Авторское право и смежные права шпаргалка

1. Введение в авторское право: интеллектуальные права и способы их использования

Авторское право по текущему законодательству Российской Федерации регулируется 4 частью Гражданского кодекса «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».

Аудиовизуальные произведения (фильмы, видеоролики и пр.), являясь результатом творческого труда людей, отнесены к «результатам интеллектуальной деятельности» (пп.1 пункта 1 Статьи 1225 ГК РФ).

Именно творческий характер деятельности характеризует авторское право. Черновой рабочий материал, снятый, скажем на публичном мероприятии, без какой-то либо дальнейшей творческой переработки не охраняется авторским правом. Такие черновые материалы можно назвать видеозаписью или телефиксацией, имеющих только исключительно информационный характер.

На фильмы, как «результаты интеллектуальной деятельности», у субъектов возникают «интеллектуальные права», которые включают исключительное право, личные неимущественные права и иные права. Именно права являются объектом продажи и передачи в кинопроизводстве.

Автор — Курина Ольга Владимировна, Член гильдии неигрового кино и телевидения

Контактная информация: kurina@rgdoc.ru

1. Присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

2. Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, если они совершены:

а) (Пункт «а» утратил силу на основании Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4848)

б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) в особо крупном размере;

г) лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

Примечание. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают сто тысяч рублей, а в особо крупном размере — один миллион рублей.

Комментарий к статье 146

Статья 44 (ч. 1) Конституции РФ гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. За наиболее серьезные посягательства на авторские и смежные права установлена уголовная ответственность.

Основным объектом преступления выступают общественные отношения, возникающие в связи с реализацией права на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Дополнительным объектом могут быть честь, достоинство и деловая репутация автора и иного правообладателя.

Потерпевшим от преступления выступает автор или иной правообладатель. Автор — это физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Иной правообладатель — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с законом является обладателем авторских прав (в соответствии с договором, по наследству и т.п.).

Предметом преступления при нарушении авторских прав выступают объекты авторского права, которыми являются: литературные произведения (включая программы для ЭВМ); драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения); произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения.

К объектам авторского права также относятся: производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства); сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Не являются объектами авторского права: официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки); произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер <1>.

<1> См.: ст. ст. 7 и 8 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1242.

К объектам смежных прав относятся фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания.

При решении вопроса о наличии рассматриваемого состава преступления следует иметь в виду, что авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности и существующие в какой-либо объективной форме (письменной, устной, звуко- или видеозаписи, изобразительной, объемно-пространственной). Но авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, а следовательно, на них не распространяются и предусмотренные ст. 146 УК РФ средства уголовно-правовой защиты.

Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 146 УК РФ, выражается в деянии в виде присвоения авторства (плагиате), наступлении общественно опасных последствий в виде крупного ущерба и причинной связи между ними.

Плагиатом признается выпуск произведения другого автора под своим именем. При этом плагиатом будет являться выпуск как полного объема произведения другого автора, так и использование части его в своем произведении. Плагиат также может выражаться в опубликовании произведения, написанного в соавторстве, без указания имени соавтора.

Таким образом, присвоение авторства (плагиат) представляет собой объявление себя автором (соавтором) чужого произведения с целью использования авторских прав (плагиат), обнародование либо использование под своим именем или своим псевдонимом чужого произведения целиком или в части. Как присвоение авторства следует рассматривать и соавторство по принуждению.

Обязательным признаком объективной стороны состава преступления является причинение крупного ущерба автору или иному правообладателю.

Под крупным размером рассматривается стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав, превышающая пятьдесят тысяч рублей.

Состав преступления материальный. Деяние является оконченным с момента причинения крупного ущерба.

Частью 2 ст. 146 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере.

Объективную сторону этого состава преступления образуют альтернативные действия в виде: 1) незаконного использования объектов авторского права или смежных прав; 2) незаконного приобретения, хранения, перевозки контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, совершенные в крупном размере.

Приобретение контрафактных экземпляров произведений или фонограмм состоит в их получении лицом в результате любой сделки по передаче права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления (например, в результате купли-продажи, мены либо при получении указанных предметов в качестве вознаграждения за проделанную работу, оказанную услугу или как средства исполнения долговых обязательств).

Под хранением контрафактных экземпляров произведений или фонограмм следует понимать любые умышленные действия, связанные с фактическим их владением (на складе, в местах торговли, изготовления или проката, в жилище, тайнике и т.п.), а под перевозкой — умышленное их перемещение любым видом транспорта из одного места нахождения в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта.

Сбыт контрафактных экземпляров произведений или фонограмм заключается в их умышленном возмездном или безвозмездном предоставлении другим лицам любым способом (например, путем продажи, проката, бесплатного распространения в рекламных целях, дарения, размещения произведений в сети Интернет). Наличие у лица цели сбыта может подтверждаться, в частности, нахождением изъятых контрафактных экземпляров в торговых местах, пунктах проката, на складах и т.п., количеством указанных предметов.

Под контрафактными понимаются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав.

Контрафактными являются также экземпляры охраняемых в Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом произведений и фонограмм, импортируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав в Российскую Федерацию из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться.

Под экземпляром произведения следует понимать копию произведения, изготовленную в любой материальной форме, в том числе в виде информации, зафиксированной на машиночитаемом носителе (CD- и DVD-диске, mp3-носителе и др.). Экземпляр фонограммы представляет собой копию на любом материальном носителе, изготовленную непосредственно или косвенно с фонограммы и включающую все звуки или часть звуков, зафиксированных в этой фонограмме (звуковой записи исполнений или иных звуков).

Как отмечается в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака», незаконным по смыслу ст. 146 УК РФ следует считать умышленное использование объектов авторских и смежных прав, осуществляемое в нарушение положений действующего законодательства Российской Федерации, которым регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания.

«Устанавливая факт незаконного использования объектов авторских и смежных прав, суд должен выяснить и указать в приговоре, какими именно действиями были нарушены права авторов произведений, их наследников, исполнителей, производителей фонограмм, организаций кабельного и эфирного вещания, а также иных обладателей этих прав.

Такими действиями могут являться совершаемые без согласия автора или обладателя смежных прав воспроизведение (изготовление одного или нескольких экземпляров произведения либо его части в любой материальной форме, в том числе запись произведения или фонограммы в память ЭВМ, на жесткий диск компьютера), продажа, сдача в прокат экземпляров произведений или фонограмм, публичный показ или публичное исполнение произведения, обнародование произведений, фонограмм, исполнений, постановок для всеобщего сведения посредством их передачи по радио или телевидению (передача в эфир), распространение в сети Интернет, перевод произведения, его переработка, переработка фонограммы, модификация программы для ЭВМ или базы данных, а также иные действия, совершенные без оформления в соответствии с законом договора либо соглашения.

Разрешая вопрос о наличии в действиях лица составов преступлений, предусмотренных статьями 146, 147 и 180 УК РФ, суды должны учитывать положения гражданского законодательства о том, что использование результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, являющихся объектом исключительных прав (интеллектуальной собственностью), может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя» <1>.

<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 7.

Состав преступления материальный. Преступление окончено с момента наступления общественно опасных последствий, о которых говорилось выше.

Частью 3 ст. 146 УК РФ установлена ответственность за совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 1 или 2 этой же статьи при квалифицирующих обстоятельствах. Этими обстоятельствами являются совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ст. 35 УК РФ), в особо крупном размере, лицом с использованием своего служебного положения. Последний признак ранее рассматривался (см. комментарий к ст. 136 УК РФ). Следует иметь в виду, что для наличия квалифицированного состава преступления по признакам совершения его группой лиц по предварительному сговору или организованной группой также необходимо, чтобы причиненный ущерб был крупным или особо крупным.

Особо крупный размер будет иметь место, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышает двести пятьдесят тысяч рублей.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что присваивает авторство, незаконно использует объекты авторского права или смежных прав, незаконно приобретает, хранит, перевозит контрафактные экземпляры произведений или фонограмм, предвидит, что тем самым неизбежно причинит крупный (особо крупный) ущерб автору или иному правообладателю, и желает наступления этих последствий, т.е. причинения ущерба.

При приобретении, хранении, перевозке контрафактных экземпляров произведений или фонограмм обязательным субъективным признаком является цель сбыта этих предметов.

Субъект преступления общий. Им является вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Только применительно к преступлению, предусмотренному ч. 3 ст. 146 УК РФ, для наличия квалифицированного состава преступления — его совершения лицом с использованием своего служебного положения необходим специальный субъект. Им может быть должностное или иное лицо, совершающее посягательства на авторские или смежные права с использованием своего служебного положения.

Согласно ст. 1265 ГК РФ право авторства — это право признаваться автором произведения. Право авторства носит исключительный и абсолютный характер.

Исключительность права авторства означает, что никто другой, кроме самого автора, не может быть носителем этого права на тот же объект.

Абсолютный характер права авторства вытекает из предоставляемой автору возможности требовать от всех третьих лиц признания и уважения того факта, что он является создателем соответствующего произведения.

Как и любое другое нематериальное благо, право авторства является неотчуждаемым и непередаваемым иным способом.

Неотчуждаемость права авторства, как и права на имя, специально оговорена в п.

1 ст. 1265 ГК РФ, что подчеркивает личный характер этих прав и означает невозможность их передачи другому лицу ни при жизни автора, ни, разумеется, после его смерти. Эти права не передаются и при переходе к другому лицу исключительного права на произведение и при предоставлении ему права использования произведения.

Несмотря на всю очевидность неотчуждаемости права авторства и права на имя, применение данных положений на практике все же не всегда однозначно. Так, например, ни для кого не секрет, что не всегда лицо, указанное в качестве автора произведения, является таковым. Например, весьма распространенным в последнее время случаем стала покупка дипломной работы или диссертации либо другого научного или литературного произведения. Делается это вполне осознанно как продавцом, так и покупателем произведения. Очевидно, что в таких случаях фактически речь идет о передаче авторства и авторского имени. Хотя с точки зрения закона это недопустимо, поскольку отказ от этих прав ничтожен. Подобная проблема возникает и в тех случаях, когда передача авторских прав происходит «по должности» . Например, для публичных выступлений руководителей разного ранга используется интеллектуальный труд так называемых спичрайтеров, основная задача которых как раз и состоит в том, чтобы создать произведение и передать его своему руководителю.

Видимо, такие проблемы следует рассматривать не только и не столько с правовой, сколько с моральной точки зрения.

Судариков С.А. Основы авторского права. Мн.: Амалфея, 2000. С. 254.

Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Как и ст. 9 ЗоАП (п. 2), ст. 1257 ГК РФ закрепляет презумпцию авторства — лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. Доказать иное на практике бывает довольно сложно. Как известно, наиболее распространенным нарушением права авторства является плагиат — от латинского «plagiatus» (кража) . Например, талантливый аспирант принес научному руководителю проект своей диссертационной работы, а через некоторое время узнал, что научный руководитель опубликовал ее в качестве монографии под своим именем. В этом случае, если аспирант все же решит обратиться в суд с иском о признании авторства, особое значение будут иметь доказательства, подтверждающие, что произведение создано именно им.

См. подробнее: Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М.: Русский язык, 1999. С. 37.

При рассмотрении спора в суде «доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов» (ст. 55 ГПК РФ, ст. 64 АПК РФ). В таких случаях может быть назначена лингвистическая экспертиза, которая позволяет сделать вывод о полном или частичном сходстве, тождестве или различии произведений, оригинальности или неоригинальности произведения .

Галяшина Е.И., Горбаневский М.В.

Роль лингвистической экспертизы при защите интеллектуальной собственности // ЭЖ-Юрист. 2005. N 46.

Споры об авторстве нередко длятся десятилетиями и встречаются в истории мирового и отечественного искусства, литературы и науки. До сих пор ведутся споры в отношении авторства некоторых произведений Леонардо да Винчи. Например, ряд экспертов считают, что в одном из вариантов картины «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи собственноручно изобразил лишь лица самой Мадонны и ангела, а автором большей части этого произведения является его ученик. Не утихает и спор о том, кто написал «Гамлета» — Шекспир или Фрэнсис Бэкон. Лишь недавно была поставлена точка в одном из самых громких литературных споров XX века — споре об авторстве «Тихого Дона» Михаила Шолохова.

С правом авторства тесно связано право на имя. Право любого гражданина приобретать и осуществлять права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), закреплено в абз. 1 п. 1 ст. 19 ГК. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним, т.е. вымышленное имя. В свою очередь, ст. 1265 ГК РФ указывает, что право автора на имя — это право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно. Другими словами, право на имя — это право на способ указания имени автора при использовании произведения.

В ст. 1265 ГК РФ законодатель упоминает о трех возможных способах указания имени. Первый и наиболее распространенный способ — это указание подлинного имени. При отсутствии особого указания автора произведение персонифицируется фамилией, именем, отчеством автора либо его фамилией и инициалами.

Вторым способом реализации права на имя является указание вымышленного имени (псевдонима). Псевдоним (в переводе с греч.) означает «носящий ложное имя». Нередко псевдоним становится вторым именем автора произведения. Так, например, всем известны такие псевдонимы, как Ахматова (Анна Андреевна Горенко), Максим Горький (Алексей Максимович Пешков). Аврора Дюдеван известна под мужским псевдонимом Жорж Санд. Этот псевдоним имеет свою историю. Роман «Роз и Бланш» и некоторые другие произведения были созданы Авророй Дюдеван в соавторстве с Жюлем Санд и опубликованы под общим псевдонимом Жюль Санд. Следующее произведение, роман «Индиана», было создано Авророй Дюдеван самостоятельно. Издатель настаивал на сохранении псевдонима, но Санд был против, так как к этому произведению он не имел никакого отношения. Был найден компромисс: вымышленная фамилия осталась неизменной, а имя Жюль был изменено на Жорж.

Сейчас псевдонимы чаще всего встречаются в шоу-бизнесе и артистической среде (Жасмин, Витас, Валерия, Верка Сердючка и т.д.).

Как известно, в дальнейшем псевдоним может стать не только вторым именем, но и первым, так как ст. 19 ГК РФ (п. 2) предоставляет гражданину право переменить свое имя в порядке, установленном законом (глава VII Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»).

Автор может иметь несколько псевдонимов. Он может использовать псевдоним для одних произведений, а другие использовать под своим подлинным именем.

Если речь идет об использовании произведения, созданного в соавторстве, порядок указания имен соавторов определяется соглашением между ними (например, псевдоним «Кукрыниксы» объединил фамилии и имя трех художников — М. Куприянова, П. Крылова и Н. Соколова).

ГК РФ, как и ЗоАП, не устанавливает каких-либо ограничений при выборе псевдонима — в качестве псевдонима может быть использовано любое имя. Однако ограничения этого права очевидны и обусловлены самим смыслом гражданского законодательства. Так, вряд ли правомерным будет использование в качестве псевдонима имени, которое совпадает с именем известного человека и тем самым вводит публику в заблуждение относительно авторства данного произведения (например, использование псевдонима В.В. Путин или А.Б. Пугачева). Разумеется, выбор такого псевдонима будет нарушать права и интересы других лиц и может рассматриваться как злоупотребление правом. В общем виде запрет ненадлежащего осуществления гражданских прав, включая и злоупотребление правом, установлен ст. 10 ГК РФ.

Произведение может быть использовано и без обозначения имени автора (анонимно), что представляет собой третий способ реализации права автора на имя.

Если произведение используется под псевдонимом или без указания имени автора (анонимно), лица, которым известно подлинное имя автора, не вправе без согласия автора раскрывать его подлинное имя.

На практике способ указания имени автора и условия соблюдения анонимности устанавливается в договоре, по которому автор приобретает права и обязанности под своим подлинным именем. По общему правилу после заключения договора стороны не вправе изменить способ обозначения имени автора в одностороннем порядке.

Согласно п. 2 ст. 1265 ГК РФ при опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель (п. 1 ст. 1287 ГК РФ), имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного, считается представителем автора. В этом качестве издатель имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Для судебной защиты прав создателя произведения издателю нет необходимости представлять в суд доверенность от автора. При подаче заявления достаточно представить экземпляр произведения, на котором указано имя или наименование издателя. В случае если автор такого произведения не раскроет свою личность или не заявит о своем авторстве до разрешения спора по существу, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах», суд принимает решение об удовлетворении иска в пользу издателя.

Право авторства и право на имя автора охраняются бессрочно. После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо, за исключением случаев, когда автор в порядке, предусмотренном ст. 1134 ГК РФ, указал лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ) после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

Право на имя, как и право авторства, является личным неимущественным правом. Поэтому в соответствии со ст. 208 ГК РФ на требования о защите этих прав исковая давность не распространяется.

Особенности правового

регулирования авторского права в Российской Федерации и за рубежом

А.М. Голощапов

В связи с тем что Российская Федерации обсуждает с западными странами перспективу вступления в ВТО, одним из важнейших вопросов является гармонизация национального законодательства нормами международного права в области авторских прав, поскольку западные страны требуют от России создание эффективных условий для пресечения нарушений законодательства в области авторского права и защиты прав авторов. Поэтому в 2007-2008 гг. наше законодательство в сфере авторского права было приведено в соответствие с нормами международного права. Тем не менее Бернская конвенция «Об охране литературных и художественных произведений» многие вопросы оставляет на усмотрение национального законодательства. Цель настоящей статьи заключается в том, чтобы изучить особенности законодательного регулирования объектов авторского права в России и некоторых зарубежных странах.

Правовой статус автора. Согласно статье 1257 Гражданского кодекса РФ, автором произведения признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. Таким образом, отечественное законодательство исходит их того, что только физическое лицо может быть первоначальным автором любого объекта авторского права. Пункт 3 статьи 1228 Гражданского кодекса РФ однозначно указывает, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может перейти к другому лицу на основании договора или в силу положений, установленных законом. Например, согласно пункту 2 статьи 1295, исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю. Под служебным произведением понимается такое произведение, которое было создано автором в рамках выполнения установленных для него трудовых обязанностей. Скажем, если гражданин работает журналистом в газете по трудовому договору и получает за это заработную плату, то логично предположить, что его должностной обязанностью является написание статей для журнала. Следовательно, произведения литературы, написанные таким журналистом, будут считаться служебными. С учетом положений пункта 3 статьи 1228 и пункта 2 статьи 1295 получается, что после создания произведения имущественные права на это произведение

(право тиражирования, копирования, и.т.д.) возникают изначально у автора, а затем в силу закона незамедлительно переходят к работодателю. Поэтому наше законодательство исходит из предположения, что в любом случае, независимо от законодательного закрепления перехода имущественных прав на произведение к работодателю, первоначальным обладателем имущественных прав и автором всегда будет гражданин, вложивший свое творчество в создание объекта авторского права. Надо сказать, что в советское время из этого правила было исключение. Гражданский кодекс 1964 года предусматривал возникновение авторских прав у предприятия, осуществившего съемку телевизионного фильма или кинофильма (ч.1 ст. 486 ГК РСФСР), таким образом, относительно фильмов изначально автором признавалось юридическое лицо.

На сегодняшний день многие страны англосаксонской правовой системы придерживаются указанного подхода. Так, в законодательстве Великобритании об авторском праве от 1988 года предусмотрено, что автор произведения является первым правообладателем на любое произведение. Статья 9 указанного закона предполагает, что автором является любое лицо, которое по отношению к произведению является его создателем. Однако данное положение английского закона также предполагает, что в качестве автора произведения может выступать организация, осуществляющая запись и создание звука или фильма. Кроме того, автором произведения сразу признается работодатель, если произведение создано работником в рамках выполнения трудовой деятельности. Аналогичная ситуация содержится и в законодательстве США. Статьей 101 закона США об авторском праве предусмотрено, что если произведение создано в рамках заказа профессиональным подрядчиком, то автором такого произведения является юридическое лицо1.

Объекты авторского права. Объектом авторского права, по российскому законодательству, понимается произведение, как результат творческой деятельности автора. На основании пункта 1 статьи 1259 Гражданского кодекса РФ к объектам авторского права относятся произведения науки, литературы и искусства. По общему правилу охрана произведению предоставляется независимо от назначения и достоинства этого произведения. Оно получает правовую охрану с момента его выражения в объективной форме и не требует какой-либо государственной регистрации, в отличие от товарных знаков2. Однако несмотря на то, что Бернская конвенция об охране художественных и литературных произведений, к которой присоединились почти все развитые страны мира, в статье 4 предусматривает, что для возникновения правовой охраны объектов авторского права не требуется каких-либо формальностей, то есть регистрации или уведомления в государственных органах, в некоторых странах объекты авторского права считаются близкими к товарным знакам и для получения правовой охраны требуют соблюдения неких действий, которые именуются формальностями (государственная регистрация или депонирование). Например,

1 См подробнее: Липциг Д. Авторское право и смежные права. Научный центр «Ладомир». Юнеско. 2002. Стр. 101.

2 Авторское право и смежные права. Учебник под редакцией И.А. Близнеца. Прогресс. М., 2010. С. 45.

статья 155 закона об авторском праве Доминиканской Республики предусматривает в качестве условия правовой охраны печатных произведений обязательное депонирование, то есть сдачу одного экземпляра на хранение в государственный орган и внесение об этом записи в национальной реестр авторского права. Статья 57 закона Аргентины «Об интеллектуальной собственности» предполагает, что издатель печатных произведений должен депонировать свои произведения в Бюро национального регистра интеллектуальной собственности. В Никарагуа статья 835 Гражданского кодекса предусматривает, что автор должен сдать на хранение в Национальную библиотеку шесть экземпляров своей книги. В указанных странах только после соблюдения указанных формальностей объект авторского права приобретает правовую охрану. Еще до недавнего времени в США действовало законодательное положение, согласно которому судебное преследование, связанное с нарушением авторских прав, не могло быть возбуждено до государственной регистрации произведения. Хотя сегодня данное правило в законодательстве США приведено в соответствие с Бернской конвенцией, тем не менее американское законодательство поощряет регистрацию произведения. Так, регистрация произведения служит необходимым условием права на взыскание издержек и оплату услуг адвоката. В Португалии в силу статьи 214 закона об авторском праве регистрация обязательна только для неопубликованных произведений. В европейских странах, таких как Франция (за исключением отдельных случаев) или Германия, законодательство которых основано на положениях Бернской конвенции, возникновение авторского права не связано какими-либо формальностями и права автора возникают в момент, когда произведение создано и выражено в объективной форме.

Аналогичная ситуация существует и в российском законодательстве. Согласно части 4 статьи 1259 Гражданского кодекса РФ, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Для начала охраны произведения необходимо, чтобы оно было выражено в объективной форме: в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме зву-ко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме, о чем говорит часть 3 статьи 1259 Гражданского кодекса РФ. Это означает, что в России автору для того, чтобы получить правовую охрану своего произведения, достаточно его закрепить в объективной форме, например написать на листе бумаги или занести в память компьютера. В нашей стране существует депонирование произведений в Российском авторском обществе. Следует отметить, что такое депонирование не является обязательным, но факт может быть использован в качестве доказательства при рассмотрении в суде спора об авторстве.

Что же касается отдельных видов произведений, то относительно их охраны в некоторых странах требуется соблюдение некоторых условий. Так, например, законодательство Франции и Италии предполагает, что хореографические произведения и пантомимы получают правовую охрану только в том случае, когда существуют письменно зафиксированные указания относительно их постановки. Иногда в некоторых правовых системах возникает вопрос о том, что

считать первичным, оригинальным произведением скульптуры: матрицу, по которой скульптуру отливают, или первый экземпляр. Во Франции оригинальным признаются первые восемь экземпляров скульптур, изготовленные под непосредственным контролем или самим скульптором.

Статус фотографического произведения является предметом дискуссии в зарубежном законодательстве. Так, многие страны рассматривают фотографии как механическое копирование и отказываются признавать их в качестве произведений. Зарубежное законодательство исходит из концепции, согласно которой автор (фотограф), создавая фотографическое произведение, выбирает позицию, пейзаж, освещение, композицию и т.д. По этим признакам фотография, являющаяся объектом авторского права, отличается от обычной фотографии, созданной при помощи механического использования и фиксации изображения на фотоаппарате. Так, например, в Испании обычные фотографии, не имеющие творческого вклада, охраняются всего 25 лет. В то время как фотографии, являющиеся творческим произведением, охраняются в порядке, предусмотренном Бернской конвенцией, то есть не менее 50 лет. В Бразилии охраняются только те фотографии, которым присущи черты художественного произведения или документа.

В Российской Федерации согласно части 1 статьи 1259 Гражданского кодекса РФ любые фотографические произведения относятся к объектам авторского права и охраняются независимо от их достоинства и назначения.

Особо стоит отметить произведения народного творчества и фольклора. Так, пункт 6 статьи 1229 Гражданского кодекса России предполагает, что произведения народного творчества, не имеющие конкретных авторов, не являются объектами авторского права, а следовательно, не подлежат правовой охране. Однако в развивающихся странах, прежде всего в странах Африки, коммерческая эксплуатация фольклорных произведений является дополнительным источником поступления денежных средств в казну. Бернская конвенция в пункте 4 статьи 15 не препятствует государству самому выбирать — устанавливать режим охраны фольклора или нет. Так, если произведение не опубликовано, его автор неизвестен, но есть основания полагать, что он был гражданином страны, которая является участником Бернской конвенции, то законодательство этой страны может назначить компетентный орган, который будет от имени государства управлять имущественными правами и получать вознаграждение за использование произведений фольклора. Так, произведения фольклора являются охраняемыми объектами авторского права, а права на них принадлежат государству в следующих странах: Боливия, Чили, Марокко, Куба, Кения, Бурунди.

Срок охраны объектов авторского права. Согласно положениям Бернской конвенции, срок охраны имущественных прав на произведения длится в течение всей жизни автора плюс 50 лет после его смерти. Однако международные нормы не препятствуют установлению более продолжительного срока охраны. Так, в Российской Федерации статья 1281 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что исключительные права действуют и охраняются в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Однако, например, для фотографических произведений и произведений прикладного искусства Бернская конвенция разре-

шает устанавливать более короткий срок охраны, который не может быть все же менее десяти лет. А что касается общего срока охраны имущественных прав, то, например, в Бразилии срок составляет 60 лет после смерти автора, а в Колумбии — 80 лет. Однако единым условием для всех законодательных систем мира является положение, согласно которому после окончания срока охраны произведение происходит в общественное достояние и любое лицо без согласия наследников и без выплаты вознаграждения может его использовать, тиражировать, исполнять, сохраняя неприкосновенность произведения и указывая его автора.

Отдельно стоит остановиться на сроке охраны личных неимущественных прав автора. Личные неимущественные права представляют собой категорию моральных прав, которые неотчуждаемы, непередаваемы и неразрывно связаны с личностью автора3. Например, право автора на имя, право признаваться автором произведения, право на неприкосновенность произведения. Статья 1267 Гражданского кодекса РФ устанавливает бессрочный принцип охраны личных неимущественных прав автора. Так, если лицо присваивать себе право авторства или незаконно указывает свое имя на экземплярах произведения, то независимо от того, когда было создано или обнародовано произведение, наследники автора или лицо, назначенное самим автором, может защищать право авторства в судебном порядке путем предъявления иска о признании авторства. Статья 6 Бернской конвенции устанавливает правило, согласно которому срок охраны личных неимущественных прав в странах — участниках Бернской конвенции не может быть меньше, чем срок охраны имущественных прав. Однако в некоторых странах, в которых используют систему общего права (common law) охрана личных неимущественных прав прекращается после смерти автора. В некоторых странах, как и в России, срок действия личных неимущественных прав неограничен, например, во Франции, Мексике. Однако в большинстве европейских прав срок действия личных неимущественных прав такой же, как и у имущественных. Это Германия, Нидерланды, Норвегия, Люксембург.

Подводя итог, можно отметить, что, хотя в большинстве вопросов российское законодательство очень похоже на зарубежное и в полной мере соответствует положениям Бернской конвенции, тем не менее по некоторым вопросам отечественные нормы права предоставляют авторам даже большие преимущества в правах, а по некоторым позициям целесообразно использовать опыт зарубежных стран.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх