Альтернативной котельной

  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»

«Т плюс» переведет теплоснабжение Оренбурга на модель альтернативной котельной с 1 июля, сообщила компания в пятницу, 6 марта. Совместную заявку администрации города и энергетиков одобрил председатель правительства РФ Михаил Мишустин.

В оренбургское теплоснабжения «Т плюс» вложит более 10 млрд руб. в течение 15 лет. Из них 8,6 млрд пойдет на модернизацию инфраструктуры – замену более 300 км теплосетей и техническое обновление тепловых пунктов. Еще 1,8 млрд – на модернизацию теплоисточников. «Речь идет о закрытии мелких неэффективных котельных и переводе их нагрузки на Сакмарскую ТЭЦ или новые укрупненные блочно-модульные котельные», – пояснили в компании. В результате, считают в «Т плюсе», аварийность в теплосетях снизится на 25%, качество теплоснабжения в большей части города повысится. Срок окупаемости проектов по модернизации теплового узла не превышает 10 лет, сообщили в компании.

«Альтернативная котельная» – одна из новых моделей тарифообразования в теплоснабжении. Ее ввели в июле 2017 г. для того, чтобы стимулировать инвестиции в модернизацию изношенной инфраструктуры: по данным Минэнерго, только 25% энергокотлов и 36% турбин ТЭС в России моложе 30 лет. В привычном сценарии тариф на тепло устанавливается регулятором в зависимости от затрат поставщика и его потенциальной прибыли, он может меняться каждый год. Принцип альтернативной котельной предполагает установление предельного уровня цены на долгий срок. Этот уровень рассчитывается исходя из стоимости тепла, которая могла бы быть в случае строительства нового источника теплоснабжения, подключения к нему потребителей и обслуживания. Все поставщики обязаны продавать тепло по единой цене. По оценкам Минэнерго, в 20% регионов при переходе на альтернативную котельную тарифы останутся прежними, в остальных – вырастут на 2–10% дополнительно к инфляции. Их прогнозируемость облегчает энергокомпаниям планирование инвестиций и гарантирует возврат вложений. При этом поставщик тепла обязан провести модернизацию по согласованной с городскими властями схеме и обеспечить надежность теплоснабжения, за срыв инвестпланов его оштрафуют. Решение о переходе на модель альтернативной котельной принимает муниципалитет, договорившись с теплоснабжающей организацией.

В Оренбурге, по оценкам «Т плюса», 69% тепловых сетей и до 80% оборудования котельных выработали свой срок службы. Цена альтернативной котельной здесь составила 1605 руб. за 1 Гкал. Сейчас в городе нет однородного тарифа, он варьируется от 566 до 1711 руб. за 1 Гкал. До предельного уровня тариф будет расти постепенно, в 2020 г. рост в среднем составит 3,7%, это ниже допустимого индекса роста платежа граждан, уточнили в компании. Там, где сейчас тариф выше предельного уровня цены, его заморозят.

Стратегия «Т плюса», представленная в сентябре 2019 г., подразумевает вложения в модернизацию теплоснабжения в размере 180–200 млрд руб. в случае внедрения механизмов возврата инвестиций (альтернативная котельная и концессии. – «Ведомости») в 35 своих тепловых узлах. Большая часть этой суммы – тарифные источники, а также 49,6 млрд привлеченных средств. Ранее «Т плюс» перевел на принцип альтернативной котельной теплоснабжение Ульяновска, куда планирует инвестировать 7,8 млрд руб. в течение 10 лет. В планах на этот год – еще 13 городов.

Подобную модель также использует Сибирская генерирующая компания – в Рубцовске и Барнауле (Алтайский край) и Сибирская теплоэнергетическая компания – поселке Линево (Новосибирская область). Создать альтернативную котельную в Прокопьевске (Кемеровская область) собирается ООО «Теплоэнергоремонт». В обновленном проекте Энергостратегии РФ до 2035 г. говорится, что альтернативную модель к этому сроку должны использовать 65 регионов.

Переход на альтернативную котельную все более крупных населенных пунктов говорит о том, что модель может получить большее распространение, считает директор Фонда развития энергетики Сергей Пикин. «Регионы же смотрят. Одно дело – совсем небольшие города, другое – примеры Оренбурга и Ульяновска. Глядишь, так и до городов-миллионников дойдет», – говорит он. Для инвестора затраты достаточно высоки, добавляет эксперт, но в данном случае это некритично: «Т плюс» опирается на заемные средства и получает гарантированный возврат инвестиций.

Постановление от 15 декабря 2017 года №1562. Утверждены Правила определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию и технико-экономических параметров работы котельных и тепловых сетей, используемых для расчёта предельного уровня цены на тепловую энергию. Это позволит установить на федеральном уровне единую для всех поселений, городских округов, в которых внедряется целевая модель рынка тепловой энергии, методологию и порядок расчёта предельного уровня цены на тепловую энергию, выше которого единая теплоснабжающая организации не вправе поставлять тепловую энергию потребителям по нерегулируемым ценам.

Справка

Документ

  • PDF

    Постановление от 15 декабря 2017 года №1562

  • Постановление от 15 декабря 2017 года №1562 в действующей редакции

Подготовлено Минэнерго России в соответствии с планом мероприятий («дорожной картой») «Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии» (утверждён распоряжением Правительства от 2 декабря 2014 года №1949-р).

Федеральным законом от 29 июля 2017 года №279-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О теплоснабжении», направленные на внедрение новой модели ценообразования в сфере теплоснабжения – целевой модели рынка тепловой энергии.

Целевая модель будет поэтапно внедряться на территориях отдельных поселений, городских округов, отнесённых к ценовым зонам теплоснабжения (за исключением городов федерального значения) по согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации и исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований.

В ценовых зонах теплоснабжения предусмотрен переход от государственного регулирования всех тарифов в сфере теплоснабжения к установлению только предельного уровня цены на тепловую энергию для конечного потребителя. Такая предельная цена будет определяться ценой поставки тепловой энергии от альтернативного, замещающего централизованное теплоснабжение, источника тепловой энергии.

Подписанным постановлением утверждены Правила определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая его индексацию, и технико-экономических параметров работы котельных и тепловых сетей, используемых для расчёта предельного уровня цены на тепловую энергию (далее – Правила).

Правила позволят установить на федеральном уровне единую для всех поселений, городских округов, в которых внедряется целевая модель рынка тепловой энергии (ценовых зонах теплоснабжения), методологию и порядок расчёта предельного уровня цены на тепловую энергию, выше которого единая теплоснабжающая организации не вправе поставлять тепловую энергию потребителям по нерегулируемым ценам.

Предельный уровень цены на тепловую энергию будет рассчитываться и утверждаться органами регулирования.

Расчёт предельного уровня цены будет базироваться на принципах сопоставительного анализа на основе эталонных показателей со стоимостью альтернативного теплоснабжения на основе наилучших доступных технологий, замещающего централизованное теплоснабжение (цена «альтернативной котельной»), определённого по расчётной модели цены «альтернативной котельной», разработанной Ассоциацией «НП Совет рынка». Предельный уровень цены на тепловую энергию, рассчитанный таким образом, позволит ограничить нерегулируемые цены для конечных потребителей тепловой энергии из общей тепловой сети, с тем чтобы нерегулируемая цена на тепловую энергию (мощность) для конечного потребителя в централизованном теплоснабжении не могла быть выше, чем стоимость альтернативного теплоснабжения, доступного для потребителя.

Цель принятого решения – обеспечить внедрение целевой модели рынка тепловой энергии на территории отдельных поселений, городских округов, отнесённых к ценовым зонам теплоснабжения.

1 января 2020 года Ульяновск станет первым городом в европейской части России, который перейдет на новую модель рынка теплоснабжения по методу «альтернативной котельной».

Суть его в установлении на территории населенного пункта (эта территория называется ценовой зоной теплоснабжения) единой предельной цены на тепловую энергию, которая будет действовать в течение нескольких лет. Эта цена рассчитывается не для реальной, а для виртуальной «альтернативной котельной» с высоким КПД и полной автоматизацией. Как утверждают инициаторы реформы, это даст возможность поставщикам тепла спланировать долгосрочные инвестиции, чтобы модернизировать оборудование ТЭЦ и котельных, отремонтировать теплосети и тем самым повысить эффективность выработки и доставки тепла потребителям.

На первый взгляд, дело благое, но ульяновцев настораживает поспешность, с которой региональная и городская власть продавливают реформу, а также келейность в принятии стратегического решения. К тому же постсоветский опыт отношений города с энергомонополистами подсказывает, что те ничего не делают просто так. Люди опасаются, как бы очередная реформа не привела к банальному повышению платы за тепло и горячее водоснабжение и дальнейшей монополизации отрасли.

Ульяновская ТЭЦ-1(подразделение ПАО «Т Плюс»)

Наследники советской системы

В Ульяновске главным проводником и лоббистом реформы является крупная энергетическая компания ПАО «Т Плюс», которая снабжает энергией 16 регионов страны: ее мощности вырабатывают десятую часть всего тепла в России. Более половины суммарной мощности теплоисточников принадлежит в городе региональному филиалу ПАО «Т Плюс», поэтому эту компанию можно считать региональным энергомонополистом: в результате приватизации она «унаследовала» всю советскую систему центрального отопления вместе с тремя городскими ТЭЦ и магистральными трубопроводами. Компанией «Т Плюс» через структуры, подконтрольные группе компаний «Ренова», а также через дружественных иностранных инвесторов владеет Виктор Вексельберг.

Метод «альтернативной котельной» в России почти не обкатан, однако компания Вексельберга нашла общий язык с региональной властью: 6 июня губернатор Ульяновской области Сергей Морозов и председатель правления ПАО «Т Плюс» Андрей Вагнер подписали соглашение о внедрении ценовой зоны теплоснабжения в Ульяновске. «Мы благодарны руководству Ульяновской области за смелость быть первыми», – сказал Андрей Вагнер.

В 2017 году были приняты изменения в закон «О теплоснабжении», вводящие ценовые зоны и принцип альтернативной котельной, а также постановление правительства России, где заданы правила определения предельной цены на тепло. И вот сегодня Ульяновск, областной центр с населением 630 тысяч человек, объявляет себя флагманом реформы теплоснабжения в России, о чем сообщают деловые и отраслевые СМИ.

Рубцовский эксперимент

Всех интересует, какой должна быть справедливая цена на тепло. Справедливая – значит конкурентная. А откуда возьмется конкуренция?

Лавров первопроходца губернатору Сергею Морозову не стяжать, потому что первым в России модель «альтернативной котельной» опробовал Рубцовск Алтайского края, город с населением 140 000 человек. Если судить по публикациям в государственных СМИ, рубцовский эксперимент проходит успешно, но для него имелись серьезные показания, а именно полный развал городского энергетического хозяйства: жуткое состояние проводящих сетей приводило к множественным и регулярным авариям на теплотрассах, тепло и горячая вода подавались с перебоями, к тому же одна из двух ТЭЦ дышала на ладан. Как объясняет директор подразделения Сибирской генерирующей компании (СГК) в Рубцовске Максим Новов, причина этого в том, что у серьезного инвестора не было интереса здесь работать, потому что период регулирования тарифов составлял один год. Еще до официального перехода Рубцовска в ценовую зону, СГК вложила в местную энергосистему около 2 млрд рублей, что стало примером кризисного менеджмента. По соглашению с муниципальной властью и при одобрении жителей тариф в ценовой зоне был зафиксирован на 15 лет (это та самая виртуальная цена альтернативной котельной, к которой ежегодно подтягивается цена реальная). У энергетиков появился стимул экономить топливо, повышать эффективность и экологичность оборудования ради прибыли. Спустя год после начатого в 2018 году эксперимента, теплоснабжение здесь стабилизировалось, хотя части населения пришлось согласиться на опережающий рост тарифа. В 2019 году на расчет цены тепловой энергии по методу альтернативной котельной переведен рабочий поселок Линёво в Новосибирской области, а затем и Барнаул. В каждом случае для этого потребовалось постановление российского правительства. Готовятся к переходу в ценовую зону Самара, Тольятти и Новокуйбышевск. Тенденция обозначилась, поэтому стоит разобраться с идеологией.

ТЭЦ-1 в Ульяновске

Виртуальная конкуренция

Максим Новов объясняет принцип альтернативной котельной доступными словами:

– Всех интересует, какой должна быть справедливая цена на тепло. Справедливая – значит конкурентная. А откуда возьмется конкуренция? Вот авторы идеи сочинили искусственную виртуальную конкуренцию. Посчитали, сколько стоит построить котельную в этой местности (расчеты абсолютно прозрачны, на сайте минэнерго можно посмотреть). Вы вбиваете всего несколько параметров – в частности, стоимость угля, электроэнергии – и рассчитываете стоимость строительства и эксплуатации котельной. Затем делите эти цифры на отпуск тепла – и вот она, предельно справедливая цена. Если монополист задирает тариф, можно построить свою котельную и послать монополиста подальше. Цена зависит только от региона, его ресурсной базы и ни от чего больше.

В малом городе это сработало, но сработает ли в областном центре? Кроме больших ТЭЦ в Ульяновске есть 69 котельных, но рынком тепла это не назовешь: тарифы каждой из них, как и тарифы «Т Плюс», до сих пор регулировались правительством. Как сказал в интервью директор Ульяновского филиала ПАО «Т Плюс» Марат Феткуллов, с 1 января город разделится на две части: для половины населения, где тарифы на тепло выше его расчетной цены от альтернативной котельной, произойдет «заморозка» тарифа на период, пока цена альтернативной котельной, «дрейфующая» вверх вместе с инфляцией, не догонит тариф локального теплоисточника. Для четверти городского населения, которая сегодня платит по тарифу, близкому к тарифу альтернативной котельной, ничего особо не изменится. Оставшаяся четверть населения будет платить по повышенному тарифу, хотя Феткуллов и называет этот рост некритичным (пара-тройка процентов к уровню инфляции, то есть около 6 процентов в год).

– Много разговоров о том, что сегодня соседние дома платят за тепло разную цену, которая может сильно отличаться, потому что есть компания – транспортировщик тепла, которая приплюсовывает свою надбавку за транспортировку, или потому что тариф у теплоисточников разный,– говорит Феткуллов. – В модели с альтернативной котельной такого не будет.

«Три четверти мощностей, которым предстоит повышение платы до уровня альтернативной котельной, принадлежат «Т Плюс», – сказал на условиях анонимности чиновник регионального правительства. – Множество ульяновцев столкнется с опережающим ростом платы, другие с «заморозкой», то есть по достижении уровня альткотельной цена будет расти традиционным способом. На этот момент не обращают внимания. Почему бы не сказать людям, у кого плата повысится, если вы это знаете? Другой вопрос: что будет с теми предприятиями – поставщиками тепла, у которых будет заморожен тариф? По этой схеме как они будут простимулированы, чтобы провести модернизацию и снизить себестоимость тепла?”

ТЭЦ-1 в Ульяновске

«Что мешало раньше вкладывать деньги?»

При новой модели рынка «Т Плюс» обещает вложить в модернизацию генерирующих мощностей и теплосетей 7,8 млрд рублей за десять лет.

– Инвестиционная программа этого года – 500 млн рублей, в следующем году мы ее увеличим до 600 млн и дальше пойдем без снижения, – говорит Феткуллов. – У нас есть обязанность наращивать инвестиции там, где будет рост тарифа. В Ульяновске переложим около 100 км квартального трубопровода, до этого меняли всего по километру в год. 73 процента ульяновских теплосетей эксплуатируются более 30 лет, в результате – большие теплопотери и высокая аварийность.

– Почему раньше нельзя было вкладывать деньги, которые вы собирали за счет инвестиционной составляющей тарифа? Плата на тепло и горячую воду росла опережающими темпами, на что тратились эти деньги?

– Прозрачный тариф на 10 лет дает возможность вкладывать деньги в модернизацию не через 10 лет, а сейчас, – говорит Феткуллов. – Мы этого не могли делать раньше при непрозрачном тарифе. Как вкладывать, если нет гарантий того, как будет меняться цена? Теперь появилась гарантия.

Непрозрачность тарифа – это именно то, в чем уже двадцать с лишним лет упрекают энергетиков простые люди, политики и общественные активисты. «Раскройте структуру тарифа! Раскройте себестоимость! Даешь энергоаудит!» – говорили ораторы на митингах против повышения тарифов в ЖКХ. Феткуллов утверждает, что эти данные всегда были доступны, но в них ничего не было понятно. А вот теперь, с переходом в ценовую зону, весь набор инвестиционных программ будет включен в обновленную схему теплоснабжения, утвержден в министерстве и автоматически попадет в соглашение с единой теплоснабжающей организацией (ЕТО), которых на территории Ульяновска будет тринадцать, самая крупная из которых – ПАО «Т Плюс». Руководитель энергокомпании обещает модернизацию неэффективных котельных, переход на более экономный закрытый тип горячего водоснабжения (при котором горячая вода из крана и из батареи – это две «разные» воды), замену квартальных трубопроводов, при этом «каждый житель будет знать, какой объем работ планируется в его микрорайоне».

Азбука монополии

«Если следовать логике предлагаемого метода, в 2026 году (через 5 лет) все потребители, независимо от того, через какие сети получают тепло, будут платить одинаково по ставке 1923 руб/Гкал. А с 2027 года эта цена будет увеличиваться на размер инфляции», – пишет в своем письме в Минстрой РФ Эльвира Карнаухова, старшая по дому в одной из ульяновских пятиэтажек. На самом деле горожане будут платить даже больше: онлайн-калькулятор Минэнерго указывает, что гигакалория тепла от альтернативной котельной будет стоить в Ульяновске 1604 рубля без НДС (сейчас тариф «Т Плюс» составляет около 1250 руб за гигакалорию), с НДС это 1957 рублей.

Если мы начнем рассуждать, что мешало раньше вкладывать деньги в оборудование, то мы уйдем в политику

– Деньги вкладывают, чтобы получить прибыль, – комментирует ульяновский адвокат Григорий Калёнов. – По уставу организации, ПАО «Т Плюс» создано в интересах акционеров с целью извлечение прибыли. Если мы начнем рассуждать, что мешало раньше вкладывать деньги в оборудование, то мы уйдем в политику, в приоритеты, в дебаты об эффективности государственного регулирования деятельности монополий. Это вопросы лучше задавать антимонопольной службе.

В условиях рынка его участники постоянно вынуждены думать об эффективности и инновациях, потому что поджимают конкуренты, поясняет Каленов. «А у монополий нет такой задачи – у монополии есть необходимость повышать тарифы и улучшать условия для извлечения монопольной ренты. Это азбука», – считает эксперт.

Без обсуждения, но с нарушениями

Постановление правительства о введении в Ульяновске системы «альтернативная котельная» премьер-министр Дмитрий Медведев подписал в начале августа. Тем самым жителей города, а также его представительную власть поставили перед фактом, потому что накануне никакой публичной дискуссии по этому поводу не проводилось. Обсуждать уже принятое решение начали только два месяца спустя. Последствий этого решения не понимают ни в городской думе, ни в законодательном собрании региона. Зампред законодательного собрания Ульяновской области, руководитель региональной «Единой России» Василий Гвоздев заявил, что реализацию проекта, который затрагивает интересы сотен тысяч ульяновцев, всегда нужно начинать с разъяснения.

– Не до конца понятны расчеты: на сколько и в какие сроки будет повышен тариф на теплоснабжение, – сказал он 15 октября на заседании комитета ЗСО по жилищной политике. – Депутаты не получили исчерпывающих ответов об адресах участков, подлежащих модернизации, и суммах, которые будут на нее потрачены». «На заседании думы рассмотрели вопрос о введении так называемой альткотельной, – написал 30 октября в твиттере депутат Гордумы Антон Антипов. – Никто не понимает, зачем это. Вроде, прогнозируют модернизацию, но по цене понимания нет.

Инициаторы реформы не дали возможности депутатам разобраться в ее тонкостях. Перевод Ульяновска в ценовую зону теплоснабжения был проведен фактически в режиме спецоперации. Ульяновский корреспондент газеты «КоммерсантЪ» Сергей Титов первым обнаружил, что при этом была нарушена процедура, предусмотренная федеральным законом «О теплоснабжении». Это подтверждают и документы, которые обнародовал в фейсбуке депутат Госдумы Алексей Куринный.

Все ветви власти встали на сторону энергетиков. Это манипуляция, ставшая возможной в отсутствие независимых СМИ

По закону, прежде чем направить в правительство РФ совместное обращение администрации муниципального образования и единой теплоснабжающей организации (в данном случае ПАО «Т плюс») о начале реформы, глава города Сергей Панчин должен был заручиться согласием губернатора и заксобрания. На обращении мэра в правительство стоит дата 27 мая, губернатор же дал свое согласие, суда по переписке, только два дня спустя. С заксобранием еще хуже: по закону Панчин должен был уведомить законодательный орган не позже, чем за 30 дней до совместного обращения, чтобы депутаты смогли высказать свое мнение. То есть Панчин должен был уведомить ЗСО не позднее 27 апреля. Он же сделал это только 22 мая в письме председателю ЗСО Валерию Малышеву. Уже на следующий день председатель комитета ЖКХ заксобрания Андрей Седов отписал Панчину, что комитет инициативу поддерживает. При этом депутаты ЗСО утверждают, что они ничего об этом не знали. 6 июня губернатор и глава «Т Плюс» подписали соглашение, а 9 августа премьер Медведев дал добро реформе. После этого печатные и интернет-СМИ региона, финансируемые из бюджета, начали публиковать статьи о преимуществах метода ценовой зоны. «Все ветви власти встали на сторону энергетиков, ­– комментирует Григорий Каленов. – Это манипуляция, ставшая возможной в отсутствие независимых СМИ».

Ульяновский юрист Константин Толкачев, специализирующийся на защите прав потребителей, обратился с иском в Верховный суд РФ, требуя отменить решение российского правительства о введении системы «альтернативная котельная» в Ульяновске на том основании, что администрация области и города намеренно не информировала жителей о таких планах, необходимые документы не публиковались. «Я имею право на участие в управлении делами муниципального образования, в том числе в части обладания информацией о столь существенных изменениях до момента, когда решение о них уже принято», – пишет заявитель. Он также просит суд в качестве обеспечительной меры запретить применять оспариваемое постановление правительства. Иск принят к рассмотрению и будет разбираться судом в январе. В обеспечительной мере суд отказал, и это значит, что с 1 января в городе все же будет введено новое ценообразование.

ТЭЦ-1

Под крышей дома твоего

– Я против альткотельной, потому что 60 процентов жителей вблизи ТЭЦ будут платить за перетоп, то есть качество коммунальной услуги не будет соответствовать нормам, – говорит Эльвира Карнаухова. – Есть границы эксплуатационной ответственности, и ПАО отвечает за качество коммунального ресурса только до стены, а количество тепла будет выше, чем мне нужно.

Если граждане начнут экономить, энергетики будут меньше зарабатывать. «У нас нет интереса продавать больше, – заявляет Феткуллов. – Мы лишь хотим получить 100 процентов оплаты той тепловой энергии, которую продадим. Если мы будем продавать тепла в два раза меньше, то сократим собственные затраты, например, на циркуляцию воды, нам не надо будет столько трубопроводов».

Верить или не верить

Целиком доверять компании «Т Плюс» мешает ее имидж. Управление ФАС по Ульяновской области неоднократно возбуждало против этой компании административные дела. В частности, компания приписывала дополнительные объемы тепла на подогрев холодной воды, как если бы она поступала с температурой ноль градусов, тогда как «Ульяновскводоканал» подает воду с температурой 5–10 градусов. В итоге речь шла о переплате в многие миллионы рублей. ФАС России проверяла все отечественные энергокомпании на предмет законности их тарифов в 2016–2019 годах и исключила из валовой выручки «Т Плюс» экономически необоснованные расходы в размере 1,3 млрд рублей.

– Цены на рынке теплоснабжения в Ульяновске регулироваться не будут, но это не значит, что не будут регулироваться предельные цены, – говорит заместитель руководителя регионального управления ФАС Константин Попов. – Правительство, УФАС, отраслевые министерства будут следить, как осуществляется инвестирование, как это связано со снижением затрат и нет ли тут злоупотреблений. После 1 июля 2020 года можно будет говорить о первых итогах.

Краткий итог можно подвести уже сейчас. Получается, что при любой модернизации схема «затраты плюс» выгодна для граждан, но не выгодна энергетикам: чем меньше издержки, тем ниже тариф. Модель альтернативной котельной финансово выгодна энергокомпании (потому что издержки после модернизации снижаются, а тариф – нет), но не выгодна гражданам: они ничего не сэкономят, если не вложатся в энергосбережение в своих домах, а это немалые деньги, причем не каждый дом имеет физическую возможность стать «умным». Ожидается, что надежность теплоснабжения повысится, и только в этом выгода для города и его жителей. Но даже когда энергокомпания достигнет потрясающей эффективности, стоимость тепла останется прежней (с поправкой на инфляцию), ибо таково изначальное условие. Прибыль энергокомпании вырастет. Таким образом, о снижении платы за тепло речи вообще не идет: для части потребителей все останется как есть, для другой части рост платы приостановится на несколько лет, для остальных тариф будет расти с опережением инфляции. Введение альтернативной котельной может повлечь ликвидацию теплоснабжающих организаций, чьи тарифы выше тарифа альткотельной, то есть выше, чем у ПАО «Т Плюс».

Поправки в закон о теплоснабжении 2017 года предусматривают постепенный переход от прямого регулирования тарифов на отопление на новый принцип ценообразования на основе утверждаемой предельной цены замещающего источника («альтернативной котельной»). За основу берется стоимость строительства нового источника тепла, подключения к нему и дальнейшего его обслуживания — и с учетом этих затрат утверждается предельный уровень платы за тепло для всех его поставщиков в городе. Предполагалось, что это повысит инвестиционную привлекательность отрасли и создаст условия для модернизации теплосетей.

К концу нынешнего года на новую модель перешли город Рубцовск Алтайского края, рабочий поселок Линево Новосибирской области, в процессе перехода — Ульяновск и Барнаул. И если в начале года нововведения касались 160 тысяч жителей, то сейчас это уже 1,5 миллиона человек. По словам и.о. замдиректора Департамента развития электроэнергетики минэнерго Юлии Бондаренко, в «перешедших» городах явно уменьшается число случаев прекращения подачи тепла, снижается удельный расход условного топлива, увеличивается доля отпуска потребителям в централизованной системе теплоснабжения, потери тепла падают. В разы — до 19 миллиардов рублей — выросли инвестиции в развитие систем теплоснабжения.

«При этом не происходит шокового роста цен для потребителя, поскольку предусмотрены меры, которые позволяют в течение 5-10 лет тариф поднимать поэтапно. В основном он индексируется по уровню инфляции либо плюс 3-4%», — сказала Бондаренко. Как подчеркнула замначальника Управления регулирования в сфере ЖКХ ФАС Елена Цышевская, рост цен на тепловую энергию в пилотных городах был незначительным — от 4,1% до 6%.

В ближайшее время заявки на внедрение новой модели могут подать еще 29 городов, среди них Самара, Тольятти, Владимир, Красноярск, Канск. В этом случае объем инвестиций достигнет 145,4 миллиарда рублей. Однако, по мнению минэнерго, скорость перехода на новую модель недостаточна, учитывая тенденцию к ухудшению надежности теплосетей. В 2017 году в России зафиксировано 99 случаев технологических нарушений и аварий, в том числе 74 — с прекращением теплоснабжения. А за 11 месяцев нынешнего года произошли уже 163 таких ситуаций, в 131 были перерывы в теплоснабжении, аварии затронули 1,1 миллиона жителей. Особенно сильно растет число нарушений в Дальневосточном, Сибирском и Уральском федеральных округах.

Остро стоит вопрос повышения эффективности систем. «Анализ схем теплоснабжения показывает, что при сопоставимости условий теплоснабжения со сравнимыми европейскими городами у нас удельное потребление на квадратный метр по ряду территорий соотносится как один к трем, — сказала директор Департамента развития ЖКХ минстроя Светлана Никонова. — Вот какой у нас запас и резервирования мощностей, и запас по оптимизации технологических решений». По ее словам, сейчас идет проработка аналогичных инвестиционных механизмов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Участники круглого стола высказали идею сделать переход на «альтернативную котельную» обязательным. Однако председатель Комитета ГД по энергетике Павел Завальный пообещал сохранить добровольность перехода — по крайней мере, в течение года.

Мнение представителя энергокомпании о последствиях предстоящего перехода республики на новую модель расчета стоимости тепла

Фото: предоставлено компанией ТГК-16

Два года назад вступили в силу поправки к федеральному закону «О теплоснабжении», которые предполагают переход российских городов на новую модель расчета тарифа на тепло для населения по методу альтернативной котельной. Первопроходцем метода стал Рубцовск, в этом году о потенциальной готовности уже заявили 29 населенных пунктов страны. В их числе — Казань. «Реальное время» пообщалось с ведущим инженером отдела реализации тепловой энергии энергокомпании ТГК-16 Станиславом Семеновым. О последствиях нового принципа ценообразования, росте стоимости тепла для жителей и дальнейших перспективах он рассказал в интервью.

«Переход на новую модель приведет к росту цен на тепловую энергию»

— Станислав Александрович, с внесением изменений в действующее законодательство в области теплоснабжения в стране запущен механизм перехода на метод альтернативной котельной. Первопроходцем в этой области стал Рубцовск. В этом году о своей потенциальной готовности уже заявили 29 населенных пунктов России. Среди них — Казань. В чем разница между существующим способом расчета тарифов на тепло для населения и новым, по методике альткотельной?

— На сегодняшний день тарифы рассчитывают по методу «затраты плюс», когда теплоснабжающая компания подает в регулирующий орган информацию о своих затратах, необходимых для производства тепла. Затраты организации, принимаемые органом регулирования, то есть необходимая валовая выручка, делятся на общее количество отпускаемого тепла, так и определяется тариф. То есть чем больше затрат у генерации, тем выше тариф, в связи с чем производители не заинтересованы в их снижении.

10 августа 2017 года в силу вступили изменения в федеральный закон «О теплоснабжении». Они предполагают, что города или поселения будут относить к «ценовым зонам теплоснабжения», в которых ценообразование на тепло для населения будет определяться по новой методике, которая предполагает уход от государственного регулирования тарифов. Так, цена на тепло в «ценовой зоне» между участниками теплоснабжения будет определяться по соглашению сторон, а конечная цена для потребителей не должна превышать установленного предельного уровня, рассчитанного по так называемому методу альтернативной котельной, то есть такого уровня цены, при которой потребитель смог бы отказаться от центрального теплоснабжения и построить собственный (виртуальный) источник тепла. Предельный уровень цены так же, как и тарифы, будет устанавливаться уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в области госрегулирования цен (Госкомитет РТ по тарифам).

Фото предоставлено компанией ТГК-16

— Нуждается ли теплоснабжение республики и ее столицы в новом методе тарифообразования?

— Насколько система теплоснабжения Татарстана нуждается в таком переходе, мне сказать трудно. Могу сказать в разрезе крупных городов, таких как Казань или Нижнекамск. Действующий метод тарифообразования и сейчас позволяет не только обеспечивать надежность теплоснабжения путем поддержания технического состояния действующего оборудования производителей тепла и теплосетевых организаций, но и разрабатывать инвестиционные программы, включая затраты по их реализации в тарифы, и получать чистую прибыль от своей деятельности. Таким образом, ничего нового, кроме вытекающей «сверхприбыли» и дополнительного увеличения тарифов для населения республики, метод альтернативной котельной в энергетику Татарстана не принесет.

— По расчетам экспертов, новый метод может дать дополнительный рост тарифов от 20% до 84%. К какому мнению склоняетесь вы?

— Безусловно, переход на новую финансовую модель рынка теплоэнергии приведет к росту стоимости цен на тепловую энергию для населения. Так, на официальном сайте Минэнерго РФ представлен калькулятор расчета стоимости тепловой энергии по методу альткотельной, с помощью которого каждый гражданин уже сегодня может посчитать примерную стоимость предельной цены на тепло в случае перехода на альтернативную котельную в своем регионе. Так, исходя из расчетов данного калькулятора предварительная стоимость тепловой энергии для населения г. Казани вырастет с 1 741,49 руб. с НДС до 1 972,02 рубля за гигакалорию с НДС (разница в 230,53 рубля), что дает рост тарифа на 13%. В Нижнекамске, по предварительным расчетам, тариф вырастет с 1 651,46 руб. с НДС до 1 892,71 руб. с НДС (увеличение на 241,25 рубля), что приводит к удорожанию на 14,6%.

— Я правильно понимаю, что после перехода на новый метод расчета уравняются тарифы для всех потребителей тепла в республике? Или тарифы будут как-то отличаться?

— Нет, тариф не уравняется. Как я отметил ранее, стоимость тепловой энергии по альткотельной также будет дифференцирована в зависимости от населенного пункта и от поставщика тепловой энергии в системе теплоснабжения. Но в пределах одного населенного пункта цена на тепло для потребителей не будет превышать установленного предельного уровня.

«В новой редакции закона ни слова не говорится о контроле сверхприбыли»

— Куда будет направлена разница стоимости тепловой энергии по методу альткотельной и действующего тарифа?

— Цель нововведения — направить получаемую дополнительную прибыль поставщика тепловой энергии, то есть ЕТО, на модернизацию и развитие систем теплоснабжения, тем самым обеспечить приток инвестиций в сферу теплоэнергетики. Однако законом не предусмотрены способы и методы контроля за распределением полученной прибыли. Учитывая, что текущие методы ценообразования уже содержат механизмы по включению затрат на реконструкцию и модернизацию теплового хозяйства, то можно предположить, что получаемая сверхприбыль вполне свободно будет распределяться ЕТО в качестве дивидендов, премий, содержания непрофильных активов и т. п.

Партнерский материал

Алина Губайдуллина ПромышленностьЭнергетика Татарстан ТГК-16

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх