Аттестация работников организации

Проверка знаний сотрудников.

Для правильного проведения мероприятий по аттестации персонала необходимо разработать критерии оценки и правила, по которым пройдет сама оценка. Правила эти должны соответствовать сфере работы предприятия и его деятельности.

В оценке качеств сотрудников следует ориентироваться на следующие моменты:

  • заинтересованность работника осваивать новые знания, чтобы с их помощью эффективнее выполнять возложенные функции;
  • навыки сотрудника излагать суть возникшей в процессе работы проблемы и устно, и письменно. Грамотный работник должен уметь четко и связно описать проблему и возможные пути ее решения;
  • коммуникабельность человека. Работник должен уметь устанавливать нормальные рабочие отношения с другими членами коллектива, не вызывать конфликтов, а также адекватно принимать возможную критику со стороны начальства и коллег;
  • творческие способности. Большим плюсом сотрудника является творческое и гибкое мышление, благодаря которому он не только следует заведенным алгоритмам в выполнении своих обязанностей, но и способен искать новые пути выполнения задач и решения проблем;
  • аналитические способности – сотрудник должен обладать способностью критически оценивать собственное поведение, достоинства и недостатки, понимать суть своих обязанностей;
  • впечатлительность и чувствительность работника, степень влияния на него чужого мнения (со стороны коллег и начальства);
  • внутренние качества работника, его мотивация к более качественному выполнению задач или же, наоборот, низкая заинтересованность в качественной деятельности;
  • стремление к карьерному росту. Оценивается деятельность человека, направленная на продвижение по служебной лестнице, сроки, за которые работник собирается добиться желаемого и занять более высокое, по отношению к коллегам, положение;
  • удовлетворенность сотрудника занимаемой должностью и желание иметь данную работу;
  • самостоятельность работника в сложных ситуациях. В случаях, когда от сотрудника требуется принятие быстрого самостоятельного решения, он должен уметь сделать это, выполнив свои должностные задачи, и обосновать принятое решение;
  • стрессо- и конфликтоустойчивость, способность выдерживать напряженность в рабочем процессе;
  • трудовая дисциплина работника, его организованность и способность соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения;
  • для руководителей важно уметь разрабатывать планы по повышению квалификации персонала и его обучению;
  • также руководители должны уметь устанавливать систему оплаты, которая учитывает квалификацию работников.

Цель аттестации.

Целью проводимых аттестационных мероприятий является определение того, насколько уровень квалификации того или иного сотрудника соответствует занимаемой им должности и набору обязанностей, а также оценка эффективности мероприятий по обучению и подготовке кадров.

Кроме того, аттестация позволяет:

  1. На регулярной основе проводить оценку эффективности и успешности конкретного работника;
  2. По результатам аттестации – назначать поощрения или же вводить определенные санкции.

Кто подпадает под аттестацию.

Мероприятия по оценке распространяются на всех сотрудников организации, за исключением Генерального директора и его заместителя/заместителей, данные нормы прописаны в Трудовом кодексе. Аттестацию по критериям проходит рядовой персонал, менеджеры и руководители отделов, участков, бригад и т.д. Под аттестационные мероприятия подпадают все сотрудники, проработавшие более полугода; при этом, если сотрудник проработал какое-то время на другой должности и был переведен на новую, он также проходит аттестацию, если проработал в новом качестве 3 месяца.

Плюсы аттестации.

Правильно организованные оценочные мероприятия позволяют добиться значительных плюсов в работе всей организации в целом. Учреждение получит ряд выгод, а каждый из прошедших через оценку сотрудников приобретет ценный опыт, благодаря которому сможет эффективнее выполнять свои задачи. Преимущества, получаемые предприятием в процессе аттестации, принято разделять на несколько групп.

Группа 1 – положительный экономический эффект. Достигается он благодаря:

  • оптимизации кадровой структуры, оценка позволяет провести более эффективную расстановку персонала;
  • эффективному использованию рабочего времени, поскольку над ведущими специалистами компании устанавливается более пристальный контроль;
  • росту производительности труда: аттестация позволяет выявить и устранить проблемы, мешающие росту трудовой эффективности;
  • получению руководством сведений о персонале, уровне знаний и опыта каждого сотрудника. Оцениваются трудовые ресурсы;
  • ведению активной административной деятельности по совершенствованию способов и методик управления рабочим процессом. Внедряются проверки на профпригодность, совершенствуются способы коммуникации начальства и главных специалистов организации, благодаря чему достигается новый уровень трудовой слаженности.

Группа 2 – увеличение эффективности работы персонала и оптимизация производственных отношений:

  • аттестация показывает потребности организации, которые больше всего требуют внимания на данном этапе;
  • трудовая эффективность увеличивается благодаря мероприятиям по повышению квалификации сотрудников;
  • предприятие формирует кадровый резерв из специалистов, которые способны предложить и внедрить в производство современные технологии и решения;
  • эффективность работников растет также, благодаря их большей мотивированности на качественную работу. Достигается такой уровень мотивации стимулирующими мероприятиями.

Группа 3 – преимущества социально-психологического характера:

  • рост доверия между рядовым персоналом и руководством, а также между самими сотрудниками. Прозрачность трудовых отношений и их гласность ведет к согласованности совместных действий и, в конечном итоге, к росту производительности труда;
  • работники получают дополнительную мотивацию трудиться именно в этой организации: растет их удовлетворенность работой, сотрудники видят возможности для подъема в карьере, настраиваются на длительное сотрудничество;
  • в целом улучшаются настроения внутри коллектива, благодаря ожиданию позитивных перемен.

Как проходит оценка.

Оценку квалификации проводит специально созданная Комиссия по аттестации. Она вызывает каждого работника на экзамен, на котором задает тому вопросы по заранее разработанному списку. Руководство обязательно должно утвердить этот список.

Схема экзамена достаточно стандартна: экзаменуемый берет лист, на котором перечислены вопросы, и на отдельном листе пишет на них ответы. Лист с ответами заверяется подписью работника. После того, как ответы даны, и лист подписан, он, вместе со списком вопросов, отдается представителю комиссии (обычно это секретарь). Комиссия оценивает правильность данных экзаменуемым ответов и выставляет соответствующую оценку. Работнику сообщают результат экзамена.

Подготовка к аттестации.

Отдел кадров и руководство предприятия организует подготовительные мероприятия, которые предшествуют самой экзаменовке. Участвуют в подготовке назначенные руководством члены комиссии по аттестации и менеджеры/начальники отделов.

В рамках подготовки персоналу разъясняют суть грядущей проверки, консультируют по различным вопросам, чтобы избежать впоследствии недопонимания и недоразумений. Это важно, так как работники должны правильно понимать суть того, что им предстоит, и цели проверки.

Аттестация предваряется разработкой определенного пакета документов по учреждению. В него входят:

  • положение об аттестации, утверждающее порядок ее проведения;
  • график проверки, где указывается место проведения экзамена, его дата и назначенное время;
  • приказ о назначении комиссии по аттестации, состав ее членов;
  • приказ об утверждении протокола проверки.

Положение об осуществлении проверки.

Аттестация проводится на основании приказа руководителя организации, а подготовительные мероприятия осуществляет отдел кадров. Нормативной базой для проведения проверки квалификации работников служит «Положение об аттестации руководителей и специалистов», которое должно быть разработано и внедрено на предприятии как локальный акт. Он создается кадровыми специалистами и устанавливает определенные требования к регулярности подобных проверок, а также их порядок. Положение разрабатывается с учетом соответствующих статей Трудового кодекса.

Создание требуемой документации.

Поскольку аттестуются разные категории сотрудников, для каждой из них разрабатывается специфическая форма аттестационного листа и прочих документов. Этим также занимается отдел кадров, затем разработанные документы предлагаются на утверждение профсоюзу и руководству компании.

В состав документов включают:

  • аттестационный лист 1: его заполняет сам экзаменуемый;
  • план профессионального роста, который заполняет работник и сдает вместе с первым аттестационным листом в отдел кадров;
  • аттестационный лист 2, который пишет руководитель: в нем он письменно характеризует работника. На каждого сотрудника заполняется своя характеристика;
  • аттестационный лист 3: комиссия может попросить руководителя одного из подразделений предоставить такой документ, где он пишет характеристику на руководителя другого, смежного, отдела;
  • решение аттестационной комиссии. Секретарь комиссии заполняет эту бумагу для каждого сотрудника. При этом не имеет значения, прошел человек аттестацию, или нет, решение выносится в любом случае. Если сотрудник провалил экзамен, об этом делается отметка в решении;
  • должностные инструкции для специалистов и руководителей, которые подпадают под аттестацию.

Расписание проверок.

Обычно график проверок на соответствие специалистов занимаемым ими должностям предусматривает проведение квалификационных мероприятий один раз за год. Руководитель своим приказом определяет сроки, в которые должна быть проведена аттестация, далее, опираясь на эти сроки, устанавливается график прохождения проверок структурными подразделениями.

Сотрудника письменно предупреждают о грядущей аттестации за две недели перед ее началом. Руководство также обязано не позднее, чем за двое суток до начала проверки сообщить аттестуемым место и установленное время проведения.

Пример аттестационной программы.

В целях проверки эффективности исполнения работниками их обязанностей, оценки профессиональных знаний и соответствия работников занимаемой ими должности, в компании создана программа по аттестации персонала.

Для примера возьмем программу аттестации сотрудников организации, занимающейся продажами.

В список вопросов для экзаменуемых включены следующие:

  • назовите причины, почему весь товар не могут распродать даже давно работающие менеджеры?
  • почему, на Ваш взгляд, прием на стажировку в торговлю молодого сотрудника почти всегда приведет к снижению продаж?
  • почему выход на нормальные объемы продаж в области B2B у менеджера происходит лишь спустя несколько месяцев?
  • в чем причина того, что руководителю удается осуществить продажу тем клиентам, которых менеджер не смог заинтересовать?

Комиссия оценивает данные аттестуемым ответы и дает оценку его профессиональной пригодности и обучаемости. Ответы также показывают уровень квалификации работника, его уровень должностного соответствия.

Форма экзамена.

В проведении квалификационных мероприятий используют несколько различных форм оценки:

  • экспертная групповая оценка. Она определяет и выявляет важные качества работников как профессионалов, результативность их действий;
  • обычный экзамен, когда испытуемый отвечает на предложенные ему вопросы. Это позволяет оценить уровень его квалификации;
  • игровое моделирование; в рамках теста сотруднику предлагается некая, типичная для его работы, ситуация, и работнику предлагается решить производственную задачу. Этот метод оценивает компетентность специалиста;
  • возможное развитие предыдущего пункта – выполнение квалификационной работы. В ее рамках сотруднику предлагается самостоятельно найти решение некоторой задачи. Этот тест оценивает профпригодность;
  • собеседование с экспертом, который оценивает качества работника как специалиста;
  • ответ на вопросы предложенного теста. По результатам определяются личностные качества человека, этот тест служит дополнительным критерием оценки.

Анкетирование.

Чтобы проанализировать деятельность предприятия в целом и каждого сотрудника по отдельности, руководство может периодически проводить анкетные опросы подчиненных. По их результатам делаются выводы об эффективности работы, координируется деятельность организации, оцениваются отзывы работников и принимаются/отвергаются их предложения об изменениях в различных аспектах работы.

В анкеты включают всевозможные вопросы, касающиеся различных аспектов трудовой деятельности. Среди них могут быть:

  • блок предложений и отзывов;
  • вопросы об оценке сотрудником его коллег или руководства;
  • вопросы на установление удовлетворенности человека его работой;
  • вопросы о повышении производительности и эффективности трудовой деятельности.

Критерии.

Полученные в результате аттестации и/или анкетирования данные каждого сотрудника оцениваются по определенным критериям:

  • уровень знаний теории и практики;
  • уровень приобретенных по ходу работы или обучения практических навыков;
  • способность применять все эти знания и умения по ходу осуществления производственной деятельности.

На базе этих критериев делается вывод о квалификации и компетентности работника.

Методики аттестации работников

Методов аттестации существует много, но на практике применяются только несколько, так как по большей части они являются производными друг от друга.

Метод классификации.

Отбор сотрудников ведется по критериям, которые утверждены заранее. Учитываются заслуги и достижения каждого при выполнении работы.

Метод ранжирования.

Заключается в расстановке сотрудников по их заслугам либо по способностям к выполнению определенной работы. Хотя ранжирование можно проводить и по другим критериям.

Оценочная шкала.

Эту методику наиболее часто используют при проведении аттестации. За основу берется список, в котором перечислены характеристики личности, а напротив каждой размещают пятибалльную шкалу. Затем руководитель, используя эту шкалу, отмечает, насколько каждая характеристика присуща сотрудникам.

Открытая аттестация.

Методика сравнительно новая. Ее ввели потому, что система оценочной шкалы оказалась недостаточно эффективной. Вместо проставления баллов, достаточно использовать письменную или устную характеристику работника.

Стадии аттестации

Прежде чем проводить аттестацию, нужно четко понять, что именно вы хотите установить и проверить. К тому же, если коллектив немаленький, стоит разработать план, в котором разграничено, кто, в какое время будет занят прохождением.

Мы кратко охарактеризуем основные стадии этой процедуры, чтобы иметь наиболее полное представление о ней.

Стадия № 1.

Сначала вы решаете, какие именно показатели хотите оценить. Затем решаете, какие методики будете использовать при проверке. Как только методика будет выбрана, можно в качестве эксперимента проверить один из отделов компании либо целое структурное подразделение.

Критерии, по которым будет проводиться оценка, оговаривают заранее.

Стадия № 2.

На этом этапе издают нормативную документацию и готовят материалы к процедуре. Если раньше в компании аттестация не проводилась, стоит издать приказ о ее проведении, собрать необходимые материалы, анкетные листы, результаты тестирования сотрудников и прочее.

Вся документация предоставляется секретарю аттестационной комиссии, который составляет таблицы оценивания.

Стадия № 3.

На этом этапе сотрудники заполняют отчеты о работе, которую проделали, а руководитель заполняет таблицу, в которой указаны различные критерии. Напротив каждого критерия проставляется оценка.

Стадия № 4.

Комиссия ведет обсуждение каждой выставленной оценки. Затем оценки суммируются и сравниваются с теми требованиями, которые предъявляются к конкретной должности. Чем выше получается балл в итоге, тем более высокую должность может занять аттестуемый работник.

Стадия № 5.

Эта стадия является ключевой.

Если работник, которого проверяют на данный момент, отсутствует на рабочем месте, нельзя заочно определить, насколько он профпригоден.

Если работник знал об аттестации и его подпись стоит на уведомлении, но он проигнорировал ее проведение, составляют акт, в котором указывают, что сотрудник не прошел аттестацию.

Подводя итоги своей работы, комиссия составляет отчет, в котором оценивает профессиональный уровень коллектива. Вся документация, которую комиссия подготовила, заверяется всеми членами комиссии.

Стадия № 6.

Комиссия проводит систематизацию полученных результатов. Составляются таблицы, даются рекомендации руководству по осуществлению кадровых перестановок.

После получения рекомендаций, кого-то отправят повышать квалификацию, кого-то повысят в должности, а кого-то и вовсе сократят.

Стадия № 7.

С результатами аттестации обязательно знакомят весь коллектив. С теми сотрудниками, положение которых в организации изменится, руководитель лично проводит беседу.

Все результаты хранят в кадровой службе, они могут быть использованы при решении различных вопросов с кадрами.

В нашем разговоре мы часто упоминали термин » аттестационная комиссия». Поэтому уточним, кто входит в ее состав.

Формы проведения аттестации

Чтобы получить эффективный результат, специалистами рекомендуется применять следующие формы:

Коллегиальное собеседование.

Комиссия рассматривает все материалы и беседует с каждым сотрудником. При этом обстановка должна быть спокойной, доброжелательной, чтобы человек не нервничал и мог вести диалог с членами комиссии.

Бывает, что работнику трудно дать ответ на какой-то вопрос, в этом случае не стоит давить и требовать обязательного ответа. Задача комиссии – выявить проблему, а не заставить работника трястись от ужаса.

Собеседование в индивидуальном порядке.

Его чаще всего проводит непосредственный руководитель. Он объясняет работнику, как проходит аттестация, предупреждает о последствиях неявки, а затем уже готовит отзыв о его работе.

Письменное тестирование.

Фактически считается самой объективной формой. Вопросы для аттестации работника здесь разрабатываются в соответствии с квалификацией и должностью, которую он занимает.

Изначально устанавливается количество верных ответов, которое будет свидетельствовать о том, что аттестация пройдена.

Тестовые вопросы с течением времени должны обновляться.

Самые распространенные ошибки

Главной ошибкой является неправильная постановка целей и задач аттестации сотрудников. Если эту процедуру проводить только для того, чтобы уволить неугодных сотрудников, все положительные стороны аттестации просто перечеркиваются.

Другая ошибка – низкий уровень информированности работников. Если аттестация проводится в первый раз, о ней лучше предупреждать не за один месяц. Также рекомендуется разъяснять людям, для чего это делается, как происходит процедура. В противном случае вы рискуете получить нервную обстановку в коллективе, которая точно не добавляет работе эффективности.

Какие еще ошибки допускаются?

Сотрудников сравнивают друг с другом.

Ничем хорошим это однозначно не закончится. Сравнивать нужно деятельность сотрудника со стандартами компании, а не людей.

Разный подход к людям, которые выполняют работу идентично.

Часто требования к работникам с одинаковыми обязанностями – разные. Это объясняется как личными симпатиями руководства, так и благими намерениями: разные люди могут выполнять одну и ту же работу по-разному. Главное, никогда не терять объективности. Поэтому в комиссию лучше включать людей с непредвзятой точкой зрения, тех кто не заинтересован в том или ином результате аттестации.

Использование ограниченного диапазона оценок.

Если оперировать только критериями «плохо-хорошо», вынести объективную оценку деятельности работника нереально. Не получится разделить сотрудников на одинаково профессиональных и на одинаково непрофессиональных. Это тупиковый подход.

Оценивать нужно по более широкому спектру критериев. В некоторых европейских странах шкала оценки деятельности сотрудников состоит из 100 баллов. Это позволяет вынести наиболее обоснованное решение.

Предвзятое отношение.

Согласитесь, что нередко в коллективе существуют определенные стереотипы по отношению к какому-либо человеку. Но гораздо хуже, когда кто-то из членов комиссии продемонстрирует свою предвзятость.

Подход должен быть адекватным, а решения должны приниматься исходя их профессиональных стандартов, а не личных оценок.

Во время процедуры внезапно меняются требования.

Хотя людей предупреждают о проверке заранее, слухов все равно избежать не получится. При каждом упоминании аттестации люди нервничают, теряют работоспособность, помимо этого, начинают конфликтовать между собой.

Не нагнетайте ситуацию. Объясняйте сотрудникам все подробно, объективно. Не дергайте их, не меняйте требования внезапно. В противном случае люди будут считать, что все делается целенаправленно, чтобы они показали худшие результаты.

Вряд ли после такого стресса к начальству будут относиться с уважением.

Как же провести аттестацию не просто правильно, но и эффективно, обсудим далее.

Когда действия комиссии неправомерны

Некоторые руководители проводят аттестацию, чтобы избавиться от конкретного работника, ставшего вдруг неугодным. При этом его реальные результаты труда учитывать никто не будет, цель – увольнение.

Каждый работодатель должен помнить, что решение проблемы с субъективным отношением к человеку подобным образом – противозаконно.

Другим вариантом неправомерного поведения является такой: незадолго до процедуры работнику дают задание, которое он не сможет выполнить, потому что оно невыполнимо изначально, так как не соответствует квалификации сотрудника.

Чтобы не допустить таких нарушений, члены комиссии должны убедиться в том, что работники реально могу выполнить порученное задание.

Есть и другие виды нарушений, выявив которые, итоги аттестации можно оспорить:

  • Нарушение сроков проведения;
  • Нарушаются сроки уведомления сотрудников о проведении аттестации;
  • Работник не был ознакомлен с результатами;
  • Проверяли работника, принадлежащего к категории не подлежащих аттестации лиц;
  • Был нарушен порядок проведения самой процедуры;
  • В комиссии не было специалистов из той отрасли, в которой компания ведет свою деятельность.

Опираясь на практику судов, можно говорить о том, что «фиктивная» аттестация не позволит недобросовестному руководителю избавиться от надоевшего работника. Требования закона нужно соблюдать.

Советы руководителям

Включайте в состав комиссии специалистов по разным сферам, чтобы процедура прошла качественнее.

Пример. В компании Р. проводилась аттестация персонала. По ее итогам юрисконсульта А. было решено перевести на должность, которая оплачивается ниже. Не согласившись с таким решением, А. написал заявление на имя руководителя компании, в котором указал, что в составе комиссии по аттестации не было ни одного юриста. Следовательно, решение о переводе принималось некомпетентными людьми.

Руководитель компании, ознакомившись со всеми материалами, доводы А. посчитал обоснованными и сотрудник продолжил работу на прежней должности.

Несмотря на то что в законе оговариваются случаи, когда процедуру можно провести без присутствия работника, лучше этого не делать. Таким образом, снизится риск возникновения конфликтной ситуации, а также удастся избежать оспаривания результатов и судебного разбирательства.

Если вы заинтересованы в действительно качественных результатах, доверьте проведение процедуры профессионалам. Куда обратиться, расскажем кратко.

№ п/п Компания Характеристика
1 Гермес Компания действует более 5 лет. Компания занимается юридическим сопровождением процесса аттестации и не только. Сотрудничает фирма с любым регионом РФ
2 Кадры есть! Компания с 11-летним стажем работы. Ее офисы есть в нескольких городах. При аттестации специалисты компании используют не только самые известные методы, но и авторские
3 HR-Практика Это компания – старожил, ей более 20 лет. Основной офис в Петербурге, но сотрудничество возможно с любым регионом, а также с другими странами. Услуги оказываются и в удаленном формате

Итак, теперь мы рассказали о самых важных моментах, касающихся аттестации персонала. Если процедура была проведена в полном соответствии с требованиями закона, она позволит осуществить принятие необходимых кадровых решений, заручиться поддержкой закона при переводе, увольнении либо понижении работника в должности.

Еще хотелось бы пожелать, чтобы в любой компании работали только талантливые, высококвалифицированные сотрудники и не требовалось никого увольнять, либо переводить на низкооплачиваемые рабочие места.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх