Береговая полоса 20 м

Территории прибрежных зон, особенно в курортных городах России, традиционно привлекательны для развития туристической инфраструктуры, строительства отелей, а также жилой и коммерческой недвижимости. Текущая экономическая и политическая нестабильность создает дополнительные возможности для развития в России внутреннего туризма. Потенциал российских регионов реализован не в полной мере, что побуждает инвесторов, в том числе международных сетевых операторов, вкладываться в освоение данных территорий.

Какие особенности использования земель в прибрежной зоне предусмотрены законодательством, какие установлены ограничения и запреты в отношении ведения деятельности на данных территориях, — эти и многие другие вопросы рассмотрим в данной статье.

Согласно Водному кодексу РФ земельные участки, расположенные вблизи моря, можно покупать, сдавать в аренду и застраивать. Однако указанное не означает, что владельцы таких земельных участков полностью свободны при определении порядка их использования, поскольку в отношении них законодательством РФ устанавливается специальный режим, накладывающий ряд существенных ограничений.

Исходя из положений Водного кодекса РФ, в отношении земельных участков, расположенных вблизи моря, могут быть установлены три вида «зон охраны»: водоохранная зона, прибрежная защитная полоса и береговая полоса общего пользования.

  • Водоохранные зоны

Под водоохранными зонами морей в соответствии с положениями Водного кодекса РФ понимаются территории, которые непосредственно примыкают к берегу моря. Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 метров. В границах данных зон устанавливаются ограничения хозяйственной деятельности в целях предотвращения загрязнения водного объекта.

Так, в границах водоохранной зоны, среди прочего, запрещается движение и стоянка транспортных средств, размещение автозаправок, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, осуществление мойки транспортных средств, а также сброс сточных вод.

Осуществление строительства (реконструкции) и последующая эксплуатация объектов капитального строительства в границах водоохранных зон допускается только при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения.

Выбор типа охранного сооружения осуществляется застройщиком самостоятельно с учетом необходимости соблюдения установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Такими сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов, являются:

  • централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
  • сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
  • локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку, исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и Водного кодекса РФ;
  • сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

  • Прибрежные защитные полосы

Прибрежные защитные полосы входят в границы водоохранных зон. Ширина прибрежных защитных зон варьируется от 30 до 50 метров в зависимости от уклона берега моря.

На территориях населенных пунктов при наличии централизованной ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами таких набережных.

В дополнение к ограничениям, установленным для водоохранной зоны, в границах прибрежных защитных полос, среди прочего, запрещается распашка земель и размещение отвалов размываемых грунтов.

  • Береговые полосы общего пользования

Береговые полосы общего пользования входят в границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

Под береговой полосой общего пользования понимается часть земли шириной 20 метров, примыкающая непосредственно к морю, которая предназначена для общего использования.

Иными словами, любая территория, находящаяся на расстоянии 20 метров от воды, является местом общего пользования. Береговые полосы могут беспрепятственно использоваться любым лицом для передвижения и пребывания около них, в том числе для рыбалки и причаливания лодок, парусников и иных плавучих средств.

Приватизация земельных участков в пределах береговой полосы или иное ограничение свободного доступа к ним запрещается.

Взимание платы за доступ к водному объекту и его береговой полосе, а также установление ограждения на таком водном объекте не соответствуют действующему законодательству. Организация частного пляжа в пределах береговой полосы водного объекта также нарушает установленный законом порядок использования такой территории. Подобные действия противоречат положениям Водного кодекса РФ, закрепляющим право каждого гражданина иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд (см., например, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2012 года по делу №А70-8868/2011).

На местности границы водоохранных зон, прибрежных защитных полос, береговых полос общего пользования водных объектов отмечаются специальными информационными знаками. При этом владельцы участков, расположенных вблизи моря, не должны препятствовать размещению на таких участках информационных знаков.

Необходимо учитывать, что водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы и береговые полосы общего пользования устанавливаются в силу закона на основании самого факта примыкания территории земельного участка к соответствующему водному объекту. Ширина таких «зон охраны» определяется на законодательном уровне и не может быть установлена иначе ни на основании подзаконных нормативных актов РФ, ни на основании законодательства субъектов РФ, что подтверждается сформировавшейся судебной практикой (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 28 мая 2008 года №33-Г08-5).

Говоря об особенностях использования земель в прибрежных зонах, важно при этом учитывать и специфику отдельных регионов.

Так, например, до 01 января 2017 года на территориях Республики Крым и города Севастополя установлен так называемый «переходный период». Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» определил, что по согласованию с федеральным органом исполнительной власти органы власти Республики Крым, а также города Севастополя могут самостоятельно устанавливать особенности регулирования градостроительных и земельных отношений.

В соответствии с Соглашением между Федеральным агентством водных ресурсов и Советом министров Республики Крым о передаче Совету министров Республики Крым осуществления части полномочий в области водных отношений, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 05 августа 2014 года №1466-р, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым может самостоятельно устанавливать границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос морей или их отдельных частей.

В конце мая 2016 года Глава Республики Крым Сергей Аксенов дал поручение подготовить распоряжение о полном временном запрете на любые строительные работы на участках ближе 100 метров от воды.

Такой запрет планируется установить в целях проведения ревизии всех земельных участков, ранее предоставленных государством землепользователям, а также для пресечения возведения самовольных построек в пределах «зон охраны» водных объектов.

В этой связи в текущее время к приобретению «объекта у моря» стоит подходить предельно внимательно, поскольку имеется высокий риск признания такого объекта самовольной постройкой по результатам вышеуказанной ревизии.

При этом даже если объект недвижимости, размещенный вблизи побережья с нарушением законодательства в сфере охраны водных объектов, не признан самовольной постройкой, владельцам таких земельных участков в границах «зон охраны» и иным землепользователям следует учитывать риски привлечения к ответственности.

Так, Кодексом РФ об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность за нарушение режима использования земельных участков в «зонах охраны» и правил охраны водных объектов, а также за несоблюдение условий обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

В зависимости от характера нарушения наказания для физических, юридических, а также должностных лиц за такие правонарушения варьируются от штрафа (в размере от 3 тысяч рублей до 500 тысяч рублей) до административного приостановления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на срок до 90 суток. При этом привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.

Загрязнение вод и морской среды может повлечь также и уголовную ответственность, вплоть до лишения свободы на срок до двух лет (в зависимости от степени опасности такого нарушения).

Помимо описанной выше специфики использования прибрежных территорий, действующим законодательством РФ могут устанавливаться и иные ограничения. Так, например, в целях создания необходимых условий для безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта на земельных участках, прилегающих к границе морского порта, могут устанавливаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Кроме того, следует учитывать, что в соответствии положениями Федерального закона №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08 ноября 2007 года земельные участки в границах морского порта не могут находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций.

Подводя итоги, отметим, что параметры использования любого земельного участка, в том числе территории прибрежных зон, равно как и возможность размещения на нем того или иного объекта строительства, должны проходить тщательную проверку в каждом конкретном случае. Только всесторонняя оценка пригодности земельного участка для целей строительства объекта позволит избежать риски его признания самовольной постройкой и наложения ответственности на застройщика.

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
от 21 сентября 2018 года N 1574
Об установлении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, местоположений береговых линий (границ водных объектов) реки Чубурка, балки без названия в поселке Нововысоченском, реки Средняя Чубурка и реки Мокрая Чубурка на территории Кущевского района Краснодарского края

В соответствии со статьями 26 и 65 Водного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года N 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 года N 377 «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 октября 2012 года N 1250 «О министерстве природных ресурсов Краснодарского края», государственным контрактом от 18 июня 2018 года N 17 приказываю:

1. Утвердить границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, местоположений береговых линий (границ водных объектов) реки Чубурка, балки без названия в поселке Нововысоченском, реки Средняя Чубурка и реки Мокрая Чубурка на территории Кущевского района Краснодарского края согласно приложению к настоящему приказу.

2. Определить, что ограничения хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы установлены статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации.

3. В случае корректировки границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, местоположений береговых линий (границ водных объектов) реки Чубурка, балки без названия в поселке Нововысоченском, реки Средняя Чубурка и реки Мокрая Чубурка на территории Кущевского района Краснодарского края, в том числе по результатам замечаний Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии к сведениям, содержащимся в настоящем приказе, отделу охраны водных объектов управления водных ресурсов (Куцевол) внести изменения в настоящий приказ в течение 15 рабочих дней со дня получения соответствующей информации.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на исполняющего обязанности заместителя министра природных ресурсов Краснодарского края Р.А. Авдеева.

5. Настоящий приказ вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.

Заместитель министра
О.В.СОЛЕНОВ

Приложение

Утверждены
приказом
министерства природных ресурсов
Краснодарского края
от 21 сентября 2018 г. N 1574

ГРАНИЦЫ ВОДООХРАННЫХ ЗОН И ПРИБРЕЖНЫХ ЗАЩИТНЫХ ПОЛОС, МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ БЕРЕГОВЫХ ЛИНИЙ (ГРАНИЦЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ) РЕКИ ЧУБУРКА, БАЛКИ БЕЗ НАЗВАНИЯ В ПОСЕЛКЕ НОВОВЫСОЧЕНСКОМ, РЕКИ СРЕДНЯЯ ЧУБУРКА И РЕКИ МОКРАЯ ЧУБУРКА НА ТЕРРИТОРИИ КУЩЕВСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

1. Схемы границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, местоположений береговых линий (границ водных объектов) реки Чубурка, балки без названия в поселке Нововысоченском, реки Средняя Чубурка и реки Мокрая Чубурка на территории Кущевского района Краснодарского края:

2. Границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, местоположения береговой линии (границы водного объекта) водного объекта — реки Чубурка:

1) местоположение береговой линии (границы водного объекта) определено на схеме N 1 следующими поворотными точками:

Контур

Часть

Поворотные точки местоположения береговой линии (границы водного объекта)

начало участка

конец участка

Протяженность береговой линии (границы водного объекта) составляет 41,11 км;

2) граница водоохранной зоны на схеме N 1 представлена контуром 1, который состоит из 7 частей, и определена следующими поворотными точками:

Контур

Часть

Поворотные точки водоохранной зоны

начало участка

конец участка

Ширина водоохранной зоны составляет 100 метров.

Площадь водоохранной зоны составляет 394,54 га;

3) граница прибрежной защитной полосы на схеме N 2 представлена контуром 1, который состоит из 7 частей, и определена следующими поворотными точками:

Контур

Часть

Поворотные точки прибрежной защитной полосы

начало участка

конец участка

Ширина прибрежной защитной полосы составляет 50 метров.

Площадь прибрежной защитной полосы составляет 198,5 га.

3. Границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, местоположения береговой линии (границы водного объекта) водного объекта — балки без названия в поселке Нововысоченском:

1) местоположение береговой линии (границы водного объекта) определено на схеме N 1 следующими поворотными точками:

Контур

Часть

Поворотные точки местоположения береговой линии (границы водного объекта)

начало участка

конец участка

Протяженность береговой линии (границы водного объекта) составляет 19,39 км;

2) граница водоохранной зоны на схеме N 1 представлена контуром 2, который состоит из 2 частей, и определена следующими поворотными точками:

Контур

Часть

Поворотные точки водоохранной зоны

начало участка

конец участка

Ширина водоохранной зоны составляет 50 метров.

Площадь водоохранной зоны составляет 96,21 га;

3) граница прибрежной защитной полосы совпадает с границей водоохранной зоны.

Ширина прибрежной защитной полосы составляет 50 метров.

Площадь прибрежной защитной полосы составляет 96,21 га.

4. Границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, местоположения береговой линии (границы водного объекта) водного объекта — реки Средняя Чубурка:

1) местоположение береговой линии (границы водного объекта) определено на схеме N 1 следующими поворотными точками:

Контур

Часть

Поворотные точки местоположения береговой линии (границы водного объекта)

начало участка

конец участка

Протяженность береговой линии (границы водного объекта) составляет 51,05 км;

2) граница водоохранной зоны на схеме N 1 представлена контуром 3, который состоит из 3 частей, и определена следующими поворотными точками:

Контур

Часть

Поворотные точки водоохранной зоны

начало участка

конец участка

Ширина водоохранной зоны составляет 100 метров.

Площадь водоохранной зоны составляет 498,2 га;

3) граница прибрежной защитной полосы на схеме N 2 представлена контуром 3, который состоит из 3 частей, и определена следующими поворотными точками:

Контур

Часть

Поворотные точки прибрежной защитной полосы

начало участка

конец участка

Ширина прибрежной защитной полосы составляет 50 метров.

Площадь прибрежной защитной полосы составляет 251,14 га.

5. Границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, местоположения береговой линии (границы водного объекта) водного объекта — реки Мокрая Чубурка:

1) местоположение береговой линии (границы водного объекта) определено на схеме N 1 следующими поворотными точками:

Контур

Часть

Поворотные точки местоположения береговой линии (границы водного объекта)

начало участка

конец участка

Протяженность береговой линии (границы водного объекта) составляет 55,96 км;

2) граница водоохранной зоны на схеме N 1 представлена контуром 4, который состоит из 3 частей, и определена следующими поворотными точками:

Контур

Часть

Поворотные точки водоохранной зоны

начало участка

конец участка

Ширина водоохранной зоны составляет 200 метров.

Площадь водоохранной зоны составляет 1070,27 га;

3) граница прибрежной защитной полосы на схеме N 2 представлена контуром 4, который состоит из 3 частей, и определена следующими поворотными точками:

Контур

Часть

Поворотные точки прибрежной защитной полосы

начало участка

конец участка

Ширина прибрежной защитной полосы составляет 50 метров.

Площадь прибрежной защитной полосы составляет 273,45 га.

Начальник отдела охраны водных объектов
управления водных ресурсов
А.Н.КУЦЕВОЛ

1) Береговая линия (граница водного объекта) определяется для моря — по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива; реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; пруда, водохранилища — по нормальному подпорному уровню воды; болота — по границе залежи торфа на нулевой глубине.

2) Береговая полоса представляет собой полосу земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования и предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров (в этом случае ее ширина составляет пять метров).

Возведение каких-либо строений в береговой полосе водного объекта общего пользования или создание иных препятствий в ее использовании является нарушением прав неопределенного круга лиц на передвижение и пребывание в любой части береговой полосы около водного объекта, незаконно наделяет преимуществом лиц, осуществивших возведение таких строений и сооружений, на пребывание возле водного объекта, посредством использования занимаемой ими территории общего пользования исключительно для личных нужд.

3)Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до десяти километров — в размере пятидесяти метров; от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров; от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров, для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров.

Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

В границах водоохранных зон запрещаются: использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; сброс сточных, в том числе дренажных, вод; разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых.

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии
с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

4) В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограниченияхозяйственной и иной деятельности.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

В границах прибрежных защитных полос запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

5) Зоны санитарной охраны устанавливаются для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения

В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

«В своем ответе надзорный орган сообщает, что вопросы признания недействительным образования и отсутствующим права частной собственности на земельные участки, сформированные в границах акваторий водных объектов общего пользования и их береговых полос, будут рассмотрены в судебном порядке. Исковые требования сформированы и направлены в суд», — сказал начальник Госинспекции по недвижимости Владислав Овчинский.

Он пояснил, что в 2018 году в границах 24 водных объектов Госинспекцией по недвижимости были выявлены 42 земельных участка, которые находятся в частной собственности, а также факты ограничения доступа к береговой полосе 7 водоемов.

Согласно положениям Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Каждый гражданин в соответствии с законодательством имеет право на свободный доступ к этой территории и может использовать ее для отдыха, любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, где запрещено любое строительство и не разрешается приватизация земли. Кроме того, доступ к водным объектам должен быть свободным.

Материалы инспекции были направлены в Межрайонную природоохранную прокуратуру для проведения проверки законности отчуждения земельных участков с расположенным на нем водным объектом, принятия мер и обеспечения свободного доступа к береговой полосе.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх