9 основным подходом к пониманию государства является

Государство: теоретические аспекты формирования понятия

Юрочкин М. А.

Юрочкин Михаил Алексеевич / Yurochkin Michael Alekseevich — кандидат юридических наук,

доцент, заведующий кафедрой, кафедра гражданского права и процесса,

Российский государственный социальный университет, (филиал), г. Минск, Республика Беларусь

Аннотация: статья представляет собой анализ эволюции взглядов на государство и его сущность, анализ современного состояния проблем в понимании государства.

Ключевые слова: государство, понятие, сущность, генезис, теория государства.

Keywords: the state, the concept, the essence, the genesis of the theory of the state.

УДК 340

Подходы к понятию государства, его сущность и признаки развивались исторически одновременно с развитием цивилизации.

В чем заключается суть государства, на основании каких понятий определяется объем его деятельности в экономической, политической, социальной, правовой и в других областях жизни людей?

Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, как и само государство. Аспекты функционирования государства, его роли в жизни общества затрагивала умы философов, историков, политологов и юристов еще с древности. В ходе становления понятий о государстве и его сущности были выработаны разнообразные подходы к определению государства, сформулированы основные положения о его сущности и роли в общественной жизни. Так, древнекитайский философ Конфуций исходил из того, что государство представляет собой большую семью во главе с императором. Для Платона государство приравнивалось к отдельному лицу, при котором идеальное устройство изображалось в сравнении с физическим организмом. Члены государства не имеют самостоятельного значения, а существуют единственно для исполнения своего общественного призвания. Вследствие этого в государстве Платона воины, которые и считались настоящими гражданами, не имели ни личной собственности, ни семьи. Жены, дети, имущество — все общее.

Но уже Аристотель отмечал, что такое чрезмерное единство противоречит природе вещей. Поэтому в учении Аристотеля о государстве признается как частная собственность, так и семейная жизнь. Государство есть «союз родов и сел для жизни совершенной и самобытной» .

Цицерон рассматривал государство как «достояние народа, а народ — не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то образом, а соединение людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общности интересов» .

Белорусский мыслитель Ф. Скорина представлял государство как организацию людей для общей пользы и согласия . Известный философ, правовед и политический деятель Великого княжества Литовского

А. Волан связывал возникновение государства и права с необходимостью защиты естественных прав человека и достижения общего блага всех людей .

Это частные определения, но все определения относительно понятия государства, его сущности и роли в правовых отношениях можно представить в виде сформировавшихся теорий. На первый план выступают теологические теории, имеющие многовековую историю. Сформированы в древних государствах Востока, в Древнем Риме и Древней Греции. Главный аспект этих теорий связывает возникновение государства с божественной волей. Т. е. государственная власть производна от власти божественной, земным проводником которой и является церковь (Иоанн Златоуст, Августин Блаженный, Фома Аквинский и др.).

Представители патриархальной теории проводят взаимосвязь между возникновением государства и семьей, власть главы государства сравнивается с властью отца в семье, который заботится о своих близких (Аристотель и др.).

Такими были взгляды древних мыслителей на государство, общим итогом чего является движение мысли от целого к частям, от общего к частному.

Совершенно обратным порядком идет мышление нового времени. В древности мысль исходила от объекта и затем перешла к субъекту, здесь она исходит от субъекта и затем переходит к объекту.

Вершиной представлений о государстве стали такие понятия, как власть, закон, свобода, цели и идеи, связывающие все элементы в одно органическое целое, которые представляют собой основополагающие элементы государственного порядка.

В частности естественно-правовая (договорная) теория происхождения государства вариативна в понимании государства, но сводится к тому, что государство представляет собой результат объединения граждан на добровольной основе (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гроций, Дж. Локк, А. Н. Радищев). Теория

насилия объясняет возникновение государств военными захватами, что приводит к появлению господствующих и угнетенных классов. (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг).

Патримониальная теория исходит из того, что государственная власть — это власть собственника над теми, кто проживает на его земле (А. Г аллер).

Все сформированные теории происхождения и сущности государства влияют на весь ход формирования философских и юридических понятий о данном феномене и последующее развитие учения о нем.

Как кажется верным, что трактовки концепций возникновения государства зависят от природы понимания государства и его участия в правовых отношениях. Современная многообразная картина учений о генезисе государства во многом отражает те причины, которые служат первоосновой для их возникновения. Скорее всего, данные представления следует рассматривать во взаимосвязи, что станет толчком к формированию целостного представления о государстве.

При определении понятия «государство» научная мысль сталкивалась с неоднозначным его пониманием, поскольку ученые по-разному подходили к разрешению этой теоретической проблемы.

Рассмотрение данного понятия следует начать с философского подхода к определению государства. Новейший философский словарь определяет государство как «основной институт политической системы, наделенный высшей законодательной властью, т. е. правом устанавливать и регламентировать социальные нормы и правила общественной жизни в пределах определенной территориальной целостности и использовать легитимные методы принуждения для их соблюдения по отношению ко всем членам общества. Государство является основным источником политической власти и использует ее от имени всего общества. Основное отличие государства от других политических институтов заключается в том, что, обладая верховным правом на законодательную власть, оно подчиняет своим политическим интересам деятельность всех государственных политических учреждений и проводит через них свою политику…» . Данное понятие следует считать исходным, поскольку оно выработано с общих методологических позиций философской науки и позволяет выявить особенности формирования и функционирования государства как важнейшей теоретико-правовой проблемы в рамках романо-германской правовой семьи.

С поступательным развитием общества изменяется общество и государство, его сущность и функции, оно находится на грани перехода от режимов деспотических к демократическим. В рамках данной эволюции и происходит изменение понятий о государстве, его роли и предназначении и обществе и правоотношениях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Известные российские ученые-правоведы Ф. Кокошкин, Г. Ф. Шершеневич, А. Ломан и В. Хвостов определяли государство как соединение людей под одной властью в пределах одной территории. В частности А. Ломан указывал, что «.государство, с философской точки зрения это эгоизм оседлого народа определенной части земного шара в его совокупности, движимый по пути своего развития.» .

«Государство, — по Гегелю, — есть действительность нравственной идеи — нравственный дух как очевидная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает» .

В различные эпохи мыслители Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г Еллинек давали свое эксклюзивное определение государства. Основой к пониманию каждого из них является комплексный анализ их концепции.

Немецкий исследователь Г. Еллинек полагал, что государство представляет собой общественное образование и особое правовое явление .

В период советского функционирования и развития юридической науки доминирующим являлось марксистско-ленинское учение о государстве. Ф. Энгельс во введении к работе «Гражданская война во Франции» привел свое определение государства: «В действительности же, — пишет он, — государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим…» .

В процесс экономических, политических и идеологических изменений, произошла переоценка значения марксистско-ленинского учения в рамках изменяющейся правовой парадигмы, формирования демократического правового социального государства.

В последнее десятилетие в трудах ученых, рассматривающих проблемы государства, его сущности, исследователи считают, что идет сближение классовых и общесоциальных подходов понимания государства.

Так, М. И. Байтин, изучая сущность государства, разграничивает классовый и общечеловеческий подход в понимании государства . А. Б. Венгеров, анализируя понятие государства, исходит из комплексной характеристики государства: «в рамках современной теории государства становится актуальным не столько описание классовой сущности государства, сколько всестороннее раскрытие его многогранного социального назначения, структурной и территориальной организации, других важных сторон жизни современного государства» .

Понятие «государство» является многогранным по своей сути и содержанию, даже в рамках науки теория государства и права воспринимается неоднозначно, одновременно с ней государство исследуется еще философией, историей, лингвистикой, политологий в рамках своих парадигм. Поэтому в литературе

неоднократно предпринимались попытки систематизировать разрозненные подходы к пониманию данного понятия.

В. А. Четвернин считает, что государство может быть рассмотрено в трех элементах: а) в качестве государственно организованного сообщества (совокупности людей, проживающих на определенной территории и объединенных политической властью); б) в качестве аппарата государственной власти как целого; в) в качестве системы государственных органов . Также данные исследования проводили А. Б. Венгеров, М. Н. Марченко, А. В. Поляков.

М. И. Абдулаев и С. А. Комаров полагают, что современная теория исходит из многомерности действительного бытия государства: его можно рассматривать с позиций национального, религиозного, географического и прочих подходов .

Для современного понимания государства, его сущности следует особое внимание обратить на исследования немецкого ученого Г. Еллинека, поскольку он рассматривал государство как социальное образование и правовое.

К первой категории следует отнести «теории преимущественно объективного бытия государства» -теории, опирающиеся только на познания бытия государства. К ним Г. Еллинек отнес следующие: а) государство как факт; б) государство как состояние; в) отождествление государства с одним из его элементов 4; в) государство как естественный организм .

Ко второй категории представлений о государстве Г. Еллинек относит «теории преимущественно субъективного бытия государства»: а) государство как духовно-нравственный организм; б) государство как коллективное или союзное единство. Концепция государства как духовно-нравственного организма по многим положениям схожа с теориями государства как организма естественного.

Третью категорию учений о государстве по Г. Еллинеку составляют «юридические учения о государстве», в которых оно рассматривается как правовое понятие .

Именно юридические учения, по мнению Г. Еллинека, позволяют понять сущность государства, поскольку социологические и иные подходы к пониманию государства позволяют получить общее представление о государстве как субъекте. Значение имеет только то, как оно воспринимается с позиции права. Все остальные подходы подлежат рассмотрению политической, социологической и прочими науками.

Поэтому позиция Г. Еллинека позволяет утверждать, что юридическое познание государства направлено не к выяснению его реального существа, а к тому, чтобы сделать государство юридически мыслимым, то есть найти понятие, в котором без внутренних противоречий сочетаются все юридические особенности государства. Г. Еллинек рассматривает его в качестве: а) правоотношения; б) объекта права; в) субъекта права. В рамках данного учения принято рассматривать государство как юридическое лицо, как юридическую персонификацию нации, в отличие от других учений, которые рассматривали государство с точки зрения социологии.

В XXI столетии в рамках существующих и развивающихся учениях о государстве по существу не внесено нового содержания в понятие государства. Представители юридической, социологической, экономической, исторических школ определяют государство как общность, в основе структуры которой лежат территория, народ и государственная власть . Анализ многочисленных теорий позволяет констатировать, что в теоретических исследованиях речь идет, скорее всего, не о кардинальных различиях в содержании определения и сущности государства, сколько о несовпадении формулировок при наличии различных подходов.

При изучении генезиса государства следует учитывать следующее. В понятии и сущности государства в зависимости от исторических и иных условий на первом месте может стоять классовое начало (характерно для государств эксплуататорского типа), либо обще социальное начало (современные постсоциалистические и посткапиталистические государства). Эти два подхода сочетаются в понятии и сущности государства и дают возможность дать полную характеристику государства. Исходя из этого следует, что любое современное демократическое правовое государство с точки зрения его понятия и сущности можно рассматривать как средство социального компромисса по содержанию и как правовое по форме.

Исходя из вышесказанного, на наш взгляд, в современных условиях под государством следует понимать политическую организацию общества, распространяющую верховную власть на территорию страны, осуществляющую свою деятельность посредством аппарата управления, изданием в установленном порядке правовых норм, при этом отдельные государства, развивая в своих основных законах понятие о государстве, дополняют в его определение такие характеристики, как федеративное, унитарное, демократическое, социальное, правовое, указывая, что его основой является народ, государственная власть, суверенитет, гражданство, права и свободы граждан, расширяя обще социальные функции. При этом следует исходить из общих методологических позиций философской науки, что и позволяет выявить особенности формирования и функционирования государства как важнейшей теоретико-правовой проблемы в рамках романогерманской правовой семьи.

Литература

1. Теория государства и права: Хрестоматия: В 2 т. / Авт. Сост. В. В. Лазарев, С. В. Липень. М.: Юрист. 2001. Т. 1. — 640 с.

2. Старажытная беларуская лггаратура: зборшк / Л. С. Курбека, У. А. Марук. Мн.: Юнацтва. 1996. — 463 с.

3. Асветники зямли беларускай X-XX ст: энцыкл. Даведник. Мн., 2001. — С. 97-98.

4. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с.

5. Ломан А. Современное учение о государственной власти. / Москва. Тип. Э. Лисснера, Ю. Романа. 1896. -58 с.

6. Гегель Г. Философия права. Пер. с нем.: Ред. и сост. Д. А. Керимов и В. С. Нерсесянц. — М.: Мысль. 1990. — 524 с.

7. Еллинек Г. Общее учение о государстве. Спб., 1908. — 752 с.

8. Энгельс Ф. Сочинения К. Маркс и Ф. Энгельс. Т. 22. Изд. 2-е. — М., 1962. — 382 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Байтин М. И. О понятии государства / М. И. Байтин. // Правоведение. — 2002. — № 3 (242). — С. 4—16.

10. Венгеров А. Б. Теория государства и права. 3-е изд., исп. и доп. — М., 2006. С. 90.

Гуманитарными науками выработано, множество определений государства. Однако все они сводятся к следующему: Государство — это универсальная политическая организация, обладающая особой публичной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия, выражающая прежде всего интересы доминирующего социального слоя и выполняющая общие для общества задачи.

Территория — пространство, в рамках которого действует суверенная государственная власть. Территория государства ограничивается государственной границей — плоскостью, определяющей пределы действия государственной власти как суверенной. Таким образом, государственная территория является не географической, а политико-правовой категорией. Для первобытного общества территориальные границы среды обитания вследствие кочевого образа жизни были весьма условны. Государство же характеризует четкое закрепление как внешних границ, так и внутреннего деления территории на отдельные управляемые единицы.

С момента возникновения государства защита государственных границ и территориальной целостности является его важнейшей функцией. Принцип территориальной целостности (неприкосновенности границ) государства — один из устоев современного международного права.

Структура территории складывается из следующих элементов:

· сухопутная часть, включающая материковую поверхность, острова и анклавы (части территории, окруженные со всех сторон территорией других государств и не имеющие выхода к морю);

· водная часть, включающая воды рек, озер, искусственных водохранилищ, расположенных в пределах сухопутной части государства, а также морские воды, омывающие его побережье;

· недра, расположенные под сухопутной и водной территорией государства;

· воздушная территория — атмосфера над сухопутной и водной территорией государства;

· морские и воздушные суда, космические аппараты с государственной символикой, территории посольств и дипломатических представительств за рубежом.

Не относятся к территории какого-либо государства открытые моря и океаны, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, а также целый материк — Антарктида.

Следующий признак государства — население. Оно редставляет собой совокупность индивидов, объединенных не по кровнородственному или национальному признаку, а территориально и гражданством — правоотношением между человеком и государством, включающем взаимные права, обязанности и ответственность. Согласно Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 11 ноября 2003 г.) гражданином государства становятся по различным основаниям: по рождению, если оба или один из родителей являются гражданами государства; по ходатайству на имя президента; в результате территориальных изменений между государствами и т.д.

Государство обязано оказывать своим гражданам поддержку и покровительство, в том числе за рубежом. Только граждане вправе участвовать в государственном управлении. Данное участие выражается в реализации избирательного права, государственной службы, участия в референдумах, местном самоуправлении.

Гражданство и общая территория проживания являются формально-юридическими факторами, объединяющими индивидов в население. Кроме этого, людей в государстве связывает общность языка, религии, традиций, исторического развития, духовные, культурные и этнические факторы и т.д.

Таким образом, все приведенные факторы и обусловливают принадлежность человека к населению определенного государства.

Еще одним немаловажным элементом государства является государственный аппарат. Государство характеризует специальный аппарат управления и принуждения, распространяющий свое властное воздействие на все население и на всю территорию государства. Государство является политически организованным обществом.

Власть — это способность и возможность управлять поведением третьих лиц, воздействовать на их поведение, навязывать свою волю, в том числе и принудительно.

В то же время, государство не совпадает с обществом, это особая политическая организация внутри него, осуществляющая управление общественными делами. Такую власть называют публичной.

Реализует публичную власть государственный аппарат как особая система органов и организаций, в которых работают служащие-профессионалы — чиновники. Их функция — управление определенной сферой общественной жизни. Для этого чиновники наделены государственно-властными полномочиями с помощью которых они осуществляют свои управленческие функции.

В государстве управленческий труд отделяется от производства. Чиновник занимается только управлением, реализуя властные функции государства. Таким образом, государственная власть осуществляется уполномоченной группой лиц — правящей элитой, реализующей в управлении как общесоциальные функции, так и собственные, групповые интересы.

В структуре государственного аппарата особое место занимает аппарат государственного принуждения, прежде всего правоохранительная система. Государство — это единственная организация в обществе, располагающая военизированными формированиями такими как армия, тюрьмы, полиция. Государству принадлежит монополия на принуждение, на применение вооруженной силы, на легализованное насилие в случае необходимости. Но такое насилие должно носить исключительно правовой характер, то есть осуществляться исключительно в рамках закона, и оно должно применяться только в тех случаях, когда без него обойтись невозможно.

Таким образом, государственная власть — это концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе.

Неотъемлемым атрибутом государства является суверенитет. Он включает в себя два аспекта — внутренний и внешний. К первому относится верховенство государственной власти внутри страны, ко второму — независимость государства в международных отношениях. Суверенитет — главное юридико-политическое свойство, отличающее государство от всех иных организаций.

В любом обществе существует множество систем власти-подчинения. При этом государственная власть обладает верховенством по отношению ко всем остальным властным источникам. При всем многообразии источников власти государственная власть обладает безусловным приоритетом. Нет власти выше государственной.

Государственная власть носит универсальный характер, распространяя свое властное действие на все население, на всю территорию страны. Веления государства являются всеобщими, имеют безусловный приоритет перед велениями любых других коллективов и организаций.

Государство как самостоятельное независимое образование вправе свободно и независимо от других государств проводить свою внутреннюю и внешнюю политику.

При этом политические решения государств в целях соблюдения интересов других государств регулируются и реально ограничиваются нормами международного права, прежде всего, в области прав человека. Государство, которое, ссылаясь на свой суверенитет, грубо нарушает общечеловеческие ценности, общепризнанные принципы международного права, права и свободы граждан, рискует оказаться в положении изгоя на международной арене. В последнее время такую репутацию всё больше приобретает США, которая берет на себя роль общемирового полицейского, что вызывает крайне негативную реакцию у многих государств. Таким образом, суверенитет государства не носит абсолютного, неограниченного характера.

Важнейшим элементом государства является его денежная система. Она включает в себя различные элементы финансовой системы, а именно национальную валюту, государственные банки, таможенную систему, порядок эмиссии и денежного обращения.

Следующим элементом государства являются налоги. Государство путем налогообложения формирует бюджет и внебюджетные фонды (пенсионного социльного и медицинского страхования) — централизованные денежные фонды, расходуемые на публичные цели, то есть в интересах всего общества. Бюджет — это своеобразный фонд, обеспечивающий финансирование функционирования государства и создаваемый всеми членами общества — налогоплательщиками. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, участвовать по мере возможности в формировании государственных доходов. Государство обладает исключительной монополией принудительно и без судебного решения изымать у собственников часть имущества в централизованные денежные фонды. Во всех иных случаях изъятие собственности без согласия собственника допускается только по решению суда.

О налогах не договариваются. Налог — это обязательный платеж изымаемый в бюджет, устанавливаемый государством в одностороннем порядке и обеспеченный его принудительной силой. Собранные посредством налогов финансовые средства расходуются на выполнение государством публичных задач и функций: социальные выплаты (денежное довольствие, пенсии, стипендии, пособия и компенсации), содержание государственного аппарата, национальную оборону, правоохранительную деятельность, финансирование отраслей нематериального производства (науку, культуру, медицину, образование), промышленные инвестиции в строительство, транспорт, сельское хозяйство и т. п. Через бюджет государство перераспределяет финансовые ресурсы общества между регионами, отдельными отраслями производства, различными категориями граждан.

Функционирование государства регламентирует национальное законодательство. Оно представляет собой систему установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных правил поведения общего характера (нормы), соблюдение которых обеспечивается и гарантируется государством. Посредством указанных норм государство регулирует общественные отношения, осуществляет управление. Именно государство устанавливает единый правопорядок для всех членов общества.

Неотъемлемой частью государства является его государственная символика, которая включает в себя официальное наименование государства, столицу, флаг, герб, гимн, государственный язык, ритуалы и церемонии, награды (ордена, медали, почетные звания). Если остальные признаки характеризуют исключительно государственную власть и не могут принадлежать каким-либо иным субъектам, то символика не является монопольным атрибутом государства. Поэтому данный признак государства носит факультативный характер.

Сопоставив приведенные признаки государства можно сформулировать само понятие «государство».

Государство — это суверенная политическая организация, официально представляющая и охватывающая все население в пределах определенной территории, имеющая собственную налоговую и денежную систему, национальное законодательство, официальную символику и располагающая специальным аппаратом управления и принуждения.

Государство и общество соотносятся во многом как часть и целое. Поэтому, начиная изучение государства, следует определить понятие общества.

Социальные коллективы следует разделить на два типа:

· неорганизованная совокупность — толпа, случайное скопление людей на улице; сообщество, представляющее собой организованную социальную систему, то есть упорядоченную совокупность людей, связанных между собой общими целями, интересами и единым центром управления.

· сообщество — это не просто люди, но люди, взаимосвязанные между собой особыми социальными отношениями. Именно социальное взаимодействие суть любого сообщества. Причем эти взаимосвязи должны носить более или менее устойчивый, постоянный характер.

Сообщества могут значительно различаться по степени устойчивости, организационному единству, количественным показателям. Некоторые из них являются неформализованными, создаются лишь на непродолжительное время. Например, экскурсионная группа, группа психологического тренинга и т.д. Другие представляют собой так называемые социальные объединения — устойчивые, организованные коллективы с четкой внутренней структурой, создаваемые бессрочно или на длительный срок. К последним относятся, например, семья, предприятие, политическая партия, профсоюз.

Общество в целом также выступает особой разновидностью сообщества.

Общество — это максимально интегрированное сообщество, включающее все население государства и социальные взаимосвязи между его отдельными элементами.

Глобальная интеграция современной цивилизации позволяет говорить о мировом сообществе как совокупности всех государств и индивидов, живущих на нашей планете, и социальных взаимодействий между ними.

Власть имеет общесоциальный характер, она присуща любому организованному сообществу, является его неотъемлемым атрибутом. Сущность власти — способность и возможность подчинять своей воле, навязывать свою волю путем убеждения посредством авторитета или принудительно путем насилия.

Носителем власти выступает властвующий субъект. Властеотношение возникает между властвующим субъектом, олицетворяющим руководящую волю в сообществе, и подвластными, руководимыми субъектами. На одном полюсе властеотношения — навязывание воли, на другом — подчинение.

Власть — это сознательное, целенаправленное руководство каким-либо социальным сообществом, основанное одновременно и на авторитете, и на насилии.

Рассмотрим функции власти:

· обеспечение согласованности индивидуальных действий членов сообщества;

· выявление и реализация их общих интересов;

· урегулирование социальных конфликтов и поддержание общественного порядка.

Человек как разумное существо может существовать и самореализоваться только во взаимодействии с себе подобными. Система устоявшихся социальных, экономических, политических, культурных взаимосвязей между людьми — основа любого сообщества. Чтобы сообщество имело устойчивый характер, не распадалось, сохранялось и развивалось, необходимо организовать его жизнедеятельность, то есть упорядочить взаимосвязи между людьми. В этом и заключается основная функция власти.

Одним из основных атрибутов государства и общества является власть.

Рассмотрим признаки власти.

Власть имеет атрибутивный, объективный характер. Власть — необходимое условие существования любого организованного сообщества. Власть всегда присутствует там, где имеет место совместная деятельность людей. Она придает взаимодействию людей упорядоченный характер.

Власть имеет сознательно-волевой характер. Властеотношение возникает между людьми, наделенными сознанием и волей, то есть разумными существами, обладающими внутренней свободой выбора. Поэтому никогда нельзя на сто процентов предсказать результат властного воздействия.

Власть имеет целенаправленный характер. Властный субъект осуществляет управление, то есть упорядочивающее воздействие с целью реализации сообществом заранее обоснованной программы. Таким образом, властный субъект формулирует цели сообщества, программу его развития.

Власть имеет стадийный, последовательный характер реализации властного воздействия. Традиционно выделяют три стадии властно-управленческого воздействия: принятие решения; организация его исполнения; контроль и коррекция.

Власть имеет добровольно-принудительный характер. Власть обеспечивает подчинение воли управляемых воле управляющих. С одной стороны, власть должна обладать авторитетом, уважением, легитимностью в глазах управляемых.

Власть всегда опирается на силовые источники — военизированные организации, тюрьмы, санкции, иные средства принуждения. Возможность и способность принудительно заставить исполнять управленческие команды — обязательный признак власти как социального феномена.

Государство возникает на определенной ступени развития человеческих сообществ, когда родоплеменной строй с его коллективным укладом хозяйства и общественным самоуправлением перестает соответствовать потребностям развивающихся общественных отношений. К образованию государства приводят разнообразные экономические, природно-климатические, социальные, гуманитарные факторы.

Главный из них — постепенный переход от присваивающего к производящему способу производства, так называемая неолитическая революция. Этот процесс связан прежде всего с появлением и развитием земледелия как основного источника существования. Далее следуют три крупные разделения труда:

· отделение скотоводства от земледелия;

· выделение ремесел металлургия, ткачество, керамика, металлообработка как самостоятельных видов производства;

· развитие товарообмена и возникновение купечества.

Производящая экономика привела к радикальному уменьшению энергетических затрат на жизнеобеспечение сообществ, способствовала совершенствованию орудий и способов производства, приобретению новых производственных навыков. Как следствие — специализация производства, рост производительности труда, образование излишек продуктов, так называемого избыточного продукта. Источники питания приобретают стабильный, постоянный характер. Постепенно ослабевает зависимость человека от окружающей природной среды. Образуются крупные территориальные центры — города.

Растет численность населения. Совершенствуются культура, нравственность. Возникновение письменности делает возможным материальное фиксирование мифов, обычаев, правовых и религиозных норм. Повсеместный отказ от инцеста (кровосмешения) способствует качественному развитию человеческих сообществ. Человек становится преобладающим биологическим видом на планете.

Производящая экономика обусловливает переход от кочевого к оседлому образу жизни.

На смену кровнородственной приходит соседская община, где индивидов связывают помимо кровных уз и территория проживания. Общая, коллективная собственность рода постепенно трансформируется в частносемейную собственность. Земля закрепляется за соседской общиной, а затем перераспределяется между отдельными патриархальными семьями. Совместный труд уступает место труду отдельных семей. Возникает рабство. В частно-семейном владении помимо земли оказываются скот, инвентарь, постройки, позднее — рабы. Зарождаются и получают развитие товарообменные отношения.

Социальная структура сообществ усложняется. Ранее община была монолитным целым, единой семьей. Она коллективно противостояла внешним угрозам. Теперь, после тысячелетий равенства в бедности, сообщества начинают дифференцироваться по имущественному и социальному признаку. В недрах групповой, коллективистской психологии и морали зарождается индивидуальное самосознание. Человек начинает осознавать собственные (семейные) интересы и потребности, отделяя их от общегрупповых интересов общины как единого целого. Начинаются внутриобщинные конфликты, которые не в силах урегулировать средства общественного самоуправления.

Избыточный продукт позволяет освободить отдельных индивидов от участия в материальном производстве для специализации на выполнении общественно значимых функций. Зарождается чиновничество как особая группа людей, на профессиональной основе осуществляющая управленческую деятельность.

Постепенно формируется особый отряд вооруженных людей — дружина; остальные согласны, пока еще добровольно, оплачивать их деятельность. Появляется группа людей, которые не участвуют в материальном производстве, а воюют, судят, выполняют ритуальные и полицейские функции. То есть появляется то, что присуще государству как воплощению уже не общественной (самоуправленческой), а внешней, публичной власти. Постепенно происходит специализация властных структур. Лица, осуществляющие управление, накапливают опыт — осуществляется переход к пожизненному отправлению общественных должностей.

Процесс концентрации богатства, его накопление в узком привилегированном слое сопровождается слиянием богатства и власти. В отличие от первобытной эпохи власть теперь дает значительные преимущества и привилегии, прежде всего в плане обогащения. Все это приводит к наследованию должностей. Большая часть общинников постепенно отстраняется от участия в управлении обществом.

Обычай уступает место целенаправленному нормотворчеству. Социальные нормы вырабатываются уже не общим собранием рода, а родоплеменной знатью. Добровольность подчинения сменяется необходимостью навязывания властной воли, принуждением. Рост недовольства общественным (прежде всего имущественным) расслоением внутри общины приводит власть имущих к осознанию необходимости освящения и защиты частной собственности от посягательств.

Чтобы уберечь общество, сотрясаемое внутренними противоречиями, от распада, с одной стороны, и обеспечить социальную стабильность, а с другой стороны соблюсти интересы правящей знати человечество от первобытного самоуправления переходит к новой форме властной организации — государству.

Болгов В.А., Шуваева Ю.В.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: КЛАССИФИКАЦИЯ, РОЛЬ И ХАРАКТЕР В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: государство, признаки государства, функции государства, политика государства.

Аннотация: В данной статье представлены понятие, классификация и признаки функций государства, определена их роль в разные периоды в нашей стране.

Keywords: state the symptoms of the state, state functions, state policy.

Государство в нашей жизни имеет огромное значение, потому что оно оказывает огромное влияние на все сферы жизни общества. С первого дня образования государства появились и его функции.

Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами .

Функции взаимосвязаны с сутью и социальным назначением государства. При изучении функций можно подлинно установить сущность общества. Тесную связь функции государства имеет с её целями и задачами. Но их следует различать. Цель государства — это итог, к которому оно стремиться, задачи же государства — это способы её достижения, а, соответственно, функции — это действия государства. Таким образом, цели и задачи являются определяющими для функций государства.

Функциями государства отражаются только основные направления деятельности государства, потому что не всё, что делает государство, является значимым для общества. Сущность функций демонстрирует

нам, на что акцентирует внимание государство при осуществлении своей деятельности, каким образом действуют её органы.

Для более полного исследования понятия «функции государства» следует сравнить его с понятием «политика государства». Функции государства связаны с заинтересованностью самого государства, а политика государства- с определенной группой лиц, стоящих в данный момент времени у власти. Таким образом, в функциях государства могут выражаться как интересы одного класса, так и всего государства.

Осуществление государством своих функций происходит с помощью специальных методов. Эти методы делятся на правовые и неправовые (организационные). К правовым относятся следующие:

-правотворчество-деятельность государства по принятию нормативно-правовых актов, без которых осуществление функций государства невозможно;

-право исполнение — применение нормативно-правовых актов на практике. Оно реализуется исполнительной властью государства. Суть право исполнения заключается в решении повседневных вопросов государства путём управления;

-правоохранительная деятельность-это непосредственно реализация мер по осуществлению охраны прав и свобод гражданина, применение мер по пресечению правонарушений;

К неправовым формам осуществления функций государства относятся: изучение различной информации, принятие жалоб от граждан, рассмотрение предложений от различных комиссий и комитетов и другое.

Определенная функция представляет собой общность методов реализации государственной власти, которые связаны с направлением деятельности государства.

Для более полного рассмотрения функций государства необходимо использовать метод классификации. С помощью этого метода можно нормализировать множество государственно-правовых явлений. У каждого типа государств функции были различны, поэтому проблема классификации становится более сложной. Но у них все же есть одинаковые признаки.

Функции государства имеют следующую классификацию: — постоянные и временные.

Такое деление относительно, ведь, как известно, функции, как и государство, изменяются.

Постоянные функции реализуются на протяжении всех ступеней развития государства. Примером таких функций является экономическая, социальная, функция обороны.

Временные функции имеют непродолжительный характер, поскольку они возникают с необходимостью решения определённых задач, которые появляются в результате временных обстоятельств (стихийные бедствия, эпидемии);

— внутренние и внешние .

Внутренние функции сконцентрированы на решение задач внутри конкретной страны. Вне зависимости от формы правления или государственного устройства государство выполняет ряд основных внутренних задач. Примером таких функций служит экономическая, социальная, охранительная и другие функции.

Внешние функции реализуются за границей данного государства, где оно является субъектом международных отношений. Каждое государство вступает в отношения с другими странами для того, чтобы более результативно решить и внутренние задачи. Примером внешних функций является защита границ государства, дипломатическая функция, внешнеэкономическая и другие;

— основные и неосновные.

Говоря об этих функциях, нужно заметить, что такое деление так же считается относительным, потому что границы у этих функций отчётливо не определены.

Основные функции — это те функции, которые считаются приоритетными для данного государства и которые включают сходные направления его деятельности. В основных функциях показывается социальное назначение государства и проявляется его деятельность в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Неосновные функции — это образованные из частей основных функций узкие направления работы государства;

-регулятивные и охранительные;

Регулятивные функции нацелены на экономику страны, на создание условий для качественного развития личности и общества в целом. Примером регулятивных функций: экономическая, финансовая, социальная.

Охранительная функция охватывает защиту свобод и прав граждан, охрану окружающей среды. Примерами охранительной функции служат экологическая функция, правоохранительная и другие;

В последнее время совершаются попытки классификации функций государства, в основе которых лежит принцип разделение властей.

Согласно этому критерию, функции разграничиваются на законодательную, управленческую и судебную.

Для того чтобы в полной мере раскрыть сущность государственных функций необходимо выделить следующие признаки:

— государственные функции никогда не отождествляются с работой всего государства или её индивидуальными сторонами. Сущность каждой функции суммируется из разнообразия однородных сторон работы государства;

— основные черты функций государства определяются не только характером государства, но и спецификой стоящих перед ним задач и целей. Функции как способы достижения поставленных перед государством задач во многом зависят от типа данных задач. Например, при сильном загрязнении воздуха, на главное место становится экологическая функция;

— по своей сущности функции государства всегда проявляют суть самого государства. В них всегда проявляется та истинная роль, которую реализовывает государство для решения своих задач;

— государственные функции не стоит сравнивать с функциями его индивидуальных органов, потому что органы располагают более специализированным характером и распределяется на отдельные части деятельности государства .

Например, в Российской Федерации появляются проблемы децентрализации функций. Следует разделить сферы деятельности полномочий между федеральными органами власти РФ и органами власти на местах .

Реализация государственных функций осуществляется в узкой связи со свойствами аппарата государства.

Список литературы

1. Егорова Е.Н. Обеспечение прав работников при банкротстве предприятия в Европейском Союзе: позитивный опыт для России // Современное право. 2006. № 5. С. 70-73.

2. Окриашвили Т.Г., Якупов А.Г. Государственный контроль в сфере частного права: теоретический анализ // В сборнике: Актуальные проблемы юриспруденции в России и за рубежом Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 7-9.

3. Кондрашечкин Р.В. К вопросу совершенствования законодательства в области оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел // В сборнике: Вестник Московского областного филиала Московского университета МВД России имени

В.Я. Кикотя научно-практическое издание. Старотеряево, 2016. С. 5962.

4. Малиновский А.А. Злоупотребление субъективным правом (теоретико-правовое исследование). — Москва, 2010. — 320 с.

5. Маремкулов А.Н. Юридические формы политики российского государства на северном кавказе в XVIII-XIX вв.: историко-правовой аспект // Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. — Ростов-на-Дону, 2005.

6. Окриашвили Т.Г. Методологические и доктриальиые аспекты теории частных правоотношений в России // В сборнике: Современные тенденции в эволюции методологии правовых исследований Материалы III всероссийского Круглого стола по общетеоретическим проблемам права. 2015. С. 92-109.

Дерюшева О.И.

МЕДИАЦИЯ В СЕМЕЙНЫХ СПОРАХ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: семья, медиация, семейные споры, конфликты, дети.

Аннотация: Процедура медиации является новой для современного российского законодательства. В статье прописано значение медиативных процедур в деле разрешения конфликтов, снижения нагрузки судей, а также сглаживания конкретных жизненных ситуаций.

Key words: Family, mediation, family disputes, conflicts, children.

Концепция совершенствования семейного законодательства указывает на необходимость совершенствование правовых механизмов, позволяющих предупредить распад семьи, возникновение семейно-правовых конфликтов . Установленный Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее — Закон о медиации) механизм посредничества не учитывает особенности семейно-правовых споров, в частности неспособность супругов (родителей) выбрать посредника (медиатора) для разрешения их спора.

Первая ассоциация: а почему бы нет? Это как учиться ходить, но только во взрослом возрасте. Нам нужны вызовы, нам нужно развитие, а для этого нужен какой-то триггер. Государство – это триггер и в отрицательном, и в положительном проявлении. Мне кажется, задача государства – уметь правильно задать вопрос, то есть исполнять функцию менеджера, а отвечаем на эти вопросы, наверное, мы. Специалисты, которые не входят в состав государства, но имеют достаточную квалификацию для того, чтобы предоставить наиболее оптимальные решения. Нам часто представляют государство как людей, которые точно знают, что делать. Но мне кажется, что это созданная иллюзия, а иногда оказывается, что оно не знает, что делать дальше, и очень хочет узнать, но авторитет не позволяет просто выйти к народу и сказать: «Ребят, что делать?» В общем, сейчас, мне кажется, государство дошло до того момента, когда оно запуталось в своей системе, и система уже давит на тех людей, которые в этом государстве работают, и они не понимают, куда идти. Это немножко напоминает фильмы про апокалипсис, когда машины захватывают человечество. Только здесь не искусственный интеллект, а система, которая заставляет одну ветвь власти боятся другую или людей в одном комитете не договориться с другими просто потому, что они боятся сказать лишнего.
Дарья Куркова, Санкт-Петербург

Не согласен с тем, что государство не знает, что делать и как делать. У государства есть хорошие возможности отдавать какие-то задачи на аутсорс сторонним аналитикам. И в принципе при этом государство создает условия для существования каких-то отдельных институтов, которые уже его обслуживают. Государство – это необходимый авторитет, который создает из хаоса какой-то порядок. Всегда должен быть кто-то, кто способен за счет своих навыков и умений говорить за всех и поддерживать порядок. Это не только лидер государства, он же один со всем не справится, это действительно крупная машина.
Андрей Рыженков, Москва

Государство нужно для того, чтобы организовывать. Это его главная функция, по моему мнению. Но, к сожалению, уже сегодня мы видим проблему в его организации, когда пытаемся что-то в ней изменить. Я могу привести пример – это проблемы местного самоуправления, когда мы пытаемся делать что-то на своей улице, в своем дворе, а государство нам этого не дает, мы пытаемся принести что-то свое, а государство говорит, что все должно происходить по его правилам. И вот в этот момент, как по мне, государство теряет свой смысл. Потому что когда государство разрастается до таких огромных размеров, то местные проблемы, к сожалению, отходят на второй план. И когда государство пытается благоустроить наши дворы по программе комфортной городской среды, то эти дворы получаются в большинстве случаев не такими, какими их хотят видеть жители. Поэтому для государства важно сохранять баланс между местными интересами и государственными.
Евгений Азаркин, Екатеринбург

Я думаю, что государство нужно в первую очередь для того, чтобы обеспечивать безопасность граждан, потому что иначе будет «война всех против всех». В обмен на свою безопасность мы отдаем какие-то свои свободы. Хотя это очень философский вопрос – дилемма безопасность vsсвобода. И, конечно, кажется, что частная жизнь, как бы она ни была пропитана в том числе политикой, должна быть свободной, что должна быть свобода информации, свобода выбора партнера, рождения детей и перемещения. Но когда мы сталкиваемся, например, с терроризмом, то на какое-то время можно пожертвовать, например, свободой перемещения, а вот свободой доступа к информации – я думаю, что нет. Я бы не хотела, чтобы у меня ограничивали свободу информации. Наверное, это конспирологическая теория, но массой легче управлять, когда она не владеет информацией, а управляют элиты, люди, которые владеют ресурсами. Информация – это тоже ресурс, и я хочу располагать информацией о том, что происходит как в моем государстве, в котором я живу, так и в других, чтобы у меня была возможность, может быть, выбора – где мне лучше будет жить, какими свободами обладать, где мне будет жить безопаснее и комфортнее.
Юлия Ревина, Санкт-Петербург

Государство – не зачем, государство – почему. Это все равно как спрашивать, зачем нужен какой-то орган, зачем растут деревья, зачем существует какой-нибудь биологический вид – так сформировалось в результате развития общества, в результате эволюции. Государство – это продолжение развития общества. Куда государство должно заходить, куда не должно – зависит от устройства государства и от ваших идеалов. Я думаю, что государство должно делать только то, что не может делать рынок, что не могут сделать люди сами. Чем больше люди смогут самоорганизовываться, чем лучше они смогут друг с другом договариваться и уживаться без насилия, тем меньше будет нужно государство. Возможно, когда-нибудь в светлом будущем мы научимся обходиться без насилия и, соответственно, без государства.
Иван Дроботов, Москва

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх