Авторские передачи

На телевидении слово «формат» употребляют не столько применительно к каналу в целом, сколько в отношении отдельно взятых программ. Если понятие «формат телеканала» витает в воздухе, оно до сих пор не определено, то с форматами телевизионных передач дело обстоит немного лучше. В мировой практике существует несколько общепризнанных форматов программ. Впрочем, документально, они тоже до сих пор нигде не закреплены.

Для начала попробуем дать дефиницию понятия «формат» применительно к телевизионным программам. Изучив ряд источников (в основном иностранных, так как форматы создаются и покупаются по большей части за границей), мы выделили несколько подходов к определению формата программы. Во-первых, формат понимается как общая концепция программы, как бренд, охраняемый авторским правом71. С другой стороны, формат программы определяют как лицензию на использование имени, производство и вещание уже готовой версии иностранного продукта72. Специалисты Института интерактивного телевидения (ITV Institute) считают, что формат – это структура программы, ее доминирующий стиль73. Более удачную, на наш взгляд, дефиницию формата, предложила И. Н. Кемарская: это «система договоренностей со зрителем каждой конкретной программы, то, что делает ее уникальной, не похожей на другие и похожей в каждом выпуске на саму себя»74. В данном определении отражены важнейшие характеристики формата: его уникальность и одновременно некая «шаблонность» и связь с аудиторией.

Данные версии, безусловно, имеют право на существование, но нам они кажутся неполными. На наш взгляд, ближе всего к пониманию формата подошли эксперты англо-немецкой компании «TV Formats»75. Признавая, что нет жестких, строго зафиксированных правил определения данного понятия, они предлагают сначала дать подробную характеристику той или иной программе, для того чтобы приблизиться к пониманию ее формата. Этот список может включать следующие пункты: название программы, целевая аудитория, предполагаемое место в сетке вещания, хронометраж, краткое описание, порядок работы, синопсис, бюджет, дизайн, коммерческие возможности.

В самом формате выделяют два направления: так называемый «paper format» – подробный письменный документ, представляющий первоначальную концепцию программы. И «формат телепрограммы» (TV programme format) – как некий «рецепт», в котором перечислены ингредиенты, которые позволяют производить программу в другой стране; информация, собранная в процессе производства и очень краткое описание структуры программы с акцентом на самом необычном и оригинальном.

На сегодняшний день форматы программ – важнейшая составляющая международного телевизионного рынка. В мире ежегодно проходит несколько крупнейших выставок, на которые съезжаются медиаменеджеры со всех регионов. Например, всем известное шоу «Кто хочет стать миллионером» перепроизводилось на 108 территориях. А местные версии Idol появились в 42 регионах. Такая «массовая» закупка форматов обусловлена сразу несколькими факторами:

– приобретая уже готовый продукт, компания снижает собственные риски: ведь идея уже отработана, и ее эффективность проверена, она дала неплохие результаты. Другой вопрос, что любую программу приходится адаптировать в соответствии с местными особенностями;

– аудитория предпочитает смотреть национальные программы (речь в данном случае идет о том, что выгоднее не закупать сами зарубежные программы – они могут показаться инородными; а приобретать именно формат с последующей его адаптацией);

– возможность приспособить шоу для конкретного рынка.

Какие же форматы телепрограмм существуют на сегодняшний день? В этом вопросе также нет единства мнений. Компания BBC, например, свои программы подразделяет на следующие форматы: анимационные; информационные (сводки новостей – bulletins); документальные драмы; документальные фильмы; игры и викторины; обсуждения; имидж-шоу (makeover), характеризующиеся созданием нового облика, преобразованием участников; реалити шоу; шоу талантов; события и представления (обычно это трансляции значимых спортивных, музыкальных, культурных событий); чтение (ведущие читают какое-то литературное произведение)76.

Шарлотт Вортингтон выделяет всего шесть типов77. Это ток-шоу – обычно их ведет популярный человек; спортивные программы – могут идти в различных вариантах: от прямых трансляций до развлекательных шоу. Музыкальные программы: трансляции концертов, видеоклипы, ток-шоу. Также она выделяет игровые шоу, реалити-шоу и новости как важнейшую составляющую контента.

В этом вопросе с ней солидарна и отечественный исследователь С. К. Степанян78. Она также в первую очередь в качестве отдельного формата выделяет именно новости как основу вещания большинства телеканалов. Новости могут быть разной тематики, направленности и т. д. Все их многообразие она делит на две большие категории: «жесткие» новости (hard news) и «мягкие» новости (soft news). «Жесткие» новости сообщают о политике, экономике, международных отношениях, они информируют о катастрофах, войнах, терактах и т. п. Такие новости обычно жестко связаны с конкретным событием, они должны быть оперативными, потому что если, скажем, о падении самолета сообщить через неделю, информация уже не будет актуальной. Все остальные каналы успеют рассказать об этом по десятку раз, и новость, выражаясь языком телевизионщиков, просто «протухнет». «Мягкие» новости рассказывают про театр, литературу, музыку, кинематограф и т. д.

Кроме того, Степанян выделяет еще одно направление в освещении новостей, которое появилось несколько лет назад и продолжает активно развиваться до сих пор. Речь идет об инфотейнменте, сочетании «жестких» новостей и развлечения, когда серьезные темы преподносятся в более легком, доступном ключе, и рассчитаны на более массовую аудиторию. Такое смешение, пишет исследовательница, рождает пограничные форматы, которые зависят уже от конкретного канала и могут варьироваться в соответствии с его спецификой.

Следующее по значимости место Степанян отдает ситкому (sitcom), который на сегодняшний день является одним из самых популярных и продаваемых форматов. Считается, что первым ситкомом была программа «Amos & Andy», выходившая сначала на радио, а с 1951-го года и на телевидении на канале CBS. В основе передачи – жизнь одних и тех же героев (героя) в рамках одной или нескольких сюжетных линий, поданная в юмористическом ключе. Еще одно важное условие – конкретное место действия: дом, офис, больница, школа и т. п. Обычно в этом формате герои не меняются, а события находят свое логическое завершение к концу серии. Каждая новая серия самобытна и может восприниматься отдельно от предыдущих.

Игровые шоу (game show) появились на телевидении в 1950-х годах. В них могут принимать участие как простые люди, так и знаменитости. Это может быть командная или же «сольная» игра. Основная задача – правильно ответить на вопросы, победить в конкурсе и получить приз. В игровых шоу существует несколько направлений. Самая простая форма – это викторина. В России такие программы появились уже давно. Яркий пример – выходящая в эфир уже с 1990-го года, но до сих пор пользующая популярностью программа «Поле чудес». В другой разновидности игрового шоу участники соревнуются в ловкости и смелости. В «игре знатоков» (panel game) состязаются команды известных людей (экспертов), ведущий обычно тоже известная личность. В отличие от других шоу в этом действующие лица, как правило, не меняются. Участников шоу «поиск работы» (job search) проверяют на «профпригодность». Они должны выполнить множество заданий и показать, что владеют необходимыми для их профессии навыками. Победитель получает приз – контракт на работу по заявленной специальности. Еще одна разновидность – шоу «самосовершенствование» (self-improvement). В его начале участник или его знакомые рассказывают о том, что бы хотели улучшить в его характере, внешности и т. д. Затем группа экспертов помогает герою, дает ему советы или рекомендации, как правильно себя вести, как лучше одеваться, как строить отношения с окружающими и т. п. В итоге участник должен преобразиться, в конце программы его возвращают в привычную обстановку, где уже друзья и родственники должны оценить произошедшие изменения. Еще одна популярная разновидность игровых шоу – «скрытая камера» (hidden camera). Обычно это предполагает веселые и, порой, небезобидные розыгрыши случайных людей. Главное, чтобы камеру никто не заметил, ведь зрителю важна именно непосредственная реакция участников: кто-то от души посмеется, кто-то разозлится, а кто-то может даже упасть в обморок от неожиданности. Похожий формат – «розыгрыш» (hoaxes). В этом шоу, как и в «скрытой камере», разыгрывают людей, но камеру не прячут. В игровом реалити-шоу (real game show) действие длится несколько дней или даже недель. Любовное шоу (dating game show) построено на том, что кто-то добивается благосклонности одного из участников программы.

Вообще так называемое «реальное ТВ» – одно из важнейших направлений современного телевидения. Прототипы современных реалити-шоу появились на телевидении в 1940-х годах79. Это были передачи, показывающие поведение людей, оказавшихся по воле сценариста в неожиданной ситуации. В 1948 году в США вышло шоу «Скрытая камера», в 1950 году зрители увидели игровые шоу «Причина или следствие», «Опережая время», вовлекавшие обычных людей в различные состязания и розыгрыши. Хотя эти программы пользовались успехом, по-настоящему популярным новое направление стало в начале 2000 года с появлением шведского реалити Expedition Robinson, завоевавшего во многих европейских странах.

В настоящее время, по данным компании Nielsen Media Research80, реалити-шоу составляют около 69% от всех телевизионных программ, которые выходят в мире на телевидении.

Среди реалити-шоу можно выделить несколько категорий. Во-первых. Это, документальный стиль (documentary style), когда камера и автор не активные участники процесса, а лишь сторонние, пассивные наблюдатели. Такой стиль съемки называют еще «муха на стене» (дословный перевод английского «fly on the wall») или реалистичное кино (cinema verite). В рамках документального стиля можно выделить несколько подкатегорий. Одна из них – шоу, в котором моделируются специальные жизненные условия (special living environment). Как правило, участниками программы становятся люди, не знакомые друг с другом. Их помещают в специфическую обстановку (все зависит от фантазии создателей: это может быть необитаемый остров, незнакомый город и т. д.) и наблюдают за их поведением в этих непривычных условиях. Другая подкатегория – жизнь звезд (celebrity reality), когда зритель может увидеть повседневную жизнь любимых знаменитостей. Шоу «профессиональная деятельность» (professional activities) предполагает съемку того или иного человека в привычной ему рабочей обстановке, иногда за созданием какого-либо продукта.

Игровые реалити-шоу (game reality shows) от традиционных игровых шоу отличаются отсутствием актеров и сценария. Ставка делается на естественность и реалистичность: все должно быть, как в жизни. Как правило, в жизни игроков через голосование могут принимать участие сами зрители. Самый яркий пример такой программы — знаменитое реалити «Большой Брат». Известно, что создателя программы вдохновил роман Джорджа Оруэлла «1984», где герои были под постоянным наблюдением. В России это направление было представлено проектом «За стеклом».

Впрочем, это не полный список имеющихся в мире форматов. Каждый год появляются все новые и новые разновидности, уже существующие трансформируются, а некоторые и вовсе исчезают с экранов.

Как мы уже писали, форматы – это крупнейший объект купли-продажи на медиарынке. Права на их использование продаются и покупаются еженедельно за огромные суммы. Несмотря на это, «форматного права» до сих пор нет в большинстве стран, в том числе, из-за того, что нет четкого определения понятия. Под традиционное законодательство об авторском праве форматы не подпадают, ведь согласно пункту 5 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации81 авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач. Формат программы более всего подходит под определение идеи, концепции, и потому не является объектом авторского права. Можно защитить лишь отдельные его элементы: сценарий, графическое оформление, музыкальное сопровождение, но не формат в целом.

Самая известная судебная тяжба, связанная с защитой формата программы, была еще в 1989 году82. Долгое время в Англии выходило шоу талантов «Opportunity Knocks». Разрабатывал его, писал сценарий и вел Хью Грин. Спустя некоторое время он узнал, что без его ведома, новозеландская компания Broadcasting Corporation запустила собственное шоу талантов с таким же названием. Впрочем, «позаимствовали» они не только имя, идентичной была и сама программа. Они также использовали специальный аппарат, измерявший громкость аплодисментов в зале, и даже характерные для британского первоисточника популярные фразы. Казалось бы – явное воровство. Однако когда Хью Грин обратился в Верховный суд, дело он проиграл. Несмотря на то, что в каждом шоу были схожие характерные черты, их нельзя назвать идентичными, так как, в частности сценарии не были одинаковыми и менялись от выпуска к выпуску. В суде Хью Грину пояснили: формат его программы не был в достаточной мере определен, чтобы можно было защитить его по авторскому законодательству.

Наученные горьким опытом коллег, современные продюсеры стараются изначально обезопасить свой продукт как можно больше. Международная ассоциация юристов, занимающихся форматами (International format lawyers association)83, дает ряд рекомендаций. Во-первых, необходимо зафиксировать в письменном виде подробное описание формата. В этом качестве может выступать так называемая «библия», в которой представлены название, сценарий, логотип, дизайн студии, костюмы, темы, описана стилистика поведения ведущих, характерные черты программы. Также необходимо со всеми людьми, участвующими в подготовке продукта, подписывать соглашение «о неразглашении», чтобы предотвратить утечку информации еще на этапе создания программы. Во-вторых, можно зарегистрировать название, слоган, логотип как торговую марку. Ну и наконец, можно заключить эксклюзивное соглашение с создателями – обычно покупателей интересуют именно люди, которые могут поделиться «рецептом» успеха.

Сейчас при покупке формата принято заключать лицензионное соглашение. Стороны вправе самостоятельно решить, право какой из стран будет к нему применяться. На практике в таких соглашениях детально прописывают рамки, в которые должен быть загнан аналог. Лицензия предоставляется, прежде всего, на использование сценария, персонажей, на переработку (адаптацию) – но опять-таки в жестко оговоренных пределах. Также детально описываются и другие элементы: стиль поведения/одежда ведущего и участников, оформление студии, интервалы для рекламы и т. д.

Для того, чтобы определить особенности авторской программы на телевидении, я выбрала две телепередачи для исследования. Эти телепередачи, выходят в разное время, с разной периодичностью, на разных каналах. Но нечто общее в них есть. Во-первых, авторами программ являются женщины, во-вторых, они не политического характера, что большая редкость в наши дни. Так же, могу с уверенностью сказать, что тема социальной значимости в этих программах тоже не затрагиваются, и последнее, эти программы не связаны с популярными в наше время светскими тусовками, и не являются ток-шоу.

Итак, авторская программа Валентины Пимановой «Кумиры» и «Женский взгляд» Оксаны Пушкиной. Что общего этих программ, и в чем их различие? Начну с краткой характеристики каждой из ведущих и авторов программ. Валентина Пиманова (Ведущая программы «Кумиры»)

С ноября 2001 г. — автор и ведущая программы «Кумиры» (ОРТ).

За годы своей работы на телевидении Валентина Пиманова вывела для себя формулу или химический состав телеледи: мужская воля, железный характер, «горячее сердце и холодная голова» плюс невероятное обаяние. Вообще, присутствие женщины на телевидении — это некий гарант спокойствия и благополучия, даже если они сообщают с экрана не очень приятные вещи.

Эта программа — абсолютно новый по форме телевизионный продукт. Её автор, выступает в роли хорошо информированной доброжелательной хозяйки. Она оставляет своих гостей, кумиров прежних лет, один на один со зрителями. Поэтому жанр программы определить довольно сложно, это не обычное интервью, а скорее исповедь. Но Валентина Пиманова находится недалеко от героя. И порой делится со зрителями информацией, которую гость порой в силу тех или иных причин замалчивает.

Авторская программа Валентины Пимановой рассказывает зрителю о жизни и творческом пути кумиров прежних лет, порой раскрывая факты, которые в силу тех или иных причин оставались без внимания. Создатели передачи «стирают пыль времен», поэтапно раскрывая жизнь героев прошлого, восстанавливая в нашей памяти их такими, какими они были на пике славы. Это не примелькавшиеся лица сегодняшнего бомонда. Гости программы — люди, ставшие известными в прошлые десятилетия, а сегодня, порой совсем не заслуженно, забытые.

Первый эфир программы «Кумиры» состоялся 29 ноября 2001 года, после чего она сразу же попала в десятку самых рейтинговых программ этого жанра. Почта Первого канала оказалась в прямом смысле слова завалена письмами зрителей, адресованных «Кумирам». У каждого поколения свои кумиры. Гостями первых программ становились люди, слава которых началась много лет назад: Владимир Трошин, Василий Лановой, Тамара Семина и многие другие. Героями следующих выпусков становились настоящие звезды разных лет — актеры, певцы, спортсмены, космонавты. Все те, кто прошел испытание славой, кем восхищались и восхищаются миллионы. Вся история нашей страны вплоть до сегодняшнего дня отразилась в судьбах гостей «Кумиров». Своими воспоминаниями в программе делились Леонид Якубович, Нани Брегвадзе, Муслим Магомаев, Татьяна Доронина, Александра Захарова, Дмитрий Харатьян, Ирина Розанова, Вячеслав Бутусов и многие, многие другие. Автор и ведущая «Кумиров» Валентина Пиманова своей удивительно женственной и интеллигентной манерой ведения создает неповторимую доверительную атмосферу в программе. Это эффект усиливает оригинальное оформление студии, придуманное Борисом Красновым.

Программа «Кумиры» подружилась со своими героями, но авторы всегда сетовали, что много интересного остается за кадром. И вот, весной 2004 года возникла идея нового проекта. Авторы программы собрали на одной сцене своих коллег — ведущих первого канала и своих гостей, прошедших за эти годы через студию «Кумиров». Так была создана программа «Кумиры + кумиры», выпуски которой были приурочены к праздничным дням. В этих выпусках-концертах герои «Кумиров» вместе с ведущими Первого канала исполняли популярные песни разных лет, давая им подчас новое звучание.

Авторская программа – радиопередача, автор которой одновременно выступает в роли ее создателя и ведущего, режиссера, литературного и музыкального редактора, корректора, а иногда и продюсера. То есть автор радиопередачи целиком и полностью отвечает за ее производство: сам придумывает тему, сам пишет текст, подбирает музыкальный материал, продумывает специальный джингл, иногда находит спонсоров. Отредактировать эту программу и решить, выпускать ее в эфир или нет, может только главный редактор (на «многопрофильной» информационно-музыкальной радиостанции) или программный директор (на «локальной»).
Иногда одна и та же авторская программа одинаково подходит как для «локальной» коммерческой информационно-музыкальной, так и для «многопрофильной» (коммерческой и муниципальной) и даже для государственной радиостанции. Однако стоит помнить, что передача, посвященная американской музыке 50-х годов, не может выйти в эфир на станции, передающей только русскоязычную музыку и т.п., т.е. авторская передача в целом должна подчиняться формату и стилистике радиостанции.
Автор программы, с одной стороны, находится в более простой ситуации в отличие от ведущего эфира: он ограничен темой своей передачи, ему не надо знать обо всем понемногу, нужно разбираться только в своем вопросе. С другой стороны, его программа должна максимально заинтересовать слушателя, поэтому и готовиться к ней следует более тщательно. Автор должен сам подобрать для программы литературный материал, сделать его «разговорным», понятным человеку, не особенно разбирающемуся в данной проблеме. Нужно, чтобы слушателю казалось, что ведущий общается с ним, даже если он читает свой текст по бумажке.
Автор сам подбирает и музыкальный материал (который также должен легко восприниматься), договаривается с гостями, если это ток-шоу, обсуждает с ними тему предстоящего разговора, желательные и нежелательные вопросы и т.д. Иногда следует пообщаться и с постоянными слушателями, узнать, что им нравится, а что нет, что бы они хотели услышать в будущем – какую музыку, с какими людьми встретиться в эфире и пр.
Автор программы, как и ди-джей «локальной» информационно-музыкальной радиостанции, подготавливает рабочее место, нужные компакт-диски, картриджи с «отбивками», джинглами, а также создает (если это ток-шоу) максимально комфортную обстановку своему гостю: предлагает кофе или чай, помогает расслабиться, если человек малознакомый, пытается создать непринужденную атмосферу, чтобы беседа прошла успешно.
Автору передачи желательно придумать «фирменную», только ему присущую манеру здороваться и прощаться со слушателями (например: «Здравствуйте, любезнейшие радиослушатели», «Засим прощаюсь до следующего раза»), а также подобрать специальную музыкальную подложку, чтобы сделать передачу более эффектной и запоминающейся. Под эту музыкальную композицию (лучше всего инструментальную) ведущему должно быть удобно, приятно говорить: она должна заряжать энергией или же, наоборот, расслаблять в зависимости от ритма и характера передачи, а также в зависимости от темперамента автора.
Ведущий программы в прямом эфире наиболее свободен, поэтому, сидя за пультом, может позволить себе какие-нибудь посторонние шумы (рукопожатие с гостем программы, смех, иногда шутки). Он ограничен только временем передачи, ее форматом и собственной внутренней Цензурой. Радиоведущий создает определенное настроение у слушателей независимо от жанра передачи. Главное – постоянное Общение с аудиторией, ответы на вопросы, специальные викторины. Поэтому автор должен следить не только за содержанием передачи, музыкальным материалом, но и за ходом беседы, как со слушателями, так и с гостями программы, постоянно поддерживать нужное настроение и темп. Если гость программы настроен на шутки и веселье, следует поддерживать этот тон. Например:
Музыкант. Ну, мы (группа) тут открыли свой расчетный счет, так что…
(Многозначительная пауза).
Ведущий. Нет, нет, денег я тебе не дам, и не проси!
Или, наоборот, гость передачи (популярный телеведущий) на ехидно-любопытный, провокационный вопрос, заданный ведущим с самой невинной интонацией: «А вот тут всем интересно узнать о твоих отношениях с той самой, как ты сказал, наполовину армянкой, наполовину казачкой певицей Сабиной» – может ответить в том же духе: «Ой, я так боюсь ее, не хотелось бы рассказывать о наших отношениях, а то она непредсказуемая женщина, мало ли что может со мной сделать, когда я вернусь домой, если ей не понравится мой ответ».
Делая авторскую радиопрограмму, журналисту важно помнить, как уже было сказано, о том, на какой радиостанции она будет звучать. Здесь у авторов в отличие от ди-джеев и эфирных ведущих больше возможностей: если программа по теме, стилю или из-за «нестандартного» голоса ведущего не может прозвучать на «локальной» коммерческой информационно-музыкальной радиостанции, автор имеет возможность продать ее на коммерческой или муниципальной «многопрофильной», а также государственной станции. Вот, например, отрывок одной из передач «Вэла-тойн: музыка и эпос», которая не могла выйти в эфир на «локальной» информационно-музыкальной радиостанции, но прекрасно прижилась на «многопрофильной»:
«С тех пор как фэйри, волшебный народ, перестали стариться, они жили бесконечно долго и если и умирали, то не своей смертью. Дети рождались у них все реже: это великое событие случалось раз в несколько столетий. Рождение своего ребенка фэйри встречали поистине как подарок судьбы. Но известно, что, если в жизни надеяться только на одну судьбу, смириться с ней, ничего хорошего из этого не получится. И народ фэйри нашел выход…»
Эта программа почти целиком была посвящена истории и мифологии кельтов (теоретические и исторические сведения плюс ставшая традиционной волшебная история в конце). Фоном для нее служила кельтская народная музыка. Медленный, успокаивающий голос ведущего, немного растянутые интонации, совершенно неприемлемые для «локальных» информационно-музыкальных радиостанций, хорошо гармонировали с лирическим настроением передачи. Красивая инструментальная музыка с участием скрипок, флейт и волынок на подложке, интересная информация об истории и культурных традициях кельтских народов – все это привлекало как молодых, так и людей старшего возраста.
Телефонные звонки во время программы и ее рейтинг показали, что она собрала довольно много слушателей. Эта программа была уникальным явлением в московском (а возможно, и российском) радиоэфире.
Основным отличием авторской программы на «локальной» коммерческой информационно-музыкальной радиостанции от передачи на «многопрофильной» и государственной радиостанциях является то, что в первом случае ведущий, как правило, выходит в эфир «живьем», а во втором (из-за обилия передач разных авторов) предварительно записывает свою передачу (сам или с помощью звукоинженера) на магнитную ленту, DAT-кассету или еще какой-либо носитель. Особой разницы здесь нет: всегда можно создать иллюзию прямого эфира, записав передачу с первого раза (без монтажа), оставив какие-то оговорки и погрешности. Единственное различие между «записной» и «живой» передачей состоит в том, что в случае авторской программы невозможно вывести звонки радиослушателей в эфир. Однако всегда Можно поговорить со слушателями, узнать их мнение, пожелания и после передачи.

Введение. 2

Глава 1. Характеристика авторской программы на телевидении. 5

1.1. Авторская программа как телевизионное произведение. 5

1.2 .Идейно-тематические особенности телевизионной программы.. 14

1.3.Особенности программ в жанре интервью.. 20

Краткие выводы.. 28

Глава 2. Исследование идейно-тематических особенностей программы «Кумиры» Валентины Пимановой. 30

2.1. Характеристика авторской программы «Кумиры» Валентины Пимановой 30

2.2. Анализ идейно-тематических особенностей авторской программы «Кумиры» Валентины Пимановой. 32

Краткие выводы.. 48

Заключение. 50

Список использованной литературы. 57

Приложение 1. Интервью с Валентиной и Алексеем Пимановыми. 61

Введение

Актуальность данной темы состоит в том, что авторская программа на телевидении заслуживает особого внимания, благодаря наличию идейно – тематических особенностей, а так же жанровому разнообразию. Существование авторских программ на телевидении является закономерным явлением, которое приспосабливается к быстро меняющимся реалиям развития технологической базы и общественных отношений. Авторская программа содержит конфликт в своей структуре. Этот конфликт вытекает из природы жанра.

Следует отметить, что в настоящее время авторские программы не могут соперничать по популярности с современными ток-шоу и другими массовыми жанрами телевидения. Взлет популярности авторских программ приходится на время перестройки. Можно привести пример программ «До и после полуночи», «500 секунд» и другие. Очевидно, что это явление можно в контексте изменения политической и личностной активности зрителей.

Авторская программа — явление сложное, неоднозначное. Многие журналисты пытались дать определение этого термина, но так и не раскрыли всей сути и многогранности данного явления.

Объект исследования: авторская программа Валентины Пимановой «Кумиры» на первом канале.

Предмет исследования: идейно-тематические особенности авторской программы.

Целью нашего исследования является рассмотрение идейно-тематических особенностей авторской программы.

Задачи исследования:

  • охарактеризовать авторскую программу как телевизионное произведение,
  • выделить идейно-тематические особенности телевизионной программы, а так же особенности программы в жанре интервью,
  • проанализировать идейно-тематические особенности авторской программы «Кумиры» с Валентиной Пимановой.

В ходе исследования использовалась учебная литература, выпуски программы за 2001 и 2015 год.

Методологическими основаниями для данного исследования являются такие общие методологические научные методы как сравнительно-исторический, метод контент-анализа, а также эвристика, анализ, синтез, логический вывод. Кроме того, учитываются мнения и высказывания преподавателей МИТРО.

Структура дипломной работы обусловлена поставленными в исследовании задачами. Она включает в себя «Введение», две главы, «Выводы», «Заключение», «Библиографический список», «Приложения».

В первой главе с теоретической точки зрения исследуются авторская программа на телевидении.

Во второй главе анализируются идейно-тематические особенности авторской программы (на примере программы Первого канала «Кумиры» Валентины Пимановой). Рассомотрены 24 выпуска созданные в период с 2001-2015 год.

После этого сделаны выводы, дано заключение.

Практическая ценность. Работа может быть полезна для расширения научного представления о жанре интервью. Полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе на факультетах журналистики при изучении дисциплин, связанных с мастерством телеведущего и общими методами тележурналистики.

Характеристика авторской программы на телевидении

Авторская программа как телевизионное произведение

В 60-е годы 20 века начинают появляться разговорные жанры телепублицистики. Их дальнейшее развитие потребовало введения в кадр фигуры автора. Эта потребность породила особую форму организации программ – персональную (авторскую) программу. Авторской программой можно считать тот продукт журналистской деятельности, задумка и реализация которого на 90% была проведена одним журналистом. Это программа, лишенная штампов и трафаретов, отмеченная печатью персонального таланта автора, личности уникальной и неповторимой. Ее отличие от других состояло в том, что автор-исполнитель выступал перед зрителями как центр и основа программы. Тогда в роли ведущих авторских программ выступали такие журналисты как В. Зорин, И. Андроников, С. Смирнов и др. Зорин, например, стал создателем новых для своего времени жанров публицистического телефильма и телевизионного «круглого стола», являлся ведущим телевизионных программ «9-я студия» и серии передач «Недипломатические беседы».

В качестве авторской программы, могут выступать различные жанры: «это может быть выступление в кадре (монолог), как, например, выходившая на телеканале СТС программа «Настроение с Евгением Гришковцом», телевизионный очерк (Д. Крылов «Непутевые заметки»), интервью и т.д. Можно разделить авторские программы на группы, исходя из функций журналистики»:

К первой группе относятся информационно-аналитические программы: например, «Итоги” с Евгением Киселёвым (НТВ), «Утренний разговор” с Дмитрием Киселёвым (РТР), «Намедни” с Леонидом Парфёновым. Вторая группа – публицистические программы. Это «Времена” Владимира Познера (ОРТ), «Основной инстинкт” Светланы Сорокиной (ОРТ), «Влияние” и «Свобода слова” с Савиком Шустером (НТВ) и др. Обычно предметом разговора становится самое яркое и волнующее событие недели. К познавательно-просветительским программам следует отнести » «Непутевые заметки” Дмитрия Крылова (ОРТ)». В очерках, будь то портретный или проблемный, главное – беседа, талант автора найти нужную волну для разговора с героем. Развлекательно-информационные программы тоже могут быть авторскими. Например, острое политическое ток-шоу «Поединок» Владимира Соловьева. Каждый выпуск — это бескомпромиссный диалог двух непримиримых политических оппонентов на актуальные темы. Приведённая выше классификация показывает, что авторские программы выполняют все функции журналистики: информационную, идеологическую, образовательную, рекреативную, за исключением информационно-справочной.

Авторские программы представляют собой полную разновидность журналистских жанров. Это опровергает предположение о том, что авторская программа является самостоятельным жанром. Её появление в эфире вызвано двумя главными причинами: стремлением журналистов высказать своё мнение, самовыразиться и потребностью зрителей в персонифицированной информации в лице авторитетного журналиста. К журналисту, заявившему себя автором программы, предъявляется ряд жёстких требований, подтверждающих его профессионализм. Ведущий авторской программы должен иметь авторитет у зрителей. Именно поэтому, зачастую, в качестве ведущих выступают уже известные люди – режиссеры, писатели, актёры. Например, «Кино в деталях» с Ф. Бондарчуком (СТС), «Нереальная политика» с Т. Канделаки (НТВ), «Собчак живьем» с К. Собчак («Дождь»). Также немаловажно, чтобы имидж журналиста напрямую соответствовал тематике программы. «Авторская программа подразумевает, что журналист не просто набрался некоторой наглости, чтобы выйти в эфир со своими собственными умозаключениями и поведать о них многотысячной аудитории, ему действительно есть что сказать и знает он на самом деле во много раз больше того, что говорит. Право на авторскую программу надо заработать».

М.Н. Ким считает, что публицистический образ автора складывается из методов подачи информации, тематической ориентации, особенностей авторского восприятия, мировоззренческих взглядов (оценочные суждения, нравственные представления, идеи) и в выбираемой журналистом роли. Всё это подчеркивает творческую индивидуальность журналиста и создает авторское «я» в журналистском произведении. Используя это «журналист может активно вторгаться в ход описываемых событий, свободно выражать свои мысли, входить в контакт с героями, выражать собственную позицию, мнение и т.д.». Авторский образ передает характеристики времени, ситуации или события, жанра. Автор выступает как некий проводник между зрителем и героем, он выстраивает процесс художественной коммуникации. В процессе художественной коммуникации на первый план выходят такие основные понятия как: художественный образ героя и символ.

Образ — это некоторая реальность, которая формируется в сознании человека во время просмотра кинофильма. Дадим определение понятию «художественный образ» – это образ, связанный с искусством, являющийся его целью и основой, сущностным ядром произведения искусства. «Это специально создаваемый в процессе особой творческой деятельности по специфическим (хотя, как правило, и неписанным, не поддающимся описанию и формализации) законам субъектом искусства – художником, — феномен, обладающий уникальной природой». Художественный образ состоит из выразительных элементов и деталей, тем самым задает определенные пространственно-временные рамки и границы программы.

На телевидение мы имеем дело не с вымышленным образом как в литературе, а с вполне реальным лицом, т.е. с личностью журналиста. Именно это обстоятельство ко многому обязывает при создании образа автора в журналистике. Среди задач, стоящих перед автором журналистского произведения, можно назвать следующие: во-первых, журналист как носитель идейного замысла произведения должен четко обозначить свою мировоззренческую позицию в отношении описываемых событий и, во-вторых, постараться проявить свою творческую индивидуальность.

В мировоззренческой позиции автора проявляется совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности журналиста и его отношение к действительности. Мировоззрение личности «складывается из элементов, принадлежащих ко всем формам общественного сознания: большую роль в нем играют научные, нравственные и эстетические взгляды. Научные знания, включаясь в систему мировоззрения, служат цели непосредственной практической ориентации человека в окружающей и природной реальности; кроме того, наука рационализирует отношение человека к действительности, избавляя его от предрассудков и заблуждений. Нравственные принципы и нормы служат регулятором взаимоотношений и поведения людей и вместе с эстетическими взглядами определяют отношение к окружающему, формам деятельности, ее целям и результатам». Автор журналистского произведения, выражая свои мировоззренческие взгляды, тем самым проявляет особенности своего самосознания.

Индивидуальный образ автора складывается из той роли, которую он для себя изберет. М.И. Стюфляева, например, выделяет следующие из них: » роль автора как «зеркала» героя, роль автора как лирического героя произведения, роль автора как инстанции анализирующей и оценивающей». Феномен «зеркального отражения» способствует, на наш взгляд, раскрытию внутреннего мира автора. Реагируя определенным образом на мысли и чувства людей, журналист тем самым выявляет и свои эмоциональные реакции на происходящее. Именно эмоции, выражают наше отношение к объектам познания, без них человек оставался бы безразличным к самому познанию, и осмысление действительности было бы невозможным.

Автор журналистского произведения выдвигает различные тезисы, аргументы и суждения. При этом осознание журналистом истинности собственных выводов может выражаться в следующих формах: уверенность в выдвигаемых положениях; сомнения в их истинности; догадки о возможности их истинности и т.д. Все эти мыслительные авторские проявления выступают в качестве психологических элементов, призванных придать авторской позиции особую воздействующую силу.

Авторская программа во многом зависит от личности интервьюера. Интервьюер — отдельная журналистская профессия, хотя фрагменты интервью как формы журналистской работы присутствуют практически во всех жанрах телевизионной журналистики: в репортаже, обозрении или комментарии и т.д. Для интервьюера важнейшими качествами и одновременно условиями успешной работы являются два: умение предварительно детально спланировать разговор с будущим собеседником и способность к мгновенному реагированию на неожиданные повороты беседы.

Интервьюеру необходимо владеть темой (телевизионщики говорят обычно: быть в теме) настолько, чтобы не пойти на поводу у интервьюируемого, а суметь мягко и ненавязчиво настоять на своей линии беседы. Особенно важно последнее, если разговор идет в прямом эфире. Интонации и общая атмосфера большого интервью играют роль порой не меньшую, чем содержание разговора. Преодолеть искусственность, нарочитость атмосферы, в которой на самом деле идет разговор (присутствие камеры, освещения и т.д.) самому, помочь в этом преодолении собеседнику, установить контакт как бы интуитивный, понимание на уровне обмена взглядами — значит, создать условия для выполнения задачи. Для стран постсоветского пространства неким эталоном большого интервью можно считать работу Урмаса Отта — ошибки есть и у него. И одна из них, признанная самим мэтром — важничанье перед гостем в студии. В западной журналистике на этот счет есть неписаное правило, достойное быть взятым в арсенал: вопросы, которые неприятны собеседнику, вопросы, которые могут разозлить его — все это оставляется на конец разговора. Любое действие, разворачивающееся на экране, является зрелищем. И в этом смысле оценка журналистской работы на телевидении в любом случае начинается с отношения к видеоизображению. Журналистский текст в данном случае попадает в зависимость от картинки. Свойства человеческого восприятия таковы, что изображение воспринимается и осознается раньше, чем звуковое текстуальное наполнение телевизионной передачи. Неинтересная, серая картинка может испортить самый гениальный текст. Если подготовлен интересный и важный материал, надо сделать все возможное, чтобы видеоряд соответствовал тексту: материал в целом от этого станет только лучше. Зрительское отношение к телепередаче лежит в основе оценки уровня передач: как и на рынке, покупатель, потребитель всегда прав.

Институт социологии РАН заметил, «что в представлении большинства телезрителей лицо телевидения, определяли, прежде всего, ведущие телешоу и развлекательных телепрограмм. Их и вспоминали чаще, и чаще называли любимыми / нелюбимыми, нежели ведущих и корреспондентов, информационных и общественно-политических передач. Такая реакция телезрителей соответствует реальному соотношению жанров на большинстве современных телеканалов, ориентированных, как известно, на привлечение максимально возможного количества зрителей (от этого зависит объем рекламы). Отсюда — стремление максимально позабавить, развеселить аудиторию. И что бы там ни говорили на этот счет телекритики, аудитория, как показывают замеры зрительского внимания, в большинстве своем не отторгает такие программы. Однако перекосы в вещательной политике телеканалов все чаще вызывают раздражение у взыскательных телезрителей, что, конечно же, не может не сказаться на их отношении к телеведущим».

Характер отношений автора с аудиторией регулируется принципами персонификации. В книге Т.В Васильевой, В.Г Осинского, Г.Н. Петрова «Радиотелевизионная журналистика в системе профессиональных координат» выделяется три принципа персонификации:

  • Первый принцип. Информация, персонифицированная автором, легче воспринимается зрителем. К этой группе принадлежат развлекательно-информационные программы. Зрителю важно отдохнуть во время просмотра такого рода программ, расслабиться, получить долю оптимизма. Такие программы не должны содержать отрицательных эмоций, проблем. Они не должны напрягать, зрителю должно быть ясно, кто несёт информацию, кому он доверяет своё свободное время.
  • Второй принцип персонификации делает автора программы ориентиром в пёстром мире телевизионных передач. Зритель судит о ценности и важности информации по коммуникатору. К этой группе относятся познавательно-просветительские программы. При первом же знакомстве зритель решает: доверять этому автору своё эстетическое и духовное воспитание или переключиться на другой канал. Для автора важно оправдать ожидания аудитории, дать исчерпывающее и полезное знание. Ведь из всех подобных программ зритель выбрал именно его.
  • Третий принцип персонификации, самый высший, когда журналиста ждут на экране ради него самого, ждут как лидера мнения, истолкователя сложных проблем, как личность значительную в нравственном и духовном плане. Эту группу составляют информационно-аналитические и публицистические программы. Зритель уже располагает нужной информацией, ему необходимо услышать комментарий авторитетного лица. Как правило, авторы этих программ – люди известные, компетентные в своей области (Владимир Познер, Виктор Ерофеев, Светлана Сорокина, Леонид Парфёнов, Владимир Соловьев и др.) Зачастую люди смотрят эти программы независимо от их темы. Касается разговор их или нет, для них это не важно. Людям интересен сам ведущий, его творчество. Зрителю важно узнавать информацию именно от этого ведущего, именно с ним разбираться в сути происходящих событий. У таких программ есть свой постоянный зритель, который называется целевой аудиторией. Например, зритель программ «Намедни” и «Итоги” – человек серьёзный, деловой.

«Целевая аудитория — это некий стереотипный потребитель, которого «создают» специально обученные люди, довольно искусственно выделяя из всего репертуара свойств и качеств человека некий набор опорных, высвечиваемых на какой-то отрезок времени». Начиная создание телевизионной кампании, вначале важно определить портрет зрителей программы, которая появится на телеканале. Людям, которые отвечают этому портрету и будет адресована программа. Они и есть целевая аудитория. Очень важно знать стиль жизни и привычки целевой аудитории. Например, как они проводят свободное время, любят ли спорт, читают ли газеты, как относятся к рекламе. Все это пригодится, когда придется придумывать как рекламировать свой товар, где рекламировать и так далее. Немаловажным процессом является выявление более актуальной тематики, для чего на официальном сайте программы для целевой аудитории создаются форумы.

Целевую аудиторию и интересные ей темы не всегда легко определить, если речь идет о новом репортаже и тем более о целой программе. Как правило, для получения более полного и точного представления о потенциальных потребителях и целевой группе важно проводить специальное исследование. Для этой цели также используют уже готовые информационные базы по тематической ориентации среднестатистического зрителя. Когда планируется выпуск телепрограммы, важно определить целевой рейтинг других программ. Так, если целевая аудитория программы «Профессия репортер» – мужчины и женщины, то не важно, что 20 процентов всех жителей смотрели программу, не важно, что всего 5 процентов из них – подростки до 20 лет. Это не главное, ведь целевая аудитория – это мужчины и женщины от 20 и до 60. Отсюда вытекает понятие реальная аудитория. Реальная аудитория издания – это аудитория, которая сложилась у издания фактически, люди, которые в действительности его читают. Реальная аудитория всегда меньше или равна потенциальной, но может находиться в любом соотношении с целевой. Она может быть больше, меньше или равна целевой по размеру и может совпадать с ней полностью, частично или не совпадать вообще по структуре. При этом соответствие запланированной (целевой) и реально сложившейся аудитории по величине и составу является важнейшим показателем жизнеспособности программы и правильности расчетов его руководства.

Таким образом, авторская программа является продуктом самого процесса телевещания, так как привлечение внимания широкой зрительской аудитории возможно при участии ярких личностей. Однако, в настоящее время, в связи с ростом влияния высоких технологий в процессе создания телепередачи, на первый план стало выходить использование различных аудио и видео эффектов, что не замедлило сказаться на качестве телевизионных программ.

Телевидение, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым из всех существующих СМИ, охватывая даже те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Эта способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации. Телевидение отличается от других СМИ, своей доступностью для самой широкой аудитории. В отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной (словесной) и невербальной, зрительной. Телевидение в большом числе случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и участников передачи с аудиторией. Тем самым создается эффект диалога, (эффект присутствия на месте происходящих событий, достоверность, документальность) который почти невозможно достичь в других СМИ.

Статьи к прочтению:

  • Авторское вознаграждение за использование объектов интеллектуальной собственности
  • Б_3_1. інформація: поняття про інформацію та види інформації. подання інформації до еом (2-а, 8-а і 16-а системи числення).

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх