Антимонопольная политика

Государственная антимонопольная политика

Государственная антимонопольная политика.

Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому при ее определении целесообразно применять комплексный подход. Как правило, используется троякое определение монополии, а именно монополия определяется:

  • как такая рыночная структура или рыночная ситуация, когда имеется только один продавец какого-либо товара (при отсутствии заменителей этого товара) и множество покупателей (не случайно «монополия» в переводе с греческого дословно означает «один продаю»);

  • как сам факт исключительного права какого-либо субъекта на что-либо (на производство или реализацию какого-либо товара, на те или иные действия, решения и т.п.);

  • как непосредственно само крупное предприятие (фирма) или объединение предприятий (фирм), сосредоточивающие в своих руках большую часть производства и продажи какого-либо товара и контролирующие в этой связи ситуацию в определенной сфере деятельности.

Итак, можно привести следующие признаки монополии:

1) Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.

2) Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).

3) Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные причины существования таких барьеров, к примеру:

  • Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.

  • Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.

  • Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).

  • При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.

  • Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.

4) Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

Существует три вида монополии:закрытая, естественная и открытая.

Закрытая монополия- это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом .

Естественная монополиявозникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы.

Открытая монополия- это монополия, при которой одна фирма является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

Естественными монополиями являются организации (ком­мерческие и некоммерческие), производящие (реализующие) товары (услуги), удовлетворение спроса на которые эффективно при отсутствии конкуренции ввиду технологических особенно­стей производства, и товары, имеющие устойчивый спрос при значительном изменении цены из-за невозможности полной замены их другими товарами. В естественных монополиях объем спроса и предложения в решающей степени задается технологией, а обо­рудование и другие элементы производственного цикла сложно серийно производить, дублировать.

Предприятия естественной монополии при отсутствии регу­лирования превращаются в олигополии, сокращают объемы производства, устанавливают монопольные цены, что вызывает рост цен и в смежных отраслях. Поэтому в естественных моно­полиях методы регулирования выходят за пределы традицион­ного антимонопольного законодательства. Естественные монополии обязаны обслуживать всех клиен­тов без дискриминации, представлять в органы исполнительной власти сведения, которые для других предприятий являются коммерческой тайной. Тарифы на продукцию (услуги) регули­руются государством и допускается субсидирование из бюджета. Предприятия естественных монополий не могут ликвидировать­ся без разрешения государственных органов.

Исполнительная власть отвечает за функционирование отраслей естественных монополий перед представительной властью. Наиболее радикальной формой регулирования естественных монополий является:

  • передача предприятий в государственную собственность,

  • создание для управления естественными моно­полиями специальных государственных органов, осуществляю­щих прямой контроль для обеспечения баланса интересов про­изводителей и потребителей.

Естественная монополия:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

  • транспортировка газа по трубопроводам;

  • железнодорожные перевозки;

  • услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

  • услуги общедоступной электрической и почтовой связи;

  • услуги по передаче электрической энергии;

  • услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

  • услуги по передаче тепловой энергии.

Недобросовестная конкуренция в национальной экономике проявляется в виде:

  • подкупа;

  • шантажа;

  • предоставления заведомо ложной информации потребителю;

  • сокрытия информации о хозяйственной деятельности от проверяющих структур государства;

  • заведомого сокрытия дефектов для потребителя;

  • промышленного шпионажа;

  • подделки продукции конкурентов.

На создание условий добросовестной конкуренции и предотвращения монополизации рынка направлена государственная антимонопольная политика. Она выполняет важнейшие функции в развитии национальной экономики, так как создает условия повышения конкурентоспособности отечественного производителя и экономики в целом.

Монополизацияпроизводства влечет за собой существенныеобщественные потери:

  • по сравнению с конкурентным рынком, монополия устанавливает обычно более высокие цены при ограниченном объемепроизводства;

  • монополия способна извлекать сверхприбыли, присваивая при этом значительную часть потребительского излишка;

  • монополия препятствует эффективному распределению ресурсов в том смысле, что монополистические фирмы необязательно производят по минимальным средним издержкам, как при совершенной конкуренции;

  • монополия препятствует рыночной конкуренции путем установления фиксированных цен, возведения искусственных барьеров для входа на рынок, заключения контрактов на жестких условиях, вытеснения конкурентов из бизнеса посредством хищнической практики.

Антимонопольная политика — это система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм.

Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют:

  • прямое регулирование цен;

  • налогообложение;

  • регулирование естественных монополий.

Регулирование естественных монополий.

  • передача предприятий в государственную собственность

  • создание для управления естественными моно­полиями специальных государственных органов, осуществляющих прямой контроль для обеспечения баланса интересов про­изводителей и потребителей

  • проведение структурной перестройки

Нормативно-правовая база антимонопольной деятельности

Первый в России антимонопольный нормативный акт — Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят 22 марта 1991 года. При его подготовке был воспринят зарубежный опыт антимонопольного регулирования и учтены особенности экономики России: в нем предусмотрено ограничение монополистической деятельности не только хозяйствующих субъектов, но и органов власти и управления.

Закон явился основой для формирования в Российской Федерации антимонопольного законодательства, подготовки и принятия соответствующих нормативных документов.

К таким документам следует отнести Правила рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства (утверждены приказом Государственный комитет российской федерации по антимонопольной политике (ГКАП) России от 12 мая 1994 г. № 53), Закон о дополнении Уголовного кодекса РСФСР и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Отдельный блок составляют акты о Государственном Реестре предприятий-монополистов и о специальном регулировании их деятельности. Правовые основы антимонополизма содержатся в Законах о предприятиях и предпринимательской деятельности, об арбитражном суде, арбитражном процессе, в нормативных, документах, регулирующих процесс приватизации

ГКАП России согласно предоставленному Законом праву устанавливать предельную величину доли, достижение которой позволяет считать положение предприятия доминирующим, определил два условия, позволяющие охарактеризовать положение хозяйствующего субъекта как доминирующее: его доля на рынке и способность ограничивать конкуренцию.

Включение предприятия в государственный Реестр объединений и предприятий-монополистов означает признание предприятия монополистом. Составление и утверждение Государственного Реестра возложено на ГКАП России.

При составлении реестра использовался только один из признаков -доля на рынке, в то время как понятие «доминирующее положение» требует установления в каждом конкретном случае наличия некоторых признаков, характеризующих положение предприятия как доминирующего.

Порядок формирования государственного Реестра, виды Реестров, порядок исключения из Реестра определен приказами ГКАП РФ № 60 от 10 октября 1991 г. и №45 от 20 февраля 1992 г. В них предусмотрены порядок уведомления предприятий-монополистов о включении в Реестр, обязательная публикация Реестра в средствах массовой информации («Экономическая газета», «Финансовая газета», журнал «Законодательство и экономика»).

Формирование региональных реестров ГКАП России предоставил своим территориальным управлениям. Включение в Реестр зависит от географического рынка, на котором предприятие занимает доминирующее положение, и не зависит от формы собственности. Реестр содержит три раздела — товары народного потребления, услуги и продукция производственно-технического назначения.

Включение и исключение из Реестра предприятий, признанных монополистами, постоянный контроль за ценами и производством осуществляется ГКАП России, Комитетом по ценам.

Доминирующее положение хозяйствующего субъекта вызывает другие правовые последствия: отнесение имуществе к федеральной собственности, ограничение и особенности приватизации и др. В связи с этим был принят совместный нормативный акт «О порядке взаимодействия Госкомимущества России, комитетов по управлению имуществом и государственных антимонопольных органов России в процессе приватизации государственных предприятий и создании холдинговых компаний»

Процедура исключения объединений и предприятий из Реестра монополистов предполагает, что в Реестр они были включены правомерно. На практике же оказывается, что в Реестр попали предприятия, доля которых на рынке ниже 35%, либо отсутствует второй признак доминирующего положения предприятия — способность ограничивать конкуренцию. Поэтому многие предприятия оспаривают правильность включения в Реестр. Законодательством предусматривается, что в этом случае предприятие вправе обратиться в арбитражный суд.

Приказом ГКАП России от 12 мая 1994 г. № 53 утверждены правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, разработанные в соответствии с п. Зет. 27 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и регламентирующие порядок и сроки рассмотрения дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства и принятия по ним решений.

Для предприятий-монополистов, включенных в Реестр, предусмотрено декларирование цен на продукцию и товары, а также государственное регулирование цен, осуществляемое Комитетом по ценообразованию при Министерстве экономики России, установленное в Положении, утвержденном 29 декабря 1991 г. Министерством экономики и финансов Российской Федерации..

Для реализации Закона РФ «О защите прав потребителей» на ГКАП России возложены функции контроля по вопросам нарушения законодательства (Приказ ГКАП РФ от 24 августа 1992 г. № 185). В частности, Комитет должен осуществлять контроль и пресекать монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов и недобросовестную конкуренцию на рынке потребительских товаров, работ и услуг посредством направления предписаний изготовителям (продавцам, исполнителям) о прекращении и предъявлении в общих и арбитражных судах исков к изготовителям и продавцам, а также исполнителям работ и услуг в случае нарушения прав потребителей.

Для реализации этих задач в составе территориальных управлений создаются подразделения по защите прав потребителей и комиссии по рассмотрению дел о нарушениях. В Предписании ГКАП России о прекращении нарушений прав потребителей указываются срок исполнения и конкретные действия, которые исполнитель (изготовитель, продавец) должен совершить для устранения нарушений прав потребителя. При уклонении или несвоевременном исполнении предписания ГКАП РФ возбуждает дело о наложении штрафа. Положение о порядке наложения штрафов на хозяйствующие субъекты за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний ГКАП России (территориальных управлений) о прекращении нарушений прав потребителей утверждено приказом ГКАП от 23 апреля 1993 г. № 51.

Приказом Госкомитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 14 июля 1994 г. № 83 утверждено «Положение о порядке рассмотрения дел о нарушениях принципов добросовестной конкуренции и прав потребителей на достоверную информацию».

При рекламе услуг банков, финансовых, страховых и инвестиционных предприятий, организаций, граждан-предпринимателей, акционерных обществ, а также иных юридических лиц, привлекающих средства граждан либо реализующих свои финансовые программы в соответствии в этим приказом предписывается:

— указывать дату и номер регистрации выпуска рекламируемых ценных бумаг, место их регистрации и место, где можно ознакомиться с условиями выпуска;

— не допускать объявления гарантий, обещаний или предложений о будущей эффективности (доходности) своей деятельности;

— не допускать сравнения между рекламируемыми и другими юридическими лицами, их услугами (товарами), если данное сравнение невозможно подтвердить данными статистической отчетности или бухгалтерского баланса, заверенного аудиторами;

— не обещать проведения работ, оказания услуг, предоставления товаров, если таковые фактически не осуществляются (не производятся) на день рекламы;

— акционерным обществам в рекламе указывать только фактически выплаченные по итогам не менее одного года размеры дивидендов по обыкновенным акциям.

При наличии перечисленных нарушений соответствующей комиссией выносится решение, подлежащее обязательному рассмотрению рекламодателем и органом, осуществившим лицензирование.

Рекламодатель, реклама которого признана недобросовестной, обязан снять свою рекламу с распространения в трехдневный срок с момента окончания срока на рассмотрение решения и информировать об этом ГКАП России (территориальное управление) и орган, осуществивший лицензирование рекламодателя. Иначе приостанавливается действие выданной рекламодателю лицензии.

При рассмотрении дел ГКАП России и его территориальные управления руководствуются Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Указом президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1183, Положением о ГКАП России, утвержденным Указом Президента РФ от 24 августа 1992 г. № 915, положениями о территориальных управлениях ГКАП России, Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденными приказом ГКАП России от 12 мая 1994 г. № 53.

Дела по фактам нарушения требований к рекламной деятельности рассматриваются территориальными управлениями ГКАП России по месту нахождения рекламодателя, за исключением случаев, когда дела принимаются к рассмотрению ГКАП России.

Основанием для рассмотрения дела является выявление фактов недобросовестной рекламы; несоблюдение рекламодателями следующих обязанностей:

— указывать реальные размеры дивидендов, выплаченных по простым именным акциям в течение последнего финансового года;

— указывать реальные проценты, выплаченные по различным видам вкладов в течение последнего финансового года с разбивкой по месяцам (кварталам), если выплаты производились ежемесячно (ежеквартально).

В Законодательстве определена сфера действия государственной монополии. Исключительно государственным предприятиям разрешено осуществлять следующие виды деятельности:

— производство любых видов оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий, ремонт боевого оружия;

— изготовление и реализация наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ;

— посев, возделывание и сбыт культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества;

— переработка руд драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных металлов;

— лечение больных, страдающих опасными и особо опасными инфекционными, онкологическими заболеваниями, а также психическими заболеваниями в агрессивных формах;

— производство ликероводочных и табачных изделий;

— изготовление орденов и медалей.

В Законе РСФСР о предприятиях и предпринимательской деятельности, п. 3, ст. 21 определены полномочия Антимонопольного комитета РФ и его территориальных управлений. Число территориальных управлений определяется Комитетом и не является постоянным. Они могут создаваться и ликвидироваться в зависимости от потребностей реализации антимонопольной политики на соответствующей территории. Комитет может наделить территориальные управления любыми из своих полномочий, минимальные объемы оговорены в ст. 13, 14, 17, 18,21,22,24,27,29 Закона.

На практике территориальные управления в первую очередь должны осуществлять государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и рассматривать дела о его нарушениях, затрагивающих рынок соответствующей республики, края, области, организовывать сбор информации о состоянии местных товарных рынков, анализировать ее, принимать меры, направленные на демонополизацию, развитие конкуренции и предпринимательства в регионе.

Сфера применения Закона

Принятие Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» преследовало две основные цели.

Во-первых, ограничить и пресечь монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию,

во-вторых, обеспечить условия для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

В антимонопольном законодательстве определены запретительные и процессуальные нормы, а также нормы, направленные на создание условий для развития рыночных отношений.

Сфера применения Закона определяет действие его на всей территории России, включая случаи, когда действия или соглашения, совершаемые или заключаемые за пределами России, приводят к ограничению конкуренции или иным вредным последствиям на республиканском (РФ) или местных товарных рынках. Иначе говоря, Закон предусматривает меры ответственности российских хозяйствующих субъектов, органов управления, должностных лиц независимо от места совершения ими противоправного действия. Важно наличие вероятности вредных последствий от этих действий на российских, республиканском или местном рынках. Этим вводится используемый в ряде стран критерий, согласно которому антимонопольные меры направлены не на нарушения, как таковые, а на негативные их последствия. Не менее важно и то, что Закон применяется не только к российским, но и к иностранным хозяйствующим субъектам, функционирующим на российских рынках.

На отношения, регулируемые нормами правовой охраны изобретений, промышленных образцов, товарных знаков и авторских прав, Закон не распространяется, исключая случаи, когда соответствующие права умышленно используются их обладателями в целях ограничения конкуренции.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

Статья 36. Обязательность исполнения решений и предписаний антимонопольного органа

Коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.

Статья 37. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

1. За нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

2. Привлечение к ответственности лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не освобождает их от обязанности исполнять решения и предписания антимонопольного органа, представлять в антимонопольный орган ходатайства или уведомления для рассмотрения либо осуществлять иные предусмотренные антимонопольным законодательством действия.

Статья 38. Принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход

1. В случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком Российской Федерации) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.

2. Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации или выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия:

1) существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;

2) отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, тридцать и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);

3) существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.

3. Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации либо выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, а также о таком разделении или выделении в отношении некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом с учетом требований, предусмотренных указанным решением, и в срок, который определен указанным решением и не может быть менее чем шесть месяцев.

Принципы антимонопольной политики

Учитывая свойство монополий стремиться к приобретению чрезмерной экономической власти, государства практически всех стран с рыночным типом экономики проводят в тех или иных формах и масштабах вмешательства в деятельность монополий, сообразуясь со своими представлениями о степени общественной опасности тех или иных монопольных структур. Более того, эта политика в последние десятилетия всё чаще выступает не в форме отдельных разовых мероприятий, а в качестве одной из постоянных функций государства.

Существуют различные подходы к характеристикам направлений данной экономики. Например, П. Самуэльсон и В. Нордхаус применительно к США выделяют следующие пять направлений вмешательства государства в деятельность монополий. Во-первых, их прибыли сокращаются за счет высоких налогов. Во-вторых, устанавливается контроль над ценами (для сдерживания инфляции и для давления на цены в высококонцентрированных отраслях). В-третьих, устанавливается государственная собственность на монополии. В-четвертых, осуществляется государственное регулирование промышленности, которое позволяет регулирующим органам наблюдать за ценами, объемами производства, входом и выходом фирм из регулируемых отраслей. В-пятых, государство проводит специальную антитрестовскую политику.

В разных странах и в различные периоды преобладают те или иные государственные воздействия на монополии. Но, как правило, в наиболее общем плане в странах с рыночным типом экономики выделяется три основных направления: 1) активизация конкурентных рыночных структур, противостоящих монополии, с помощью тех или иных мер по либерализации рынков; 2) государственное регулирование монополий путем контроля над ценами и уровнем рентабельности; 3) прямое предотвращение, подавление или ликвидация монополий с помощью специального антимонополистического законодательства. Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений.

Либерализация рынков. Данное направление не связано с подавлением монополий непосредственно. Оно исходит из такого очевидного факта, что сила монополии тем слабее, чем эффективнее работают конкурентные рыночные механизмы и чем, соответственно, более развитыми являются конкурентные рыночные структуры. Соответственно, главная задача данного направления сводится к тому, чтобы создать в экономике обстановку, затрудняющую или делающую просто невыгодным отдельным фирмам злоупотреблять их монопольным положением, обеспечить своеобразную антимонопольную профилактику в экономике и обществе. Подрыву монополизма с помощью активизации конкурентных рыночных механизмов нередко способствует процесс ускорения развития науки и техники, т.к. благодаря некоторым достижениям НТП отдельные естественные монополии перестают быть таковыми. В последние годы особенно заметной была данная тенденция в отрасли связи. Например, если еще двадцать лет назад передачу информации на сверхдальние расстояния могли осуществлять только немногие особо крупные компании, то затем, благодаря появлению спутниковой связи реализация подобных функций стала доступной многим фирмам, избавившимся таким образом от необходимости прибегать к услугам компаний-монополистов.

Государственное регулирование. Немаловажным направлением государственного вмешательства в деятельность монополий в условиях экономики рыночного типа является государственное регулирование фирм, обладающих монопольной властью, с помощью фиксации верхнего уровня цены, установления «справедливой» цены или «справедливой нормы прибыли». Как правило, регулированию подвергаются, прежде всего, и главным образом, естественные монополии. К естественным монополиям, как уже отмечалось, относятся в первую очередь различные коммунальные услуги: почта, телеграф, телефонные станции, местные электрические или газовые компании и т.п. Поскольку технологически невозможно и экономически бессмысленно формирование конкурентных рынков подобных коммунальных услуг, то для обеспечения удовлетворения потребностей населения в данных услугах в необходимых объемах и по приемлемым ценам, остается только один путь — государственное регулирование естественных монополий, главным образом путём воздействия на их цены (тарифы) и уровни прибыльности. Хотя государственное регулирование объективно необходимо только в отношении естественных монополий, оно нередко применяется и в отраслях, структура рынков которых не исключает конкуренцию.

Антимонопольное законодательство. Очевидное зло, приносимое чрезмерной экономической властью тех или иных монополий, заставляет страны с рыночным типом экономики прибегать нередко к прямому недопущению, подавлению или устранению монополистических структур с помощью специального антимонопольного законодательства.

Принципы антимонопольной политики.

  1. D) Палата представителей рассматривает проекты законов по всем направлениям внутренней и внешней политики.
  2. I Общеэкономические принципы.
  3. I. Психофизиологические принципы
  4. S: Перечислите принципы осуществления свободы совести.
  5. А. Файоль и принципы классического менеджмента.
  6. Актуальные проблемы региональной культурной политики.
  7. Аномалии развития носа. Деформации наружного носа, принципы лечения.
  8. Б.6. Цели, задачи и принципы муз.образования.
  9. Базовые принципы и концепции финансового менеджмента.
  10. Базовые принципы организации ЭВМ

Современная экономическая теория различает понятия «монополия» и понятие «крупное предприятие», даже если оно имеет высокую долю производства и реализации продукции. Монополией следует считать только то предприятие, которое использует рыночную власть – диктует цены, объем товаров на рынке, разрушает открытую конкуренцию. Против таких предприятий-монополистов с целью предотвращения злоупотреблений их монопольным положением государство проводит антимонопольную политику.

Основными принципами антимонопольной политики государства являются следующие:

¾ свобода экономической деятельности;

¾ свободное движение товаров, услуг и финансовых средств;

¾ дифференциация и защита личных и общественных интересов;

¾ поощрение отношений конкуренции;

¾ предупреждение экономической деятельности, направленной на монополизацию рынка и недобросовестную конкуренцию;

¾ специализация регулирования природных и государственных монополий.

Антимонопольная (конкурентная) политика государства является ключевым элементом повышения конкурентоспособности национальных предприятий во всех сферах экономики. Именно условия взаимодействия хозяйствующих субъектов и их относительные размеры в современной рыночной экономике определяют склонность к инвестициям и инновациям. Таким образом, антимонопольная политика прямо влияет на социально-экономическое развитие страны: объемы производства продукции; производительность труда; цены, прибыль предприятий и их налоговые отчисления; объемы инвестиций; темпы экономического роста; конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на глобальных рынках. Кроме того, конкурентные правила должны применяться таким образом, чтобы стимулировать как повышение благосостояние потребителей, так и эффективное распределение ресурсов с ограниченным доступом, а также обеспечивать экономический рост в целом, решение социальных, экологических и других проблем.

Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не преследуют цель запрещения или ликвидации монопольных образований. В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением.

Главная цель этого вмешательства заключается в защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции. Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя.

>Антимонопольная политика государства

Государственное регулирование монополии

Общественные потери монополизации рынка

Монополизация производства влечет за собой существенные общественные потери:

  • по сравнению с конкурентным рынком, монополия устанавливает обычно более высокие цены при ограниченном объеме производства;
  • монополия способна извлекать сверхприбыли, присваивая при этом значительную часть потребительского излишка;
  • монополия препятствует эффективному распределению ресурсов в том смысле, что монополистические фирмы необязательно производят по минимальным средним издержкам (min LRAC), как при совершенной конкуренции;
  • монополия препятствует рыночной конкуренции путем установления фиксированных цен, возведения искусственных барьеров для входа на рынок, заключения контрактов на жестких условиях, вытеснения конкурентов из бизнеса посредством хищнической практики.

Конкуренция является действенным механизмом повышения качества, количества товаров и услуг при соизмеримом уменьшении его стоимости.

Государственная политика в области конкуренции обычно направлена на:

  • интенсификацию научно-технического прогресса, т. е. повышение эффективности и снижение времени разработки и внедрения в производство новых научных и технологических разработок, позволяющих увеличить ассортимент, качество и снизить цену предоставляемых на рынке благ;
  • поддержание конкуренции в нормативно-правовом поле;
  • создание условий для эффективной и результативной конкурентной борьбы.

Рынок неизбежно стремится к монополизации, так как для эффективного функционирования производителям требуется установление контроля над рынком.

Недобросовестная конкуренция в национальной экономике России проявляется в виде:

  • подкупа;
  • шантажа;
  • предоставления заведомо ложной информации потребителю;
  • сокрытия информации о хозяйственной деятельности от проверяющих структур государства;
  • заведомого сокрытия дефектов для потребителя;
  • промышленного шпионажа;
  • подделки продукции конкурентов.

На создание условий добросовестной конкуренции и предотвращения монополизации рынка направлена государственная антимонопольная политика. Она выполняет важнейшие функции в развитии национальной экономики, так как создает условия повышения конкурентоспособности отечественного производителя и экономики в целом.

Проблематичность практической реализации антимонопольной политики связана с тем, что она использует преимущественно экономические механизмы, которые не достаточно развиты в России. Соответственно эффективность антимонопольной политики определяется прежде всего развитостью национального рынка и объективностью государственной экономической политики.

Основы антимонопольной политики закреплены в Федеральном законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятом в 1991 г. Относительно сложившаяся система антимонопольного регулирования была реформирована после кризиса 1998 г., когда стали очевидными ее недостатки. В рамках нее в 1999 г. был существенным образом переработан ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», и государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур был трансформирован в Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. С этого времени начинается активное регулирование конкуренции в различных сферах национальной экономики (например, ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»).

По причине низкой эффективности и непоследовательности государственного регулирования деятельности естественных монополий Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было вынуждено в судебном порядке решать многие случаи нарушения конкуренции, например АО «Иркутскэнерго», РАО «ЕЭС России».

Начиная с 2004 г. произошло коренное изменение государственной антимонопольной политики, когда одновременно с общим реформированием государственного аппарата Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было реорганизовано в Федеральную антимонопольную службу. Основным направлением деятельности новой структуры было определено создание условий для развития конкуренции и выработка единой государственной политики поддержки конкуренции. Несмотря на это, в целом государственная антимонопольной политика сохранила свой неактивный характер — идет просто фиксация случаев нарушения конкуренции.

Наблюдается переход проблемы конкуренции из чисто экономической категории в политическую область, что свидетельствует о необходимости ее подержания на должном уровне в масштабах всего общества. Деятельность же монополистов, безусловно, необходимая в некоторых отраслях, должна все более законодательно регламентироваться прежде всего в интересах потребителя.

Антимонопольная политика государства

Общественные издержки монопольной власти заставляют государство регулировать деятельность монополий.

Антимонопольная политика — это система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм.

Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют:

  • прямое регулирование цен;
  • налогообложение;
  • регулирование естественных монополий.

Рассмотрим эти направления более подробно.

Прямое регулирование цен

Установление государством максимально допустимых цен на продукцию монополиста приводит к модификации рыночной кривой спроса.

Рис. 5.14. Установление максимально допустимых цен

На рис. 5.14 D и MR — кривые спроса и предельного дохода нерегулируемой монополии, Рm — установленная государством цена.

Если монополист соблюдает введенное ограничение цен, его кривая спроса модифицируется и приобретает вид ломаной кривой PmAD, состоящей из двух отрезков: горизонтального PmA и убывающего AD. В соответствии с этим видоизменяется и кривая предельного дохода.

По определению, предельный доход представляет собой прирост совокупного дохода при изменении объема выпуска на единицу, т.е.

MR=(TR)`=(P*Q)`=P*(dQ/dQ) + Q*(dP/dQ),

MR= P+Q(dP/dQ).

Если объем выпуска монополиста меньше Q`, то действует установленная государством цена Pm, кривая спроса представлена горизонтальной линией и является абсолютно эластичной (dP/dQ=0). Следовательно, MR=P.

Если объем производства превышает Q`, то дополнительное количество продукции может быть продано лишь по более низким, чем Pm, ценам. Кривая спроса является убывающей, dP/dQ<0, и следовательно, кривая предельного дохода MR лежит на cегменте BF. При объеме производства, равном Q`, кривая предельного дохода имеет разрыв AB.

Рассмотрим, как подобная ситуация влияет на поведение монополиста (рис. 5.15).

Рис. 5.15. Сдвиг точки равновесия в условиях государственного регулирования цен

Предположим, что оптимальная цена нерегулируемой монополии установлена в точке P*, а оптимальный объем — в Q*. Если максимально допустимая цена (P`) будет выше оптимальной, то это не изменит решения фирмы относительно точки оптимума, но если P`

Если государство хочет стимулировать расширение производства монопольной фирмы еще больше (например, до уровня Q«), оно должно установить максимально допустимые цены на еще более низком уровне (в данном случае, до Р«). Минимальный уровень допустимой цены соответствует min SATC, поскольку при более низком уровне продолжение производства будет экономически нецелесообразно и фирма покинет отрасль.

Налогообложение

Другая форма государственного антимонопольного регулирования — налогообложение. Не вдаваясь в детальное описание всех существующих налогов на монополии, рассмотрим влияние на поведение фирмы-монополиста двух типов налогов:

  • потоварного, ставка которого устанавливается в расчете на единицу продукции, а общая сумма определяется объемом выпуска, и
  • поушального, взимаемого независимо от объема выпуска.

1. Потоварный налог

Потоварный налог взимается на продажу сигарет, вино-водочных изделий, бензина. Данный налог является для монополиста частью переменных издержек, т.е. прибыль подсчитывается по формуле

п=TR-(TC+tQ),

а условие максимизации прибыли принимает вид

(п)`=0,

dTR/dQ=dTC/dQ+d(tQ)/dQ,

MR=MC+t,

где t — ставка потоварного налога.

Графически влияние потоварного налога на смещение точки оптимума монополиста представлено на рис. 5.16

Рис. 5.16. Установление потоварного налога на монополию

Пусть MC1 — кривая предельных издержек фирмы, Q1 и P1 — оптимальные объемы выпуска и цены до введения налогообложения.

Введение налога увеличивает дополнительные издержки фирмы на выпуск каждой дополнительной единицы продукции, т.е. MC2=МС1+t. Точка оптимального выпуска сокращается до Q2, цена вырастает до Р2 . Как следствие этого, совокупная прибыль фирмы уменьшается (монополист действует на эластичном отрезке кривой спроса, поэтому рост цены вызывает падение величины общих доходов фирмы, что в условиях возрастания совокупных издержек ведет к уменьшению прибыли).

Многие экономисты считают, что данный налог не может рассматриваться как подходящее средство контроля за монополиями, поскольку часть налогового бремени перекладывается на потребителя.

2. Группа паушальных налогов

Поскольку данная группа налогов взимается независимо от объема реализации, то в отличие от потоварных налогов, они являются частью постоянных издержек монополиста (например, стоимость патента или лицензии на исключительное право занятия определенным видом деятельности) и не влияют на величину предельных издержек.

В этом случае прибыль монополиста составит

п=TR-TC-g,

где g — ставка паушального налога за период времени (=const).

Условие максимизации прибыли записывается как

(п)`=0,

(TR)`=(TC)`,

MR=MC.

Таким образом, введение паушальных налогов не меняет оптимального объема и цены, однако величина прибыли, получаемой монополистом, сокращается. Данный налог нельзя переложить (даже частично) на покупателя через более высокие цены и меньший объем выпуска, как при потоварном налоге.

3. Налог на прибыль

Влияние налога на прибыль, цены и объем производства аналогично влиянию паушальных налогов. После уплаты налога на прибыль, точка оптимума монополиста остается той же, что и до уплаты налога. Это происходит потому, что налог основан на некотором определенном, фиксированном проценте прибыли и не изменяет объем, при котором MC=MR. Доказать это можно следующим образом.

Обозначим через t — ставку налога на прибыль (в %). Тогда условие максимизации чистой прибыли (т.е. прибыли за вычетом налога) может быть записано как:

max(пN )=TR-TC-t(TR-TC)=(100-t)(TR-TC),

(пN )`=(100-t)(MR-MC)=0.

Если ставка налога меньше 100%, т.е. t<100, то
(100-t)>0 и, следовательно, условие будет выполняться только при равенстве предельных издержек предельному доходу, MC=MR. Это и означает, что при налогообложении прибыли монополиста оптимальный объем и оптимальная цена остаются прежними. Вся тяжесть налогообложения падает на продавца. Это выгодно отличает этот вид налога от потоварных налогов и считается эффективным средством контроля за деятельностью монополий.


1.2 Понятие и содержание антимонопольной политики

Антимонопольная политика – это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.

Антимонопольная политика представляет собой комплекс государственных мер, включающий соответствующее законодательство, систему налогообложения, денационализацию собственности, поощрение малого предпринимательства и пр. В целом данная политика направлена против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

Антимонопольная политика государства опирается на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

Антимонопольное регулирование – комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.

В рамках антимонопольной политики государством осуществляется демонополизация экономики страны и реализуется стратегия вмешательства в деятельность существующих монополий в плане ограничения цен на продукцию.

Демонополизация – политика государства, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции. Демонополизация осуществляется с помощью законодательных мер, обеспечивающих:

— равные условия для различных форм собственности,

— увеличение количества производителей

— устранение привилегий и препятствий для конкуренции.

Демонополизация предполагает:

— предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью приобретение господствующего положения на рынке;

— запрещение соглашений о разделе рынков;

— запрещение переплетающихся директоратов;

— приобретение акций конкурирующей фирмой.

Стратегия вмешательства – пути вмешательства государства в процесс монополистического ценообразования с целью снижения потерь от монополии. Выделяют несколько основных стратегий:

— налоговое регулирование, позволяющее снизить негативные последствия от монополии за счёт перераспределения её прибылей;

— ценовой контроль, позволяющий, в частности, снижать цены в монополизированных отраслях;

— управление государственной собственностью;

— государственное регулирование, предполагающее наличие специальных управлений, наблюдающих за ценами, объёмами производства, входом фирм в отрасли и выходом из них;

— антитрестовская политика, устанавливающая правила и ограничения, препятствующие развитию анти конкурентных явлений.

Стержнем антимонопольной политики является антимонопольное законодательство, которое представляет собой комплекс правовых актов, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Это законодательно закреплённые основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и управления.

Основные задачи антимонопольного законодательства:

— обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике;

— снятие всех преград на пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющей исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов;

— определение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции;

— защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса;

— создание условий для развития национального хозяйства.

Антимонопольное законодательство тесно связано с общей системой мер, с помощью которых государство пытается воздействовать на рыночные отношения и формы объединения предпринимателей. Оно ограничивает некоторые наиболее грубые и очевидные приёмы монополистической деятельности, оказывает определённое воздействие на конкурентную борьбу, но никогда не задевает важнейших интересов крупных корпораций. Конкретная программа антимонопольных действий разрабатывается и проводится находящимся у власти правительством. Следовательно, эта программа входит составной частью в общую экономическую программу правительства, которое может отражать интересы отдельной предпринимательской группы, тех или иных социальных групп или общие интересы нации и должно учитывать общую внутреннюю и внешнюю экономическую, социальную и политическую конъюнктуру. Это значит, что эффективность применения антимонопольного законодательства и действенность антимонопольной политики в целом меняются и зависят от смены политического руководства страны.

В хозяйственной практике развитых стран проблема реализации антимонопольной политики в течение XX в. в основном успешно решается. Прежде всего – путём правовых барьеров. Именно поэтому антимонопольное регулирование выступает, по сути, одним из составных элементов задачи обеспечения правового порядка в стране.

В мировой экономической теории и практике вопрос о соотношении потенциалов участвующих в рыночном процессе фирм рассматривается не столько в конкретно-прикладном, сколько в общеэкономическом смысле. Сдерживающий контроль государства над естественным стремлением динамично развивающихся фирм к чрезмерной экспансии, к монополизму, понимается обществом как необходимость сохранения и поддержания в национальной экономике максимальной конкуренции, ценового равновесия на рынке.

Современное процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствует о том, что образование монополий – закономерный процесс и объясняется это тем, что сама конкуренция как важный элемент рыночного механизма порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистам.

Используя законодательные рычаги, государство контролирует динамику потребительских цен в каждой развитой стране. При возникновении опасных тенденций, излишне динамичного роста цен государственные ведомства срочно проводят расследования, выявляя конкретных виновников, которыми обычно являются фирмы, сумевшие захватить чрезмерно активные позиции на одном из рынков.

Антимонопольная политика государства со временем приобретала новые тенденции своего развития. С нарастанием волны международной конкуренции во второй половине XX в. позиция государства натолкнулась на определённые сложности. Противостояние зарубежной экспансии на внутреннем рынке, попытки расширить свои позиции в других странах потребовали от государства поддержки своего крупного бизнеса. Однако общие правовые условия этого делать не позволяют. В итоге дело решается компромиссом: в особо напряжённых случаях государство допускает «исключения из правил» некоторым крупным компания, которые представляют, как правило, гордость национальной экономики, даётся разрешение на объединение.

Другая особенность современной антимонопольной практики заключается в том, что государство в большей степени ориентируется сегодня на то, чтобы косвенными мерами обеспечить наличие в своей стране наиболее оптимального соотношения фирм разного масштаба. Практика доказала, что на мировой арене выигрывает больше та страна, которая сумела обеспечить наиболее разумную институционально-производственную структуру.

Крупные корпорации в обход антимонопольного законодательства используют легальные с точки зрения антимонопольного законодательства формы объединений и монополистической деятельности – холдинговые компании, систему участия, конгломеративные слияния (объединения компаний, относящихся к разным сферам хозяйственной деятельности), а также скрытые приёмы установления монопольного господства – джентльменские соглашения, лидерство в ценах. В современных условиях усиления действия антимонопольного законодательства корпорации проводят перестройку своей структуры, приспосабливаясь к изменяющимся реалиям и сохраняя свою суть.

Цели и задачи антимонопольного регулирования

Недостаточное внимание к целям и задачам антимонопольной политики составляет специфическую российскую особенность. В странах Евросоюза и США целями и задачами целями и задачами антимонопольной политики отводится едва ли не центральное место. Это не случайно: «Битва за антимонопольное регулирование начинается с определения его целей». Как указал выдающийся американский исследователь Роберт Борк, определение целей и задач антимонопольного регулирования — дело первостепенной важности, поскольку «все остальное следует из ответа, который мы дадим на данный вопрос».

Закон «О защите конкуренции» называет несколько целей российского антимонопольного права: обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков. Подобное утверждение скорее декларативное: провозглашая определенные цели, законодатель не раскрывает их содержания.

Как уже упоминалось, специфика антимонопольного законодательства предполагает проводимый антимонопольным органом детальный анализ поведения хозяйствующего субъекта, его воздействия на конкурентную среду, включая оценку экономического эффекта такого воздействия. Термин «конкуренция» означает противоборство участников рынка, при котором равное удовлетворение интересов каждого заведомо невозможно, так как в любом состязании априори есть победитель и проигравший.

Более того, помимо конкурентов в каждом антимонопольном деле всегда присутствуют и другие стороны, на которых исход борьбы оказывает непосредственное влияние, например потребители, участники смежных рынков. Чьи интересы в такой ситуации должны защищаться в первую очередь: победителя, проигравшего, конечного потребителя, участника смежного рынка? От ответа на этот вопрос зависит исход разрешения дела.

Допустим, поставщик предъявляет дистрибьютору ряд требований. Выполнение этих требований не очень выгодно дистрибьютору, так как налагает на него дополнительные обязательства. В этом смысле интересы дистрибьютора нарушены. Эти требования косвенно затрагивают контрагентов дистрибьютора: невыполнение требований поставщика дистрибьютором способно привести к прекращению поставок, что повлечет невозможность поставок дистрибьютором своему контрагенту. Следовательно, интересы контрагента дистрибьютора также нарушены. Если требования поставщика к дистрибьютору нацелены на улучшение качества дистрибуции товара (оптимизацию логистики, повышение требований к хранению товара, предоставление дополнительных услуг, связанных с товаром), то подобные требования имеют положительный эффект для потребителя.

В рассматриваемой ситуации налицо конфликт интересов поставщика, дистрибьютора, контрагента дистрибьютора и конечного потребителя. Российское антимонопольное законодательство, содержащее общие запреты в отношении действий, которые приводят к «ограничению конкуренции» или «ущемляют интересы других лиц», не конкретизирует, чьи интересы должны быть определяющими. Допустимы ли требования поставщика? Ограничение конкуренции на каком товарном рынке наиболее опасно (основной, смежный)?

Ответ на эти вопросы служит отправной точкой любого антимонопольного анализа, но его нельзя признать очевидным. Ни в экономической, ни в юридической науке нет единого мнения о целях и задачах антимонопольного регулирования. Среди них выделяются как сугубо экономические — максимизация экономической эффективности при проведении транзакций, предотвращение нежелательного перераспределения излишка от потребителя к производителю, так и социально-политические — защита малого бизнеса, поддержка отдельных социально значимых отраслей, защита потребителя.

Выбор целей антимонопольного регулирования находится в непосредственной зависимости от правовых, экономических, социокультурных особенностей государства в определенное время, так что универсального решения нет. Более того, история развития антимонопольного законодательства США и стран Евросоюза наглядно демонстрирует эволюцию целей во времени. Будучи инструментом воздействия на экономику, они меняются по мере достижения требуемого результата либо при возникновении новых проблем.

Названные в Законе «О защите конкуренции» цели совпадают с гарантиями, закрепленными в ст. 8 Конституции РФ. При этом только одна из них — защита конкуренции — имеет очевидное антимонопольное содержание. Другие цели нельзя достичь методами исключительно антимонопольного регулирования.

Так, свободное перемещение товаров обеспечивается усилиями антимонопольного, налогового, таможенного регулирования; свобода экономической деятельности, свобода экономического пространства достигается с помощью антимонопольного, конституционного, гражданско-правового, административного, уголовного регулирования; создание условий эффективного функционирования товарных рынков — совмещением методов антимонопольного, гражданско-правового, налогового, таможенного права, а также с использованием отраслевого регулирования.

Соответственно, попытки решить подавляющее большинство продекларированных в Законе «О защите конкуренции» задач исключительно методами антимонопольного регулирования обречены на провал.

Антимонопольная политика составляет неотъемлемую часть социально-экономической сферы государства и должна быть синхронизирована с иным государственным регулированием, в том числе налоговым, таможенным, гражданско-правовым, административным, уголовным, отраслевым. Попытки искусственно ее отграничить чреваты неэффективностью регулирования.

Антимонопольная политика современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

УДК 338.2

© Д. Н. Родионова, А. Ц. Базаров АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Статья посвящена анализу антимонопольной политики как одной из важнейших направлений экономической политики государства. Автором определены основные направления антимонопольного регулирования, особенностей его механизма в Российской Федерации. В статье представлены основные итоги нескольких лет проводимой в стране конкурентной политики, проанализированы наиболее значимые изменения законодательства, представлены некоторые результаты исследований состояния конкуренции в секторах экономики, рассмотрены основные проблемы их функционирования.

Ключевые слова: антимонопольная политика, антимонопольное регулирование, ФАС России

D. N. Rodionova, A. Ts.Bazarov ANTITRUST POLICY OF MODERN RUSSIA

Keywords: competition policy, antitrust regulation, FAS of Russia

Одной из важнейших предпосылок политического, экономического и социального развития любой страны является наличие свободной конкуренции в обществе. Необходимость существования конкуренции подтверждается историческим опытом мирового сообщества. Прямой противоположностью свободной конкуренции выступает монополизация, которая, как правило, ведет к регрессу хозяйственного развития и деградации социальной сферы. Все попытки создать эффективную монополистическую систему (зачастую носящую государственно-монополистический характер) в рамках одной страны носят исторически ограниченный характер и в долгосрочной перспективе несостоятельны.

Российский и зарубежный опыт общественного развития определили необходимость воздействия государства на экономические процессы для согласования интересов всех участников с целью поиска наиболее оптимальных путей прогресса общества. В деле ограничения монополистической деятельности и обеспечения конкуренции это воздействие выражается в антимонопольной политике .

Антимонопольная политика — это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на пре-

дупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей .

Антимонопольную политику следует определять как особый комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.

Антимонопольное регулирование как основной инструмент политики включает в себя регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.

Существуют следующие направления антимонопольной политики:

• обеспечение и сохранение конкуренции;

• контроль над хозяйствующими субъектами-монополистами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• контроль за процессом концентрации капитала;

• защита интересов потребителей;

• защита и поддержание малого и среднего бизнеса.

В рамках данной политики государством осуществляется демонополизация экономики страны и реализуется стратегия вмешательства в деятельность существующих монополий в плане ограничения цен на продукцию. Демонополизация как действие государства, направленное на сдерживание монополизма и развитие конкуренции, осуществляется с помощью законодательных мер и обеспечивает в свою очередь:

— равные условия для различных форм собственности

— увеличение количества производителей

— устранение привилегий и препятствий для конкуренции.

К числу других наиболее широко применяемых методов борьбы с монополизацией рынков в рамках проведения антимонопольной политики относят:

1) предельное упрощение процедуры создания новых фирм;

2) снятие всех барьеров во внешней торговле и открытие внутренних рынков для зарубежных фирм, разрушающих контроль над рынком отечественных монополистов;

3) принудительное разделение крупнейших фирм-монополистов на несколько более мелких и независимых друг от друга;

4) введение государственного контроля за процедурами слияния и поглощения фирм, а в некоторых случаях — установление порядка, при котором поглощения и слияния возможны лишь с разрешения государства;

5) введение в особо сложных случаях прямого государственного контроля за ценами и заработной платой;

6) наказание фирм за проведение политики ценовой дискриминации.

Некоторые формы монополии современная экономическая наука и антимонопольное законодательство считают нормальным явлением и потому не преследуют. Прежде всего, не подлежит наказанию та фирма, которая сумела захватить значительную долю рынка за счет:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— создания уникального товара;

— эффективного маркетинга;

— разработки и освоение новой технологии, позволившей существенно снизить затраты и на этой основе продавать товары по более низким ценам, не лишаясь прибыли.

Существует два подхода к регулированию монопольной власти хозяйствующих субъектов. С одной стороны, сосредоточение большой доли рынка в руках одной фирмы, бесспорно, способствует его монополизации. Исходя из этого, государство должно стремиться к недопущению слишком большой концентрации и препятствовать формированию фирм-гигантов. С другой стороны, только крупные предприятия могут полноценно использовать положительные стороны экономии на масштабах производства и другие преимущества гигантов. С этих позиций крупные размеры национальных компаний, напротив, способствуют их высокой эффективности и потому должны поддерживаться государством.

Государственная функция защиты конкуренции в разных странах имеет различные наименования. В ряде государств (в том числе в России) ее принято называть государственным антимонопольным регулированием или политикой защиты и развития конкуренции, в США — антитрестовской или конкурентной политикой, в Евросоюзе — конкурентной политикой. Однако общие цели такой политики во всех странах формулируются сходным образом, образуя главную — пресечение монополистических злоупотреблений.

В Российской Федерации антимонопольная политика формировалась в сложных условиях трансформации политической и социально-экономической системы государства. Произошедшие изменения формы собственности на большинстве предприятий и организаций, смена политического режима и политических элит обусловили серьезные преобразования в системе управления хозяйством. Особенностью отечественных монополий в период перехода от монополистического социализма к рыночной экономике являлось преобладание крупных предприятий, чрезмерно узкая специализация производителей, закрепление поставщиков за регионами и категориями потребителей в рамках централизованной системы сбыта продукции. Становление органов антимонопольного регулирования также претерпело эволюционное развитие: от создания в 1990 г. Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур до образования в марте 2004 г. Федеральной антимонопольной службы, являющейся на сегодня главным антимонопольным органом.

Характеризуя нынешнюю российскую антимонопольную политику, следует говорить о двух ее взаимосвязанных аспектах. В широком смысле слова государственная политика защиты и развития конкуренции представляет собой широкий и разнообразный комплекс мер, которые предусматриваются и реализуются во всех секторах экономики и направлениях государственной политики и направлены на создание проконкурентных основ функционирования экономики, а также поощрение конкуренции методами соответствующей государственной политики. В узком смысле слова государственную политику защиты и развития конкуренции принято называть антимонопольным регулированием, которое направлено в основном на пресечение антиконку-

рентных действий на уже существующих рынках и в значительной степени — на предупреждение таких действий.

В целом, антимонопольную политику Российской Федерации определяют как комплексную систему экономических, правовых, финансовых, налоговых, психологических и других мер, принимаемых и обеспечивающихся государственными органами, направленных на усиление и защиту добросовестной конкуренции путем предупреждения, ограничения и пресечения монопольной власти компаний. Государство, посредством проведения антимонопольной политики, создает условия для возникновения и успешного развития конкурентных рыночных структур .

Выделяют следующие направления антимонопольной политики в Российской Федерации:

— обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

— устранение административных, межрегиональных, организационных барьеров;

— поддержка малого предпринимательства и формирование конкурентной среды;

— обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций;

— создание эффективных правовых механизмов, обеспечивающих соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью органов власти;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках, злоупотреблений доминирующим положением .

Уполномоченным государственным органом, осуществляющим антимонопольную политику в Российской Федерации выступает Федеральная антимонопольная служба России(ФАС России), реализующая функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Как показывает практика антимонопольного регулирования основным нарушением антимонопольного законодательства является злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением. Доминирующим признается положение, если у хозяйствующего субъекта доля на рынке составляет 65% и более, если он не докажет, что, несмотря на превышение, его положение не является доминирующим. Положение не может быть признано доминирующим, если доля на рынке определенного товара не превышает 35% .

Факты злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением приводят к следующим последствиям:

— при отсутствии рыночно-конкурентных отношений или недостаточном их развитии отпуск цен на свободу порождает прямой ценовой диктат над экономической системой, обществом;

— монополистическая организация рынка искусственно ограничивает, уменьшает производственные возможности страны, национальной экономики;

— потребитель теряет больше, чем выигрывает продавец. Только конкурентные отношения в рыночной экономике способны обеспечить равноправие продавцов и покупателей.

На протяжении 2010-2014 гг. прослеживается тенденция к увеличению числа выявленных нарушений ст. 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее ФЗ № 135). В 2014 г. выявлено 3967 случаев злоупотребления доминирующим положением, что на 17 % больше, чем в 2013 г. Между тем существовавшая в 2010 — 2013 гг. тенденция к увеличению числа выявленных случаев нарушения ст. 14 «Запрет на недобросовестную конкуренцию» ФЗ № 135 в 2014 г. пошла на спад.

С 2012 г. прослеживается рост числа выявленных случаев заключения хозяйствующими субъектами ограничивающих конкуренцию соглашений (статья 11 Закона о защите конкуренции) и осуществления хозяйствующими субъектами ограничивающих конкуренцию согласованных действий (статья 11.1 Закона о защите конкуренции). В 2012 г. выявлено 187 нарушений, в 2013 г. — 204 (увеличение на 9 %), а в 2014 г. — 244 (увеличение почти на 20 %). Очевидно, это связано с особым вниманием со стороны антимонопольных органов к подобным нарушениям в связи с их высокой общественной опасностью.

Антимонопольные органы активно выявляют случаи злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением. Среди хозяйствующих субъектов, совершивших такие нарушения, существенна доля субъектов естественной монополии (электро- и теплоэнергетика, железнодорожный транспорт, связь). В 2014 г. их доля среди хозяйствующих субъектов — нарушителей статьи 10 ФЗ №135 составила почти 70 %.Так, самое большое количество нарушений зафиксировано в сфере электро- и теплоэнергетики. Второе место среди нарушителей занимает сфера газоснабжения (рост составил с 8,0% до 11,3%), третье место — жилищно-коммунальная сфера. Более 2/3 всех злоупотреблений доминирующим положением фиксируется в сфере электроэнергетики. Большое количество нарушений связано с препятствием доступа на оптовый рынок электроэнергии со стороны смежных сбытовых организаций. Для снижения доли этих нарушений необходимо использовать различные инструменты с целью исключения ценовых колебаний, вследствие которых на рынке в некоторые периоды времени могут возникнуть условия для манипулирования ценами.

При осуществлении государственного антимонопольного контроля антимонопольные органы активно используют предупреждения и предостережения — институты, введенные в антимонопольное законодательство «третьим антимонопольным пакетом».

Крупным источником антиконкурентного поведения в рыночной экономике являются также горизонтальные и вертикальные слияния компаний. Такие соглашения снижают положительный эффект рыночной экономики, поскольку устраняют независимость принятия решений компаниями для эффективного распределения ресурсов и стимулирования эффективности производства.

Во многих случаях слияния и поглощения проводятся по взаимному согласию между высшим управленческим персоналом обеих компаний. Однако нередка и практика враждебных слияний и поглощений, т.е. тех процессов, при которых руководящий состав целевой компании (компании-мишени) не согласен с готовящейся сделкой и осуществляет ряд противозахватных мер. В этом случае компания, которая хотела бы приобрести заинтересовавшую ее фирму, в обход менеджеров обращается непосредственно к акционерам целевой фирмы.

На сегодняшний день с целью эффективной реализации антимонопольной политики руководством ФАС России выработаны следующие приоритетные направления:

1) Совершенствование нормативно-правовой базы и информационной среды для эффективного антимонопольного регулирования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) Осуществление контроля и пресечение нарушений в сфере недобросовестной конкуренции и в сфере рекламной деятельности;

3) Пресечение и предупреждение ограничивающих конкуренцию действий (бездействия) со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, а также исполняющих их функции органов или организаций;

4) Осуществление контроля закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

5) Предотвращение действий, ограничивающих доступ к товарам(работам, услугам), реализуемым субъектами естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных сферах деятельности субъектов естественных монополи.

Важным «новшеством» в сфере антимонопольного регулирования является принятие так называемого «четвертого» антимонопольного пакета. 5 октября 2015 года Президент РФ Владимир Путин подписал разработанный ФАС России Федеральный закон о внесении изменений в ФЗ № 135.

Основанием для разработки закона стала «Дорожная карта по развитию конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», а также рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития.

Четвертый антимонопольный пакет определяет существенное сокращение административных ограничений для бизнеса и одновременное снижение участия государства в экономике. Предусмотрено усиление института предупреждения и предостережения на недобросовестную конкуренцию и иные формы злоупотребления доминирующим положением, в том числе и на действия органов государственной и муниципальной власти.

В рамках данного закона внедрен механизм оперативного устранения антимонопольных правонарушений со стороны должностных лиц органов власти, а с другой стороны — способ ужесточения ответственности в ходе исполнения должностных обязанностей для служащих, которые неоднократно

нарушают Закон о защите конкуренции. В случае повторного нарушения для должностного лица будет следовать безальтернативная его дисквалификация.

Также в ходе реализации «пакета» планируется упразднение реестра лиц, имеющих долю на товарном рынке свыше 35%, потому как включение в реестр налагает не только существенные ограничения на осуществление гражданских прав, но и предусматривает ряд дополнительных обязанностей. Ожидается, что его упразднение существенно сократит административные обременения включенных в него компаний.

Еще одной новацией четвертого антимонопольного пакета являются нормы, предусматривающие заключение соглашений хозяйствующих субъектов об осуществлении совместной деятельности с предварительного согласия ФАС России по правилам контроля экономической концентрации.

Таким образом, антимонопольная политика России ориентирована на создание условий добросовестной конкуренции и предотвращение монополизации рынка. Она выполняет важнейшие функции в развитии национальной экономики, поскольку создает условия роста конкурентоспособности отечественных производителей и экономики в целом. Думается, что принятие четвертого пакета антимонопольного законодательства и выше обозначенные приоритетные направления деятельности ФАС России послужит важным фактором для развития более действенного механизма антимонопольной политики, которая напрямую способствует эффективному функционированию рыночной экономики Российской Федерации.

Литература

1. Голомолзин А. Ю. Антимонопольная политика государства // Экономика России 21-й век. 2012. № 22. С. 21-25.

2. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации в 2014 году.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Захаркина Е. Ю. Государственная политика Российской Федерации в период трансформации политической системы: автореферат дис. … канд. полит. наук: 23.00.02. Краснодар, 2006.

4. Князева И. В. Роль антимонопольной политики в формировании конкурентной среды: учеб. пособие. Новосибирск: СибАГС, 2005.

5. Конкурентное право России: учебник / Д. А. Алешин . 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014.

6. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: учебник. М.: НОРМА, 2012. С. 45.

7. Пузыревский С. А. Развитие антимонопольного законодательства в современных экономических условиях // Российское конкурентное право и экономика. 2011. № 1. C. 131-139.

8. Шишкин М. В., Смирнов А. В: Антимонопольное регулирование / под ред. Е. В. Полиевктова. Экономика, 2013.

Родионова Дарья Николаевна, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры экономической теории и региональной экономики ИЭУ Бурятского государственного университета, e-mail: rodar79@mail.ru

Базаров Алексей Цыренович, кандидат социологических наук, доцент кафедры экономической теории и региональной экономики ИЭУ Бурятского государственного университета, младший научный сотрудник отдела региональных экономических исследований БНЦ СО РАН, e-mail: fktrc2003@inbox.ru

Основные характеристики антимонопольной политики в России



Данная статья раскрывает суть антимонопольной политики Российской Федерации, ее основные цели, методы и характеристики, по которым можно сделать вывод о состоянии антимонопольного регулирования в стране.

Ключевые слова: антимонопольная политика, государство, законодательство, конкуренция, монополия, ФАС

Keywords: antimonopoly policy, the state, legislation, competition, FAS

Монополия — это рыночная структура, в которой одно предприятие контролирует производство и сбыт одного или нескольких видов продукции.

Существует три вида монополии:

  1. Закрытая — монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, институтом авторских прав и пр.;
  2. Открытая — монополия, при которой одна фирма единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции;
  3. Естественная — это отрасль производства, которая способна нормально функционировать лишь в отсутствии конкуренции.

Антимонопольная политика — комплекс государственных мер, обеспечение условия для рыночной конкуренции, а также против чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.

Основными целями антимонопольной политики в РФ является, во-первых, оптимизация экономической структуры рынка, необходимая для поддержания малого предпринимательства и формирования конкурентной среды, во-вторых, корректировка экономических результатов, т. е. устранение административных межрегиональных барьеров, запрет на огранивающие конкуренцию акты и пр.

Главное значение антимонопольного регулирования — это ограничение рыночной власти, для того, чтобы увеличить объемы выпуска и снизить цены.

В России антимонопольное регулирование представлено в 2-х методах:

  1. Прямой метод — метод, включающий меры по устранению или предупреждению монопольного положения отдельных субъектов на рынке.
  2. Косвенный метод — финансово-кредитные методы, необходимые для предупреждения и преодоления монополии в экономике.

Система мер антимонопольной политики:

  1. Законодательные меры — к ним относится:

‒ ограничение контроля над рынком, контроль за слияниями;

‒ запрет соглашений о ценах, контроль за соглашениями об использовании продукции;

‒ запрет соглашений о разделе рынков, запреты на установление розничных цен;

‒ определение набора представляемых услуг, запреты соглашений о предоставлении исключительных прав.

  1. Экономические меры — к ним относится:

а) Косвенное регулирование:

‒ налогообложение продукции;

‒ налогообложение сверхприбылей;

б) Прямое регулирование:

‒ установление «потолков цен»;

‒ установление предела нормы прибыли.

30 июня 2004 г. Правительством РФ был утверждён федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, названный Федеральной Антимонопольной Службой (ФАС).

Основные функции ФАС:

‒ контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;

‒ надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;

‒ надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе;

‒ контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд;

‒ контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов РФ и муниципальных нужд;

Антимонопольное законодательство.

Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики, появился в России в 1991 году — закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года. Настоящий Закон направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности на территории РФ и на создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Основные нормативно-правовые акты антимонопольного законодательства, действующие на сегодняшний день:

  1. Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
  2. Федеральный закон № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»
  3. Федеральный закон № 147-ФЗ «О естественных монополиях»

В заключении стоит отметить, что антимонопольная политика выполняет важнейшие функции в развитии национальной экономики, т. к. создает условия для роста конкурентоспособности отечественных производителей и роста экономики в целом. Но при этом следует обратить внимание на то, что эффективность антимонопольной политики напрямую зависит от развитости национальных рынков и от объективности государственной экономической политики.

Литература:

  1. Князева И. В. «Антимонопольная политика в России» — 2012.
  2. Мельников В. В. «Государственное регулирование национальной экономики» — 2011.
  3. Розанова Н. М. «Эволюция взглядов на конкуренцию и практика антимонопольного регулирования: опыт стран с развитой рыночной экономикой» — 2011г.
  4. Федеральная антимонопольная служба — ФАС России. . Режим доступа: http://faswalk.fas.gov.ru

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх