Арбитражный заседатель

Участие арбитражных заседателей в осуществление правосудия

Н.О. Конституция РФ,ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ».АПК РФ.

Арбитражные заседатели-это лица,призванные в установленном порядке к осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ по первой инстанции подведомственных им дел,возникающих из гражданских правоотношений.

Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве арбитражных зседателей является их гражданским долгом.

Арбитражными заседателями могут быть: граждане РФ, достигшие 25 лет не не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической,финансовой,юридической,управленческой или предпринимательской деятельности не менее 5 лет.

Не могут быть арбитражными заседателями:

1имеющие не снятую или не погашенную судимость

2.совершившие поступок умаляющий авторитет судебной власти

3признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными.

4 состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах

5 замещающие государственные должности РФ или субъектов РФт,дожностигосударственной гражданской службы РФ,а так же лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы.

6 судьи,прокуроры,следователи,адвокаты,нотариусы, а так же лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотиков, таможенныхорганов,органов,исполняющих наказания

7частные детективы

8военнослужащие

Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов РФ на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, поступивших от торгово-промышленных палат, ассоциаций и объединений предпринимателей, иных общественных и профессиональных объединений. Эти списки утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ, Публикуются в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ» и могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации.

Арбитражные заседатель осуществляет свои полномочия в течение 2-х лет.

По основаниям, указанным в законе, полномочия арбитражного заседателя могут быть приостановлены и досрочно прекращены.

Полномочия арбитражного заседателя приостанавливаются по следующим основаниям:

1предъявление обвинения в совершении преступления

2ввиду неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени(более 6 месяцев)исполнять обязанности арбитражного заседателя

3 признание безвестно отсутствующим решением суда,встыпившим в законную.

Полномочия арбитражного заседателя досрочно прекращаются по следующим основаниям:

1прекращение гражданства РФ

2 вступление в законную силу обвинительного приговора суда либо решения суда о применении принудительных мер медицинского характера.

3вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности либо о признании его недееспособным

4совершение поступка,умаляющего авторитет судебной власти

5неоднократное уклонение без уважительных причин от исполния своих обязанностей

6 замещение должностей,исключающих привлечение арбитражного заседателя к участию в осуществлении правосудия.

7письменное заявление арбитражного заседателя о прекращении полномочий по уважительным причинам

8смерть арбитражного заседателя или вступление в закконную силу решения суда об объявлении его умершим.

Слушание дела с участием арбитражных заседателей осуществляется по мотивированному ходатайству истца или ответчика в связи с особой сложностью дела и необходимостью использования специальных знаний в сфере экономики,финансов,управления. Ходатайство может быть заявлено не позднее,чем за 1 месяц до начала судебного процесса

Если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено судом,кандидатуры заседателей определяются из списка арбитражных заседателей с учетом их специализауии,путем случайной выборки с использованием автоматизированной информационной системы или иным способом,исключающемвлияние заинтересованных лиц.

Если после отвода одного или нескольких арбитражных заседателей невозможно сформировать состав суда для рассмотрения дела с их участием,то указанное дело рассматривается судьей единолично.

В случае неявки в судебной заседание одного или двух арбитражных заседателей дело может быть рассмотрено судьей единолично,если стороны или их предствавители не возражают против единоличного рассмотрения дела судьей. Если есть возражения против рассмотрения дела судьей,то в судебном заседании объявляется перерыв или оно откладывается .Если проведение нового судебного процесса невозможно вследствие неявки одного или двух арбитражных заседателей, то судья по ходатайству одной из сторон вправе рассмотреть дело единолично.

При рассмотрении дела судья и 2 арбитражных заседателя образуют единую коллегию и заседатели равноправны с судьей в решении любых вопросов. Своё мнение заседатели высказывают превыми,а судья-последним,при этом вопросы разрешаются по большинству голосов.

Арбитражному заседателю за счет средств федерального бюджета выплачивается вознаграждение в размере, установленном законом, сохраняется средний заработок по основному месту работы за дни процесса, а также возмещаются командировочные расходы.

12. Гласность судебного разбирательства( открытое разбирательство дел в судах) гражданского процессуально кодекса, АПК РФ, УПК РФ.

Разбирательство дел во всех судах открытое, гласное, то есть все желающие граждане достигшие 16 лет могут присутствовать в зале судебного заседания без предварительного разрешения председательствующего судьи. В зале судебного заседания могут также находиться представители СМИ. Любые лица находящиеся в зале судебного заседания имеют право делать письменные заметки о ходе процесса, а так же вести аудио запись не мешая судебному разбирательству без предварительного разрешения председательствующего судьи.Проведение фото съемки, видео записи, а так же трансляция судебных процессов по телевидению и радио допускается только с разрешения суда. Расширению принципа гласности способствует проведение выездных судебных заседаний, по месту учебы, работы, службы, месту жительства участников процесса. Размещение на сайтах судов решений вынесенных по делу, трансляция судебных процессов в режиме онлайн, или размещение на сайте суда видеозаписи судебного процесса.

Слушание дела в закрытом судебном заседании является исключением из принципа гласности, и возможно только в случаях предусмотренных федеральными законами. Закрытым может весь судебный процесс, или отдельные части. Всегда в закрытом судебном процессе рассматриваются любые дела, связанные с государственной тайной, и гражданские дела касающиеся усыновления(удочерения) детей. Судебные заседания могут быть закрытыми если суд удовлетворит соответствующее ходатайство участников процесса о слушании дела в закрытом режиме, в следующих случаях:

1. По уголовным делам о преступлениях против половой свободы, или половой неприкосновенности личности.

2. Если подсудимый не достиг возраста 16 лет, вне зависимости от характера преступления в котором его обвиняют.

3. По любым делам в целях защиты коммерческой, или иной охраняемой законом тайны, а так же неприкосновенности частной жизни граждан или иных обстоятельств, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела, либо повлечет нарушение указанных тайн, а также прав и законных интересов граждан.

4. По уголовным делам, а так же по делам рассматриваемых Конституционным судом РФ в целях защиты жизни и здоровья участников судебного процесса, их близких родственников или близких им лиц.

Если в качестве доказательств по делу выступает личная переписка, личная фотография, или другая аналогичная информация и участники судебного процесса которых она касается возражают против исследования этой информации в открытом заседании, то судебный процесс объявляется закрытым на время исследования данной информации (доказательств).

В закрытом судебном заседании могут находиться только участники дела которое рассматривается, которые предупреждаются об ответственности за разглашение информации которая будет исследоваться в закрытом судебном процессе, допуск посторонних лиц в зал закрытого судебного заседания не допускается.

>
Арбитражный суд Тамбовской области

Правовой статус арбитражного суда субъекта российской федерации:
понятие и структура

В юридической науке понятие «статус» определяется как правовое положение гражданина или юридического лица по отношению к государству, его органам, физическим и юридическим лицам; для коллективных субъектов — закрепленное уставами и положениями в объеме, необходимом для выполнения стоящих перед ними задач. .

Правовой статус арбитражного суда субъекта Российской Федерации — это его нормативно закрепленное правовое положение в механизме Российского государства.

В правовом статусе коллективного субъекта, к которому относится и арбитражный суд субъекта Российской Федерации, выделяют следующие четыре блока: целевой (цели, задачи, функции, закрепленные юридически; принципы организации и деятельности); структурно-организационный (нормативное регулирование порядка образования, легализации, организации, ликвидации субъектов, их подчиненности и передачи из ведения одних организаций в подчинение других, установление и изменение их организационных структур, право на организационное самоуправление, право на официальный символ); компетенционный (совокупность властных полномочий относительно определенных предметов ведения); обеспечительный (гарантии деятельности, ответственность за ненадлежащее осуществление своих полномочий) .

Остановимся более подробно на каждом из них.

Целевой блок (цели, задачи, функции, принципы деятельности).

Цель деятельности органа государства — это тот результат, для достижения которого создается тот ли иной орган. Действующим законодательством конкретно не сформулированы цели деятельности арбитражных судов в целом и арбитражных судов субъектов как части этой системы.

Основные задачи арбитражных судов в Российской Федерации определены в статье 5 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах», к ним законодатель относит: защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Помимо задач перечисленных в указанной статье, Арбитражный процессуальный кодекс РФ к задачам судопроизводства в арбитражных судах относит: обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом; формирование уважительного отношения к закону и суду; содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Анализируя содержание изложенных выше норм, нельзя не согласиться с мнением Г.А. Жилина о том, что защита нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере (ч.1 ст.2 АПК РФ, ч. 2 ст. 5 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» является основной конечной целью судопроизводства в арбитражных судах. Укрепление законности, формирование уважительного отношения к суду, содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота также является конечными целями судопроизводства, но в отличие от основной цели, они являются дополнительными .

Обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым беспристрастным судом является нормативно закрепленным средством для достижения названных конечных целей деятельности арбитражных судов, то есть задачами судопроизводства.

Представляется целесообразным внести соответствующие изменения, в действующие законодательные акты, определив в них цели деятельности арбитражных судов и задачи, посредством решения которых достигается поставленная конечная цель.

Арбитражные суды субъектов РФ строят свою деятельность на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел, содержание которых раскрывается в положениях гл.7 Конституции РФ, ст. ст. 5-11 АПК РФ.

Следующий блок правового статуса арбитражного суда субъекта РФ — структурно- организационный.

Правовой основой деятельности арбитражного суда субъекта Российской Федерации является Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Регламент арбитражных судов Российской Федерации.

Арбитражный суд субъекта РФ является частью системы арбитражных судов РФ к которым ст.3 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» относит арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах. «Употребляемое в законе родовое наименование этих судов как судов субъектов РФ не совсем корректно. Поскольку они являются федеральными судами. Оно указывает лишь на то, что юрисдикция арбитражного суда данного уровня ограничена территорией субъекта РФ»..

На территории нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, также как на территории одного субъекта судебную власть могут осуществлять несколько арбитражных судов (ст. 34 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).

Руководство судом и организацию его деятельности осуществляет председатель арбитражного суда субъекта РФ, избранный на должность в соответствии с порядком, установленном Законом РФ «О статусе судей РФ». Полномочия председателя суда определяются ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ», Регламентом арбитражных судов РФ, утвержденным Пленумом ВАС РФ от 05.06.1996.

Структура арбитражных судов субъектов РФ может быть различной. Обязательным элементом структуры суда в соответствии с законом является Президиум арбитражного суда субъекта, судебные составы. По решению Пленума ВАС РФ в арбитражном суде могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В отдельных случаях в составе арбитражного суда субъекта РФ могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

Компетенционный блок. Компетенция — это совокупность властных полномочий и обязанностей государственных органов по реализации своих функций в пределах предметов его ведения .

Статьей 36 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» к полномочиям арбитражного суда субъекта РФ относится рассмотрение в первой инстанции всех дел, подведомственных арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов; обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции; изучение и обобщение судебной практики; подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; анализ судебной статистики.

Анализ главы 4 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что компетенция арбитражных судов включает в себя два вопроса: подведомственность и подсудность.

Подведомственность можно определить как предметную компетенцию арбитражного суда по рассмотрению и разрешению споров и иных правовых вопросов .

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием организаций, являющихся юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В подведомственности дел арбитражному суду следует выделить два элемента: экономический характер спора и субъектный состав участников спорного правоотношения.

С учетом этих признаков АПК РФ к подведомственности дел арбитражному суду относит:

1) экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских правоотношений, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

2) экономические споры и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

— об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

— об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

— о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

— другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

3) дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

4) об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

5) дела о приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Кроме того, ст. 33 АПК РФ установлена специальная подведомственность дел арбитражным судам, дела указанные в данной статье подлежат рассмотрению в арбитражном суде независимо от состава участников данных правоотношений. К ним относятся дела о несостоятельности банкротстве, по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций, по спорам об отказе от государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и другие.

Второй аспект компетенции арбитражных судов — это подсудность, под которой понимается институт, регулирующий относимость подведомственных арбитражным судам дел к ведению конкретных судов данной судебной системы для рассмотрения в первой инстанции. В юридической науке выделяют два вида подсудности: родовую (подсудность конкретных дел судам определенного звена судебной системы) и территориальную (распределение дел между судами одного уровня) .

В соответствии со ст. 34 АПК РФ дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее — арбитражные суды субъектов Российской Федерации), за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (родовая подсудность).

Территориальная подсудность определяется ст.ст.35-38 АПК РФ. По общему правилу спор, подведомственный арбитражному суду подлежит рассмотрению в арбитражном суде субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика. Закон предусматривает подсудность по выбору истца, договорную подсудность, исключительную подсудность.

Последний блок правого статуса арбитражного суда — это обеспечительный.

Гарантии эффективного и независимого осуществления правосудия включают в себя ряд аспектов: особый порядок финансирования судов (ст. 33 ФКЗ «Об арбитражных судах», ФЗ «О финансировании судов РФ»), особый статус судей, определенный ФЗ «О статусе судей в РФ», возможность обжалования принятых судебных актов в вышестоящие инстанции в апелляционном, кассационном и надзорном порядке, право на возмещение вреда, причиненного при осуществлении правосудия и другие.

Список использованных источников

1. Белоусов С.А. Компетеционные нормы российского права: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2002.

2. Ельцов Н.С. Правовой статус территориальных органов юстиции в современной России: Учебное пособие / Под ред. С.А. Комарова. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, КГПИ, 2003. 214 с.

3. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. Г.А. Жилина — М.: ООО «ТК Велби», 2003. 840 с.

4. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А.Я.Сухарева. М., 1987. С.454, 458.

О. А. Подольская,
г. Тамбов

Актуальные вопросы теории государства и права: Сб. науч. ст. преподавателей, аспирантов и соискателей кафедры теории государства и права/ Отв. ред. Л.В. Кочетков; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. -Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2008. — 128 с.

Статус арбитражных судов в РФ

Органы государственной власти в соответствии с принципом разделения властей, провозглашенным Конституцией РФ, делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды РФ. Таким образом, арбитражные суды РФ являются федеральным органом государственной власти.

Арбитражные суды осуществляют судебную власть наряду с судами общей юрисдикции и Конституционным Судом РФ.

Суд — это орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом процессуальном порядке, т.е. разрешая спор о праве, суд защищает права в рамках надлежащей правовой процедуры, а субъект права как сторона по делу вступает в спор о праве с любым лицом, нарушившим его права, причем перед лицом суда все участники процесса формально равны.

Статья 118 Конституции РФ предусматривает, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Как видно, она не предусматривает такого вида производства, как арбитражное производство.

Некоторые исследователи полагают, что это дает основание говорить о пробельности Конституции РФ, поскольку арбитражное производство является вполне самостоятельным видом судопроизводства, что в настоящее время никем не оспаривается, поскольку принят и действует Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (АПК РФ) (с изм. и доп. от 28 июля, 2 ноября 2004 г., 31 марта, 27 декабря 2005 г.) (СЗ РФ от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3012), другие федеральные законы, в той или иной степени регулирующие арбитражное производство, да и в самой Конституции РФ содержатся нормы, предусматривающие создание арбитражных судов (ст. 71, 127, 128 Конституции РФ), причем ст. 71 Конституции РФ прямо говорит об отнесении к ведению РФ арбитражно-процессуального законодательства. Поэтому ст. 118 Конституции РФ надлежит толковать расширительно.

Таким образом, арбитражные суды характеризуются тем, что:

  • — входят в судебную систему;
  • — являются федеральными органами власти.

Структура судебной системы России определяется Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г.) (СЗ РФ от 6 января 1997 г. N 1 ст. 1).

В систему арбитражных судов входят Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, суды субъектов РФ.

ВАС РФ — это конституционный орган власти, поскольку его создание предусматривается на самом высоком уровне — нормами Российской Конституции.

В соответствии со ст. 2 ФКЗ «О судебной системе» судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе».

Основным принципом функционирования судебной системы является ее единство, предопределяющее единое законодательное регулирование судебной системы, соблюдение всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства, применение всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ, признание обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу, законодательное закрепление единства статуса судей, финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета. Арбитражные суды РФ являются частью судебной системы РФ.

В настоящее время весьма актуальным является вопрос территориальной целостности государства, причем некоторые авторы выделяют функционирование судебной системы как фактор ее обеспечения.

Конституцией РФ арбитражные суды отнесены к федеральным органам власти. Поэтому неверно причислять арбитражные суды, находящиеся на территории субъекта РФ (например, Арбитражный суд Саратовской области), к судам субъектов РФ, поскольку статус органа государственной власти не зависит от его территориального положения и определяется по другим критериям. Статус арбитражных судов как федеральных судов предопределяется спецификой предмета их деятельности, характером и масштабами рассматриваемых ими споров, в качестве сторон по которым часто выступают лица, находящиеся в разных субъектах РФ.

Согласно ст. 4 ФКЗ «О судебной системе» к судам субъектов РФ относятся исключительно конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями субъектов РФ общей юрисдикции.

Арбитражные суды РФ осуществляют защиту прав в судебном порядке. Судебный порядок является далеко не единственным способом защиты прав граждан. Права и законные интересы граждан могут быть защищены и иными способами, в том числе путем обжалования в административном порядке (т.е. вышестоящему должностному лицу), путем самозащиты права и всеми не запрещенными законом способами. Тем не менее, именно судебный порядок защиты является наиболее эффективным, а в ряде случаев и единственным способом защиты нарушенных или оспоренных прав.

Возможность судебной защиты предусматривается в первую очередь положениями ст. 46 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Судебный способ защиты прав имеет ряд преимуществ по сравнению с административным порядком рассмотрения жалоб на нарушение прав, ведь в арбитражном суде стороны предстают как равные участники арбитражного процесса, наделенные правами и обязанностями, а при подаче жалобы в порядке подчиненности гражданину отводится роль ходатая по инстанциям, а чиновнику — роль начальства. К тому же арбитражный суд более независим в своих решениях, никому не подотчетен и не подчинен при отправлении правосудия. Процессуальная форма также является одной из гарантий соблюдения прав личности при судебной их защите. В арбитражном суде эта форма реализуется посредством арбитражной процедуры.

Судебная защита носит абсолютный характер. Как разъясняется в одном из писем ВАС РФ (Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 июня 1995 г. N С1-7/ОП-328 «О некоторых выводах из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 3 мая 1995 г. N 4-п, имеющих значение для деятельности арбитражных судов»//Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1995. N 9), в соответствии со ст. 46 Конституции РФ право на судебную защиту не может быть ограничено ни при каких обстоятельствах. В противном случае право на судебную защиту обращалось бы в фикцию и порождало бы массу злоупотреблений.

В то же время степень эффективности судебной защиты должна быть повышена: часто сами судьи не готовы воспринимать принцип судебной защиты прав как приоритетный.

При использовании своего права на защиту необходимо соблюдать правила о подсудности и подведомственности. Кроме того, ряд споров носят неправовой характер, т.е. спор идет не о правовых явлениях, а, следовательно, он не может быть разрешен на основе норм права, а тем более в судебном порядке.

Известны и случаи злоупотребления правом на судебную защиту, в том числе и посредством использования арбитражного судопроизводства. Это происходит, когда истец, заведомо не имеющий права на иск, стремится парализовать деятельность конкурента и обращается в арбитражный суд за защитой своих несуществующих прав. Такой процесс может затянуться на длительное время. В данном случае налицо злоупотребление правом на судебную защиту. Злоупотребление правом — это форма реализации права в противоречии с его назначением, посредством которой субъект причиняет вред другим участникам правоотношений.

Согласно Конституции РФ право на защиту имеет «каждый», а это значит, что право на защиту в полной мере распространяется на граждан Российской Федерации, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, юридических лиц.

В отношении юридических лиц это право было особо оговорено рядом судебных актов Конституционного Суда РФ. В частности, определением Конституционного Суда РФ от 1 марта 2001 г. N 67-О «По запросу Центрального районного суда города Челябинска о проверке конституционности ст. 239.1 и 239.4 Гражданского процессуального кодекса РСФСР» (Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2001. N 4.) констатировалось, что из правовых позиций, выраженных Конституционным Судом РФ в постановлении от 24 октября 1996 г. по делу о проверке конституционности части первой ст. 2 Федерального закона от 7 марта 1996 г. «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» и постановлении от 17 декабря 1996 г. по делу о проверке конституционности п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции», следует, что на объединения граждан (юридические лица) распространяется закрепленное ст. 46 (ч. 2) Конституции РФ право на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. N 17-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 г. «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах»//Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. N 5, постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П по делу о проверке конституционности п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции»//Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1996. N 5.)

Создание системы арбитражных судов и ее последующее совершенствование стало плодом судебной реформы. В процессе воплощения в жизнь ее положений была проделана огромная законодательная работа. В результате возникла система арбитражных судов РФ как наиболее развитая в настоящее время в России система специализированных судов наряду с конституционными судами.

Суды в России могут обладать общей либо специальной юрисдикцией. К судам общей юрисдикции относятся мировые суды, районные, городские суды, суды субъектов РФ, ВАС РФ, военные суды. К судам специальной юрисдикции относятся арбитражные суды и конституционные суды. Причисление к судам специальной юрисдикции производится по основанию качественного критерия компетенции соответствующего суда, компетенция суда должна носить особый характер, подсудность должна определяться исходя из категории дел, подлежащих рассмотрению в судах данного вида. Именно поэтому военные суды относятся к судам общей юрисдикции, ведь они рассматривают все дела в отношении военнослужащих, т.е. отнесение дел к их компетенции осуществляется не на основании свойства дела, а на основании особого субъекта как участника дела — военнослужащего. На сегодняшний день судами специальной компетенции являются только арбитражные и конституционные суды.

По замечанию В. Яковлева, «арбитражные суды и их практика являются, по существу, точным индикатором экономики, зеркалом происходящих в ней процессов». На первый год работы арбитражных судов (1992 г.) пришлось рассмотрение арбитражными судами РФ примерно 500 тыс. заявлений. В 1993 и 1994 гг. произошло сокращение количества заявлений и, соответственно, рассмотренных арбитражных дел (на 22-24% в год), что объяснялось экономическими процессами, а именно резким спадом производства. В 1994 г. арбитражные суды приняли к рассмотрению на 200 тыс. заявлений меньше, чем в 1992 г. С 1995 г. начали прослеживаться стабилизационные процессы в экономике России, и сразу же начался рост количества заявлений и дел в арбитражных судах. С этого времени рост количества заявлений непрерывен и составляет 15-20% в год.

Рост числа заявлений и дел в арбитражные суды — позитивное явление, свидетельствующее о потребности в судебной защите и повышении доверия к арбитражным судам, однако порождающее перед арбитражными судами РФ новые проблемы.

11. Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия.

Конституции РФ, ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ».

Арбитражные заседатели — это лица, призванные в установленном порядке к осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ по первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений,

Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве арбитражных заседателей является их гражданским долгом.

Арбитражными заседателями могут быть: граждане РФ, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

Не могут быть арбитражными заседателями следующие лица:

1) имеющие не снятую или не погашенную судимость;

2)совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;

3)признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

4)состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах;

5)замещающие государственные должности РФ или субъектов РФ, должности государственной гражданской службы РФ, а также лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы;

6)судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, а также лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы МЧС, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотиков, таможенных органов, органов, исполняющих наказания;

7)частные детективы;

8)военнослужащие.

Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов РФ на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, поступивших от торгово- промышленных палат, ассоциаций и объединений предпринимателей, иных общественных и профессиональных объединений. Эти списки утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ, публикуются в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ» и могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации.

Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение 2-х лет.

По основаниям, указанным в законе, полномочия арбитражного заседателя могут быть приостановлены и досрочно прекращены.

Полномочия арбитражного заседателя приостанавливаются по следующим основаниям:

1)предъявление обвинения в совершении преступления;

2)ввиду неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (более 6 месяцев) исполнять обязанности арбитражного заседателя;

3)признание безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную

силу.

Полномочия арбитражного заседателя досрочно прекращаются по следующим основаниям:

1)прекращение гражданства РФ;

2)вступление в законную силу обвинительного приговора суда либо решения суда о применении принудительных мер медицинского характера;

3)вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности либо о признании его недееспособным;

4)совершение поступка, умаляющего авторитет судебной, власти;

5)неоднократное уклонение без уважительных причин от исполнения своих обязанностей;

6)замещение должностей, исключающих привлечение арбитражного заседателя к участию в осуществлении правосудия;

7)письменное заявление арбитражного заседателя о прекращении полномочий по уважительным причинам;

8)смерть арбитражного заседателя или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

Слушание дела с участием арбитражных заседателей осуществляется по мотивированному ходатайству истца или ответчика в связи с особой сложностью дела и (или) необходимостью использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления. Ходатайство может быть заявлено не позднее, чем за 1 месяц до начала судебного процесса.

Если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено судом, кандидатуры заседателей определяются из списка арбитражных заседателей с учетом их специализации, путем случайной выборки с использованием автоматизированной информационной системы или иным способом, исключающем влияние заинтересованных лиц.

Если после отвода одного или нескольких арбитражных заседателей невозможно сформировать состав суда для рассмотрения дела с их участием, то указанное дело рассматривается судьей единолично.

В случае неявки в судебное заседание одного или двух арбитражных заседателей дело может быть рассмотрено судьей единолично, если стороны или их представители не возражают против единоличного рассмотрения дела судьей. Если есть возражения против рассмотрения дела судьей, то в судебном заседании объявляется перерыв или оно откладывается. Если проведение нового судебного процесса невозможно вследствие неявки одного или двух арбитражных заседателей, то судья по ходатайству одной из сторон вправе рассмотреть дело единолично.

При рассмотрении дела судья и 2 арбитражных заседателя образуют единую коллегию и заседатели равноправны с судьей в решении любых вопросов. Свое мнение заседатели высказывают первыми, а судья — последним, при этом вопросы разрешаются по большинству голосов.

Арбитражному заседателю за счет средств федерального бюджета выплачивается вознаграждение в размере, установленном законом, сохраняется средний заработок по основному месту работы за дни процесса, а также возмещаются командировочные расходы.

Арбитражный суд как участник арбитражного процесса

Арбитражный суд — обязательный субъект процессуальных правоотношений, поэтому все процессуальные средства обращения, ходатайства направляются арбитражному суду.

Основные задачи арбитражных судов в Российской Федерации:

  • защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды как субъекты арбитражного процессуального права подразделяются на 2 группы:

  1. рассматривающие дела по существу:
    • арбитражные суды субъектов РФ ( п. 1 ст. 34 АПК РФ);
    • арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) (п.3 ст. 34 АПК РФ);
    • Суд по интеллектуальным правам (п. 4 ст. 34 АПК РФ);
    • Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ по делам, отнесенным к ее ведению (ст. 10 ФКЗ от 05.02.2014 N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»);
  2. осуществляющие полномочия по пересмотру вынесенных судебных актов:
    • арбитражные суды субъектов РФ (ст. 36 ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»);
    • арбитражные апелляционные суды (ст. 33.3 ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ);
    • арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) (ст. 26 ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ);
    • Суд по интеллектуальным правам (п.3, 4 ст. 43.4 ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ);
    • Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ.

Судебные полномочия осуществляют судьи арбитражных судов, назначенные в установленном законом порядке.

В арбитражном процессе суд, как и другие участники, совершает только те процессуальные действия, которые предусмотрены нормами арбитражного процессуального права.

Особенности правового положения арбитражного суда в процессе:

    1. арбитражный суд наделен рядом властных полномочий по ведению процесса и руководству судебным разбирательством, которые связаны с осуществлением им функций судебного руководства;
    2. процессуальные действия арбитражного суда в значительной степени определяют динамику дела.

Согласно ст. 17 АПК РФ дела в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются:

    • судьей единолично, если коллегиальное рассмотрение дела не предусмотрено настоящей статьей;
    • коллегиально в составе трех судей или судьи и двух арбитражных заседателей.

В первой инстанции арбитражного суда коллегиальным составом судей рассматриваются:

    1. дела об оспаривании нормативных правовых актов;
    2. дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение;
    3. дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем судебного состава в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи;
    4. дела, относящиеся к подсудности Суда по интеллектуальным правам.

Дела в арбитражном суде апелляционной и кассационной инстанций, а также в порядке надзора рассматриваются коллегиально в составе трех или иного нечетного количества судей, если иное не установлено настоящим Кодексом.

При коллегиальном рассмотрении дела один из судей председательствует в судебном заседании.

Арбитражные заседатели

Арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела:

    • дела, рассматриваемые в первой инстанции арбитражного суда коллегиальным составом судей (ч. 2 ст. 17) ;
    • дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений;
    • дела особого производства.

Арбитражные заседатели осуществляют судебные полномочия руководствуясь АПК РФ (ст. 19), а также Федеральным законом от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации».

Привлечение арбитражных заседателей к осуществлению правосудия повышает уровень специализации при рассмотрении дел, подведомственных арбитражным судам. Тем самым арбитражный суд может более глубоко вникнуть в суть новых сфер правовой и социальной деятельности, привлекая к осуществлению правосудия специалистов, например, в сфере рынка ценных бумаг, технологий расчетов и т.д. В результате государственные арбитражные суды в какой-то мере приобретают те положительные черты, которые присущи арбитражам (третейским судам), способным обеспечить специализацию арбитров за счет привлечения к этой деятельности не только юристов, но и специалистов самого различного профиля.

Арбитражные заседатели могут быть привлечены к рассмотрению дел в арбитражных судах первой инстанции по ходатайству стороны в связи

    • с особой сложностью дела и (или)
    • с необходимостью использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления.

Ходатайство должно содержать обоснование особой сложности дела и (или) необходимости использования специальных знаний и может быть заявлено стороной не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства, в том числе при каждом новом рассмотрении дела.

Кандидатуры арбитражных заседателей определяются из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном федеральным законом порядке, с учетом их специализации, путем случайной выборки с использованием автоматизированной информационной системы или иным способом, применяемым в арбитражном суде для формирования состава суда.

Замена арбитражного заседателя или арбитражных заседателей возможна в случае (ст. 18 АПК РФ):

    1. заявленного и удовлетворенного в порядке, установленном АПК РФ, самоотвода или отвода арбитражного заседателя;
    2. длительного отсутствия арбитражного заседателя ввиду болезни, отпуска, пребывания на учебе, нахождения в служебной командировке;
    3. в случаях прекращения или приостановления их полномочий по основаниям, установленным федеральным законом.

При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи. Судья и арбитражный заседатель при рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела и принятии судебных актов, пользуются равными процессуальными правами.

Арбитражный заседатель не может быть председательствующим в судебном заседании.

Требования к арбитражным заседателям ужесточили

В него вошли:

  • супруг (супруга);
  • родители;
  • дети;
  • родные братья и сестры;
  • дедушки и бабушки;
  • внуки, родители супруга;
  • дети супруга;
  • родные братья и сестры супругов.

Проверять достоверность данных об арбитражных заседателях будут сами региональные арбитражные суды. Если им не хватит какой-либо информации, они смогут обратиться за помощью в ее получении к уполномоченным органам. Такие органы обяжут проводить проверки по запросу судов в срок, определенный в заявлении суда, но не превышающий двух месяцев с даты поступления запроса.
В пояснительной записке к проекту сказано, что ужесточение требований к арбитражным заседателям позволит установить единые критерии к их отбору. Кроме того, к судьям и заседателям будут предъявляться единые требования, что повысит качество правосудия и его прозрачность.

Зачем нужны арбитражные заседатели

Напомним, в соответствии со статьей 19 Арбитражного процессуального кодекса арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел в арбитражных судах первой инстанции, если рассматривается спор особой сложности или в процессе его рассмотрения необходимы специальные знания в области финансов, экономики и управления. Арбитражные заседатели наделены одинаковыми процессуальными правами с судьями. Уже сейчас законодательно установлены ограничения для назначения арбитражных заседателей. Ими могут стать только граждане России в возрасте от 25 лет до 70 лет, имеющие специализированное высшее образование и стаж работы в экономической, финансовой, юридической или управленческой сфере не менее 5 лет. Эти требования определены в статье 2 Федерального закона от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» ligazakon.ru, который собирается изменить Верховный суд. Если лицо заявит самоотвод, то в силу статьи 26 АПК РФ, оно не сможет принимать участие только в данном конкретном судебном процессе, а не лишиться права быть арбитражным заседателем в других делах.

Требуются арбитражные заседатели

Требуются арбитражные заседатели Арбитражный суд Ростовской области продолжает формировать корпус арбитражных заседателей. Согласно Конституции РФ граждане России

Требуются арбитражные заседатели

Арбитражный суд Ростовской области продолжает формировать корпус арбитражных заседателей. Согласно Конституции РФ граждане России имеют право участвовать в исполнении правосудия. Но стать народным, присяжным или арбитражным заседателем может не всякий — требования, предъявляемые законом к кандидатам в судебные заседатели, достаточно высоки.

Арбитражным заседателем может стать гражданин России, достигший 25 лет, имеющий не только безупречную репутацию, но и высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 5 лет в сфере экономики, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности.

Федеральный закон № 70 “Об арбитражных заседателях Арбитражных судов РФ” от 30 мая 2001 года четко указывает на лиц, которые не могут стать арбитражными заседателями. Во-первых, это те, кто имеет не снятую или не погашенную судимость. Во-вторых, те, кто совершил поступок, умаляющий авторитет судебной власти. В-третьих, лица, признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными. В-четвертых, пациенты наркологических и психоневрологических диспансеров.

Кроме того, арбитражными заседателями не могут стать лица, состоящие на государственной службе и замещающие выборные должности в органах местного самоуправления. Эти же ограничения распространяются на прокуроров, военнослужащих, следователей, адвокатов, нотариусов. Не могут также стать арбитражными заседателями руководители и оперативные сотрудники органов внутренних дел РФ, противопожарной службы МЧС, органов федеральной службы безопасности и госнаркоконтроля, органов, исполняющих наказания, таможенники и частные детективы, имеющие специальную лицензию.

Кандидатуры арбитражных заседателей представляют торгово-промышленные палаты, ассоциации и объединения предпринимателей, иные общественные и профессиональные объединения. Представления подаются в письменном виде на имя председателя Арбитражного суда Ростовской области Федоренко Н.В. Список арбитражных заседателей Арбитражного суда РО утверждается Пленумом Высшего арбитражного суда РФ.

Получить дополнительную информацию, а также перечень необходимых документов, которые надо приложить к представлению, можно в Арбитражном суде РО по адресу: Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8 а. Или по телфону в Ростове: 267-43-09.

Подготовила Елена СЛЕПЦОВА

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх