Адвокатура в РФ

Правовой статус адвоката

Адвокатом является лицо, получившее статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность в порядке, установленном Законом об адвокатуре. Статус адвокатской профессии присваивается от имени государства решением квалификационной комиссии, адвокат является независимым советником по правовым вопросам. Статус адвоката присваивается на неопределенный срок – пожизненно.

Территориальные органы Минюста России ведут региональный реестр адвокатов субъекта РФ и выдают им удостоверение, подтверждающее статус адвоката.

Законом установлены основания приостановления и прекращения статуса адвоката.

Приостанавливается статус адвоката по следующим основаниям:

— его избрание в орган государственной власти или местного самоуправления на период работы на постоянной основе;

— призыв на военную службу;

— неспособность более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности;

— признание адвоката судом безвестно отсутствующим;

— принятие судом решения о применении к адвокату принудительных мер медицинского характера.

Прекращается статус адвоката по следующим основаниям:

— личное заявление в письменной форме о прекращении статуса адвоката;

— вступление в законную силу решения суда о признании адвоката недееспособным или ограниченно дееспособным;

— смерть адвоката или вступление в законную силу решения об объявлении его умершим.

Статус адвоката обеспечивается государственными гарантиями его независимости, в частности: запрещается вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в рамках закона, либо препятствование ей.

Уголовное преследование адвоката осуществляется с соблюдением гарантий, предусмотренных УПК.

Адвокат вправе:

— осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории РФ без какого-либо дополнительного разрешения;

— осуществлять свою деятельность только в одном адвокатском образовании, одновременно являться членом адвокатской палаты только одного субъекта РФ, сведения о нем вносятся только в один региональный реестр;

— осуществлять свою профессиональную деятельность независимо от каких-либо влияний, руководствуясь собственным правосознанием и действующим законодательством;

— состоять в политических партиях и общественных движениях;

— участвуя в качестве представителя или защитника физического или юридического лица в уголовном или административном судопроизводстве, проводить адвокатское расследование;

— оказывать правовую помощь за плату, размер которой определяется соглашением.

Законодательство устанавливает ряд ограничений, связанных с профессиональной деятельностью адвоката.

В частности, адвокат:

— не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали известны ему в связи с исполнением обязанностей защитника;

— не вправе принять поручение по делу, если он ранее оказывал помощь лицам, чьи интересы противоречат интересам нового поручителя;

— не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем, в связи с оказанием юридической помощи.

Главная обязанность адвоката – точно и неуклонно соблюдать требования действующего законодательства, использовать все предусмотренные законом средства и способы защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обратившихся к нему за помощью.

Требования к кандидату:

1) высшее юридическое образование, полученное в имеющим государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности;

2) стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, либо пройти стажировку в адвокатском образовании.

В стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката, включается работа:

1) в качестве судьи;

2) на требующих высшего юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах;

3) на требовавших высшего юридического образования должностях в существовавших до принятия действующейКонституции Российской Федерации государственных органах СССР, РСФСР и Российской Федерации, находившихся на территории Российской Федерации;

4) на требующих высшего юридического образования муниципальных должностях;

5) на требующих высшего юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

6) на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах организаций;

7) на требующих высшего юридического образования должностях в научно-исследовательских учреждениях;

8) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

9) в качестве адвоката;

10) в качестве помощника адвоката;

11) в качестве нотариуса.

Не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности лица:

1) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

Порядок приобретения статуса адвоката состоит из 3-х этапов:

1) сдача квалификационного экзамена;

2) утверждение его кандидатуры квалификационной палатой субъекта РФ;

3) включение претендента в реестр адвокатов.

Требования, предъявляемые к адвокатам.

Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.

Адвокат обязан:

1) честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами;

2) исполнять требования закона об обязательном участии адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, а также оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

(в ред. Федеральных законов от 20.12.2004 N 163-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ)

3) постоянно совершенствовать свои знания и повышать свою квалификацию;

4) соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката и исполнять решения органов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции;

5) ежемесячно отчислять за счет получаемого вознаграждения средства на общие нужды адвокатской палаты в порядке и в размерах, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации (далее — собрание (конференция) адвокатов), а также отчислять средства на содержание соответствующего адвокатского кабинета, соответствующей коллегии адвокатов или соответствующего адвокатского бюро в порядке и в размерах, которые установлены адвокатским образованием;

6) осуществлять страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности.

  1. Порядок наделения статусом адвоката.

Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия при адвокатской палате соответствующего субъекта РФ после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката, квалификационного экзамена. К экзамену могут быть допущены лица, отвечающие требованиям, установленным пунктами 1 и 2 ст. 9 Закона об адвокатуре.

Лицо, претендующее на присвоение статуса адвоката, помимо заявления о допуске к экзамену представляет в квалификационную комиссию копию документа, удостоверяющего его личность, анкету, содержащую биографические сведения, копию трудовой книжки или иной документ, подтверждающий стаж работы по юридической специальности, копию документа, подтверждающего высшее юридическое образование либо наличие ученой степени по юридической специальности, а также другие документы в случаях, предусмотренных законодательством. Представляемые претендентом копии документов должны быть надлежащим образом заверены.

Квалификационная комиссия при необходимости организует в течение двух месяцев проверку достоверности документов и сведений, представленных претендентом. При этом квалификационная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с запросом о проверке либо подтверждении достоверности указанных документов и сведений. Предоставление недостоверных сведений может служить основанием для отказа в допуске претендента к квалификационному экзамену.

После завершения проверки квалификационная комиссия принимает решение о допуске либо об отказе в допуске претендента к квалификационному экзамену. Решение об отказе в допуске претендента к квалификационному экзамену принимается только по основаниям, указанным в Законе об адвокатуре, и может быть обжаловано в суд.

Квалификационный экзамен принимается в порядке, определенном положением о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов, которое разрабатывается и утверждается советом Федеральной палаты адвокатов. Квалификационный экзамен состоит из письменных ответов на вопросы (тестирование) и устного собеседования. Перечень вопросов, предлагаемых на экзамене претендентам, также разрабатывается и утверждается советом Федеральной палаты адвокатов. В заседаниях комиссии ведется протокол, к которому прилагаются тексты письменных ответов на вопросы.

Сдавшим экзамен считается лицо, полно и правильно ответившее на большинство вопросов. В случае вынесения в отношении претендента, сдававшего экзамен, отрицательного решения, он имеет право подать апелляцию в эту же квалификационную комиссию. Апелляция рассматривается в специально установленный для этого день в присутствии претендента. Претендент, не сдавший квалификационный экзамен, допускается к его повторной сдаче не ранее чем через год.

Квалификационная комиссия в трехмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката принимает решение о присвоении либо об отказе в присвоении претенденту статуса адвоката. Квалификационная комиссия не вправе отказать претенденту, успешно сдавшему квалификационный экзамен, в присвоении статуса адвоката, за исключением случаев, когда после сдачи квалификационного экзамена обнаруживаются обстоятельства, препятствовавшие допуску к экзамену.

Решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката, защищать права, свободы и интересы доверителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и Кодексом профессиональной этики адвоката».

О присвоении претенденту статуса адвоката квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия соответствующего решения уведомляет территориальный орган юстиции, который в месячный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр адвокатов и выдает адвокату удостоверение.

Адвокат в течение шести месяцев со дня получения статуса адвоката обязан уведомить совет адвокатской палаты об избранной им форме адвокатского образования.

Статус адвоката присваивается пожизненно, т.е. он не ограничен никакими сроками, в том числе достижением определенного возраста. Приостановление и прекращение статуса адвоката возможно лишь в случаях и в порядке, предусмотренных статьями 16 и 17 Закона об адвокатуре.

>Функции адвокатуры

Понятие адвокатуры и общая характеристика ее функций

Одной из ключевых функций, выполнение которой одновременно возлагается на значительную совокупность государственных и общественных институтов, выступает функция обеспечения защиты нарушенных (оспариваемых) прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений.

Значительная роль в реальном обеспечении обозначенной защиты принадлежит адвокатуре, определение которой в действующем законодательстве и юридической литературе предлагается формулировать следующим образом:

Определение 1

Адвокатура в РФ – это организация, образованная на началах профессионализма и самоуправления, для целей оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам.

Из анализа содержания приведенного определения можно сделать обоснованный вывод о том, что деятельность адвокатуры в определенной степени пересекается с государственной деятельностью по реализации правозащитных функций, в связи с чем, представляется целесообразным проведение более подробной характеристики основных направлений деятельности адвокатуры (функций адвокатуры) в Российской Федерации.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Прежде чем перейти к непосредственной характеристике функций адвокатуры представляется целесообразным отметить, что, несмотря на обозначенную общность целей и задач адвокатуры с государственными функциями, рассматриваемый институт обладает признаком независимости от государственного механизма.

Замечание 1

В этой связи следует признавать необоснованными утверждения тех авторов, которые считают возможным относить адвокатуру к числу правоохранительных органов, в том числе потому, что для адвокатуры и отдельных адвокатов не присущи полномочия по осуществлению принудительного воздействия на правонарушителей, совершаемые адвокатами действия, а равно принимаемые органами адвокатского самоуправления решения не характеризуются признаком общеобязательности, и т.д.

Тем не менее, институт адвокатуры, выполняя возложенные на него функции имеет большое значение для защиты прав граждан и организаций.

Основные функции адвокатуры

В действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует специальная норма, в которой были бы исчерпывающим или примерным образом определены функции адвокатуры, а равно норма, в которой было предложено определение соответствующих функций. Тем не менее, исходя из толкования нормативно-правовых актов и положений юридической доктрины, можно сделать вывод о том, что в числе основных функций адвокатуры на современном этапе развития рассматриваемого института выступают:

  • Предоставление законных и обоснованных правовых консультаций организациям, предприятиям и учреждениям по вопросам применения положений действующего законодательства в той или иной сфере правового регулирования;
  • Оказание правовой помощи гражданам и лицам без гражданства при обращении последних за соответствующей помощью, а в установленным законом случаях – также оказание юридической помощи по уголовным делам при наличии соответствующего назначения следователя;
  • Функция представительства и защиты в гражданском, административном, арбитражном или уголовном судопроизводстве;
  • Социально-педагогическая функция – в процессе реализации обозначенных выше функций, а равно выполнения их задач, охватываемых содержанием профессиональной деятельности адвоката, последний осуществляет социально-педагогическое воздействие на неопределенный круг лиц, посредством юридического просвещения граждан, и привития им осознания необходимость разрешать собственные проблемы строго в пределах правового поля;
  • Профессиональная деятельность адвокатуры, как института гражданского общества, способствует выстраиванию взаимовыгодного, уважительного и гармоничного взаимодействия между государством (в том числе, в лице уполномоченных органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц) и обществом (гражданами, и их объединениями);

Некоторые исследователи наряду с охарактеризованными в представленной статье функциями говорят о необходимости выделения, так называемой социально-психологической функции, содержание которой связывается с тем, что профессиональная правозащитная деятельность адвокатуры в перспективе способствует стабилизации общественного сознания.

Полномочия адвоката

Поскольку одним из основных начал функционирования адвокатуры выступает принцип законности ее организации и деятельности, реализация любых функций рассматриваемого института невозможна без нормативно-правового определения пределов профессиональных полномочия адвокатов, необходимых и достаточных для выражения соответствующих функций.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что в числе таких полномочий (профессиональных прав и обязанностей) адвокатов выступают:

  • Право собирать необходимые для оказания юридической помощи сведения, предметы и документы, а равно запрашивать справки и характеристики, в том числе от органов государственной власти и местного самоуправления, которые могут иметь юридическое значение для оказания юридической помощи, а равно для рассмотрения и разрешения по существу конкретного правового спора;
  • Получать в результате опроса информацию от конкретных лиц, предположительно владеющих сведениями, относящимися к делу, по которому адвокатом оказывается правовая помощь доверителю;
  • Привлекать в необходимых случаях на возмездной, договорной основе специалистов, профессиональные знаний которых могут иметь значение для разъяснения вопросов, сопряженных с оказанием адвокатом юридической помощи;
  • Беспрепятственно получать доступ и фиксировать информацию, содержащуюся в материалах дела, в рамках которого адвокатом оказывается правовая помощь доверителю, при соблюдении установленных требований об охране государственной и иной тайны;
  • Совершать иные действия, предусмотренные действующим законодательством РФ.

Глава 4. Функции адвокатуры Российской Федерации.

Важнейшая роль в обеспечении законности в нашем государстве принадлежит адвокатуре, которая на протяжении всей истории существования выполняла свое главное предназначение – защиту прав и законных интересов гражданина и человека.

Основными функциями адвокатуры являются:

  1. Предоставление юридических консультаций в области применения законов Российской Федерации предприятиям, организациям и различным учреждениям;

  2. Оказание юридической помощи физическим лицам в отдельных ситуациях;

  3. Представительство по гражданским делам и защита в уголовном судопроизводстве;

  4. Социально-психологическая функция, т.е. стабилизирует общественное сознание;

  5. Социально-педагогическая функция, т.е. распространяет правовое просвещение граждан и приучает людей решать свои проблемы в рамках закона и посредством закона;

  6. Дает альтернативное разрешение споров и гармонизирует отношения между обществом и государством.

Адвокатура это институт не государственной власти, а гражданского общества, пользующийся автономией, независимостью и самоуправлением. В числе органов, призванных оказывать юридическую помощь без использования властных полномочий, адвокатура занимает центральное место. Она представляет собой объединение граждан, построенное на основе профессиональной общности его членов и единства решаемых задач, т.е. защита прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления.

Как институт гражданского общества адвокатура призвана способствовать установлению в обществе баланса различных сил, упрочнению самосознания всех членов этого общества. То, что адвокатура не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления подтверждается тем, что в организационном отношении адвокатура не подчиняется никаким органам власти, финансирование ее деятельности осуществляется не из федерального или местного бюджетов, а за счет средств, зарабатываемых самими адвокатами.

Адвокатура, являясь составной частью, институтом гражданского общества и обладая относительной автономией от госструктур, действует, тем не менее, в строгом соответствии с разработанными в отношении нее государственными нормативными правовыми актами, регламентирующими все основные организационные и иные вопросы. Кроме того, члены адвокатского сообщества оказывают исключительно установленные государством виды услуг:

  • Дача консультаций и справок по правовым вопросам;

  • Составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правого характера;

  • Представление интересов доверителя в конституционном судопроизводстве;

  • Участие в качестве либо представителя в гражданском и административном судопроизводстве, либо представителя или защитника в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

  • Представление интересов доверителя в органах государственной власти, местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях и др.

Государство производит контроль за деятельностью адвокатов и оказывает им необходимое содействие: обеспечивают независимость адвокатов; осуществляют финансирование деятельности тех адвокатов, которые предоставляют юридическую помощь гражданам бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством, при необходимости адвокатским образованиям выделяются служебные помещения и средства связи.

В качестве института гражданского общества адвокатура призвана защищать частные интересы конкретных индивидов и их объединений. Но эти частные, индивидуальные интересы не должны поглощаться интересом публичным, а наоборот определять содержание законов и правоприменительную практику, деятельность всех органов государственной власти и негосударственных структур. Это соответствует ст. 2 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы – высшая ценность, и обязанность государства – признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Выполняется она посредством деятельности государственных органов или путем передачи отдельных полномочий негосударственным органам и организациям, таким как адвокатура.

Адвокатура защищает права, свободы и законные интересы физических лиц не только в публично-правовой (в уголовном и конституционном процессе), но и в частноправовой сфере. Адвокат является представителем граждан в гражданском судопроизводстве по жилищным, семейным, наследственным, трудовым и другим делам.

Адвокат может осуществлять:

  • осуществлять договорное обслуживание юридических лиц, давать консультации и справки по правовым вопросам предпринимательской деятельности;

  • составлять документы правового характера;

  • участвовать в качестве представителя юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в гражданском и административном судопроизводстве;

  • представлять интересы субъектов предпринимательской деятельности в органах государственной власти, местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, в том числе выступать в качестве представителя в налоговых правоотношениях.

Адвокатура представляет собой механизм без которого затруднены нормальный гражданско-правовой оборот, должное правовое обеспечение рыночных отношений, защита нрав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Таким образом, в деятельности адвокатуры сочетается защита частного интереса и публичного интереса общества, направленного на соблюдение законности, прав и свобод граждан со стороны государства. Без этого невозможно построение правового государства, каковым является Российское государство.

32.Адвокатская деятельность и организация адвокатуры в рф.

  • •1. Судебная система российской федерации
  • •2. Министерство внутренних дел и его органы
  • •3. Отрасли прокурорского надзора:
  • •5.Права, обязанности и ответственность нотариуса:
  • •6.Первая инстанция (рассмотрение дела по существу) в деятельности федеральных судов общей юрисдикции:
  • •7. Порядок назначения судей, состав и структура областного, краевого суда.
  • •9.Звенья судебной системы федеральных судов.
  • •10.Предмет и система курса «Правоохранительные органы рф»,его место в системе смежных юридических дисциплин
  • •11.Виды специализированных прокуратур. Военная прокуратура и система ее органов:
  • •12. Понятие состава суда (штатно-должностной состав)
  • •Девятый арбитражный апелляционный суд действует в составе:
  • •13.Органы судейского сообщества, порядок их формирования и функции.
  • •1. Всероссийский съезд судей рф.
  • •2. Совет судей рф.
  • •3. Конференции судей субъектов рф.
  • •4. Советы судей субъектов рф.
  • •14.Понятие адвокатуры, ее задачи и принципы организации.
  • •15.Формирование жюри присяжных и особенности рассмотрения дел с их участием
  • •17. Прокурорские работники, порядок назначения, освобождения и присвоения классных чинов:
  • •18.Формирование списков народных и присяжных заседателей.
  • •19.Порядок наделения судей полномочиями
  • •20.Адвокатские образования и порядок их создания.
  • •21.Судебный департамент при Верховном суде рф, его задачи, функции, система органов.
  • •22.Срок полномочий судей:
  • •23.Структура центрального аппарата Генеральной прокуратуры рф.
  • •24.Квалификационные коллегии судей, их состав, порядок избрания, компетенция.
  • •26.Органы дознания.
  • •27.Оказание юридических услуг юридическими фирмами.
  • •29.Следственный аппарат мвд. Подследственность дел следователям мвд.
  • •31.Компетенция районного(городского) суда.
  • •32.Адвокатская деятельность и организация адвокатуры в рф.
  • •33. Правоохранительные органы, общая характеристика, их задачи и система России
  • •34.Принцип национального языка судопроизводства и его значение
  • •36.Подведомственность и подсудность дел арбитражным судом.
  • •37.Присяжные и арбитражные заседатели.
  • •38.Адвокат, статус адвоката и порядок его приобретения
  • •39.Правоохранительные органы зарубежных стран.
  • •Испания
  • •40.Президиум Верховного Суда рф, его состав, порядок формирования и полномочия.
  • •41.Требования, предъявляемые к нотариусам, порядок наделения нотариусов полномочиями.
  • •42.Судебные приставы, их значение, виды, система органов:
  • •43. Понятие правоохранительных органов, их место в государстве и назначение:
  • •46. Понятие судебной власти, ее функции и место в системе государственной власти.
  • •47.Полномочия Генерального прокурора рф по руководству системой органов прокуратуры.
  • •48.Конституционный суд рф, задачи, структура, состав и организация работы.
  • •50.Направление деятельности прокуратуры.
  • •51.Вторая инстанция (апелляция, кассация) в деятельности федеральных судов рф.
  • •52.Верховный Суд рф: порядок назначения судей, состав и структура.
  • •53.Органы адвокатского сообщества
  • •54.Прокуратуры городов и районов: состав, порядок назначения работников
  • •55.Пленум Верховного суда рф, его состав и компетенция
  • •56.Виды юридических услуг, оказываемые адвокатами. Помощник и стажер адвоката.
  • •57. Прокуратуры субъектов рф: структура , порядок назначения работников
  • •58.Общая характеристика нормативных актов, изучаемых в учебном курсе «Правоохранительные органы»
  • •59.Федеральные органы государственной безопасности, их задачи, система и направления деятельности
  • •60.Приостонавление и прекращение полномочий судьи. Отставка судьи. Приостановление полномочий судьи:
  • •Прекращение полномочий судьи:
  • •Отставка судьи:
  • •62.Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков
  • •63.Порядок отбора кандидатов на должность судьи
  • •64.Понятие правосудия
  • •65.Понятие, задачи и формы предварительного расследования.
  • •66. Мировые судьи, общая характеристика, подсудность, организация работы.
  • •67.Неприкосновенность судьи.
  • •68. Система органов прокуратуры Российской Федерации
  • •69.Задачи, функции правовые основы нотариата в рф.
  • •70.Понятие судебных инстанций
  • •71. Понятие прокурорского надзора и его задачи
  • •72.Система арбитражных судов, состав структура и полномочия Высшего Арбитражного суда рф.
  • •73.Судебный состав, осуществляющий правосудие
  • •75. Функции Министерства юстиции рф и его органов
  • •76. Компетенция областного и соответствующих ему федеральных судов общей юрисдикции.
  • •78. Принцип равенства граждан перед законом и судом и особый порядок привлечения к ответственности судей:

Адвокатура (стр. 1 из 3)

Понятие адвокатуры, ее значение. Форма организации адвокатской деятельности.

· Введение………………………………………………..стр. 2-3

1. Понятие адвокатуры, ее значение………………………3-10

2. Форма организации адвокатской деятельности……..10-15

· Заключение………………………………………………..15-16

· Литература…………………………………………………….17

Введение.

Адвокат (от лат. Advocates – призванный; англ. lawyer, barrister, advocate) – юрист, оказывающий профессиональную правовую помощь посредством консультаций, рекомендаций, защиты обвиняемого на всех стадиях следствия и суда, представления интересов потерпевших и т. д.

В Древнем Риме адвокатами называли родственников и друзей тяжущегося, которых он просил сопровождать его в суд. Во времена Римской империи этим термином стали обозначать судебных защитников.

В Европе, как в науке, так и в западноевропейских языках, с термином «адвокатура» соединяется понятие деятельности, отличной от деятельности поверенных, что подразумевает функционирование специального сословия профессиональных юристов.

В русском разговорном языке термин «адвокатура» стал означать с середины XIX века профессию адвокатов, отличающихся от оказывающих юридическую помощь поверенных, которые могут и не быть юристами. Также термином «адвокатура» обозначалось объединение адвокатов в какую-либо структуру.

В советский период этот термин стал обозначать юристов-профессионалов, объединенных в коллегии для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам (разъяснение правовых вопросов, составление договоров, жалоб, представительство в суде и т. п.), так как коллегии адвокатов являлись практически единственной формой объединения лиц, оказывающих юридическую помощь на профессиональной основе.

В современной науке большинство ученных, занимающихся исследованиями в области адвокатуры и адвокатской деятельности, сходится во мнении, что адвокатской деятельностью является юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе физическим и юридическим лицам путем правового консультирования, организации защиты или представительства интересов в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве; предоставления иных видов юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Адвокатура и ее значение.

Под адвокатурой принято понимать совокупность юристов-профессионалов, объединенных в адвокатских палатах субъектов Российской Федерации (по старой терминологии – в коллегиях адвокатов) и имеющих задачей оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам, включающую в себя участие в различных видах судопроизводства, разъяснение правовых вопросов, подготовку юридических документов (заявлений, жалоб, договоров и т. п.).

Функционирование адвокатуры является основным способом обеспечения положения ст. 48 Конституции РФ, часть 1 которой гласит: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи».

Поскольку коллегии адвокатов являлись практически единственной формой объединения лиц, оказывающих профессиональную юридическую помощь, адвокатура как институт отождествляется именно с ними.

31 мая 2002 г. Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», который вступил в действие с 1 июля 2002 г., за исключением отдельных положений, которые вступают в силу с 1 января 2007 года.

В настоящее время активно реформируется деятельность российской адвокатуры в соответствии с принятым законом.

Данный закон был принят в ходе осуществления судебной реформы в Российской Федерации и призван обеспечить правовое регулирование вопросов деятельности адвокатуры, взаимодействие органов адвокатского самоуправления с государственными органами, должностными лицами и гражданами. Кроме того, закон гарантирует независимость адвокатов как профессиональных, некоммерческих организаций ( ст. 1, 3, 29, 31 и др.).

Это определение подчеркивает самостоятельность адвокатских объединений, их независимость от органов государственного управления. Правовые основы взаимодействия адвокатуры с органами государственной власти – это один из концептуальных вопросов, ответ на который определяет в значительной мере правовой статус адвокатуры, ее место в системе государственных и общественных институтов.

Указание на некоммерческий характер означает, что адвокатура не ставит целью извлечения прибыли. Гонорары, поступающие в коллегию за оказание правовой помощи адвокатами, используются для оплаты их труда, содержания технического аппарата, хозяйственно-канцелярские расходы, а также для отчислений в страховые и пенсионные фонды.

Целью принятия Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» являлась необходимость расширения правовых и организационных возможностей адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам. Новый закон учел реалии сегодняшнего дня, изменения, происшедшие в обществе и государстве за длительный период времени, прошедший после принятия Положения об адвокатуре РСФСР 1980 г., которое призвано утратившим силу. Особенно велика роль нового закона в связи с новой ролью и функциями адвоката и адвокатуры после принятия в 2001 г. Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Принятие Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» должно вывести на новый, более квалифицированный и самостоятельный уровень российскую адвокатуру.

Адвокат, пользуясь гарантиями независимости и неприкосновенности, может без опасения осуществлять юридическую помощь, будучи уверенным в защите себя и своей семьи и недопустимости оказания на него давления со стороны третьих лиц.

Переход адвокатуры на новый профессиональный уровень должен восполнить недостаток квалифицированной юридической помощи гражданам и юридическим лицам по обеспечению их прав, свобод и законных интересов.

Позитивным является то, что законом установлено положение о принятии Всероссийским съездом адвокатов Кодекса профессиональной этики адвоката. И это уже произошло. 31 января 2003 года адвокаты Российской Федерации, в развитие требований, предусмотренных статьей 7 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», в целях поддержания между собой профессиональной чести и сознания нравственной ответственности перед обществом, развивая традиции российской присяжной адвокатуры, принимают «Кодекс профессиональной этики адвоката».

Реализация функции оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам практически осуществляется не адвокатурой, а конкретными адвокатами либо партнерами адвокатских бюро.

В соответствии с Положением об адвокатуре в РСФСР адвокатами считались граждане России, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по специальности юриста не менее двух лет, принятые в члены коллегии адвокатов. Допускается прием в коллегию адвокатов лиц, не имеющих стажа работы по специальности юриста, однако с условием прохождения стажировки в коллегии адвокатов сроком от шести месяцев до года. Как правило, адвокаты – члены коллегии – имели постоянное рабочее место в юридических консультациях (бюро, фирмах, адвокатских конторах).

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» установил новый порядок комплектования адвокатуры путем приобретения статуса адвоката.

Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия при адвокатской палате субъекта Федерации после сдачи претендентом квалификационного экзамена.

Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должен иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании сроком от одного года до двух лет. После положительного решения квалификационной комиссии претендент приносит присягу, получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты. Территориальный орган юстиции, получив от квалификационной комиссии сведения о принятом адвокате, заносит их в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение. Закон подробно регламентирует требования к претенденту, условия допуска его к квалификационному экзамену и включения сведений об адвокате в государственный реестр (ст. 9 -14 Закона).

Адвокат может одновременно являться членом адвокатской палаты только одного субъекта Федерации и состоять только в одном адвокатском образовании. Однако осуществлять свою деятельность он вправе на территории всей Российской Федерации без какого-либо дополнительного разрешения.

Поручения на оказание юридической помощи адвокаты получают непосредственно от клиентов либо через заведующего консультацией (адвокатским бюро, коллегией), который распределяет работу, контролирует ее качество и оплату, разрешает возникающие конфликты в коллективе адвокатского образования или между адвокатом и клиентом, если они по своему характеру не требуют вмешательства совета адвокатской палаты.

Именно адвокат является субъектом защиты и представительства, именно он участвует в судопроизводстве и процессуальных правоотношениях. Адвокаты – участники доказывания по конкретным уголовным, гражданским, административным делам; им принадлежит право собирания и представления доказательств, их проверки и оценки в определенном законом процессуальном режиме. На них возлагается обязанность использования всех предусмотренных законом средств и способов защиты, обоснования выдвигаемого в интересах подзащитного или доверителя тезиса.

Адвокатура понятие и принципы организации.

Поиск Лекций

Адвокатура — профессиональная, самоуправляемая организация, созданная для оказания юридической помощи гражданам и организациям. Она не является правоохранительным органом. Адвокатская деятельность не является предпринимательской. В целях обеспечения доступности для физических лиц и организаций юридической помощи и содействия адвокатской деятельности, органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры.

Деятельность адвокатуры осуществляется в соответствии со ст. 48 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. При оказании конкретной юридической помощи адвокаты руководствуются уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным и иным отраслевым законодательством. Задачами адвокатуры являются оказание юридической помощи гражданам и организациям, содействие охране прав и законных интересов граждан и организаций, соблюдению законности. Адвокатура является независимой организацией. Должностные лица исполнительной, судебной власти не могут оказать воздействие на адвоката.

основные направления:

консультации, разъяснения действующего законодательства, устные и письменные справки по юридическим вопросам; составление заявлений, жалоб и других документов правового характера, представительство в судах по гражданским делам, по делам об административных правонарушениях, участие в уголовном судопроизводстве в качестве защитника подозреваемого, обвиняемого или представителя потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика.

Принцип организации

Правовую основу организации и деятельности адвокатуры составляет Конституция и Закон об адвокатской деятельности. Адвокатская деятельность имеет публичное начало, поскольку направлена на защиту общественных интересов. Она призвана обеспечить реализацию конституционного права каждого на получение квалифицированной юридической помощи.

Организация и деятельность адвокатуры базируются на определенных принципах, которые носят нормативный характер и обеспечивают надлежащее выполнение стоящих перед адвокатами задач. К ним относятся: законность, независимость, самоуправление, корпоративных и равноправие адвокатов.

Законность как основной общеправовой принцип применительно к адвокатуре означает точное и неуклонное исполнение и соблюдение законов, а также иных нормативно – правовых актов адвокатами, адвокатскими образованиями и органами управления адвокатурой. Адвокаты обязаны соблюдать и исполнять законы и решения органов управления адвокатурой (Федеральной палаты адвокатов, Адвокатской палаты субъекта РФ), в том числе и, прежде всего, Кодекс профессиональной этики адвокатов. Никакие пожелания, просьбы или указания доверителя, направленные на несоблюдение закона или правил профессиональной этики, не могут быть исполнены адвокатом.

Независимость адвокатуры означает запрет любого вмешательства или воспрепятствования законной адвокатской деятельности. Данный принцип имеет международно-правовое начало.

1) невозможностью привлечения адвоката к какой – либо ответственности (кроме гражданско-правовой) перед доверителем.

2) недопустимостью истребования от адвокатов сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам (адвокатская тайна).

3) нахождением адвоката, членов его семьи и имущества под защитой государства.

4) процессуальным иммунитетом при уголовном преследовании (ст.18 Закона об адвокатской деятельности).

Самоуправление адвокатуры выражается в существовании и деятельности специальных органов управления, образуемых и состоящих из адвокатов. Данные органы самостоятельно принимают решения по внутренним вопросам адвокатского сообщества и ведают делами адвокатуры.

Корпоративность как принцип организации и деятельности адвокатуры определяет ее как особый вид профессионального сообщества, обладающего внутренней организацией, сплачивающей адвокатов. Для всех адвокатов объединяющим фактором служит преданность профессиональным интересам.

Принцип равноправия адвокатов прежде всего распространяется на их профессиональную деятельность. Действующим законодательном установлено единообразие правового статуса адвоката по объему прав и по сфере их применения. Полномочия адвоката действительны на всей территории РФ независимо от места регистрации адвоката.

Организация адвокатуры

Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов. Она объединяет всех лиц, получивших статус адвоката

Современная система российской адвокатуры определена гл. 4 Закона об адвокатской деятельности. В нее входят органы управления адвокатурой и адвокатские образования. Организация адвокатуры строится на основе самоуправления. Органы управления адвокатурой создаются на выборной основе из числа адвокатов. Они призваны выполнять организационные, методические и представительские функции в отношении адвокатских образований, но не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также по своей инициативе контролировать работу адвокатов.

Органы управления адвокатурой имеют двухуровневую структуру, основанную на территориальном принципе:

— Федеральная палата адвокатов РФ;

— Адвокатская палата субъекта РФ;

Федеральная палата адвокатов РФ является юридическим лицом и действует в организационно – правовой форме негосударственной некоммерческой организации. Она объединяет все адвокатские палаты субъектов РФ. Основными функциями Федеральной палаты адвокатов являются представительство и защита интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, координация деятельности адвокатских палат, обеспечение высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи.

Высшим органом Федеральной палаты адвокатов является Всероссийский съезд адвокатов. К полномочиям съезда относятся принятие устава Федеральной палаты адвокатов и Кодекса профессиональной этики адвокатов, формирование совета Федеральной палаты адвокатов, а также решение иных организационных и финансовых вопросов, связанных с ее деятельностью. Всероссийский съезд адвокатов созывается не реже одного раза в два года и считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее двух третей адвокатских палат субъектов РФ. Каждая адвокатская палата имеет равные права и один голос при принятии решения независимо от количества ее представителей на съезде. В каждом субъекте РФ действует одна Адвокатская палата, которая является высшим органом адвокатского сообщества на данной территории. Все адвокаты, зарегистрированные в одном субъекте РФ, обязаны быть членами соответствующей адвокатской палаты. Адвокатская палата осуществляет контроль за профессиональной подготовкой адвокатов и соблюдением Кодекса профессиональной этики адвокатов.

Рекомендуемые страницы:

>Поиск по сайту

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх