Административной ответственности

Установлена административная ответственность за нарушение законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей

Накануне Президент подписал Федеральный закон № 338 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Федеральным законом дополняется Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статьей 14.65, которой установлена административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей, выразившееся в предоставлении услуг по обеспечению отдыха и оздоровления детей организацией или индивидуальным предпринимателем, не включенными в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления.

Ответственность за совершение рассматриваемого правонарушения предусмотрена в виде административного штрафа в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.

Законом предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, исключенные из указанного реестра, не будут привлекаться к административной ответственности за данное административное правонарушение при условии, что такие организации и индивидуальные предприниматели завершают исполнение принятых на себя обязательств по обеспечению отдыха и оздоровления детей и при этом отсутствует угроза причинения вреда жизни и здоровью детей.

При этом установлено, что за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.65 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица несет административную ответственность как юридическое лицо.

Правом составлять протоколы о таких административных правонарушениях наделяются должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2020 года.

Публикация

Окончание статьи, начало в № 5,6 за 2011
Виды ответственности, к которым может быть привлечено должностное лицо организации, уставлены в ст. 419 ТК РФ, а именно дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная, уголовная. Привлечение к одному из видов ответственности не исключает привлечение к другому виду.Организация-работодатель и должностные лица несут ответственность и за нарушения законодательства о труде и об охране труда. Причем привлечены они могут быть не только к административной, но и уголовной, а равно дисциплинарной и материальной ответственности (см. ст. 195, 419 ТК РФ).
Дисциплинарная ответственность
В соответствии со ст. 189 ТК РФ дисциплина труда – обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Работодатель обязан создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.
Глава 30 ТК РФ регулирует порядок применения мер дисциплинарного взыскания. Основанием привлечением к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
Как и для привлечения к любой иной ответственности, для применения мер дисциплинарной ответственности требуется наличие состава правонарушения.
Во-первых, действия работника должны быть противоправным, то есть нарушать законодательство либо нормативные акты, либо требования трудового договора.
Во-вторых, действия работника причинили вред работодателю независимо от его характера. Это может быть имущественный ущерб либо вред, нанесенный порядку, существующему в организации.
В-третьих, вина. При отсутствии вины работника привлечение его к ответственности недопустимо.
Субъектом ответственности является работник, выполняющий трудовую функцию в организации, в том числе и должностные лица организации (руководитель и главный бухгалтер). Статьей 192 ТК РФ установлены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
К сведению
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. При этом для обычных коммерческих организацией перечень взысканий, установленный ст. 192 ТК РФ является закрытым. Работодатель не вправе применять другие виды взысканий, иначе он может быть привлечен к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ,
Статья 192 ТК РФ запрещает применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.
Здесь следует пояснить, что в соответствии с ч. 5 ст. 192 ТК РФ для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, устанавливаемые федеральными законами. Такие уставы и положения о дисциплине утверждены для работников таможенной службы, рыбопромыслового флота, работников морского транспорта, а также работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии, работников железнодорожного транспорта.
Привлечение к дисциплинарной ответственности является правом работодателя, а не обязанностью. Кроме того, за работодателем остается право выбора меры ответственности либо вообще отказаться от наложения взыскания.
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. Если тяжесть совершенного проступка несоразмерна наложенному взысканию, то суд может указать на необоснованность такого взыскания. Например, Московский городской суд Определением от 22.06.2010 по делу подтвердил правомерность восстановления на работе, поскольку примененное к работнику взыскание – увольнение было несоразмерно тяжести правонарушения (нарушения в хранении файловых документов).
Взыскание может быть применено не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
При этом до применения взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Однако если такое объяснение не представлено, то это не является препятствием для наложения взыскания (ст. 193 ТК РФ). Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) суд.
По общему правилу работника к дисциплинарной ответственности привлекает работодатель в лице руководителя организации. Руководитель организации несет ответственность на общих основаниях, то есть как и любой другой работник. Руководителя организации к дисциплинарной ответственности может привлечь непосредственно работодатель в лице иных органов управления (совет директоров, общее собрание, если уставом это предусмотрено).
Административная ответственность
В главе 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержится ряд норм, устанавливающих ответственность за нарушение трудового законодательства.
За нарушения законодательства о труде и об охране труда должностные лица несут ответственность согласно ст. 5.27 КоАП РФ. Данной статьей предусмотрено наложение штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб., на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей, на юридические лица — от 30 000 до 50 000 руб. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вместо штрафа возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток. За повторное аналогичное правонарушение руководитель может быть подвергнут дисквалификации на срок от одного года до трех лет.
К сведению
Президент подписал Закон, ужесточающий административное наказание за нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ). Теперь проступок по этой статье влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 150 000 до 200 000 рублей. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, – и штраф составит от 400 000 до 500 000 рублей. А за повторное совершение «пожарного» правонарушения компания заплатит от 200 000 до 400 000 рублей или на нее будет наложено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Если же нарушено требование об обеспечении пожарных проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, то граждане будут наказаны штрафом в размере от 1 500 до 2 000 рублей; должностные лица – от 7 000 до 10 000 рублей; юридические лица – от 120 000 до 150 000 рублей.
Судебная практика
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП» разъяснил, что под аналогичным правонарушение следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее — при увольнении другого работника). Однако в какой организации работало такое должностное лицо, привлекающееся повторно к ответственности (по предыдущему месту работы или настоящему) не имеет значение. Т.е. если руководитель был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП в одной организации, а затем в течение одного года совершил аналогичный проступок, являясь руководителем другой, то он может быть привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 5.27 КоАП.
К таким нарушениям относятся, например:

  • отсутствие обязательных кадровых документов (штатное расписание, личные карточки, графики отпусков и др.), нарушение порядка ведения трудовых книжек;
  • несоблюдение письменной формы трудовых договоров, а также невыполнение правила, когда каждое изменение условий оплаты труда работника должно оформляться в виде соглашения работодателя и работника, заключаемого в письменной форме;
  • установление работодателем новых видов дисциплинарной ответственности (кроме замечания, выговора и увольнения).

Например, часто в трудовых договорах можно встретить такой вид дисциплинарной ответственности, как штраф (как правило, за опоздание) или сокращение дней отпуска и т.п.

  • отсутствие учета продолжительности сверхурочной работы сотрудников и ее оплаты;
  • невыдача сотрудникам расчетных листков произведенных денежных начислений и соответствующих удержаний;
  • установление размера заработной платы и/или выплата ее в иностранной валюте;
  • нарушение обязанности выплачивать заработную плату каждые полмесяца;
  • принудительный перевод работников на безналичную форму оплаты труда
  • неуплата обязательных страховых взносов (на ОПС в ПФР, на страхование от несчастных случаев на производстве в ФСС);
  • невыполнение обязанности по оформлению сотрудникам страховых свидетельств государственного пенсионного страхования;
  • перевод на работу, требующую более низкой квалификации, без письменного согласия работника.

Следует отметить, что ст. 5.27 КоАП РФ является общей нормой, специальные нормы ответственности за нарушения трудового законодательства установлены ст. ст. 5.28 — 5.34, 5.38, 5.40, 5.42, 5.44, 19.4, 19.5, 19.6, 19.7 КоАП РФ. В частности, к административным правонарушениям относятся:

  • необоснованный отказ от заключения коллективного договора или соглашения (предупреждение или штраф от 3000 до 5000 руб.);
  • нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (предупреждение или штраф от 3000 до 5000 руб.);
  • отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты (штраф от 2000 до 3000 руб.);
  • сокрытие страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (штраф на должностных лиц — от 1000 до 3000 руб., на юридические лица — от 5000 до 10 000 руб.);

С 01.01.2010 данная статья – 5.44 КоАП РФ утратила силу (Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ).

  • неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор и контроль, воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей (предупреждение или штраф на граждан от 500 до 100 руб., на должностных лиц от 2000 до 4000 руб.);
  • невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа, осуществляющего надзор или контроль (на должностных лиц — штраф от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет, на юридические лица — штраф от 10 000 до 20 000 руб.);
  • непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (штраф на должностных лиц — от 300 до 500 руб., на юридические лица — от 3000 до 5000 руб.).

Обратите внимание: во всех указанных случаях допускается кумуляция ответственности, то есть должностные лица могут быть одновременно привлечены к административной и дисциплинарной ответственности (ст. ст. 195, 419 ТК РФ).
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, а также ст. ст. 5.28 — 5.34, 5.44, осуществляется Федеральной инспекцией труда и подведомственными ей государственными инспекциями труда.
Уголовная ответственность
Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрен ряд норм, устанавливающих ответственность за нарушение трудового законодательства.
В соответствии с ч.2 ст. 136 УК РФ должностное лицо организации подлежит уголовной ответственности за дискриминацию, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. Данное деяние наказывается штрафом а размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Согласно ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещается любые формы ограничения прав гражданина по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.О запрещении дискриминации в сфере труда прямо говорит ст. 3 ТК РФ.
Привлечение к уголовной ответственности может сопровождаться привлечением к материальной (виде возмещения материального вреда и компенсации морального вреда), также к дисциплинарной ответственности.
Особой формой дискриминации является необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а также необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет. Данное деяние может являться преступлением, предусмотренным ст. 145 УК РФ. Субъектом указанного преступление являются должностные лица организации – лицо, ответственное за прием на работу, руководитель организации.
В соответствии со ст. 143 УК РФ нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на которое лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до оного года.
Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные меры мероприятия. В соответствии со ст. 211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов и т.д. Ответственность по ст. 143 УК РФ могут нести лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил норм охраны труда на определенном участке работ, а также руководители организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалист, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил. Преступление, предусмотренное ст. 143 УК РФ, может быть совершено только по неосторожности. Необеспечение соблюдения правил охраны труда, не повлекшее последствий предусмотренных ст.143 УК РФ, влечет административную ответственность.
Судебная практика
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 23.04.1991 г. № 1 разъяснил, что ответственность по ст. 143 УК РФ могут нести лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда на определенном участке работ, а также руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.
В соответствии со ст. 145.1 УК РФ частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем организации независимо от формы собственности, руководителем – физическим лицом, руководителем филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения организации из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением прав занимать определенные должности или заниматься определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до одного года.
Под частичной невыплатой заработной платы понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.

За правонарушения, связанные с невыплатой заработной платы, работодателю грозит:

  • штраф в размере до 120 000 руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года;
  • лишение свободы на срок до одного года (п. 1 ст. 145.1 УК РФ).

Федеральным законом от 23.12.2010 № 382-ФЗ в ст. 145.1. Уголовного кодекса РФ внесены изменения, в том числе данная статья дополнена п. 2, который говорит о том, что полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем — физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Если же задержка выплат привела к тяжким последствиям, штраф увеличивается от 200 000 до 500 000 руб. либо размера заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет. Срок лишения свободы будет составлять от двух до пяти лет с лишением (или без него) права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
Для установления фактов уголовного преступления и привлечения к соответствующей ответственности уполномоченные представители инспекции по труду направляют материалы в судебные органы и органы прокуратуры.
Материальная ответственность работодателя
Вопросам материальной ответственности работодателя перед работником посвящена гл. 38 ТК РФ. Согласно ее положениям работодатель возмещает работнику материальный ущерб в следующих случаях:

  • незаконное лишение возможности трудиться (ст. 234 ТК РФ);
  • причинение ущерба имуществу работника (ст. 235 ТК РФ). В соответствии с Трудовым кодексом работодатель, причинивший ущерб имуществу работника, возмещает этот ущерб в полном объеме по рыночным ценам, действующим в данной местности на день возмещения ущерба;
  • задержка выплаты заработной платы (ст. 236 ТК РФ);
  • в возмещение морального вреда (ст. 237 ТК РФ).

Более подробно рассмотрим вопрос, связанный с задержкой заработной платы. В этом случае работодатель выплачивает заработную плату и другие выплаты, причитающиеся сотруднику, вместе с процентами в размере не ниже 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки. Размер денежной компенсации может быть повышен коллективным или трудовым договором. При этом обязанность выплаты денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Статья написана в соавторстве с Ириной Штукмастер, старшим юристом компании «Пепеляев Групп» и Юлией Урбан, старшим юристом ООО «ФБК»

Нарушение законодательства, регулирующего отношения лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, с органами власти и управления, влечет для них неблагоприятные последствия. Различные неблагоприятные последствия, наступающие при нарушении налогового, антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей и другого административного и финансового законодательства, регулирующего отношения в сфере управления, предусмотрены в конкретных нормативных актах.

Административная ответственность выражается в применении полномочным государственным органом (должностным лицом) предусмотренных действующими нормами административного права конкретных административно-правовых санкций к физическим и юридическим лицам, виновным в совершении особого рода правонарушения – административного. В сфере торговых отношений к санкциям (неблагоприятным последствиям) следует отнести лишение лицензии на занятие торговой деятельностью, изъятие прибыли, полученной в результате нарушения дисциплины цен, сокрытия доходов и т.д., а также взыскание штрафа. Практически это реализуется преимущественно специально уполномоченными на это должностными лицами, являющимися представителями соответствующих исполнительных органов власти, наделенных контрольно-надзорными функциями и полномочиями. Меры административной ответственности применяются также судами (мировыми судами).

Субъектами административной ответственности являются физические лица (с 16 лет), юридические лица, должностные лица.

Административная ответственность получает свое непосредственное выражение в отношении лиц, совершивших административное правонарушение, в особых мерах административного принуждения – административных наказаниях.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В отношении юридических лиц могут применяться такие виды наказания, как предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие или конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, некоторые другие виды.

Административная ответственность лиц, осуществляющих деятельность в сфере торговли, может носить прямой и опосредованный характер. Прямая административная ответственность наступает в случае, когда нарушается административная норма специального отраслевого действия, т.е. норма, регламентирующая именно правила торговли (например, Правила продажи товаров по образцам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.07.1997г. № 918). Опосредованная ответственность наступает, когда нарушаются или не исполняются требования общего порядка, установленные для всей сферы предпринимательства, например о защите прав потребителей, о рекламе, санитарные правила.

Наряду с административными штрафами, налагаемыми на организации торговли, законодательными актами установлено наложение административных штрафов на должностных лиц. Установлено, что наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности виновное физическое лицо, равно как привлечение к ответственности физического лица не освобождает от ответственности юридическое лицо. Имеется в виду, что помимо ответственности данного юридического лица она может наступить и для виновного руководителя или иного работника этой организации.

Должностные лица несут ответственность за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и др., но только в тех случаях, когда обеспечение выполнения таких правил входит в их служебные обязанности. В качестве специальных субъектов должностные лица указываются в соответствующих статьях КоАП РФ.

Глава 14 КоАП РФ устанавливает ответственность за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил влечет в зависимости от состава правонарушения наложение административного штрафа в размере от 10 до 500 МРОТ с конфискацией товаров или без таковой (ст. 14.4 КоАП РФ). Обман потребителей, выражающийся в обмеривании, обвешивании, обсчете, введении в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара и т.п. влечет наложение штрафа от 5 до 200 МРОТ (ст.14.7 КоАП РФ). За осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица устанавливается ответственность в виде штрафа от 5 до 20 МРОТ (ст.14.1 КоАП РФ).

К административным правонарушениям относятся также нарушения законодательства о банкротстве, о товарных биржах и биржевой торговле, правил производства и продажи этилового спирта и другие.

Административная ответственность граждан

Административное правонарушение — противоправное, виновное действие (или наоборот, бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушений Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

признаки административного правонарушения:

1. Противоправность – это ситуация, при которой объект посягательства не только представляет определенную ценность для личности, государства и общества, но также и охраняется правом;

2. Антиобщественный характер – это посягательство самого разного рода, например, на интересы государства и общества в целом или же на интересы кокого-то отдельного гражданина. Обобщённый перечень таких интересов зафиксирован в статье 1.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федрации и конкретизируется в каждом отдельном случае в содержащихся в нём правовых нормах;

3. Деяние – это акт осознанного (волевого) поведения, может быть противозаконным действием (например, переход улицы на красный сигнал светофора) или бездействием (например, неявка в суд для исполнения обязанности присяжного заседателя);

4. Виновность – это подобная уголовному праву конструкция поведения с конкретным умыслом и же с неосторожностью (статья 2.2 «Формы вины» Кодекса об административных правонарушениях Российской Федрации);

Виды административных взысканий определены в ст. 3.2 КоАП РФ. За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные наказания:

  • Предупреждение. Это выносимое официальное порицание управляемым органом в письменной форме, установленной законодательством;
  • Административный штраф. Это денежное взыскание, размер которого определяется в статье, устанавливающей ответственность за конкретное правонарушение;
  • Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права охоты, управления транспортным средством и т. п.);
  • Административный арест. Он подразумевает содержание нарушителя в условиях изоляции от общества на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения антитеррористической операции — до 30 суток;
  • Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • Дисквалификация. Это лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях;
  • Административное приостановление деятельности;
  • Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения;

От штрафа все равно не убежишь

Нарушение тишины и покоя граждан

Памятка для владельцев собак

Потребителям ртутьсодержащих ламп

Солдатов Александр Петрович

доктор юридических наук, профессор,

профессор кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России

(тел.: 88612581426)_

К вопросу об административной ответственности юридических лиц

Автор в статье исследует административную ответственность юридических лиц на основе действующего законодательства, регламентирующего порядок и основания привлечения субъектов к административной ответственности.

Ключевые слова: административная ответственность, административные правонарушения, юридические лица, административные наказания, должностное лицо.

Современное законодательство об административных правонарушениях признает в качестве равноправных субъектов и физических, и юридических лиц. В действующем законодательстве, регламентирующем порядок и основания привлечения субъектов к административной ответственности, нет определения административной ответственности юридических лиц, однако в науке административного права это понятие раскрывается достаточно подробно. Так, например автор считает, что административная ответственность юридических лиц — вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом (чаще всего органом исполнительной власти) или должностным лицом административного наказания к организациям, совершившим правонарушение, на основе и в порядке, установленном административным правом и некоторыми другими отраслями права .

Для привлечения юридического лица к административной ответственности необходимы определенные законом условия. Прежде всего юридическое лицо подлежит административной ответственности за противоправное, виновное деяние, предусмотренное законом, если оно виновно в неисполнении или ненадлежащем исполнении прямого предписания закона, устанавливающего обязанность либо запрет на осуществление определенной деятельности; виновно в осуществлении деятельности, запрещенной законом, соверше-

нии незаконной сделки, невыполнении условий договора или иного обязательства; правонарушение совершено умышленно либо по неосторожности, однако налицо причинная связь между деянием и наступлением вредных последствий.

В соответствии с КоАП РФ основными видами административных наказаний для юридического лица являются: административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности. По мнению А.Г. Тищенко, административное правонарушение юридического лица представляет собой совершенное им виновное и противоправное деяние, подпадающее под признаки конкретной статьи КоАП РФ либо законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях .

Представляется, что об административной ответственности юридических лиц следует вести речь только тогда, когда составы правонарушений и нормы, регламентирующие порядок производства по ним, изложены в Кодексе об административных правонарушениях. Изучение проблем ответственности юридических лиц невозможно без анализа понятия правонарушения и его признаков. Однако объем работы не позволяет рассмотреть их все детально и полно. К тому же, в теоретическом аспекте они исследовались

ранее на уровне докторской диссертации . Учитывая, что вышеуказанное исследование А.П. Солдатова, посвященное проблемам административной ответственности юридических лиц, проводилось до вступления в силу нового КоАП РФ, следует остановиться лишь на тех признаках, которые составляют особенность привлечения к ответственности такого субъекта правонарушения, как юридическое лицо.

Так, в соответствии с требованием ст. 2.1 КоАП РФ под административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Часть 1 указанной статьи содержит определение административного правонарушения, выделяя в качестве обязательных его признаков противоправность, виновность, наказуемость. Понятие антиобщественности (или общественной опасности) в законодательном закреплении отсутствует, однако это не означает, что названный признак не является обязательным. Лишь при наличии четырех вышеназванных составляющих деяние может быть признано правонарушением, поэтому необходимо признак антиобщественности (общественной опасности) включить в число признаков, указанных в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ. Административная ответственность установлена за противоправные действия, т.е. за те действия, которые запрещены КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях под угрозой административного наказания .

Существенным признаком административного правонарушения является наказуемость, выражающаяся в том, что административным проступком может быть только то действие (бездействие), за которое установлена административная ответственность в виде одного из наказаний, перечисленных в п. 1 ст. 3.2 Кодекса. Следует отметить, что нововведением в законодательство явилось внесение изменений в гл. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения такого вида наказания, как административное приостановление деятельности .

Ныне действующий Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает новшество, выражающееся в том, что он распространяет свое действие на физических и юридических лиц. Административная ответственность юридических лиц была известна советскому и российскому праву. Она приме-

нялась в таможенном, налоговом, земельном, природоохранном, антимонопольном законодательстве, а также законодательстве о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, пожарной безопасности, в строительстве и архитектурной деятельности.

Исследуя проблемы применения административной ответственности за правонарушения, совершаемые юридическими лицами, необходимо раскрыть особенности состава правонарушения юридического лица. Понятие состава правонарушения, совершенного юридическим лицом, идентично понятию состава административного правонарушения, совершенного иными субъектами. Как отмечено в теории административного права, под юридическим составом понимается совокупность признаков (элементов), закрепленных нормативно-правовыми актами, наличие которых влечет административную ответственность . Элементы состава административного правонарушения, совершенного юридическим лицом, не отличаются от принятых в теории права позиций: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона, правонарушения.

Объектом административного правонарушения юридического лица являются общественные отношения, охраняемые административно-правовыми нормами. Проблемным в определении объекта правонарушения, с овершаемого юридическим лицом, является деление его на виды. Так, общим объектом административных правонарушений юридических лиц следует считать общественные отношения, которые регулируются различными отраслями права либо складываются в трех основных сферах государственного управления (экономике, социально-культурной и административно-

политической), но охраняются мерами административного наказания. Родовым объектом правонарушения следует признать одну (или несколько) отраслей права или одну (несколько) отраслей государственного управления (сельское хозяйство, строительство), аналогично охраняемых. В качестве непосредственного объекта в данной классификации названо конкретное общественное отношение, охраняемое одним или несколькими видами административного наказания . Таким образом, объектом правонарушения, совершаемого юридическим лицом, могут быть общественные отношения, регулируемые различными отраслями права или складывающиеся в различных сферах государственного управления. Характерным примером является положение закона «О пожарной безопасности» от 9 августа 2003 г. № 73 — РЗ Кабардино-Балкарской Республики,

предусматривающего возможность привлечения к административной ответственности предприятий. Объектом в данном случае выступает пожарная безопасность, основы обеспечения которой закреплены в законе субъекта Российской Федерации — Кабардино-Балкарской Республике, а гарантируется соблюдение вышеназванного нормативного акта мерами административного наказания, предусмотренными КоАП РФ.

Объективная сторона состава правонарушения — это система предусмотренных нормой административного (либо некоторых других отраслей) права признаков, характеризующих его внешние проявления. Важнейший из них — деяние в форме действия либо бездействия, посягающее на конкретные общественные отношения. Во многих случаях законодатель объективную сторону ставит в зависимость от времени, места, способа, средства, характера совершения деяния, наступивших вредных последствий. Способ совершения правонарушения включает в себя порядок, метод, последовательность действий, приемы, применяемые правонарушителем. Способ — это конкретная форма действия, его вариант. Иногда в числе признаков объективной стороны законодатель называет средства совершения проступков (кассовые чеки, контрольно-кассовые машины). Характер совершенного деяния может включать неоднократность, повторность, длящиеся нарушения.

По объективной стороне состава административные правонарушения юридических лиц могут быть «формальными», когда нет наступления вредных материальных последствий (например, нарушение правил пожарной безопасности) и «материальными», когда такие последствия должны иметь место (например, нарушение налогового или бюджетного законодательства). Другие названные признаки идентичны признакам объективной стороны правонарушения, совершаемого физическим лицом.

Субъектом правонарушения является юридическое лицо, его совершившее. В соответствии с нормами гражданского законодательства юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (ч. 1 ст. 48 ГК РФ).

В рамках административного права юридические лица признаются самостоятельными субъектами административно-правовых отношений, в частности отношений административной ответственности. Юридические лица в соответствии с правилами ст. 2.10 КоАП РФ подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае, если в статьях разд. I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В юридической литературе высказывается точка зрения, согласно которой, «помимо юридических лиц, субъектами административной ответственности могут быть и иные лица, приравненные к ним отраслевыми или специальными законодательными актами. Например, филиалы юридического лица могут быть привлечены к административной ответственности за некоторые нарушения налогового законодательства» . Филиалы и представительства юридического лица, хотя и названы в Гражданском кодексе обособленными подразделениями, но в силу п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса юридическими лицами не являются и не обладают самостоятельной гражданской правосубъектностью. Поэтому субъектами административной ответственности могут быть только учредившие филиалы (представительства) юридические лица (ведь именно они наделяют филиалы и представительства имуществом; филиалы и представительства действуют на основании утвержденных ими положений; руководители представительств и филиалов назначаются юридическими лицами и действуют на основании их доверенностей).

Субъективная сторона состава административного правонарушения — совокупность признаков, характеризующих психическое отношение субъекта к противоправному деянию и его последствиям. Она согласуется с признаком виновности правонарушения. При характеристике субъективной стороны административного правонарушения, совершенного юридическим лицом, особую сложность вызывает характеристика вины как обязательного элемента административной ответственности как в теоретическом, так и в практическом плане, непосредственно в

правоприменительной, административно-юрисдикционной деятельности. Закрепив в ст. 2.1 КоАП РФ положение об ответственности юридических лиц, законодатель установил, что юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

В настоящее время законодательная трактовка ст. 2.1 КоАП РФ позволяет выделить два критерия определения вины юридического лица. Это — наличие у юридического лица возможности выполнить предписания соответствующих правил и норм и непринятие всех зависящих от него мер по их соблюдению. В совокупности эти условия свидетельствуют о вине юридического лица. Следует отметить, что действующий КоАП РФ упоминает вину как элемент состава довольно часто (например, в п. 2 ст. 2.1 при формулировке состава административного правонарушения, совершенного юридическим лицом). Кроме того, ст. 1.5. КоАП РФ гласит, что «лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина». Следует отметить, что данный принцип распространен на всех субъектов правонарушений: и физических, и должностных, и юридических лиц. В соответствии со ст. 26.1, 26.2 Кодекса РФ при производстве по делу об административном правонарушении, в том числе совершенном и юридическими лицами, фактор виновности в совершении административного правонарушения подлежит обязательному выяснению и доказыванию наряду с другими обстоятельствами. При этом в ст. 2.1 КоАП РФ содержится специальное определение: «Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм… но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».

Как отмечает А.С. Никифоров, сущность вины проявляется в «относительно свободном выборе (в форме того или иного умысла или неосторожности) субъектом противоправного поведения вместо правомерного» . В теории административного права нет однозначной позиции о том, как относиться к вине юридического лица. Что это: вина его должностных лиц или вина отдельных физических лиц, не обладающих статусом должностных? Или, как считает автор, «юридическое лицо — это коллектив, значит, и виновность представляется коллективной»? Разъясняя свою позицию,

ученый отмечает, что «виновность юридического лица предопределяется виновностью руководителя (должностного лица)» . М.П. Петров считает, что «вина юридических лиц должна пониматься как психологическое отношение ксодеянному коллектива, определяемое по доминирующей воле в этом коллективе» .

Таким образом, проблема ответственности юридического лица в теоретическом освещении представлена тремя параметрами: ответственность юридических лиц является следствием действий физических лиц, его образовавших; ответственность юридических лиц как проявление действий должностных лиц; ответственность юридических лиц является особой формой проявления юридической ответственности.

А.В. Демин сгруппировал имеющиеся в науке российского и зарубежного административного права концепции виновности юридического лица, представив их двумя блоками:

концепция вины в объективном смысле, когда виновность организации выводится непосредственно из ее противоправного поведения, то есть за основу берется объективная сторона правонарушения и организация признается виновной исходя из ее фактических действий (бездействия) как деликтоспособно-го субъекта права по совершению правонарушения;

концепция вины в субъективном смысле, когда виновность организации определяется исходя из виновности ее уполномоченных представителей .

Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24.03.2005 г. в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме, как юридического лица, так и указанных должностных лиц. Аналогичное положение содержит ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ .

При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения.

Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц. Привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности .

Таким образом, официальное судебное толкование представляет ту же точку зрения, что и ученые, называющие основанием виновности юридического лица вину должностных лиц, принявших решение, повлекшее совершение административного правонарушения.

Поддержанная высшей судебной инстанцией РФ позиция подвергалась критике со стороны цивилистов. Так, Е.А. Суханов считает, что «будучи организацией, созданной для самостоятельного хозяйствования, с определенным имуществом, юридическое лицо является вполне реальным образованием, не сводимым ни к своим участникам, ни тем более к работникам, которые в этом качестве не имеют никаких прав на его имущество и ни при каких обстоятельствах не отвечают по его долгам» . Представляется, что указание на юридическое лицо как механическую совокупность ее работников и учредителей является не совсем верным. Разделяя мнение А.В. Демина, отметим, что юридическое лицо является объединением людей для реализации некоторых общих целей. Однако результатом такой интеграции выступает совершенно новый субъект права, самостоятельный фактически и юридически, обладающий качеством системности, то есть наделенный собственными характеристиками, не сводимыми к характеристикам составляющих его частей . Юридическое лицо, являясь субъектом административных правонарушений, может проявлять собственную волю и действовать виновно, независимо от виновности или невиновности отдельных его работников, как должностных лиц, так и не наделенных таковым статусом.

Подводя итог проведенному исследованию в рамках настоящего раздела научной работы, мы считаем возможным отметить следующее:

а) признаки правонарушений, совершаемых юридическими лицами, сопоставимы с признаками правонарушений, совершаемых

иными субъектами, то же можно отметить в отношении состава правонарушения: элементы состава правонарушения, совершенного юридическим лицом, идентичны элементам состава правонарушения, совершенного иными субъектами;

б) нет четкого законодательного деления правонарушений по принципу субъектного состава (следовало бы определиться, за какие правонарушения наступает ответственность только физических лиц и за какие -только юридических лиц);

в) нет выработанных единых критериев виновности, которыми можно было бы руководствоваться на практике; в каждом конкретном случае существует множество обстоятельств, указывающих, с одной стороны, на вину юридического лица в правонарушении, с другой -на виновность физического лица при совершении анализируемого правонарушения.

1. Солдатов А. П. Административная ответственность юридических лиц: Учеб. пособие / А. П. Солдатов. Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД России, 1999.

3. Солдатов А. П. Проблемы административной ответственности юридических лиц: Дис…. д-ра. юрид. наук / А.П. Солдатов. Саратов.

4. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях/под общ. ред. Э.Н. Ренова. М., 2002.

5. Закон Кабардино-Балкарской республики «О пожарной безопасности» от 9 августа 2003 года № 73-Р3 // Правовая система «КонстультантПлюс».

7. Никифоров А.С. Юридическое лицо как субъект преступления и уголовной ответственности /А.С. Никифоров. М, 2002.

9. Демин А. В. Ответственность за вину и презумпция невиновности в сфере налоговой ответственности: актуальные вопросы теории и практики. 2003 / А. В. Демин // Правовая система «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Постановление Пленума Верховного суда РФ № 5 от 24.03.2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при примене-

нии Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного суда РФ. — 2005. — № 6.

11. Гражданское право : учеб. / под ред. Е.А. Суханова. М, 1998.

3. Soldatov A.P. Problems ofadministrative responsibility of legal entities: Dis. … doctor of law/A.P. Soldatov. Saratov.

5. The law of Kabardino-Balkar Republic «About fire safety» of August 9, 2003 No 73-RZ // Legal Konstultantplus system.

7. Nikiforov A.S. Legal entity as subject of a crime and criminal liability / Ampere-second. A.S. Nikiforov. M., 2002.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх