патриотизма, бережного отношения к окружающей среде; 8) развивать у обучающихся и воспитанников жизненные навыки, компетенции, самостоятельность, творческие способности и формировать культуру здорового образа жизни; 9) незамедлительно информировать руководство организации образования о фактах выявления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации;

10) незамедлительно сообщать правоохранительным органам и руководству организации образования о фактах совершения несовершеннолетними или в отношении них действий (бездействия), содержащих признаки уголовного либо административного правонарушения, в том числе ставших известными ему в связи с профессиональной деятельностью вне организации образования;

11) консультировать родителей или иных законных представителей по вопросам обучения и воспитания обучающихся и воспитанников.

2. Педагог не вправе использовать образовательный процесс для политической агитации, принуждения обучающихся и воспитанников к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях наций и народностей Республики Казахстан, а также побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Казахстан и законодательству Республики Казахстан.

Статья 16. Совет по педагогической этике

1. Деятельность совета по педагогической этике осуществляется в порядке, определяемом организацией образования на основании типовых правил организации работы совета по педагогической этике, утверждаемых уполномоченным органом в области образования.

2. Решения совета по педагогической этике носят рекомендательный характер. Решение о привлечении педагога к дисциплинарной ответственности принимается актом руководителя организации образования с учетом рекомендации совета по педагогической этике.

3. При рассмотрении вопроса о соблюдении педагогической этики педагог имеет право на:

1) получение в письменном виде информации о рассматриваемом вопросе;

2) ознакомление со всеми материалами по рассматриваемому вопросу;

3) защиту своих прав и законных интересов всеми не противоречащими закону способами лично или через представителя в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

4) получение решения в письменном виде;

5) обжалование принятого решения в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 4. Разбирательства в отношении педагога и принятые на их основании решения могут быть преданы гласности только с его согласия.

Статья 17. Профессиональная подготовка педагога

1. Профессиональная подготовка педагога осуществляется в организациях образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского образования.

2. Образовательные программы профессиональной подготовки педагогов разрабатываются на основе требований профессионального стандарта педагога.

Статья 18. Повышение квалификации педагога

1. Педагог в целях поддержания и развития ранее приобретенных профессиональных компетенций проходит курсы повышения квалификации, порядок прохождения которых определяется уполномоченным органом в области образования.

2. В целях повышения квалификации педагога обучение по образовательным программам дополнительного образования осуществляется единовременно или поэтапно посредством освоения отдельных направлений и дисциплин (модулей), а также путем прохождения стажировки по международной стипендии «Болашак».

3. Для реализации на практике полученных педагогами знаний организации, проводящие курсы повышения квалификации, бесплатно осуществляют посткурсовое сопровождение деятельности педаго- гов в порядке, определяемом уполномоченным органом в области образования.

Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о статусе педагога Нарушение законодательства Республики Казахстан о статусе педагога влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Статья 20. Переходные положения Приостановить до 1 сентября 2021 года действие абзаца второго подпункта

2) пункта 3 статьи 8 настоящего Закона, установив, что в период приостановления данный абзац действует в следующей редакции: «для организаций среднего образования и организаций образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования;».

Статья 21. Порядок введения в действие настоящего Закона Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением подпункта 1) пункта 3 статьи 8, который вводится в действие с 1 сентября 2021 года.

Президент Республики Казахстан К. ТОКАЕВ

Нур-Султан, Акорда, 27 декабря 2019 года № 293-VI ЗРК

ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
от 10 марта 2004 года N 14
Об общем образовании в городе Москве
(с изменениями на 1 января 2011 года)

Документ с изменениями, внесенными:
Законом города Москвы от 28 декабря 2005 года N 1 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 3, 12.01.2006);
Законом города Москвы от 28 мая 2008 года N 17 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 36, 27.06.2008);
Законом города Москвы от 17 сентября 2008 года N 41 (Тверская, 13, N 119, 02.10.2008);
Законом города Москвы от 16 сентября 2009 года N 32 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 54, 29.09.2009);
Законом города Москвы от 9 декабря 2009 года N 11 (Тверская, 13, N 153, 24.12.2009);
Законом города Москвы от 13 октября 2010 года N 41 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 60, 26.10.2010);
Законом города Москвы от 26 мая 2010 года N 23 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 35, 22.06.2010).
Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с реализацией права граждан на общедоступное, бесплатное и качественное общее образование в государственных образовательных учреждениях в различных формах и объеме, установленном федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями (для лиц, поступивших на обучение до 31 декабря 2010 года, — государственными образовательными стандартами), определяет дополнительные требования к содержанию основных и дополнительных общеобразовательных программ и особенности деятельности образовательных учреждений различных типов и видов, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, направленные на формирование общей культуры личности обучающегося (воспитанника), на формирование здорового образа жизни, на воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, окружающей природе, семье, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ с учетом региональной специфики субъекта Российской Федерации — города Москвы (преамбула в редакции, введенной в действие с 4 января 2010 года Законом города Москвы от 9 декабря 2009 года N 11, — см. предыдущую редакцию).

Глава 4. Организация образовательного процесса в
государственной системе образования города Москвы
Статья 10. Общие требования к приему в государственные
образовательные учреждения города Москвы

1. Порядок комплектования государственных дошкольных образовательных учреждений и правила приема в государственные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования определяется учредителем и закрепляется в уставе образовательного учреждения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы (часть в редакции, введенной в действие с 4 января 2010 года Законом города Москвы от 9 декабря 2009 года N 11, — см. предыдущую редакцию).

2. Обучение детей в государственных образовательных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста 6-6,5 лет при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья и при условии их готовности к освоению основных общеобразовательных программ начального общего образования, с более раннего возраста — по желанию родителей (законных представителей) и с разрешения учредителя (часть в редакции, введенной в действие с 4 января 2010 года Законом города Москвы от 9 декабря 2009 года N 11, — см. предыдущую редакцию).

3. С целью определения программы обучения, соответствующей уровню развития, способностям и здоровью ребенка, после его зачисления в учреждение допускается проведение психолого-педагогической диагностики, собеседования с ребенком.

4. Количество групп в дошкольном образовательном учреждении и классов в общеобразовательном учреждении определяется на основании данных учета детей, подлежащих обучению, осуществляемому в соответствии с настоящим Законом, в зависимости от числа поданных заявлений граждан, созданных для осуществления образовательного процесса условий, санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии, в порядке, установленном правовыми актами города Москвы.

5. Гражданам может быть отказано в приеме в конкретное государственное образовательное учреждение только при отсутствии в нем свободных мест.

6. Наполняемость классов и групп продленного дня в общеобразовательных учреждениях, групп в дошкольных учреждениях устанавливается в соответствии с типовыми положениями о соответствующих образовательных учреждениях и настоящим Законом.
Комплектование классов (групп) с иной наполняемостью осуществляется образовательным учреждением по согласованию с учредителем.

Статья 11. Дополнительные требования к приему в государственные образовательные учреждения города Москвы

(название в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года
Законом города Москвы от 26 мая 2010 года N 23, —
см. предыдущую редакцию)

1. В первые классы государственных образовательных учреждений в первую очередь принимаются дети, проживающие в домах, расположенных в непосредственной близости от соответствующего образовательного учреждения; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети из многодетных семей; дети, имеющие братьев и сестер, обучающихся в данном образовательном учреждении; дети, которым федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы предоставлено преимущественное право при приеме в государственные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу соответствующего уровня. Перечень домов, расположенных в непосредственной близости от образовательного учреждения, определяется в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования (часть дополнительно включена с 1 января 2011 года Законом города Москвы от 26 мая 2010 года N 23).
Часть 1 предыдущей редакции с 1 января 2011 года считается частью 1.1 настоящей редакции — Закон города Москвы от 26 мая 2010 года N 23.

Что такое ФГОС

ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до курсов повышения квалификации.

ФГОС устанавливают качественные и количественные критерии в образовании, как нормативы в спорте или ГОСТы для продуктов.

ФГОС имеют силу закона и должны соблюдаться учреждениями основного общего образования. На организации с лицензией на дополнительное образование ФГОС не распространяются.

В том числе частными. Ведь они тоже руководствуются законом «Об образовании», а там зафиксировано право на получение образования в соответствии с ФГОС. В частных школах должны учить тому же, чему и в государственных, разница лишь в методиках и объёме дополнительных услуг.

Основы и принципы образовательных стандартов

Что определяют ФГОС? Качество всей образовательной системы. Они направлены на объединение разрозненных программ, упорядочивание существующих элементов и внесение новшеств.

Во ФГОСах затрагиваются и общекультурные ценности — например, приобщение обучающихся к нормам и традициям общества, патриотизм и толерантность.

Основы ФГОС варьируются от поколения к поколению — стандарты образования вводятся поэтапно и постоянно совершенствуются.

Виды ФГОС

Для каждого уровня образования разработан свой государственный стандарт:

  • ФГОС дошкольного образования,
  • ФГОС начального общего образования (1–4 классы),
  • ФГОС основного общего образования (5–9 классы),
  • ФГОС среднего общего образования (10–11 классы).

Есть ещё федеральные государственные образовательные стандарты для бакалавриата, магистратуры, ординатуры, а также ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Всего 12 видов. Познакомиться с каждым из них можно на сайте fgos.ru.

Источник: unsplash.com / @anniespratt

<<Форма с консультацией>>

Зачем нужны стандарты образования

Федеральные стандарты образования в России применяются с 2004 года. Они призваны упорядочить и улучшить нынешнюю систему, помочь ученикам эффективнее осваивать программы различных уровней и переходить со ступени на ступень.

ФГОС обеспечивают:

  • Единство образовательного пространства Российской Федерации. Это значит, где бы вы ни жили, в Москве, Калининграде или Владивостоке, ваш ребёнок везде будет получать примерно одинаковые знания.
  • Преемственность основных образовательных программ. Детский сад готовит к начальной школе, начальная школа — к средней и так далее. На каждой ступени ребёнок должен получать всё необходимое, чтобы без проблем продвигаться вверх по образовательной лестнице.
  • Вариативность содержания образовательных программ. Учат одному и тому же, но по-разному. Главное, чтобы в итоге ребёнок обладал набором установленных государством компетенций.

ФГОС является основой всех основных образовательных программ.

По федеральным образовательным стандартам пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса.

Федеральные стандарты школьного образования

ФГОС для школы принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись.

Первые были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения.

Второе поколение государственных стандартов обучения в школе действует до 2020 года. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений и личность ребёнка.

А стандарты третьего поколения вступят в силу в сентябре 2021 года.

Структура ФГОС

Каждый федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя три вида требований. Эти нормы определяют общую структуру ФГОС и относятся ко всем видам стандартов образования.

  • Требования к структуре основных образовательных программ. Какие предметы изучать? Каким должен быть учебный план? Как развивать умение учиться? Как оценивать результаты?
  • Требования к условиям реализации основных образовательных программ. Сколько нужно учителей и других специалистов? Какие потребуются учебники и оборудование?
  • Требования к результатам освоения основных образовательных программ. Здесь учитываются не только оценки по предметам, но и самостоятельность ребёнка, его умение общаться, наличие собственной позиции и прочие метапредметные и личностные результаты.

Кто придумывает ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет. Их разработкой занимается Министерство образования и науки Российской Федерации при участии учебно-методических объединений, образовательных и научных организаций.

Сначала проект ФГОС обсуждается на сайте Минобрнауки, потом проводится независимая экспертиза, и после доработок стандарты утверждаются специальным советом министерства образования. К обсуждению проекта на сайте могут присоединяться и родители, высказывая своё мнение по поводу грядущих изменений. Поэтому ответ на вопрос, кто разрабатывает ФГОС, — все вместе. Но финальное слово, конечно, за министерством образования.

Обновление ФГОС

Сейчас в России для школьников действуют ФГОС второго поколения. Он разрабатывался с 2009 по 2012 год. Акцент в нём сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Много внимания уделяется проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.

Звучит неплохо. Но действующие ФГОС до сих пор ругают: за бюрократический язык, расплывчатость формулировок, подмену привычных «знаний» и «умений» какими-то «компетенциями» и многое другое.

Шквал критики обрушился и на новые государственные образовательные стандарты, обсуждение которых началось весной 2018 года. Учителя русского языка и литературы возмущены закрытым перечнем книг, которые должны будут читать дети, а преподаватели ОБЖ недоумевают, как пятиклашкам рассказывать про «репродуктивное здоровье».

Резюме

Школьный стандарт образования — основа всей образовательной системы с 1 по 11 класс. Обучение по ФГОС проходит на всех уровнях — в детском саду, началке, средней и старшей школе. Основными задачами стандартов является унификация системы. Благодаря ФГОС при переезде в другой город школьник будет получать примерно те же знания, что и в столице. А ещё можно перейти на семейное обучение и узнать из них, что потребуется освоить для успешной аттестации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ

«О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ”

Принят Государственной Думой 19 июля 1996 года Одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года

Последняя редакция от 18.07.2011 № 242-ФЗ.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования

Статья 2. Государственная политика и государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования

Статья 2.1. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки

Статья 3. Автономия образовательных учреждений высшего профессионального образования и академические свободы

Глава II. СИСТЕМА ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 4. Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования

Статья 5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и федеральные государственные требования к послевузовскому профессиональному образованию. Основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования

Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения

Статья 7. Документы о высшем и послевузовском профессиональном образовании

Статья 8. Высшее учебное заведение, его задачи и структура

Статья 9. Виды и наименования высших учебных заведений

Статья 10. Порядок создания и реорганизации высших учебных заведений, лицензирования их деятельности и аккредитации

Статья 11. Прием в высшее учебное заведение и подготовка специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием

Статья 12. Управление высшим учебным заведением

Статья 13. Научно-исследовательские и другие организации и учреждения в системе высшего и послевузовского профессионального образования

Статья 14. Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) в системе высшего и послевузовского профессионального образования

Статья 15. Общественные организации и государственно-общественные объединения в системе высшего и послевузовского профессионального образования

Глава III. CУБЪЕКТЫ УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Статья 16. Студенты высших учебных заведений

Статья 17. Гарантии и компенсации, предоставляемые лицам, совмещающим учебу в высшем учебном заведении с работой

Статья 18. Слушатели учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования

Статья 19. Докторанты, аспиранты (адъюнкты) и соискатели

Статья 19.1. Ассистенты-стажеры

Статья 20. Работники высших учебных заведений

Статья 21. Подготовка и повышение квалификации научно-педагогических работников

Статья 22. Ученые звания

Статья 23. Подтверждение документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях. Признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях

Глава IV. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 24. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере высшего и послевузовского профессионального образования

Статья 25. Утратила силу

Статья 26. Государственный контроль качества высшего и послевузовского профессионального образования

Глава V. ЭКОНОМИКА СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 27. Отношения собственности в системе высшего и послевузовского профессионального образования

Статья 28. Финансирование высших учебных заведений

Статья 29. Платная деятельность высшего учебного заведения

Статья 30. Оплата труда работников высшего учебного заведения

Статья 31. Утратила силу

Статья 32. Учет, отчетность и контроль в высших учебных заведениях

Глава VI. МЕЖДУНАРОДНАЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Статья 33. Осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх