Административная дееспособность

Вопрос 8. Административная правоспособность и дееспособность граждан

Индивидуальные и коллективные субъекты административного права.

Индивидуальными субъектами являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных организационных отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления.

К индивидуальным субъектам административного права относятся также государственный служащий или должностное лицо. Они осуществляют компетенцию государственных органов и имеют для этого соответствующие государственно-властные полномочия; выполняют действия и принимают решения от имени государственных органов (при этом они — индивидуальные субъекты права)1.

Коллективные субъекты административного права — это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами. В административно-правовых отношениях коллективные субъекты права действуют от своего имени; законы и иные нормативные правовые акты предоставляют им права и возлагают на них конкретные обязанности.

Административно-правовой статус человека и гражданина — это комплекс прав и обязанностей личности в административно-правовых отношениях. Такие отношения возникают у человека и гражданина при взаимодействии с другими субъектами административного права: органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами всех этих органов и организаций, судами.

Административно-правовой статус личности определяется прежде всего объемом и характером ее административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и административная дееспособность.

Административная правоспособность — это признаваемая за личностью возможность быть субъектом административного права, способность иметь права и обязанности административно-правового характера. Основные права и свободы человека принадлежат ему от рождения, но ряд прав, особенно в сфере управления, лицо может приобрести и позже. В то же время некоторые права прекращаются еще до его смерти.

Административная правоспособность в ряде случаев зависит от возраста, состояния здоровья, образования, других факторов и обстоятельств, так как в административно-правовой сфере приобретение прав и осуществление соответствующих обязанностей нередко немыслимо без определенного уровня умственного, физического и психического развития личности, наличия у нее необходимых знаний, жизненного и профессионального опыта, способности лица отдавать отчет в последствиях своих действий и др. Поэтому нет ничего особенного в том, что права человека могут быть ограничены до достижения им определенного возраста.

Конституция РФ допускает ограничение прав граждан в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55).

Существует еще немало людей, административная правоспособность которых отличается от основной массы граждан РФ, например субъекты административной опеки или лица, Субъекты административной опеки нуждаются в силу своей слабой социальной защищенности в специальной помощи государства, содействии при организации их труда и условий жизни, предоставлении им определенных льгот и привилегий. Эти граждане обладают большими правами, чем иные лица, их административно-правовой статус определяется не только общим статусом гражданина РФ, но и нормами, содержащимися в ряде законов и подзаконных актов, актов органов местного самоуправления.

Административная правоспособность личности не может быть отчуждаема или передаваема, ее объем и содержание определяется и изменяется с помощью норм административного права.

Административная дееспособность — это способность лица своими личными действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами.

В соответствии с Конституцией РФ гражданин может самостоятельно реализовывать в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60), а отдельные права в административно-правовой сфере — и в более раннем возрасте. Например, значительно раньше, чем в 18 лет, лицо может реализовывать свое право на образование, с 16 лет наступает ответственность за совершение административных правонарушений. Основаниями ограничения административной дееспособности личности служат критерии, установленные как общими нормами, касающимися прав и свобод граждан (что, безусловно, применимо и в административно-правовой сфере), так и специальными нормами,регулирующими конкретные административно-правовые отношения.

>Дееспособность в административном праве

Правоспособность

Административная правоспособностью — способность гражданина и закрепленная за ним законом фактическая возможность выступать субъектом административных правоотношений, владеть правами и нести обязанности, носящие административно-правовой характер. Правоспособность возникает после рождения гражданина, а прекращается только вместе с его смертью.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Административная правоспособность гражданина является неотчуждаемой и передаваемой. Ее объем может быть изменен только законом. Для отдельных категорий граждан правоспособность может быть времена ограничена в специально предусмотренных законом случаях (например, в случае совершения уголовного или административного правонарушения).
  • Административная правоспособность граждан может быть охарактеризована неразрывной связью между правами и обязанностями, сочетанием интересов каждого гражданина с интересами государства и других граждан.
  • У государственных органов управления правоспособность выражается в компетенции, которая им принадлежит. Административная правоспособность органов управления наступает с момента их образования.
  • Административная правоспособность гражданина составляет основу их административной дееспособности. Дееспособность является необходимым условием для приведения правоспособности в жизнь, а также реализации субъективных прав и обязанностей гражданина в административных правоотношениях.

Дееспособность

Определение 2

Административная дееспособность — это признанная за гражданином способность своими собственными действиями осуществить, приобрести или выполнить возложенные на него обязанности административно-правового характера.

По общему правилу все граждане Российской Федерации обладают одинаковой административной дееспособностью. Однако некоторые граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными по состоянию здоровья (психическая болезнь, слабоумие). Не являются субъектами административного права лица, совершившие проступок в состоянии невменяемости.

Дееспособность гражданина наступает с момента достижения им определенного возраста. В четырнадцать лет гражданин приобретает частичную дееспособность, а в восемнадцать лет становится полностью дееспособным.

Конкретный объем прав и обязанностей, входящих в дееспособность гражданина, определяется законом. Так, например, гражданин в возрасте шестнадцати лет вправе подавать в ЗАГС заявление о регистрации брака в случае, если данный гражданин эмансипирован.

В установленных законом случаях, субъективные права и обязанности, входящие в дееспособность гражданина, могут осуществляться другими лицам — законными представителями (к ним относятся родители, усыновители, опекуны и попечители и др.) или представителями.

В то же время существуют такие административные права и обязанности, которые приобретаются и реализовываться гражданами лично. К ним относятся:

  • право на участие в государственном управлении;
  • воинская обязанность.

Административная правоспособность

Административная правоспособность — это способность иметь права

и обязанности, закрепленные нормами административного права.

Частично она возникает с момента рождения (право на постановку в

очередь на получение жилой площади, на имя, на медицинскую помощь,

на бесплатное обеспечение лекарствами). Будучи в принципе равной,

административная правоспособность граждан не одинакова. Она зависит

от возраста, пола, состояния здоровья, образования, места

жительства, национальности и других демографических факторов. В

качестве примера можно назвать воинскую обязанность, способность

стать носителем которой зависит от пола, возраста, состояния

здоровья, гражданства и ряда иных факторов. О влиянии на

административную правоспособность даже такого признака, как

национальность лица, свидетельствуют нормы Федерального закона «О

гарантиях прав малочисленных народов в Российской Федерации»,

принятого в апреле 1999 г. В частности, в нем закреплено право лиц,

относящихся к малочисленным народам, на замену военной службы

альтернативной гражданской службой. Влияет на правоспособность

также рост лица. Лица, рост которых менее 150 см, не призываются на

военную службу, им не предоставляются права на управление

автобусами и т. д.

Сейчас, когда субъекты Федерации в соответствии со ст. 72

Конституции России активно осуществляют административное

правотворче-ство, административная правоспособность жителей разных

регионов имеет определенные различия.

Например, распоряжением мэра г. Москвы от 28 мая 1998 г.

установлено, что с 1 июня 1998 г. ежемесячно производится доплата к

пенсии в размере 100% минимальной пенсии по старости лилипутам,

получающим пенсию (независимо от ее вида) в органах социальной

защиты населения.

Таким образом, главные особенности административной

правоспособности следующие: она регулируется нормами

административного права, ее содержание состоит в регламентации

правовых способностей индивидов в отношениях с субъектами

государственной исполнительной власти, у конкретных лиц она

возникает с момента рождения, для разных лиц она неодинакова по

объему.

Административная дееспособность

Административная дееспособность — это способность лица своими

действиями осуществлять права, выполнять обязанности,

предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести

ответственность в соответствии с этими нормами.

Административная дееспособность граждан России возникает

позднее правоспособности, возраст ее наступления законом не

установлен. Хочется отметить, что раньше, чем какая-либо иная, у

гражданина возникает именно административная дееспособность. Ее

частичное появление и последующее увеличение связано с физическим и

интеллектуальным взрослением лица. Даже дошкольники могут

самостоятельно обратиться к врачу, реализовать право на жалобу, с

шести лет ребенок сам реализует право на образование. Комиссия по

делам несовершеннолетних вправе направить лицо, которому

исполнилось 11 лет, в специальную школу. С 16 лет наступает

административная деликтоспособность — способность нести

административную ответственность за свои действия.

В течение последнего десятилетия административная

правосубъектность индивидуальных субъектов непрерывно расширяется.

В ее регулировании повышается роль законов. За последние годы

федеральными законами гражданам предоставлено право на оружие, на

свободный выбор места жительства, выезда из России, учреждение

средств массовой информации и др. Значительно расширены права на

судебную защиту, на объединение, на свободу совести.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции «права и свободы человека и

гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той

мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного

строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других

лиц, обороны страны и безопасности государства».

Федеральными законами предусмотрены четыре группы

обстоятельств, при наличии которых правовой статус, прежде всего

административно-правовой статус индивидуального субъекта, может

быть ограничен:

— чрезвычайные обстоятельства (массовые беспорядки, стихийные

бедствия и др.);

— если это несовместимо с его общественно полезной

деятельностью (запрещение совместной службы родственников,

совмещения государственной службы с предпринимательской

деятельностью и т. д.);

— если без этого невозможно обеспечить государственную

безопасность (режим секретности, пограничный режим и др.);

— совершение неправомерных действий (лишение правонарушителей

водительских прав, ограничения на приобретение ими оружия и т. д.).

В первых трех случаях ограничения непосредственно

устанавливаются нормативными актами и касаются неопределенного

числа граждан, являются групповыми. А ограничения административно-

правового статуса в связи с неравномерными действиями носят

индивидуальный характер, персонифицированы, являются мерами

принуждения, их содержание определяется правоприменительным.и

актами.

Нередки случаи, когда ограничение прав правонарушителя не

является мерой принуждения, а представляет собой неблагоприятные

последствия правонарушения. Так, правонарушителю может быть

отказано в выдаче лицензии на оружие, заграничного паспорта.

6. Административная правоспособность и административная дееспособность

Административно-правовой статус личности определяется прежде всего объемом и характером ее административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и административная дееспособность.

Административная правоспособность — это признаваемая за личностью возможность быть субъектом административного права, способность иметь права и обязанности административно-правового характера. Основные права и свободы человека принадлежат ему от рождения, но ряд прав, особенно в сфере управления, лицо может приобрести и позже. В то же время некоторые права прекращаются еще до его смерти.

Административная правоспособность в ряде случаев зависит от возраста, состояния здоровья, образования, других факторов и обстоятельств, так как в административно-правовой сфере приобретение прав и осуществление соответствующих обязанностей нередко немыслимо без определенного уровня умственного, физического и психического развития личности, наличия у нее необходимых знаний, жизненного и профессионального опыта, способности лица отдавать отчет в последствиях своих действий и др. Поэтому нет ничего особенного в том, что права человека могут быть ограничены до достижения им определенного возраста.

Конституция РФ допускает ограничение прав граждан в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55).

Например, правом на медицинскую помощь, жилище, образование и т. д. обладают все лица, закон не оговаривает возрастных или иных критериев возникновения этих прав. А право быть избранным депутатом Государственной Думы Федерального Собрания возникает только у граждан РФ по достижении ими 21 года. Достаточно жесткие требования, причем и возрастного плана, предъявляются к лицам, претендующим на должности судей. Так, если судьей может быть назначен гражданин РФ, достигший 25 лет, с высшим юридическим образованием и стажем работы по юридической профессии не менее пяти лет, то судьей вышестоящего суда имеет право стать лишь гражданин, достигший 30 лет, Верховного Суда РФ — 35 лет с юридическим стажем не менее 10 лет, а Конституционного Суда РФ — 40 лет с соответствующим стажем работы не менее 15 лет. И наоборот, право занимать государственные должности государственной службы прекращается для большинства государственных служащих в 60 лет, а в 65 лет с учетом предусмотренного законом возможного продления службы — окончательно.

Право на службу в органах внутренних дел кроме общих требований, предъявляемых к государственным служащим, определяется физическими данными, отвечающими особым требованиям, и другими обстоятельствами, которые закреплены в нормах Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Существует еще немало людей, административная правоспособность которых отличается от основной массы граждан РФ, например субъекты административной опеки или лица, проживающие в пограничных зонах, закрытых городах, заповедных зонах и т. д. Субъекты административной опеки нуждаются в силу своей слабой социальной защищенности в специальной помощи государства, содействии при организации их труда и условий жизни, предоставлении им определенных льгот и привилегий. Эти граждане обладают большими правами, чем иные лица, их административно-правовой статус определяется не только общим статусом гражданина РФ, но и нормами, содержащимися в ряде законов и подзаконных актов, актов органов местного самоуправления. В пограничных зонах, закрытых городах, заповедных зонах, наоборот, устанавливаются особые правила въезда и пребывания людей, ограничиваются иные права и свободы проживающих там граждан.

Таким образом, будучи в принципе равной, в реальности административная правоспособность для различных людей неодинакова. Однако Конституция РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в административно-правовой сфере, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств.

Административная правоспособность личности не может быть отчуждаема или передаваема, ее объем и содержание определяется и изменяется с помощью норм административного права.

Административная правоспособность служит основой административной дееспособности личности, которая является условием реализации правоспособности, субъективных прав и обязанностей человека и гражданина в конкретных административно-правовых отношениях.

Административная дееспособность — это способность лица своими личными действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами.

В соответствии с Конституцией РФ гражданин может самостоятельно реализовывать в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60), а отдельные права в административно-правовой сфере — и в более раннем возрасте. Например, значительно раньше, чем в 18 лет, лицо может реализовывать свое право на образование, с 16 лет наступает ответственность за совершение административных правонарушений. Естественно, что те права, которые появляются у граждан позже, чем в 18 лет, осуществляются ими с момента их получения.

Основаниями ограничения административной дееспособности личности служат критерии, установленные как общими нормами, касающимися прав и свобод граждан (что, безусловно, применимо и в административно-правовой сфере), так и специальными нормами, регулирующими конкретные административно-правовые отношения. Пример первого случая: положение Конституции РФ, согласно которому не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными. Пример второго случая: норма Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», в соответствии с которой гражданин не может быть принят на государственную службу в случае признания его решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным.

На основе административной правоспособности лица, обладающие соответствующей административной дееспособностью, осуществляют субъективные права и обязанности, вступая при этом в конкретные административные правоотношения.

В случаях, установленных законом, субъективные права и обязанности реализуются лицами через своих законных представителей, которыми могут быть родители, усыновители, опекуны, попечители. Однако законодательством также предусмотрен ряд прав и обязанностей, которые могут приобретаться и осуществляться только лично гражданами без участия третьих лиц.

7.Административная деликтоспособность-умение субъекта адекватно оценивать производимые им действия и нести юридическую ответственность за них и наступившие последствия. Деликтом является проступок, который несет возмещение причиненного вреда, взыскиваемый в пользу пострадавших лиц. Наступление деликтоспособности, как и дееспособности, напрямую связано с возрастом лица. Так, в гражданском праве субъект подвергается ответственности с полного 18-летия, а лицо в возрастном промежутке от 14 до 18 лет несет ответственность только в особых ситуациях, которые предусмотрены законом. По законодательству РФ для физического лица полноценная административная деликтоспособность наступает с 16-летнего возраста, как и общая ответственность. Для юридических лиц и организаций она начинается с момента утверждения гос. органами или начала регистрации лица, занимающегося предпринимательством. Ее объем может быть измерен уставными истинами, положениями организации и определенным законодательством. Иногда для полной деликтоспособности необходимо получение разрешения или лицензирования определенного вида деятельности.

Общая и специальная административная правосубъектность

Признание лица субъектом административного права и административно-правовых отношений устанавливает строго определенные критерии оценки всех субъектов административного права с позиции возможности иметь им специальные права и нести предусмотренные законом обязанности. Такие критерии представляются в виде двух самостоятельных взаимосвязанных элементов: административной правоспособности и дееспособности, в совокупности называемых «правосубъектность».

Административная правоспособность — это способность иметь, или приобретать определенные права в сфере государственного управления, закрепленные в нормах административного права. У физических лиц такая способность возникает с момента рождения и прекращается лишь смертью (например, право на регистрацию в органах ЗАГСа, право на имя, фамилию, получение гражданства, право на получение пенсии и др.). Административная правоспособность у разных категорий физических лиц не одинакова и зависит от различных индивидуальных особенностей: от наличия гражданства, от возраста, от медицинских характеристик, от пола, национальности, образования и других характерных признаков, присущих каждому конкретному лицу. В качестве примера, не каждое физическое лицо имеет право поступления на государственную правоохранительную или гражданскую службу, но только тот, кто обладает определенными критериями, такими как: наличие российского гражданства, соответствие медицинским показаниям удовлетворительного состояние здоровья, отсутствие судимости и положительные субъективные характеристики, наличие определенного образования и др..

На административную правоспособность могут влиять даже такие критерии, как национальность или народность лица. Свидетельством тому являются нормы Федерального закона «О гарантиях прав малочисленных народов в Российской Федерации», принятого в апреле 1999 г. в котором закреплено право лиц, относящихся к малочисленным народам, на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Влияет на административную правоспособность даже телосложение и рост физического лица. Физические лица, рост которых составляет менее 150 см, на военную и правоохранительную службу не принимаются, так как для обеспечения служебной деятельности на этих видах государственной службы иногда требуется применение физической силы.


Для многих субъектов административного права государство устанавливает определенные льготы. Например, для лиц, признанных заключением медицинской комиссии инвалидами, законодательством РФ для нетрудоспособных лиц предусмотрены обязательные выплаты по инвалидности, дополнительные денежные надбавки к пенсиям, а так же жилищные, трудовые и иные социальные льготы.

Исходя из сказанного, следует вывод о том, что в нормах административного права нет, и не может быть абсолютного равенства правоспособности различных категорий физических и юридических лиц, их правоспособность определяется в каждом конкретном случае исходя из многих специфических природных, либо приобретенных особенностей каждого конкретного субъекта.

У юридических лиц административная правоспособность возникает с момента их регистрации и внесения в единый государственный реестр учета юридических лиц (ЕГРЮЛ) в Федеральной налоговой службе РФ. Прекращается правоспособность юридических лиц с момента исключения записи о них из ЕГРЮЛ. Следует помнить, что у юридических лиц правоспособность и дееспособность возникает и прекращается одновременно.

Административная дееспособность — это способность лица своими действиями приобретать определенные законом права и выполнять соответствующие им обязанности предусмотренные нормами административного права, иначе говоря, нести определенное правовое бремя.

Если административная правоспособность возникает у физических лиц с момента рождения, то дееспособность у них появляется значительно позже, точный возраст ее наступления законодательством, по известным причинам, не установлен, так как наступление дееспособности зависит от определенных обстоятельств, возникающих в процессе различных административных правоотношений.

Появление административной дееспособности и ее объем у физических лиц связаны с многими субъективными критериями: возрастными, физическими, интеллектуальными, медицинскими и др..

В частности, для граждан Российской Федерации, частичная административная дееспособность может наступать с 14 летнего возраста (право и обязанность получения гражданского паспорта). С 16 лет наступает административная деликтоспособность — способность нести административную ответственность за свои действия. Но и эта дееспособность еще далеко не является полной, т.к. административная ответственность для лиц, в возрасте от 16 до 18 лет носит ограниченный характер. Так, например, к лицам от 16 до 18 лет не может быть применена такая мера административного наказания, как административный арест, потому эти лица отнесены к специальным субъектам административного права. К специальным субъектам так же относятся беременные женщины, женщины, имеющие малолетних детей в возрасте до 14 лет, инвалиды 1-й и 2-й групп, к которым по соображениям гуманности так же не применяются административные наказания в виде административного ареста, а так же не применяются некоторые меры административного пресечения, связанные с применением специальных средств (физической силы, электрошоковых устройств, резиновых палок, средств газораспыления, наручников).

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства».

Федеральными законами предусмотрены четыре группы обстоятельств, при наличии которых правовой статус, прежде всего, административно-правовой статус индивидуального субъекта, может быть ограничен:

— чрезвычайные обстоятельства (массовые беспорядки, стихийные бедствия и др.);

— если это несовместимо с его общественно полезной деятельностью (запрещение совместной службы родственников, совмещения государственной службы с предпринимательской деятельностью и т. д.);

— если без этого невозможно обеспечить государственную безопасность (режим секретности, пограничный режим и др.);

— совершение неправомерных действий (лишение правонарушителей водительских прав, ограничения на приобретение ими оружия и т. д.).

В первых трех случаях ограничения непосредственно устанавливаются нормативными актами и касаются неопределенного числа граждан, являются групповыми. Ограничения же административно-правового статуса в связи с неправомерными действиями носят индивидуальный, персонифицированный характер и являются мерами принуждения, а их содержание определяется правоприменительными актами.

В условиях демократического развития государства административная правосубъектность находится в постоянном движении, в одном случае она сокращается, например, в сфере реализации политических прав (в значительной мере урезаны политические права Российских граждан: право на выборы судей, губернаторов, мэров, депутатов, президентов; право на объективное рассмотрение письменных обращений граждан в органах государственной власти и др.), в других случаях административная дееспособность может расширяться. В частности, за последние годы федеральными законами гражданам предоставлено право на оружие, на свободный выбор места жительства, на свободу совести, на выезд из РФ и др.. Такое же положение с административной правосубъектностью распространяется и на иностранных граждан, для которых административным законодательством то вводятся, то отменяются определенные требования. В частности это относится к возможности иностранных граждан служить по контракту в вооруженных силах России. Устанавливаются определенные критерии требовательности к правосубъектности и для трудовых мигрантов: знание русского языка, законодательства России, истории и культуры России и др.

Административная правосубъектность предполагает такие качества физических и юридических лиц, которые в соответствии с действующим законодательством дают им право быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений.

Административная правоспособность есть установленная и охраняемая административно-правовыми нормами возможность того или иного субъекта приобретать своими активными действиями административные права и быть носителями определенных правовых обязанностей и нести юридическую ответственность за их неисполнение.

Административная дееспособность является выражением практической способности данного субъекта реализовать свою административную правоспособность в конкретных административно-правовых отношениях (включая и деликтоспособность). Именно потому, такие понятия как «субъект административного права» и «субъект административно-правового отношения» не являются равнозначными. Всякий субъект административно-правового отношения обязательно является и субъектом административного права, но не всякий субъект административного права будет являться субъектом административно-правового отношения.

Так, для органов исполнительной власти, должностных лиц, являющихся государственными служащими, административная правоспособность и дееспособность наступают одновременно, т.е. с момента законодательного учреждения органа, либо с момента объявления приказа вышестоящего руководителя о назначении на государственную должность по государственной службе гражданина РФ.

В некоторых других случаях административная правоспособность и дееспособность не совпадают. В частности мы уже знаем, что административная правоспособность граждан возникает с момента рождения, а административная дееспособность, связанная с административной ответственностью наступает только по достижении 16-летнего возраста.

Следует учитывать, что для органов исполнительной власти административная дееспособность является основным средством реализации их административной правоспособности. Соответственно участие в административно-правовых отношениях — их прямая юридическая обязанность.

Административная правосубъектность: особенности административной правоспосоности и дееспособности.

Административная правосубъектность граждан складывается из трех составляющих: административной правоспособности, административной дееспособности и административной деликатоспособности. Административная правоспособность — это способность иметь административные права и нести административные обязанности. В отличие от гражданской правоспособности административная правоспособность не имеет единых критериев определения ее объема исходя из возраста гражданина. Объем административной правоспособности гражданина изменяется в течение всей его жизни в соответствии с законодательством. Изменение правоспособности происходит как в связи с действиями самого гражданина, так и в связи с действиями других лиц, а также в связи с наступлением определенных в законе событий.

Из-за отсутствия в законодательстве общих критериев административной правоспособности она определяется особо применительно к каждому виду административных правоотношений и может зависеть от самых различных обстоятельств.

Административная дееспособность — это способность своими собственными действиями осуществлять административные права и исполнять административные обязанности. Административная дееспособность, как и административная правоспособность, определяется применительно к отдельным видам административных правоотношений. Объем административной дееспособности устанавливается в законодательстве, может зависеть от возраста и вменяемости гражданина, но в любом случае не может быть больше объема административной правоспособности гражданина.

Например, право на обращение в органы государственной власти (кроме суда) и органы местного самоуправления граждане могут самостоятельно реализовать независимо от возраста. Право гражданина на обращение в суд может быть реализовано гражданином самостоятельно по достижении возраста 18 лет, а по достижении возраста 14 лет — по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и публичных правоотношений.

Как правило, административная дееспособность возникает одновременно с административной правоспособностью.

Административная деликтоспособность — это способность нести административную ответственность. Административная деликтоспособность не должна смешиваться с административной дееспособностью, поскольку в данном случае имеет место не исполнение обязанности или воздержание от нарушения запрета, а претерпевание негативных последствий ранее совершенного противоправного поведения.

Административная деликтоспособность – способность нести административную ответственность за совершенные административные правонарушения. Административная деликтоспособность возникает для физического лица с достижением 16 лет, прекращается смертью и отсутствует при невменяемости.

Общая и специальная правосубъектность.

Кроме общей правоспособности и дееспособности существуют специальная правоспособность и специальная дееспособность.

Специальная правоспособность и специальная дееспособность возникают и прекращаются одновременно.

Правосубъектность состоит из дееспособности, правоспособности, деликтоспособности.

Общая административная правосубъектность – возможность иметь и своими действиями реализовывать только те права и обязанности, для приобретения и осуществления которых нужно только достичь определенного возраста и изъявить желания. В общую также включается возможность лица быть субъектом административной ответственности. Общая административная правосубъектность делится на: общая административная правоспособность, общая административная дееспособность и административная деликтоспособность.

1. Общая административная правоспособность возникает с момента рождения и прекращается с момента смерти;

представляет способность лица иметь те права и обязанности, для осуществления которых необходимо достижения возраста и волеизъявления.

2. Общая административная дееспособность – возможность своими действиями реализовывать права и обязанности, которыми лицо обладает в силу наличия у него общей административной правоспособности;

В отличие от ГП в АП момент возникновения и этапы ее развития не закреплены.

С 18 лет наступает полная общая административная дееспособность.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх