372 ФЗ 2017

Летом 2016 года был принят Федеральный закон № 372-ФЗ, который существенно изменил институт саморегулирования в строительстве. Он внес поправки в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ».
Названный закон направлен на усиление контроля за строительными компаниями, ставит перед собой цель обеспечить сохранность и целевое использование средств компенсационных фондов. По задумке авторов из Министерства строительства России, принятые нормы поспособствуют улучшению качества строительных работ, повышению ответственности СРО и ее членов.
Нормы ФЗ будут вступать постепенно. Переходный период для саморегулируемых организаций в области строительства и их членов продлится год – до 01 июля 2017 года. В конечном итоге все строительные компаний станут членами СРО, которые зарегистрированы в том же районе (или по соседству), что и они сами (на изыскательские и проектные организации правило не распространяется). Вместо одного компенсационного фонда, при определенных условиях разрешается создать второй – компфонд обеспечения договорных обязательств. С июля 2017 года на саморегулируемые организации будет возложен контроль исполнения членами обязательств по контрактам. Члены СРО будут направлять отчеты о заключенных договорах за предшествующий год. Для СРО, которые не предоставили или несвоевременно предоставили в Ростехнадзор сведения, необходимые для ведения реестра таких саморегулируемых организаций, вводится административная ответственность.
ПОДРОБНЕЕ О НОВОВВЕДЕНИЯХ
Кому необходимо, а кому теперь можно не быть членами СРО?
Перечень организаций и ИП, для которых членство в саморегулируемых организациях – обязанность, был сокращен. Теперь вступление обязательно только для:
1. Организаций, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (ОКС) по договору с застройщиком или техническим заказчиком, лицом, осуществляющим эксплуатацию здания, региональным оператором, если размер обязательств по каждому из договоров строительного подряда превышает 3 млн рублей.
2. Застройщиков, самостоятельно выполняющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
3. Технических заказчиков.
4. Организаций, которые заключают договоры подряда с использованием конкурентных способов определения подрядчиков.
Договоры строительного подряда могут быть заключены с определенными видами заказчиков:
– застройщиками,
– техническими заказчиками,
– региональным оператором,
– лицом, ответственным за эксплуатацию здания.
Предметом договора может являться:
– выполнение работ по строительству реконструкции, капитальному ремонту ОКС,
– договор на выполнение функции технического заказчика,
Понятие «технический заказчик» (с 01.07.2017)
Технический заказчик – юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключать договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства; подготавливает задания на выполнение указанных видов работ; предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию; осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности.
Функции технического заказчика могут выполняться только членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частью 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Уровень ответственности застройщика, планирующего в соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в редакции Федерального закона № 372-ФЗ, самостоятельно осуществлять строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объектов капитального строительства, по мнению Минстроя России (Письмо от 02.11.2016 № 36341-ХМ/02 ПРИЛОЖИТЬ!!), должен определяться исходя из стоимости планируемого к реализации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а уровень ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих функции технического заказчика, должен определяться исходя из размера обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации или договорам строительного подряда, планируемых к заключению такими лицами от имени застройщика.
Понятие «конкурентные способы определения подрядчиков»
Под заключением договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов понимается заключение договоров в соответствии со следующими законами:
– Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
– Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
– Иные случаи, когда в соответствии с законом для заключения договоров подряда необходимо проводить конкурентные закупки.
Условия участия в заключении договоров (контрактов) строительного подряда с использованием конкурентных способов определения подрядчиков будут применяться с 01 июля 2017 года.
Необязательное членство в СРО
1. Если размер обязательств по договору строительного подряда не превышает 3 млн руб. (часть 2.1. статьи 52 ГрК РФ в редакции 372-ФЗ)
2. Договор строительного подряда заключен с иным лицом, кроме указанных ГрК РФ (в том числе – субподрядчики). Исключения перечислены в пунктах 1 — 5 части 2.2 статьи 52 ГрК РФ и пунктах 1 — 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ (в редакции 372-ФЗ).
3. Физическое лицо, осуществляющее индивидуальное жилищное строительство
4. Работы выполняются на объектах, не являющихся ОКС
5. Отдельные категории юридических лиц (созданные публичными образованиями)
Регионализация строительных СРО
Строительная компания или индивидуальный предприниматель должны быть зарегистрированы в том же субъекте РФ, что и саморегулируемая организация, членами которой они являются.
По данным на октябрь 2016 года, Национальное объединение строителей включает в себя 267 саморегулируемых организаций в 71 субъекте Российской Федерации, в которых состоят 122 тысячи членов. Из них 88 008 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются участниками СРО 4-х центральных субъектов РФ. Всего же на территориях данных субъектов зарегистрированы 41 803 строительные компании и ИП.
Чтобы осуществить переход в региональную саморегулируемую организацию, необходимо:
– Подготовить комплект документов для вступления в СРО, зарегистрированную в том же субъекте России, что и член партнерства, или зарегистрированную на территории любого из субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с «домашним» субъектом РФ, если в своем регионе такой нет.
– Подать документы в «новую» СРО с учетом указанной в уведомлении даты выхода из «прежней» СРО.
– Определить уровни ответственности по договорам строительного подряда (ст. 5516 ГрК РФ — определить размер взноса (взносов) в компенсационный фонд (фонды)).
– Направить в «прежнюю» СРО копию решения о приеме в «новую» СРО и требование (заявление) о переводе средств КФ.
– Оплатить вступительный взнос в «новую» СРО, если такой взнос установлен.
– Убедиться в переводе в полном объеме ранее уплаченных средств КФ от «прежней» СРО в «новую» СРО. На перевод отводится 7 рабочих дней. Если этого не произошло или компфонд был перечислен не в полном объеме, самостоятельно внести (довнести) средства в компенсационный фонд (фонды) «новой» СРО.
Хронологический порядок выполнения строительными компаниями требований 372-ФЗ
До 1 декабря 2016 года все строительные организации должны подать уведомление о прекращении членства в СРО, в т. ч. с последующим переходом в региональные СРО, или о сохранении членства в действующих. При желании перейти в другую СРО, членство прекращается с даты, указанной в уведомлении, но не позднее 1 июля 2017 года.
В СРО подается уведомление, в котором указывается следующая информация:
– о добровольном прекращении членства
– о переходе в другую СРО по месту регистрации
– о сохранении членства в текущей СРО
Строительные компании и ИП, не вступившие в иную СРО, в течение года после 1 июля 2021 года могут подать заявление в СРО, членство в которой было прекращено, о возврате внесенных взносов в компенсационный фонд.
Хронологический порядок выполнения компаниями и СРО всего стройкомплекса требований 372-ФЗ
До 1 ноября 2016 г. – размещение средств СРО в банках, требования к которым определены правительством РФ (Постановление №970 от 27.09.16 г.) Деньги строительных СРО должны быть размещены в 12 банках: Газпромбанк, Юникредитбанк, ВТБ, Альфа-банк, Сбербанк, «ВТБ 24», «Московский кредитный банк», ФК «Открытие», Росбанк, Промсвязьбанк, Райффайзенбанк и Россельхозбанк.
До 1 марта 2017 г. – Проведение общих собраний СРО. Решения о реорганизации СРО или о формировании компфондов СРО в соответствии с новыми требованиями
До 1 июля 2017 г. Для СРО: – проведение общих собраний для приведения документов и компфондов СРО в соответствие с ГрК РФ – подача в Ростехнадзор документов для подтверждения статуса в СРО Если член СРО исключен из организации с 1 июля 2017 года, то он лишается права в течение одного года быть вновь принятым в члены СРО и производить работы, требующие его членство в СРО. Лица, не изъявившие намерение прекратить членство либо остаться членом СРО, автоматически исключаются из саморегулируемой организации с 1 июля 2017 года. При этом у таких организаций и ИП сохраняется право получения в 2021 году ранее внесенных средств в компенсационный фонд СРО.
С 1 июля 2017 прекращается действие свидетельств о допуске, выданных саморегулируемой организацией. Вместо них подтверждением членства будет являться выписка из реестра членов СРО. Такая выписка станет условием допуска к заключению договоров подряда, а также к участию в конкурентных закупках. Выписка будет содержать информацию о внесенном взносе (взносах) в компенсационный фонд (фонды).
1 сентября 2017 – окончание срока на подачу заявления о переводе средств компфонда, при переходе по региональному принципу. До этого момента необходимо предоставить в саморегулируемую организацию сведения, подтверждающие соответствие юридического лица или индивидуального предпринимателя новым требованиям СРО.
1 октября 2017 – Если средства компфонда не были перечислены на счета банков, требования к которым определены Правительством РФ, не подтверждается статус СРО, находятся в составе члены из других регионов, – СРО исключается Ростехнадзором из госреестра. Все члены СРО лишаются возможности осуществлять деятельность, для которой членство в СРО обязательно.
С 1 июля 2021 года по 30 июня 2022 года – получение ранее уплаченных в компфонд(-ы) СРО средств при подаче соответствующего заявления.
Возможные нарушения со стороны СРО:
– Уведомление получено саморегулируемой организацией, но строительная компания не исключена из состава членов СРО;
– Уведомление получено, но строительная компания не исключена из состава членов СРО по другим основаниям, в том числе с нарушением процедуры исключения;
– Заявление о переводе средств получено, но денежные средства не поступили в «новую» СРО по истечении более 7 рабочих дней, с даты его получения;
– Членам СРО необоснованно назначаются внеплановые проверки;
– В нарушение процедур, установленных внутренними документами, компании исключаются из СРО;
– Запрашиваются сведения и документы, не предусмотренные действующим законодательством;
– Переводятся средства компенсационного фонда в меньшем размере, чем они были ранее уплачены «бывшим» членом;
Что делать в случае нарушений со стороны СРО?
— Незамедлительно подготовить жалобу в Ассоциацию «Национальное объединение строителей», приложить копии документов;
– Обратиться к юристам за консультацией;
– Подготовить исковое заявление в суд.
Компенсационные фонды СРО
На основании заявлений членов, не позднее 1 июля 2017 года саморегулируемые организации обязаны сформировать компенсационный фонд (фонды).
1) Компенсационный фонд возмещения вреда (КФ ВВ)
Фонд ВВ формируется в обязательном порядке всеми членами СРО.
КФ ВВ формируется из:
1) взносов действующих членов СРО (на основании поданных ими заявлений), внесённых ими в компенсационный фонд СРО при вступлении и в период участия (членства) в СРО;
2) взносов членов СРО, исключенных ранее и добровольно прекративших членство, внесённых ими в компенсационный фонд СРО;
3) взносов членов, уведомивших СРО о намерении добровольно прекратить членство в Ассоциации в связи с последующим переходом в саморегулируемую организацию по месту своей регистрации;
4) взносов членов, уведомивших СРО в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 5 статьи 33 Федерального закона № 191-ФЗ, о намерении добровольно прекратить членство в СРО без перехода в другую СРО (которые имеют право подать после 01.07.2021 заявление о возврате внесённых ими взносов в компенсационный фонд СРО);
5) взносов членов, не уведомивших СРО в срок, установленный частью 5 статьи 33 Федерального закона № 191-ФЗ, которые исключены (будут исключены) в соответствии с частью 7 статьи 33 Федерального закона № 191-ФЗ и за которыми закреплено право после 01.07.2021 подать заявление о возврате внесённых ими ранее взносов в компенсационный фонд СРО;
6) взносов лиц, вступающих в члены СРО после даты образования компенсационного фонда возмещения вреда;
7) взносов, перечисленных саморегулируемыми организациями за членов, добровольно прекративших в них членство и вступивших в СРО;
8) взносов, перечисленных НОСТРОЙ за членов, вступивших в СРО (в случаях, установленных ГрК РФ);
9) средств, определяемых как разница между средствами, ранее уплаченными членами СРО в компенсационный фонд СРО, и взносами, учитываемыми в КФ ВВ на основании заявления члена СРО, — так называемые «излишки»;
10) доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда СРО; 11) доходов, полученных от размещения средств КФ ВВ СРО.
Минимальный взнос в КФ ОВО – 100 тыс. руб. – дает право заключать договоры до 60 млн. Всего предусмотрено 5 уровней ответственности.
Сумма выплаты в рамках компенсационного фонда возмещения вреда формируются по принципу солидарной ответственность при возмещении причиненного вреда.
2) Компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО)
Фонд формируется в случае если не менее чем 15 (проектные и изыскательские СРО) или 30 (строительные СРО) членов выразят намерение принимать участие в закупках работ по строительству на конкурсной основе (с использованием конкурентных способов определения подрядчиков).
Размер КФ ОДО для целей осуществления выплаты в соответствии с частями 1, 2 статьи 60.1 ГрК РФ рассчитывается путем суммирования следующих взносов:
1) взносы, внесенные членами СРО в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, в размере, установленном частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ;
2) взносы членов СРО, исключенных ранее и добровольно прекративших членство, внесённые ими в компенсационный фонд СРО;
3) дополнительные взносы членов саморегулируемой организации, в том числе дополнительные взносы, ранее внесенные исключенными членами и членами, добровольно прекратившими членство в СРО (в случае принятия СРО соответствующего решения);
4) взносы, перечисленные СРО за членов, добровольно прекративших в них членство, вступивших в новую СРО и написавших заявление о намерении принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов;
5) денежные средства, внесенные членами СРО в компенсационный фонд СРО до формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, зачтенные в счет их взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
6) взносы, перечисленные НОСТРОЙ за членов, вступивших в СРО (в случаях, установленных ГрК РФ);
7) доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда СРО; 8) доходы, полученные от размещения средств КФ ОДО СРО.
Если ответственность члена СРО за неисполнение или ненадлежащее исполнение членом договорных обязательств застрахована в соответствии с законодательством РФ, саморегулируемая организация несет субсидиарную ответственность по обязательствам члена СРО в случаях, установленных статьей 60.1 ГрК РФ, в части, не покрытой страховыми возмещениями. Условия страхования ответственности члена СРО за неисполнение или ненадлежащее исполнение членом СРО договорных обязательств определяются внутренними документами СРО.
Минимальный взнос в КФ ОДО – 200 тыс. руб. – дает право заключать Контракты, совокупный размер обязательств по которым не превышает 60 млн. Всего предусмотрено 5 уровней ответственности.
Сумма выплаты в рамках компенсационного фонда ОДО рассчитывается по принципу субсидиарной ответственности СРО в размере ¼ КФ ОДО по возмещению реального ущерба и штрафов за неисполнения договоров, заключенных с помощью конкурентных способов. Подробнее о суммах взносов в разделе «Компенсационные фонды СРО».
Контроль участников конкурентных закупок
С 01 июля 2017 года СРО будут осуществлять контроль за членами в плане исполнения ими обязательств по заключенным контрактам.
Контроль проводится в форме проверки, проводимой не реже чем один раз в год. До 1 марта члены СРО в обязательном порядке должны будут направлять отчет о контрактах, заключенных ими за предшествующий год. Обязательства, признанные сторонами по каждому из заключенных контрактов, исполненными на основании акта приемки результатов работ, уменьшают совокупный размер обязательств по заключенным контрактам.
При превышении совокупного размера – происходит доплата в КФ ОДО до соответствующего уровня ответственности на основании уведомления, направляемого СРО, по правилам, устанавливаемым Минстроем России.
Требования к членам саморегулируемых организаций c 01 июля 2017 года.
* Требование к ИП – члену СРО:
– высшее образование соответствующего профиля,
– стаж работы не менее 5 лет.
* Требования к руководителю члена СРО – юридического лица:
– высшее образование соответствующего профиля,
– стаж работы не менее 5 лет.
Требования к наличию и количеству специалистов индивидуального предпринимателя или юридического лица, трудовая функция которых включает организацию строительства, – не менее 2-х по основному месту работы, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов, предусмотренный статьей 55.5-1 ГрК РФ.
Специалистом по организации строительства, изысканий, проектирования является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта и сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.
Требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, дифференцированные с учетом технической сложности и потенциальной опасности таких объектов, устанавливаются во внутренних документах саморегулируемой организации и не могут быть ниже минимально установленных Правительством Российской Федерации.
Национальные реестры специалистов строительной отрасли (НРС)
Новый закон урегулировал вопрос разработки и применения стандартов. Саморегулируемые организации получили возможность разрабатывать единые стандарты деятельности и применять лучшие практики контроля за работой членов и процессов строительства.
Важное место в новой системе отводится квалификации специалистов. С целью создания единой базы данных по специалистам для государственных органов и заказчиков, а также для определения наличия у конкретной строительной организации квалифицированных специалистов к 1 июля 2017 года будут созданы Национальные реестры специалистов строительной отрасли.
Руководящие сотрудники компаний должны соответствовать профессиональным стандартам. Такой подход повысит ответственность руководителей строительных и проектных компаний.
Предварительные итоги реформы саморегулируемых организаций Минстрой РФ планирует подвести к осени 2017 года.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
С 01 октября 2016 года была введена обязанность предоставлять информацию о членстве в ЕФРС. Законом от 03.07.2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статью 5 закона от 01.12.2007 №315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» дополнили частью 5. Эта норма обязывает членов СРО вносить сведения о своем членстве в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности.
В этот реестр вносятся следующие сведения, касающиеся вступления в члены и прекращения членства в саморегулируемых организациях:
– наименование члена и его идентификаторы (Ф.И.О., ИНН, ОГРН);
– контактный адрес;
– наименование саморегулируемой организации и ее идентификаторы (ИНН, ОГРН);
– виды деятельности, которые могут осуществляться в связи с членством в саморегулируемой организации.
Если сведения не представлены:
– на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
– повторное нарушение (или предоставление недостоверных сведений) влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Разъяснения по Федеральному закону от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

12/04/2020 все новости

Уважаемые члены Партнерства!

Законодательное регулирование градостроительной отрасли находится в стадии реформирования. Так, 3 июля 2016 года был принят Федеральный закон № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законом внесены существенные изменения в правовое регулирование отрасли, особенно в части деятельности саморегулируемых организаций и отношений саморегулируемой организации и ее членов.

Закон предполагает поэтапное изменение нормативно-правовой базы. Основные изменения вступят в силу с 01 июля 2017 года:

1. Упраздняется свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, перестает быть основой для разрешительной деятельности в области строительства, проектирования и выполнения инженерных изысканий.

2. Для определенных категорий лиц, выполняющих инженерные изыскания (вне зависимости от их вида) становится обязательным членство в саморегулируемой организации. Так, в саморегулируемой организации должны состоять:

– застройщик, выполняющий инженерные изыскания самостоятельно;

– лицо, выполняющее инженерные изыскания на основании договора, заключенного непосредственно с застройщиком/техническим заказчиком;

– лицо, заключающее договор подряда на выполнение инженерных изысканий в интересах застройщика и/или выполняющее в интересах застройщика иные функции, предусмотренные законодательством (технический заказчик).

3. Не требуется членство в саморегулируемой организации лицам, не заключившим договор подряда на выполнение инженерных изысканий непосредственно с застройщиком/техническим заказчиком (субподрядчикам), а также некоторым категориям юридических лиц, созданных государством или с участием государства.

4. Выполнение инженерных изысканий должно обеспечиваться «специалистом по организации инженерных изысканий (главным инженером проекта)», соответствующим определенным требованиям и имеющим определенную трудовую функцию. Требования к количеству таких специалистов, к их должностным обязанностям, к образованию, стажу работы, повышению квалификации и проч. устанавливаются законодательством Российской Федерации, национальными объединениями и саморегулируемой организацией. Соблюдение таких требований является предметом контроля со стороны саморегулируемой организации.

5. Вводятся понятия «компенсационный фонд возмещения вреда» и «компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств»:

– Компенсационный фонд возмещения вреда формируется на основе сведений об уровне ответственности – стоимости работ по инженерным изысканиям по одному договору. Компенсационный фонд возмещения вреда формируется из средств действующего компенсационного фонда.

– Компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств формируется в случае поступления соответствующих заявлений от членов саморегулируемой организации (не менее 15 членов). Наличие компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств является необходимым условием для выполнения инженерных изысканий на основании договоров подряда, заключенных на обязательной в силу закона конкурсной основе (в т.ч. закупка работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд). Компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств формируется за счет дополнительных взносов членов саморегулируемой организации.

6. Члены саморегулируемой организации не вправе одновременно одновременно состоять в другой саморегулируемой организации. Лица, чье членство в саморегулируемой организации прекращено, в течение одного года с момента прекращения членства не вправе вступить в саморегулируемую организацию.

Размеры взносов в компенсационные фонды указаны в Градостроительном кодексе Российской Федерации, ст. 55.16 в новой редакции (вступила в силу с 04.07.2016).

Федеральный закон № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

За дополнительными разъяснениями предлагаем обращаться к юристу Партнерства Андрею Александровичу Ходусу по тел. +7 499 995 01 21

Материалы для скачивания

Наименование Скачать
Федеральный закон от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» DOCX (0.09 MB)

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 мая 2017 года N 18608-ХМ/02

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело обращение с просьбой разъяснить отдельные вопросы, связанные с применением Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 372-ФЗ), в том числе на заседании Координационного совета по взаимодействию с национальными объединениями саморегулируемых организаций при Минстрое России, и сообщает следующее.
По вопросу 1.
Согласно части 6 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральным законом N 191-ФЗ) членство саморегулируемой организации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, направивших в саморегулируемую организацию уведомление, предусмотренное пунктом 1 части 5 данной статьи, прекращается с даты, указанной в таком уведомлении, но не позднее 1 июля 2017 года.
В соответствии с положениями частей 3 и 6 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), а также частей 8 и 16 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ подача указанного уведомления предусмотрена не только для целей волеизъявления члена саморегулируемой организации, но и для принятия саморегулируемой организацией мер по обеспечению своего соответствия новым требованиям, в том числе формированию по региональному принципу. В связи с прямой зависимостью статуса саморегулируемой организации от ее численности по итогам анализа поступивших уведомлений саморегулируемые организации были вправе принять решение о реорганизации, смене места нахождения или ликвидации. С окончанием срока подачи уведомления связаны также и другие процедуры, предусмотренные статьей 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ, в том числе прием в члены саморегулируемой организации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, зарегистрированных в субъекте Российской Федерации, в котором отсутствует саморегулируемая организация.
Таким образом, внесение изменений в уведомление или подача нового уведомления с иной датой прекращения членства в саморегулируемой организации, после установленного Федеральным законом N 191-ФЗ срока действующим законодательством Российской Федерации не допускается.
По вопросу 2.
В соответствии с частью 6 статьи 55.2 Кодекса в редакции Федерального закона N 372-ФЗ исключение сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций осуществляется на основании решения об исключении сведений о такой саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, принятого органом надзора за саморегулируемыми организациями в соответствии с частью 12 статьи 55.19 Кодекса, или в судебном порядке в соответствии с частью 13 статьи 55.19 Кодекса.
С момента вступления в силу организационного распорядительного документа Ростехнадзора или решения суда об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра в силу части 3 статьи 20 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» некоммерческая организация считается исключенной из государственного реестра саморегулируемых организаций и прекратившей деятельность в качестве саморегулируемой организации.
При этом членство индивидуальных предпринимателей, юридических лиц в некоммерческой организации не прекращается.
С учетом изложенного, положения части 6 статьи 55.7 Кодекса в редакции Федерального закона N 372-ФЗ не применяются к членам исключенной саморегулируемой организации.
По вопросу 3.
Некоммерческая организация, имеющая статус саморегулируемой организации, в соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» может за счет взносов своих членов формировать любые фонды, в том числе и резервные.
Частью 3 статьи 55.16 Кодекса установлено, что не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, а также освобождение члена саморегулируемой организации, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда. Не допускается уплата взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации в рассрочку или иным способом, исключающим единовременную уплату указанного взноса (взносов), а также уплата взноса (взносов) третьими лицами, не являющимися членами такой саморегулируемой организации, за исключением случая, предусмотренного частью 16 статьи 55.16 Кодекса. Таким образом, перечисление средств резервного фонда в компенсационный фонд саморегулируемой организации не может являться взносом члена саморегулируемой организации в компенсационный фонд (компенсационные фонды).
При этом стоит отметить, что пунктом 5 статьи 55.10 Кодекса в редакции Федерального закона N 372-ФЗ к исключительной компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации отнесено установление порядка формирования компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, в котором может быть предусмотрена возможность увеличения размера таких фондов за счет взносов ее членов.

Х.Д.Мавлияров

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
рассылка

Статья 55.5. Стандарты и внутренние документы саморегулируемой организации

1. Некоммерческая организация до внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций обязана разработать и утвердить документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях и Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», а также следующие внутренние документы саморегулируемой организации:

  • о компенсационном фонде возмещения вреда;
  • о компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств (в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 настоящего Кодекса);
  • о реестре членов саморегулируемой организации;
  • о процедуре рассмотрения жалоб на действия (бездействие) членов саморегулируемой организации и иных обращений, поступивших в саморегулируемую организацию;
  • о проведении саморегулируемой организацией анализа деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в форме отчетов;
  • о членстве в саморегулируемой организации, в том числе о требованиях к членам саморегулируемой организации, о размере, порядке расчета и уплаты вступительного взноса, членских взносов.

2. Саморегулируемой организацией могут быть разработаны и утверждены внутренние документы:

  • о страховании членами саморегулируемой организации риска гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, об условиях такого страхования;
  • о страховании риска ответственности за нарушение членами саморегулируемой организации условий договора подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договора строительного подряда, а также условия такого страхования;
  • иные внутренние документы.

3. Внутренние документы саморегулируемой организации, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, не могут противоречить законодательству Российской Федерации и уставу некоммерческой организации.

4. Саморегулируемая организация в процессе своей деятельности в дополнение к стандартам, предусмотренным Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» (далее — стандарты саморегулируемой организации), в срок не позднее трех месяцев с даты присвоения статуса саморегулируемой организации утверждает квалификационные стандарты саморегулируемой организации в соответствующей сфере деятельности.

5. Квалификационные стандарты саморегулируемой организации являются внутренними документами саморегулируемой организации и определяют характеристики квалификации (требуемые уровень знаний и умений, уровень самостоятельности при выполнении трудовой функции, дифференцированные в зависимости от направления деятельности), необходимой работникам для осуществления трудовых функций по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлению строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

6. Требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации, не могут быть ниже чем минимально установленные в настоящей части:

  • квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, — наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет;
  • требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5-1 настоящего Кодекса (далее также — специалисты), — не менее чем два специалиста по месту основной работы.

7. Требование к минимальной численности специалистов индивидуального предпринимателя или юридического лица по месту основной работы могут быть увеличены саморегулируемой организацией в том числе при необходимости осуществления такими специалистами трудовой функции, включающей организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации в отношении объектов культурного наследия в целях сохранения таких объектов, а также при необходимости осуществления такими специалистами трудовой функции, включающей организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства в зависимости от их технической сложности и потенциальной опасности, от стоимости одного договора подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договора строительного подряда.

8. Требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, дифференцированные с учетом технической сложности и потенциальной опасности таких объектов, устанавливаются во внутренних документах саморегулируемой организации и не могут быть ниже минимально установленных Правительством Российской Федерации.

9. Стандарты саморегулируемой организации и внутренние документы не могут противоречить настоящему Кодексу, законодательству Российской Федерации о техническом регулировании, а также стандартам на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, утвержденным соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.

10. Стандарты саморегулируемой организации и внутренние документы саморегулируемой организации утверждаются постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации, за исключением внутренних документов, утверждение которых отнесено к исключительной компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации. Стандарты саморегулируемой организации и внутренние документы саморегулируемой организации являются обязательными для всех ее членов, их специалистов и иных работников.

11. Порядок разработки стандартов саморегулируемой организации и внутренних документов саморегулируемой организации определяется саморегулируемой организацией самостоятельно с соблюдением требований, установленных настоящей статьей.

12. Внутренние документы саморегулируемой организации, предусмотренные частями 1 и 4 настоящей статьи, разработка и утверждение которых саморегулируемой организацией являются обязательными, изменения, внесенные в такие документы, решения о признании утратившими силу таких документов вступают в силу не ранее чем со дня внесения сведений о них в государственный реестр саморегулируемых организаций в соответствии с частью 5 статьи 55.18 настоящего Кодекса.

13. Внутренние документы саморегулируемой организации, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, изменения, внесенные в эти документы, решения о признании таких документов утратившими силу вступают в силу не ранее чем через десять дней после дня их принятия.

14. Внутренние документы саморегулируемой организации, предусмотренные частями 1, 2 и 4 настоящей статьи, изменения, внесенные в эти документы, решения, принятые постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации, в срок не позднее чем через три рабочих дня со дня их принятия подлежат размещению на сайте этой саморегулируемой организации в сети «Интернет» и направлению (за исключением решений, принятых постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации в отношении членов саморегулируемой организации) на бумажном носителе или в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных саморегулируемой организацией с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в орган надзора за саморегулируемыми организациями.»;

Статья 55.5-1. Специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, специалисты по организации строительства

1. Специалистом по организации инженерных изысканий, специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта и сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.

2. Специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, привлекаются индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом по трудовому договору в целях организации выполнения работ соответственно по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации.

3. К должностным обязанностям специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования относятся соответственно:

  • подготовка и утверждение заданий на выполнение работ по инженерным изысканиям, заданий на подготовку проектной документации объекта капитального строительства;
  • определение критериев отбора участников работ по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации и отбору исполнителей таких работ, а также по координации деятельности исполнителей таких работ;
  • представление, согласование и приемка результатов работ по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации;
  • утверждение результатов инженерных изысканий, проектной документации.

4. Специалисты по организации строительства, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, привлекаются индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом по трудовому договору в целях организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.

5. К должностным обязанностям специалистов по организации строительства относятся:

  • организация входного контроля проектной документации объектов капитального строительства;
  • оперативное планирование, координация, организация и проведение строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
  • приемка законченных видов и отдельных этапов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, элементов, конструкций и частей объектов капитального строительства, сетей инженерно-технического обеспечения, их участков с правом подписи соответствующих документов;
  • подписание следующих документов:

а) акта приемки объекта капитального строительства;

б) документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов;

в) документа, подтверждающего соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

г) документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения (при их наличии).

6. Сведения о физическом лице, указанном в части 1 настоящей статьи, включаются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций соответственно в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, в национальный реестр специалистов в области строительства (далее также — национальные реестры специалистов) на основании заявления такого лица при условии его соответствия следующим минимальным требованиям:

  • наличие высшего образования по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства;
  • наличие стажа работы соответственно в организациях, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на инженерных должностях не менее чем три года;
  • наличие общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем десять лет;
  • повышение квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет;
  • наличие разрешения на работу (для иностранных граждан).

7. Порядок включения сведений о физическом лице в национальные реестры специалистов и их исключение из таких реестров, а также перечень направлений подготовки в области строительства утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

8. Национальное объединение саморегулируемых организаций отказывает физическому лицу во включении сведений о нем в национальный реестр специалистов в случае:

  • несоответствия такого лица требованиям, установленным частью 6 настоящей статьи;
  • установления факта представления документов, содержащих недостоверные сведения;
  • наличия у такого физического лица непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления;
  • наличия в отношении такого физического лица решений об исключении сведений о нем из национального реестра специалистов по указанным в пунктах 3 — 5 части 9 настоящей статьи основаниям, принятых за период не более чем три года, предшествующих дате подачи заявления, указанного в части 6 настоящей статьи;
  • наличия в отношении такого физического лица решений об исключении сведений о нем из национального реестра специалистов, принятых за период не менее чем два года, предшествующих дате подачи заявления, указанного в части 6 настоящей статьи.

9. Сведения о физическом лице, указанном в части 1 настоящей статьи, исключаются из национального реестра специалистов:

  • на основании заявления такого физического лица;
  • в связи со смертью такого физического лица (в том числе на основании обращения саморегулируемой организации);
  • в случае, если по вине такого физического лица осуществлялись выплаты из компенсационных фондов саморегулируемой организации и вина этого специалиста была установлена судом (в том числе на основании обращения саморегулируемой организации);
  • в случае привлечения такого физического лица к административной ответственности два и более раза за аналогичные правонарушения, допущенные при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации в отношении одного объекта капитального строительства, допущенные при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта одного объекта капитального строительства (в том числе на основании обращения саморегулируемой организации);
  • если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, работником которого является такое физическое лицо, по вине такого физического лица включены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и вина такого физического лица установлена судом (на основании обращения такого индивидуального предпринимателя или такого юридического лица);
  • по истечении у иностранного гражданина срока действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации и срока действия разрешения на работу.

10. Ведение национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства осуществляется соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.

11. В национальных реестрах специалистов должны содержаться следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица;
  • вид осуществляемых физическим лицом работ (организация выполнения работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства);
  • дата принятия решения о включении сведений о физическом лице в национальный реестр специалистов или решения об исключении сведений о таком физическом лице из национального реестра специалистов.

12. Сведения, содержащиеся в национальном реестре специалистов, подлежат размещению на сайте соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций в сети «Интернет» и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

13. Порядок ведения национальных реестров специалистов, порядок внесения изменений в сведения о физических лицах, включенные в такие реестры, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.»

Источник: НОСТРОЙ

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх