190 уик

УДК 340

Б01: 10.18287/2542-047Х-2018-4-2-142-147 Е. И. Уголькова*

ПРАВО ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИКО-САНИТАРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИХ

РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

В статье анализируются понятие и содержание права осужденных к лишению свободы на охрану здоровья и медико-санитарное обеспечение, его законодательное регулирование, международные рекомендации, а также проблемы обеспечения данного права с учетом ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях. Автором были проанализированы статистические данные ФСИН России; осуществлен обзор обращений осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и их родственников во ФСИН России за 2017 год по рассматриваемым вопросам; выявлены недостатки уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; даны конкретные предложения по его совершенствованию. По мнению автора, состояние здоровья осужденных влияет на их поведение и может являться причиной нарушения требований режима. Данные обстоятельства необходимо учитывать в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы. Однако в настоящее время УИК РФ должным образом не урегулировал правовое положение осужденных, имеющих заболевания. Вид заболевания и другие индивидуальные характеристики осужденных не всегда учитываются законодателем.

Ключевые слова: осужденные, исправительные учреждения, правовое положение осужденных, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, ресоциализация осужденных к лишению свободы.

Процесс ресоциализации осужденных к лишению свободы включает в себя не только повышение культурного и образовательного уровня, нейтрализацию негативных социально-психологических явлений, связанных с условиями изоляции, но и реализацию прав и законных интересов осужденных, и, в первую очередь, права на охрану здоровья.

Осужденные к лишению свободы наравне с гражданами Российской Федерации имеют право на охрану здоровья и медицинскую помощь, предусмотренное ст. 41 Конституции РФ, что нашло отражение в ч. 6 ст. 12 УИК РФ. Данное право относится к основным правам осужденных, но недостаточно гарантировано и не реализуется в полном объеме в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы.

Согласно ч. 6 ст. 12 УИК РФ, осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-по-ликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

На наш взгляд, такая формулировка имеет недостатки, поскольку сужает положения Конституции РФ, а также не учитывает ст. 101 УИК РФ, регулирующую медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы. В связи с этим

предлагаем внести изменения в ч. 6 ст. 12 УИК РФ и изложить ее в следующей редакции:

«Осужденные имеют право на охрану здоровья и медицинскую помощь, включая надлежащие условия содержания, а также получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения».

Реализация данного конституционного права является одной из важнейших функций государства. Каждый человек имеет неотъемлемое право на охрану здоровья, и это право является одним из приоритетных в системе конституционных прав граждан. В местах лишения свободы закон обязывает администрацию исправительных учреждений выполнять установленные санитарно-гигиенические и противоэпидемические требования, обеспечивающие охрану здоровья осужденных. Администрация несет ответственность за их выполнение (ч. 3 ст. 101 УИК РФ).

В соответствии с международными рекомендациями охрана здоровья осужденных предполагает гуманные условия содержания, включая сбалансированное питание, доступ к чистой питьевой воде, свежему воздуху, достаточное пространство для проживания, санитарно-гигиенические условия, чистоту и уборку помещений, отопление,

* © Уголькова Е. И., 2018

Уголькова Елена Ивановна (7801956@mail.ru), кафедра уголовного права и криминологии, Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 117638, Российская Федерация, г. Москва, ул. Азовская, 2, корп. 1.

естественное и искусственное освещение, вентиляцию, одежду, постельные принадлежности, предметы первой необходимости и гигиены, возможность прогулок . Также важно, чтобы осужденные имели возможность заниматься осмысленной трудовой деятельностью, в том числе умственной, поддерживать контакты с внешним миром, что способствует процессу социальной адаптации в период отбывания наказания и после освобождения.

В соответствии с нормами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации осужденным к лишению свободы предоставляется материально-бытовое обеспечение, включая установленные законом нормы жилой площади в расчете на одного человека, индивидуальные спальные места, постельные принадлежности, питание.

В исправительных учреждениях осужденные обеспечиваются одеждой по сезону (с учетом пола и климатических условий), индивидуальными средствами гигиены (минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой), средствами личной гигиены (для женщин), одноразовыми бритвами (для мужчин) (ст. 99 УИК РФ).

На основании ст. 88 УИК РФ осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости. Осужденные, находящиеся в лечебных исправительных учреждениях, инвалиды первой или второй группы, могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости за счет средств, имеющихся на их лицевых счетах, без ограничения.

Перечень продуктов питания и предметов первой необходимости, запрещенных к продаже осужденным, а также их количество устанавливаются Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений .

Осужденные к лишению свободы вправе получать посылки, передачи и бандероли. По медицинским показаниям больные осужденные, инвалиды первой или второй группы могут получать дополнительные посылки и передачи в количестве и ассортименте, определяемых медицинским заключением.

Посылки, передачи и бандероли с лекарственными средствами и предметами медицинского назначения, получаемыми осужденными в соответствии с медицинским заключением, не включаются в общее количество посылок, передач и бандеролей, установленных УИК РФ. Они направляются в медицинскую часть исправительного учреждения для лечения соответствующих осужденных (ст. 90 УИК РФ).

Государство гарантирует, что независимо от согласия осужденных они не могут быть подвергнуты медицинским, научным или иным опытам, связанным с испытанием лекарственных средств, новых методов диагностики, профилактики и ле-

чения заболеваний, проведением биомедицинских исследований (ч. 3 ст. 12 УИК РФ).

Условия изоляции негативно влияют на психическое и физическое здоровье человека, поэтому осужденным в местах лишения свободы предоставляется право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи (ч. 6.1 ст.12 УИК РФ). В соответствии с данной нормой участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия. Однако с такой позицией законодателя согласиться нельзя, поскольку без оказания психологической помощи невозможна коррекция поведения осужденных, их ресоциализация. Работа с психологом и участие в психологических тренингах должны относиться к основным средствам исправления осужденных, что необходимо закрепить в ч. 2 ст. 9 УИК РФ.

Осужденным беременным женщинам, а также осужденным женщинам во время родов и в послеродовой период оказывается специализированная медицинская помощь (ч. 4 ст. 100 УИК РФ).

Согласно ст. 101 УИК РФ, медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы включает лечебно-профилактическую и санитар-но-профилактическую помощь, которая организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы общего профиля, специализированные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения лиц, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, — лечебные исправительные учреждения.

Порядок организации оказания медицинской помощи осужденным в исправительных учреждениях, а также организации медицинского обеспечения при перемещении осужденных регулируется Приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы» .

Так, в соответствии с указанным актом оказание медицинской помощи осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы — в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы осуществляет ФСИН России. Осужденные направляются: в ведомственные медицинские организации для оказания медицинской помощи в стационарных условиях;

в лечебные исправительные учреждения — для оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях больным туберкулезом, алкоголизмом и наркоманией;

в исправительные учреждения, при которых организованы дома ребенка, — для оказания медицинской помощи осужденным беременным женщинам и женщинам, совместно с которыми находятся дети в возрасте до трех лет.

В исправительные учреждения, при которых организованы дома ребенка, для оказания медицинской помощи направляются из СИЗО осужденные беременные женщины (в том числе несовершеннолетние), желающие сохранить беременность, и женщины (в том числе несовершеннолетние), совместно с которыми содержатся дети в возрасте до трех лет.

Оказание медицинской помощи детям осуществляется в доме ребенка, а при отсутствии возможности медицинская помощь оказывается в медицинских организациях.

Осужденным к лишению свободы первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях оказывается в медицинской части (здравпункте) или в процедурных кабинетах медицинской части, расположенных в режимных корпусах тюрем, в штрафном изоляторе (ТТТИЗО), дисциплинарном изоляторе (ДИЗО), в помещении камерного типа (ПКТ), едином помещении камерного типа (ЕПКТ), в запираемых помещениях строгих условий отбывания наказания (медицинские кабинеты), при их наличии, в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта).

Вызов в исправительные учреждения медицинского работника, бригады скорой медицинской помощи, организация медицинской эвакуации осужденных в часы, когда режимом работы медицинской части (здравпункта) не предусмотрено нахождение в ней медицинских работников, осуществляются дежурным помощником начальника исправительного учреждения.

В случае невозможности оказания медицинской помощи в одном из структурных подразделений ведомственной медицинской организации осужденные направляются в другие структурные подразделения медицинской организации уголовно-исполнительной системы или иные медицинские организации, где такая медицинская помощь может быть оказана.

Осмотр медицинским работником медицинской организации уголовно-исполнительной системы

осужденных, содержащихся в одиночных камерах, ШИЗО, ДИЗО, ПКТ, ЕПКТ, запираемых помещениях строгих условий отбывания наказания, выполнение назначений врача (фельдшера) производятся: в рабочие дни ежедневно — во время покамерных обходов или в медицинской части (медицинском кабинете); в выходные и праздничные дни — в медицинской части (медицинском кабинете) при обращении этих лиц за медицинской помощью к любому сотруд -нику дежурной смены исправительного учреждения или при наличии назначений врача (фельдшера).

Лекарственные препараты осужденным на руки не выдаются. Прием лекарственных препаратов осуществляется только в присутствии медицинского работника.

Медицинскими работниками осуществляется обязательный медицинский осмотр перед переводом осужденных в ПКТ, ЕПКТ, одиночные камеры, водворением в ШИЗО, ДИЗО, по результатам которого выдается медицинское заключение о возможности их содержания в запираемом помещении строгих условий отбывания наказания, одиночной камере, ШИЗО, ДИЗО, ПКТ, ЕПКТ.

При обращении осужденного с жалобами на наличие телесных повреждений, травм и отравлений, а также при выявлении медицинским работником или другим сотрудником исправительного учреждения видимых признаков телесных повреждений, травм и отравлений, после оказания необходимой медицинской помощи медицинским работником составляется заключение о медицинском освидетельствовании на наличие телесных повреждений, травм и отравлений.

Организация проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза осуществляется на основании приказа территориального органа ФСИН России с указанием сроков и графика его проведения, подготовительных мероприятий и ответственных лиц.

При подозрении на наличие у осужденного психического расстройства и расстройства поведения такие лица осматриваются врачом-психиатром, который знакомится с материалами личного дела и медицинской документацией пациента с целью выявления сведений об имеющихся психических расстройствах и фактах направления на судебно-психиатрическую экспертизу.

При обострении (декомпенсации) психического расстройства осужденного он направляется для оказания медицинской помощи в стационарных условиях в специализированную больницу медицинской организации уголовно-исполнительной системы или иную медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях.

После завершения лечения осужденный по прибытии в исправительное учреждение должен осматриваться врачом-психиатром.

В ведомственных медицинских организациях медицинская помощь в стационарных условиях

осужденным оказывается в больницах, а также в специализированных отделениях при медицинских частях.

Об экстренной или плановой госпитализации, завершении лечения, осуществлении внутрибольнич-ного перевода осужденных медицинским работником медицинской организации уголовно-исполнительной системы информируется дежурный помощник начальника исправительного учреждения.

Осужденные с признаками стойкой утраты трудоспособности в установленном порядке подлежат направлению на медико-социальную экспертизу.

Осужденные, страдающие болезнями, включенными в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию .

По данным ФСИН России на 1 апреля 2018 года, в структуре 67 медико-санитарных частей ФСИН России функционируют 664 медицинских части, 157 фельдшерских и 56 врачебных здравпунктов, 55 центров медицинской и социальной реабилитации, 73 центра санитарно-эпидемиологического надзора, 144 больницы (в том числе 5 специализированных психиатрических больниц и 65 туберкулезных больниц), 73 военно-врачебные комиссии .

Необходимо отметить, что глава 16 УИК РФ не регулирует порядок и условия исполнения (отбывания) наказания в лечебных исправительных учреждениях, данный вопрос относится к законодательным пробелам и требует правовой регламентации.

В случаях отказа осужденного к лишению свободы от приема пищи и возникновения угрозы его жизни закон допускает принудительное питание осужденного по медицинским показаниям (ч. 4 ст.101 УИК РФ).

Обзор обращений осужденных, а также лиц, содержащихся под стражей, и их родственников за 2017 год во ФСИН России показал, что медицинское обеспечение в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, установление или подтверждение группы инвалидности, освобождение от отбывания наказания в связи с болезнью относятся к основным поставленным вопросам. Количество таких обращений за указанный период составило 7261, что свидетельствует об их увеличении на 0,9% по сравнению с 2016 годом .

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 14.10. 2010 №1772-р. (ред. от 23.09.2015) , в сфере оказания медицинской помощи осужденным предусматривает:

— приведение деятельности медицинской службы уголовно-исполнительной системы в соответствие с основными концептуальными направлениями развития системы здравоохранения в стране;

— участие в реализации государственных программ, приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения Российской Федерации;

— увеличение финансирования на медицинское обеспечение осужденных к лишению свободы до уровня подушевого норматива финансирования, устанавливаемого программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— приведение материально-технического оснащения медицинских частей, лечебно-профилактических учреждений, учреждений, обеспечивающих государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах уголовно-исполнительной системы, в соответствие с условиями и требованиями, установленными в сфере здравоохранения Российской Федерации, а также укрепление и развитие сети санитарно-гигиенических и бактериологических лабораторий;

— при участии ведущих научно-исследовательских организаций в области здравоохранения разработку и внедрение современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации наиболее распространенных заболеваний среди лиц, содержащихся в местах принудительной изоляции, с целью снижения уровня их заболеваемости, инвалидности, смертности;

— формирование системы мер для повышения мотивации у осужденных к лишению свободы здорового образа жизни, создание для этого необходимых условий в исправительных учреждениях.

В сфере обеспечения прав и законных интересов осужденных Концепция предусматривает:

— обеспечение незамедлительного проведения необходимых мероприятий по фиксированию медицинскими работниками полученных осужденными телесных повреждений, а также направление сотрудниками исправительных учреждений материалов в компетентные органы с объяснениями пострадавших и очевидцев;

— создание максимальных условий для нахождения осужденных в дневное время вне камерных помещений исходя из возможностей исправительных учреждений;

— обеспечение получения осужденными информации о своем здоровье, включая ознакомление с медицинской документацией и получение консультаций врачей-специалистов медицинских организаций государственной и муниципальной системы здравоохранения исходя из положений федерального законодательства Российской Федерации;

— разработка механизма правовой защиты осужденных, являющихся инвалидами, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей;

— обеспечение оказания медицинской помощи, а также создание улучшенных условий содержания осужденным инвалидам и лицам, не способным или ограниченно способным обслуживать

себя самостоятельно, в том числе техническими средствами, исходя из возможностей исправительных учреждений с учетом ограничений жизнедеятельности этих лиц.

Однако следует отметить, что на сегодняшний день не все указанные положения Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года реализованы.

Осужденные к лишению свободы имеют такое же право на надлежащую медицинскую помощь и лечение, как и все граждане Российской Федерации. Вместе с тем порядок реализации этого права существенно отличается, так как осужденные содержатся в исправительных учреждениях, где предусмотрены режимные требования.

Необходимо осознавать и то, что уровень медицинского обслуживания в исправительных учреждениях влияет на здоровье персонала и членов их семей, а также общества в целом. В первую очередь, речь идет об инфекционных заболеваниях, самым распространенным среди которых является туберкулез.

Психические расстройства, не исключающие вменяемости, влияют на поведение осужденных и могут являться причиной нарушения требований режима. Данные обстоятельства необходимо учитывать в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы, возможность осужденным выполнять режимные требования, участвовать в процессе ресоциализации и социальной адаптации, проживать в одинаковых условиях с другими осужденными.

В настоящее время УИК РФ должным образом не урегулировал правовое положение осужденных, имеющих заболевания. Вид заболевания и другие индивидуальные характеристики осужденных не всегда учитываются законодателем. Исключение составляет ч. 4 ст.130 УИК РФ, предусматривающая, что на строгом режиме в тюрьме не могут содержаться осужденные, являющиеся инвалидами первой и второй группы, а также ч. 7 ст. 117 УИК РФ, согласно которой осужденные женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет в доме ребенка исправительного учреждения, и осужденные женщины, освобожденные от работы по беременности и родам, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой группы, в штрафной изолятор, помещения камерного типа и единые помещения камерного типа не переводятся.

Библиографический список

1. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными ООН (1955 и 1977), принятые на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в Женеве // Международная защита прав и свобод

человека: сб. документов. М.: Юридическая литература, 1990. 672 с.

3. Приказ Минюста России от 28.12.2017 № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2018 № 49980) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru (дата обращения: 24.04.2018).

4. Приказ Минюста России от 28.12.2017 № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2018 № 49980) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru. (дата обращения: 24.04.2018).

5. Характеристика уголовно-исполнительной системы на 01.04.2018. URL: httpV/фсин.рф/ statistics(дата обращения: 24.04.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E. I. Ugolkova*

1. В обычных условиях в исправительных колониях общего режима отбывают наказание осужденные к лишению свободы, поступившие в данное исправительное учреждение, а также осужденные, переведенные из облегченных и строгих условий отбывания наказания. Если осужденный в период пребывания в следственном изоляторе не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения под стражу.

2. При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду по отбытии не менее шести месяцев срока наказания в обычных условиях отбывания наказания осужденные могут быть переведены в облегченные условия.

3. Осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания.

4. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в обычные или строгие условия отбывания наказания.

5. Перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные производится не ранее чем через шесть месяцев при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания.

6. Повторный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные или из обычных в облегченные производится в порядке, предусмотренном частями второй и пятой настоящей статьи.

7. Осужденные, переведенные из другой исправительной колонии общего режима, отбывают наказание в тех же условиях, которые были им определены до перевода.

См. все связанные документы >>>

1. В соответствии со ст. 58 УК РФ и ст. 74 УИК РФ исправительные колонии общего режима предназначены для содержания осужденных к лишению свободы мужчин, совершивших тяжкие преступления, ранее не отбывавших лишение свободы, а также осужденных женщин.

Помимо указанных в учреждениях данного вида могут отбывать наказание следующие категории осужденных: 1) лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, а также осужденные к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшие лишение свободы, которым суд с учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного назначил отбывание наказания в исправительных колониях общего режима; 2) переведенные из колоний-поселений в порядке ст. 78 УИК РФ (признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания); 3) переведенные из воспитательных колоний в порядке ст. 140 УИК РФ (достигшие 18 лет или 21 года); 4) лица, которым суд постановил ранее назначенные виды наказания заменить лишением свободы (штраф — ст. 46 УК РФ, обязательные работы — ст. 49 УК РФ, исправительные работы — ст. 50 УК РФ, ограничение свободы — ст. 53 УК РФ), а также лица, которым суд постановил отменить условное осуждение (ст. 74 УК РФ).

2 — 6. В соответствии со ст. 87 УИК РФ в исправительных колониях общего режима предусмотрены три вида условий отбывания наказания.

Все поступившие осужденные содержатся в обычных условиях. При хорошем поведении (материальный критерий) и пребывании в обычных условиях не менее шести месяцев (формальный критерий) они могут быть переведены в облегченные условия. В этот срок засчитывается и время предварительного заключения под стражей, при условии, если к осужденному за допущенные им нарушения не применялась мера взыскания в виде водворения в карцер. Если, находясь в обычных условиях, осужденный будет признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (понятие злостного нарушения и злостного нарушителя дано в ст. 116 УИК РФ), он переводится в строгие условия. Признание осужденного злостным нарушителем влечет и его перевод из облегченных условий в обычные или строгие условия. Причем, если перевод в лучшие условия выражен через законный интерес осужденного, то перевод в худшие условия сформулирован как обязанность администрации действовать именно таким образом.

Если для перевода осужденного в худшие условия требуется только материальный критерий (его признание злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания), то для перевода в лучшие условия обязателен и второй — формальный критерий (пребывание в строгих или обычных условиях не менее шести месяцев).

7. В случае перевода осужденных из одной исправительной колонии общего режима в другую по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 81 УИК РФ, они содержатся в условиях, которые им были определены до перевода.

Осужденные, переведенные в исправительные колонии общего режима из колоний-поселений, из тюрем, куда они были ранее переведены в порядке применения ст. 78 УИК РФ, из воспитательных колоний; направленные для отбывания лишения свободы в порядке замены им иных видов наказаний либо отмены условного осуждения, помещаются в обычные условия.

Статья 31 УИК РФ. Порядок исполнения наказания в виде штрафа

Комментарий к статье 31 УИК РФ:

1. Статьей 46 УК РФ определено, что штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных данным Кодексом.

Согласно ст. 45 УК РФ штраф может назначаться как в качестве основного, так и дополнительного наказания. При этом в качестве дополнительного наказания он может назначаться только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ.

Размер штрафа установлен от 2500 до 1 млн. рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет.

Размер штрафа зависит от тяжести совершенного преступления. Штраф в размере от 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных статьями Особенной части УК РФ.

На размер штрафа также может влиять (по усмотрению суда) имущественное положение осужденного и его семьи, в том числе размер заработной платы. Эти же обстоятельства учитываются судом при решении вопроса о предоставлении осужденному рассрочки выплаты.

Некоторые особенности назначения штрафа определены для несовершеннолетних. Штраф может взыскиваться как с них, так и с их родителей или законных представителей.

2. По общему правилу осужденный должен выплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу. В то же время осужденный, у которого нет возможности единовременно уплатить штраф, может обратиться в суд с ходатайством о рассрочке уплаты штрафа сроком до трех лет. Такое решение суд принимает с учетом заключения судебного пристава-исполнителя.

Закон не обязывает, а предоставляет суду право дать осужденному такую отсрочку, однако он может и не удовлетворить ходатайство осужденного.

В соответствии со ст. 46 УК РФ при принятии решения об отсрочке суд учитывает тяжесть совершенного преступления, материальное положение осужденного и его семьи, его реальную возможность заплатить штраф, исходя из заработной платы и иных доходов, другие обстоятельства, которые влияют на платежеспособность осужденного.

Отсрочка может быть предоставлена судом на срок до трех лет. Срок отсрочки определяется также исходя из материального положения осужденного. Отсрочка может быть предоставлена судом как непосредственно в момент вынесения приговора, так и после вступления его в силу по ходатайству осужденного.

Следует отметить, что закон (ст. 31 УИК РФ) предусматривает, что ходатайство об отсрочке уплаты штрафа может подать только сам осужденный. Поэтому ни его родственники, ни адвокат, ни другие лица обратиться с таким ходатайством в суд не могут.

3. Первую часть штрафа осужденный должен выплатить в течение первых 30 дней после вступления приговора в законную силу или после вступления в силу решения суда о предоставлении осужденному по его ходатайству отсрочки уплаты штрафа.

4. По общему правилу осужденный в добровольном порядке должен исполнить решение суда и уплатить штраф.

Могут иметь место случаи, когда осужденный не может или не хочет заплатить штраф (в обоих случаях он признается злостно уклоняющимся от уплаты штрафа, что влечет для него существенные негативные последствия в соответствии с ч. 5 ст. 46 УК РФ).

В случае неуплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, в установленный срок и независимо от причин неуплаты, осужденный признается злостно уклоняющимся от уплаты штрафа, это наказание заменяется ему другим наказанием, предусмотренным санкцией статьи УК РФ, в соответствии с которой он осужден.

В случае неуплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, в установленный срок независимо от причин такой неуплаты суд на основании приговора суда о назначении гражданину наказания в виде штрафа направляет судебному приставу-исполнителю исполнительный документ (исполнительный лист) для принудительного взыскания штрафа. На основании исполнительного листа судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство.

В свою очередь, в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения требования об уплате штрафа. Этот срок не может превышать пяти дней и уведомляет осужденного о принудительном исполнении наказания.

В некоторых случаях, например в связи с нахождением осужденного в длительной служебной командировке, на стационарном лечении и в других подобных ситуациях, исполнительное производство может быть приостановлено.

5. Взыскание по исполнительному листу обращается в первую очередь на денежные средства осужденного, в том числе находящиеся в банках.

При отсутствии у осужденного денежных средств для уплаты штрафа взыскание обращается на принадлежащее ему имущество (за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание).

Если осужденный имеет имущество, которое принадлежит ему на праве общей собственности, взыскание обращается на его долю. Взыскание обращается и на имущество осужденного, находящееся у других лиц.

Взыскание имущества осуществляется путем его ареста (описи), изъятия и принудительной реализации.

Арест имущества состоит из описи имущества и запрета распоряжаться, а при необходимости и пользоваться им.

Реализация арестованного имущества осуществляется специализированной организацией на комиссионных или договорных началах.

При отсутствии у осужденного имущества или недостаточности такового для погашения штрафа взыскание налагается на заработную плату и иные виды доходов осужденного.

Памятка для члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса
Памятка. Работа УИК в день голосования
Памятка. Голосование вне помещения для голосования

ВКЛЮЧЕНИЕ В СОСТАВ, А ТАКЖЕ В РЕЗЕРВ СОСТАВОВ УИК
Перечень документов, необходимых для внесения предложений по кандидатурам в составы избирательных комиссий
Форма заявления для включения в состав УИК или резерв составов УИК
Образец заполнения заявления для включения в состав УИК или резерв составов УИК
Форма протокола собрания избирателей
Образец заполнения протокола собрания избирателей
Ограничения для кандидатов в члены УИК с правом решающего голоса
Информационное сообщение об объявлении дополнительного зачисления в резерв составов участковых избирательных комиссий

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦИК РФ от 5 декабря 2012 г. № 152/1137-6 «О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВА СОСТАВОВ УЧАСТКОВЫХ КОМИССИЙ И НАЗНАЧЕНИЯ НОВОГО ЧЛЕНА УЧАСТКОВОЙ КОМИССИИ ИЗ РЕЗЕРВА СОСТАВОВ УЧАСТКОВЫХ КОМИССИЙ»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦИК РФ от 17 февраля 2010 г. № 192/1337-5 (в ред. от 23.03.2016) «О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, ОКРУЖНЫХ И УЧАСТКОВЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ»

Постановление Территориальной избирательной комиссии Ханты-Мансийского района №22 от 14.08.2013 «Об изменениях в составах участковых избирательных комиссий №268 (д. Ярки), №269 (д.Ярки), №274 (с.Нялинское) Постановление Территориальной избирательной комиссии Ханты-Мансийского района №21 от 14.08.2013 «О смене председателя участковой избирательной комиссии № 270»

Постановление Территориальной избирательной комиссии Ханты-Мансийского района №20 от 14.08.2013 «Об изменении в составе участковой избирательной комиссии №270 (с.Зенково), №275 (с. Селиярово)

Постановление Территориальной избирательной комиссии Ханты-Мансийского района №19 от 14.08.2013 «Об изменениях в составах участковых избирательных комиссий»

Постановление Территориальной избирательной комиссии Ханты-Мансийского района №11 от 15.05.2013 «О предложении кандидатур для зачисления в резерв составов участковых избирательных комиссий»

Постановление Территориальной избирательной комиссии Ханты-Мансийского района №10 от 24.04.2013 «О назначении председателей участковых избирательных комиссий»

Постановление Территориальной избирательной комиссии Ханты-Мансийского района №9 от 24.04.2013 «О формировании участковых избирательных комиссий»

Постановление Территориальной избирательной комиссии Ханты-Мансийского района №8 от 10.04.2013 «О количественном составе участковых избирательных комиссий»

Постановление Администрации Ханты-Мансийского района №9 от 17.01.2013 «Об образовании на территории Ханты-Мансийского района избирательных участков для проведения голосования и подсчета голосов на всех выборах»Информационное сообщение о приеме предложений по кандидатурам членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса

Постановление ТИК Ханты-Мансийского района №5 от 26.02.2013 «О сроках приема предложений по кандидатурам в составы членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса»

Постановление ИК ХМАО-Югры №437 от 19 декабря 2012 г. «Об установлении на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры единой нумерации избирательных участков, участков референдума»

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх