Банкротство градообразующих организаций

УДК 330.341

классификация

системообразующих предприятий

в. В. КОГОТОВ, соискатель кафедры маркетинга и информационных технологий E-mail: byyf. byyf1970@yandex. ru Волжский университет им. В. Н. Татищева

В статье актуализируется роль крупных предприятий в развитии национальной экономики. Проведена детальная классификация системообразующих предприятий по различным признакам.

Ключевые слова: системообразующее предприятие, классификация, признаки классификации.

Крупные предприятия играют важную роль, которая определяется их вкладом как в формирование национальной экономики в целом, так и в формирование государственного бюджета. Поэтому крупные отечественные компании необходимо рассматривать как национальное достояние, во многом не имеющее аналогов в мире. Национальное достояние определяется тем, что деятельность таких компаний имеет безусловное общегосударственное и международное значение, т. е. направлена не только на извлечение прибыли, используемой на развитие бизнеса, но и на социальные нужды государства, на создание ресурсо-и энергосберегающих технологий, на развитие инфраструктуры, на поддержку национального спорта, искусства, здравоохранения, образования и т. д., в конечном итоге, на прогрессивное развитие государства и на обеспечение национальной безопасности.

Вся совокупность сфер влияния крупных предприятий на уровень социально-экономической жизни страны может быть рассмотрена как система, следовательно, такие предприятия логично называть системообразующими предприятиями, другими словами, это предприятия, формирующие ту или иную сферу своего функционирования.

К системе сфер, где крупное предприятие может оказывать свое значительное влияние, можно отнести:

— конкретный вид экономической деятельности функционирования предприятия;

— конкретное муниципальное образование функционирования предприятия;

— бюджет страны.

Таким образом, можно выделить следующие виды системообразующих предприятий по признаку сферы функционирования:

1) видообразующие предприятия в рассматриваемой экономической деятельности (далее — видо-образующие предприятия);

2) градообразующие предприятия;

3) бюджетообразующие предприятия.

Следует отметить, что к системообразующим

предприятиям можно отнести те предприятия, которые проявляют свою образующую роль не менее, чем в двух сферах.

Системообразующим предприятием будем называть крупное предприятие, которое оказывает свое формирующее влияние на вид экономической деятельности, на город или на бюджет.

Давая характеристики каждой из сфер функционирования крупного предприятия, можно сказать следующее.

Видообразующее предприятие — это компания, выпуск продукции (услуг) которой составляет более 20 % всей выпущенной продукции в данном виде экономической деятельности и, таким образом, формирующая тренд развития вида экономической деятельности в перспективе.

Примером такого предприятия можно назвать компанию «Роснефть», которая является крупнейшей компанией в РФ по объемам добычи нефти (табл. 1).

Таблица 1

Добыча нефти в РФ нефтегазовыми компаниями на 01.01.2011, млн т

Компания 2010 г. 2009 г. Темпы

Объем добычи Доля, % Объем добычи Доля, °% прироста, °%

Роснефть 132 066 22,0 123 950 21,0 7,0

ЛУКОЙЛ 104 041 17,0 104 049 18,0 0

ТЖ-БР 92 225 15,0 90 681 16,0 2,0

Сургутнефтегаз 70 756 12,0 70 901 12,0 0

Газпромнефть 51 548 9,0 49 295 9,0 1,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Татнефть 25 783 5,0 26 718 5,0 0

Прочие 123 001 20,0 109 968 19,0 1,0

В целом по РФ (без компаний 600 419 100 575 623 100 4,0

«Газпромнефть» и «НОВАТЭК»)

Источник: ИнфоТЭК-КОНСАЛТ. http://consult@citek. ги.

Финансовая сфера, как и любая другая сфера экономики, также имеет в своей структуре видооб-разующие предприятия, развитие которых может оказывать на нее существенное влияние. Можно выделить такой критерий отбора финансово-кредитных организаций, как кредитный портфель, который характеризует способность банка размещать денежные средства. Коммерческие банки по критерию величины кредитного портфеля представлены в табл. 2.

Можно сделать вывод, что видообразующим предприятием будет являться Сбербанк России, который имеет более 29,03 % всего объема размещенных кредитов банковской сферы.

Если взять автомобильную промышленность, то здесь видообразующим предприятием является ОАО «АвтоВАЗ» (рис. 1).

Таблица 2 Кредитный портфель банков РФ на 01.07.2011, млрд руб.

Банк Объем кредитного портфеля Доля, °%

Сбербанк России 6 806,38 29,03

Банк ВТБ 2 197,78 9,37

Газпромбанк 1 315,82 5,6

Россельхозбанк 1 025,06 4,4

ВТБ 24 901,43 3,8

Банк Москвы 695,15 2,9

Прочие банки 10 498,38 44,8

Итого по банкам РФ 23 440 100

Источник: авторская разработка.

Объективным будет сказать, что изменение финансового состояния таких предприятий непременно скажется на развитии всего вида экономической деятельности в целом, поскольку фактор их влияния

2009 1 2010

Автомобили Новые Автомобили Автомобили

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОАО «АвтоВАЗ» автомобили ЗАО <ЮМ УАЗ

АвтоВАЗ»

Исmочнuк:годовойотчетОАО»АвтоВАЗ».URL:http//www.vaz.гu.

Рис. 1. Динамика Автомобили Автомобили доли объемов ГАЗ ОАО «ИЖ Авто» продаж легковых

автомобилей в РФ, %

является наибольшим. В этой связи формирующее воздействие видообразующих предприятий нельзя переоценить.

Градообразующие предприятия — это один из видов системообразующих предприятий, которые в значительной степени формируют ВВП страны, их вклад оценивается на уровне 20-30 %. От того, насколько они включены в глобальный экономический обмен и какие проблемы встречают на этом пути, зависит эффективность всей российской экономики. Градообразующее предприятие обусловливает социально-экономическое развитие населенного пункта, в котором оно размещено.

В настоящее время в научной литературе фактически отсутствует общепринятое определение понятия «градообразующее предприятие». В российском законодательстве можно найти лишь различные подходы к данному понятию. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.08.1994 № 1001 «О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими» к градообразующим относятся предприятия, у которых:

— численность работающих составляет 30 % от общего числа работающего населения населенного пункта;

— имеются на балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, которые обслуживают не менее 30 % численности населения населенного пункта .

В Федеральном законе от 08.01.1998 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»1 (ст. 132) было указано, что градообразующая организация -это юридическое лицо, численность работников которого с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, а также иные организации, численность работников которых превышает 5 тыс. чел.

Попытки дать определение градообразующему предприятию предпринимались и в рамках законодательства субъектов РФ. Например, в нормативных документах Ивановской области содержится следующее определение: «Под градообразующими организациями понимаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25 % численности работающего населения соответствующего населенного пункта» .

1 Документ утратил силу.

Из представленных определений следует, что законодатель разнится в количественных показателях, характеризующих градообразующее предприятие.

Несмотря на то, что в количественных характеристиках определения «градообразующее предприятие» у специалистов и законодателей нет единого мнения, большинство из них, пытаясь найти наиболее близкое к действительности определение, сходятся в понимании следующих фактов:

— предприятие предоставляет рабочие места значительному количеству трудоспособного населения территории;

— предприятие выполняет социальные обязательства, как правило, не только перед работниками своего предприятия, но и перед большинством жителей территории, на которой располагается.

Таким образом, градообразующие предприятия -это финансовый (налоговый) и социальный гарант территории. А следовательно, инициативы, исходящие от градообразующего предприятия могут дать значительный толчок для развития территории.

Можно определить цели градообразующего предприятия, реализация которых оказывает прямое воздействие на социально-экономическое положение муниципального образования, где осуществляет свою деятельность это предприятие (рис. 2).

Исходя из этой информации (см. рис. 2), можно дать следующее определение: градообразующее предприятие — это предприятие, которое функционирует в рамках определенного города и определяет производственно-технологические, финансово-экономические и социально-трудовые характеристики данного муниципального образования.

Выделим следующие критерии отнесения предприятия к виду «Градообразующие»:

— на предприятии должно работать не менее 30 % от общего числа занятых в экономике города;

— на предприятии должно производиться более 50 % общегородского объема продукции;

— предприятие должно иметь на своем балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, которые обслуживают не менее 30 % населения города;

— доля доходов, поступающая от предприятия в городской бюджет, должна быть свыше 30 % его доходной части.

Примером градообразующих предприятий являются предприятия ОАО «АвтоВАЗ» в Тольятти, ОАО «Ниженкамскнефтехим» в Нижнекамске, ОАО «ГМК «Норильский никель» в Норильске и др.

Рис. 2. Цели градообразующего предприятия

Уровень влияние градообразующего предприятия ОАО «АвтоВАЗ» на бюджет муниципального образования представлен в табл. 3 .

Формирование доходов бюджета Тольятти (в части поступлений по налогу на доходы физических лиц) в кризисный период 2009-2010 гг. имело понижательную динамику. В 2009 г. налог на доходы физических лиц поступил в бюджет городского округа в сумме 3 017,1 млн руб., или 98,7 % к утвержденному плану года. В сравнении с уровнем 2008 г. поступления в 2009 г. снизились на 627,6 млн руб. Причины снижения были следующими:

— введение сокращенного рабочего дня на градообразующем предприятии ОАО «АвтоВАЗ»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— рост уровня безработицы;

— снижение фонда оплаты труда и размера средней заработной платы.

В общей сумме поступлений налога на доходы физических лиц (по месту работы налогоплательщика) наибольшая доля принадлежит ОАО «АвтоВАЗ»: 2008 г. — 36,9 %, 2009 г. — 35,3 %, 2010 г. — 31,6 %. Эти данные подтверждают справедливое утверждение, что данное градообразующее предприятие по-прежнему является ведущим налогоплательщиком Тольятти.

Следующим видом системообразующих предприятий являются бюджетообразующие предприятия, чья доля в наполняемости федерального бюджета является значительной.

Таблица 3

Динамика поступлений налога на доходы физических лиц (по месту работы налогоплательщика) в 2008-2010 гг.

2008 2009 2010

Показатель Фактическая Доля, Фактическая Доля, Планируемая Доля,

сумма, тыс. руб. % сумма, тыс. руб. % сумма, тыс. руб. %

Налог на доходы физических лиц 3 644 634 100 3 017 071 100 2 827 376 10

В том числе:

ОАО «АвтоВАЗ» 1 343 370 36,9 1 065 000 35,3 892 920 31,6

ОАО «Тольяттиазот» 82 987 2,3 51 200 1,7 51 200 1,8

ОАО «КуйбышевАзот» 75 520 2,1 56 829 1,9 56 829 2,0

ООО «Тольяттикаучук» 70 208 1,9 66 896 2,2 66 092 2,3

ООО «Тольяттинский трансформатор» 26 337 0,7 25 600 0,9 25 600 0,9

ТЭЦ ОАО «АвтоВАЗ» 12 766 0,3 10 995 0,4 10 154 0,4

ОАО «Волгоцеммаш» 12 092 0,3 11 356 0,4 10 800 0,4

К бюджетообразующим предприятиям будем относить предприятия, соответствующие критериям отбора законодателя. В соответствии с приказом МНС России от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290 «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях» к категории крупнейших применяются критерии отбора, указанные в табл. 4.

Приказом от 02.04.2010 № ММ-7-2/161@ «О внесении изменений в приказ МНС России от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290@ и приказом ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@» были внесены поправки, расширяющие перечень предприятий, подпадающих под вид предприятий, оказывающих значимую роль в формировании бюджета страны. Теперь к данной категории предприятий относят предприятия ОПК, стратегические предприятия, кредитные и страховые организации, подпадающие под определенные законодателем критерии.

Рассматривая другие признаки классификаций системообразующих предприятий, можно выделить такой признак, как форма системообразующего предприятия.

Можно сказать, что данный вид предприятий существует в двух основных формах:

1) самостоятельное системообразующее предприятие — неделимый хозяйственный субъект, который:

— имеет единую производственную систему;

— является единым экономическим агентом;

2) интегрированное системообразующее предприятие — некая совокупность предприятий, работающих в одном секторе экономики и явля-

критерии отбора крупне]

ющихся самостоятельным юридическим лицом. Само понятие «интегрированная бизнес-группа» предполагает наличие соответствующих принципов интеграции — основы, на которой происходит объединение предприятий в группу (концерн, трест, ФПГ).

Далее можно выделить такой признак классификации системообразующих предприятий, как тип стратегической зоны хозяйствования, который предполагает группировку интегрированных объединений по виду кластера хозяйствования. Разделение интегрированных экономических систем на кластеры может происходить по двум основным признакам: экономическому и географическому. В соответствии с географическим признаком системообразующие интегрированные предприятия могут быть классифицированы:

— на межрегиональные интегрированные объединения — включают участников из различных регионов одной страны;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— на региональные интегрированные объединения — это системы, объединяющие участников одного региона;

— на местные интегрированные объединения -включают в свой состав предприятия одного города, района или сельской местности.

По экономическому признаку различают кластеры:

— производственный (местный) кластер — представляет собой территорию, на которой действуют хозяйствующие субъекты, объединенные одним видом продукции (например, автомобильный кластер в Поволжье);

— ресурсный кластер — предполагает объединение предприятий по ресурсному обеспечению (в том числе материальные ресурсы, финансы, персонал, сырье и пр.);

Таблица 4

шх налогоплательщиков

Уровень предприятия суммарный объем начисленных федеральных налогов суммарный объем выручки и прочих операционных доходов Объем активов

Федеральный уровень налогового администрирования

Предприятия сферы производства и услуг 1 млрд руб. 10 млрд руб. 10 млрд руб.

Предприятия сферы услуг связи 300 млн руб

Предприятия сферы трансп. услуг 50 млн руб

Региональный уровень налогового администрирования

Предприятия сферы производства и услуг От 75 млн руб. до 1 млрд руб. От 1 млрд руб. до 10 млрд руб. От 1 млрд руб. до 10 млрд руб.

Предприятия сферы услуг связи —

Предприятия сферы трансп. услуг Свыше 30 млн руб.

— отраслевой кластер — включает в себя участников интегрированного объединения, осуществляющих свою деятельность в каком-либо одном секторе экономики;

— сырьевой кластер — это объединение участников по виду используемого в производственном процессе сырья.

Рассматривая пример системообразующего предприятия по признаку «Тип стратегической зоны хозяйствования», можно выделить Самарс-ко-Тольяттинский кластер автомобилестоения, где системообразующим предприятием будет являться предприятие ОАО «АвтоВАЗ».

Автомобилестроение является одним из системообразующих секторов экономики Самарской области. В данном кластере сконцентрировано около 40 % производства, 40 % занятых, 65 % основных фондов промышленности, 25 % затрат на исследования и разработки, 20 % экспорта Самарской области (рис. 3).

«Корневой» организацией автомобильного кластера Самарской области является крупнейшая российская автомобильная компания ОАО «АвтоВАЗ». Ее доля в российском производстве легковых автомобилей составляет 75 %, ниша на внутреннем российском рынке — 40 %, ценовой сегмент — средний. Поставщиками деталей и комплектующих для ОАО «АвтоВАЗ» являются порядка 700 компаний с общей численностью занятых около 2 млн чел.

В кластер входит значительное число фирм, производящих автомобили и автокомпоненты, оказывающих услуги. Крупнейшими (с выручкой свыше 1 млрд руб.) являются компании ОАО <^М АвтоВАЗ», ОАО «АвтоВАЗагрегат», ЗАО «ВАЗин-терСервис», ОАО «Автоцентр-Тольятти-ВАЗ», ОАО «Самара-Лада», ЗАО «Мотор-Супер» и т. д.

Автомобильный кластер, сложив шийся на территории Самарско-Тольяттинской агломерации, имеет довольно зрелую форму, характеризуется ярко выраженными чертами, свойственными классической кластерной системе с крупной «корневой» организацией, окруженной широкой разветвленной сетью поставщиков и партнеров (рис. 4).

По признаку участия государства можно выделить следующие виды системообразующих предприятий:

— государственные;

— муниципальные;

— частные;

— смешанные.

Рассматривая роль государства в формировании капитала и управлении системообразующими предприятиями, автор пришел к выводу, что наиболее сильные позиции государства оказались в такой сфере деятельности, как транспорт, где доля государства достигает 73 % .

Основную роль в этом секторе играют железные дороги, газо- и нефтепроводы. При этом железнодорожный транспорт контролируется компанией ОАО «Российские железные дороги», находящейся в 100 %-ной собственности государства, нефтепроводы — компанией «Транснефть», магистральные газопроводы — «Газпромом» (эти компании также имеют государственную долю участия).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Производство судов, летательных и космических аппаратов на 57 % контролируется государством. Это обусловлено наличием в данном секторе экономики системообразующих предприятий аэрокосмического комплекса, контролируемых государством, а также сильными позициями государства в крупнейших судостроительных активах. В частности, государственное участие наиболее весомо проявляется в таких компаниях, как РСК МиГ, «Уфимское моторостроительное производственное объединение», «Казанский вертолетный завод», «Улан-Удэнский авиационный завод», НПО «Сатурн», «Объединенная судостроительная корпорация».

Таким образом, проведенный анализ показывает, что к настоящему времени в российской экономике сложилась достаточно высокая степень огосударствления ряда видов экономической деятельности через участие государства в системообразующих предприятиях, формирующих конкретный сектор экономики.

Классификации системообразующих предприятий на основе проведенного исследования представлена в табл. 5.

Затраты на исследования (13 %)

Экоспорт (11 %)

О 6 ьем производства (21 %)

Рис. 3. Место автомобильного кластера в экономике Самарской области в 2010 г.

Федеральные органы власти

Правительство Самарской области

Мэрия городского округа Тольятти

Поволжское отделение Российской инженерной академии

Вузовская наука

Научные подразделения организаций-производителей

Потребители

Дилеры

Сервисные центры, центры обслуживания

ЯДРО КЛАСТЕРА

Производство автомобилей (ОАО «АвтоВАЗ», ЗАО «GM АвтоВАЗ» и др.)

Поставщики материалов и комплектующих

Поставщики оборудования

Банки, инвестиционные компании

Производство автокомпонентов

Самарский областной фонд инноваций и инвестиций

Информационные технологии

Производственная инфраструктура

Специализированные бизнес-услуги

Высшие и средне-специальные учебные заведения Самары и Тольятти

Переподготовка кадров

рис. 4. СтруктураавтомобильногокластераСамарскойобласти

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Власов И. Государева доля // Российская бизнес-газета. 28.06.2011. № 803 (21).

2. Каючкина М. А. Моногород: риск снижения поступления доходов в бюджет // Экономические науки. 2010. № 11 (72). С. 221-225.

3. О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими: постановление Правительства РФ от 29.08.1994 № 1001. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

4. О поддержке градообразующих предприятий (организаций), расположенных на территории Ивановской области: закон Ивановской области от 14.12.2000 № 89-ОЗ (в ред. закона Ивановской области от 22.10.2003 № 96-ОЗ с изм., внесенными законом Ивановской области от 12.01.2005 № 8-ОЗ).

Таблица 5 классификация системообразующих предприятий

Признак классификации системообразующих предприятий Вид системообразующего предприятия

Сфера функционирования Видообразующее предприятие. Бюджетообразующее предприятие. Градообразующее предприятие

Форма системообразующего предприятия Самостоятельное системообразующее предприятие. Интегрированное системообразующее предприятие

Тип стратегической зоны хозяйствования Экономические кластеры функционирования системообразующих предприятий. Географические кластеры функционирования системообразующих предприятий

Степень участия государства Го сударственно е. Муниципальное. Частное. Смешанное

В условиях конкуренции современного рынка компании могут не справиться с управлением. В результате появляются задолженности и нарушенные обязательства перед партнерами, которые они не исполняют. Это приводит к банкротству и рассмотрению дела в Арбитражном суде.

По данным на конец 2018 года более 14 тысяч компаний были признаны банкротами.

Давайте разбираться в особенностях процедуры банкротства некоторых видов юридических лиц, для которых законодатель специально выделил отдельную главу.

Основные моменты

В Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)” законодатель дает следующее определение — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по своим денежным обязательствам.

Среди владельцев бизнеса распространено мнение, что банкротство равно завершению деятельности предприятия, процедура с негативным финалом, даже путают с ликвидацией. Как участник рыночных отношений, юридическое лицо производит определенные товары, работы или услуги. В случае возникновения условий, приводящих к введению процедуры банкротства, производство данных товаров, работ, услуг приостанавливается либо завершается полностью. В этом, безусловно, могут быть заинтересованы конкуренты, но здоровая конкуренция предполагает наличие противоборствующих сторон, а здесь одна полностью сходит с дистанции. Потери для региона нахождения компании будут существенные. Поэтому одна из целей — сохранение предприятия, восстановление его платежеспособности, избавление от долгов. В этой перспективе банкротство видится несколько в ином ключе. Фирмы получают возможность законным путем удовлетворить требования своих кредиторов и по завершении продолжить свою деятельность.

В реальности возможен вариант куда более привлекательный, чем закрытие фирмы. Предусмотрены инструменты, позволяющие вдохнуть новую жизнь в деятельность организации, меры по предотвращению критических ситуаций, помощь в преодолении тяжелых периодов с целью продолжить дальнейшую работу без задолженностей.

Закон регулирует:

  • основания признания должника несостоятельным;
  • порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства;
  • порядок проведения процедур, применяемых в деле.

Кто признается банкротом?

Юридическое лицо признается несостоятельным, если оно неспособно удовлетворить поступающие требования:

  1. По денежным обязательствам;
  2. О выплате заработной платы;
  3. Обязательных платежей, если они не исполнены в течение 3 месяцев с даты, когда должны были быть исполнены. Более подробно об условиях признания банкротом.

Причины

Предпосылками к нестабильному состоянию могут быть:

  1. Недостаточное или полное отсутствие анализа финансово-хозяйственной деятельности;
  2. Влияние внешних факторов, например, нестабильность экономики в стране или кризис.
  3. Неплатежеспособность в длительном периоде.

Отдельные виды юридических лиц

Кроме общих положений, вышеуказанный ФЗ регулирует процедуру для отдельных категорий юридических лиц:

  1. Градообразующих;
  2. Сельскохозяйственных;
  3. Финансовых организаций;
  4. Стратегических предприятий;
  5. Организаций — субъектов естественных монополий;
  6. Застройщиков.

Рассмотрим некоторые категории подробнее.

Градообразующая организация

Градообразующая организация — юридическое лицо, численность работников в котором, с учетом их семей, составляет не менее 25% от общей численности трудоустроенного населения конкретного населенного пункта. К данной категории приравниваются иные предприятия, количество сотрудников которых составляет не менее 5 тысяч человек.

По сути, это предприятия, вокруг которых в советские времена образовались поселения, а затем города малого и среднего размера. Законодатель исходит из высокой социальной значимости данных юридических лиц, предоставляя им меры дополнительной поддержки для улучшения финансового положения. В случае ликвидации компании подобного масштаба, населенный пункт в целом понесет значимые экономические убытки, не говоря уже о сокращении рабочих мест или массовой безработице.

Лица, участвующие в деле:

  • Органы местного самоуправления.

Особенности:

  • Необходимо предоставить суду подтверждение сведений о численности сотрудников и их семей;
  • В рассмотрении дела участвуют органы местного самоуправления;
  • По требованию суда могут участвовать федеральные органы исполнительной власти или органы субъектов в качестве поручителей по задолженности должника.
    • Поручительство в данном случае — обязанность лица в одностороннем порядке дать поручительство за должника, отвечать за выплату всех задолженностей предприятия, обязательств по выплате заработной платы, в том числе сотрудникам по трудовому договору, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет и т.п.
  • Поручительство предоставляется в обязательной письменной форме, где должно быть указано:
  1. Сумма задолженности;
  2. График ее погашения.
  • Поручителем может выступить:
    • РФ;
    • Субъекты РФ;
    • Уполномоченные органы муниципальных образований.
  • При наличии поручителя вводится внешнее управление даже несмотря на несогласие кредиторов. Данная тактика преследует главную цель — сохранение рабочих мест в регионе. Однако, на практике подобная стратегия сложно реализуема. Для этого есть ряд причин:
    • Должны быть приложены документы о включении новых обязательств в бюджет;
    • Должник и его поручитель обязаны начать расчеты с кредиторами согласно графику погашения задолженности;
    • В случае нарушения порядка и сроков, которые установлены в графике, взыскатели и уполномоченные органы могут потребовать взыскания невыплаченных сумм в общем порядке;
    • Нарушение поручителем своих обязательств в размере 1/3 части всех требований к должнику становится основанием для:
      • досрочного завершения финансового оздоровления/ внешнего управления;
      • признания компании банкротом;
      • начала конкурсного производства.

Сельскохозяйственные организации

Сельскохозяйственные организации — юридические лица, основной вид деятельности которых — производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции. Объем произведенной продукции не может быть менее 50% от общей суммы выручки.

Особенности:

  • Минимальная сумма требований — 500 000 рублей;
  • Срок задолженности — от трех месяцев с момента, когда обязательства должны были быть исполнены;
  • Для планирования погашения задолженности в период наблюдения должны учитываться такие факторы, как:
    • сезонность;
    • влияние климатических условий;
    • возможность погасить задолженность за счет доходов, которые будут получены после завершения текущего с/х сезона.
  • Аналогичные условия применяются к рыболовецким артелям:
    • выручка от реализации произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции должна быть не менее 70% от общей суммы выручки;
  • Финансовое оздоровление и внешнее управление вводятся на период до завершения сельскохозяйственного сезона с учетом срока на реализацию продукции;
  • В случае ухудшения положения юр.лица из-за форс-мажора оздоровление или внешнее управление продлевается дополнительно на год. При этом потребуется откорректировать соответствующий график выплаты задолженности;
  • При продаже имущества преимущественное право покупки предоставляется с/х предприятию, расположенному территориально рядом с должником. Это могут быть как юридические лица, так и фермерские хозяйства. Если же такие покупатели отсутствуют, то предпочтение отдается тем, кто расположен в той же местности или муниципальном образовании.

Финансовые организации

Виды:

  • Кредитные;
  • Страховые;
  • Профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • Негосударственные пенсионные фонды;
  • Управляющие компании инвестиционных фондов и т.п.;
  • Клиринговые компании;
  • Кредитные кооперативы;
  • Микрофинансовые организации.

Кредитные организации

Кредитные организации — предприятия, имеющие лицензию на осуществление банковских и кредитных операций.

Особенности:

  • Если у банка снижены нормативы по одному из показателей, установленных Центробанком, и возникает риск неплатежеспособности, то до отзыва лицензии могут быть применены меры по предотвращению банкротства:
    • финансовое оздоровление (во внесудебном порядке): помощь учредителей, внесение изменений в структуру активов/пассивов, организационную структуру, увеличение размера уставного капитала и т.п.;
    • временная администрация, назначаемая Центробанком из числа своих сотрудников, срок управления — полгода с возможностью продления максимум до восемнадцати месяцев;
    • реорганизация в форме слияния или присоединения по требованию Банка России.

В случае, если попытки по стабилизации финансового состояния не увенчались успехом, инициируется процедура банкротства. Заявление принимается судом при условии, что задолженность составляет не менее 1000 МРОТ в течение минимум 2 недель.

Размер МРОТ — величина не постоянная, поэтому уровень критической задолженности рассчитывается на момент подачи заявления.

Дело может быть начато только после того, как Банком России будет отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

Суд признает должника банкротом и открывается конкурсное производство, назначается арбитражный управляющий.

  • Процедура ограничивается только конкурсным производством;
  • В случае с кредитной организацией не применяются: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение;
  • Если банк работал только со средствами юридических лиц, то арбитражный управляющий может быть аккредитован только Банком России.

Страховые организации

Страховые организации — коммерческие и некоммерческие юридические лица, осуществляющие страховую деятельность.

Причины банкротства:

  • неверная оценка рисков перед подписанием договоров;
  • высокий процент страховых случаев;
  • недостаточный капитал компании;
  • неквалифицированные сотрудники и менеджмент;
  • мошенничество персонала или клиентов;
  • несоответствие размера страховых платежей и выплат по страховкам.

Особенности:

  • Заявление в суд подается:
    • налоговой службой или иной государственной структурой, которой подотчетна страховая компания;
    • временная администрация.
  • Этапы: наблюдение, внешнее управление.
  • Если происходит продажа страхового предприятия, то право преимущественного выкупа предоставляется только другой страховой компании, которая отвечает определенным требованиям:
    • иметь те же лицензии, что и должник;
    • иметь такие же финансовые средства.

Специальная процедура обусловлена тем, что в случае банкротства страховых компаний имеет место правопреемство не закрытых договоров страхования.

  • Имущество продается на торгах;
  • Очередность требований устанавливается следующая:
    • Договоры обязательного и личного страхования;
    • Обязательное страхование;
    • Полные договоры страхования;
    • Все остальные.

Застройщик

Застройщик — юридическое лицо (любая организационно-правовая форма), ИП или жилищно-строительный кооператив, которое привлекает денежные средства участников строительства, к которым предъявляются претензии по передаче жилых помещений или исполнению денежных обязательств.

В целях защиты интересов дольщиков, а также из-за специфики данной сферы деятельности, законодатель предусмотрел специальные правила.

Особенности:

  • Для защиты прав пострадавших есть особый контролирующий орган — «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства”. Среди его полномочий:
    • инициировать процедуру без решения суда на руках;
    • участвовать в судебных процессах;
    • проводить аккредитацию арбитражных управляющих;
    • в рамках судебного дела оспаривать сделки застройщика;
    • делать выплаты гражданам из компенсационного фонда;
    • участвовать в собраниях кредиторов.
  • Ускоренный порядок рассмотрения дела: отсутствуют наблюдение, финансовое оздоровление.
  • Сразу утверждается конкурсное производство сроком на один год с возможностью продления еще на шесть месяцев.
    • Смысл перехода к конкурсному производству сводится к тому, что руководство компании-должника отстраняется от управления, а конкурсный управляющий оперативно старается сохранить текущее имущество, решает вопросы незавершенных объектов, формирует конкурсную массу.
  • Повышенные требования к кандидатуре конкурсного управляющего;
  • Досудебный порядок предъявления денежных требований к должнику, а также требований о включении в реестр требований о передаче жилых помещений:
    • запросы направляются конкурсному управляющему;
    • он рассматривает их в тридцатидневный срок;
    • выносит решение о включении в реестр или об отказе во включении;
    • на основании решения дольщик уже может подавать заявление в суд;
  • Особый механизм финансирования для завершения строительства объектов;
  • Рассмотрение дела может быть перенесено по месту нахождения объекта строительства или по месту жительства (нахождения) большинства дольщиков.

Несостоятельность застройщика — «больной” вопрос для тех, кто приобрел у этой компании жилье. Что делать дольщику, если застройщик обанкротился, как взыскать неустойку по ДДУ

Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта.

При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве, признается соответствующий орган местного самоуправления.

В качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражным судом могут быть также привлечены федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации.

В случае если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление при условии предоставления поручительства но обязательствам должника. Поручительство по обязательствам должника может быть дано Российской Федерацией, субъектом Федерации или муниципальным образованием в лице их уполномоченных органов.

Орган, представивший поручительство по обязательствам должника, определяет требования к кандидатуре внешнего управляющего и направляет их в саморегулируемые организации арбитражных управляющих.

Финансовое оздоровление или внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть продлено арбитражным судом не более чем на год при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Федерации при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.

Упрощенные процедуры банкротства

К упрощенным процедурам банкротства относятся банкротство ликвидируемого и отсутствующего должника.

1. Банкротство ликвидируемого должника. В случае если стоимость имущества должника – юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В этом случае собственник или учредители должника обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Нарушение этого правила является основанием для отказа во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности юридического лица. При этом собственник (учредитель) несет субсидиарную ответственность по неудовлетворенным требованиям по денежным обязательствам и обязательным платежам.

Далее арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего. Обязанности конкурсного управляющего могут быть возложены на председателя ликвидационной комиссии независимо от наличия лицензии арбитражного управляющего.

Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение одного месяца с момента публикации объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.

Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются.

Восстановление месячного срока для предъявления кредиторами требований к ликвидируемому должнику законодательством не предусмотрено.

2. Банкротство отсутствующего должника. В случаях, когда руководитель должника – юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить местонахождение юридического лица не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве. Порядок и условия финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, устанавливаются Правительством РФ.

Особенностью рассмотрения дела о банкротстве в отношении отсутствующего должника является то обстоятельство, что закон предусматривает на это сокращенный срок (один месяц), поскольку в отношении данного должника не применяются процедуры наблюдения, финансовое оздоровление и внешнее управление.

Конкурсный управляющий осуществляет опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в отношении отсутствующего должника. Одновременно он письменно уведомляет о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов, которые в месячный срок со дня получения уведомления могут предъявлять свои требования.

Если в ходе конкурсного производства обнаружено имущество должника, конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к общим процедурам банкротства, предусмотренным Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ.

В случае обнаружения признаков отсутствующего должника в ходе наблюдения, временный управляющий обязан подать заявление в арбитражный суд о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику. Арбитражный суд выносит соответствующее определение.

  • Карелина С. А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). С. 231.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх