Административное правонарушение примеры

Содержание

Вопрос: Что является местом совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 15.5 и 15.6 КоАП РФ: место нахождения юридического лица, обязанного представить налоговую декларацию или сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, или место нахождения контролирующего (налогового) органа? Какому судье следует направить для рассмотрения административные дела данной категории? (Письмо УФНС РФ по г. Москве от 22.06.2007 n 09-10/058771)

Текст письма опубликован
«Московский налоговый курьер», 2007, N 16
Вопрос: Что является местом совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 15.5 и 15.6 КоАП РФ: место нахождения юридического лица, обязанного представить налоговую декларацию или сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, или место нахождения контролирующего (налогового) органа? Какому судье следует направить для рассмотрения административные дела данной категории?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 22 июня 2007 г. N 09-10/058771
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с данным Законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета, а также представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Статьей 15.5 КоАП РФ определено, что нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 МРОТ.
Согласно ст. 15.6 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в указанном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 15.6 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 3 МРОТ, на должностных лиц — от 3 до 5 МРОТ.
Непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 МРОТ.
На основании п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных ст. ст. 15.5 и 15.6 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица налоговых органов.
Частью 1 ст. 29.5 КоАП РФ определено, что дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, содержащимся в Обзоре судебной практики ВС РФ за первый квартал 2004 года «Вопросы и ответы», а также в пп. «з» п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» местом совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 15.5 и ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, является место нахождения юридического лица, не представившего либо нарушившего сроки представления сведений и деклараций в контролирующий орган.
Частью 3 ст. 23.1 КоАП РФ определено, что административные дела указанной категории рассматриваются мировыми судьями.
В то же время ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ предусмотрено, что дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных ст. 15.5 и ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, рассматриваются судьями районных судов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.
Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Таким образом, составленные должностными лицами налоговых органов протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 15.5 и 15.6 КоАП РФ, с другими материалами дела подлежат направлению для рассмотрения мировым судьям по месту нахождения юридического лица (организации), а в случае проведения по делу административного расследования — в районный суд по месту нахождения налогового органа.
И.о. заместителя
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
Н.В.ПРОКАЕВА
22.06.2007

Продолжаемое правонарушение

Прямого закрепления продолжаемого правонарушения нет, но судебная практика фактически признает одним правонарушением совершение тождественным действий, если они охватываются единым умыслом и направлены к единой цели.

Факультативные элементы объективной стороны – время, если оно прямо указано в составе. (Нарушение покоя в ночное время).

В качестве места могут выступать ЗАТО, таможенная граница, в качестве специфического места может выступать общественное место.

Способы.

Мелкое хищение – путем мошенничества, путем кражи и т.д.

Административное правоне знает конструкции покушения на совершение правонарушения. Исключений нет.

64. Субъект административного правонарушения.

В этом материале рассматриваются в качестве субъектов административных правонарушений только физические лица. О юридических лицах – позже.

В административном правонарушении выделяются 3 группы субъектов:

1. общие.

2. специальные

3. особые

Общими субъектами являются вменяемые физические лица, достигшие возраста 18 лет. Субъектом является лицо, действием которого совершено противоправное и виновное деяние, возраст, когда он важен, устанавливается на момент совершения. В длящемся правонарушении – на момент его обнаружения. Для материальных составов – на момент наступления последствий.

Невменяемость образуют: медицинский – хроническое/временное психическое расстройство и т.д. и юридический, который включает в себя отсутствие интеллектуального и волевого моментов.

Презумпция вменяемости.

Специальный субъект: конструкция призвана дифференцировать ответственность и индивидуализировать наказание. Закрепление в диспозиции специальных признаков, которыми должен обладать субъект, чтобы быть привлеченным к ответственности означает, что лицо, которое данными признаками не обладает, субъектами данного правонарушения являться не будет. Пример: неисполнение обязанности по применения контрольно-кассовой машины (14.5 КоАП) если кассир поставила за кассу свою дочь. Дочь – не субъект. Предприятие может привлечь к отв-ти кассира за отсутствие. А по 14.5 дочь привлечь нельзя.

Специальные признаки могут содержаться как в диспозиции, так и в санкции статьи:

1. лица, выполняющие профессиональные функции. Продавцы, лица, контролирующие состояние водителей перед выпуском на маршрут, арбитражные управляющие и т.д.

2. лица, которым предоставлено специальное право, разрешение или лицензия. Водители, лица, которые получили лицензию на владение оружием. Совершить АПН может только то лицо, у которого есть спец.право.

3. лица, обладающие специальным статусом: беженцы, переселенцы.

4. должностные лица. Понятие должностного лица – в примечание к ст. 2.4 КоАП. =>

— представители власти, которые обладают исполнительно-распорядительными полномочиями в отношении организационно не подчиненных к ним лиц.

— лица, выполняющие орг-распорядит. или админ.-хоз.функции в предприятии или учреждении.

Организационно-распорядительные – управление людьми и коллективом.

Административно–хозяйственные — по распоряжению имуществом, в т.ч. финансовыми ср-вами. Должностное лицо несет ответственность строго в пределах должностной инструкции. Т.е. всегда можно привлечь директора, если в долж.инструкциях других работников нет соотв. обязанностей.

— ИП. В КоАП ИП несут отв-ть как физ.лица.

5. юридические лица. Если прямо в статье не указан конкретный субъект, то отв-ть может нести любой субъект, и физ. и юр.лицо. Если правонарушение м.б. совершено юр.лицом.

Допускается одновременное привлечение к отв-ти юр.лица и должностного лица. Объективная сторона у каждого будет своя. При неиспользовании ККТ: у физ.лица – не применило, у должностного лица – не проконтролировало, у юр.лица – не предприняло мер для выполнения обязанностей работника.

Если совершение АПН должностным лицом явл-ся следствием решения коллегиального органа юр.лица (Совет Директоров сказал), то при установлении вины д.л.надо установить, предпринимались ли им действия, чтобы обратить внимание коллегиального органа на последствия исполнения его указаний. Если его вины нет – м.б. привлечено к отв-ть только юр.лицо, а д.л. не привлекается.

Привлечение к уголовной отв-ти должностного или физического лица (если наступили предусмотренные УК последствия), есть возможность привлечь к административной отв-ти юр.лица.

Особый субъект. Категория особых субъектов выделяется по признакам, влияющим на размер, вид, и порядок назначения административного наказания.

1. возраст – с 16 до 18. Дела в отношении несовершеннолетних подведомственны КПДН Несовершеннолетнему не м.б. назначено наказание в виде административного ареста. Порядок исполнения штрафа – если нет своих доходов, то взыскивается с родителей или законных представителей.

2. физические недостатки. Инвалидам 1-2 группы не м.б. назначен административный арест, не м.б. лишен правом управления ТС, если оно явл-ся единственным ср-вом передвижения.

3. наличие у женщин детей в возрасте до 14 лет не м.б. назначен административный арест.

4. беременность женщин – нельзя назначить административный арест.

5. наличие статуса депутата, судьи, прокурора, военнослужащего. Отв-ть несут в соотв. с дисциплинарными уставами и кодексами.

6. коренные малочисленные народы севера. Не м.б. применено наказание в виде возмездного изъятия или конфискации орудия правонарушения, если охота или рыболовство явл-ся осн.видом деятельности.

В паспорте у коренных малоч.народов указывается место жительства – ямальская тундра.

65. Субъективная сторона административного правонарушения

Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение лица к совершаемому деянию.

Умышленная форма вины и неосторожность. Для большинства составов вина не важна.

Для некоторых составов вина вытекает из состава: хулиганство, или употребление алкогольных напитков в обществ.месте.

В каких-то составах форма вины указана прямо (утрата документов в связи с небрежным хранением). Если КоАП подразумевает умышленную форму вины – то за неосторожность ответственность не наступает.

Умысел устанавливается только по его проявлению вовне.

Факультативные элементы – мотив и цель, которые могут присутствовать в отдельных составах.

Общим правилом является принцип презумпции невиновности. Исключения предусмотрены в случае привлечения к административной ответственности владельцев транспортных средств в результате фиксации правонарушения в автоматическом режиме специальными техническими средствами. Вина бремя неустран сомнения

Форма вины предусмотрена как умышленная, так и неосторожная.

Элементысубъективной стороны административного правонарушения:

• вина:

— сознательное, волевое отношение субъекта к совершенному им общ-но опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности; умысел и неосторожность без видов!!!!!!!! Вина юр лица

2.1 Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Руководитель или руководящий орган

• цель – результат, к которому стремится виновный; желаемые последствия, которые должны наступить в рез совершения адм. правонаруш;

• мотив – осознаваемая причина, побуждающая виновного к совершению правонаруш, связанная с удовлетворением его потребностей.

66. Понятие и система административных наказаний.

Понятие и цели административного наказания. Виды административных наказаний и общие правила их назначения. Крайняя необходимость и невменяемость. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие применение административного наказания. Сроки давности применения административного наказания.

Административное наказание — установленная законом мера ответственности за административное правонарушение, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений самим правонарушителем и другими лицами. Оно не может быть направлено на унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, причинение ему физических страданий, нанесение вреда деловой репутации юридического лица .

За совершение административных правонарушений в законе установлены и могут быть применены следующие административные наказания: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 5) административный арест; 6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 7) дисквалификация; 8) административное приостановление деятельности. К физическим лицам применяются административные наказания, перечисленные в п. 1-8, а к юридическим лицам — указанные в п. 1-3,8. Наказания, названные в п. 3-8, устанавливаются только КоАП РФ .

Административные наказания могут быть основными и дополнительными. Шесть видов административных наказаний могут быть установлены и применены только в качестве основных. Это предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности. Особенность дополнительных административных наказаний состоит в том, что они могут присоединяться к основным и действовать вместе с ними. К ним относятся конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности. Не допускается одновременное применение двух основных или двух дополнительных видов административных наказаний .

Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Применяется в письменной форме . Оно представляет собой предостережение физического или юридического лица о недопустимости противоправного поведения. Предупреждение установлено в качестве меры административного наказания за незначительные административные проступки и налагается только в качестве основного наказания. К нему может быть присоединено дополнительное наказание, если оно предусмотрено в санкции соответствующей статьи КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

Применение предупреждения как меры административной ответственности за совершенное административное правонарушение действует в течение года. Необходимо отличать такое предупреждение от различного рода замечаний, указаний и предостережений субъектов административной власти. Они не названы законом в числе наказаний и потому не влекут за собой административной ответственности.

Административный штраф является денежным взысканием и довольно распространенной мерой административного наказания имущественного характера. Он выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем 5 тыс. руб., для должностных лиц — 50 тыс. руб., для юридических лиц — 1 млн руб. 145. Ст. 3.5].

Конкретный размер административного штрафа может быть определен также в результате расчетов в соответствии с показателями, установленными в КоАП РФ. Кодекс предусмотрел многочисленные показатели для определения сумм административных штрафов, систематизировав их по пяти позициям. Поэтому в настоящем учебнике приведены лишь основные положения по данному вопросу, изложенные в ст. 3.5 КоАП РФ.

Административный штраф может быть выражен в величине, кратной: 1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения правонарушения; 2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Россию, либо сумме неуплаченного административного штрафа; 3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение; 4) сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок ставок и т.п.) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года; 5) начальной (максимальной) цене государственного или муниципального контракта при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Кодекс РФ об административных правонарушениях установи;! ограничения максимального размера штрафа по изложенным позициям. Размер административного штрафа не может превышать: а) исчисляемого по первой и второй позициям — трехкратного размера стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости, либо пятикратного размера похищенного имущества; б) исчисляемого по третьей позиции — 1/25 совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение; в) исчисляемого по четвертой позиции — двукратную величину излишне полученной выручки за весь период регулирования, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

Санкции статей Особенной части КоАП РФ, законы субъектов РФ об административной ответственности обычно предусматривают нижний предел размера административных штрафов и верхний его предел по формуле «от и до». Во всяком случае, размер административного штрафа не может быть менее 100 руб.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения состоит в принудительном безвозмездном обращении в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Назначается судьей и применяется только в отношении собственника предметов

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Конфискации подлежат предметы, бывшие орудием совершения административного проступка либо его непосредственным объектом. Данный вид административного наказания предусмотрен за ряд административных правонарушений в области связи и информации, таможенного дела, общественного порядка и общественной безопасности.

Не относится к конфискации изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, предмета или орудия административного правонарушения: а) подлежащих возвращению их законному собственнику; б) изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении субъекта административного правонарушения, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, совершившему административное правонарушение, устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Назначается судьей. Срок лишения указанного права не может быть менее одного месяца и более трех лет . К группе специальных прав принадлежат: право управления транспортным средством; право на охоту, хранение и ношение охотничьего оружия; право на эксплуатацию радиоэлектронных средств.

Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не применяется к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью. Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает исключения из приведенного общего правила применительно к указанному лицу в случаях: а) управления транспортным средством в состоянии опьянения; б) уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения; в) оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого это лицо являлось .

Лишение специального права на осуществление охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. По общему правилу продолжительность ареста не должна превышать 15 суток. За нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции срок данной меры административного наказания установлен до 30 суток. Назначается судьей .

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. Он не применяется к следующим категориям лиц: а) беременным женщинам; б) женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет; в) лицам, не достигшим возраста 18 лет; г) инвалидам I и II групп; д) военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы; е) сотрудникам ряда органов исполнительной власти, имеющим специальные звания (органов внутренних дел; органов и учреждений уголовно-исполнительной системы; Государственной противопожарной службы; органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов).

Срок административного задержания включается в срок административного ареста. Положение о порядке отбывания административного ареста утверждено постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 726 .

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства состоит в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законодательством, оно заключается в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации. Назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Россию — соответствующими должностными лицами. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам .

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права: а) замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы; б) занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица; в) входить в совет директоров (наблюдательный совет); г) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством. Назначается судьей.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Она может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также к лицам, занимающимся частной практикой |45. Ст. 3.11]. Правительство РФ своим постановлением от 11 ноября 2002 г. № 805 утвердило Положение о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лип .

Административное приостановление деятельности представляет собой временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Оно применяется в случаях: 1) угрозы жизни или здоровью людей; 2) возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами; 3) наступления радиационной аварии и техногенной катастрофы; 4) причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Административное приостановление деятельности назначается также в случае совершения административного правонарушения в области: а) оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; б) противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; в) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности; г) правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах); д) порядка управления; е) общественного порядка и общественной безопасности; ж) градостроительной деятельности.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Оно устанавливается на срок до 90 суток.

Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. При этом должно быть установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания .

67. Предупреждение, административный штраф, конфискация, лишение специального пра-ва, административный арест как меры административного наказания: понятие, содержание, ограничения в применении.

Проблемы квалификации длящихся и продолжаемых административных правонарушений Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

36

№ 1 (4) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

УДК 342.92 КВ. Давыдов

К. Davydov

ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯЩИХСЯ И ПРОДОЛЖАЕМЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

В статье рассмотрена практика Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам привлечения к административной ответственности за совершение длящихся и продолжаемых правонарушении. По аналогии с теорией и практикой уголовной ответственности за длящиеся и продолжаемые преступления выявлены основные методологические ошибки и сформулированы практические рекомендации по их устранению.

Ключевые аюва: административная ответственность, длящееся административное правонарушение. продолжаемое административное правонарушение.

THE QUALIFICATION PROBLEMS OF CONTINUING OFFENCES AND OFFENCES OF SEVERAL TRANSACTIONS

Keywords: administrative responsibility, continuing administrative offence, offences of several transactions.

Институт административной ответственности традиционно и заслуженно является предметом множества научных исследований. Однако до сих пор в этом динамично развивающемся явлении сохраняется ряд «белых пятен», требующих пристального внимания. Думается, к числу последних следует отнести феномен длящихся и продолжаемых правонарушений, особенно акту альных для сферы безопасности дорожного движения |6|, охраны окружающей среды и предпринимательских правоотношений.

Как известно, одно из первых определений длящегося преступления было дано в Постановлении Пленума ВС СССР от 4 марта 1929 г. № 23: «действие или бездействие, сопряженное с невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой уголовного наказания», характеризующееся «непрерывным осуществлением состава определенного преступного деяния» 181.

Согласно п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2, также п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24марта 2005 г. № 5, «длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном нспрекращаю-щсмся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом». Принципиальное отличие длящегося правонарушения от иных правонарушений

заключается в конструкции его объективной стороны. Речь идет о сложном единичном правонарушении, где деяние, совершенное в прошлом, ознаменовало завершение всего состава. Однако будучи завершенной, объективная сторона продолжает совершаться в течение относительно длительного периода времени |2; 5, с. 232,512; 7, п.п. 1,2|.

Приведем примеры из верной, на наш взгляд, квалификации административных правонарушений в качестве длящихся:

самовольное занятие земельного участка по ст. 7.1 КоАП РФ (постановление ВС РФ от 16 февраля 2012 г. № 18-АД 12-3);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений по ст. 12.34 КоАП РФ, выразившееся в ненанссении горизонтальной отметки на пешеходном переходе (определение ВАС РФ от 29 апреля 2013 г. № ВАС-5636/13);

нарушение требований пожарной безопасности по ст. 20.4 КоАП РФ, выразившееся в нсобо-рудовании помещения пожарными выходами (постановление ВС РФ от 24 апреля 2014 г. № 8-АД14-1).

Здесь можно высказать два тезиса, две методические рекомендации.

Во-первых, правонарушения, где предметом, орудием и/или средством выступает

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 1 (4) 2015

недвижимое имущество, как правило, являются длящимися.

Во-вторых, длящиеся правонарушения, как правило, совершаются путем бездействия.

Может ли длящееся административное правонарушение совершаться действием? Судебная практика (достаточно вспомнить вышеупомянутые дефиниции из постановлений пленумов ВС РФ и ВАС РФ), а также ряд исследователей вполне допускают подобное |1|. Болес того, составы, в формулировках которых звучит словосочетание «нарушение требований законодательства», «нарушение лицензионных требований» и т. п. суды почти автоматически квалифицируют в качестве длящихся. Например:

незаконная организация и проведение азартных игр по ст. 14.1′ КоАП РФ (постановление ВС РФ от 7.06.2013 г. № 91-АД13-3; постановление ВС РФ от 9.06.2014 г. № 31 -АД 14-3);

осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) по ст. 14.1 КоАП РФ (постановление ВС РФ от 20.03.2012 г. № 75-АД12-1).

Однако такой подход, как представляется, не соответствует доктрине публично-правовой ответственности, теории длящихся правонарушений Активное действие — дискретный акт поведения субъекта, он ограничен во времени и пространстве. Совершение такого действия (например, акт реализации товара с нарушением лицензионных требований) означает завершение и одновременно — прекращение объективной стороны, которая в дальнейшем более не реализуется. В судебной практике можно встретить именно такую, верную с теоретической точки зрения, квалификацию. Так, в определении ВАС РФ от 5 июня 2012 г. № ВАС-6510/12 справедливо подчеркивается: нарушение правил санитарной безопасности в лесах по ст. 8.31 КоАП РФ является полностью оконченным в момент нефтеразлива. носит однократный характер и нс может быть отнесено к категории длящихся.

Таким образом, сама по себе формулировка «нарушение требований законодательства» априори нс означает, что соответствующее правонарушение является длящимся (в самом деле, все деликты по определению суть нарушения требований правовых норм: по этой логике любое правонарушение необходимо квалифицировать в качестве длящегося).

При квалификации нужно учитывать форму деяния. Так, нарушение требований пожарной безопасности, выразившееся в активных действиях

(например, файер-шоу) следует признавать «обычным» составом, срок давности которого начинает течь с момента совершения этого дискретного деяния. Если же нарушение противопожарных требований выразилось в бездействии (необорудованно эвакуационных выходов, нсуста-новка огнетушителей и т. п ), то имеет место длящееся правонарушение, срок давности по которому течет с момента выявления нарушения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Думается, редким (возможно, единственным) исключением из этого правила следует признать ст. 7.1 КоАП РФ в части самовольного захвата хмельного участка, который может совершаться активными действиями. Однако в данном слу чае действие как бы «растворяется» в специфическом предмете — недвижимости, «деформированное», юридически дефектное существование которого сжсмомснтно «пассивно» нарушает требования законодательства. А значит, данное исключение укладывается в действие первого правила (правонарушения по поводу недвижимости как вид длящихся составов).

Продолжаемые административные правонарушения подразумевают совершение охваченных общностью цели (единством умысла) единым способом ряда однородных действий, как правило, с относительно небольшими промежу тками времени между ними. Цепочка таких деяний признается не совокупностью самостоятельных, но единым сложным правонарушением |5, с. 232, 513-514|.

Су дебная практика по продолжаемым преступлениям весьма обширна и теоретически проработана. Так, согласно п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 9 июля 2013 г. № 24 «О су дебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях», от совоку пности преступлений следует отличать продолжаемые дачу либо полу чение в несколько приемов взятки или незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе. Как единое продолжаемое престу пление следует, в частности, квалифицировать систематическое получение взяток от одного и того же взяткодателя за общее покровительство или попустительство по службе, если у казанные действия были объединены единым умыслом. Постановление Пленума ВС РФ от 27 декабря 2002 г. № 29 «О су дебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» устанавливает: от совоку пности преступлений следует отличать продолжаемое хищение, состоящее из ряда тождественных преступных действий, совершаемых путем изъятия чу жого имущества из одного и того же источника, объединенных единым у мыслом и составляющих в своей совоку пности

№ 1 (4) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

единое преступление. В п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 15 июня 2004 г. № 11 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 УК РФ» подчеркивается: в тех случаях, когда несколько половых актов либо насильственных действий сексуального характера нс прерывались либо прерывались на непродолжительное время и обстоятельства совершения изнасилования или насильственных действий сексуального характера свидетельствовали о едином умысле виновного лица на совершение указанных тождественных действий, содеянное следует рассматривать как единое продолжаемое преступление, подлежащее квалификации по соответствующим частям ст. 131 или ст. 132 УК РФ.

Теория продолжаемых административных правонарушений нс является надлежаще проработанной. Это обстоятельство влечет ошибки в правоприменительной практике: отождествлении продолжаемых и длящихся административных составов, а также установлении совокупности административных правонарушений там, где имеет место единое продолжаемое правонарушение. Приведем в качестве примеров ряд решений ВАС РФ:

постановление Президиума ВАС РФ от 31 января 2006 г. № 10196/05: нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций по ст. 15.1 КоАП РФ признавалось совокупностью самостоятельных правонарушений (видимо, за каждый день неоприходования в кассу денежных средств, хотя до конца свою логику ВАС РФ не доводит);

постановление Президиума ВАС РФ от 26 июня 2007 г. № 1373/07 продолжает концепцию предшествующего решения: правонарушение по ст. 14.6 КоАП РФ (продажа товаров с превышением предусмотренного размера оптовой торговой надбавки) квалифицируется в качестве нс-дляшсгося (с чем можно согласиться), из чего делается ошибочный, на наш взгляд, вывод о совокупности самостоятельных правонарушений за каждое действие по такой продаже товаров;

постановление Президиума ВАС РФ от 19 февраля 2008 г. № 11938/07 резко меняет подход

поданному вопросу: реализация автомобильных аптечек без лицензии по ст. 14.1 КоАП РФ признается длящимся правонарушением (что неверно), а это допущение позволяет суду отрицать совокупность (с чем можно согласиться);

постановление Президиума ВАС РФ от 8 июля 2008 г. № 1097/08 развивает концепцию вышеупомянутого акта: 25 выходов автобуса с нарушением лицензионных требований по ст. 14.1 КоАП РФ признается нс совокупностью самостоятельных составов (верно), но единым длящимся правонарушением (ошибка);

определение ВАС РФ от 13 октября 2011 г. № ВАС-13175/11 вновь возвращается к первоначальному подходу: ряд тождественных действий по ст. 14.1 КоАП РФ квалифицируется в качестве совокупности (что неверно), так как они нс являются длящимися (а вот с этим трудно спорить);

определение ВАС РФ от 15 декабря 2011 г. № ВАС-16498/II в очередной раз переворачивает судебную практику: неоднократное нарушение правил, регламентирующих движение транспорта общего пользования при осуществлении пассажирских перевозок городского сообщения, признается длящимся правонарушением (неверно!), из чего делается вывод об отсутствии множественности (справедливо!).

Из вышеприведенных решений можно сделать вывод: суды при привлечении к административной ответственности исходят из ложной дихотомии: длящееся правонарушение — множественность административных деликтов. Если суды не усматривают множественности, они признают деяние единым (и при этом непременно длящимся). В случае же когда деяние явно нс является длящимся, суды приходят к выводу о наличии совокупности самостоятельных правонарушений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данный теоретический тупик преодолевается довольно просто: введением недостающей третьей переменной — продолжаемого правонарушения как отдельного вида единого сложного деяния. Сравнительная характеристика длящихся и продолжаемых составов приведена ниже в таблице.

Таблица 1

Длящееся административное правонарушение Продолжаемое административное правонарушение

1. Деяние в форме бездействия Деяние в форме ряда тождественных однородных действий, совершаемых сходными способами, как правило, с относительно небольшими промежутками времени и охваченных единым умыслом

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 1 (4) 2015

2. Объективная сторона завершается в момент совершения деяния, но в последующем продолжает непрерывно реализовываться до момента пресечения, добровольного сооб-щения/отказа или наступления обстоятельств, исключающих привлечение к ответственности (например, смерть физического лица) Объективная сторона завершается в момент совершения последнего из однородных действий

3. Срок давности начинает течь с момента выявления правонарушения Срок давности начинает течь с момента завершения объективной стороны (т. с. с момента совершения последнего действия)

С практической точки зрения важнее всего отличать единичные сложные деяния (длящиеся и продолжаемые) от множественности. В связи с этим решения, в которых суды продолжаемые административные правонарушения называют длящимися и отрицают совокупность, представляются «приемлемо ошибочными»: речь идет об ошибках квалификации, которые нс должны влечь отмену судебного акта (как это имеет место, например, в постановлении Президиума ВАС РФ от 26 июня 2007 г. № 1373/07, постановлении Президиума ВАС РФ от 19 февраля 2008 г. № 11938/07, постановлении Президиума ВАС РФ от 8 июля 2008 г. № 1097/08, определении ВАС РФ от 15 декабря 2011 г. № ВАС-16498/11). В случаях же когда система охваченных единым умыслом тождественных действий квалифицируется нс в качестве единого деяния (продолжаемого или хотя бы «длящегося»), а признается «совокупностью» (вспомним, например, определение ВАС РФ от 13 октября 2011 г. № ВАС-13175/11), имеет место грубая ошибка в применении материального закона, должная быть основанием для отмены такого судебного акта.

В судебной практике определенные затруднения вызвал вопрос о том, когда должно вступать в силу предписание уполномоченного органа (должностного лица) об устранении нарушения законодательства: после выявления нарушения, вынесения постановления (решения) по итогу рассмотрения дела об административном правонарушении, после вступления в силу такого постановления (решения), или речь должна идти о каких-либо иных правилах?

Думается, вынесение контрольно-надзорным органом предписания об устранении нарушения законодательства означает начало течения правоотношения по поводу применения мер пресечения (или, как вариант, восстановительных мер), основанием для начала его течения является не правонарушение в единстве всех его признаков, а факт объективно противоправного поведения. Развитие данного пресекательно-восстановительного правоотношения нс зависит от динамики правоотношения по поводу привлечения

к административной или уголовной ответственности 131. А значит, вступление в силу и принудительное исполнение такого предписания зависят от двух обстоятельств: вынесения самого предписания и истечения срока на добровольное его исполнение |4|. Связывать реализацию названного акта с вынесением постановления (решения) о привлечении к административной ответственности — значит совершать методологическую ошибку, предоставляющую возможность продолжения противоправного поведения, нарушения требований законодательства и прав третьих лиц.

При этом мы полагаем, что роль и значение данного правового инструмента неприемлемо недооценены. Потенциала административных санкций далеко нс всегда достаточно для устранения выявленных длящихся правонарушений. Действительно, нарушителю нередко гораздо проще заплатить назначенный административный штраф и продолжать нарушать законодательство. Привлечение к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ также нс всегда является эффективным средством (здесь можно вспомнить резонансные события вроде пожара в ночном клубе «Хромая лошадь»). Выходом из ситу ации, когда административные санкции нс позволяют достичь цели прекращения длящегося противоправного поведения, представляется перенос акцентов, «центра тяжести» с наказатсльных мер на меры пресечения. Для этого в случае неисполнения предписания должностное лицо контрольно-надзорного органа, наряду с возбуждением производства по делу о неисполнении соответствующего законного требования (предписания), должно вчинять иски о принудительном исполнении соответствующего требования. Обращение в суд с такого рода требованием должно стать непременной обязанностью уполномоченных должностных лиц, неисполнение которой должно влечь дисциплинарную ответственность последних. Однако подобную позицию судам необходимо, конечно, вырабатывать совместно с органами исполнительной власти и органами прокуратуры.

№ 1 (4) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечания

1. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы : моногр. / П. П. Серков. — М., 2012.

2. Бахрах Д. Н., Котельникова Е. В. Длящиеся административные правонарушения: вопросы правоприменительной практики // Административное право и процесс. — 2005. -№ 3. Проблематике длящихся и продолжаемых административных правонарушений в российской доктрине административного права посвящены лишь несколько публикаций. Пожалуй, основной из них следует признать данную работу:

3. В самом деле, как факт привлечения или непривлечения к административной ответственности влияет на обязанность по устранению объективно противоправного состояния? Ни вид и размер назначаемого административного наказания, ни даже освобождение от административной ответственности нс освобождают лицо от необходимости устранить нарушение — нанести разметку на дорожное полотно, оборудовать эвакуационные выходы, снести самовольные постройки на захваченных земельных участках и т. д.

4. Впрочем, предписание, как и любой правовой акт управления, может быть оспорен в суде. Следовательно, в случае целесообразности суд может приостановить его исполнение на время рассмотрения дела по его оспариванию.

5. К\рс уголовного права. Общая часть. Т. 1: Учение о преступлении : учеб. / под рсд. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. — М., 2002.

6. Майоров В. И. Безопасность дорожного движения: концепту альный взгляд: сборник избранных научных трудов. — Челябинск : СитиПринт, 2015.

7. Об отнесении административных правонарушений к длящимся : письмо ГТК России от 27 мая 2002 г. № 01-06/20585 (отменено Письмом ФТС России от 12 июля 2005 г. № 01-06/23399) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

8. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

ДАВЫДОВ Константин Владимирович, кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права, конституционного права. Томский государственный университет, Новосибирский юридический институ т (филиал).

>
newinspire

Состав административного правонарушения

Под составом административного правонарушения понимается установленная законодателем совокупность признаков, при наличии которых соответствующее деяние считается административным правонарушением.

Состав административного правонарушения включает в себя четыре обязательных элемента его характеристики: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона административного правонарушения.

Объект административного правонарушения — те общественные отношения, на которые посягает соответствующее деяние (действие или бездействие).

В науке административного права принято выделять и различать общие родовые, видовые и непосредственные объекты административных правонарушений, каждый из которых соотносится с предыдущим как часть с целым. Десять общих родовых объектов административных правонарушений, как уже указывалось, перечислены в ст. 1.2 КоАП РФ.

Видовые объекты сформулированы в главах особенной части КоАП РФ, которые составлены с учетом двух критериев: одна часть составов административных правонарушений сгруппирована в них в зависимости от содержания подвергающихся посягательствам общественных отношений, а другая часть — обозначением области, отрасли или сферы государственного управления. Непосредственные же объекты посягательства представлены в соответствующих конкретных статьях особенной части КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения представляет собой систему признаков, характеризующих содержательную сторону соответствующего деяния: направленность действия (бездействия), его вредоносные последствия и причинную связь между ними (в материальных составах), время, способ, орудия, средства, обстановку совершения административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения выступает физическое или юридическое лицо, его совершившее. Но элементом состава административного проступка является не сам правонарушитель, а характеризующие его административную правосубъектность признаки (возрастные, должностные, профессиональные и другие).

Понятие субъекта административного правонарушения не равнозначно понятию субъекта административной ответственности. Субъектами любого действия (бездействия) всегда являются какие-то конкретные физические лица, тогда как субъектами административной ответственности могут быть и организации (юридические лица).

Субъективная сторона административного правонарушения характеризует вину правонарушителя, а иногда также мотив и цель деяния. Вина может быть умышленной и неосторожной.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если совершившее его лицо сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.

Совершенным по неосторожности признается такое административное правонарушение, где совершившее его лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП РФ).

>Cостав административного правонарушения

Административные правонарушения

Административное правонарушение представляет собой любую противоправную деятельность, попадающую хоть под одну статью КоАП Российской Федерации. В случае возникновения экстренных ситуаций бездействующее должностное лицо также может попасть под административку в том случае, если закон предписывал ему выполнение определённых функций, обеспечивающих безопасность, здоровье или поддержание жизнедеятельности гражданина или сохранность чужого личного или государственного имущества. Правонарушения подразделяются на две основных группы — виновные или противоправные деяния.

Из года в год множество дел об административных правонарушениях рассматриваются уполномоченными лицами и выносятся постановления о наложении материальных взысканий на виновных лиц.

Наказание за административное правонарушение — чрезмерную тонировку авто.

Тяжесть виновного административного правонарушения зависит от того, было ли оно совершено специально или по случайности:

  • Умышленное нарушение характеризуется как деяние, противоправный исход которого изначально запланирован человеком, его совершившим, с осознанием степени своей вины и характера ответственности в случае её выявления. Умысел в составе правонарушения бывает прямой и косвенный. Прямой умысел заключается в откровенном желании нарушителя получить противозаконный результат своих действий, в то время как при косвенном умысле то же лицо просто допускает наступления того же результата, не стремясь к нему.
  • Проступок, совершённый по неосторожности, касается таких действий, когда лицо, совершившее их, не ожидало наступления последствий, идущих вразрез с КоАП. А наступили они вследствие пренебрежения нарушителем определённых норм поведения или правилами, предписывающими надлежащее поведение в помещении, на улице, на дороге и т. д.

Независимо от тяжести вины при акте административного правонарушения выявленные нарушители виновны и подвергаются наказанию в соответствии со статьёй кодекса.

Состав и признаки административного правонарушения

Состав административного правонарушения — это сочетание прямых и косвенных признаков, полученных в ходе следствия для установки степени вины нарушителя и доказательства совершения противоправного деяния.

Административка по формальным характеристикам и ходу определения виновного в процессе следствия сильно схожа с уголовным делопроизводством. Разница заключается в двух основных факторах. Первый фактор — тяжесть совершённого деяния, несмотря на возможность переквалификации многих уголовных статей в административные и наоборот, а также если деяние не представляет собой повышенной угрозы для общества, когда виновного необходимо изолировать от общества на определённый срок для исправления личности.

Второй фактор — отсутствие в составе административных нарушений прав смягчающих обстоятельств, то есть правонарушения могут быть общими или квалифицированными, или с отягчающими факторами. Но привилегированных признаков, как в уголовных делах, они включать в себя не могут. Административная ответственность же не может быть смягчена при наличии каких-то факторов, так как предписывается согласно конкретным описаниям и чаще всего выявляется при наличии неоспоримых доказательств, например, факт уклонения от неуплаты налогов, факт управления ТС в состоянии алкогольного опьянения или факт складирования мусора в неположенном месте, в то время, как уголовное преступление, по большей части, является скрытым от посторонних глаз деяниям и по большей части состав преступления определяется, исходя из косвенных признаков и случайно собранных доказательств.

Наказание за безбилетный проезд в автобусе.

Но, равно, как и обвиняемый по уголовному делу субъект имеет шанс на оправдание, подозреваемый в нарушении КоАП также может быть освобождён от наказания за отсутствием состава правонарушения, в том случае, если у следствия не сложились воедино все 4 фактора, упомянутые ниже.

В юридической практике существует понятие состава правонарушения, которое можно охарактеризовать как состав признаков совершённого противоправного действия, полностью определяющих вину нарушителя и дающих основание для вынесения постановления о привлечении лица, совершившего это деяние, к ответственности.

Для удобства разбирательства и установления степени вины административное правонарушение состоит из нескольких характерных этапов, каждый из которых подвергается анализу для принятия окончательного решения:

  • Объект правонарушения — сочетание ценностей и благ, охраняемых законом, по отношению к которым и происходит незаконное деяние. Данные ценности могут подразумевать собой, кроме законов и сводов правил, также жизнь, здоровье, безопасность и комфорт людей, а также материальные ценности, имеющие конечную стоимость в денежном эквиваленте. Необходимость установления объекта правонарушения является первостепенной задачей в ходе расследования.

Для правильного определения объекта необходимо квалифицировать деяние под родовой объект, то есть принадлежность к одному из главных разделов КоАП, например, ГИБДД чаще всего рассматривает дела в отношении главы 12-й, то есть нарушения в области ПДД. Однако объект правонарушения регулируется также другими сводами законов – налоговым, земельным, имущественным, экологическим, таможенным, и другими сводами законов и правил, за нарушение которых наступает административная ответственность в соответствии с тем или иным разделом КоАП. Данное понятие в краткой интерпретации называется родовым объектом.

Каждый родовой объект имеет подразделение внутри конкретного обобщённого понятия на видовые объекты, из чего следует квалификация правонарушения под конкретную статью КоАП. То есть, для примера, в той же главе 12-й КоАП имеются 37 статей, описывающих конкретное правонарушение в области общей безопасности, в части исправности транспортного средства, юридического права водителя на управление ТС или совершения деяний, разнящихся с правилами дорожного движения. Данное понятие носит название видового объекта.

Правонарушение — пьяная езда.

  • Объективная сторона правонарушения — выявление каких-нибудь реальных факторов, имеющих в своём составе факт деятельности или её отсутствия, которые дают зацепку следствию для сбора доказательной базы и установления вины нарушителя по совершённому деянию, что служит поводом для заполнения протокола об административке.
  • Субъект правонарушения — физлицо или юрлицо, подозревающееся в совершении незаконного действия, в отношении которого ведутся процессуальные действия по выявлению степени вины, результатом которых будет назначение наказания. В случае, если субъектом правонарушения служит физлицо, оно должно быть признано дееспособным и достигшим совершеннолетия без явных признаков душевных расстройств или при наличии документов, подтверждающих психическое здоровье в случае образовавшегося у следствия сомнения. В случае, если субъект правонарушения является лицом недееспособным или не достигшим совершеннолетия, то вся ответственность за действия, им совершённые, в полном объёме ложится на плечи официального опекуна данного лица. А также оно может быть отдельно привлечено к ответственности за нарушение КоАП, как проявившее бездействие и допустившее наступление противоправного поступка.
  • Субъективная сторона правонарушения должна быть прокомментирована, как совокупность внутренних признаков субъекта, объясняющих причину совершения правонарушения — важнейший этап в административном делопроизводстве. На основании анализа субъективной стороны выявляется степень вины нарушителя, что дает возможность определить степень дисциплинарной или административной меры ответственности за совершённый поступок.

Схема состава правонарушения.

По результату анализа приведённых выше четырёх факторов определяется состав административного правонарушения, после чего должностное лицо — представитель правоохранительных органов или судья определяет событие, при котором возможна наказуемость совершённого деяния. Это означает, что лицо, совершившее правонарушение, должно быть квалифицировано под какую-либо статью КоАП, предусматривающую тот или иной вид наказания. Именно после определения наказуемости уполномоченное лицо даёт решение по административному процессу, результатом которого является постановление о назначении взыскания.

Важно! Отсутствие в совершённом правонарушении какого-то признака из приведённой выше схемы полностью отменяют ответственность за него, то есть указывают на отсутствие незаконного действия, что способствует рушению всего делопроизводства.

Наказуемость также зависит от степени общественной вредности совершённого деяния, определяющей качественное выражение принесённого морального и материального ущерба или потенциального риска для его возникновения, что порождает два основных типа состава правонарушений, описанных ниже.

Основные типы состава административного правонарушения

При определении состава правонарушения следствие разделяет его на два основных типа:

  • Материальный состав правонарушения включает в себя объём полученного на основании противоправного деяния материального ущерба собственности или здоровью и жизни человека. Примером данному составу может служить внезапно начавшийся пожар, повлекший полное или частичное уничтожение чужого имущества, а также причинение физического вреда объекту правонарушения — травм, дефекты на кузове транспортного средства в результате ДТП, случившегося по вине нарушителя, или иных последствий, вредных для объекта. Материальный состав правонарушения определяет сумму материальной ответственности, которую обязан будет выплатить нарушитель пострадавшему лицу в качестве компенсации в случае признания его виновным. Чаще всего введённое в 2003 году обязательное страхование автомобилей полностью или частично освобождает участников ДТП от ответственности по материальному составу правонарушения.

Определение размера материального ущерба.

  • Формальный состав правонарушения — один из наиболее часто употребляемых в юриспруденции терминов, когда для определения и закрепления степени вины и назначения наказания нарушителю отсутствует материальный ущерб пострадавшим лицам. В этом случае решение о степени вины определяется по косвенным признакам и имеющимся у следствия доказательствам на имевший злой умысел антиобщественный поступок, который мог бы, но не повлиял на материальное состояние окружающих, так как был вовремя пресечён. К данному составу правонарушения относятся все статьи КоАП, относящиеся к соблюдению ПДД без случаев дорожно-транспортных происшествий как вовлечения третьей стороны.

При определении обоих составов правонарушения виновнику предъявляется постановление об уплате штрафа согласно формальному составу и претензия или гражданский иск от пострадавшего от его действий лица по материальному составу.

Обратите внимание! По обоим искам нарушитель несёт полную административную ответственность в соответствии с законом.

Дополнительные признаки, определяющие состав административного правонарушения

При сложном процессе административного производства российское следствие пользуется двумя дополнительными признаками:

  • Обязательные признаки, которые анализируют само незаконное действие и общественно-вредные его последствия, установление результатов деятельности нарушителя в обход ограничивающих данные действия законов и доказательства этих фактов.
  • Факультативные признаки — вспомогательные критерии, помогающие более достоверно выбрать факты и определить состав правонарушения. К данным признакам относится локация, временной промежуток, погодные условия и прочие обстоятельства, так или иначе повлиявшие на умысел совершения деяния.

Сбор доказательств — допрос свидетелей.

Таким образом, можно сделать вывод, что определение состава административного правонарушения — это невероятно долгий, сложный и кропотливый процесс правового поля, имеющий сложную структуру и требующий непосредственного участия большого количества должностных лиц и повышенной ответственности для принятия справедливого решения по делу, когда все виновные должны быть наказаны, а невиновные оправданы и реабилитированы.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх