Банкротство в Японии

В зарубежных странах, особенно с англосаксонской системой права (США, Великобритания), неплатежеспособный гражданин, в том числе неплатежеспособный заемщик, имеет шанс на новую финансовую жизнь, освободившись от прежних долгов перед кредиторами.
Несмотря на то, что зарубежное законодательство о банкротстве физических лиц, достаточно развито, подходы, цели, процедуры банкротства и функционирование данного законодательства отличаются в зависимости от страны применения, положительный опыт которых может быть использован для развития института банкротства граждан в России.
Анализ и обобщение правоприменительной практики США в сфере несостоятельности граждан.
Банкротство граждан в США регулируется Федеральным Кодексом о банкротстве США, который вступил в силу 01.10.1979 г. (далее — Федеральный Кодекс)) и Законом о борьбе с банкротством и защите прав потребителей 2005 года (далее — BAPCPA) .
BAPCPA1 стал важным законодательным актом, принятым в 2005 году в США, он нацелен на защиту компаний владельцев кредитных карт, банков и других кредитных агентств, которые жаловались на слишком большое количество дел о банкрот­стве граждан по главе 7 Федерального Кодекса, злоупотреблявших существовавшей системой банкротства.
В таблице 1 приведены статистические данные США по банкротству физических лиц и бизнеса за 2005–2016 годы.
Таблица 1
Статистика банкротств США физических лиц и бизнеса за 2005–2016 годы .

год Банкротство в целом в т.ч. банкротст­во компаний банкротство физических лиц
2005 2078415 39201 2039214
2006 717890 19895 697995
2007 851012 28322 822690
2008 1117773 43548 1074225
2009 1473675 60837 1412838
2010 1697081 58282 638799
2011 1410653 47806 1362847
2012 1221092 40076 1181016
2013 1076698 37978 1038720
2014 936795 26983 909812
2015 844496 24736 819056
2016 794960 24114 770189

Анализ, приведенных в таблице 1, данных показывает, что за исследуемый период количество банкротств физических лиц в десятки раз превышает банкротство бизнеса. На количество банкротств физических лиц оказывают влияние правоприменительная практика и финансово-экономические кризисы, затрагивающие экономику США.
Например, в период после мирового финансово-экономического кризиса 2007–2009 годов, наблюдается резких рост (в 2,3 раза) банкротств физических лиц в 2010 году по сравнению с 2006 годом, с последующим снижением в два раза в посткризисный период в 2016 году .
В США существуют три типа процедур банкротства граждан, которые отражены в различных главах Федерального Кодекса. В таблице 2 приведена статистика поданных заявлений о банкротстве граждан за 2014–2016 годы.
Таблица 2
Статистика начатых дел о банкротстве не бизнеса (физических лиц, в первую очередь потребительские долги) по 7, 12, 13 главам Федерального кодекса, в течение 12 месяцев, заканчивающихся 31 декабря 2014, 2015 и 2016 годов

Год/ глава Кодекса 2014 2015 2016 Примечание
Глава 7 600885 519130 475332 не бизнеса (физических лиц)
Глава 13 307783 299519 294396 не бизнеса (физических лиц)
Итого 908668 818649 769728
Глава 12 360 407 461 бизнес-заявки (банкротство) семейного фермера или банкрот­ство семейного рыбака
Всего 909028 819056 770189

Представленные в таблице 2 данные показывают, что в течение календарного 2016 года почти 770 000 ходатайств о банкротстве были поданы физическими лицами с долгами, преимущественно преобладающими в природе («потребительские дела»), что на 6 процентов меньше, чем в 2015 году. Приблизительно 61 процент ходатайств, по сравнению с 63 процентами в 2015 году, были поданы в соответствии с главой 7 Федерального Кодекса, в которой активы должника ликвидируются, а средства распределяются среди кредиторов .
Около 38 процентов ходатайств, по сравнению с 37 процентами в 2015 году, были поданы в соответствии с главой 13 Федерального кодекса, в которой лица, имеющие регулярный доход и долги ниже установленного законом порога, выплачивают взносы кредиторам по утвержденным судом планам.
По данным административного управления судов США, примерно 870 000 потребительских дел были закрыты в течение 2016 года. Около 60 процентов закрытых потребительских дел, были закрыты в соответствии с главой 7 и 40 процентов — в соответствии с главой 13.
Средний ежемесячный доход, представленный всеми физическими лицами должниками, составлял 2,668 долл. США (на 1 процент больше, чем в 2015 году), а средний показатель ежемесячных расходов составлял 2590 долл. США (около 1 процента выше, чем в 2015 году).
От подачи заявления о банкротстве до его закрытия (по главе 7) потребительские банкротства, прекращенные в 2016 году, имели средний интервал продолжительности 115 дней. В 38 процентах случаев (по главе 13), поданных в течение 2016 года, должники сообщили, что они подали заявку на защиту от банкротства в течение предыдущих восьми лет (то же самое, было и в 2015 году) .
В США физические лица в основном подают заявления по главе 7 «Ликвидация» или главе 13 «Финансовая реабилитация граждан» в зависимости от специфики их финансовой ситуации. Федеральные суды должны взимать плату за регистрацию дела о банкротстве в размере 245 долл. США, административный сбор — в размере 75 долл. США и дополнительный сбор в размере 15 долл. США. Неуплата указанных сборов может привести к непринятию заявления судом. Также взымается плата в размере 25 долл. США за конвертацию дела по главе 13 в дело по главе 7 2.
В общем виде ликвидация задолженности путем ее ликвидации (по главе 7) является компромиссом между должником и кредиторами. Необеспеченные долги должника погашаются в обмен на продажу (ликвидацию) любого неиспользуемого имущества.
По общим основаниям данной главы должник может сохранить для своей семьи дом, если он является освобожденным активом. Освобождение может включать также одежду, украшения, инструменты, мебель и многое другое. Ликвидация (по главе 7) доступна тем, у кого мало активов и относительно низкий доход.
С момента принятия BAPCPA граждане, которым разрешено подавать документы по главе 7, должны сначала подать ходатайство по главе 13. По общим основаниям главы 13 реабилитация дает возможность погасить долги граждан путем реструктуризации долга. Должники осуществляют полный или частичный возврат долгов через план платежей, разработанный должником или его адвокатами и находящийся в ведении суда. Срок погашения может составлять от трех до пяти лет. Чтобы использовать главу 13, физическое лицо (должник) должно иметь достаточный доход.

Физические лица (отдельные лица или супружеские пары) могут подать заявление о банкротстве без адвоката, которое называется подачей заявления о регистрации, при этом они могут воспользоваться стандартной формой, пронумерованной в серии 100 (формы банкротства доступны для общественности бесплатно)3.
Американские юристы настоятельно рекомендуют своим гражданам обратиться за советом к квалифицированному адвокату, поскольку банкротство имеет долгосрочные финансовые и юридические последствия. Они проводят разъяснительную работу, развеивая мифы о банкротстве, которые препятствуют подачи гражданами США заявлений о банкротстве .
Важной частью подачи заявления о банкротстве гражданином является, то, что он не может являться должником по главе 7 или любой главе Федерального Кодекса, если в течение 180 дней до подачи заявления не получил кредитную консультацию от утвержденного агентства по предоставлению кредита на индивидуальном брифинге или на групповом брифинге (консультации не предусмотрены российским законодательством).
Гражданин не может получить новое освобождение от обязательств, в соответствии с главой 7, в течение 6 лет после прощения своих долгов (в российском законодательстве в течение 5 лет). Кроме того, суд может отклонить дело по главе 7, поданное гражданином, чьи долги являются потребительскими, если он установит, что предоставление помощи было бы злоупотреблением главой 7 Федерального Кодекса, что связано с его финансовым положением.
Гражданин США может подать заявление о банкротстве в соответствии с главой 7, только если проведет тестирование финансового положения (тестирование не предусмотрено в российском законодательстве). Применяются следующие тесты для определения материального положения гражданина должника:
1. тест медианного показателя доходов, который позволяет:
– определить, превышает ли текущий ежемесячный доход гражданина4 медианный показатель доходов по штату для такой же семьи;
– увидеть, является ли должник или его семья более обеспеченной, чем половина всех других семей штата и имеет ли она право подавать заявление по главе 7;
2. тест проверки материального положения применяется, если тест медианного показателя показывает превышение семьей медианного дохода штата. Данный тест, помогает определить, останется ли из месячного дохода гражданина, после вычитания разумных расходов, достаточное количество денег для того, чтобы необеспеченные кредиторы могли получить значимые суммы при применении главы 7.
Если «текущий ежемесячный доход» гражданина больше, чем медианный доход штата, но излишек меньше, чем сумма, допустимая при проверке материального положения, то ему не может быть отказано в ликвидации долгов в порядке, предусмотренной главой 7 Федерального Кодекса.
Если излишек дохода должника больше суммы, допустимой при тесте проверки материального положения, то есть вероятность злоупотребления и суд может отклонить ликвидацию, при этом гражданин должен подать заявление о банкротстве в порядке главы 13 .
Дело о банкротстве (по главе 7) предусматривает продажу неиспользованных активов должника и использование поступления для выплаты кредиторам. Законодательство США определяет типы задолженностей, от которых должник не может быть освобожден, в том числе:
– большая часть налогов — федеральных, штатов и мест­ных;
– кредиты, полученные должником в результате кражи или хищения;
– долги, возникшие в результате порочных действий.
Федеральный суд может отказать гражданину должнику в освобождении от долгов, если он обнаружит, что гражданин:
– не смог сохранить или подготовить адекватные книги или финансовые записи;
– не смог удовлетворительно объяснить любую потерю активов;
– если освобождение было получено путем мошенничества с его стороны;
– если гражданин сделал существенное искажение или не представляет документы или другую информацию в связи с аудитом его имущества 5.
Глава 13 Федерального Кодекса регламентирует реализацию процедуры финансовой реабилитации (реструктуризации задолженности) физического лица с регулярным доходом и с выплатой по суду, установленных норм задолженности в течение определенного срока, с сохранением собственности. Глава 13 позволяет должнику сохранить ценное имущество и выплачивать долги в течение долгого времени, обычно от трех до пяти лет, с предложением плана погашения задолженности перед кредиторами в рассрочку (аналогичный план в российском законодательстве не более трех лет).
Преимущества главы 13 по сравнению с главой 7 Федерального Кодекса:
– предоставляет отдельным должникам возможность спасти свои дома от потери права выкупа, позволяя им «догнать» просроченные платежи через план платежей;
– позволяет людям перепланировать обеспеченные долги (за исключением ипотеки для их основного места жительства) и продлить их в течение срока действия плана главы 13, что позволит снизить размер платежей;
– физические лица не имеют право иметь прямой контакт с кредиторами, они защищены от их действий в соответствии с главой 13.
Процедура урегулирования долгов физического лица, в соответствии с главой 13 ориентирована на лиц, имеющих регулярный источник дохода. Любое лицо, даже если оно самозанято или работает в бизнесе, имеет право на помощь по главе 13, если необеспеченные долги лица составляют менее 394 725 долл. США, а обеспеченные долги — менее 1 184 200 долл. США.
Анализ и обобщение правоприменительной практики Великобритании в сфере несостоятельности граждан.
Законодательство о несостоятельности граждан Англии и Уэльса, наиболее из всех европейских стран, приближено к законодательству США. Неплатежеспособные физические лица в Англии и Уэльсе, в настоящее время рассматриваются в основном в соответствии с Законом о несостоятельности 1986 года, некоторые части которого были изменены Законом о предпринимательстве 2002 года и другими законодательными актами.
В таблице 3 представлены статистические данные по индивидуальной несостоятельности граждан в Англии и Уэльсе, с 2005 года по 2013 год.
Таблица 3
Статистические данные индивидуальной несостоятельности в Англии и Уэльсе, с 2005 года по 2013 годы .

год Всего В т.ч. заявлений
о банкротстве
Заявлений
о списании
долга
Индивидуальные
добровольные
договоренности
Судебные
договоренности
2005 67584 47291 20293 0
2006 107288 62956 4332 0
2007 106645 64480 42165 0
2008 106544 67428 39116 0
2009 134142 74670 11831 47641 0
2010 135045 59173 25179 50693 0
2011 119941 41876 29009 49056 0
2012 109660 31787 31179 46694 0
2013 101049 24536 27546 48967 0

Количество индивидуальной несостоятельности в Англии и Уэльсе (представлено в таблице 3), хоть и меньше, но сопоставимо с количеством индивидуальных банкротств в США. В законодательстве Англии и Уэльса граждане должники подпадают под определенную защиту от обязательств перед кредиторами, однако в гораздо меньшем масштаб, чем в США. С даты подачи заявления о банкротстве у гражданина должника изымается на продажу в пользу кредиторов все имущество, за исключением самого необходимого (недвижимость самым необходимым не признается). В течение года должник должен соблюдать режим «хорошего поведения», в рамках которого все его действия должны быть направлены на удовлетворение требований кредитора в счет погашения долга. По истечении 12 месяцев режима «хорошего поведения» с гражданина должника автоматически снимаются все обязательства по выплате долгов .
В 2007–2009 годах в законодательство о банкротстве Англии и Уэльса внесены изменения по облегчению бремени задолженности, что привело к росту индивидуальных банкротств. Как представлено в таблице 2, в кризисные годы общее количество заявлений о признании банкротства увеличилось в два раза (с 67 604 в 2005 году до 134 142 в 2009 году).
Анализ и обобщение правоприменительной практики стран, входящих в Европейский союз в сфере несостоятельности граждан.
Специфика процедур банкротства граждан в Федеративной Республики Германии несколько похожа на механизм индивидуального банкротства в Англии и Уэльсе, и регулируется Кодексом (правила) несостоятельности (банкротства) от 05.10.1994 (далее — Правила) .
Со вступлением в силу в 1999 году Правил, гражданам должникам стало возможным освободиться от обязательств6. У гражданина должника возникла возможность больше не платить долги через шесть лет после открытия производства по делу о несостоятельности. Если по завершению процедуры неплатежеспособности по-прежнему остаются обязательства, должник может быть освобожден от этого через процедуру, так называемую, «облегчение остаточного бремени задолженности».
В таблице 4 представлены статистические данные потребительского банкротства в Германии с 2005 года по 2016 год.
Таблица 4
Статистические данные по несостоятельности компаний и граждан в Германии, с 2005 года по 2016 год

год Банкротство
в целом
в т.ч. банкротство
компаний
потребительское
банкротство
(неплатежеспособность потребителей)
2005 136554 36843 66945
2006 161430 34137 94389
2007 164597 29160 103085
2008 155202 29291 95730
2009 162907 32687 98776
2010 168485 31998 106290
2011 159418 30099 101069
2012 150298 28297 97608
2013 141332 25995 91200
2014 134871 24085 86298
2015 127438 23101 92746
2016 122514 21618 89679

Общее количество банкротств с 1999 года до 2005 год (представлено в таблице 4) выросло в 4 раза, потребительское банкротство — более чем в 40 раз. С 1 июля 2014 года (со дня вступления в силу второй реформы законодательства о несостоятельности) количество потребительского банкротства выросло еще на 38 процентов. Процедура «облегчение бремени остаточной задолженности» стала возможна по истечение трех лет после открытия дела о банкротстве при условии, что расходы на разбирательство и 35 процентов заявленных требований кредиторов гражданином будут выплачены. В это время гражданин должен «хорошо себя вести», то есть платить текущие налоги (не предусмотрены в российском законодательстве).
В Германии процедура «облегчение бремени остаточной задолженности» возможна только для честного должника. По просьбе кредитора, подавшего заявление о банкротстве, гражданину должнику отказывают в освобождении от остатков задолженности, в частности, если гражданин должник:
– был осужден за нарушение уголовного законодательства;
– делал ложные заявления в течение предыдущих трех лет до подачи заявления о несостоятельности;
– нарушил информацию или обязательства по сотрудничеству в ходе производства по делу о несостоятельности;
– в течение трех лет до подачи заявления о несостоятельности или после этого, намеренно или грубо или по неосторожности давал неточную или неполную информацию о своем финансовом положении;
– за последние десять лет до подачи заявления о несостоятельности или после подачи заявления уже предоставлялась процедура «остаточное облегчение долгового обязательства» и ряд других требований.
Произошедшие изменения условий реализации потребительского банкротства привели к снижению коэффициента покрытия требований кредиторов. В ходе производства по делам о несостоятельности граждан в Германии (за исключением Бремена), которые были открыты в 2011 году и прекращены к концу 2015 года, коэффициент покрытия требований кредиторов составил всего 1,5%. В целом, кредиторы потеряли почти 3,7 млрд евро .
Стоимость судебных издержек при подаче заявления о банкротстве граждан в Германии зависит от стоимости имущества гражданина должника, которые обычно составляют от 300 евро до 500 евро.
В Германии осуществляется обязательное бесплатное консультирование по вопросам несостоятельности потребителей в соответствии с законодательством о несостоятельности государственными органами (бесплатное государственное консультирование не предусмотрено в российском законодательстве).
Несколько схожая с Германией ситуация наблюдается с банкротствами физических лиц во Франции. Здесь также большое внимание уделяется досудебному разрешению конфликта между кредитором и заемщиком. В случае, если сторонам не удалось договориться самостоятельно, их вопрос рассматривается в специальной комиссии по долгам домохозяйств (далее — Комиссия), создаваемой при Центральном банке Франции. Комиссия предпринимает меры по заключению соглашения между должником и кредиторами. Если не достигнута договоренность между сторонами, то судом вводится период «персонального восстановления» должнику.
Режим «персонального восстановления» подразумевает продажу в пользу кредитора имущества гражданина должника, за исключением того, которое обеспечивает его первоочередные нужды, а также определенный режим выплат с доходов. Процедура «персональное восстановление» может длиться не более 10 лет, хотя на практике суд назначает срок не более пяти. По истечении режима «персонального восстановления» должник освобождается от всех неоплаченных долгов.
В отличии от Англии и Франции в Испании в рамках дела банкротства гражданина, освобождение его от долгов не предусмотрено. Спор должника и кредитора решается в суде, где после оценки активов гражданина может быть принято решение — либо о снижении размера долга (до половины от первоначальной суммы), либо об увеличении срока выплат (максимально до пяти лет). Продажа имущества гражданина должника применяется очень редко. Судебное решение дает ему возможность рассчитаться с кредитором. Количество банкротств граждан минимально и составляет всего несколько сотен в год .

Анализ и обобщение правоприменительной практики Австралии в сфере несостоятельности граждан.
В Австралии гражданин может вступить в добровольное банкротство (что называется ходатайством должника). Также возможно, что кредитор, может подать заявление о банкротстве гражданина, при этом гражданин признается банкротом только в рамках судебного процесса (что называется ходатайством кредитора).
Важное значение при банкротстве гражданина играет Австралийский орган финансовой безопасности (далее — AFSA) 7, который может назначить по заявлению гражданина доверенного управляющего (специалист в сфере банкротства) (далее — доверенный управляющий), который оказывает помощь и управляет банкротством гражданина.
Обычно доверенный управляющий это сотрудник AFSA 8. Гражданин также может выбрать и назначить зарегистрированного в Национальном индексе персональной несостоятельно­сти доверительного управляющего .
В Австралии перед подачей ходатайства о банкротстве гражданином распространено его обращение к финансовым консультантам. Финансовые консультанты помогают гражданам, и доступны на территории содружества. Их услуги бесплатны, независимы и конфиденциальны. Найти финансового консультанта можно позвонив в Национальную службу доверия (данный орган в российском законодательстве не предусмотрен).
Гражданин может подать ходатайство о банкротстве, если он отвечает двум требованиям:
– не может оплатить свои долги, когда они подлежат уплате (является неплатежеспособным);
– находится в Австралии, или имеет жилое помещение или деловые отношения, связанные с Австралией.
В Австралии плата за подачу ходатайства не взимается и не существует минимальной суммы долга или дохода, который нужен для подачи ходатайства.
В Австралии банкротство гражданина — это всего лишь один из официальных вариантов, доступных гражданину в соответствии с Законом о банкротстве 1966 года . Всего существует четыре официальных варианта, каждый из которых имеет определенные последствия.
1. Декларация о намерении гражданина. Представляет ходатайство (заявление) должника гражданина о банкротстве. Этот вариант предоставляет гражданину временное облегчение от преследования кредиторов, когда он обращаетесь за помощью в суд.
2. Добровольное банкротство гражданина длится 3 года и 1 день. В конце этого периода гражданин освобождается от большинства своих долгов. Доверительный управляющий может подать ходатайство в AFSA, чтобы продлить банкротство на срок до восьми лет.
3. Долговые соглашения — это обязательные соглашения между гражданином и его кредиторами, которые позволяют гражданину должнику заплатить сумму, которую он может позволить себе заплатить кредиторам.
4. Личные соглашения о несостоятельности — это соглашения между гражданином и кредиторами для оплаты согласованной суммы в рассрочку или единовременную выплату.
Основные последствия добровольного банкротства гражданина в Австралии :
1. при подаче ходатайства о банкротстве гражданин должен предоставить доверительному управляющему информацию о своих долгах, доходах и активах, включая изменения в имуществе и обязательствах, в том числе предоставить домовые книги, банковские выписки и другие документы;
2. доверенный управляющий управляет банкротством гражданина и может продать определенные активы гражданина, чтобы помочь ему оплатить долги. Гражданин может сохранить за собой только обычные хозяйственные товары, инструменты, используемые для получения дохода и транспортного средства до установленной суммы;
3. банкротство гражданина освобождает его от большин­ства долгов, но оно не покрывает следующие долги: судебные штрафы; по поддержке и обслуживанию детей; государственные студенческие кредиты, которые возникнут после банкротства гражданина; непогашенные долги (например, задолженность, когда гражданин и его кредитор еще не определили сумму);
4. данные о банкротстве гражданина будут постоянно отображаться в Национальном личном индексе несостоятельности9.
С учетом опыта реализации в России реабилитационных процедур гражданина должника, ряд положений зарубежного законодательства могут быть использованы российским законодателем для введения упрощения допуска и защиты интересов гражданина при потребительском банкротстве.
Одним из недостатков Федерального закона о несостоятельности (банкротстве) от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ является неинформированность населения о вопросах банкротства физических лиц. В зарубежном законодательстве предусмотрено регулирование проблем по консультированию граждан по вопросам несостоятельности, кредитного консультирования гражданина должника и разъяснительная работа среди граждан при подаче заявления о банкротстве. Граждане могут бесплатно получить консультирование от государственных органов, общественных организаций и платную помощь от адвокатов, но по низкой цене. При этом в ряде стран гражданин обязан проходить собеседование с кредитным консультантом до подачи заявления о банкротстве.
В России, по мнению специалистов, существует много организационных сложностей для граждан при подаче заявления о банкротстве, в частности, сложно собрать необходимый пакет документов для обращения в арбитражный суд.
За рубежом, кроме консультирования граждан по вопросам несостоятельности, предусмотрена доступность подачи заявления о банкротстве без дополнительной юридической помощи (официальные бланки и формы заявлений о банкротстве доступны в магазинах канцелярских товаров и в интернете).
В России срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина не может быть более чем три года, в зарубежных странах он составляет в основном пять лет, а во Франции процедура «персональное восстановление» может длиться до десяти лет.

&nbspСкандал / БАНКРОТСТВО ПО-ЯПОНСКИ

Крокодилы мирового империализма

Крах одного из крупнейших брокерских домов Японии—Yamaichi Securities, потряс мир. Никто не сомневался, что кризис грозит не только Японии, но и мировой экономике в целом. И совершенно напрасно. Потому что никакого кризиса в Японии на самом деле нет. А громкое банкротство—просто хитрый способ поддержать экспорт японских товаров.
Черный понедельник
События развивались следующим образом. Две недели назад японский премьер Рютаро Хасимото обнародовал правительственный план экономических реформ. План предполагает сокращение к 2004 году бюджетного дефицита с 5,4% до 3% ВВП с одновременным отказом от его финансирования за счет выпуска государственных ценных бумаг, либерализацию рынка телекоммуникаций, увеличение помощи малому бизнесу и, самое главное, снижение налога на прибыль корпораций.
Ужесточение финансовой политики будет сопровождаться радикальной либерализацией финансового рынка. До сих пор он подчинялся строгому государственному диктату — теперь банкам, инвестиционным и страховым компаниям разрешат относительно свободно конкурировать друг с другом.
Более того, японцам позволят открывать счета в иностранных банках. Формально они и сейчас имеют на это право, но фактически их заставляют размещать свои триллионы иен (никто точно не знает сколько) на низкопроцентных счетах в национальных кредитных учреждениях — западные эксперты называют их «самым большим денежным резервуаром» в мире. Теперь иностранные банки впервые по-настоящему вступят в борьбу с местными за японских вкладчиков.
Рютаро Хасимото утверждает, что перечисленные меры сделают Японию похожей на западные страны и ускорят ее экономический рост, который в последнее время замедлился. США и страны Западной Европы в этом году демонстрируют быстрое неинфляционное развитие экономики, в то время как в Японии при столь же низкой инфляции ВВП к концу года может даже несколько сократиться.
Первым ощутимым результатом заявления премьер-министра стал последовавший примерно через полторы недели после него крах самого слабого из «большой четверки» брокерских домов Японии — Yamaichi Securities Co. Ltd. В понедельник, 24 ноября, он объявил о своем банкротстве «из-за недостатка кредитных ресурсов, больших долгов и сокращения возможностей для бизнеса». Весь мир тут же испугался волны банкротств в Японии. Упал индекс Доу-Джонса. Иена скатилась до самого низкого за последние пять лет уровня — 128 иен за доллар. Переполошилась и сама Япония: на Токийской бирже индекс Nikkei снизился на 5,11%. Запаниковавшие эксперты объявили, что начавшийся с этого года быстрый рост мировой экономики в ближайшее время прекратится. Они поспешили. Потому что крах Yamaichi оказался неожиданностью для кого угодно, только не для японских властей. Больше того, они и не скрывали, что допустили это банкротство умышленно.

Удачный вторник
Уже на следующий день, во вторник, Банк Японии покрыл все убытки японским гражданам, доверившим деньги развалившемуся брокерскому дому. И тут же началась накачка экономики очередными порциями дешевых кредитов — «с целью не допустить кризиса ликвидности». Глава Банка Японии даже сделал официальное заявление: «Банк Японии подтверждает свою готовность и впредь предпринимать любые необходимые шаги, включая предоставление ликвидных ресурсов, чтобы избежать риска снижения ликвидности на рынке».
Ничего удивительного тут нет: учетная ставка в Японии составляет всего 0,5%. Как сказал, комментируя банкротство Yamaichi, один из западных экспертов: «Смешно, что корпорация заявила о недостатке кредитных ресурсов — вообще-то в Японии кредитные ресурсы почти ничего не стоят».
Тем японским фирмам, которые нуждаются не в иенах, а в долларах, Банк Японии и министерство финансов пообещали и доллары. Проведя предварительные переговоры с Федеральной резервной системой США, они дали понять, что компании смогут беспрепятственно получить в США долларовые кредиты под залог американских казначейских обязательств (по данным ФРС, их у Японии больше, чем у кого-либо в мире — на $321 млрд). Министерство финансов Японии не исключило и того, что в случае чего компенсирует недостаток долларов на внутреннем рынке самостоятельно, поскольку имеет самые большие в мире золотовалютные резервы (они оцениваются в $228 млрд).
Так зачем же допустили крах Yamaichi? Один из западных менеджеров, работающий на японском финансовом рынке, пояснил: «Совершенно очевидно, что Yamaichi позволили обанкротиться умышленно. Ни для кого не секрет, что 25-30% японских финансовых компаний совершенно неэффективны и не переживут либерализации. Брокерский дом Yamaichi имел 6% рынка — теперь власти могут считать, что освободили эти 6% для какой-нибудь более жизнеспособной фирмы».
В беседах с западными коллегами японские официальные лица и представители японских научных кругов говорили о случае с Yamaichi чуть ли не с гордостью, заявляя, что он служит лучшим подтверждением серьезности намерений правительства изменить экономическую политику. Такехиса Каяси, профессор университета Рюцу Кейдзай, очень точно сформулировал официальную позицию: «Раньше Банк Японии и министерство финансов всегда спасали любую фирму, испытывающую финансовые трудности. Теперь они спасают не любую. Япония перестала быть чрезмерно протекционистской страной. Власти не очень расстроятся, если одна-две неэффективные фирмы разорятся. Главное, чтобы не было проблем у эффективных фирм и у всей экономики в целом. Это нагляднейшее подтверждение, что Япония полностью интегрировалась в мировую экономику и проводит либеральные экономические реформы».
Импортный выходной
В общем, есть все основания полагать, что главной целью, которую преследовало японское правительство, было произвести впечатление на Запад. Нужно вспомнить, что в последнее время западные лидеры — особенно американский президент Билл Клинтон — настойчиво (если не сказать назойливо) требовали от Рютаро Хасимото реформ. В июне этого года в Денвере руководители G7 на своем экономическом заседании (на том самом, на которое не был приглашен Борис Ельцин) уговаривали Хасимото смягчить бюджетную политику и стимулировать внутренний спрос. Обеспокоенность Клинтона вызвал рекордный дефицит США во внешней торговле с Японией. «Хотелось бы избежать очередной торговой войны»,— заметил тогда американский президент, дав Хасимото понять, что у США есть рычаги давления на Японию. Если она по-прежнему будет делать ставку только на экспорт, Запад будет вынужден ограничить свой импорт японских товаров.
Запад требовал от Японии слишком многого. Уже почти 40 лет экономика Японии, совершенно не похожая на экономики ведущих индустриальных держав, развивается исключительно за счет промышленного экспорта. Японские банки — тоже далеко не западные банки. Их главная задача — обеспечивать японские финансово-промышленные конгломераты дешевыми кредитами. Потому что без этого было бы невозможно победить на мировых рынках промышленной продукции американских и европейских конкурентов.
Дешевые деньги банкам дает Банк Японии. Удивляться нынешнему кризисному состоянию японских банков может только наивный. Еще в начале 80-х годов один из представителей японских банковских кругов говорил: «На самом деле мы все давно банкроты. Мы были и остаемся безнадежными должниками Банка Японии».
Ограничение внутреннего спроса (с помощью высоких таможенных пошлин и на редкость забюрократизированной и сложной системы розничной торговли) — также отнюдь не прихоть японского правительства. Это единственно возможный способ заставить японцев экономить деньги для вложения их в экспортное производство и избежать внутренней инфляции в условиях неограниченного предложения денег. Ставка на экспорт оправдала себя. Японский центробанк десятилетиями печатал иены, а их курс на мировом рынке десятилетиями рос, потому что они были нужны всему миру для покупки японских товаров.
Последние события показали, что, несмотря на провозглашенный японским правительством новый экономический курс, все так и будет продолжаться. Хасимото выслушал Клинтона и сделал ровно наоборот. В его либерализационном пакете есть только одна мера, которая должна стимулировать внутренний спрос. Эта мера — введение дополнительного выходного в понедельник. Якобы японцам не хватало одного выходного, чтобы начать покупать японские и особенно импортные товары. Звучит издевательски.
Правда, японские власти, как мы видим, громко заявляют, что отныне будут поддерживать не все национальные компании подряд, а только жизнеспособные и эффективные. Но на самом деле они и раньше поддерживали только их. В 60-е годы всемогущее министерство внешней торговли и промышленности приглашало к себе ученых и журналистов и требовало от них одного: назвать те фирмы, которые имеют перспективы в завоевании западных рынков. И именно этим фирмам открывало неограниченное финансирование. Теперь повторяется то же самое, но под лозунгом либеральных реформ. Япония избавляется от банков и фирм, которые утратили эффективность и привыкли беззаботно тратить печатаемые государством деньги.
Экспортный праздник
Какие последствия вся эта история может иметь для мирового финансового рынка вообще и для России в частности?
Прежде всего — японская экономика уж точно не рухнет. Чтобы это понять, достаточно вспомнить, что положительное сальдо внешнеторгового баланса Японии в октябре составило 1,11 трлн иен — в два с лишним раза больше, чем в октябре прошлого года. Иными словами, японские внешнеторговые показатели продолжают неуклонно улучшаться.
От рекордного падения иены в результате банкротства Yamaichi Западу тем более ничего хорошего ждать не приходится. Как известно, чем ниже курс национальной валюты, тем шире экспортные возможности страны — конкурентоспособность товаров на международных рынках только повышается. «Японский экспорт становится уже политической проблемой»,— горестно отмечает Билл Клинтон.

Мирового финансового краха тоже не будет. Япония не продаст сразу все свои запасы казначейских обязательств США, акций и облигаций западных компаний. Конечно, финансовые рынки долго будут оставаться нестабильными. Но не потому, что все боятся банкротства японских компаний и банков. А потому, что непонятно, какие компании и банки японское правительство захочет обанкротить, а какие — поддержать.
Не предвидится и прекращения неинфляционного экономического роста в мире. Просто потому, что Япония в этом не заинтересована — надо же ей кому-то продавать свои товары.
Что касается России, то ее интересов вся эта история вообще не затрагивает. Какое ей дело до конкурентоспособности японских товаров? Ведь нефть и газ Япония не экспортирует. А мировые финансовые рынки все-таки остаются пока очень далеко.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх