Антикоррупционное сознание

Формирование антикоррупционного сознания

И.М. Рукина, Д.С. Петросян

Никто не может отрицать, что в России ведется борьба с коррупцией. Время от времени СМИ добросовестно сообщают об аресте того или иного высокопоставленного чиновника или целой группы должностных лиц (например, «оборотней в погонах»). 21 марта 2008 г. Д.А. Медведев в интервью британской газете «Файнэншл таймс» указывал, что » …необходимо подготовить план по борьбе с коррупцией в стране. Он должен включать в себя как минимум три раздела. Первое — это законодательные изменения в области уголовного права .Второе, гораздо более сложная вещь, — это именно создание антикоррупционных стимулов. .И третья, последняя вещь, — .изменение правосознания, изменение мышления людей»1.

Возможно ли радикально покончить со всеми видами коррупции или, может быть, надо говорить только о снижении крайне негативных эффектов от коррупции для государства и общества? Указанная проблема многогранная. В данной статье мы рассмотрим пути решения одной из сложнейших задач по формированию антикоррупционного сознания людей как способа профилактики и борьбы с коррупцией.

При исследовании феномена коррупции многие ученые оставляют в стороне духовно-нравственные факторы, и редко кто связывает их с причинами возникновения коррупции. Как известно, нарушения равновесия в социально-экономической системе и эмерджентные флуктуации в ней возникают не только из-за присущего человеку иррационального экономического поведения, но и, по нашему мнению, из-за низкого уровня морального сознания экономических субъектов. Отметим, что моральное сознание — одна из форм общественного сознания, включает в себя ценности, нормы, идеалы, нормы и принципы поведения, целевые установки, эмоции, чувства, переживания, убеждения, волевые акты и другие идеальные факторы. Оно является отражением жизненно-практического и исторического опыта людей в форме индивидуальных и коллективных представлений, выполняет функции механизма социальной преемственности, регулирования и организации жизнедеятельности, обеспечивает оценку результатов поведения личности.

Вина за рост коррупции ложится в немалой степени на безудержную пропаганду вещизма и потребительства в медийной среде и прежде всего — на телевидении. В частности, этому во многом способствуют прямые и косвенные рекламные кампании, в которых звезды шоу-бизнеса демонстрируют и проповедуют гламурный образ жизни. Несмотря на то, что эти рекламные продукты и

1 http://www.inosmi.ru/inrussia/20080325/240424.html.

телепередачи, представляющие собой ту же самую скрытую рекламу, многократно осуждались прогрессивной общественностью, они тем не менее не уходят с экранов ТУ В 90-х годах прошлого столетия формирование в сознании людей потребительских ценностных ориентаций косвенно послужило недопустимому снижению рождаемости, сокращению продолжительности жизни в России из-за распространения у граждан вредных привычек, высокой преступности и коррупции.

Чтобы достичь успеха в борьбе с коррупцией, система государственного регулирования экономики нуждается в мощной институциональной поддержке, ориентированной на повышение уровня социальной справедливости в экономических отношениях. Это может быть достигнуто посредством отражения принципов социальной справедливости в нормативно-правовых актах и в неформальных конвенциональных нормах, регулирующих экономические отно-шения2.

Для современной России, стремящейся в процессе модернизации к высокоэффективной экономике и демократическому обществу, важнейшую роль регуляторов социально-экономических отношений должны сыграть институты гражданского общества, которые обеспечивают защиту от коррупции. Такие институты гражданского общества, как общественно-политические организации и движения, органы общественного самоуправления, негосударственные средства массовой информации, политические партии, экономические субъекты, а также их объединения, являющиеся по российскому законодательству некоммерческими организациями, а потому ставящие задачу не извлечения прибыли, а защиты интересов экономических субъектов; профсоюзы, благотворительные организации, общества взаимопомощи, общества инвалидов, трудовые коллективы и семья как один из важнейших институтов социальной системы гражданского общества, предоставляют большие возможности в деле формирования общественного мнения. Эти институты выполняют функцию социального контроля по отношению к членам общества как к экономическим субъектам. Они располагают нематериальными средствами и санкциями, с помощью которых могут заставить экономических субъектов соблюдать нормы и правила экономического поведения. Институты гражданского общества должны стать эффективным противовесом административному ресурсу в управлении социально-экономическими процессами и способствовать к снижению уровня коррупции.

Еще одним из основных способов преодоления проявления коррупции является организация и проведение информационной политики по контрпропаганде непомерного обогащения, безудержного потребления, вещизма и ложных представлений о жизненном успехе. На смену популяризации потребительства и роскошного образа жизни должна прийти взвешенная пропаганда идеологии социальной справедливости, профессионализма и высококвалифицированного труда, качественного образования и здорового образа жизни.

К числу первоочередных задач социальной политики государства относится нравственное воспитание. Известно, что поведение человека в социуме

2 Петросян Д.С. Социальная справедливость в экономических отношениях: институциональные аспекты // Вопросы экономики, 2007, № 2.

в значительной степени складывается под влиянием подражания, психического заражения, внушения и убеждения. Поэтому, чтобы снизить уровень коррупции, мы рекомендуем воспользоваться различными сочетаниями таких методов, приемов и средств воспитания, как:

— убеждение, путем прямого психолого-педагогического вмешательства в процессы формирования направленности личности с целью воспитания соответствующего морального сознания и нравственных качеств, противостоящих коррупции;

— подражание известной личности, такой как А. Солженицын, А. Сахаров, Д. Лихачев, Ж. Алферов, обладающей высоким моральным авторитетом для экономических субъектов и способной служить эталоном безупречного нравственного экономического поведения;

— формирование ценностных ориентаций, морально-нравственных установок, навыков и привычек морально-нравственного поведения в экономических отношениях, несовместимых с коррупцией;

— организация гармоничной системы стимулирования, главное назначение которой — это усиление синергетического взаимодействия первых трех основных методов.

В системе стимулирования следует особо выделить два мотивационных воздействия: поощрение как прием воспитания, направленный на эмоциональное подкрепление успешно производимых действий и нравственных поступков в экономических отношениях; и наказание, которое ориентировано на пресечение негативных, противоречащих нравственным принципам, действий человека в экономических отношениях. С помощью наказаний можно в определенных пределах корректировать экономическое поведение субъекта, что заставит его под угрозой неотвратимых санкций изменить безнравственные или даже противоправные цели и средства своей деятельности. Таким образом, с помощью нравственно-этических и материальных санкций можно будет противодействовать коррупции и ее последствиям.

Известно, что помимо указанных целенаправленных методов воспитания личность человека складывается под спонтанным нерегулируемым влиянием институтов социализации. Заметим, что психика и поведение человека формируются под воздействием двух диалектически взаимосвязанных процессов — воспитания и социализации. Процесс воспитания понимается как относительно осмысленное, регулярное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его самоидентификации в соответствии с заданными общественно значимыми целями и критериями. Но, с другой стороны, становление целостной личности происходит также под спонтанным, неконтролируемым влиянием всех институтов социализации и носит название процесса социализации.

Мы предлагаем в социальной политике на всех уровнях управления предусмотреть мероприятия по исключению вредного влияния тех институтов социализации, которые формируют делинквентные, то есть недопустимые формы экономического поведения. К институтам социализации, которые прямо или косвенно задают идеалы индивидуализма, нацеливают на борьбу за высокий со-

циальный статус, за власть и обладание все большими благами, которое только и может обеспечить современное общество, относятся не только неформальные социальные группы, составляющие микросоциальную среду обитания, но и многие виды поп-арта, реклама, мода, кинофильмы, телевизионные передачи, поп-музыка, театральные постановки и литературные произведения некоторых современных писателей. Во многом как раз под их психологическим воздействием и развивается коррупция, толкающая людей на удовлетворение любой ценой навязанных им квазипотребностей.

Теперь о роли системы образования. В действующей системе экономического образования России традиционно на первое место поставлены такие цели, как передача знаний и усвоение стандартизованных профессиональных умений и навыков экономической деятельности. Однако процесс образования полноценной личности человека как экономического субъекта этим не ограничивается. Поэтому необходимо поставить и такую важнейшую цель образовательного процесса, как формирование у учащихся нравственных чувств и прежде всего — гражданственности, общественного долга и личной ответственности за судьбы страны. Мы считаем это фундаментальным психолого-педагогическим условием снижения коррупции.

Решению этой задачи, на наш взгляд, поможет широкое применение инновационных личностно-ориентированных технологий обучения, направленных не только на развитие личностно-квалификационного, но и на возвышение нравственного потенциала обучаемых. Развитию нравственных чувств могут способствовать современные активные методы обучения, в частности деловые игры. Обычно в деловых играх, или «кейс-стади», имитируются проблемные хозяйственные ситуации, а перед учащимися ставится задача найти наилучшее финансово-экономическое или организационно-управленческое решение проблемы. Однако задачи морального выбора в сценариях подобных деловых игр, если и ставятся, то, к сожалению, они оказываются далеко не на первом плане.

По нашему мнению, этот недостаток традиционного образовательного процесса легко исправить. Для этого нужно дополнительно включить в деловые игры такие ситуации, где найдут свое место задачи морального выбора, и в том числе будут приведены наиболее яркие примеры проявления коррупционного поведения и предусмотрены меры по их элиминации. Тогда учащиеся будут поставлены перед необходимостью выбирать решения хозяйственных задач, руководствуясь не только экономическими, но и морально-нравственными критериями. Задавая подобные проблемные ситуации морального выбора, нетрудно будет сделать деловые игры результативным способом воспитания у студентов вузов и слушателей системы бизнес-образования ценностных ориентаций и социальных установок следовать этическим нормам в экономических отношениях. Это будет способствовать отключению механизмов психологической самозащиты и позволит учащимся объективно проанализировать свой личный опыт. Таким образом, будут созданы необходимые, но, разумеется, недостаточные условия для нравственного развития учащихся, что и приведет к исключению в их профессиональной деятельности мотивов коррупционного поведения.

В качестве одного из возможных объяснений коррупционных явлений в обществе, и тем более в экономике, обычно выдвигается низкий уровень духовности и морали управленческих кадров. В настоящее время методы борьбы с коррупцией сводятся в основном к привлечению к этой работе силовых структур, общественных организаций, созданию антикоррупционных нормативно-правовых актов и различного рода профессиональных и корпоративных этических кодексов.

Однако все эти административные меры представляют собой лишь необходимое, но не достаточное условие снижения уровня коррупции. Наряду с этим необходимо решить фундаментальную задачу формирования антикоррупционного сознания у тех будущих управленческих работников, которые займут руководящие должности как в сфере государственного и муниципального управления, так и на предприятиях всех форм собственности. Данную задачу предлагается решать путем разработки и последующего внедрения в российских вузах, прежде всего в тех, в которых осуществляется подготовка управленческих кадров, специализированного учебно-методического комплекса.

В качестве примера уже сделанных шагов в этом направлении можно указать на преподавательский опыт одного из авторов этой статьи, предложившего новую учебную дисциплину «Борьба с коррупцией как система общественных отношений» и читающего по ней курс лекций в Государственной академии профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС). Курс лекций по этой дисциплине был разработан по инициативе межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией»3.

По нашему мнению, необходимо также разработать и внедрить в учебные планы российских вузов, осуществляющих целевую подготовку управленческих кадров, специализированный учебно-методический комплекс. В него, помимо учебных программ, дидактических и учебных пособий, спецкурсов лекций, необходимо включить еще и психолого-педагогический модуль, куда войдут активные методы обучения, тренинги, методики психодиагностики, индивидуального психологического консультирования и психокоррекции личности, направленные на формирование и развитие антикоррупционного сознания у будущих работников сферы управления, в том числе у руководящих кадров, занятых на всех уровнях управления экономикой России.

Разработка психолого-педагогического модуля представляет собой одновременно фундаментальное научное исследование и масштабную прикладную задачу. На начальном этапе проведения данной работы необходимо обосновать концептуально-методологический подход к созданию психолого-педагогичес-кого модуля и дать краткое описание содержания его основных элементов. Кроме того, следует разработать рекомендации по созданию и внедрению данного модуля в процесс непрерывного профессионального образования.

3 Рукина И.М. Борьба с коррупцией как система общественных отношений. М.: ЦНТБ пищевой промышленности, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Ибрагимова Е.М. 1 Хамдеев А.Р. 1 1 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» В предлагаемой статье рассматривается проблема формирования антикоррупционной культуры молодежи. Коррупция представлена как одна из главных проблем во внутренней политике Российской Федерации, проявления которой весьма разнообразны, встречаются во всех сферах общественной жизни. Решение данной проблемы для страны является актуальной задачей. В статье раскрыта сущность понятия антикоррупционной культуры, составными компонентами которой являются понятия «коррупция» и «культура». Выделены особенности и функции данной культуры: познавательная (изучение и объяснение антикоррупционных процессов, протекающих в различных системах общества); регулирующая (сопоставление своего антикоррупционного поведения с правовыми требованиями) и функция моделирования, которая на основе осмысления служит средством формирования соответствующей модели антикоррупционного поведения. В статье представлен авторский взгляд на решение проблемы коррупции через образовательный процесс в образовательных учреждениях, а именно через формирование антикоррупционной культуры у граждан, способствующей противостоянию коррупции. 125 KB функции антикоррупционная культура культура коррупция 1. Гараев Р.Ф., Селихов Н.В. Понятие коррупции // Следователь. — 2001. — № 2. — С. 43-50. 2. ГоликЮ.В., Карасев В.И. Коррупция как механизм социальной деградации. — СПб. : Юридический центр Пресс, 2005. — 329 с. 3. Замалетдинов Р.Р., Ибрагимова Е.М., Амирова Д.К. Формирование антикоррупционной культуры у школьников : учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. — Казань : Магариф-Вакыт, 2010. — 159 с. 4. Инструменты противодействия коррупции: материалы круглого стола 3 марта 2005 г. / под ред. А. Владиславлева, В. Никонова, А. Салмина. — М.: Фонд «Единство во имя России», 2005. — 80 с. 5. Коррупция и борьба с ней: роль законодательства / под ред. М.Б. Горного. — СПб. : Норма, 2000. — 136 с. 6. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов. — 4-е изд. — М. : Академический проект, Трикста, 2003. — С. 496. 7. Основы борьбы с коррупцией / науч. ред. С.В. Максимов. — М. : Спарк, 2000. — С. 22. 8. Ответственность за должностные преступления в зарубежных странах. — М., 1994. 9. Пустовалова И.Н. Формирование правосознания — основное условие деинституализации коррупционных отношений . — Режим доступа: http:// www.advokat-natarius.ru/s27 (дата обращения: 19.05.2013). 10. Ямалнеев И.М. Вопросы противодействия коррупции: учеб. пособие. — Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2010. — 56 c. Проблема коррупции приобрела сегодня массовый характер и затронула все сферы общественной жизни. Более того, суть коррупции заключается даже не столько в подкупе или продажности лиц из государственного сектора, сколько в разложении и распаде конкретной социальной системы, включая и систему государственной власти.

Главными причинами коррупции являются политическая нестабильность в стране, неэффективные действия властных структур; несовершенное законодательство; экономический кризис; низкое правовое сознание народа; бездействие институтов гражданского общества; отсутствие устоявшихся демократических традиций в обществе; слабая судебная система, непоследовательная в применении законодательства .

Тем не менее сегодня в Российской Федерации уже сформирована нормативная база антикоррупционных мер, направленных на ратификацию ряда международных соглашений, а также принято значительное число законов и подзаконных актов. Хотя большинство исследователей достаточно высоко оценивают содержащиеся в принятых нормативных актах антикоррупционные меры, результаты воплощения их в жизнь часто не адекватны масштабам коррупции в стране. Практика такова, что данные антикоррупционные меры пока еще не могут полностью решить задачу противодействия коррупции вследствие их несоответствия формам проявления коррупции, и, прежде всего, не разработанности мер, направленных против порождающих ее условий. В то время как успешность антикоррупционной деятельности зависит от фундаментальной реконструкции общественного и индивидуального сознания, изменения правил поведения как государственных и муниципальных служащих, так и всех граждан .

Следовательно, антикоррупционное просвещение общества должно быть неотъемлемой частью нравственного и гражданского воспитания молодежи, формирования антикоррупционной культуры, осознания своих прав и обязанностей перед обществом.

Исходя из этого, рассмотрим далее сущностно-содержательную характеристику понятия «антикоррупционной культуры». С целью обоснования искомого понятия рассмотрим следующие понятия: «коррупция», «культура», «антикоррупционная культура».

Начнем анализ с понятия «коррупция». В международном сообществе существует множество определений понятия «коррупция». Однако полной ясности и правовой точности нет. Взгляды российских и западных правоведов на эту проблему существенно отличаются. Российские правоведы понимают коррупцию исключительно как правонарушение, ассоциируемое с общественно вредным виновным деянием, противоречащим требованиям правовых норм. В свою очередь, западные правоведы расширяют рамки коррупции до девиантного поведения политической элиты, то есть ведут речь в большей степени о нарушении моральных и этических норм .

Дж. Най, например, полагает, что коррупция включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиций долга), непотизм (покровительство на основе личных связей) и незаконное присвоение публичных средств для частного использования .

Наиболее полное, по нашему мнению, определение коррупции дает С.В. Максимов, понимающий под этим термином «использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера), либо предоставление последним таких преимуществ» .

От анализа понятия «коррупция» перейдем к изучению понятия «культура». Феномен культуры относится к центральным, фундаментальным понятиям философии, так как, будучи неповторимым по своей сложности социальным явлением, она связана с наиболее важными социальными процессами. При этом «культура» является и одним из наиболее употребляемых в современном языке слов, что ведет к его многозначности и многообразию в словоупотреблении. Более того, термин «культура» нередко используется для обозначения сложных понятий в самых различных научных дисциплинах. Еще в 1871 г. английский этнограф Э.Б. Тейлор предложил классическое определение культуры как некоего комплекса, включающего знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества .

Понятие «культура» в научном тезаурусе относительно редко применяется отдельно; обычно говорят о национальной культуре, культуре мышления, культуре здоровья, физической культуре, культуре поведения, в нашем случае — антикоррупционной культуре. Однако при любом случае употребления данного понятия можно увидеть, что речь в той или иной степени идет о следовании каким-то правилам и нормам, которые, проникая в различные человеческие способы материального и духовного производства, обеспечивают, тем самым, определенный тип социальной организации данного конкретного социума, где и развиваются важнейшие элементы социального организма общества.

При этом в науке понятие культуры означает отношение индивида к миру, через которое он создает и самого себя. Данное отношение к миру определяется, прежде всего, смыслом бытия. Смысл — это содержание и внешнего, и внутреннего бытия человека, когда при определении своего отношения к чему-либо он ищет именно смысл в своей деятельности (например, в рассматриваемом нами контексте индивид должен четко определить для себя смысл своего коррупционного или антикоррупционного поведения). Именно такие смыслы и образуют культуру.

Следовательно, культура в целом — это совокупность духовных и материальных достижений общества, а также может представлять собой социально-прогрессивную творческую деятельность индивида в различных сферах бытия и сознания, что является в конечном счете диалектическим единством процессов создания ценностей, норм, установок и т.д. и освоения культурного наследия, направленного на преобразование действительности и на превращение культурного общечеловеческого опыта во внутреннее богатство личности.

Итак, будучи содержательным и многогранным явлением, культура требует сохранения своей целостности и структуризации. Отсюда, когда мы ведем речь о духовной или материальной культуре (например, музыка, театр, религия; или растениеводство, компьютерное обеспечение производства и т.д.), то мы классифицируем различные области культуры; более того, мы относим не только культуру к различным областям действительности, но и саму действительность, и деятельность человека в этих областях.

Рассмотрим далее сущность «антикоррупционной культуры». Это качество личности, включающее знания о пагубности коррупции для благосостояния и безопасности общества; это состояние индивида, который не просто не желает мириться с проявлениями коррупции, а стремится к устранению этого явления. Отсюда антикоррупционная культура — это определенные ценностные установки и способности, направленные на проявление активной гражданской позиции относительно коррупции.

Следовательно, антикоррупционная культура предполагает и наличие компетенций, необходимых для правообусловленного поведения:

  • умение распознавать коррупцию как социальное явление;
  • умение критически и объективно оценивать материалы, связанные с коррупционными проявлениями;
  • способность четко представлять себе, что такое борьба с коррупцией и использовать все возможности для снижения коррупционности в тех или иных сферах жизни и деятельности; это устойчивая мотивация к антикоррупционному поведению, что должно соответствовать нравственно-правовым нормам общества .

Вместе с тем антикоррупционная культура индивида отражает степень и характер развития его личности, что и выражается в уровне правомерности его деятельности. Это говорит в пользу того тезиса, что никто не бывает, как правило, лишен антикоррупционной культуры, просто она бывает либо очень низкой, либо высокой. Итак, антикоррупционную культуру можно рассматривать в следующем алгоритме: правовой багаж индивида — привычка его к законопослушному поведению — правовая активность против коррупции, т.е. способность и мотивация к использованию правовых средств к антикоррупционной деятельности. А это значит не просто стремление индивида строить свое поведение в соответствии с правовыми нормами, а готовность остановить любое правонарушение, связанное с коррупцией.

Поэтому индивид не совершает коррупционных действий, исходя не из-за страха наказания, а, прежде всего, потому, что он сам считает такие действия недостойными и противоречащими жизненным принципам. В этом, в частности, заключается личностный характер ценностно-нормативной сферы индивида, которая и проявляется в антикоррупционной культуре .

Таким образом, уровень антикоррупционной культуры можно выразить как в степени освоения индивидом своих прав как гражданина, так и использования их с точки зрения исполнения обязанностей. Когда мы говорим об антикоррупционной культуре, то имеем в виду также и то, что каждый человек должен:

  • уметь истолковывать те или иные положения закона и определять сферу их действия;
  • уметь применять в своей жизнедеятельности правовые знания против коррупции;
  • находить выход из запутанных правовых ситуаций, а значит, использовать закон для защиты своих прав и интересов .

В связи с этим можно выделить следующие функции антикоррупционной культуры:

  • познавательная функция, которая характеризуется осмыслением индивидом коррупционных явлений в правовой практике. В процессе реализации данной функции происходят изучение и объяснение антикоррупционных процессов, протекающих в различных системах общества (например: образовательная, политическая и экономическая системы). Познавательная функция не ограничивается только определением или объяснением причинно-следственных связей различных антикоррупционных явлений, что нисколько не приближает нас к познанию антикоррупционной культуры. Она нацелена на вскрытие глубинных процессов, в основе которых лежат проблемы, являющиеся сутью, первопричиной возникновения коррупционных проявлений;
  • функция моделирования служит средством формирования соответствующей модели антикоррупционного поведения. В процессе реализации данной функции происходит создание некого образа или стандарта антикоррупционного поведения индивида, соответствующего правовым нормам;
  • регулирующая функция дает возможность сопоставлять свое антикоррупционное поведение с правовыми требованиями.

Как показывает практика, антикоррупционная культура граждан может оказывать серьезное влияние на регулирование правовых процессов; способствовать консолидации различных социальных групп в деле поддержания и укрепления законопорядка в обществе; создавать предпосылки к тому, чтобы граждане уважали закон, что на деле означает способствовать эффективному функционированию правовой системы. Действительность такова, что правовые представления о правах и обязанностях, разрешениях и запретах становятся основой мотивации поведения индивида в направлении его антикоррупционной деятельности, т.е. проявления им активной роли в установлении и отстаивании законов .

Отсюда следует вывод, что антикоррупционная культура индивида отражает его гражданскую активность и содействует реализации его прав, безопасности и правовой защиты. Однако в основе антикоррупционной культуры лежит правовая культура каждого человека, что ведет в конечном счете к устойчивости конституционного строя, укреплению верховенства закона, доступности законодательства, уважению к демократическим правовым институтам, строгому соблюдению законности.

При этом необходимо отметить, что когда мы говорим об антикоррупционной культуре, то культурная преемственность не осуществляется сама по себе; здесь необходима организация специальной системы образования и воспитания молодежи. Более того, усвоение культуры должно строиться с учетом всех закономерностей коммуникативной деятельности. Образование каждого индивида складывается в ходе взаимодействия его с культурой сообщества, где главная роль принадлежит образовательному институту: школам и вузам, поскольку именно они способны вывести учащуюся молодежь за узкие рамки культуры той ниши, в которой они пребывают.

Таким образом, антикоррупционное образование и воспитание является сегодня одним из важнейших факторов формирования антикоррупционной культуры, что в свою очередь способствует противодействию коррупции в России, уважительному отношению индивида к правам других, признанию необходимости права, сознательному соблюдению правовых норм.

Рецензенты:

Валеева Роза Алексеевна, д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей и социальной педагогики Института педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.

Решетов Юрий Сергеевич, д.ю.н., профессор, зав. кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.

Библиографическая ссылка

Ибрагимова Е.М., Хамдеев А.Р. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ФУНКЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9329 (дата обращения: 25.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх