324 закон

Статья расписания болезней Наименования болезней, степень нарушения функций Категория годности к военной службе
графа I графа II графа III
14 Органические, в том числе и симптоматические психические расстройства:
а) выраженные нарушения функционирования НГИ НГИ НГИ
б) умеренные нарушения функционирования НГМ НГМ НГМ,
ГНС – ИНД
в) легкие нарушения функционирования ВН ГО ВН,
ГО
г) при стойкой компенсации перенесенных легких психических расстройств либо психические расстройства, закончившиеся выздоровлением ГО ГО Г

Пояснения к статье 14 расписания болезней.

В настоящей статье предусматриваются психические расстройства (психотические и непсихотические) вследствие церебральных заболеваний, мозговых травм и других поражений головного мозга (в том числе психические нарушения вследствие эпилепсии), общих инфекций, интоксикаций (кроме вызванных употреблением психоактивных веществ), соматических заболеваний различного генеза, ВИЧ-инфекции, а также психические расстройства, связанные с воздействием РВ, ИИИ, КРТ, ЭМП и лазерного излучения, другими причинами, приводящими к церебральной дисфункции.

Медицинское освидетельствование граждан проводится после медицинского обследования в стационарных условиях.

К пункту «а» относятся резко выраженные и выраженные психические расстройства (деменция, хронические психические расстройства, требующие постоянного активного лечения и (или) диспансерного наблюдения, состояния с повторными госпитализациями (более 2 раз в год), стойко затрудняющие социальную адаптацию).

К данному пункту также относятся психические расстройства и специфические изменения личности вследствие эпилепсии. При этом экспертное заключение о категории годности к военной службе принимается по статьям 14, 21 расписания болезней. Медицинское освидетельствование при наличии только эпилептических припадков при отсутствии психических расстройств и специфических изменений личности проводится по статье 21 расписания болезней.

К пункту «б» относятся состояния с умеренно выраженными нарушениями (психотические состояния с благоприятным течением, непсихотические состояния с длительностью лечения в стационарных условиях 1–2 месяца и (или) требующие поддерживающего лечения в амбулаторных условиях; состояния, затрудняющие социальную адаптацию).

К пункту «в» относятся легкие болезненные проявления (преходящие кратковременные непсихотические расстройства с длительностью лечения до 1 месяца, не требующие диспансерного наблюдения и поддерживающего лечения, состояния, не затрудняющие социальную адаптацию), возникающие вследствие острых органических (соматических) заболеваний или травм головного мозга, завершившиеся выздоровлением или незначительно выраженной астенией, легким когнитивным расстройством при отсутствии признаков органического поражения центральной нервной системы. Военнослужащим предоставляется отпуск по болезни с последующим медицинским освидетельствованием. Призывникам предоставляется отсрочка от призыва на срочную военную службу, службу в резерве сроком на 6 месяцев с последующими медицинским обследованием и медицинским освидетельствованием по пункту «б» или «г» в зависимости от компенсации болезненных проявлений.

К пункту «г» относятся состояния стойкой (не менее 1 года) компенсации либо выздоровления при легких непсихотических психических расстройствах после острого заболевания или травмы головного мозга при отсутствии психических расстройств и явлений органического поражения центральной нервной системы, когда имеются лишь отдельные рассеянные органические знаки без нарушения функций.

К данному пункту относится также наличие указанных в настоящей статье психических расстройств в анамнезе при отсутствии патологии со стороны нервно-психической сферы и внутренних органов. Благоприятный исход указанных психических расстройств должен быть подтвержден медицинским обследованием в государственных организациях здравоохранения.

В случаях симптоматических психических расстройств, а также психических расстройств, связанных с воздействиями РВ, ИИИ, КРТ, ЭМП и лазерного излучения, в документах о результатах медицинского обследования и медицинского освидетельствования указывается причина, которая повлекла за собой развитие психического расстройства.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О МОРСКИХ ПОРТАХ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Принят

Государственной Думой

26 июля 2018 года

Одобрен

Советом Федерации

28 июля 2018 года

Статья 1

1) в наименовании главы 4 слово «Тарифы» заменить словами «Цены (тарифы, ставки)»;

2) в статье 18:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 18. Цены (тарифы, ставки) на услуги в морском порту»;

б) дополнить частью 3 следующего содержания:

«3. Цены (тарифы, ставки) на услуги в морском порту должны быть выражены в рублях, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.».

Статья 2

Положения части 3 статьи 18 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются в отношении российских юридических лиц, имеющих на 1 января 2018 года обязательства в иностранной валюте, принятые в целях реализации инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры морских портов, в том числе с учетом включенных в указанные инвестиционные проекты периодов рефинансирования таких обязательств, до прекращения таких обязательств в связи с их исполнением, но не позднее чем до 1 января 2025 года.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

Статья 48 Конституции РФ предоставляет каждому право на получение квалифицированной юридической помощи; в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Население России испытывает острую потребность в юридических знаниях (частично этим обстоятельством объясняется бум, который недавно перенесло юридическое образование). Мошеннические пирамиды, массовый обман и нарушения прав граждан при купле-продаже квартир, узаконении земельных участков, приватизации квартир и общежитий, оформлении прав при наследовании имущества, оплате коммунальных услуг, оформлении налогового вычета, и многим другим имеют общую причину — юридическую неподготовленность населения и отсутствие гарантий получения высококвалифицированной юридической помощи. Очевидно, без обеспечения права на квалифицированную юридическую помощь в условиях непрерывного реформирования законодательства вряд ли возможна эффективная защита всех иных гражданских прав и свобод.
Юридическая помощь должна быть доступна всему населению. Однако не каждый гражданин в состоянии оплатить услуги адвоката. Ст. 48 Конституции РФ, предусматривая возможность оказания бесплатной юридической помощи, тем самым обеспечивает льготы при оказании юридической помощи, устанавливая одинаковую юридическую защиту для всех нуждающихся независимо от их экономического положения. Явилось бы нарушением принципа равенства, права на доступ к правосудию и гарантии справедливого ведения процесса, если бы одна из сторон была вынуждена отказаться от реализации своих прав по причине нехватки средств для его ведения или не в состоянии так же действенно выразить свои претензии, как и сторона, экономически более обеспеченная. Бесплатная юридическая помощь является постоянной и общефедеральной льготой и распространяется на определенные категории физических лиц.
Сегодня нельзя недооценивать значение юридических консультаций как основных звеньев оказания бесплатной правовой помощи членам профсоюза. Правовые инспекторы труда всегда помогают человеку, столкнувшемуся со сложной проблемой, требующей правового разрешения. Член Росхимпрофсоюза, нуждающийся в оказании юридической помощи, может получить ее через отдел правовой защиты Республиканской организации Башкортостана Росхимпрофсоюза. Вопросы с которыми члены профсоюза обращаются к правовым инспекторам труда лакмусовая бумажка отношения работодателей к трудовым правам своих работников, органов власти к правам своих граждан.
Юристы Республиканской организации Башкортостана Росхимпрофсоюза дают бесплатные юридические консультации работникам-членам профсоюза по вопросам в области регулирования социально-трудовых отношений, участвуя зачастую в судебных процессах и проводя проверки на предприятиях по соблюдению работодателями трудового законодательства по факту обращения. Совсем недавно по просьбе первичной профсоюзной организации ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» была проведена выездная юридическая консультация правовым инспектором труда Росхимпрофсоюза по РБ в г.Салавате.
Для членов Росхимпрофсоюза привлекательным является оказание консультативной помощи по вопросам трудового законодательства бесплатно, поскольку в последние годы ощутимо возросла стоимость юридических услуг, и для многих бесплатная юридическая помощь остается едва ли не единственной возможностью защитить свои права.
Юридической службой Республиканского комитета ежемесячно проводятся выездные консультации в организациях отрасли по вопросам социально-трудовой защиты прав и интересов работников. Кроме того, ежедневный прием членов Росхимпрофсоюза по правовым вопросам ведется в Республиканском комитете.
Правовые инспекторы труда Росхимпрофсоюза по РБ оказывают помощь первичным профсоюзным организациям, членам профсоюза при подготовке исковых заявлений и отзывов в защиту трудовых прав и законных интересов членов профсоюза. Так, по обращению в РОБ Росхимпрофсоюза трех работников ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» им была оказана помощь в составлении исковых заявлений о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья, интересы которых на всех трех судебных заседаниях в суде г. Салавата представлял правовой инспектор труда Росхимпрофсоюза по РБ. По решению Салаватского городского Суда исковые требования истцов были удовлетворены частично, в связи с чем была подготовлена кассационная жалоба на решение Салаватского городского суда, отзыв на кассационное представление прокурора г. Салавата на решение Салаватского городского суда. Было принято решение о подачи кассационной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан. На основании решения кассационной инстанции, исковые требования истцов в части возмещения морального вреда были удовлетворены частично, размер морального вреда увеличен, дело возвращено на новое рассмотрение в Салаватский городской суд.
Закон РБ «Об органах социального партнерства» принятый в конце 2005 года позволяет сегодня включить представителей Республиканской организации в совместные комиссии организации по подготовке проекта и заключению коллективного договора. На практике эта норма была использована при создании комиссий по ведению коллективных переговоров в ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», в ОАО «Сода», ОАО «Полиэф», ОАО «Подземнефтегаз». Так, например, в комиссию по ведению коллективных переговоров в ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» был включен главный правовой инспектор труда Росхимпрофсоюза по РБ.
В современных условиях от качества предоставляемых юридических услуг во многом зависит сила и имидж профсоюзного движения. В настоящее время для членов профсоюза привлекательны профсоюзные юристы, которые бесплатно оказывают юридические консультации, представляют их интересы в суде. Сегодня актуальна тема мотивации профсоюзного членства, в связи с чем требует проработки вопрос по оказанию юридических консультаций, представлению интересов членов профсоюза в суде и в других учреждениях не только по вопросам трудового права, но и жилищного, земельного, семейного, гражданского и др., с которыми, как правило, сталкивается каждый гражданин.
Республиканская организация Башкортостана Росхимпрофсоюза начала практиковать проведение выездных юридических консультаций на предприятиях отрасли с привлечением адвоката. Как правило, наиболее распространенные вопросы членов профсоюза помимо социально-трудовых– это вопросы в области жилищного, семейного, земельного законодательства. Порядок купли-продажи квартир, узаконение земельных участков, приватизация квартир и общежитий, оформление прав при наследовании имущества, раздел имущества, оплата коммунальных услуг, оформление налогового вычета, регистрация по месту жительства, распоряжение средствами материнского капитала, выполнение алиментных обязательств, порядок оформления опеки и попечительства и др. – вот круг тех вопросов, которые наиболее часто задаются членами профсоюза. Это показали выездные юридические консультации в ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», ОАО «Сода», ОАО «Синтез-Каучук», где свыше 130 членов профсоюза получили от адвоката исчерпывающие ответы и помощь.
Профсоюзные юристы защищают нарушенные права работников двумя способами: путем оказания консультативной помощи и путем непосредственного участия в судопроизводстве. Применительно к первому из этих видов помощи ч.2 ст.23 ФЗ «О профессиональных союзах» предусматривает возможность создания юридических служб и консультаций профсоюзами для защиты социально-трудовых и гражданских прав и профессиональных интересов своих членов. Кроме того, профсоюзы могут оказывать платную юридическую помощь своим членам по всем областям права (жилищному, уголовному, семейному, земельному, гражданскому и др.), возмещая расходы на оплату труда адвоката. Однако эта практика пока не находит широкого применения среди профсоюзных организаций.
Право на юридическую помощь должно рассматриваться как важнейшая гарантия юридической безопасности. К числу угроз юридической безопасности относятся, в частности, пробелы правового регулирования права на юридическую помощь, судебная волокита, недоступность юридической помощи, дороговизна обращения за юридическими услугами, их коммерциализация и низкая эффективность (оплата адвоката, а порой и экспертизы по уголовным делам, высокие нотариальные тарифы и т.п.).
Конституция РФ 1993 г. значительно повысила роль и ответственность государства в обеспечении соблюдения и защиты прав и свобод. Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения. Обязательность государственного участия в обеспечении юридической безопасности граждан, в том числе права на квалифицированную юридическую помощь, обусловлена тем, что речь идет о жизненно важных интересах личности как высшей социальной ценности, а это главенство может быть определено, установлено и защищено только государством, обладающим для этого соответствующими средствами, в том числе правовыми.

Подготовлено отделом правовой защиты
Республиканской организации Башкортостана Росхимпрофсоюза

Россия предложила бесплатно предоставить свою вакцину от коронавирусной инфекции COVID-19 сотрудникам ООН. Об этом заявил российский лидер Владимир Путин в ходе видеообращения на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

«Россия готова оказать ооновцам всю необходимую квалифицированную помощь. В частности, предлагаем бесплатно предоставить нашу вакцину для добровольной вакцинации сотрудников Организации и её подразделений. Такие обращения от коллег из ООН к нам поступают, и мы не останемся к ним безучастными», — сказал президент.

Напомним, что 11 августа Россия первой в мире зарегистрировала вакцину от коронавирусной инфекции COVID-19. Препарат получил название в честь первого искусственного спутника Земли — «Спутник V». Ожидается, что вакцина поступит в гражданский оборот 1 января 2021 года.

ООН благодарна за предложение по бесплатному обеспечению её сотрудников российской вакциной от коронавируса, сообщил ТАСС официальный представитель генсека ООН Стефан Дюжаррик.

«Мы благодарны президенту Путину за его щедрое предложение, которое будет изучено нашей медицинской службой», — отметил он.

В ходе своего выступления Путин затронул тему влияния пандемии COVID-19 на мировую экономику. Президент указал, что пандемия стала принципиально новым вызовом, а болезнь прямо затронула миллионы людей.

Он также отметил, что полный масштаб связанного с пандемией социально-экономического шока ещё предстоит оценить. Путин сказал, что на восстановление экономики определённо потребуется много времени.

В связи с этим президент РФ напомнил о российской идее введения зелёных коридоров, свободных от торговых войн и санкций, прежде всего для товаров первой необходимости, продовольствия, лекарств, средств индивидуальной защиты, востребованных для борьбы с пандемией.

«Да и в целом расчистка, освобождение мировой торговли от барьеров, запретов, ограничений, нелегитимных санкций могло бы стать хорошим подспорьем для восстановления глобального роста, сокращения безработицы», — заметил российский лидер.

Президент подчеркнул, что речь идёт об острейшей глобальной социальной проблеме, поэтому «миссия политики сейчас — прокладывать дорогу торговле, совместным проектам и честной конкуренции, а не связывать руки бизнесу и деловой инициативе».

О роли ООН и недопустимости попыток искажения истории

В своём выступлении российский лидер также отметил, что Устав ООН остаётся главным источником международного права, а сама организация успешно выполняет свою миссию по сохранению мира.

Вместе с тем Путин подчеркнул, что «ООН не должна костенеть, а должна отражать в своём развитии динамику XXI века, последовательно адаптироваться к реалиям современного мира — а он действительно становится всё более сложным, многополярным, многомерным».

Президент РФ напомнил, что забвение уроков истории недальновидно и крайне безответственно.

«Так же, как и политизированные, основанные не на фактах, а на домыслах попытки произвольно трактовать причины, ход и итоги Второй мировой войны, переиначивать решения конференций союзников и Нюрнбергского трибунала», — сказал Путин.

Как отметил российский лидер, попытки пересмотреть историю особенно опасны, когда деградирует система контроля над вооружениями, продолжаются региональные конфликты и обостряются угрозы, исходящие от терроризма, оргпреступности и наркотрафика.

Путин подчеркнул, что Россия приложит все усилия, чтобы содействовать мирному политико-дипломатическому урегулированию региональных кризисов и конфликтов и обеспечению стратегической стабильности.

Первоочерёдным вопросом, требующим оперативного решения, Путин назвал продление Договора России и США о стратегических наступательных вооружениях, истекающего в феврале 2021 года. Наряду с этим российский лидер выразил надежду на взаимную сдержанность в развёртывании новых ракетных систем.

Он отметил, что с прошлого года Россия объявила мораторий на размещение наземных ракет средней и меньшей дальности в Европе и других регионах мира до тех пор, пока от аналогичных мер будут воздерживаться США.

«Мы, к сожалению, пока не слышим реакции на наше предложение ни от американских партнёров, ни от их союзников», — констатировал российский президент.

Призыв Трампа

В ходе своего выступления перед Генассамблеей ООН президент США Дональд Трамп призвал организацию привлечь Китай к ответственности за распространение коронавирусной инфекции COVID-19.

«В первые дни (распространения. — RT) вируса Китай остановил поездки внутри страны, позволяя при этом самолётам покидать Китай и заражать мир… Организация Объединённых Наций должна привлечь Китай к ответственности за его действия», — приводит заявление Трампа РИА Новости.

Трамп назвал противостояние COVID-19 «ожесточённой борьбой с невидимым противником — китайским вирусом, который забрал бесчисленное количество жизней в 188 странах».

  • Reuters
  • © United Nations

Вместе с тем глава Белого дома упомянул, что три препарата против коронавируса находятся в последней стадии клинических испытаний в США. По его словам, их производство ужё идёт, чтобы после одобрения можно было приступить к борьбе с вирусом.

Постпред КНР при ООН Чжан Цзюнь заявил, что Китай отвергает все обвинения Трампа в свой адрес, касающиеся коронавируса. По его словам, утверждения американского лидера не имеют под собой оснований.

Впоследствии председатель КНР Си Цзиньпин в видеообращении на сессии Генассамблеи ООН заявил, что любые попытки политизировать COVID-19 должны отвергаться.

«Сталкиваясь с вирусом, мы должны усилить солидарность и пройти через это вместе. Мы должны следовать науке, полностью содействовать ведущей роли ВОЗ, а также запустить международный механизм реагирования, для того чтобы победить вирус. Любые попытки политизации или клеймения в этом вопросе должны отвергаться», — приводит РИА Новости слова лидера КНР.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи и механизм его гарантирования: российский и зарубежный опыт»

Актуальность темы исследования. Процесс конституционализации общественной системы Российской Федерации, начавшийся с принятием Конституции РФ, предполагает последовательное повышение уровня юридической защищенности граждан и других субъектов права. Равным образом данная цель соотносится и с необходимостью международно-правовой унификации правовой системы России в контексте глобализации. В этой связи наблюдается рост потребности в юридической помощи и как следствие, повышение социальной значимости юридической профессии. Закрепление в ст. 48 Конституции РФ права каждого на квалифицированную юридическую помощь предопределяет конституционное значение и содержание названных явлений, их законодательное упорядочение, а значит — характер и направленность соответствующих научных исследований. Однако даже вопросы юридической природы и содержания данного конституционного права, правовой природы договора на оказание юридических услуг и субъектов его оказания остаются дискуссионными. В особенности же мало изученными остаются вопросы гарантий и практики гарантирования права- на получение квалифицированной юридической помощи как институционального блока конституционного механизма признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Одной из причин сложившегося положения выступает неопределенность, а в некоторых случаях и отсутствие соответствующих законодательных установлений и конкретизаций. Постановления и определения Конституционного Суда РФ отчасти способствуют преодолению названных издержек, однако и они, направляя дискуссию в конституционное русло, затрагивают только малую часть вопросов, возникающих у ученых и практиков. Предельно остро стоит, например, вопрос о субъектах оказания квалифицированной юридической помощи. Представители адвокатуры настаивают на монополии в области оказания юридических услуг, ссылаясь на положения Федерального закона от 31 мая

2002г. №63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»1 (далее — Закон< об адвокатуре). Однако юристы, представляющие интересы хозяйствующих субъектов (юристы бизнеса), с таким законодательным решением и существующим положением дел не согласны, и Конституционный Суд РФ во многом разделяет их позицию. Необходимы единообразные (конституционные) критерии признания состоятельности приобретения и реализации соответствующих полномочий, поскольку в соответствии с положениями ст. 19’Конституции РФ государство должно гарантировать равенство прав и свобод человека независимо от каких бы то ни было обстоятельств.

Право на- получение квалифицированной юридической помощи не только закреплено в Конституции РФ, но и подлежит гарантированию со стороны государства* посредством закрепления гарантий’ и активной деятельности’ институтов1- гарантирования. Социальная значимость выполнения этой, обязанности исключительно велика. Только * при надлежащем гарантировании возможно; в частности, эффективное предоставление бесплатной* юридической помощи малоимущим, а также обеспечение защитником подозреваемого, обвиняемого, в.том случае, если-не заключен соответствующий договор. Проводимые в последние годы исследования системы бесплатной юридической помощи в России’

ГУ показывают весьма неутешительные результаты . Целесообразным; в связи-с этим, представляется анализ систем бесплатной юридической помощи в зарубежных странах, для оптимизации стратегии реформирования соответствующей российской системы. Обоснованные заимствования (имплементация) элементов таких систем должны производиться не механически, а с учетом особенностей отечественной правовой культуры и результатов отечественных научных исследований, проводимых в этой области.

1 СЗ РФ. 2002. №23. Ст. 2102.

Все это определяет актуальность и научную значимость избранной темы.

Степень научной разработанности темы. По проблематике конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи за последние годы было опубликовано заметное количество научных работ и защищено несколько диссертаций, в которых представлены авторские понятия и характеристики содержания исследуемого объекта1. Однако говорить об исчерпанности темы нет оснований. По-прежнему целый комплекс проблем признания, соблюдения и защиты этого конституционного права личности не получил своего разрешения. В частности, гарантиям данного конституционного^ права начали уделять внимание только в последнее время, а вопросы^ теории и практики его гарантирования, деятельного институционального обеспечения фактически остались за рамками указанных исследований. Ряд, казалось бы, утвердившихся представлений был вновь поставлен под сомнение. Например, позиция об-адвокатуре как единственном’ (эксклюзивном) субъекте оказания квалифицированной юридической помощи, постепенно меняется в пользу широкого круга уполномоченных лиц, сообщества^ профессиональных юристов. Однако и эти утверждения не представляются вполне состоятельными. Юридические реалии ведут к необходимости признания того, что помощь лица, оказывающего юридические услуги на профессиональной основе, может и не соответствовать представлениям о надлежащем и допустимом характере, качестве, направленности таких услуг, с позиций конституционной аксиологии и телеологии. При таких обстоятельствах вряд ли допустимо говорить о квалифицированном

1 См.: Краснов И. В. Конституционное право на квалифицированную юридическую помощь и его обеспечение в Российской Федерации. Дис. канд. юрид. наук. М., 2003; Смагин Г. А. Конституционно-правовые вопросы оказания юридической помощи в Российской Федерации. Дис. . канд. юрид. наук. М., 2003; Черняков И. Г. Реализация конституционного права на квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации: Проблемы и перспективы. Автореф. дис. .канд. юрид. наук. Челябинск, 2007; Бондарь О. Н. Квалифицированная юридическая помощь — конституционная гарантия судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2008; ГЬтетень А. С. Конституционное право на бесплатную юридическую помощь и механизм его реализации в современной России. Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. М., 2008 характере оказываемой юридической помощи. Напротив, нередко весомых результатов, в особенности в области правовой защиты экономических интересов хозяйствующих субъектов, добиваются представители юридических лиц, не имеющие или еще не получившие формальных подтверждений своей профессиональной компетентности. Очевидно, что поскольку у клиентов (правообладателей) нет оснований не доверять таким лицам и рассчитывать на их поддержку в отстаивании своих интересов, любое воспрепятствование этому будет с неизбежностью принимать неконституционный характер. Все это показывает, что научные изыскания в области теории и практики пользования конституционным правом на получение квалифицированной юридической помощи и-, прежде всего, его надлежащего (конституционного) гарантирования должны быть продолжены и вестись на основе соответствующей методологической установки.

Объектом диссертационного исследования являются конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, его зарубежные аналоги и гарантирующие возможность практического пользования этими правами нормативно-правовые и институциональные ресурсы.

Предметом исследования выступают правовые нормы, комплексно гарантирующие возможность получения каждым лицом (человеком и гражданином) квалифицированной юридической помощи, а также институциональная практика их реализации, включая, нормы и отношения, обеспечивающие и характеризующие оказание квалифицированной юридической помощи по договору, по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда,’ бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, а также нормативные и институциональные аналоги этих норм и практики в странах развитой демократии и СНГ.

Цель исследования. Цель диссертационного исследования состоит в комплексном анализе и обоснованиях оптимизации конституционного механизма гарантирования права каждого — на; получение квалифицированной-юридической’ помощи, в Российской* Федерации, включая законодательно закрепленные гарантии; институты- и; практику его гарантирования, на основе уяснения юридической природы, и содержания названного конституционного права и с учетом российского и зарубежного опыта.

Задачи? исследования. Для, достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• обобщить ш критически систематизировать существующие точки зрения по вопросу о юридической природе: и содержании; права- каждого; на получение: квалифицированнойюридической помощи;

• определить основные: элементы; содержания конституционного права каждого на получение квалифицированной юридическойшомощи;

• выявить статусную: специфику субъекта оказания — квалифицированной . юридической помощи;:

• дать общую характеристику механизма гарантирования основного права на получение квалифицированной юридической помощи;

• конкретизировать, конституционные гарантии основного, права на получение;квалифицированной юридическойsпомощи;

• исследовать основные направления институционального гарантирования: конституционногоv права на получение, квалифицированной юридической помощи;

• исследовать ■ элементы, механизма; гарантирования-, права ? на получение квалифицированной^ юридической: помощи: (его аналогов) в зарубежных странах с точки зрения их соотношения с российскими аналогами;

Методологическая основа исследования;, Методологической основой для» полного, комплексного и системного решения1 поставленных в. работе задач, являются общие и частные, научные методы познания: диалектический, дедуктивный, индуктивный, • анализа и синтеза, исторический, формально-логический. Наряду с этим были- задействованы специальные методы правовых и конкретных социологических исследований: сравнительного правоведения, толкования правовых норм, системно-структурного анализа законодательства, обобщения правоприменительной практики, имитационного моделирования, теоретического анализа, наблюдения и другие методы, что позволило разносторонне изучить проблему.

Так, сравнительно-правовой метод позволил определить общие черты и различия в обеспечении права на юридическую помощь в России и зарубежных странах. Для сравнения были выбраны самые важные, по мнению автора, признаки: закрепление в актах государства, имеющих выспгую юридическую силу; степень и формы конкретизации; статус субъектов оказания юридической помощи; юридическое образование; программы бесплатной юридической помощи; ответственность за некачественное оказание юридической помощи; роль профессиональных объединений в гарантировании этого права. Так как историко — социальный, политический и в целом культурологический контексты существенно затрудняли сравнительно-правовое исследование, автором дополнительно использовался историко-политический и компаративистский инструментарий.

При помощи исторического метода был исследован вопрос конституционного становления права на квалифицированную юридическую помощь в СССР. В процессе исследования широко применялся дедуктивный метод: умозаключения о свойствах права на получение квалифицированной юридической помощи выводятся из научных положений об основных правах и свободах, являющихся основной составляющей правового (конституционного) статуса личности. Кроме того, сама структура исследования данного конституционного права основана на структуре исследования основных прав. Помимо дедуктивного метода, автор применяла метод индукции. Так, вывод о необходимости повышения оплаты труда российских адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, был сделан на основе обобщения эмпирического материала о дисциплинарной практике, результатах интервьюирования адвокатов в зарубежных странах, где тенденция снижения качества соответствующей (бесплатной) помощи прямо увязывается с сокращением ее финансирования.

Для поиска теоретической модели оптимальной системы бесплатной правовой помощи в РФ продуктивным стало использование имитационного моделирования.

Теоретическую базу исследования составляют научные труды российских правоведов:

Недбайло, В. А. Полякова, Ф. М. Рудинского, А. П. Таранова, Ю. Е. Туктарова, В. М. Чхиквадзе, Б. С. Эбзеева и др.

Нормативную основу исследования составляют нормы международных, российских и иностранных правовых актов. К числу таковых следует отнести, прежде всего, Конституцию РФ, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, федеральные (конституционные) законы РФ, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, правовые акты, принятые органами адвокатуры.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют данные, полученные в результате изучения и обобщения материалов судебной практики Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, материалы дисциплинарной практики, статьи, результаты интервьюирования и др.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно является первой попыткой комплексного исследования конституционного механизма гарантирования каждому права на получение квалифицированной юридической помощи.

В работе выявлены и определены стадии гарантирования права на получение квалифицированной юридической помощи и дана содержательная характеристика элементов соответствующего механизма.

Анализ законодательства и юридической практики позволил диссертанту обосновать возможность отграничения квалифицированной от иной помощи юридического характера, по ранее не отраженному в литературе признаку конституционно надлежащего характера (качества) предоставляемых услуг, не вступающих в противоречие с общим требованием направленности любой юридической практики на обеспечение конституционного баланса публичных и частных интересов и ценностей.

С учетом названного критерия, а также положений, сформулированных Конституционным Судом РФ, в диссертации уточнено содержание понятия квалифицированной юридической помощи и права на получение квалифицированной юридической помощи.

Кроме того, научная новизна исследования состоит в компаративистском анализе систем оказания юридической помощи малоимущим гражданам, а также конституционных оснований юридической ответственности за оказание некачественной юридической помощи в зарубежных странах и в Российской Федерации, способов ее обеспечения (страхования), в том числе исследованы некоторые институциональные особенности (ответственность перед третьими лицами за неправильный правовой совет или рекомендацию). Эмпирической базой данных обобщений стали материалы юридической практики стран с развитой демократией (США, Германии, Великобритании и др.), включая не отраженную ранее в, научных публикациях информацию, полученную автором на сайтах Верховного Суда США, Американской Ассоциации Юристов, Департамента страхования США, других юрисдикционных органов, а также на авторских сайтах иностранных ученых-юристов.

Принципиальной новизной отмечены и обоснованные автором меры, направленные на повышение эффективности пользования правом каждого на квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации.

На основе изучения зарубежного опыта, выдвинут ряд положений по совершенствованию российского законодательства о юридической помощи.

На защиту выносятся следующие выводы ^положения:

1. Право на получение квалифицированной юридической помощи это конституционно гарантированная каждому возможность самостоятельно выбирать и получать необходимое, отвечающее государственным стандартам качества, информационно-консультативное и практическое (процедурно-процессуальное представительство) правовое содействие в оптимальном осуществлении, и эффективной защите его прав, свобод и законных интересов, которое может • оказываться^ на договорной (возмездной’ и безвозмездной) основе, либо субъектами публично обязанными ^ этому.

На сегодняшний день государственные стандарты качества квалифицированной юридической- помощи установлены законодателем опосредованно — через статусные характеристики публично обязанных лиц, а также путем регламентации особенностей и условий допуска тех или иных лиц в качестве защитников или представителей в конкретных видах судопроизводств, поскольку конечная цель юридической помощи в любом случае связана с обеспечением прав и свобод, законных интересов человека и гражданина посредством правосудия (ст. 18 Конституции РФ). Такие особенности и условия могут быть связаны с обладанием специальными знаниями, а также с практическим опытом субъекта оказания юридической помощи. Критерии качества конкретной юридической помощи не могут быть исчерпывающим образом предопределены общеобязательным образом. Частично они раскрыты в соответствующих нормативных правовых актах и правовых позициях Конституционного Суда РФ. Субъективную оценку такого качества первоначально производит лицо, правомерно получившее юридическую помощь, а в случае его выводов о ненадлежащем характере оказанной помощи, соответствующий спор может получить разрешение в судебном порядке с учетом всех обстоятельств дела.

По мнению автора, государственные стандарты качества не должны ограничиваться статусной характеристикой публично обязанных лиц, а также регламентацией особенностей и условий допуска тех или иных лиц в качестве защитников или представителей в конкретных видах судопроизводства. Необходимо законодательно установить основополагающие требования к. качеству предоставляемой юридической помощи с тем, чтобы гарантировать ее надлежащий уровень. В этой связи представляется целесообразным принятие Федерального закона «Об общих принципах юридической помощи в Российской Федерации». Нарушение установленных в данном Законе принципов будет являться безусловным основанием для привлечения к ответственности за предоставление некачественной юридической помощи любых легальных субъектов ее оказания, что особенно важно ввиду отсутствия в законодательстве также и системным образом определенных профессиональных обязанностей иных, кроме адвокатов, лиц оказывающих юридическую помощь. Вместе с тем конкретизация в законодательстве оснований привлечения к ответственности за предоставление некачественной юридической помощи, профессионального страхования такой ответственности выступит весомой гарантией конституционного права на получения квалифицированной юридической помощи. При этом Закон об адвокатуре получит статус специального закона.

2. Понятие «квалифицированная юридическая помощь» обладает выраженной полисемией. С одной стороны, квалифицированной юридической помощью можно считать юридическую помощь, исходящую от лица, имеющего профессиональную юридическую квалификацию (образование и специализацию). С другой стороны, квалифицированной (надлежащей) юридической помощью следует признать ту, которая была оказана правомерным образом, т. е. с формальным соблюдением требований закона, добросовестно и дала искомый и правовой по сути (конституционный) результат. Причем если во втором случае юридическая помощь не дала искомого и объективно надлежащего результата вследствие незаконного и (или) необоснованного судебного решения либо по иным, не зависящим, от субъекта оказания помощи причинам,’ее также следует считать квалифицированной.

3. Конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи реализуется только в рамках правоотношений. Во-первых, потому что уже в своем наименовании оно содержит термин «помощь», под которым понимается содействие, поддержка, сопровождение то есть то, без чего данное лицо (пользователь правом на квалифицированную юридическую помощь) самостоятельно не может добиться желаемого правомерного результата. Такие правоотношения вполне охватываются традиционной характеристикой конкретных относительных отношений, которые, однако, не могут быть сведены к отношениям гражданско-правового характера, поскольку юридическая помощь всегда содержит и элемент публично-правового содействия (защита прав и законных интересов). Во-вторых, всегда существуют и более общие (конституционные) отношения . «государство — каждый (гражданин, организация)», в рамках которых осуществляется гарантирование права на получение квалифицированной юридической помощи.

4. Право на получение квалифицированной юридической помощи с учетом его конституционного значения имеет общее (равное) для всех содержание, однако для отдельных категорий правообладателей могут устанавливаться особые гарантирующие режимы пользования им. Например, непосредственно в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ оговорена исключительная возможность бесплатного пользования этим правом для определенных категорий лиц при наличии соответствующих законодательных конкретизаций обстоятельств (случаев) ее оказания. Вместе с тем данная возможность не является самостоятельным по содержанию конституционным правом, в отличие от закрепленного в ч. 2 ст. 48 Конституции РФ права каждого пользоваться помощью адвоката (защитника) на всех стадиях уголовного судопроизводства.

5. Особенность содержания конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи проявляется в нехарактерном для большинства других основных прав и свобод несамостоятельном, доверенном другому лицу (субъекту оказания помощи) способе обретения искомого блага, вследствие чего правопользование получает характер зависимого, направляемого правомерного действия или даже бездействия правообладателя. Самостоятельное активное пользование этим правом может исчерпываться обращением за помощью.

6. Механизм конституционного гарантирования права на получение квалифицированной юридической помощи следует рассматривать как элемент и видовую конкретизацию механизма правового регулирования применительно к пользованию основными правами свободами человека. Принципиальной особенностью здесь является то, что наряду с общеправовыми (конституционными) способами целевого воздействия на самого правообладателя (лицо, нуждающееся в юридической помощи), необходимый эффект (результат) в значительной степени достигается и посредством конкретизации правовых режимов и статусов других лиц, пользующихся своими ресурсами (интеллектуальными и экономическими) и конституционной свободой самоопределения для оказания юридической помощи лицу, в ней нуждающемуся: на договорных началах, либо в силу специфического публичного (государственного) уполномочивания. Надлежащее (конституционное) опосредование — ограничивающее, регулирующее — деятельности субъектов оказания юридической помощи (как необходимых и легальных участников пользования исследуемым правом) оказывается одновременно и гарантирующей практикой в отношении основного права на получение квалифицированной юридической помощи.

7. Показателем надлежащего функционирования механизма гарантирования конституционного права каждого на получение квалифицированной юридической помощи является конституционно-правовое состояние гарантированности — обеспеченного правопользования или, безусловно обеспеченной, доступной во всех необходимых ситуациях, компетентной юридической поддержки личности.

8. Выявленные в процессе исследования недостатки в механизме гарантирования конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи позволили сформулировать следующие основные направления совершенствования законодательства:

— дополнение ч. 2 ст. 9 Закона об адвокатуре посредством,включения в-число оснований, при которых не вправе претендовать на, приобретение статуса адвоката, лица, чье «поведение, несовместимо1 с профессией адвоката». О таком поведении может свидетельствовать, например, увольнение по прежнему месту работы или службы по дискредитирующим основаниям, а также отрицательная характеристика, уклонение от уплаты налогов и др. Однако следует учитывать, что при увольнении или даче характеристики возможны случаи злоупотребления со стороны руководителей, поэтому в целях объективной оценки моральных (нравственных) качеств претендента, в ч. 3 ст. 10 Закона об адвокатуре должна быть предусмотрена возможность заслушивания лиц, которые могут сообщить достоверные сведения о кандидате;

— разработка механизма реализации права ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет, пользоваться помощью квалифицированного представителя (специалиста в области права) для отстаивания своих прав и законных интересов в суде в том случае, если ребенок полагает, что его права и законные интересы нарушаются родителями (лицами, их заменяющими), в том числе, если перечисленные лица не выполняют или ненадлежащим образом выполняют обязанности по воспитанию, образованию ребенка либо злоупотребляют родительскими правами. Соответствующее право ребенка является статусной конкретизацией конституционного права на получение каждым квалифицированной юридической помощи и его отсутствие в гражданском процессуальном законодательстве является пробелом, нуждающимся в восполнении. Право несовершеннолетних на судебную защиту своих интересов, предусмотренное ч. 2 ст. 56 СК РФ, помимо возможности самостоятельного обращения несовершеннолетнего в суд должно быть дополнено легально конкретизированной возможностью обратиться в суд при помощи представителя;

— исчерпывающее урегулирование порядка оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда, непосредственно в федеральном законе. В настоящее время такой порядок У в соответствии с Законом об адвокатуре определяется Советом адвокатской’ палаты, что не соответствует конституционному характеру (уровню) соответствующих вопросов;

— выделение в коллегиях адвокатов структурных подразделений, работники которых (адвокаты) обеспечивали бы защиту по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда и занимались бы данной деятельностью в качестве своей основной и единственной работы. При этом необходимо предоставить лицу, находящемуся под уголовным преследованием или судом, возможность выбора «защитника по назначению» из числа работников соответствующего структурного подразделения. По нашему мнению, это создаст препятствия для возможных злоупотреблений со стороны правоохранительных органов и выступит дополнительной? гарантией^ осуществления права на получение квалифицированной юридической помощи- лицами; задержанными; заключенными под стражу, обвиняемыми в совершении преступления (с учетом выявленной Конституционным Судом РФ взаимосвязи прав, закрепленных в ч. 1 и ч. 2 ст. 48 Конституции РФ);

— закрепление в законе о страховании ответственности адвокатов помимо объектов, подлежащих страхованию, рисков; от которых они;должны быть застрахованы, и минимальных размеров; страховых сумм; страховых случаев, что5 позволит определить, предмет доказывания; (с учетом; опыта США) при оспаривании в суде надлежащего (квалифицированного) характера оказанной>юридической помощи;

— выработка на законодательном уровне: минимальных единых стандартов повышения квалификации адвокатов: Дополнительное регулирование может осуществляться-адвокатскими-палатами;

— законодательное упорядочение рынка юридических услуг с тем;, чтобы гарантировать каждому заинтересованному- лицу именно: квалифицированную юридическую: помощь. Добиться, этого? можно путем установления; обязательности, вступления: в саморегулируемые организации! (СРО) для? субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих юридические* услуги; В результате: у таких субъектов появится обязанность, застраховать, свои профессиональные риски, соблюдать правила профессиональной’, этики, установленные СРО; членами которых они являются; а также получит свое развитие внутрикорпоративный контроль за качеством ихгпрофессиональной деятельности;

Апробация и внедрение результатов’ исследования; Диссертация подготовлена и; выполнена на кафедре: теории права Тверского государственного университета.

Положения; выводы, практические рекомендации; по теме были апробированы на: научно-практических конференциях, семинарах, в том числе международных:

— на IV международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики» (г. Киров, октябрь 2005 г.);

— на международной научно-практической конференции «Современное законодательство России и бывших Республик СССР» (г. Тверь, ноябрь 2006 г.);

— на международном «круглом столе» «Законодательная дефиниция: логико-гносеологические, политико-юридические, морально-психологические и практические проблемы » (г. Черновцы, сентябрь 2006 г.);

— на международной научно-практической конференции «Проблемы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения» » (г. Москва, март 2007 г.);

— на международном симпозиуме «Конкретизация законодательства как технико-юридический прием нормотворческой, интеграционной, правоприменительной практики» (г. Геленджик, сентябрь 2007 г.);

Результаты исследования изложены в научных публикациях, в том » числе в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных в перечне ВАК.

Структура работы. Структуру работы определили цель и задачи настоящего исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и библиографии.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх