Административная ответственность за незаконное вознаграждение

30 июня 2020

Статьей 291 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за дачу взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника.
Ст. 204 УК РФ установлена ответственность за незаконные передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением Вместе с тем, ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс) установлена ответственность за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.
Каково же соотношение указанных норм закона?
Ответ на этот вопрос необходимо искать в характеристике составов перечисленных правонарушений.
Так, объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ выражается в действии — передаче должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника предмета взятки: 1) за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 204 (ч. 1,2) УК РФ выражается в незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.
Таким образом, отличие дачи взятки и коммерческого подкупа заключаются в лице, которому передается незаконное вознаграждение: это должностное лицо (при даче взятки), либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (при коммерческом подкупе).
Составы указанных преступлений являются формальными. Преступление окончено с момента принятия вышеуказанными лицами хотя бы части передаваемых имущественных благ. В случае, когда лицо отказалось принять взятку (коммерческий подкуп), в действиях виновного лица присутствует состав покушения на дачу взятки (коммерческий подкуп). Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на дачу взятки (коммерческий подкуп) одно лишь высказанное лицом намерение дать взятку (коммерческий подкуп), если никаких конкретных действий для реализации этого намерения не предпринималось.
Субъект обоих указанных преступлений является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Иная ситуация наблюдается при анализе состава правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 Кодекса.
Так, объективная сторона рассматриваемого состава заключается в незаконной передаче, предложении или обещании лицом от имени или в интересах юридического лица денежных средств, ценных бумаг или иного имущества должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации.
Обязательным признаком данного состава административного правонарушения является цель передачи такого вознаграждения — совершение получателем вознаграждения в интересах данного юридического лица определенных действий (бездействия), связанных с его служебным положением.
В качестве субъекта административной ответственности выступают только юридические лица от имени или в интересах которого осуществлялись действия.
Следует отметить, что в соответствии с позицией Верховного суда Российской Федерации, применение к юридическому лицу мер ответственности за коррупционное правонарушение не освобождает от ответственности (в том числе уголовной) за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за это правонарушение юридическое лицо.
Кроме того, в соответствии с диспозицией ст. 19.28 Кодекса, наказуемы в административном порядке не только передача имущественных благ в интересах юридического лица, но и предложение или обещание такой передачи, тогда как действия физического лица, выразившиеся в обещании должностному лицу передать ему от имени или в интересах юридического лица определенное имущество, не являются деянием, преследуемым в уголовном порядке.
Таким образом, ответственность за правонарушение, предусмотренное ст. 19.28 Кодекса, может наступать не только при наличии уголовного преследования в отношении физического лица, совершившего дачу взятки, либо коммерческого подкупа, но и самостоятельно, при наличии объективно подтвержденных сведений о предложении или обещании совершения описанных незаконных действий от имени или в интересах юридического лица.

Заместитель Хабаровского прокурора
по надзору за соблюдением законов
в исправительных учреждениях

Я.В.Иваницкий

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» «за совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством (ст. 13); в случае если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством (ст. 14).

Одной из основных задач в Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 гг., утверждённом Указом Президента РФ от 29.06.2018 № 378, является «совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере бизнеса, в том числе по защите субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц».

Российским законодательством предусмотрена административная ответственность за совершение коррупционного правонарушения юридическим лицом. Так, ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) устанавливает ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица. Факт совершения физическим лицом в интересах юридического лица деяний, предусмотренных ст. 290, 291, 204, 291.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), становится основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ.

03.08.2018 г. примечание к ст. 19.28 КоАП РФ было дополнено п. 5 следующего содержания: «Юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство».

Такое нововведение особенно важно для выявления и расследования коррупционных правонарушений в организациях, так как данные правонарушения имеют высокую латентность, связанную с тем, что организации стремятся не раскрывать факты корпоративной коррупции.

Кроме того, с 08.01.2019 г. норма данной статьи дополнена условием, что ответственность может наступить и при вознаграждении от имени юридического лица в интересах связанного с ним другого юридического лица.

За совершение указанного административного правонарушения предусмотрен административный штраф на юридических лиц в размере до 3-кратной суммы незаконного вознаграждения, но не менее 1 млн. рублей; за те же деяния, совершенные в крупном размере (свыше 1 млн. рублей) предусмотрен штраф в размере 30-кратной суммы незаконного вознаграждения, но не менее 20 млн. рублей; действия, совершенные в особо крупном размере (свыше 20 млн. рублей) – штраф в размере до 100-кратной суммы незаконного вознаграждения, но не менее 100 млн. рублей.

Срок давности привлечения к административной ответственности, за правонарушения, предусмотренное ст. 19.28 КоАП РФ составляет шесть лет со дня совершения административного правонарушения.

Возбуждение дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.28 КоАП РФ, является исключительной компетенцией прокурора. Иные должностные лица такими полномочиями не наделены.

Начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции П.Ю. Гвоздев

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх