3 рабочих дня

Как правильно посчитать десятидневный срок и последний день предоставления документов?

1. Общий порядок исчисления сроков для предоставления документов на проверку

Порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок регулируется ст. 88 и 89 Налогового кодекса.

Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

В свою очередь, выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика или, в случае отсутствия у налогоплательщика возможности предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Пунктом 8 ст. 89 Налогового кодекса определено, что срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Таким образом, срок проведения камеральной проверки исчисляется со дня предоставления декларации по налогу, в отношении которого проводится проверка, а при выездной проверке — со дня вынесения решения о ее проведении.

2. Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Кроме того, на основании п. 3 ст. 88 НК РФ, в случае, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, налоговый орган также имеет право затребовать у налогоплательщика необходимые пояснения или попросить внести соответствующие исправления в декларацию. В этом случае представить пояснений или внести исправления необходимо в течение пяти дней.

Общий порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах установлен ст. 6.1 НК РФ. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. А в п. 6 говорится о том, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

Таким образом, представить документы, необходимые налоговому органу для проведения выездной или камеральной проверки, а также пояснения (в случае требования о предоставление пояснений по п. 3 ст. 88 НК РФ) необходимо в течение десяти (пяти) рабочих дней. Течение указанных сроков начинается на следующий день после получения требования.

3. Порядок исчисления сроков для предоставления документов на проверку в случае, если требование отправлено по почте

Ст. 88, 89 и 93 НК РФ не предусмотрен порядок направления требования о предоставлении документов по почте заказным письмом.

Вместе с тем абзацем 2 п. 6 ст. 69 Налогового кодекса предусмотрено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В данном случае также применяются п. 2 ст. 6.1 НК РФ, то есть отсчитывать указанный срок следует со следующего дня после дня отправки письма, и п. 6 ст. 6.1 НК РФ — исчислять срок следует в рабочих днях.

Иного порядка для направления требования о предоставлении документов частью 1 НК РФ не предусмотрено.

В п. 6 ст. 13 АПК РФ указано, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).

Таким образом, полагаем, что в случае судебного разбирательства к рассматриваемым правоотношениям может быть применен абзац 2 п. 6 ст. 69 НК РФ, из которого следует, что направленное по почте заказным письмом требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (смотрите, например, постановление ФАС Поволжского округа от 19.09.2006 N А57-21930/05-7).

Отметим, что указанную позицию разделяет и Минфин России. Так, в письмах от 02.06.2008 N 03-02-08-12, от 23.07.2008 N 03-02-07/1-309 финансисты при ответе на вопросы налогоплательщиков по поводу определения срока вручения решения по результатам налоговой проверки пояснили, что так как законодательством прямо не установлен указанный срок, то его следует считать шестым днем с даты отправки заказного письма.

В то же время в более позднем письме от 15.04.2009 N 03-02-07/1-185 специалисты Минфина России в отношении сроков получения налогоплательщиками копий решений налоговых органов, указанных в п. 13 ст. 101 НК РФ, указали, что поскольку НК РФ не определена дата вручения копий этих решений, то в случае их направления по почте, дату вручения налогоплательщику копии такого решения следует определять на основании документа, свидетельствующего о получении налогоплательщиком соответствующего почтового отправления (уведомления о вручении).

По нашему мнению, учитывая, что отдельного порядка направления требования о предоставлении документов НК РФ не предусмотрено, наименее рискованным для налогоплательщика будет исчисление срока получения требования о предоставлении документов в рамках выездной или камеральной проверки в течение 6 дней после отправки данного письма. Вместе с тем не исключено, что налогоплательщик, воспользовавшись аргументацией, приведенной в указанном нами письме Минфина России от 15.04.2009 N 03-02-07/1-185, сможет доказать налоговому органу, что рассматриваемый срок следует считать со дня получения уведомления о вручении заказного письма с требованием. В этом случае на уведомлении следует поставить отметку о дате фактического получения письма (в данном случае 10.06.10), без такой отметки доказать фактические обстоятельства будет затруднительно.

В рассматриваемом случае требование было отправлено по почте 1 июня 2010 года, соответственно, даже если считать срок его вручения как шестой (рабочий) день после отправки, то есть 9 июня 2010 года, то при фактическом получении письма 10 июня 2010 года у налогоплательщика остается достаточно времени для того, чтобы подготовить и представить в налоговый орган необходимые документы.

Если речь идет о требовании представления документов по ст. 93 НК РФ, то необходимо уложиться в срок до 25 июня 2010 года. Если же речь идет о представлении документов по п. 3 ст. 88 НК РФ — до 18 июня 2010 года.

4. Последствия нарушения сроков представления документов

Ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля установлена ст. 126 Налогового кодекса (п. 4 ст. 93 НК РФ).

В соответствии с п. 1 указанной статьи налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) грозит наложение штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Отметим, что НК РФ не содержит конкретного перечня документов, подлежащих представлению на проверку.

Анализ судебной практики показывает, что суды далеко не всегда поддерживают налоговые органы по вопросу применения ст. 126 НК РФ.

Так, в постановлении ФАС Северо-Западного от 17.07.2008 N А56-5570/2007 суд пришел к выводу, что по смыслу положений ст. 88 и ст. 93 НК РФ налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика только конкретные документы с обязательным указанием их наименования, реквизитов и количества. В противном случае невозможно проверить правильность размера взыскиваемого штрафа, который определяется из расчета 50 руб. за каждый непредставленный документ. Привлекая налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, за непредставление документов и (или) иных сведений, налоговая инспекция обязана доказать наличие у него обязанности представить соответствующие документы и сведения. При этом обоснованность привлечения к налоговой ответственности и наложение штрафа должны быть доказаны не только по праву, но и по размеру, то есть налоговый орган должен подтвердить надлежащими доказательствами наличие у налогоплательщика обязанности представить каждый конкретный документ.

В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.07.2008 N А19-16915/07-15-Ф02-3285/08 суд установил, что в требованиях о представлении документов указаны только их родовые признаки без указания реквизитов. Поэтому невозможно установить, какие конкретно документы истребовались инспекцией и, соответственно, за непредставление каких документов проверяемый привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса.

В постановлении ФАС Московского округа от 10.07.2008 N КА-А40/6055-08 судом приняты во внимание доводы налогоплательщика о том, что примененная налоговым органом методика исчисления штрафа исходя из количества фактически представленных, а не запрашиваемых документов создает неравное положение между налогоплательщиком, представившим документы, и налогоплательщиком, отказавшимся от предоставления документов, так как штраф, рассчитанный исходя из количества представленных документов, в данном случае будет составлять большую сумму, чем штраф, исчисленный из количества запрашиваемых документов. Кроме того, суд установил, что, поскольку требование налогового органа не указывает на конкретное количество документов, которые необходимо представить налогоплательщику в инспекцию, привлечение его к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ, исходя из количества фактически представленных документов, не основано на нормах налогового законодательства.

В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2008 N Ф04-4512/2008(8603-А46-31) суд сделал вывод о том, что размер штрафа, наложенного на общество, по существу, основан не на представленных последним документах, а на видах, к которым они относятся. В требованиях налоговых органов указаны только виды документов, подлежащих представлению налогоплательщиком, что противоречит смыслу ст. 88, ст. 126 НК РФ, а также приказу ФНС РФ N ММ-3-06/338@, предполагающему отражение в требованиях о представлении документов их наименований с раскрытием реквизитов, предполагающих возможность идентификации испрашиваемых документов и их количество, необходимое для избрания в случае их непредставления размера налоговой санкции, определенной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса. Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, если число не представленных им документов с достоверностью не определено налоговым органом. Установление размера штрафа исходя из предположительного наличия у налогоплательщика хотя бы одного из числа запрошенных видов документов недопустимо.

16.4. Налог уплачивается в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Плателыцики налога не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом представляют налоговому органу декларацию о прибыли за отчетным кварталом, рассчитанную на­растающим итогом с начала отчетного финансового года.

В случае, если налогоплательщик считает целесообразным разъяснить отдельные реэуль­таты собственной финансово-хозяйственной деятельности, указанные в налоговой декларации о при­были, такой налогоплательщик может по собственному желанию направить в адрес налогового органа такое объяснение, составленное в произвольной форме Налоговый орган не может требовать представления форм налоговой отчетности прямо не предусмотренных настоящим Законом, в том числе бухгалтерских отчетов, балансов или другой неналоговой отчетности. Статистическая отчетность, введенная в соответствии с Законом Украины «О государственной статистике», направляется в установленном порядке только в адрес органов государственной статистики.

Предприятия основной деятельностью которых является производство сельско­хозяй­ственной продукции, представляют декларацию о прибыли в определенные этим пунктом сроки по форме, которая устанавливается центральным налоговым органом Украины.

Для целей налогообложения к предприятиям, основной деятельностью которые является производство сельскохозяйственной продукции, относятся предприятия валовой доход которых от продажи сельскохозяйственной продукции собственного производства за предыдущий отчетный (налоговый) год превышает 50% общей суммы валового дохода.

В случае, если за отчетный (налоговый) год валовой доход таких предприятии от продажи сельскохоэяйственной продукции не превышает 50% общей суммы валового дохода, прибыль таких предприятий от продажи продукции (работ, услуг), которая не относится к сельскохозяй­ственной продукции, облагается в общем порядке.

16.5. Платежные поручения на перечисление налога в бюджет представляются пред­приятиями в банковские учреждения до наступления срока платежа.

16.6. Налогоплательщики имеют право не позднее чем за 10 дней до окончания срока представления документов, установленных пунктом 16.4 настоящей статьи, выслать. их налоговым органам почтой с уведомлением о вручении. При этом спор, который может возникнуть между налогоплателыциком и почтой по причине несвоевременности отправки такого заказного письма в налоговый орган, решается в судебном порядке. Порядок оформления указанных почтовых отправлений, а также нормативы их обращения устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Налоговые органы не согласовывают расчеты налоговых обязательств налогоплатель­щика, которые предшествуют уплате налога, за исключением случаев предусмотренных пунктом 16.12 настоящей статьи.

16.7. На протяжении отчетного (налогового) квартала платель-

щики налога, за исключением нерезидентов и производителей сельскохозяйственной продукции, уплачивают в бюджет за первый и второй месяцы такого квартала авансовые взносы налога на прибыль, определенные согласно пункту 16.3 этой статьи нарастаю­щим итогом с начала года.

Авансовые взносы уплачиваются в бюджет по итогам первого и второго месяцев отчетного (налогового) квартала до 20- го чис­ла второго и третьего месяцев такого квартала соответственно.

Расчеты авансовых взносов осуществляются плательщиком налога самостоятельно без предоставления декларации о прибыли. Уведомление о результатах таких расчетов высыпается налоговому органу в сроки, предусмотренные для уплаты авансовых взно­сов. Штрафные санкции за отклонение размеров уплаченных авансовых взносов от размеров взносов, перечисленных по результатам отчетного квартала, не применяются.

16.8. Налог, подлежащий уплате в бюджет нерезидентами, определяется в порядке пре­дусмотренном статьей 13 настоящего Закона.

16.9. Налог, подлежащий уплате в бюджет налогоплательщиками, которые осуществляют страховую деятельность определяется в порядке, предусмотренном пунктом 7.2 настоящею Закона.

16.10..Бюджетные организации уплачивают налог на прибыль, полученную от хозяйствен­ной деятельности, ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного налогового года.

Неприбыльные организации, определенные пунктом 7.11 настоящего Закона, уплачивают налог на прибыль от неосновной деятельности в общем порядке.

16.11. Нерезиденты, которые осуществляют деятельность на .территории Украины через постоянное представительство, ведут бухгалтерский учет и отчетность в соответствии с законо­дательством Украины, ежеквартально предоставляют налоговым органам по местонахождению постоянного представительства декларацию о прибыли, полученную из источников в Украине, а также расчет начисленного налога на прибыль по форме, установленной центральным на налого­вым органом

В случае: прекращения деятельности постоянного представительства до окончания отчетного квартала указанные документы представляются государственному налоговому органу в течению 15 календарных дней с момента такого прекращения.

16.12. Налог на прибыль нереэидента ежеквартально исчлсляется налогоплательщиком и подлежит подтверждению налоговым органом по месту нахождения постоянного предста­витель­ства.

Нерезидент ежегодно получает от налогового органа подтверждение об уплате налога на прибыль на украинском языке.

Ежегодные аудиторские проверки финансово-хозяйственных результатов деятельности нерезидента проводятся согласно закону.

16.13. Ответственность за удержание и перечисление в бюджет налога на доходы граждан, сумм взносов из социальные мероприя­тия, налоги , указанных в пункте 7.8, пункте 10.2 и статье 13 настоящего Закона, несут налогоплательщики, которые производят соответствующие выплаты.

Перечисление налогов, указанных, и пункте 7.8 и статье 13, осуществляется до (или) вместе с осуществлением таких выплат.

Перечисление налога, указанного а пункте 10.2 настоящего Закона, осуществляется в течение трех банковских дней с момента осуществления таких выплат.

Источником выплаты указанных налогов является сумма соответствующих выплат.

16.14. Уплата налога иными, чем налогоплательщики, лицами не разрешается.

16.15. Порядок ведения и составления налоговых отчетов, де­клараций о прибыли предприятий и расчетов налога устанавливается центральным налоговым органом.

16.16. Излишне внесенные в бюджет суммы налога, исчисленные за отчетный период нарастающим итогом с начала года, зачисляются и счет последующих платежей или возвращаются налогоплательщику не позднее десяти рабочих дней со дня получения письменного заявителя такого налогоплательщика.

Статья 17. Зачисление налога в бюджет

17.1. Суммы налога на прибыль зачисляются в бюджеты территориальных громад по местонахождению налогоплателыщика.

Статья 18. Специальные правила

18.1. Если международным договорам ратифицированным Вер­ховной Радой Украины , установлены другие правила, чем предусмотренные настоящим Законом, применяются нормы международного договора.

18.2. В случае заключения договоров с нерезидентами не разрешается включение о контракт налоговых предостережений, со гласно которым предприятия, выплачивающие доходы, берут на себя обязательства по уплате налогов на доходы нерезидентов.

18.3. В случае заключения договоров, предусматривающих осуществления оплаты товаров (работ, услуг) в пользу нерезидентов, которые расположены в оффшорных зонах, либо при осуществлении расчетов через таких нерезидентов или через их банковские счета независимо от того, осуществляется ли такая оплата (в де­нежной или другой форме) непосредственно или через других резидентов либо нерезидентов, расходы налога плательщиков на оплату стоимости таких товаров (работ услуг) включаются в состав

их валовых расходов в сумме, составляющей 85% от оплаченной стоимости этих товаров (работ, услуг).

Перечень оффшорных зон ежегодно обнародуется Кабинетом Министров Украины.

Статья 19. Устранение двойного налогообложения

19.1. Суммы налогов на прибыль, которая получена из ино­странных источников, упла­чен­ные субъектами хозяйственной дея­тельности за границей, зачисляются во время уплаты ими налога на прибыль в Украине. При этом зачислению подлежит сумма налога, рассчитанная по правилам, установленным настоящим Законом.

19.2. Размер зачисленных сумм налога на прибыль из иност­ранных источников в течение налогового периода не может превы­шать сумму налога, которая подлежит уплате в Украине этим на­логоплательщиком в течение такого периода.

19.3. Не подлежат зачислению к уменьшению налоговых обя­зательств такие налоги, упла­ченные в других странах:

налог на капитал (имущество) и прирост капитала;

почтовые налоги;

налоги на реализацию (продажу);

непрямые налоги независимо от того, подпадают ли они под категорию налогов на доходы или облагаются отдельными нало­гами согласно законодательству иностранных государств;

суммы налога, уплаченные из пассивной прибыли (дивиден­дов, процентов, страхования, роялти).

19.4. Зачисление уплаченных за таможенной границей Украи­ны сумм налога на прибыль осуществляется при условии представления письменного подтверждений налогового органа другого государства о факте уплаты такого налога к при наличии между­народного договора Украины об устранении двойного налогообло­жения доходов, ратифицированного Верховной Радой Украины.

Статья 20. Ответственность налогоплательщиков

20.1. Ответственность за правильность начисления, своевре­менность уплаты налога и соблюдение налогового законодательства несет налогоплательщик.

20.2. Налогоплательщики, не имеющие на момент проверки на­логовым органом налоговых деклараций о прибыли, и расчетов, связанных с начислением и уплатой налога за соответству­ю­щие периоды, уплачивают штраф в размере десяти необлагаемых на­логом минимумов доходов, граждан да однократное нарушение. Если н течение последующих двенадцати месяцев налого­платель­щик допускает второе или более таких нарушений, такой налого-

плательщик уплачивает штраф в сумме десяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, умноженных на число таких нарушений. Началом отсчета указанных двенадцати месяцев является месяц, на который приходится последнее нарушение.

20.3. Налогоплательщики, которые не представили или несвое­временно представили в налоговый орган декларацию о прибыли, расчет налога на прибыль, платежное поручение на перечисление налога в бюджет, уплачивают штраф в размере 10% суммы начис­ленного налога за каждый случай нарушения.

Если такое непредставление или несвоевременное представле­ние является результатом ненадлежащего выполнения обязанно­стей почтой, налогоплательщик имеет право обжаловать правомерность применения финансовых санкции в судебном порядке.

20.4. В случае сокрытия или занижения сумм налога налого­плательщик уплачивает сумму доначисленного налоговым орга­ном налога, штрафа н размере 30% от суммы доначисленного на­лога (недоимки) и пени, исчисленной исходя из 120% учетной ставки Национального банка Украины, которая действовала на момент уплаты, начисленную на полную сумму недоимки (без уче­та штрафов) за весь ее срок.

Не применяются штрафные санкции, предусмотренные этим пунктом, к налогопла­тель­щицам, которые до начала проверки на­логовым органом выявили факт занижения налогообла­гаемой при­были письменно уведомили об этом налоговый орган и уплатили сумму недоимки, а также пеню исчисленную исходя из 120% учет­ной станки Национального банка Украины, которая действовал.» на момент уплаты, начисленную на полную сумму недоимки за весь ее срок.

20.5. Если по результатам проверки налогоплательщика нало­говым органом выявлены случаи арифметических, ошибок или опи­сок, который привели к занижению суммы налога, но не более 5% суммы общих: обязательств налогоплательщика относительно уп­латы такого налога за проверяемый период, руководитель соответствующего налогового органа может принять решение о неприменении финансовых санкции в виде штрафов к такому налого­плательщику. Решение руководителя налогового органа является окончательным и обжалованию не подлежит. Такое решение не освобождает налогоплательщика от обязательств по уплате пени, исчисленной согласно положениям пункта 20.4 настоящей статьи.

20.6. Суммы доначисленных налога и финансовые санкций уп­лачиваются налого­платель­щиком самостоятельно в срок не более десяти рабочих дней со дня получения подписанного руководи­телем соответствующего налогового органа решения о применении санкций к налогоплательщику. При этом пеня начисляется за весь срок недоимки, включая последний рабочий день, предшествующий дню фактической уплаты суммы недоимки н финансовых санкций.

В случае, если налогоплательщик отказывается признать за­ключения проверки налогового органа или имеет замечания к ним и обжалует такие заключения в установленном законом порядке, уплата доначисленного налога и финансовых санкций приостанав­ливается до принятия решения по результатам такого обжалова­ния. В случае, если по результатам обжалования признается пра­вильность заключений налогового органа, налогоплательщик обязан самостоя­тель­но уплатить сумму доначисленного налога н фи­нансовых санкций до представления расчета налоговых обяза­тельств за период, на который приходится дата принятия решения до результатам такого обжалования. При этом пеня начисляется на признанную сумму недоимки за весь срок недоимки, включая последний рабочий день, предшествующий дню фактической упла­ты суммы недоимки и финансовых санкций.

20.7. Должностные лица, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются к ответственности согласно законодательству.

Статья 21. Другие положении

21.1. Суммы выявленной сокрытой (заниженной) прибыли и штрафы взыскиваются за все время уклонения от уплаты налога.

21.2. По окончании установленные сроков уплаты налога в бюджеты невнесенные сунны считаются недоимкой и взимаются н бюджеты с начислением пени на уровне 120% учетной став­ки Национального банка Украины, которая действовала на момент уплаты, начисленную на полную сумму недоимки за весь ее срок.

21.3. Сумма налоговых платежей, излишне поступивших а бюд­жет в результате неправиль­ного начисления или нарушения нало­гоплательщиком установленного порядка уплаты налога, подле­жит возвращению из соответствующего бюджета в течение десяти рабочих дней с момента получения налоговым органом соответствующего заявления налогоплательщика или зачислению к уменьшению платежей в этот бюджет будущих периодов, по выбору налогоплательщика, в случае, если не истек срок исковой дав­ности, установленный законодательством.

Подача заявления о возврате излишне уплаченных налогов прерывает течение срока исковой давности.

21.4. Сумма налога, излишне поступившая в бюджет в результате неправильного начисления (доначисления) налоговым орга­ном. подлежит возвращению из соответствующего бюджета с уче­том сумм. уплаченных по финансовым санкциям, или зачислению к уменьшению платежей в этот бюджет будущих периодов на ос­новании заявления, которое представляется налогоплательщиком та­кому налоговому органу, если не прошел срок исковой давности.

установленный законодательством. При этом, начиная со дня вне­сения указанных сумм в бюджет и заканчивая днем их возврата (зачета), на указанную сумму производится начисление в раз­мере 120% учетной ставки Национального банка Украины, кото­рая действовала на момент такого возврата (зачета).

21.5. Обязательными для исполнения налогоплательщиком яв­ляются только акты центрального налогового органа, изданные в случаях, прями предусмотренных настоящим Законом, и зарегистрированные в Министерстве юстиции Украины.

Статья 22. Заключительные положения

22.1. Ввести в действие Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины “0 налогообложении прибыли предприятий” с 1 июля 1997 года.

22.2. Закон Украины *0 внесении изменений в Закон Украи­ны *0 налогообложении прибыли предприятий» применяется при расчетах с бюджетом, начиная с доходов и расходов, полученных и произведенных с 1 июля 1997 года. При этом балансовые убыт­ки налогоплатель­щиков, возникшие по результатам хозяйственной деятельности с 1 января 1991 года до момента вступления в силу настоящего Закона, включаются в состав валовых расходов по­рядке, предусмот­ренном статьей 6 настоящего Закона.

22.3. Установить, что в период с 01.07.97 г. до 01.01.2002 г. на­лог на прибыль в размере 1,5% от суммы начисленного налога на прибыль, зачисляется на специальный счет бюджетов террито­риальных громад для финансирования жилищного строительства для военнослужащих, участников боевых действий в Афганистане в военных конфликтов в зарубежных странах, членам семей военнослужащих, погибших во время выполнения ими служебных обязанностей.

Средства, направленные налогоплательщиком на строительства жилья для военнослужащих и членов их семей, имеющих право на получение жилья в соответствии с законодательством Украи­ны, по заключенным до 1 июля 1997 года соглашениям об инвести­ровании строительства жилья для военнослужащих и членов их семей, по которым на 1 июля 1997 года проведены фактические расходы, учитываются в уменьшение налогового обязательства такого налого­плательщика, в течение срока завершения сроительства объектов жилья, начатых до 1 июля 1997 года, но не позд­нее срока, установленного абзацем первым настоящего пункта. Порядок бюджет­ного контроля за использованием таких средств устанавливается Кабинетом Министров Украины.

В случае осуществления плательщиком налога инвестирования строительства такого жилья путем передачи материальных активов его налоговое обязательство уменьшается на сумму стои-

мости таких материальных активов по ценам и процедуре, кото­рые определяются по методологии, установленной Кабинетом Ми­нистров Украины.

22. 4. Нормы амортизации, определенные статьей 8 настояще­го Закона, применяются в 1997 и 1998 годах с понижающим коэффициентом 0,7.

До 1 января 2003 года налогоплательщики — предприятия ме­таллургической (и предприятия других отраслей в части основных фондов, используемых в литейном производстве), коксохимиче­ской, химической, горнодобывающей промышленности, а также предприятия железнодорожного транспорта, предприятия — произ­водители электрической, тепловой энергии и водоснабжения, на балансе которых находятся введенные в эксплуатацию до 1 января 1993 года основные фонды, используемые для осуществления ос­новной деятельности, имеют право относить к составу валовых расходов отчетного (налогового) года расходы на проведение улучшений таких основных фондов в размере, не превышающем 9% от балансовой стоимости групп 1 и 3 таких основных фондов на начало отчетного (налогового) года. Указанные основные фон­ды группы 3 выделяются в отдельную подгруппу группы 3 основ­ных фондов, по которой ведется отдельный учет.

Балансовая стоимость отдельной подгруппы группы 3 основных фондов по состоянию на 1 января 2003 года прибавляется к балан­совой стоимости группы 3 основных фондов.

С 1 января 2003 года учет балансовой стоимости группы 3 ос­новных фондов осуществляется в порядке, определенном статьей 8 настоящего Закона.

22.5. Акты законодательства до приведения их в соответствие с этим Законом применяются в части, которая не противоречит этому Закону.

Установить, что на период проведения эксперимента на тер­ритории экспериментальной экономической зоны «Сиваш» сумма налога на прибыль предприятий — субъектов экспериментальной зоны «Сиваш», определенная согласно нормам этого Закона, уменьшается на 50% в случае использования суммы, на которую уменьшается налог на прибыль, на реализацию инвестиционных проектов в пределах этой зоны.

22.6. Предложить Президенту Украины привести действующие нормативные акты, изданные Президентом Украины, в соответствие с настоящим Законом.

22.7. Штрафные санкции, которые могут быть наложены на плательщиков налога в связи с нарушением нормативных актов Кабинета Министров Украины или центрального налогового орга­на, изданных в течение сроков, предусмотренных настоящей статьей, в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Законом, начинают применяться к таким налогоплательщикам по

результатам налогового периода, следующего за налоговым перио­дом, в течение которого были обнародованы такие акты.

Плановые проверки налогоплательщиков относительно приме­нения норм настоящего Закона осуществляются в порядке, преду­смотренном законодательством, начиная с 1 февраля 1998 года.

22.8. Балансовая стоимость основных фондов, которые согласно статье 8 настоящего Закона подпадают под определения групп 1, 2 и 3, введенных в эксплуатацию до вступления в силу настоящего Закона, определяется на уровне их остаточной стоимости по со­стоянию на момент вступления в силу настоящего Закона с вклю­чением их в соответствующую группу основных фондов в целях дальнейшей амортизации.

22.9. Балансовая стоимость нематериальных активов, введен­ных в эксплуатацию до вступления в силу настоящего Закона, определяется на уровне их первоначальной балансовой стоимости по состоянию на момент вступления в силу настоящего Закона и подлежит дальнейшей амортизации.

22.10. Балансовая стоимость затрат, связанных с добычей по­лезных ископаемых, определенных согласно статье 9 настоящего Закона и включенных в баланс налогоплательщика до вступления в силу настоящего Закона, определяется как их остаточная балан­совая стоимость по состоянию на момент вступления в силу на­стоящего Закона и подлежит дальнейшей амортизации.

22.11. Для месторождений, частично разработанных на момент вступления в силу настоящего Закона, общий расчетный объем добычи полезных ископаемых устанавливается на уровне остаточ­ных запасов месторождения по состоянию на момент вступления в силу настоящего Закона.

22.12. Нормы пункта 12.1 настоящего Закона не распространя­ются на задолженность, возникшую в связи с задержкой в оплате товаров (работ, услуг), проданных (отгруженных, оказанных, вы­полненных) до вступления в силу настоящего Закона.

22.13. На переходной период устанавливаются следующие нор­мативы формирования страхового резерва относительно совокуп­ного размера долговых требований банков согласно подпункту 12. 2. 3 настоящей статьи: 40% До 31 декабря 1999 года включи­тельно; 30% до 31 декабря 2001 года включительно; 20%, начиная с 1 января 2002 года.

22.14. Датой увеличения валовых доходов налогоплательщика для товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказан­ных) до вступления в силу настоящего Закона, по которым не проведена оплата их стоимости покупателями, является дата за­числения средств на расчетный счет налогоплательщика в оплату таких товаров (работ, услуг), кроме налогоплательщиков, применяющих порядок, по которому выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется по стоимости отгруженной продукции

(выполнении работ. оказанных услуг) указанная в оформленных для оплаты покупателем расчет­ных документах.

Расходы налогоплательщиков, которые относятся к составу ва­ловых расходов согласно настоящему Закону, осуществленные до 1 июли 1997 года и отнесенные на себестоимость реали -зованной продукции (работ, услуг) на 1 июля 1997 года. по остаткам готовой продукции на складах и товарам (работам, услугам), отгру­женным (выполненным, оказанным), а для торговых организа­ций—по товарным остаткам, включая торговые наценки, и не­оплаченные покупателями до 1 июля 1997 года, включаются в ва­ловые расходы по дате продажи таких товаров (работ, услуг).

Другие расходы производств (обращения), осуществленные до 1 июля 1997 года, включаются и состав валовых расходов отчетных (налоговые) периодов 1997года.

Порядок отнесения расходов налогоплательщика, указанных в абзацах втором, третьем настоящего пункта, к составу его валовых расходов определяется: Министерством финансов Украины с уче­том положений настоящего Закона.

22.15. Датой увеличения валовых доходов и валовых расходов по финансовым кредитам, предоставленным банковскими учрежде­ниями до вступления в силу настоящего Закона, является дата уплаты процентов по таким кредитам заемщиком.

22.16. Налогообложение доходов, полученных от владения го­сударственными ценными бумагами и облигациями местных зай­мов, производится по государственным ценным бумагам и облига­циям местных займов, приобретенным налогоплательщиком после вступления в силу настоящего Закона.

22.17. Статья 14 настоящего Закона относительно производите­лей сельскохозяйственной продукция применяется для налогообло­жения доходов, начиная с итогов деятельности за 1998 год.

Предприятия, основной деятельностью которых является произ­водство сельскохозяйствен­ной продукции, налог на прибыль, опре­деленный по результатам хозяйственной деятельности с 1 июля 1997 года по 31 декабря 1997 года согласно нормам этого За­кона, в бюджет не уплачивают.

Декларация о прибыли за указанный период представляется такими предприятиями до 1 апреля 1998 года.

22.18. Нормы пунктов 5.7, 5.8, 7.14 настоящего Закона вступают в силу после принятия соответствующих законов. Нормы пункта 6.3 применяются, начиная с 1 января 1999 года

22.19. Курсовые разницы, накопленные в отчетных периодах к моменту вступления в силу настоящего Закона, списываются без дальнейшего отражения в балансе и без учета в определении фи­нансовых результатов хозяйствования или налоговых обязательств налогоплательщика.

22.20. В связи с введением обязательной регистрации постоян-

ных представительств нерезидентов в качестве налогоплательщи­ков, государственная регистра­ция таких постоянных представительств нерезидентов с момента вступления в силу настоящего Закона не применяется, в том числе в Министерстве внешних эко­номических связей и торговли Украины или других органах госу­дарственной власти.

22.21. Временно до 1 января 2008 года для предприятий по производству автомобилей н запасных частей к ним, имеющих инвестицию (в том числе иностранную) исключительно в денежной форме, составляющую сумму, эквивалентную не менее 150 миллио­нам долларов США по официальному валютному курсу Нацио­нального банка Украины на день внесения такой инвестиции в их уставный фонд, зарегистрированный в установленном законо­дательством в порядке, устанавливаются следующие особенности на­логообложения их прибыли.

22.21.1. Налоговым периодом для них считается отчетный на­логовый год;

22.21.2. Валовые доходы и валовые расходы предприятия, по­лученные (уплаченные) в течение отчетного налогового года. под­лежат индексированию, исходя и официального индекса инфляции за период от месяца, следующего за месяцем уплаты расходов (получения доходов), до конца отчетного налогового года;

22.21.3. Объект налогообложения, определенный но результа­там отчетного (налогового) года. уменьшается па сумму средств, напрявляемых на погашение кредитов, полученных для реализации иннвестиционной программы, утвержденной Кабинетом Министров Украины, и реинвестируемых предприятием и развитие собственного производства и производство материа­лов и комплектующих изделий для автомобиле строения, а также на сумму начисленных и уплачен­ных учредителями дивидендов, реинвестируемых ими на эти же цели. Решение о прове­дении таких реинвестиций должно быть принято до крайнего срока представления годовой налоговой декларации в соответствующий налоговый орган. В случае, если в течение следующего налогового года учредители предприятия от­меняют решение о проведении указанной реинвести­ции или умень­шают ее объем, предприятие обязано признать прибыль, которая равна сумме объявленной реинвестиции или сумме ее уменьшения. прибавить ее сумму к сумме облагаемой налогом прибыли теку­щего налогового периода, а также уплатить пеню в размерах и за период, определенный законодательством Украины;

22.21.4. Налог на дивиденды, предусмотренный подпунктом 7.8.2, не применяется в случае реинвестирования их к развитие производства материалов и комплектующих изделий для авто­мобилестроения.

22.21.5. Действие подпункта 5.5.2 не распространяется на пред­приятия по производству автомобилей и запчастей к ним имеющие

инвестицию (в том числе и иностранную) исключительно в денежной форме, состав­ляющую сумму, зквивалентную не менее 150 миллионов доларов США по официальному валютному курсу Национального банка Украины на день внесення такой инвестиции в их устав­ный фонд, зарегистрированный в установленном законодательством порядке сроком до 1 января 2008 года.

22.22. За период до введення в действие Закона Украины “0 налоге на добавленную стоимость” суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в 1997 году в составе цены покупных товаров предприятиями, осуществляющими посредническую и сбы­товую деятельность, включаются в состав валовых расходов таких предприятий, а суммы налога на добавленную стоимость, полученные этими предприятиями в составе цены реализации указанных товаров, включаются в состав их валового дохода.

22.23. Кабинету Министров Украины:

рассмотреть предложения относительно особенностей налогообложения инновационной деятельности и до 1 октября 1997 года представить Верховной Раде Украины соответствующие предложения по этому вопросу;

в течение месяца принять соответствующие решения для обесличения реалиэации настоящего Закона, которые непосредственно отнесены настоящим Законом к его компетенции;

представить в Верховную Раду Украины предложеняя относительпо приведения законо­дательных актов Украины в соответствие с настоящим Законом;

в течение месяца привести решение Правительства в соответствие с настоящим Законом.

Президент Украины Л Кучма

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх