Арбитраж Москвы

  1. Полномочия арбитражных судов. Задачи судопроизводства в арбитражных судах.

Обращаясь к нашей действительности, отметим, что согласно ст. 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:

1. Защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;

2. Обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3. Справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом;

4. Укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

5. Формирование уважительного отношения к закону и суду;

6. Содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Задачи судопроизводства в арбитражном процессе определяются целями судебной деятельности, вытекающими из Конституции РФ, федеральных конституционных законов и международных обязательств государства. По сравнению с задачами правосудия, определенными в ст. 5 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в ст. 2 АПК РФ круг задач существенно расширен. В конечном счете все задачи направлены на обеспечение судебной защиты как главной цели правосудия и результата функционирования судебной системы. Это логично вытекает из ст. 18 Конституции РФ, где правосудие названо как условие, обеспечивающее непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам. Высший Арбитражный Суд РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ. В силу такого правового статуса Высший Арбитражный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики, рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ и двух судебных коллегий — по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и из административных правоотношений.

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов. Федеральные арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

Кроме того, федеральный арбитражный суд округа рассматривает также дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Всего образовано 10 федеральных арбитражных судов округов, распространяющих свое действие на определенное количество субъектов РФ. Каждый из федеральных арбитражных судов округов действует в составе президиума и двух коллегий — по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и из административных правоотношений.

Арбитражные апелляционные суды проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; осуществляет другие полномочия в соответствии с федеральными конституционными и федеральными законами.

В субъектах РФ действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. При этом на территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, равно как и судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов. Арбитражный суд субъекта РФ рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. В арбитражном суде субъекта РФ действует президиум, а также могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и из административных правоотношений.

Закон допускает также создание так называемых судебных присутствий арбитражных судов первой инстанции и арбитражных апелляционных судов, т.е. обособленных подразделений соответствующего арбитражного суда вне места постоянного пребывания этого суда для осуществления его полномочий. Они могут быть образованы для целей приближения правосудия к месту нахождения участников процесса, проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными судами. Создаются они по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Статья 2. Задачи судопроизводства в арбитражных судах

Задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:

1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;

2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом;

(в ред. Федерального закона от 30.04.2010 N 69-ФЗ)

4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

5) формирование уважительного отношения к закону и суду;

6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Как уже сообщала «АГ», суды скорректировали порядок рассмотрения дел с 12 мая, однако некоторые из них ввели достаточно своеобразные правила пропускного режима и организации работы в период продолжающейся пандемии.

В частности, на сайте арбитражного суда Уральского округа отмечено, что при входе в здание суда его посетители проходят так называемый «входной фильтр», включающий в себя обработку рук антисептиком и измерение температуры (при температуре 37 градусов и выше в здание суда не пустят). Предусмотрено обязательное ношение масок, которыми участники процессов обеспечивают себя самостоятельно. При нахождении в здании суда обязательно соблюдение социальной дистанции в 1,5–2 метра друг от друга. Аналогичные требования опубликованы на сайте ряда судов (например, Московского областного суда и Десятого арбитражного апелляционного суда, на сайте последнего также указано, что в судебное заседание от каждого участника судебного процесса будет допущен только один представитель).

Кроме того, на сайте АС УО указано, что участники судебных заседаний, прибывшие из г. Москвы, Московской области, г. Санкт-Петербурга, при регистрации должны представлять подтверждение пройденного двухнедельного карантина. Подобное требование опубликовано на сайтах 17-го и 18-го арбитражных апелляционных судов, а также иных.

С 12 мая в Арбитражном суде г. Москвы будут рассматриваться лишь споры по административным и иным публичным правоотношениям. В распоряжении Верховного Суда от 8 мая № 3КД/12 указано, что для его посещения нужны маски/респираторы и перчатки. На сайте Мосгорсуда отмечено, что в столичных судах общей юрисдикции сохраняется до 31 мая режим работы, действовавший с 8 апреля по 11 мая.

Партнер, руководитель практики банкротства юридической фирмы «Арбитраж.ру» Александр Стешенцев пояснил, что последовательно вводившиеся с 18 марта ограничения по работе судов в целом и рассмотрению отдельных категорий дел в частности были ограничены сроком до 11 мая. «Поскольку изменений в соответствующее постановление Президиума Верховного Суда РФ и Президиума Совета судей РФ внесено не было, то 7 мая Судебный департамент при Верховном Суде РФ опубликовал письмо № СД-АГ/667, согласно которому с 12 мая судам надлежит осуществлять свою деятельность и деятельность органов Судебного департамента в полном объеме и в составе работников, определенном штатным расписанием, за исключением работников, у которых выявлено заражение новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), и работников, имевших контакт с лицами, заразившимися указанной инфекцией», – отметил он.

По мнению эксперта, вышеуказанное письмо формально означает, что суды должны вернуться к своему обычному режиму работы, но с соблюдением требований, предусмотренных постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ и условиями режима повышенной готовности, введенного в соответствующем субъекте РФ, включая режим самоизоляции отдельных категорий граждан.

«Учитывая, что в каждом субъекте РФ режим повышенной готовности вводился непосредственно его главой и именно им устанавливались ограничительные меры исходя из эпидемиологической обстановки на территории конкретного субъекта, безусловно, это не могло не отразиться и на мерах, принятых различными судами при возобновлении своей «обычной” деятельности», – отметил он.

Вместе с тем Александр Стешенцев задался вопросом о законности требований АС Уральского округа о предоставлении подтверждения двухнедельного карантина от участников судебных заседаний, прибывших из Москвы, МО и Санкт-Петербурга: «чем может подтверждаться прохождение двухнедельного карантина и какие будут последствия, если доказательство прохождения карантина не будет предоставлено?»

По его словам, чтобы понять, что могло явиться первоисточником такого своеобразного ценза, необходимо обратиться к указу губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 г. № 100-УГ в редакции указов от 10 апреля № 175-УГ и от 16 апреля № 181-УГ. Согласно ему установлена обязанность граждан, прибывающих в Свердловскую область с территории иностранных государств, а также из города Москвы, Московской области, города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, обеспечить самоизоляцию на дому на срок 14 дней со дня прибытия в Свердловскую область.

Эксперт также обратил внимание, что Президиум Верховного Суда РФ в своем обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 при ответе на вопрос 17, по сути, предрешил возможные споры о законности нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принятых в субъектах РФ.

«Тогда высшая судебная инстанция указала, что российские граждане обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты ее субъектов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Из анализа приведенных положений следует, что все граждане, прибывшие из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области в Свердловскую область, независимо от цели прибытия обязаны обеспечить режим 14-дневной самоизоляции», – отметил Александр Стешенцев.

Он добавил, что подтверждение прохождения режима самоизоляции, исходя из смысла положений того же указа губернатора Свердловской области, может быть обеспечено листком нетрудоспособности, выдаваемым на указанный период. «Таким образом, формально требование, установленное Арбитражным судом Уральского округа, может быть соблюдено и соответствующий документ, подтверждающий прохождение карантина, может быть предоставлен. Тем не менее предположить, как указанная мера будет реализована на практике, в настоящее время весьма трудно, поскольку нет понимания, каким образом устанавливать представителей, прибывших из указанных регионов: на основании регистрации по месту жительства, или по адресу юридического лица, представителем которого является гражданин, или каким-либо иным способом – об этом ни в указе губернатора Свердловской области, ни в инструкции о пропускном и внутриобъектовом режимах в административных помещениях Арбитражного суда Уральского округа в период пандемии коронавирусной инфекции, размещенной также на сайте суда, не указано», – отметил эксперт.

Александр Стешенцев также подчеркнул, что Арбитражный суд Свердловской области подобных ограничений при допуске к судебным заседаниям не устанавливает, что лишний раз иллюстрирует отсутствие единой позиции о возобновлении работы судебной системы не то что на территории всей страны, но и даже внутри одного субъекта РФ.

Управляющий партнер юридической компании «Позиция Права» Егор Редин сообщил, что аналогичные объявления размещены на сайтах и других судов. «Например, на сайте арбитражного суда Краснодарского края, где (помимо уведомления о 14-дневном карантине участников судебного разбирательства, прибывших из г. Москвы, Московской области и г. Санкт-Петербурга) указано, что в суде организованы прием и рассмотрение ходатайств об участии в судебном заседании в режиме онлайн-заседаний. Арбитражный суд Астраханской области рекомендует прибывающим на территорию региона с других субъектов РФ перед посещением ознакомиться с постановлениями областного правительства от 4 апреля № 148-П и от 18 апреля № 172-П, в которых говорится о 14-дневном карантине всех лиц, прибывающих в регион с территории, где зафиксирован коронавирус. Первый кассационный суд общей юрисдикции на своем сайте призывает участвовать в процессах через видеоконференции по Skype, также указано, что часть заседаний будет проходить внутри суда, но в изолированных помещениях, где оппоненты будут общаться с судьями дистанционно. Но вопрос о готовности судов работать дистанционно посредством видео-конференц-связи остается открытым, так как подтверждения о технической возможности осуществлять электронное правосудие ни в одном суде РФ нет», – считает он.

Эксперт отметил, что аналогичная проблема с прохождением двухнедельного карантина может возникнуть еще в аэропорту, так как многие регионы не разрешают пассажирам, прибывшим из Москвы, даже пройти в контрольную зону, позволяя выйти из здания аэропорта только в случае наличия регистрации на территории региона; предъявления командировочного листа; согласия на прохождение карантина в специализированном учреждении. «В большинстве случаев определение суда с данными защитника о назначении дела к слушанию и официальный вызов суда не смогут убедить представителей Роспотребнадзора или полицейских в том, что это достаточное основание для посещения города», – резюмировал Егор Редин.

Управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов отметил, что по факту получается, что некоторые участники судебных процессов, проходящих в АС УО, не могут очно принимать в них участие без соблюдения внутренних указов региона. «Однако данная мера никак не умаляет их права на участие в судебных заседаниях, так как существуют альтернативные механизмы участия в судебных процессах (например, через привлечение судебных представителей из Уральского региона, заявление ходатайства об участии в судебном процессе на онлайн-платформе). Сами по себе внутренние правила региона ввиду распоряжения Президента РФ о применении дифференцированного подхода в регионах РФ к функционированию в режиме COVID-19 не противоречат ни Конституции РФ, ни процессуальному законодательству», – полагает эксперт.

Адвокат АП г. Москвы Алина Емельянова в то же время напомнила, что конституционное право на судебную защиту реализуется в том числе посредством участия граждан и юридических лиц в судебных заседаниях лично или через представителя. «Реализация этого права не может обуславливаться требованием соблюдения четырнадцатидневной самоизоляции в отношении лиц, прибывающих из Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга для участия в судебном заседании. Очевидно, что соблюдение таких требований повлечет для тех, кто намерен лично участвовать в заседаниях, дополнительные финансовые расходы. Недопуск в судебное заседание по причине отсутствия документа, подтверждающего прохождение четырнадцатидневной изоляции, будет являться нарушением гарантированного Конституцией РФ права на судебную защиту», – резюмировала Алина Емельянова.

В свою очередь, адвокат юридической группы «Яковлев и Партнеры» Владимир Соловьев подтвердил, что, как бы странно ни звучало распоряжение АС Уральского округа, но оно законно и основано на указе губернатора области. «Насколько справедлива и обоснованна такая мера, сказать сложно, но, в связи с тем что введение дополнительных мер защиты от эпидемии отдано на усмотрение субъектам РФ, для введения таких требований именно в Свердловской области были определенные причины», – считает он. По мнению адвоката, ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день, сравнивать не с чем, так как она носит беспрецедентный характер.

По мнению адвоката АБ «ЮГ» Сергея Радченко, это требование АС УО незаконно, поскольку оно может вводиться только нормативным актом уровня федерального закона. «Кроме того, такое распоряжение абсурдно само по себе: никто и никогда не будет приезжать в суд за две недели. В этом случае представители из Москвы, Мособласти и Санкт-Петербурга будут заявлять ходатайства либо об отложении, либо об участии в заседании путем видео-конференц-связи, и судьи, отлично понимая невозможность двухнедельного карантина, скорее всего, эти ходатайства будут удовлетворять», – добавил он.

Эксперт также заметил, что похожая история произошла недавно в Краснодаре. «Из Москвы прилетела адвокат для участия в этот же день в заседании Краснодарского краевого суда, ее задержали в краснодарском аэропорту и потребовали от нее справку о том, что она не больна, либо чтобы она на две недели самоизолировалась в Краснодаре. Когда она отказалась, от нее потребовали тут же купить обратный билет и вернуться в Москву, не помогли даже документы о том, что у нее судебное заседание. Адвокат была вынуждена вернуться, но до этого она позвонила в суд и объяснила ситуацию, там к ней отнеслись с пониманием и заседание отложили», – пояснил Сергей Радченко.

Структура Арбитражного суда г. Москвы включает в себя судебные составы, что само по себе интересно с точки зрения организации работы крупнейшего судебного органа России. В них и отражена специализация судей.

Итак, судебные составы:

1 – несостоятельность (банкротство);

2 – интеллектуальная собственность и защита деловой репутации; строительный подряд;

3 – споры, связанные с земельным законодательством;

4 – споры, связанные с участием иностранных лиц и применением иностранного законодательства; оспаривание решений третейских судов, выдача исполнительных листов и приведение в исполнение решений третейских и иностранных судов; страхование; строительный подряд;

5 – приватизация, право собственности и аренда;

6 – оборот векселей; перевозки, в том числе международные;

7 – корпоративные споры; споры в отношении финансовых инструментов (ценнобумажные споры);

8 – финансовая аренда (лизинг);

9 – административные и иные публичные правоотношения;

10 – приватизация, право собственности и аренда;

11 – страхование; строительный подряд;

12 – несостоятельность (банкротство);

13 – корпоративные споры; споры в отношении финансовых инструментов (ценнобумажные споры), кроме векселей;

14 – корпоративные споры; споры в отношении финансовых инструментов (ценнобумажные споры);

15 – споры с участием банков;

16 – налоговые споры;

17 – административные и иные публичные правоотношения;

18 – нет сведений;

19 – административные и иные публичные правоотношения;

20 – несостоятельность (банкротство); споры, возникающие из гражданских и иных правоотношений.

Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Основными задачами ФССП России являются:

обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — суды);

организация и осуществление принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — судебные акты), а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее — акты других органов);

исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности Федеральной службы судебных приставов управление территориальными органами ФССП России (далее — территориальные органы).

ФССП России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России, а также настоящим Положением.

ФССП России в пределах имеющейся компетенции:

обеспечивает установленный порядок деятельности судов;

осуществляет исполнительное производство по принудительному исполнению

судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

применяет меры принудительного исполнения на основании соответствующего исполнительного документа;

проводит оценку и учет арестованного и изъятого имущества;

организует хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;

проводит розыск должника-организации, а также имущества должника;

участвует в защите интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве, а также процедурах банкротства;

совершает иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Время создания/изменения документа: 19 апреля 2012 11:30 / 03 апреля 2016 12:06

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх