Авторские права на мобильное приложение

Как запатентовать приложение для телефона в России?

С авторскими правами на мобильное приложение все понятно, а что с исключительными? Получить их также возможно, если оформить патент. Однако запатентовать получится только способ или способы работы вашего программного продукта, а также дизайн интерфейса. Главное, чтобы такой дизайн нес новый функционал, а не просто удовлетворял эстетические потребности пользователей. Иначе в патентовании вам откажут. А на что можно получить патент? В РФ запатентовать можно только три объекта интеллектуальной деятельности: изобретение, полезную модель или промышленный образец. А вот получить патент на идею приложения у вас не получится. Само приложение относится к изобретению, а дизайн — к промышленному образцу.

Патент на изобретение

Поскольку мобильное приложение относится к изобретению, то оно должно соответствовать определенным критериям патентоспособности:

  • быть новым, т.е. в мире еще никто до вас не додумался до такого технического решения;
  • иметь определенный уровень исполнения. Например, если вы просто убрали какой-то функционал из уже известного мобильного приложения, то ваше решение непатентоспособно. Вам нужно придумать свой уникальный функционал, который несет какую-то пользу;
  • быть промышленно применимым, т.е. его можно без труда использовать в заявленной отрасли.

Если хотя бы один критерий будет исключен, получить патент на приложение не получится.

Срок его действия установлен ст. 1363 ГК РФ и составляет 20 лет. Продлить патент на мобильное приложение не получится, поскольку законодатель позволяет продлевать только патенты на лекарственные средства или химикаты, которые используются только по лицензии.

Патент на промышленный образец

Дизайн интерфейса — это такое художественно-конструкторское решение, которое несет уникальный функционал и определяет внешний вид вашего приложения. Его можно запатентовать в качестве промышленного образца. В отличие от изобретения, патентное законодательство РФ устанавливает к нему иные критерии патентоспособности: дизайн должен обладать мировой новизной и оригинальностью, т.е. чем больше отличий от ближайшего аналога, тем лучше.

Действие патента ограничено 5 годами, но заявитель вправе продлевать его неоднократно. Срок действия при продлении не изменяется, однако за каждый год охраны придется уплачивать пошлину.

Кто может получить патент на мобильное приложение для смартфона?

Каких-либо ограничений законом не установлено. Подать заявку могут как физические, так и юридические лица. Т.е. обратиться в Патентное ведомство могут:

  • автор или авторы мобильного приложения;
  • его законный представитель по доверенности (например, патентный поверенный);
  • правопреемник автора;
  • его работодатель (по трудовому соглашению или договору уступки прав).

На последнем заострим особое внимание. Если у вас с работодателем заключен трудовой договор, то исключительное право на служебную разработку принадлежит ему по закону. Поэтому вы сами не сможете запатентовать мобильное приложение. Ваша задача — письменно известить работодателя о создании изобретения, а его — принять решение, оформлять на него патент или нет (п. 4 ст. 1370 ГК РФ). Если же вы работаете на заказчика, то исключительные права на ваш труд также переходят к нему.

Что потребуется для регистрации мобильного приложения?

Самым первым шагом будет проведение патентного поиска. Для чего это нужно? С помощью поиска вы узнаете, регистрировал ли кто-нибудь в мире похожие прототипы, является ли ваше приложение для iPhone или приложение для Android новым, что может помешать их патентованию. Это позволит снизить риск отказа со стороны Роспатента.

Как только вы закончите с поиском, потребуется собрать установленный законом пакет документов:

Третий шаг — подача заявки в Роспатент любым удобным для вас способом:

  • через почту заказным письмом с описью вложения;
  • лично или через поверенного;
  • в электронном формате.

Далее начинается экспертиза, которая делится на два этапа:

Формальная

  • В течение двух месяцев ваша заявка и присланные материалы проверяются на правильность оформления и полноту. Если находят ошибки, то вас попросят их исправить за 60 дней. Не успеете, придется доплачивать по 800 руб. за каждый месяц задержки (до полугода).

По существу

  • Если с поданными документами все в порядке, то ваше мобильное приложение для смартфона изучат специалисты, проверят критерии патентоспособности. Изделие прошло проверку — вынесут положительное решение, нет — направят запрос на устранение недоработок. Времени у вас на это — 2 месяца.

Я решила погуглить информацию на тему патентов и кто их делает, нашла 2 интересные статьи по этому поводу, но вывод могу сказать сразу!

ПАТЕНТЫ НАМ НЕ НУЖНЫ

Что такое патент

Патент — это охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели либо промышленного образца. В случае с разработкой мобильного приложения, являющегося программным обеспечением, получить патент в России и Европе на алгоритмическую часть (непосредственно программу) не удастся: статья 52 европейской патентной конвенции прямо запрещает патентование программ для ЭВМ.

Поэтому в случае с мобильными приложениями как правило защищается не сам продукт, а общая идея функционирования сервиса, отражающая некоторую новизну подхода к решению той или иной задачи. Запатентовать код тоже можно, но только в некоторых юрисдикциях, например в США или Южной Корее.

Это долго и дорого

Получение патента на мобильное приложение отнимает драгоценное время, которое на старте продукта лучше потратить на проверку гипотезы о работающей бизнес модели.

Вам не только нужно найти патентного поверенного, который может взяться за работу по описанию и оформлению вашей идеи, но и заплатить за его услуги, оплатить патентные взносы, переводчика и так далее. Вы потратите минимум 50–100 тысяч рублей (если часть работы будете делать самостоятельно) и не меньше 3–4 месяцев, если делать все очень быстро.

После этого вы можете получить отказ на регистрацию от патентного бюро, потому что описание недостаточно детальное, не содержит инновационности, дублирует уже существующие патенты и т.д. Только 56% патентов регистрируется, соответственно 44% — отклоняется.

При этом по статистике 97% (!) патентов генерируют прибыли меньше, чем стоимость их оформления.

Вы патентуете не то, что нужно

Практически всегда желание защитить бизнес возникает на стадии первой идеи. Как только прошло достаточно времени на обдумывание плана, сразу возникает мысль о защите еще будущего предприятия. Желание понятно, однако идея и ее реализация — всегда разные вещи.

Пол Грэм, один из известнейших предпринимателей в IT и основатель Y Combinator, говорит, что по его опыту от 70 до 100% проектов имеют разные ключевые идеи на старте и через 3 месяца операционной работы.

Так происходит из-за того, что бизнес — это решение реальных проблем. Он развивается и растет в синергии с потребностями людей, которые:

а) вам досконально неизвестны на стадии идеи
б) меняются со временем
в) решаются так, как хочется им, а не вам.

Как только вы начнете запускать идею, с вероятностью близкой к 100% вам придется если не полностью изменить вашу задумку, то значительно ее переработать. Зачем в этом случае патентовать в самом начале то, от чего в последствие вы сами откажетесь?

Забывается главное

А главное — это скорость проверки гипотез о работающих моделях, сбор фидбека с потенциальных клиентов и реализация MVP. Любой, кто работает на этом же рынке и справляется с этим лучше, опередит вас, несмотря на наличие патента. Потому что, во-первых, он понимает рынок лучше, а во-вторых, открытая им более эффективная модель наверняка не будет совпадать с вашим патентом.

Фокусируясь на защите идеи, вы сразу же отстаете в скорости ее развития и реализации.

Патент — не единственный способ защититься

Если патент — неэффективный способ защиты бизнеса в самом его начале, то это вовсе не означает, что не нужно принимать вообще никаких оборонительных мер. В силу простоты и дешевизны можно использовать такие способы:

  1. Купите домен с именем продукта. Хорошее имя дает сильный эффект, а при решении любых споров покупка вашего домена в более ранний срок, чем оформление торговой марки конкурента, решает многие вопросы.
  2. Создайте группы в социальных сетях с названием проекта. Как и в случае с доменом, хорошие названия имеют и хорошие поисковые позиции, и неплохо запоминаются, и становятся недоступными конкурентам.
  3. Зарегистрируйте торговую марку. Это не быстро в некоторых юрисдикциях (например в России), но во многих странах осуществляется в течение нескольких дней и с минимальными затратами.

Итого

Патентовать изобретения важно и нужно, но это совершенно не то, что стоит делать первым делом, когда вы занимаетесь стартапом. Многие компании стали заниматься защитой интеллектуальной собственности только после того, как начали генерировать прибыль.

В самом начале стоит полностью сфокусироваться на самой идее продукта, ее проверке, продумывании виральности и создании MVP, находясь при этом на постоянной, максимально близкой связи с вашими будущими клиентами.

За свою многолетнюю практику в области авторского права я сделал такое наблюдение: вопрос о регистрации авторских прав – самый популярный.

Как зарегистрировать авторские права? Что нужно, чтобы сделать авторские права? Где получить авторские права? На подобные запросы от клиентов я отвечаю ежедневно, и это без преувеличения.

Странно, однако, что подобные вопросы вообще возникают, потому что такой процедуры как регистрация авторских прав попросту не существует. И эта норма вытекает из Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886г. Да, это не опечатка: с XIX века нет никакой регистрации авторских прав. Бернская конвенция действует до сих пор и к ней присоединились 167 государств планеты Земля. Авторские права возникают у автора в момент создания и сразу подлежат охране без необходимости соблюдать какие-либо формальности. В законодательстве РФ это правило закреплено в п.4. ст.1259 Гражданского кодекса (ГК РФ).

Но как тогда доказать свое авторство и обладание исключительным правом?

Для этого авторам и правообладателя доступны любые законные способы. Одним из самых эффективных на данный момент является депонирование.

Депонирование часто называют регистрацией авторских прав, хотя, как мы уже выяснили выше, это не совсем корректно.

Депонирование представляет собой передачу экземпляра произведения на хранение с выдачей документа (обычно сертификата или свидетельства), подтверждающего, что произведение в определенную дату было принято от определенного человека, который заявил свое авторство и/или правообладание.

​В случае возникновения спора об авторских правах, выданный при депонировании документ поможет установить временной приоритет и послужит весомым доказательством авторства и/или обладания исключительным правом на произведение, а экземпляр произведения, переданный на хранение, может быть по требованию суда или правоохранительных органов предоставлен в качестве вещественного доказательства.

Где делают депонирование?

Раньше объекты авторских прав можно было депонировать в Российском авторском обществе (РАО).Однако с середины 2018 года РАО передало полномочия по предоставлению услуги депонирования произведений своим официальным партнерам.

Наша юридическая фирма сотрудничает с одним из таких партнеров и оказывает услуги по депонированию произведений в Национальном реестре интеллектуальной собственности (НРИС).

Национальный реестр интеллектуальной собственности – это организация, созданная и зарегистрированная в Москве. Она осуществляет депонирование результатов интеллектуальной дечятельности в электронном виде с использованием технологии Blockchain. Среди учредителей НРИС числятся:

  • ​Международный фонд поддержки правовых инициатив,
  • ​Национальная академия кинематографических искусств и наук России,
  • ​Государственная академия интеллектуальной собственности,
  • ​и другие уважаемые организации.

Задепонировать Ваше произведение в Реестре достаточно просто. Для этого Вы можете обратиться, например, напрямую ко мне.

Что по деньгам?

Разные юридические фирмы предлагают разные тарифы за услуги депонирования. Но существует тариф Реестра, ниже которого депонирование стоить не может.

В нашей фирме мы предлагаем 2 варианта услуги депонирования:

  1. Депонирование под ключ – в этом случае мы берем на себя всё общение с Реестром, всё делаем за Вас и высылаем Вам электронное свидетельство. На момент написания этой статьи такая услуга стоит от 2 990 руб. за депонирование файла с произведением объемом до 20 Мб сроком на 2 года, включая тариф Рееста. Такой вариант мы рекомендуем для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
  2. Самостоятельное депонирование с нашей поддержкой – в этом случае клиент регистрирует свое произведение в Реестре сам (при этом процесс достаточно удобен; всё удаленно и не выходя из дома), но с использованием специального клиентского кода, который мы ему бесплатно предоставляем. Этот код позволяет клиенту получить от нас, в случае необходимости, бесплатную поддержку по вопросам, связанным с процессом депонирования. Этот вариант дешевле, т.к. клиент оплачивает только тариф реестра и не платит за наши услуги. На момент написания этой статьи тариф Реестра составляет от 990 руб. за депонирование файла с произведением объемом до 20 Мб сроком на 2 года.

Как видите, всё достаточно просто и не дорого. А польза от такой процедуры весьма значительная.

Кому может быть полезно депонирование?

Ответ очень прост: всем, кто занимается каким-либо творчеством.

Вот всего несколько примеров:

  • Музыканты и музыкальные коллективы – как только Вы создали текст, музыку или как только записали новую песню, не забудьте задепонировать свое произведение. Полученное свидетельство поможет доказать авторство и принадлежность исключительного права.
  • Писатели и сценаристы – не спешите направлять Ваше творение издателю, режиссеру или продюсеру. Чтобы никто не присвоил Ваше произведение, сначала задепонируйте его и получите надежное доказательство на случай нарушения или спора.
  • Блогеры и видеоблогеры – чтобы успешно монетизировать контент, надо быть готовым доказать его уникальность и свое авторство. Полученное после депонирования свидетельство вполне подойдет для предоставления в службы поддержки блог платформ и видео сервисов. Вам будет проще забанить нарушителя. Можно депонировать каждое видео или каждую статью или только самые популярные или даже придуманного Вами персонажа.
  • Художники и иллюстраторы – случаи незаконной переработки или даже присвоения авторства произведений изобразительного искусства не редкость в судебной практике. Намного проще доказать создание Вами конкретного произведения, имея на руках официальное свидетельство.
  • Фотографы – надеюсь, Вы знаете, что размещение Вами сделанных Вами же фотографий в сети в открытом доступе не дает никому права их использовать без Вашего разрешения. А вот нарушители об том часто забывают. Задепонировав фотографии, Вы существенно облегчите процесс пресечения нарушений Ваших авторских прав. Рассматривая дела о нарушении авторских прав на фотографии, суды большое внимание уделяют подтверждению авторства. Представив свидетельство о депонировании, Вы очень поможете суду, что может сыграть в Вашу пользу при вынесении решения.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх