Административная ответственность в предпринимательской деятельности

ТЕМА 10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

10.1. Сущность ответственности предпринимателей

Ответственность предпринимателей — это обязанность и необхо­димость совершить определенные действия, направленные на вос­становление неисполненных установленных (договоренных) обязан­ностей (обязательств), нарушений прав хозяйствующих субъектов, клиентов, работников, государства. Соответственно, хозяйствующие партнеры, государственные органы несут ответственность перед пред­принимателями при невыполнении договорных обязательств, при­нятии решений, нарушающих права предпринимателей.

Ответственность возникает из-за невыполнения установленных законами обязанностей и обязательств при неисполнении или нена­длежащем исполнении договоров, а именно за:

1) неисполнение обязательств перед бюджетом;

2) нарушение таможенных правил;

3) качество и безопасность товаров (работ, услуг);

4) нарушение правил постановки на учет и ведения денежной наличности;

5) правонарушения в области строительства;

6) нарушение законодательства об уплате обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды.

10.2. Виды ответственности предпринимателей

Совершая противоправные деяния, предприниматель несет сле­дующие виды ответственности:

1) уголовную;

2) административную;

3) налоговую;

4) гражданско-правовую;

5) дисциплинарную;

6) материальную.

Уголовная ответственность — это вид юридической ответствен­ности, заключающийся в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодек­сом РФ. Лицо подлежит ответственности только за те общественно опасные действия и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Уголовная ответствен­ность начинается с момента вступления в силу обвинительного при­говора, а полностью реализуется в отбытии наказания, назначенного судом.

Основанием уголовной ответственности предпринимателей явля­ется совершение действия, содержащего все признаки состава преступ­ления, предусмотренного УК РФ, в первую очередь в гл. 22 «Преступле­ния в сфере экономической деятельности». Виновным в преступлении признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Видами уголовного оказания за противоправ­ные действия при осуществлении предпринимательской деятельности являются: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; конфискация имущества; ограничение сво­боды; арест; лишение свободы на определенный срок.

Административная ответственность — это вид юридической ответ­ственности граждан, должностных, юридических лиц за совершенное административное правонарушение. Порядок и основания привле­чения к административной ответственности регулируются Кодексом РФ об административных нарушениях и другими правовыми актами. Административным правонарушением признается посягающее на госу­дарственный или общественный порядок, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное действие, за которое законодательством предусмотрена администра­тивная ответственность.

Административная ответственность за правонарушение наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности. За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственно объектом административного правонарушения;

4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственно объектом административного правонарушения;

5) исправительные работы;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Феде­рации иностранного лица или лица без гражданства;

8) лишение специального права (права торговли, права охоты).
К должностным лицам могут быть применены только два вида ответственности:

1) предупреждение;

2) штраф.

Налоговая ответственность — это вид юридической ответствен­ности физических и юридических лиц за налоговые правонарушения. Налоговое правонарушение — совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое установлена ответственность Налоговым кодексом РФ. К налоговым правонарушениям в соответствии с НК РФ относятся:

1) нарушен ие срока постановки на учет в налоговом органе, укло­нение от такового;

2) административное выдворение за пределы Российской Феде­рации иностранного лица или лица без гражданства;

3) нарушение срока представления сведений об открытии и за­крытии счета в банке;

4)незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение;

5) нарушение правил составления и срока представления налого­вой декларации или иных документов;

6) непредставление налоговому органу сведений о налогоплатель­щике, документов;

7) грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

8) неуплата или неполная уплата сумм налога;

9) невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов.

Налоговая ответственность за правонарушение физического лица наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности. Распространяется на всех налогопла­тельщиков независимо от форм собственности, организационно-пра­вовых форм. Имеет исключительно имущественный характер, так как состоит в применении к нарушителю специальных финансовых санкций — штрафов.

Смягчающими ответственность признаются следу­ющие обстоятельства:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или при­нуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависи­мости;

3) иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими.

Обстоятельством, отягощающим ответственность, признается со­вершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового право­нарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года. Это положение не действует при совершении следующих налоговых правонарушений: грубое нару­шение правил учета доходов и расходов и объемов налогообложения, недоплата или неполная уплата сумм налога.

Формами ответственности за совершение налоговых правонару­шений являются административная и уголовная ответственности. Мерой ответственности являются налоговые санкции, которые уста­навливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в установленном законодательством размере. При наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств установленный размер санкции подлежит уменьшению не менее чем в 2 раза, а при наличии обстоя­тельств, отягчающих ответственность, установленный размер санкции (штрафа) увеличивается на 100%. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскивают­ся за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой. Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке, при этом налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее б месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Гражданско-правовая ответственность — это система мер имущественного характера, принудительно применяемых к нарушителям i ражданских прав и обязанностей с целью восстановить положение, существовавшее до правонарушения. Система мер гражданско-пра-новой ответственности включает в себя два вида: возмещение убытков (компенсация морального вреда) и санкции. Особой мерой граждан­ско-правовой ответственности является ответственность за неиспол­нение денежного обязательства.

Одним из видов гражданско-правовой ответственности является субсидиарная ответственность, предполагающая дополнительную ответственность лиц, которые наряду с должником отвечают перед кредитором за надлежащее исполнение обязательства. Субсидиарную ответственность несут:

1) члены полного товарищества по обязательствам товарищества;

2) члены потребительского кооператива по его обязательствам;

3) собственник имущества, закрепленного за учреждением, по обязательствам учреждения при недостаточности имущества;

4) в случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества.

Дисциплинарная ответственность – это санкция, которая применя­ется администрацией предприятия к работнику, в виде дисциплинар­ного взыскания за дисциплинарный проступок. Под дисциплинарным проступком понимается противоправное виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение работником своих трудовых обязанностей. Дисциплинарная ответственность может наступить за:

1) отсутствие работника без уважительной причины на работе в пределах 3 часов в течение рабочего дня;

2) отказ работника без уважительных причин от выполнения тру­довых обязанностей;

3) отказ или уклонение без уважительных причин работников некоторых профессий от медицинского освидетельствования.

Дисциплинарная ответственность существует в двух видах:

1) общая, предусмотренная Трудовым кодексом РФ;

2) специальная, возлагающаяся на работников в соответствии с уставами и положениями о дисциплине.

Меры взыскания при общей дисциплинарной ответственности:

• замечание;

• выговор;

• строгий выговор;

• увольнение.

Материальная ответственность — это обязанность работника воз­местить в установленном порядке и в определенных размерах имуще­ственный ущерб, причиненный по его вине предприятию в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей. Во­просы материальной ответственности регулируются Кодексом законов о труде РФ (КЗоТ РФ) и рядом других нормативных актов.

Трудовое законодательство предусматривает следующие виды ма­териальной ответственности:

1) полная;

2) ограниченная.

10.3. Органы, рассматривающие споры предпринимателей

Защита прав предпринимателей в основном осуществляется арбит­ражным судом, а в отдельных случаях — судом. В суде рассматриваются дела, если хотя бы одной из сторон является гражданин, не имеющий юридического статуса предпринимателя.

Арбитражный суд рассматривает споры предпринимателей между собой, возникающие, в частности, в связи с неисполнением или не­надлежащим исполнением договорных обязательств, а также споры в сфере управления. К числу таковых в первую очередь относятся возбуждаемые по инициативе предпринимателей споры о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных органов, адресованные конкретным лицам или группе лиц, не соот­ветствующих законодательству и нарушающих охраняемые законом права и интересы предпринимателей (организаций и граждан), а также о возмещении убытков, причиненных такими актами; об обжаловании отказа о государственной регистрации; о взыскании штрафовантимо-нопольными, налоговыми и другими контролирующими органами, если законодательством не предусмотрено списание ими денежных, средств в бесспорном порядке; споры о возврате из бюджета неоснова­тельно списанных денежных средств в виде экономических санкций; споры по условию контрактов о принятии заказов на поставку для государственных нужд.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое ответственность предпринимателя?

2. За какие противоправные деяния предприниматель несет ответ­ственность?

3. Виды ответственности предпринимателей.

4. Сущность уголовной ответственности.

5. Виды налоговой ответственности.

6. Каковы взыскания за административное правонарушение?

7. Сущность дисциплинарной ответственности.

8. Виды материальных взысканий.

9. Где рассматриваются предпринимательские споры?

10. Какими способами можно обеспечить исполнение предпринима­телями своих обязательств?

Общие основания административной ответственности юридических лиц и предпринимателей

Российская Федерация далеко не первое государство, где широко применяется институт административной ответственности юридических лиц и предпринимателей (в тех странах, где разделяется статус юридических лиц и лиц, занимающихся бизнесом персонально). В Европе нет ни одного государства, в котором бы в повседневной правоприменительной практике не подтверждалась значимость и эффективность данного института. Закономерно поэтому, что и КоАП РФ проявляет к нему повышенное внимание, признавая юридических лиц и предпринимателей субъектами значительного количества административных правонарушений, связанных с несоблюдением установленных правил в области промышленности и энергетики, связи и информации, предпринимательской деятельности, антимонопольного законодательства, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела, транспорта, экологии и многих других.

Правовой статус юридического лица в административно-деликтных отношениях имеет существенные особенности, наличие которых обусловило выделение в КоАП РФ ряда специальных норм, характеризующих специфику административной ответственности этой группы субъектов. Укажем на некоторые черты этой специфики.

1. В основе понятия юридического лица как субъекта административного правонарушения лежит гражданско-правовое определение данной правовой категории, сформулированное в ГК РФ (статьи 48 и 51 ГК РФ). Обязательным признаком юридического лица в таких отношениях является наличие у него гражданской правосубъектности. Из этого следует два важных вывода.

Во-первых, не любая организация, обладающая гражданской правосубъектностью, может быть субъектом административной ответственности. В частности, не являются таковыми общественные объединения, не зарегистрированные в качестве юридического лица (например, религиозные группы), международные организации, их филиалы и представительства, работающие на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства российских юридических лиц.

Во-вторых, административная ответственность юридических лиц распространяется не только на хозяйствующих субъектов, но и на субъектов публичного права, имеющих статус юридического лица.

Речь идет о различных публично-правовых образованиях, главным предназначением которых является не участие в гражданском обороте и не осуществление предпринимательской деятельности, а решение задач общественного характера либо путем различных форм общественной самодеятельности, либо путем реализации властных полномочий публичного управления.

Можно выделить две группы таких субъектов:

•организации, которые упоминаются в качестве юридических лиц в ГК РФ;

•организации, которые в качестве юридических лиц в ГК РФ не упоминаются и приобретают данный статус на основании иных нормативных правовых актов.

К первой группе можно отнести некоторые общественные объединения и учреждения, в том числе профсоюзы, политические партии, государственные и муниципальные учреждения: образовательные учреждения культуры, здравоохранения, научно-исследовательские институты, государственные университеты и т.п.

Во вторую группу входят, в частности, федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы (за исключением Правительства РФ, которое в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» не имеет статуса юридического лица); иные государственные органы, например Счетная палата, Центральная избирательная комиссия, а также представительные и исполнительные органы субъектов РФ, такие же органы местного самоуправления (подробнее см.: «Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях» (Панкова О.В., под ред. О.А. Егоровой, «Статут», 2014)).

Кроме того, в качестве юридических лиц публичного права следует рассматривать саморегулируемые организации, осуществляющие государственные функции по оказанию государственных услуг.

2. Юридические лица подлежат административной ответственности только тогда, когда это предусмотрено статьями Особенной части КоАП РФ или законами субъектов РФ (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ). Это универсальное правило исключений попросту не знает.

3. В случае если в санкции статьи, устанавливающей административную ответственность, прямо не указано, что она применяется только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу (ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ).

4. Из десяти видов административных наказаний, предусмотренных ст. 3.2 КоАП РФ, к юридическим лицам могут применяться только четыре: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности.

Наиболее распространенными из них являются административный штраф и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Объявление устного замечания в порядке ст. 2.9 КоАП РФ к числу административных наказаний не относится.

При этом размер административного штрафа, исчисляемого в твердом рублевом эквиваленте, по общему правилу не может превышать 1 млн. руб. Однако за отдельные составы нарушений такой штраф установлен в значительно большем размере и может достигать десятков миллионов рублей. Как видим, введенные в законодательство об административных правонарушениях штрафные санкции для юридических лиц являются значительными по размеру и способны существенным образом влиять на их социально-экономическое положение. Очевидно, что подобное наказание объективно направлено на осуществление не только предупредительной, но и карательной функции, и в этом качестве оно вполне сопоставимо с уголовно-правовыми штрафами.

5. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.10 КоАП РФ), при том, что за отдельные виды административных правонарушений для юридических лиц предусматриваются более высокие по размеру санкции по сравнению с санкциями для физических лиц.

По мнению Конституционного Суда РФ, такое правовое регулирование, будучи обусловленным спецификой юридических лиц, на которых, как на участников хозяйственного оборота возлагаются и риски, сопутствующие осуществляемой ими деятельности, а также тем обстоятельством, что в отличие от физических лиц они не признаются действующим законодательством субъектами уголовной ответственности, является конституционно допустимым (Постановления Конституционного Суда РФ от 27 апреля 2001 г. № 7-П и от 26 ноября 2012 г. № 28-П).

Это правило многие авторы объясняют принципом справедливости, согласно которому каждое лицо несет ответственность за деяние в соответствии со степенью его вины. Однако у большинства правоприменителей и лиц, привлекаемых к административной ответственности, оно просто не укладывается в голове: почему за одно и то же правонарушение должны отвечать и юридическое лицо, и лицо физическое? Почему в этом случае законодатель по сути ввел принцип двойной ответственности за одно правонарушение (в административных протоколах составы правонарушений для юридических лиц и для должностных лиц часто формулируются словно «под копирку»). Такой подход особенно болезненно воспринимается владельцами небольшого бизнеса, для которых юридическое лицо – это, по существу, они сами, их дело, их жизнь. Критично относится к подобной практике и автор публикации. Полагаю, что рано или поздно нас ждут здесь принципиальные уточнения и разъяснения, например, по вопросу о том, что должностное лицо не может отвечать за то же самое правонарушение, состав правонарушения для него должен формулироваться иначе и быть специально предусмотрен КоАП РФ.

Положение ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ разъяснено в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. №5), в котором говорится о необходимости установления виновности как должностного, так и юридического лица в совершении административного правонарушения, за которое они могут быть привлечены к административной ответственности по одной и той же статье Особенной части Кодекса. Тем самым обращено дополнительно внимание на то, что в названной норме речь идет не о любых физических лицах, не имеющих никакого отношения к юридическому лицу, а о его должностных лицах.

В силу ч. 3 ст. 2.10 КоАП РФ возможность одновременного привлечения к административной ответственности за одно и то же правонарушение юридического лица и его должностного лица не исключается и в том случае, когда противоправное деяние выразилось в невыполнении требований индивидуального правового акта, адресованного как юридическому лицу, так и его должностному лицу (например, предписания контрольно-надзорных органов).

6. Признаки вины юридического лица, закрепленные в ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ, значительно отличаются от признаков вины физического лица.

Дело в том что сама субъектная категория юридического лица весьма специфична и представляет собой особую правовую конструкцию, которая не обладает ни психикой, ни волей, ни сознанием. Поэтому и традиционная трактовка вины как психического отношения лица к совершаемому им противоправному деянию и его последствиям здесь не подходит. Эти сформулированные законодателем признаки необходимо учитывать при привлечении юридических лиц к административной ответственности.

7. Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, совершившие административное правонарушение в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, при привлечении их к административной ответственности приравниваются к должностным лицам (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Строго говоря, должностными лицами индивидуальные предприниматели не являются, они лишь несут административную ответственность как должностные лица. Обращая внимание на оговорку, сделанную в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, необходимо отметить, что положения об административной ответственности должностных лиц распространяются на них лишь в том случае, если федеральным законом не установлено иное.

Примечательно, что большинство статей главы 14 КоАП РФ, посвященной административным правонарушениям в области предпринимательской деятельности, также предусматривают ответственность только для должностных и юридических лиц. И лишь некоторые из более чем 60 составов правонарушений в данной области содержат санкции специально для индивидуальных предпринимателей (например, ст. ст. 14.1.2, 14.1.3, 14.25, 14.46.1). При этом размер применяемого к ним административного штрафа значительно превышает размер штрафа за аналогичное правонарушение, совершенное гражданами, не имеющими статуса индивидуального предпринимателя.

Малозначительность административных правонарушений

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ, учитываются при назначении административного наказания.

В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. №5 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Заметим, что в соответствии с п. 8. (Обзора судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016) административное правонарушение, состав которого предусмотрен статьей 19.29 КоАП РФ (привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции»), ввиду особой значимости охраняемых законом общественных отношений, выступающих объектом посягательства этого административного правонарушения, не может быть признано малозначительным.

Очевидно, что судебной практикой будут наработаны подходы и по другим составам административных правонарушений, где будет нельзя применять малозначительность.

Применять малозначительность может как орган, рассматривающий вопрос о привлечении к административной ответственности, так и суд (когда он сам выступает как такой орган, и когда суд рассматривает вопрос в порядке обжалования решения такого органа).

При малозначительности совершенного административного правонарушения лицо, совершившее административное правонарушение, административному наказанию не подвергается.

Таким образом, не будет являться обстоятельством, отягчающим административную ответственность, совершение повторного административного правонарушения в случае, когда за первое административное правонарушение лицу, привлекавшемуся к административной ответственности, было объявлено устное замечание в порядке ст. 2.9 КоАП РФ.

Личная практика автора статьи показывает, что применение государственными органами и судами малозначительности происходит только тогда, когда просьба об этом:

•следует по делам, где не отрицается сам факт административного правонарушения, но внимание органа правоприменения акцентируется на его малозначительности;

•подробно мотивирована с приведением аргументов и соответствующих доказательств;

•проиллюстрирована похожей судебной практикой, особенно – местной;

•подкреплена ссылками на отсутствие вредных последствий, на формальный характер нарушения.

Продолжение в следующем номере

МИХАИЛ СЛЕПЦОВ, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «СЛЕПЦОВ И ПРТНЕРЫ», кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации

Facebook Мой мир Вконтакте Одноклассники Google+

Административная ответственность участников отношений в сфере предпринимательства установлена за совершение ими административного правонарушения при осуществлении предпринимательской деятельности. Под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Она возникает при невыполнении законных обязанностей, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

К основным особенностям административной ответственности можно отнести то, что:

административные наказания налагаются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц;

административные наказания налагаются не в порядке подчиненности по службе;

факт наложения административного наказания не влечет судимости или увольнения с работы (но имеет иные юридические последствия);

законодательством предусмотрен упрощенный (внесудебный) порядок наложения административных наказаний;

порядок привлечения к административной ответственности регламентируется нормами административного права.

Административные правонарушения всегда имеют конкретно сформулированный состав, который содержится в КоАП РФ либо в законах субъектов РФ.

К видам административных правонарушений, которые непосредственно связаны с предпринимательской деятельностью, в первую очередь относятся:

осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии);

незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена;

нарушение законодательства о рекламе;

продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества; с нарушением санитарных правил; при отсутствии установленной информации; без применения контрольно-кассовых машин;

нарушение порядка ценообразования;

обман потребителей или нарушение их иных прав;

ограничение свободы торговли;

незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров;

незаконное получение кредита;

фиктивное или преднамеренное банкротство, неправомерные действия при банкротстве;

воспрепятствование должностными лицами кредитной организации осуществлению функций временной администрации;

нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров;

нарушение установленного порядка учета и правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта; использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

нарушение законодательства об экспортном контроле;

ненадлежащее управление юридическим лицом;

совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий;

осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом;

нарушение законодательства о товарных биржах и биржевой торговле;

нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Статьями 15.3—15.9 и 15.11 КоАП РФ предусмотрена ответственность за следующие административные правонарушения в области налогов и сборов:

нарушение установленного срока подачи налогоплательщиком заявления о постановке на учет в налоговом органе;

нарушение налогоплательщиком установленного срока предоставления в налоговый орган информации об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации;

нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета;

непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

нарушение порядка открытия счета налогоплательщику;

нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса);

неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

Субъектами ответственности в данных случаях являются должностные лица организаций.

Наряду с вышеуказанными составами правонарушений, установленными КоАП РФ, налоговые санкции предусмотрены за:

ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе;

неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия);

неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом;

несоблюдение установленного НК РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест;

неявку либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля;

неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дачу заведомо ложных показаний;

отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки;

дачу экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода;

непредставление банком по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или индивидуальных предпринимателей в установленный срок.

КоАП РФ предусматривает административную ответственность также за:

нарушения трудового законодательства, включая законодательство о социальном партнерстве, разрешении коллективных трудовых споров и об охране труда;

нарушения правил привлечения и использования иностранной рабочей силы в России, а также незаконную деятельность по трудоустройству российских граждан за границей;

правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную безопасность;

нарушения земельного, водного, экологического законодательства;

нарушения законодательства об интеллектуальной собственности;

нарушения законодательства об охране объектов культурного наследия;

правонарушения в промышленности, строительстве, энергетике, сельском хозяйстве, в области связи и информации, на транспорте;

правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг;

нарушения таможенных правил;

правонарушения, посягающие на институты государственной власти;

нарушения антимонопольного законодательства;

нарушения обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений;

нарушения правил государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним, транспортных средств, механизмов и установок;

нарушения требований пожарной безопасности;

незаконную частную детективную или охранную деятельность.

Для предпринимателей основной и самой распространенной мерой административной ответственности является административный штраф.

1. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной:

1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо, сумме валютной выручки, не проданной
в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа;

3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель
не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

2.Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.

3.Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на ?дета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости.

4.Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо
за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

5. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет
в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.Административный штраф не может применяться к сержантам,
старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Иными административными наказаниями, предусмотренными КоАП РФ за вышеуказанные правонарушения, являются: предупреждение; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права; административный арест; дисквалификация.

Предупреждение выражается в официальном порицании правонарушителя и выносится в письменной форме.

Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения являются их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.

При конфискации не изъятые из оборота вещи, которые стали орудием совершения или предметом административного правонарушения, принудительно и безвозмездно обращаются в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ.

За грубое или систематическое нарушение порядка пользования специальным правом физическое лицо, совершившее административное правонарушение, может быть судом лишено этого права.

Административный арест представляет собой содержание нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается по общему правилу на срок до 15 суток.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица на срок от шести месяцев до трех лет права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов и представительств, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий и сооружений. Данное наказание может устанавливаться на срок до 90-то суток по постановлению суда.

Административные наказания могут быть наложены только уполномоченными на то органами (должностными лицами). Они именуются субъектами административной юрисдикции. Помимо органов административной юрисдикции, указанных в КоАП РФ, такие органы могут быть установлены и соответствующими законами субъектов РФ.

После принятия КоАП РФ значительно возросла роль и существенно расширились полномочия суда как органа административной юрисдикции. Применение административных наказаний, кроме предупреждения и административного штрафа, отнесено к исключительной компетенции суда.

Предыдущие материалы: Следующие материалы:

  • Уголовная ответственность за нарушения в сфере хозяйственной предпринимательской) деятельности
  • Понятие и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности
  • Понятие предпринимательского права
  • Предмет и метод предпринимаетльского права:
  • Принципы предпринимаетльского права

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх