Аис адвокатура

Калачева Е.Н.

Современная информационная среда характеризуется стремительным изменением картины окружающего нас мира и структуры отношений в нем, формированием новой реальности, в основе которой – «цифровизация» общественных процессов. Большие возможности цифрового представления информации приводят к тому, что цифровизация формирует целостные технологические среды «обитания» (экосистемы, платформы), становясь способом, технологией цифрового регулирования всех процессов в экономике, политике, праве.

Началом формирования единой информационной среды в адвокатуре РФ можно считать 2007 г., когда Федеральная палата адвокатов Российской Федерации (ФПА) решением Совета от 27 сентября 2007 г. одобрила внедрение автоматизированной информационно-аналитической системы «Адвокатура», в рамках которой предусматривалось создание единого реестра адвокатов, реестра адвокатских образований (оперативный сбор, анализ и обобщение данных о составе адвокатуры в России); правовое сопровождение управленческих процессов органов и аппарата ФПА и адвокатских палат субъектов (ФПА) (обеспечение возможности корректного выполнения пользователем юридически значимых действий и внесения юридически значимой информации) в соответствии с требованиями действующего законодательства; создание электронной рабочей среды; информационно-технологическое обеспечение (сопровождение) отдельных процедур (например, тестирование при сдаче квалификационного экзамена, работа советов и квалификационных комиссий АПС и др.), системы электронного документооборота, оперативного обмена информацией и др.

В дальнейшем наработки данной программы использовались региональными адвокатскими палатами, в частности, Адвокатской палатой Самарской области, Адвокатскими палатами Пермского края, Калининградской области, Хабаровского края и др. в целях обеспечения участия адвокатов в качестве защитников в уголовных делах по назначению органов дознания, следствия, суда.

В формировании и развитии экосистемы адвокатуры на современном этапе Гаврилов С.Н. и Володина С.И. выделяют три уровня информатизации и внедрения информационных технологий: автоматизацию адвокатской деятельности; информатизацию деятельности адвокатских образований, в том числе во взаимодействии с адвокатами, входящими в соответствующее адвокатское образование; информатизацию деятельности органов адвокатского самоуправления (органов и аппарата адвокатских палат субъектов РФ (АПС), а также органов и аппарата Федеральной палаты адвокатов РФ (ФПА)).

В экосистеме адвокатуры создаются условия для развития платформ и технологий, позволяющих адвокатам оказывать качественную юридическую помощь физическим и юридическим лицам, адвокатским палатам субъектов и ФПА – обеспечивать реализацию нормативных полномочий, органам адвокатского самоуправления – взаимодействовать с правоохранительными и иными государственными органами в рамках процессуальных отношений в области защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Основными задачами автоматизации процесса назначения защитника или представителя являются: предоставление гражданам квалифицированной юридической помощи адвокатами, участвующими в судопроизводстве по назначению; исключение субъективного фактора в целях недопущения неформальных связей между защитниками или представителями по назначению и лицами, в производстве которых находится соответствующее дело, влияющих на качество оказания юридической помощи; обеспечение справедливого и равномерного распределения дел по назначению между адвокатами, а также прозрачность данного механизма; сокращение времени с момента направления в автоматизированную систему поручения (постановления, заявки и т.п.) дознавателя, следователя, суда до назначения конкретного адвоката; установление единого порядка обеспечения защитника или представителя по назначению на любой стадии судопроизводства под контролем органов адвокатского самоуправления.

Правовой и корпоративной основой регулирования процесса распределения поручений на оказание адвокатами юридической помощи по назначению органов дознания, следствия, суда с использованием автоматизированных информационных систем являются:

– Конституция Российской Федерации, гарантирующая каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатно (ст. 48);

– Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (далее – УПК РФ), закрепивший положения о том, что в случае неявки приглашенного защитника в течение 5 суток со дня заявления ходатайства о приглашении защитника дознаватель, следователь или суд вправе предложить подозреваемому, обвиняемому пригласить другого защитника, а в случае его отказа принять меры по назначению защитника в порядке, определенном Советом Федеральной палаты адвокатов (ч. 3 ст. 50), а также если в течение 24 час. с момента задержания подозреваемого или заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу явка защитника, приглашенного им, невозможна, то дознаватель или следователь принимает меры по назначению защитника в порядке, определенном Советом Федеральной палаты адвокатов (ч. 4 ст. 50);

– Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», в силу ст. ст. 31, 37 которого порядок назначения адвоката в качестве защитника определяется Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, координирующим деятельность адвокатских палат, осуществляющих организацию и контроль оказания юридической помощи адвокатам, участвующим в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в соответствии с порядком, определенным Советом Федеральной палаты адвокатов;

– Кодекс профессиональной этики адвоката (далее – КПЭА), в соответствии с которым адвокат не вправе оказывать юридическую помощь по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда в нарушение порядка ее оказания, установленного решением Совета (подп. 9 п. 1 ст. 9); адвокат обязан выполнять решения органов адвокатской палаты и органов Федеральной палаты адвокатов, принятые в пределах их компетенции (ст. 15);

– Порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве, утвержденный решением Совета ФПА РФ от 15 марта 2019 г. (далее – Порядок ФПА РФ), установил переходный период сроком до 1 октября 2019 г., в течение которого осуществляется согласование региональных правил Советом ФПА РФ в части соответствия отдельных положений региональных правил положениям указанного Порядка;

– Правила адвокатских палат субъектов Российской Федерации по исполнению Порядка назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве;

– Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – ГПК РФ), Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) (ст. 50);

– КАС РФ (ст. 54).

Порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве закрепляет процесс информационного взаимодействия региональных адвокатских палат, адвокатов, органов дознания, следствия, суда в рамках принятия мер по назначению защитника, предусмотренных ст. 50 УПК РФ, который осуществляется в том числе в электронной форме, посредством заполнения специальной формы на сайте адвокатской палаты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и/или посредством специально разработанного мобильного приложения.

Адвокатскими палатами субъектов, которые на протяжении ряда лет используют и совершенствуют автоматизированные информационные системы (интернет-канал) и/или концентры в целях обеспечения оперативного, объективного участия адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве, осуществления представительства по назначению суда в гражданских правоотношениях (ст. 50 ГПК РФ), а также в рамках административного судопроизводства (ст. 54 КАС РФ), уже накоплен некоторый опыт информационного взаимодействия. Такой опыт (проблемы, положительные аспекты) обсуждается и анализируется адвокатским сообществом на различных дискуссионных площадках. Необходимо продолжать мониторинг регионального опыта с целью формирования унификации процессов цифровизации информационного взаимодействия адвокатов, адвокатских палат и органов дознания, следствия, суда в рамках процессуальных правоотношений в делах по назначению.

Представляется интересным опыт адвокатских палат Астраханского края, Воронежской области, Санкт-Петербурга, Пермского края, использующих на базе своих официальных сайтов автоматизированные информационные системы, позволяющие адвокатам оперативно (в пределах 15-ти мин.) принять решение о возможности участия в уголовном деле, а органам дознания, следствия, суда – назначить защитника (в рамках ст. ст. 50, 51 УПК РФ) в установленное время с учетом территориальной удаленности и транспортной доступности, в свою очередь, органам адвокатских палат – оперативно осуществлять контроль исполнения распределенных автоматизированной системой дел по назначению.

Так, в Адвокатской палате Пермского края электронная система распределения действует с 2010 г. Для запуска системы в действие потребовалось в специальной программе сформировать порайонные реестры адвокатов, участвующих в распределении дел по назначению, содержащие необходимые сведения, электронные адреса и иные необходимые сведения органов, назначающих адвокатов, и пройти авторизацию на сайте Адвокатской палаты. Действующая программа позволяет, помимо существенного сокращения времени для принятия адвокатом поручения на участие в деле в качестве защитника по назначению, обеспечить защиту ордера от внесения правок, а также возможность распознать внесенные исправления, сформировать в автоматическом режиме достоверные сведения, в том числе для направления в ФПА РФ и органы государственной власти, о количестве действий с участием адвокатов по назначению и необходимых расходов бюджета для их оплаты.

Также рекомендуется Вам:

В Адвокатской палате Астраханской области разработаны и действуют автоматизированные информационные системы «Ордер-назначение», «Ордер-соглашение», «Электронный реестр». Через систему «Электронный реестр» все постановления, предъявляемые к оплате, заносятся в формируемые реестры через номер ордера. Средства на оплату труда адвокатов по назначению поступают непосредственно в адвокатские образования, минуя адвокатскую палату, однако электронные программы позволяют адвокатской палате своевременно контролировать соблюдение адвокатами действующего порядка участия по назначению, в том числе в части своевременной бюджетной оплаты. В Адвокатской палате Санкт-Петербурга АИС «Адвокатура» автоматизирует процессы создания и направления заявок, деятельность адвокатской палаты по распределению принятых поручений с возможностью полностью контролировать процесс, рассчитана на пользователей с равными правами доступа. С 15 марта 2019 г. в Москве участие адвокатов в делах по назначению возможно только при условии распределения соответствующего поручения посредством АИС АПМ, где размещение требований об участии адвоката в делах по назначению осуществляется путем заполнения соответствующей формы на сайте АПМ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или с помощью многоканального телефона службы поддержки. С 2018 г. на территории Московской области распределение дел по назначению осуществляется организованным АПМО концентром, и после присоединения к порядку назначения всех районов области вся процедура будет автоматизирована.

ФПА РФ в настоящее время работает над реализацией проекта единого информационного пространства на базе АС «Адвокатура», предусматривающего создание баз данных для сопровождения управленческих процессов в адвокатских палатах, в частности, участия адвокатов в оказании юридической помощи по назначению, построения и развития телекоммуникационной инфраструктуры и информационной (цифровой) среды адвокатуры, (адвокаты – адвокатские образования – адвокатские палаты субъектов – Федеральная палата адвокатов). В этой связи предлагается:

– унифицировать названия (аббревиатуры) автоматизированных информационных систем и/или концентров оказания адвокатами юридической помощи по назначению региональными палатами. Так, на сегодняшний день Палатой адвокатов Самарской области используется термин «субсидируемая юридическая помощь» (СЮП), Адвокатской палатой Воронежской области – «электронная система распределения поручений» (ЭСРП), Адвокатской палатой Московской области – «Единый центр субсидируемой юридической помощи» (ЕЦСЮП); Адвокатской палатой города Москвы – «автоматизированная информационная система Адвокатской палаты Москвы» (АИС АПМ), Адвокатской палатой Санкт-Петербурга – «автоматизированная информационная система «Адвокатура» (АИС «Адвокатура»);

– повсеместно на региональном уровне внедрять автоматизацию процессов распределения дел по назначению органов дознания, следствия, суда и контроля со стороны адвокатских палат за их исполнением;

– развивать и внедрять в информационные системы оперативный документооборот между ее участниками (электронные документы по оплате труда адвоката, электронный ордер адвоката, электронная форма отчета адвоката об участии или неучастии в делах по назначению и т.п.);

– продолжать работу по обеспечению навигационной связанности всех интернет-ресурсов адвокатуры РФ;

– разработать единую модель сбора, предоставления и хранения информации в Интернете;

– обеспечить создание процессов мониторинга участия (представительства) адвокатов в делах по назначению с целью формирования статистических сведений, необходимых в том числе и для планирования объема бюджетных средств на оплату труда адвокатов.

Создание единой цифровой среды является одной из приоритетных задач адвокатуры Российской Федерации, и главным здесь является то, что развивается этот процесс в таком важном как для адвокатуры, так и для государства сегменте, как автоматизация процессов распределения адвокатов, участвующих в качестве защитников (представителей) по назначению органов дознания, следствия, суда. Необходимо продолжить работу по систематизации интеграционных механизмов между участниками электронного взаимодействия.

Литература

5. Короткова П.Е. К вопросу об унификации процедуры сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката / П.Е. Короткова // Адвокатская практика. 2019. N 1. С. 27 – 30.

8. Пилипенко Ю.С. Адвокатура сегодня / Ю.С. Пилипенко // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина. 2017. N 12. С. 24 – 41.

Цифровизация – замена аналоговых (физических) систем сбора и обработки данных технологическими системами, которые генерируют, передают и обрабатывают цифровой сигнал о своем состоянии; процесс переноса в цифровую среду функций и деятельности. См. Никандров Н.В. Цифровизация: основные термины. URL: https://pandia.ru/text/80/627/4236.php.

Халин В.Г., Чернова Г.В. Указ. соч. С. 46 – 63.

Об унификации и возможном переводе в цифровой формат процедуры сдачи квалификационного экзамена в целях развития корпоративной цифровой экосистемы адвокатуры см. подробнее: Короткова П.Е. К вопросу об унификации процедуры сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката // Адвокатская практика. 2019. N 1. С. 27 – 30.

Ранее действующий Порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве, утвержденный решением Совета ФПА РФ от 5 октября 2017 г., признан утратившим силу.

Например, в августе 2018 г. в Костромской области состоялся круглый стол «Российская адвокатура и государство: сотрудничество и противостояние», на котором обсуждались вопросы внедрения новых технологий в порядок распределения дел по назначению, 9 февраля 2019 г. в Общественной палате РФ прошла конференция «Новые технологии и правоприменение», где с участием представителей адвокатуры обсуждалась необходимость повсеместного внедрения новых технологий в деятельность по оказанию квалифицированной юридической помощи, 4 апреля 2019 г. в Москве состоялась конференция в формате TED на тему «Адвокатура в условиях цифровой экономики и электронных технологий», прошедшая в рамках XVI Кутафинских чтений – «Российская правовая система в условиях Четвертой промышленной революции», организаторами которой выступили Дискуссионный клуб «Идеи&Проекты», Федеральная палата адвокатов РФ и кафедра адвокатуры Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА).

Действующая в настоящее время на территории Пермского края программа для ЭВМ называется «Система автоматизированного управления назначением защитника в уголовном судопроизводстве» (свидетельство о государственной регистрации от 05.07.2017 N 20176/7492).

См. официальный сайт АППК. URL: https://appk-perm.ru/?m=81.

Гаврилов С.Н., Володина С.И. Указ. соч. С. 6 – 13.

Всероссийский съезд адвокатов отмечает, что со стороны государственных органов продолжаются нарушения прав адвокатов, посягательства на независимость и корпоративное самоуправление адвокатуры.

В ряде регионов территориальные органы Минюста России, осуществляя контрольные функции в сфере адвокатуры, продолжают предпринимать попытки в полном объеме распространить на адвокатские образования и адвокатские палаты требования Федерального закона «О некоммерческих организациях», не учитывая, что адвокатская деятельность регулируется специальным законом. Планируемые проверки сопровождаются истребованием многочисленных справок, отчетов, распорядительных и финансовых документов. Мотивация такого рода акций в отношении адвокатуры поисками иных финансовых источников, кроме установленных законом отчислений адвокатов, и попытками выявить среди адвокатских образований и адвокатских палат иностранных агентов, свидетельствует о непонимании правовой природы адвокатуры, законодательства регулирующего адвокатскую деятельность и правовом нигилизме инициаторов таких проверок.

Дело дошло до того, что руководитель органа юстиции одного из субъектов Федерации в официальном предупреждении в адрес адвокатской палаты высказал угрозу ликвидации палаты за непредоставление распорядительных и финансовых документов, вопреки нормам Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», которые не предусматривают таких полномочий органов юстиции.

Все более частыми становятся попытки воспрепятствования адвокатской деятельности и посягательств на адвокатскую тайну. С целью отстранить честного и принципиального адвоката от участия в качестве защитника в уголовном деле, его вызывают на допрос об обстоятельствах оказания юридической помощи, проводят обыски в служебных и жилых помещениях.

Адвокаты нередко становятся объектами преступных посягательств в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности. Количество таких преступлений из года в год не уменьшается. По мнению делегатов съезда одной из причин этого является отсутствие необходимого реагирования со стороны правоохранительных органов. Из 33-х преступлений с гибелью адвокатов за последние десять лет раскрыты только семь.

Об уголовном преследовании и заключении под стражу адвоката за совершение правонарушения органы адвокатского самоуправления узнают из случайных источников и, зачастую, по истечении длительного срока. Отказ следственных органов информировать об этом адвокатские палаты не позволяет им эффективно содействовать сохранению независимости адвокатов.

Несмотря на многочисленные решения высших судебных инстанций, администрация многих СИЗО, вопреки закону, требуют от адвокатов разрешение следователя или судьи на свидание с подзащитным.

В подавляющем большинстве федеральных судов отсутствуют помещения для адвокатов. Массово не исполняется норма закона о праве адвоката на получение справок, характеристик и иных документов, истребованных от органов государственной власти и местного самоуправления.

Женщины составляют половину адвокатского сообщества и их социальное обеспечение государством сведено к минимуму. В частности, выплата пособий по беременности, родам и уходу за ребенком обусловлена добровольным вступлением в отношения по социальному страхованию и уплатой за себя страховых взносов, а мизерный размер пособия в сравнении с размером пособия наемного работника носит явно дискриминационный характер. Такое отношение к женщинам-адвокатам не отвечает обязательствам государства о гарантиях социальной защиты, установленной для большинства членов нашего общества, и государственной политике по улучшению демографической ситуации в стране.

Адвокатское сообщество также озабочено сложившейся ситуацией в области награждения адвокатов государственными и ведомственными наградами. За десять последних лет из 70-тысячного отряда российских адвокатов лишь единицы были награждены такими наградами и удостоены звания «Заслуженный юрист Российской Федерации”.

Положение о ведомственных наградах Минюста России устанавливает, что такие награды являются не только формой поощрения, но и стимулирования труда работников и ими награждаются, в том числе, за умелую организацию работы органов и учреждений Минюста, достижение высоких показателей в служебной, производственно-хозяйственной и педагогической деятельности, за успехи в совершенствовании профессионального мастерства.

Инструкция о награждении ведомственными наградами Минюста России предусматривает, что награждение может производиться не только «за особые заслуги», но и с учетом «степени и характера заслуг представляемого» при подведении итогов работы за год, при праздновании профессиональных праздников, в связи с юбилейными датами со дня рождения граждан и по другим основаниям.

В соответствии с Уставом Федеральной палаты адвокатов Совет принял Положение о мерах, основаниях и порядке поощрения Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, которым учреждены адвокатские награды.

Лучшие адвокаты России удостоены адвокатских наград, однако, награды Федеральной палаты адвокатов не относятся к разряду ведомственных, в результате чего адвокаты-пенсионеры, имеющие только награды Федеральной палаты адвокатов, не могут получить звание «Ветеран труда» и пользоваться установленными для ветеранов льготами.

Вместе с тем, по сложившейся многолетней практике, основанной на ненормативных разъяснениях Минтруда России и Минсоцзащиты России в целях получения звания «Ветеран труда», бесспорно, признаются как ведомственные — награды Академии наук СССР, Российской Академии медицинских наук, Союза обществ Красного Креста СССР, Всероссийского общества слепых, Центросоюза, Роспотребсоюза, Всероссийского общества охраны природы, ДОСААФ, ОСВОДа РСФСР, ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС, ФНПР, Всероссийского общества «Знание» и ряда других негосударственных всероссийских и всесоюзных организаций при условии, что ими были награждены работники, состоявшие в штате этих организаций или работавшие в их системе, и вручение наград производилось от имени федерального (всесоюзного) органа такой организации.

Федеральная палата адвокатов Российской Федерации является федеральной организацией, включающей региональные адвокатские палаты всех субъектов Федерации, и имеет специальный статус, установленный Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Это позволяет, по аналогии с приведенными выше прецедентами, отнести награды Федеральной палаты адвокатов к ведомственным, дающим право присвоения звания «Ветеран труда» адвокатам, имеющим награды Федеральной палаты адвокатов.

Всероссийский съезд адвокатов обращается к Министерству юстиции Российской Федерации с просьбой:

— содействовать приданию наградам Федеральной палаты адвокатов статуса ведомственной награды;

— внимательнее рассматривать обращения адвокатских палат субъектов Федерации с представлениями адвокатов к награждению государственными наградами России, присвоению почетных званий и иным федеральным поощрениям, а также обращения о награждении адвокатов ведомственными наградами Минюста России и установить ориентировочные квоты на награждение адвокатов в соответствии с численностью адвокатских палат.

Съезд призывает руководителей государственных структур соблюдать принципы законности, независимости, самоуправления, корпоративности, на которых действует адвокатура, а также гарантии независимости адвоката.

Принята Шестым Всероссийским съездом адвокатов

Министерство юстиции РФ разработало проект постановления Правительства РФ, который устанавливает новые ставки вознаграждения адвокатам, осуществляющим защиту по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда. В Федеральной палате адвокатов РФ решительно поддержали проект Минюста России, который по цифровым значениям совпадает с Решением Совета ФПА РФ.

До 1 января 2019 г. ставки вознаграждения адвокатам, которые регулируются Положением, содержащимся в Постановлении Правительства РФ № 1240, были повышены Постановлением Правительства РФ № 1169 от 2 октября 2018 г., благодаря чему вознаграждение защитнику, участвующему в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, размер вознаграждения за один рабочий день возросло до нового показателя: от 900 до 1550 руб., в ночное время – от 1175 до 2150 руб., а в выходной день – от 1450 руб. до 2750 руб.

Изменения, предложенные Минюстом, должны конкретизировать расчет указанных ставок в зависимости от работы, выполненной адвокатом в течение одного дня.

Порядок расчета адвокатского вознаграждения в зависимости от сложности дела устанавливался совместным Приказом Минюста России и Минфина России ‎от 5 сентября 2012 г. № 174/122н, который пока не утратил силу. Однако теперь предлагается утвердить конкретные ставки нормативным актом Правительства РФ с новой редакцией Положения о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи ‎с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации.

В проекте Положения предусмотрено, что за один рабочий день адвоката, участвующего в деле, рассматриваемом судом с участием присяжных заседателей в Верховном Суде РФ или суде субъекта Российской Федерации, адвокату должно быть перечислено 1550 руб., в ночное ‎время – 2150 руб., в нерабочий праздничный или выходной день (далее – выходной день) – 2750 руб.

В 2020 и в 2021 гг. эти ставки будут поэтапно повышены в соответствии с Постановлением № 1169 и в итоге достигнут соответственно за рабочий день 2150 руб., в ночное ‎время – 3025 руб., в выходной день – 3350 руб.

За участие в уголовных делах в отношении трех или более подозреваемых, в случае предъявления обвинения по трем или более преступлениям, при объеме материалов дела более трех томов защитнику в 2019 г. полагается вознаграждение в размере 1330 руб. за рабочий день (в ночное время – 1825 руб., в выходной день – 2310 руб.).

За участие в закрытых или выездных судебных заседаниях в отношении несовершеннолетних, в отношении подозреваемых и обвиняемых, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, адвокату причитается получить 1115 руб. за рабочий день (в ночное время – 1500 руб., в выходной день 1880 руб.).

Аналогичные размеры выплат предусмотрены при участии в деле в отношении лиц, которые в силу физических или психических недостатков не могут самостоятельно осуществлять свое право на защиту.

По «иным уголовным делам», а также если процессуальные действия, для осуществления которых вызывался адвокат, не были произведены по не зависящим ‎от него обстоятельствам, минимальное вознаграждение составит – 900 руб. за рабочий день (в ночное время – ‎1175 руб., в выходной день –1450 руб.).

Размер вознаграждения адвоката по уголовным делам может быть увеличен на основании мотивированного постановления (определения) органа дознания, органа предварительного следствия или суда с учетом степени тяжести вменяемого преступления, количества подозреваемых, обвиняемых (подсудимых), ‎в том числе в случае защиты одним адвокатом двух или более лиц, объема материалов дела, необходимости выезда адвоката в процессе ведения дела в другой населенный пункт. Надбавка составит 220 руб. в дневное время, 330 руб. – в ночное время, 440 руб. – в выходной день.

В случае участия адвоката в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда на территории районов Крайнего Севера и приравненных ‎к ним местностях выплата будет осуществляться с учетом процентных надбавок и (или) районных коэффициентов, установленных законодательством Российской Федерации.

Проектом предусмотрено, что после опубликования данных изменений они вступают в силу через неделю. Однако предлагаемые ставки должны начать действовать с 1 января 2019 г., поэтому уже выплаченные вознаграждения адвокатам за работу в нынешнем году подлежат перерасчету.

Предлагается также дополнить Положение пунктом, согласно которому решение уполномоченного государственного органа о выплате суммы вознаграждения адвокату должно быть вынесено не позднее 10 рабочих дней со дня получения заявления адвоката. А выплата денежных сумм должна быть произведена не позднее 20 рабочих дней со дня получения такого решения.

Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко заявил об «абсолютной поддержке» проекта Постановления Правительства РФ, подготовленного Минюстом России, «тем более что по цифровым значениям он совпадает с решением Совета ФПА, определяющим размеры вознаграждения в зависимости от сложности уголовного дела на основе действующего Порядка».

Вместе с тем Юрий Пилипенко отметил, что ФПА РФ «беспокоит, что за время, которое пройдет до принятия Постановления, по вине правоприменителей могут накопиться проблемы. Например, реакция Министерства внутренних дел России напоминает непризнание Постановления Правительства РФ от 2 октября 2018 г. № 1169. Во многих регионах, о чем нам сообщают коллеги, представители МВД предлагают адвокатам оплату по старым ставкам, то есть исходя из минимума в 550 руб. Хотя в правовом смысле такой оплаты уже не существует».

«В этой ситуации нам остается только надеяться на здравомыслие и ответственность правоприменителей», – резюмировал президент ФПА РФ.

Профессиональный союз

адвокатов России

Председатель

Г.Р.АБУКОВ

Общероссийское отраслевое

объединение работодателей в области

права и управления и саморегулируемых

организаций арбитражных управляющих

Президент

М.В.САЧЕВ

ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ

В СФЕРЕ АДВОКАТУРЫ НА 2019 — 2021 ГОДЫ

(30 августа 2019 года)

Статья 1. Общие положения

1. Настоящее отраслевое соглашение в сфере адвокатуры (далее — настоящее Соглашение или Соглашение) заключено на федеральном уровне социального партнерства на основе Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс), Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее — Закон о профсоюзах), Федерального закона от 27.11.2002 N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» (далее — Закон об объединениях работодателей), законодательства Российской Федерации и является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений адвокатов с адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами и иными работодателями в области права при выполнении профессиональной деятельности.

2. Сторонами Соглашения (далее — Стороны) являются:

— адвокаты в лице их представителя — Профессионального союза адвокатов России (далее — Профсоюз);

— адвокатские образования, адвокатские палаты и иные работодатели в области права (далее — работодатели) в лице их представителя — Общероссийского отраслевого объединения работодателей в области права и управления и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее — Союз).

Статья 2. Общие принципы регулирования социально-трудовых

и связанных с ними экономических отношений

1. Социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения (далее — социально-трудовые отношения) возникают у адвокатов в силу положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон об адвокатуре), в соответствии с которым адвокат является субъектом профессиональной деятельности, и пункта 1 статьи 2 Закона о профсоюзах, в соответствии с которым у граждан, связанных общими профессиональными интересами по роду деятельности, есть социально-трудовые права и интересы.

Социально-трудовые отношения связаны с личным трудом адвоката и возникают у него с доверителями, работодателями и органами государственной власти при выполнении профессиональной деятельности.

2. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 25 Закона об адвокатуре гражданско-правовые отношения у адвоката с доверителем возникают на основании соглашения.

Как следует из с пункта 8 статьи 25 Закона об адвокатуре при работе адвоката по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда (далее — работа по назначению) у адвоката отсутствует соглашение, поэтому отношения в части оплаты труда адвоката, возникающие при осуществлении такой деятельности, регулируются трудовым законодательством в соответствии с абзацем вторым статьи 11 Трудового кодекса.

Таким образом социально-трудовые отношения адвоката с работодателями и органами государственной власти регулируются трудовым законодательством, частью которого является Закон о профсоюзах.

Статья 3. Общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации

и льготы

1. Как следует из пункта 2 статьи 1 Закона об адвокатуре адвокатская деятельность не является предпринимательской. Вследствие этого доходы, получаемые адвокатом от адвокатской деятельности, не облагаются налогом на прибыль так как в процессе деятельности прибыль у адвоката не формируется.

Таким образом доходы от адвокатской деятельности адвоката являются оплатой его труда. В соответствии с пунктом 8 статьи 25 Закона об адвокатуре при работе по назначению подлежит оплате также труд адвоката. Поэтому вся профессиональная деятельность адвоката является трудовой деятельностью и входит в общий трудовой стаж, а вознаграждение адвоката в силу статьи 129 Трудового кодекса является заработной платой.

2. Оплата труда каждого адвоката зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Адвокат имеет право потребовать от доверителя гарантий оплаты своего труда в виде аванса, либо полной оплаты, либо любым иным другим способом, устраивающим обе стороны соглашения. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Адвокат и доверитель вправе включать в соглашение условие, в соответствии с которым размер и (или) выплата доверителем вознаграждения ставится в зависимость от результата оказания адвокатом юридической помощи. Такой вид выплаты вознаграждения в соответствии с абзацем первым статьи 129 Трудового кодекса является стимулирующим.

3. Расходы на оплату труда адвокатов за работу по назначению учитываются в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год в соответствующей целевой статье расходов.

Статья 4. Гарантии адвокатам входящим в состав выборных

коллегиальных органов профсоюзных организаций.

1. Возбуждение органами адвокатского самоуправления дисциплинарного производства и применение мер дисциплинарного характера в отношении адвокатов входящих в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций допускается только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

2. Орган адвокатского самоуправления за семь рабочих дней до начала процедуры дисциплинарного производства в отношении адвокатов входящих в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций должен предоставить копии документов являющиеся основанием к возбуждению дисциплинарного производства для предоставления письменного решения о согласии или не согласии с дисциплинарным нарушением адвоката в отношении которого планируется дисциплинарное производство.

Орган адвокатского самоуправления вправе возбудить дисциплинарное производство без учета решения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа в случае, если такое решение не представлено в тридцатидневный срок с момента получения соответствующим выборным профсоюзным органом копии документов, являющиеся основанием к возбуждению дисциплинарного производства.

Соблюдение указанной процедуры не лишает адвоката или представляющий его интересы соответствующий выборный профсоюзный орган права обжаловать в суд принятое решение.

Если соответствующий вышестоящий выборный профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением возбудить в отношении адвоката дисциплинарное производство то, в течение трех рабочих дней стороны проводят дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом.

При не достижении общего согласия в результате дополнительных консультаций орган адвокатского самоуправления имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано этим работником или представляющим его интересы выборным профсоюзным органом в соответствующие органы профсоюзного контроля, а именно: в правовую инспекцию труда Профсоюза.

В течение десяти рабочих дней со дня получения жалобы (заявления) адвоката или представляющего его интересы выборного профсоюзного органа правовая инспекция труда Профсоюза рассматривает вопрос о принятом решении и в случае признания его незаконным выдает органу адвокатского самоуправления обязательное для исполнения предписание о восстановлении нарушенных прав.

Соблюдение указанной процедуры не лишает адвоката или представляющий его интересы выборный профсоюзный орган права обжаловать данное решение органа адвокатского самоуправления в суд и не лишает орган адвокатского самоуправления права обжаловать в суд предписание правовой инспекции труда Профсоюза.

Статья 5. Компетенция и сферы деятельности сторон

в области социально-трудовых и вытекающих из них социально

экономических отношений

1. Профсоюз:

— добивается повышения уровня жизни и улучшения условий труда адвокатов;

— формирует социально-экономическую политику в адвокатской деятельности;

— участвует в разработке проектов законов в области адвокатской деятельности и иных нормативных правовых актов по социально-трудовым и социально-экономическим вопросам;

— принимает участие в формировании отраслевой программы занятости;

— предлагает меры по социальной защите адвокатов;

— осуществляет профсоюзный контроль за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов;

— защищает права и интересы членов Профсоюза по вопросам дисциплинарной ответственности адвокатов в органах адвокатского самоуправления;

— защищает права и интересы членов Профсоюза в органах законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления, в судебных органах и иных организациях;

— участвует в разработке и реализации политики по молодежным, тендерным и иным вопросам;

— принимает участие в организации и развитии санаторно-курортного лечения, детского оздоровительного отдыха, организации и проведении спортивных, культурных и досуговых мероприятий;

— содействует снижению социальной напряженности;

— участвует в урегулировании коллективных споров, организует и проводит коллективные действия, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов адвокатов.

2. Стороны Соглашения:

— принимают участие в разработке законопроектов, нормативных правовых актов, касающихся развития адвокатской деятельности и адвокатуры, сотрудничают в обмене информацией;

— создают условия для формирования системы страхования включая страхование ответственности и негосударственного пенсионного обеспечения адвокатов в бюджете на очередной год в соответствующей целевой статье расходов;

— принимают участие в рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год в соответствующей целевой статьей расходов;

— вносят вопрос о формировании средств федерального бюджета в соответствующей целевой статье расходов на Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений;

— при необходимости вступают в переговоры с заинтересованными сторонами социального партнерства на федеральном уровне, включая Министерство юстиции Российской Федерации.

3. Обязательства сторон в области подготовки кадров:

— Стороны Соглашения осуществляют меры, направленные на развитие профессиональных качеств адвокатов, помощников адвокатов и стажеров на основе применения системы профессионального образования всех уровней, усовершенствования систем непрерывного профессионального обучения, подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов, стоящих перед адвокатурой и адвокатским сообществом;

— в соответствии с абзацем третьим статьи 196 Трудового кодекса и отраслевым нормативным актом Союза от 24.05.2019 N 5 профессия адвоката включена в перечень профессий для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации в порядке, установленном Федеральным законом от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»;

— совместными усилиями и на паритетных началах создают Совет по профессиональным квалификациям в области права и управления, разрабатывают его положение.

4. Общие приоритеты в деятельности сторон:

— создание новых сфер и практик для применения адвокатской профессии;

— развитие системы оценки квалификации адвокатов;

— закрепить приоритет на обеспечение доступа к правосудию в пользу адвокатской профессии;

— расширение рынка квалифицированной юридической помощи;

— расширение сферы занятости и применения адвокатской профессии;

— исключение из практики нелегальной занятости адвокатов;

— стимулирование легальных трудовых отношений;

— ограничение доступа на российский рынок квалифицированной юридической помощи для нерезидентов Российской Федерации (как физическим, так и юридическим лицам);

— экспансия Российских адвокатов на международные рынки квалифицированной юридической помощи;

— обеспечение гарантий социальной защиты адвокатов;

— обеспечение безопасных и комфортных условий труда адвоката;

— защита адвоката от посягательств на его профессиональные, социально-трудовые, социально-экономические, а также процессуальные права.

5. Работодатели:

— разрабатывает мероприятия по обеспечению конституционных прав адвокатов на труд, достойную заработную плату, безопасные условия труда, организацию отдыха, соблюдение льгот и гарантий;

— разрабатывает предложения по повышению производительности труда;

— содействует развитию науки и формированию механизмов государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности в адвокатской деятельности с учетом мнения профсоюза;

— разрабатывают и осуществляют, в установленном порядке, мероприятия по подготовке специалистов с высшим образованием, профессиональной переподготовке и повышению квалификации;

— разрабатывает прогноз потребности в выпускниках образовательных организаций высшего профессионального образования с учетом мнения профсоюза;

— разрабатывает и реализует программы по стажировке выпускников образовательных организаций, адаптации молодых работников;

— инициирует в рамках развития национальной системы квалификаций разработку проектов профессиональных стандартов (квалификационных характеристик) с учетом мнения Профсоюза;

— формирует профессиональные и отраслевые советы развития квалификаций с участием всех сторон социального партнерства;

— соблюдают трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, соглашения и трудовые договоры;

— ведет коллективные переговоры в соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации;

— создают условия труда в соответствии с действующими нормами трудового законодательства и предоставляют работу по специальности выпускникам образовательных организаций, обучавшимся по договорам или направлениям организаций и прибывшим для работы в эти организации;

— разрабатывают и реализуют мероприятия, предусматривающие сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— предоставляют запрошенную выборным органам профсоюза информацию;

— обеспечивают соблюдение установленного трудовым законодательством режима рабочего времени и времени отдыха;

— оказывают материальную помощь особо нуждающимся адвокатам, молодым специалистам, и адвокатам, имеющим награды и грамоты профсоюза.

Статья 6. Порядок разрешения споров

1. В случае, если у Сторон возникают разногласия с федеральными органами исполнительной власти, то они вправе обратиться за содействием к Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 01.05.1999 N 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

2. Неразрешимые разногласия между Профсоюзом и Союзом по вопросам заключения, изменения и выполнения соглашений с органами государственной власти, то есть коллективные трудовые споры, в соответствии со статьей 401 Трудового кодекса разрешаются посредством примирительных процедур. Сторонами таких коллективных трудовых споров являются стороны соглашений, по вопросу которых возникли разногласия.

В соответствии с пунктом 15 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утвержденных постановлением Минтруда России от 14.08.2002 N 57, (далее — Рекомендации Минтруда) в состав примирительной комиссии для решения коллективного трудового спора в соответствии со статьей 402 Трудового кодекса включаются по два представителя от каждой стороны такого спора. Решение о создании примирительной комиссии оформляется отраслевым нормативным актом Союза и решением Профсоюза на основании протокола разногласий.

Решения примирительной комиссии принимаются на заседаниях примирительной комиссии большинством голосов, при условии, что в таком заседании участвует более половины ее членов. На первом заседании примирительной комиссии устанавливается регламент ее работы.

3. Для рассмотрения споров, вытекающих из настоящего Соглашения, в порядке статьи 404 Трудового кодекса Стороны договорились совместно с Общероссийским профсоюзом арбитражных управляющих создать постоянно действующий трудовой арбитраж в области права и управления при Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и разработать его устав. Такой трудовой арбитраж будет также являться трудовым арбитражем, предусмотренным пунктом 3 статьи 6 Отраслевого соглашением в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.

4. Споры, связанные с судебной защитой социально-трудовых прав и интересов адвокатов, а также законных прав и интересов Профсоюза в порядке статьи 29 Закона о профсоюзах, подлежат рассмотрению в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Также в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области подлежат рассмотрению споры, возникающие при осуществлении Союзом полномочий, установленных пунктами 1 и 1.1 статьи 13 Закона об объединениях работодателей и статьей 2.1 устава Союза, и иные споры, вытекающие из отношений социального партнерства.

Статья 7. Заключительные положения

1. Срок действия настоящего соглашения три года. Стороны имеют право внести изменение в текст настоящего Соглашения, расторгнуть его, один раз продлить действие настоящего Соглашения на срок не более трех лет.

Адвокатская палата Санкт-Петербурга опубликовала Обзор дисциплинарных дел, рассмотренных Советом АП Санкт-Петербурга за 2017 г. Указывается, что Совет рассмотрел 101 жалобу или представление в отношении адвокатов. При этом, с учетом объединения некоторых жалоб в одно производство, было рассмотрено 98 дисциплинарных дел. Из них по 35 делам производство было прекращено, п19 завершились прекращением статуса адвоката, в 17 случаях было вынесено предупреждение и в 26 – замечание.

Лидирующая категория нарушений – 39 из 98 –неуплата обязательных ежемесячных отчислений на нужды адвокатской палаты. Из них 13 закончились прекращением статуса адвоката, 12 – замечанием, 10 – предупреждением и 4 – прекращением производства вследствие малозначительности проступка или истечения срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Нередко неуплата обязательных ежемесячных отчислений на нужды адвокатской палаты сопровождается также неизбранием адвокатом формы адвокатского образования для осуществления своей деятельности, например, после того, как адвокат был исключен из адвокатского образования, в котором он состоял.

Основные причины прекращения дисциплинарных дел стало признание отсутствия в действиях адвокатов нарушения норм адвокатского законодательства и КПЭА – 22 случая. 6 производств были прекращены в связи с истечением срока давности, 5 – в связи с малозначительностью проступка, и еще 2 – в связи с примирением сторон.

Необжалование приговора

АП Санкт-Петербурга указывает, что к распространенной категории нарушений относится неисполнение адвокатами обязанности по обжалованию приговора, вынесенного в отношении их подзащитных. В обоснование бездействий защитники приводят разные доводы, однако ни один из них не был признан Комиссией или Советом законным.

В пример АП Санкт-Петербурга приводит две жалобы от разных доверителей в отношении адвоката Х., которая объяснила отсутствие апелляционного обжалования приговора тем, что на момент его вынесения осужденный был с ним согласен, обжаловать не намеревался и помощи в обжаловании не просил. В отношении второго заявителя Х. пояснила, что после вынесения приговора к ней обратился отец доверителя и попросил составить апелляционную жалобу для ее самостоятельного направления осужденным. Просьбу адвокат выполнила.

Квалификационная комиссия посчитала, что такие действия не соответствуют положениям КПЭА и не могут быть признаны заслуживающим внимания обстоятельством. Таким образом, адвокату было объявлено замечание, ее также исключили из базового списка адвокатов, осуществляющих защиту в порядке ст. 51 УПК РФ, на 6 месяцев.

Видимость защиты

В отношении случаев, когда адвокат берет на себя обязательства по защите доверителя, но либо его вообще не исполняет, либо выполняет не в полном объеме или несвоевременно, АП Санкт-Петербурга пояснила, что такие действия часто имеют для доверителей серьезные негативные последствия, поэтому за доказанные недобросовестные действия следует суровое наказание.

Так, между ООО и адвокатом К. был заключен договор поручения, по условиям которого адвокат обязался представлять интересы ООО в арбитражном суде. Плата за оказание услуг составила 175 тыс. руб. и была передана адвокату по акту приема-передачи в день подписания договора. Однако К. вознаграждение в кассу коллегии не сдал и соглашение с ООО в адвокатском образовании не зарегистрировал. Исковое заявление он подал лишь по истечении 7 месяцев со дня заключения договора, при этом все это время он игнорировал звонки и не отвечал на электронные письма доверителя.

Посчитав, что такие действия направлены на игнорирование основополагающих принципов, возложенных на адвоката Законом об адвокатуре и КПЭА, Комиссия прекратила статус адвоката К.

Нарушения в делах по назначению

Статистика показала, что адвокаты не всегда правильно принимают решение о вступлении в дело по назначению, а именно: в каких случаях необходимо принять поручение на защиту, а в каких принятие на себя защиты будет являться действиями против воли лица и навязыванием ему своей помощи. Такие решения, по мнению Совета, нередко приходится принимать в напряженной обстановке при дефиците времени и фактически оказываемом давлении со стороны следователя или суда.

Так, адвокат П. получил через АИС «Адвокатура» заявку на участие в порядке ст. 50, 51 УПК РФ в суде апелляционной инстанции по уголовному делу в отношении Д., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ. Адвокату был выдан ордер с указанием номера заявки.

Ознакомившись с материалами дела, П. посетил Д. в СИЗО, где последний заявил о наличии у него защитника по соглашению и своем несогласии с участием в деле какого-либо другого адвоката. Однако адвокат П. от защиты не отказался и продолжал ознакомление с делом, а также выполнять иные действия.

При ознакомлении с материалами уголовного дела адвокат П. установил, что в них отсутствует ордер какого-либо другого адвоката на защиту Д. в апелляционной инстанции. При посещении подзащитного в следственном изоляторе П. сообщил ему об этом и договорился с ним, что если Д. откажется от его помощи в судебном заседании, то адвокат поддержит это ходатайство. Так и было сделано, и ходатайство было удовлетворено судом.

Квалифкомиссия посчитала, что действия адвоката П. соответствуют как требованиям Закона, так и корпоративным нормативным документам, так как он, не имея формальных доказательств наличия у подзащитного адвоката по соглашению и действуя на основании заявки АИС «Адвокатура», правомерно ознакомился с материалами уголовного дела, встретился и проконсультировал подзащитного Д. При этом он убедил Д. совершить свой отказ от адвоката по назначению в формальных условиях судебного заседания, что исключило в дальнейшем потенциально возможный конфликт как с судом, так и с адвокатом по соглашению. Таким образом, Совет АП Санкт-Петербурга прекратил дело в отношении П.

Отказ от защиты

Также в Обзоре приведен случай, когда адвокат обоснованно отказался от защиты. Так, в производстве суда находилось многотомное уголовное дело в отношении Б. и других лиц. Накануне судебного заседания его адвокат по соглашению Г. известил суд о наличии у него больничного листа, в связи с чем Б. был назначен другой адвокат – С. Однако в назначенный день адвокат Г. явился в суд. Тогда С. после общения с подсудимым пояснил суду, что с делом не знаком, а также ввиду того, что явился адвокат Г., с которым у подсудимого заключено соглашение на защиту, отказался участвовать в процессе. Судья, посчитав такое поведение халатным исполнением профессионального долга, обратился в АП Санкт-Петербурга с просьбой оказать на адвоката дисциплинарное воздействие.

Оценивая данную ситуацию, Квалификационная комиссия АП Санкт-Петербурга пришла к выводу, что заявления адвоката Г. и подсудимого Б. о наличии между ними соглашения на защиту в данном уголовном деле, не поставленные судом под сомнение в судебном заседании, были достаточным основанием для адвоката С., чтобы воспринимать это обстоятельство как неоспоримое, поэтому сочла, что адвокат С. действовала в соответствии с КПЭА. С таким решением согласился и Совет палаты.

Адвокат как свидетель

Рассмотрел Совет АП Санкт-Петербурга и дисциплинарное дело в отношении адвоката С., который дал показания в качестве свидетеля. Жалобы на него были поданы бывшим доверителем и его адвокатом.

Адвокат С. в 2011 г. оказывал своему доверителю О. юридическую помощь в порядке ст. 50, 51 УПК РФ на стадии предварительного расследования при допросе в качестве подозреваемого по уголовному делу о покушении на убийство. В 2017 г. при рассмотрении этого уголовного дела в суде на основании ходатайства стороны обвинения адвокат С. был вызван в суд и допрошен в качестве свидетеля. Вопреки возражениям подсудимого О. и его защитника Б. против этого допроса, адвокат С. дал показания по обстоятельствам своего участия в допросе подозреваемого. В результате показания адвоката С. легли в основу обвинительного приговора в отношении О.

В ходе дисциплинарного производства адвокат С. посчитал, что действовал в соответствии с законом, однако Квалификационная комиссия и Совет адвокатской палаты решили иначе и лишили его статуса с правом повторной сдачи квалификационного экзамена через 3 года.

Защита вопреки воле заявителя

АП Санкт-Петербурга рассмотрела дело и о защите вопреки воле доверителя. Так, последний подписал отказ от госпитализации и лечения в психиатрическом стационаре, что было удостоверено подписью врача-психиатра. Ему был назначен адвокат Н., которая в суде, не посетив своего доверителя в больнице и не узнав его волеизъявление, согласилась с требованиями психиатрической больницы о его недобровольной госпитализации, мотивируя свою позицию «интересами административного ответчика». Рассмотрев дело, Совет объявил адвокату Н. замечание.

Расхождение выводов Совета АП и Квалификационной комиссии

Кроме того, в 2017 г. было 9 случаев, когда Совет АП Санкт-Петербурга принял решение, что Квалифкомиссия установила фактические обстоятельства правильно, но сделала ошибку в правовой оценке деяния адвоката и толковании закона.

Так, в своем обращении судья Санкт-Петербургского городского суда о привлечении адвоката П. к дисциплинарной ответственности пояснил, что адвокат прибыл в судебное заседание по рассмотрению его апелляционной жалобы значительно позже назначенного времени. Опоздание он пояснил невозможностью явки ввиду оказания юридической помощи доверителям по другим делам, которых в тот день было 11.

По мнению суда, приняв поручения на оказание юридической помощи в количестве большем, чем адвокат в состоянии выполнить, и не уведомив по возможности заблаговременно суд и других участников процесса о невозможности прибыть в назначенное время, адвокат допустил явное неуважение к суду и другим участникам процесса.

На заседании Совета адвокат объяснил такое поведение тем, что после гражданской акции по поводу Дня России, состоявшейся на Марсовом поле 12 июня 2017 г., было возбуждено более 600 административных дел, которые были распределены по районным судам г. Санкт-Петербурга. По 11 из них с ним были заключены соглашения на защиту. По вынесенным по делам постановлениям районного суда адвокат подал апелляционные жалобы, рассмотрение которых было назначено на одни и те же дату и время, в одном зале городского суда. Во избежание возможных накладок за несколько дней до заседаний П. обратился к председателю суда с письменным заявлением о непереносе рассмотрения назначенных дел в разные залы.

Однако уже в суде за пять минут до начала рассмотрения дел адвокат П. узнал, что дела перенесли в разные залы. В связи с этим П. смог принять участие только в 5 из 11 дел – остальные были рассмотрены без участия «неявившегося» адвоката.

П. пояснил, что если бы был уведомлен о слушании дел в разных залах, то подал бы ходатайство об их переносе на другое время или попросил коллег заменить его, чтобы не допустить рассмотрения дел без участия защитника.

Квалифкомиссия посчитала адвоката П. нарушившим нормы законодательства об адвокатской деятельности и КПЭА, поскольку он принял на себя поручения на оказание юридической помощи в количестве, заведомо большем, чем в состоянии выполнить. Однако Совет палаты указал, что защитник действовал в интересах своих доверителей, так как явился в указанный посредством телефонограммы суда зал, обратился заранее с заявлением на имя председателя суда с просьбой о рассмотрении всех дел в одном зале судебных заседаний, что позволило ему иметь все разумные основания о том, что он сможет осуществлять защиту всех своих подзащитных. Таким образом, Совет прекратил дисциплинарное производство в отношении адвоката П.

Адвокат без юридического образования

Также за 2017 г. АП Санкт-Петербурга выявила один случай предоставления недостоверных сведений Квалификационной комиссии претендентом на получение статуса адвоката. Так, адвокат М. в анкете указал, что обучался в Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, затем на основании академической справки путем перевода был зачислен в Аграрный университет с зачетом прослушанных в Академии физкультуры предметов. В последующем М. был присвоен статус адвоката.

В 2016 г. Главным управлением Минюста РФ по Санкт-Петербургу была получена информация от Академии о том, что М. в описях студентов не числится, а академическая справка на имя М. не выдавалась. В связи с этим Совет АП Санкт-Петербурга решил, что действия адвоката М. исключают возможность его дальнейшего пребывания в адвокатском сообществе и прекратил его статус.

В заключении Обзора Совет АП Санкт-Петербурга напомнил о праве адвоката, оказавшегося в сложной этической ситуации, направить в Совет запрос о разъяснении того или иного профессионального вопроса или о том, как правильно поступить в сложившейся ситуации, на который Совет даст разъяснения. Такие действия во многих описанных случаях позволили бы, по мнению Совета, предотвратить дисциплинарные разбирательства и их негативные последствия в виде мер дисциплинарной ответственности.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх