Без отрыва от производства

Содержание

Обучение без отрыва от производства

В данной статье подробно рассказывается про обучение без отрыва от производства, и все что об этом надо знать. Случаются ситуации, когда работнику необходимо получить образование, но отойти от работы на это время он никак не может. В таких ситуациях опытные руководители стараются взвесить все против и за и для начала решить есть ли на самом деле необходимость в получении образования. После того как решение будет принято работодателю необходимо будет найти методы обучить своего сотрудника без отрыва от производства.

Виды обучения

Существует два вида обучения:

  1. Производится в стороннем заведении;
  2. Обучение на рабочем месте, то есть, не отрывая работника от производства.

Обучение без отрыва от производства происходит в том случае, когда работник пользуется инструментами и оборудованием. Получается, что происходит сочетания учебы и работы одновременно.

Плюсы такого обучения

Вид обучения имеет множество существенных преимуществ по сравнению с другой формой обучения. К ним можно отнести:

  1. Низкую цену, так как обучение не требует отъезды куда-либо, все происходит прямо на рабочем месте;
  2. Высокая эффективность и результативность. Это связано с тем, что работа человека будет подразумевать выполнение тех же операций, что и во время учебы, что позволяет набраться опыта и с большей эффективностью выполнять работу;
  3. Не требует последующей адаптации. Во время обучения работник привыкает к коллективу и в последующем пропадает необходимость на дополнительное время для привыкания к атмосфере и новой обстановке.

Минусы такого обучения

Безусловно, у такого обучения будут и небольшие недостатки. Среди них выделяют:

  • Риск не получить должное качество обучения. Этот пункт возможен в том случае, если наставник сам не обладает всеми необходимыми качествами или не может уделить столько времени, сколько необходимо для должного обучения;
  • Маленькая заработная плата. Этот пункт будет присутствовать в случае сдельной оплаты. Поскольку норму выработать во время учебы не сможет ни ученик, ни его наставник;
  • Если выбор наставника был сделан неграмотно, то есть риск, что работника обучат неправильным методам, которые пользуется только наставник;
  • Наличие брака и перерасход сырья. Происходит в том случае, когда новый работник только учится производить продукцию и может ошибаться очень часто;
  • Поломка оборудования. В случае ненадлежащего объяснения работнику инструкции как им пользоваться;
  • Неудобство в атмосфере производства. Ученик, не привыкший к постоянному шуму или суете, будет испытывать неловкость в первые дни работы, что может сказать на возникновении стресса.

Однако стоит отметить, что некоторым навыкам возможно обучить только в среде производства. Это связано с большим значением в такой работе практики. Теоретические знания тоже важны, однако все познается исключительно на практике.

Документы для обучения и его оформление

Все, что связано с новым персоналом относится к отделу кадров. Обычно проблем эта процедура за собой не несет. Однако в случае если необходимо убрать цену за обучение из налоговой базы стоит немедленно обращаться в бухгалтерию. Бухгалтера помогут правильно организовать этот процесс.

Чтобы оформить данный вид обучения необходимо предоставить план, где будет указано количество и состав учеников, а также прописаны причины для их обучения.

После чего необходимо составить приказ, в котором будет отражено, что обучение будет происходить без отрыва от производства, и снова прописать причины для такой подготовки кадров.

В случае, когда наставником выступает не работник предприятия, а специалист из другого учреждения, то с ним необходимо заключить контракт на предоставление образовательных услуг.

Если в качестве наставника выберут одного из человек, который числится сотрудником в этой организации, то для него составляется дополнительное соглашение. Его прикрепляют к трудовому договору и прописывают в нем оплату обучения сотрудников.

Также необходимо составить ученические договоры, которые позволят осуществлять обучение, не отрываясь от производства. Такой договор содержит информацию, о том какая специальность или квалификационный разряд будут получены сотрудником, а также определяются обязанности обеих сторон. Среди обязательств, которые определяются договором, могу выступать следующие:

  1. Руководство обязуется предоставить работнику все необходимые условия для получения обучения;
  2. Работник обязуется пройти обучение полностью, со сдачей экзаменом, если обучение того требует;
  3. Также некоторые предприятия требует отработку установленного срока после прохождения обучения.

Также необходимо определиться с тем, с какого числа начнется учеба, и записать её в тот же договор. При необходимости выплачивать сотруднику зарплату или стипендию, она также указывается в договоре.

В этой статье вы узнали, про обучение без отрыва от производства. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

Редактор: Игорь Решетов

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Просим вашей помощи в следующей ситуации. Наше учреждение направляет на курсы повышения квалификации работников с формулировкой в приказе «без отрыва от производства». При этом по графику число часов при обучении 6-7 вдень, дорога доместа проведения обучения занимает 1,5 часа в одну сторону. При формулировке «без отрыва» работник пишет заявление на свое же рабочее место на работу по совместительству на 0,5 ставки. Аргумент администрации — что работник все успевает, так как фактически время занятий в день не более 3-х часов. Я, как главный бухгалтер, не пропускаю данные приказы. Я понимаю так: если без отрыва, то обучение на рабочем месте без выезда в другой населенный пункт. Права ли администрация в этом случае? И сколько времени должно занимать обучение, чтобы можно было проходить повышение квалификации без отрыва от производства?

Ответ

Обучение без отрыва от производства подразумевает обучение непосредственно в организации. Если сотрудника направляют на повышение квалификации в другую местность, то ему нужно выплатить командировочные расходы, а на период повышения квалификации сохранить за работником средний заработок.

Обучение можно проводить с частичным отрывом от производства. Если установить работнику режим не полного времени, то оплату нужно производить пропорционально отработанному времени, при этом на период повышения квалификации сохранить средний заработок за сотрудником не удастся, т.к. трудовое законодательство не предусматривает возможности сохранения за работниками среднего заработка за ту часть рабочего времени, в течение которой они обучаются. По общему правилу время обучения и работы в совокупности не должно превышать 40 часов в неделю (ст. 91, 203 ТК РФ).

Обоснование

Повышение квалификации без отрыва от производства табель

Данная статья посвящена второму варианту, но для сравнения попробуем рассмотреть оба способа и выявить плюсы и минусы каждого, а также некоторые тонкости оформления документов. Вариант с обучением сотрудника без отрыва от производства практикуется в условиях обычной рабочей обстановки. Тот, кого обучают, пользуется реальными рабочими инструментами и оборудованием, а также имеющимся материалом и документацией. Он одновременно сочетает роли ученика и работника. Обучение с отрывом от производства проводится за пределами рабочего места. Чаще всего при этом используется упрощённая модель оборудования и учебных инструментов. На период обучения работник не относится к числу производительных единиц. Работа его в данный период заключается в выполнении учебных заданий.

Табель рабочего времени при обучении с частичным отрывом от основной работы

ВниманиеДля расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у работодателя, независимо от источников этих выплат.Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. По возвращении работник, получивший аванс на командировочные расходы, обязан представить соответствующий авансовый отчет с приложением к нему документов, подтверждающих понесенные расходы.

  • Темы:
  • Табель учета рабочего времени

Вопрос Здравствуйте! Помогите разобраться в следующей ситуации.

Голосование:

Как их учитывать в табеле? Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления… Юля. Иринка Российская Федерация #9 5 июля 2011, 13:03 А если мы сотрудника направляем на обучение по пожарной безопасности с отрывом от производства (это же не повышение квалификации или оно самое?), как это отразить в табеле? И как оформлять? (пришла мысль, до этого мы не оформляли, просто ставили «8») Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления… натали И как оформлять? (пришла мысль, до этого мы не оформляли, просто ставили «8») Мы так и делаем — ставим 8 и оплачиваем как рабочий день. Курсы по всем этим безопасностям — нужны работодателю Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления…

Обозначение обучения в табеле без отрыва от производства

Важно

Такой вид обучения главным образом осуществляется в отдельных специализированных центрах, посещают которые работники сразу нескольких различных компаний, а также в колледжах или на курсах. Обучение без отрыва от производства — главные преимущества Плюсы данного варианта на первый взгляд очевидны: 1.

Инфо

Такое мероприятие — менее дорогостоящее по сравнению с обучением с отрывом от работы, так как осуществляется в реальной рабочей обстановке на действующем оборудовании. 2. Эффективность обучения без отрыва от производства высока в связи с тем, что в дальнейшем работник будет использовать те же самые материалы, инструменты и механизмы.

3. В процессе обучаемый погружается в условия рабочей атмосферы. Ему не придется впоследствии адаптироваться к незнакомому коллективу и резко менять «среду обитания».

Этот код можно взять из таблицы, которая содержится в приложении к постановлению Госкомстата №1. Вот пример некоторых таких кодов: Наименование Букв.

код Циф. код Продолжительность работы в дневное время Я 1 Продолжительность работы в ночное время Н 2 Продолжительность сверхурочной работы С 4 Служебная командировка К 6 Ежегодный основной оплачиваемый отпуск ОТ 9 Повышение квалификации с отрывом от работы ПК 7 Повышение квалификации с отрывом от работы в другой местности ПМ 8 Таким образом, если руководство организации, исполняя требования статьи 196 ТК РФ о повышении профессионального уровня работников, работодатель направил их на курсы повышения кварификации, руководитель подразделения должен отмечать в табели дни нахождения на учебе кодом «ПК» в случае нахождения курсов в одном городе с организацией и кодом «ПМ», если они расположены в другом городе.

Обучение без отрыва от производства: оформление

При этом, например, речь может идти об обновлении теоретических и практических знаний и навыков, касающихся определённых специальностей, усвоении сотрудниками современных методов решения производственных вопросов и т. п. Как оформить сотрудника на учебу Организацией (именно ею, а не сотрудником) должен быть подписан договор с образовательным учреждением.

В подобном договоре указывается вид образовательной услуги. В данном случае речь идет о профподготовке, повышении квалификации либо переподготовке.

Также проставляется срок обучения и его стоимость. К договору обычно прилагают копии учебной программы и лицензии образовательного заведения. Оформление учебы сотрудника ведут путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору.

Дополнительное обучение с отрывом от производства как заполнить табель

Следовательно, для того чтобы документально зафиксировать факт обучения и период обучения сотрудника организации, необходимо: — издать приказ о направлении сотрудника на обучение; — во время его учебы делать соответствующие отметки в табеле учета рабочего времени. Таким образом, на Ваши вопросы можно ответить: 1. Как отображаются в табеле дни прохождения обучения? Унифицированной формой табеля учета рабочего времени и его оплаты № Т-12, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1, предусмотрено два варианта отметок при повышении квалификации работника.

  • Темы:
  • Табель учета рабочего времени

Вопрос Здравствуйте! Помогите разобраться в следующей ситуации. Предприятие организовало двухдневное обучение руководителей и специалистов по охране труда и промышленной безопасности (работа в подземных условиях и на оборудовании, поднадзорном Ростехнадзору). Сторонняя (иногородняя) организация, имеющая лицензию на обучение проводит курсы в дневное время (с 8 до 15 часов) в течение двух дней. На предприятии издан приказ о направлении работников на обучение с отрывом от производства. У работников ведется суммированный учет рабочего времени. Вопросы: 1. Как отображаются в табеле дни прохождения обучения? 2. Как оплачивать дни обучения работникам — как рабочее время, или из расчета среднего заработка? 3.Как правило, никаких проблем с оформлением данной процедуры не возникает. Но порой стоимость обучения требуется исключить из налогооблагаемой базы. В этом случае в дело предстоит вмешаться бухгалтерии в целях правильного оформления процесса. Когда речь идет об обучении с отрывом от производства, всё несколько сложнее по сравнению с приобретением навыков непосредственно на месте.

Полезно будет составить при этом ежегодный план по обучению сотрудников. В нём потребуется указать число человек, направляемых в учебные заведения в текущем году, с обоснованием цели и причин данного шага.

Приказ об обучении с указанием причин направления на него подписывается директором. Правильное оформление подобного документа предполагает указание конкретных задач, которых требуется достичь.

Обучение сотрудников и отражение расходов по обучению С работником заключается доп. соглашение аналогично предыдущему случаю с указанием приобретаемой квалификации, присвоенной по результатам учебы специальности и порядка оплаты отработанного времени. Полученный диплом необходимо точно так же скопировать и потребовать у сотрудника аналогичные первичные документы, состоящие из пройденных согласно учебной программе вопросов, акта оказания услуг учебным заведением либо счёта-фактуры в случае, если оно — коммерческого характера. Обучение без отрыва от производства: оформление Внимание Среднюю заработную плату рассчитывают в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922.Содержание:

  • Табель рабочего времени при обучении с частичным отрывом от основной работы
  • Голосование:
  • Обучение сотрудников и отражение расходов по обучению
  • Обучение без отрыва от производства: оформление

Табель рабочего времени при обучении с частичным отрывом от основной работы Важно При необходимости обучения работников новым задачам работодателю следует исходить из наличия имеющихся потребностей. Они могут касаться знаний, умений и навыков, а также отношения персонала к клиентам или к собственным обязанностям.

Например, продавцу в магазине одежды требуется обладать высокими показателями по всем трем параметрам. Он должен уметь демонстрировать определенное отношение к клиенту, обладать навыками и умениями в сфере продаж и обслуживания, а также работы в торговом зале и знанием процедуры продажи как таковой.

Дистанционное обучение без отрыва от производства

Развивающиеся компьютерные технологии дают возможность наглядно и убедительно представить методы работы сотрудникам на производстве. Руководству лишь нужно выбрать подходящий курс дистанционного обучения.

Из статьи вы узнаете:

Дистанционное обучение – форма обучения на расстоянии преимущественно через интернет. Профобразование остается оторванным от производства и реальных нужд бизнеса. Поэтому можно наблюдать тенденцию последних лет – все больше компаний используют образовательные технологии дистанционного обучения.

Скачать анкету >>>

Для чего необходимо дистанционное обучение сотрудников

Обучение не подарок сотруднику – это инвестиция в развитие и эффективность персонала компании. Поэтому при планировании развития работников важно применять персонализированный подход:

  • С помощью дистанционного образования и поддержки со стороны руководителя, как показывает практика, удается наиболее эффективно развивать профессиональные и личностные компетенции персонала.
  • Максимально точно определить области для развития и подобрать соответствующий дистанционный курс. Активно поддерживать в работнике стремление использовать полученные знания.
  • Развитие не будет эффективным, если руководитель не принимает участие в этом. Он вместе с подчиненными должен определять задачи курсов, обсуждать в итоге, что и как применять на практике.
  • Благодаря использованию модуля дистанционного обучения сотрудник ставит перед собой задачи для личного развития, глубоко прорабатывает темы и лучше усваивает материал.

Чтобы достичь оптимального эффекта, необходимо позаботиться, чтобы курсы основывались на реальных потребностях предприятия и сотрудников, учитывали их предыдущий опыт. Обучающие курсы должны быть максимально интерактивными.

Справка

Какие документы выдаются по результатам обучения

По итогам слушатели получают диплом о профессиональной переподготовке. Работникам, успешно сдавшим тестирование по итогам базового уровня, высылается документ в электронном виде. Тем, кто успешно прошел тестирование по итогам продвинутого уровня, по почте высылается печатный документ – диплом о профессиональной переподготовке установленного образца (250 часов).

Дистанционное обучение работников в процессе адаптации

Программы электронного обучения бывают самыми разнообразными, курсы, как правило, интерактивные и интересные, сотрудники с удовольствием изучают их дистанционно через интернет. Обычно компании используют дистанционное обучение работников в процессе адаптации для вводного курса, в котором говорится о миссии и корпоративных ценностях. Особенно это актуально для новых продавцов-консультантов.

В ходе курса сотрудники узнают о миссии и корпоративных ценностях компании, ее истории. Подается прикладная информация о типах товаров, о том, как она классифицируется, из каких деталей состоит, из каких материалов изготавливается. На позицию продавца-консультанта в основном приходят молодые девушки 18-20 лет, часто без опыта работы в торговле, их надо всему обучать с нуля. Идеально для этого подходит система дистанционного обучения.

Важно, что при этом Для этого создатели курсов используют технологии геймификации. Сотрудник в процессе должен выполнить интерактивное упражнение – разложить товар по коробкам. Выполняя задание, новичок разбирается, какой товар как называется, чем отличается один тип от другого.

Для этого применяется специальный интерактивный тест, в ходе которого новичку показывают различные утверждения. Каждое утверждение описывает либо правильную, либо, напротив, неправильную ролевую модель поведения для каждой из корпоративных ценностей.

Система дистанционного обучения обрабатывает ответы сотрудника, проверяет, соответствуют ли они корпоративным ценностям и моделям поведения. Если соответствуют, то сотрудник проходит дальше. Если нет, появляется окно, в котором констатируется этот факт и поясняется, почему та или иная модель является неправильной с точки зрения наших ценностей.

Подробнее про пример вводного курса в дистанционном обучении 2017 года читайте в материале.

Читайте по теме в электронном журнале

Быстро обучить персонал без отрыва от производства поможет дистанционный курс

Электронное дистанционное обучение дает ряд преимуществ по сравнению с традиционным очным, нужно только суметь их извлечь.

Справка

Преимущества дистанционного обучения:

  1. Заметная экономия средств.
  2. Возможность в короткие сроки передать информацию большому количеству сотрудников.
  3. Экономия времени на прохождение курса.
  4. Может выполняться без отрыва от производства.
  5. Проверка полученных работниками знаний происходит одновременно с прохождением курса.

Помимо этого через разработанную систему дистанционного обучения руководитель и работник узнают о технических новинках и смогут оценить полученные знания.

Система позволяет:

хранить историю, планы развития,

собирать заявки от персонала,

данные о каталогах обучения, доступных для разных уровней сотрудников,

организовывать опросы, группы экспертов.

Максимальный эффект от системы электронного обучения ощутим на предприятиях с численностью персонала от 10 000 человек, а также управляющих сложными технологическими процессами и имеющих подразделения в других регионах страны.

Электронный обучающий курс помогает сделать работу наставника более эффективной. При этом будет тратиться меньше времени на обучение новичка. Ведь в системе электронного обучения заложены большие объемы информации о корпоративных процессах, а наставники помогут работникам, получившим теоретические знания в ходе электронного обучения, закрепить их и перенести на практику.

Повышение квалификации без отрыва от производства

В соответствии с частью 4 статьи 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных
федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации
работников, если это является условием выполнения работниками
определенных видов деятельности.
Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости — в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на
условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором,
соглашениями, трудовым договором (часть 2 статьи 196 ТК РФ).
Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (часть 5 статьи 196 ТК РФ).
Обязанность работодателя проводить повышение квалификации медицинских работников установлена Порядком совершенствования их профессиональных знаний, утвержденным приказом Минздрава РФ от 03.08.2012 № 66н, в соответствии с пунктами 3 и 4 которого:
-совершенствование работниками профессиональных знаний и навыков
осуществляется путем их обучения в образовательных и научных
организациях по дополнительным профессиональным образовательным
программам, реализуемым в виде повышения квалификации, профессиональной
переподготовки, стажировки.
— повышение квалификации, профессиональная переподготовка и стажировка работников проводятся главным образом с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.
— повышение квалификации работников проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности.
Кроме того, в соответствии со статьей 107 Трудового кодекса РФ время
ежедневного (междусменного) отдыха, выходные и нерабочие праздничные дни
являются видами времени отдыха, а время отдыха – это время, в течение
которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое
он может использовать по своему усмотрению (статья 106 ТК РФ).
Работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами
установленной для работника продолжительности рабочего времени является
сверхурочной (статья 99 ТК РФ).
Таким образом:
1) Повышение квалификации является Вашей трудовой (т.е.выполняемой в рабочее время) обязанностью и должно быть включено в условия заключенного с Вами трудового договора;
2) Условия и в порядок повышения квалификации (с
какой конкретно периодичностью, в каких случаях, для работников каких
специализаций повышение квалификации проводится в той или иной форме,
вопросы оплаты труда, условия частичного отрыва от работы и т.д.) должны быть установлены локальным актом лечебного учреждения (коллективным договором) но не могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим федеральным законодательством.
3) Проведение повышения квалификации в нерабочее время (время отдыха) является грубым нарушением трудового законодательства, работника нельзя обязать посещать занятия во время отдыха, а учебный процесс работодатель должен организовать в рабочее время. Во время профессионального обучения работник полностью или частично освобождается от работы.
4) Работодателю следует заключить с Вами дополнительное соглашение об изменении режима труда с переносом рабочего времени на время занятий, о направлении на повышение квалификации с отрывом от работы и сохранением среднего заработка в порядке ст. 187 ТК РФ на время обучения. Остаток времени (вы работаете более чем на 1 ставку, как я предполагаю) можете
предусмотреть в почасовой отработке с соответствующей оплатой.
5) Привлечение Вас к повышению квалификации в нерабочее время является привлечением к сверхурочной работе, со всеми вытекающими последствиями.

Желаю удачи!

Как оформить обучение с частичным отрывом от работы?

Ответ на вопрос:

Повышение квалификации, профессиональная переподготовка и стажировка работников проводятся главным образом с отрывом от работы с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.

При частичном отрыве от работы сотрудник может учиться только в некоторые рабочие дни недели или некоторое время в течение рабочего дня.

В силу ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому за дни обучения,, сотруднику выплачивается средний заработок, а за рабочие дни — начисляется обычная заработная плата.

Пребывание работника на обучении, отметьте в табеле используя типовые формы № Т-12 или № Т-13, утвержденные постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1. Если обучение проводится с частичным отрывом от основной работы, то в табеле сотрудника заполняется несколько строк, в одной из них указываются фактическое время отработанное сотрудником, в другой — время обучения, также можно оба события указать через дробь (например, Я/ПК).

Если у вас работник неделю учится, неделю работает, то табелировать нужно будет по неделям.

Приказ о направлении сотрудника на краткосрочный семинар (курсы повышения квалификации) в той же местности

«Альфа»
ИНН 7708123456, КПП 770801001, ОКПО 98756423

полное наименование организации, идентификационные коды (ИНН, КПП, ОКПО)

ПРИКАЗ № 35
о направлении работника на повышение квалификации

г. Москва 02.02.2015

На основании статьи 187 Трудового кодекса РФ

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Направить менеджера А.С. Кондратьева для прохождения курсов повышения квалификации с частичным отрывом от производства в период с 16.02.2015 по 07.03.2015 г. Организатор (Закрытое акционерное общество «Производственная фирма «Мастер»» (ЗАО «ПФ «Мастер»», г. Москва), повышение квалификации по тематике – «Современные технологии продаж товаров легкой промышленности».
  2. Освободить менеджера А.С. Кондратьева от работы в часы проведения обучения, а именно: …………………..(для указания конкретного времени и дат, можно попросить работника представить справку с места обучения)
  3. Бухгалтерии оплатить обучение А.С. Кондратьева на курсах повышения квалификации по счету от 02 февраля 2015 г. № 25-С от ЗАО «ПФ «Мастер»».
  4. На период обучения сохранить за А.С. Кондратьевым место работы (должность) и средний заработок.

Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Директор А.В. Львов
С приказом ознакомлены:
Главный бухгалтер А.С. Глебова

Руководитель отдела кадров

Е.Э. Громова
21.05.2013
Менеджер А.С. Кондратьев
21.05.2013

Подробности в материалах Системы Кадры:

Статья 187. Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование

При направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.

Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

  1. Нормативно-правовая база: Трудовой кодекс РФ
  2. Нормативно-правовая база: Частное разъяснение эксперта Роструда от 21.11.2013

Вопрос: Сотрудник уходит на курсы повышения квалификации с полным отрывом от работы, однако планирует приходить на работу для выполнения своих обязанностей после учебы на неопределенное количество рабочих часов. Какая оплата ему будет положена?

Ответ: Согласно ст. 197 ТК РФ работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Из ч. 4 ст. 196 ТК РФ следует, что в определенных случаях работодатель обязан проводить повышение квалификации работников. При этом работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно п. 41 Типового положения <1> повышение квалификации может проводиться, в частности:

— с отрывом от работы. Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы;

— без отрыва от работы;

— с частичным отрывом от работы;

<1> Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610.

Если работник повышает квалификацию без отрыва (или с частичным отрывом) от производства, он получает заработную плату за фактически отработанное время. В случае если работник совмещает обучение и трудовые обязанности, их продолжительность не должна превышать ежедневную норму рабочего времени, предусмотренную трудовым законодательством (ст. 91 ТК РФ), правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора.

Исходя из вышесказанного, если сотрудник уходит на курсы повышения квалификации с полным отрывом от работы, ему выплачивается средний заработок в соответствии со ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922. Следовательно, он не может в этот период выполнять свои обязанности по основному месту работы.

Если сотрудник выполняет свои служебные обязанности во время учебы, следует оформить приказ на направление сотрудника на курсы повышения квалификации с частичным отрывом от работы. В таком случае оплата производится за фактически отработанное время.

И.И.Шкловец
Заместитель руководителя
Роструда

Права и обязанности сторон трудовых отношений по обучению

Согласно ст. 197 ТК РФ работник имеет право на подготовку и получение дополнительного профессионального образования в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами.

При этом необходимость подготовки работников (профессионального обучения и получения профессионального образования) и получения ими дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (ст. 196 ТК РФ). Подготовка работников и получение ими дополнительного профессионального образования осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Формы подготовки и получения дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. Таким образом, работник без согласия работодателя не может направиться на обучение.

Однако в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или получение работниками дополнительного профессионального образования, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Ученический договор

Вопрос о заключении ученического договора урегулирован гл. 32 ТК РФ.

Работодатель — юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником данной организации является дополнительным по отношению к трудовому договору.

Ученический договор должен содержать наименования сторон, указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником, обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором, обязанность работника пройти обучение и согласно полученной квалификации проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре, срок ученичества, размер оплаты в период ученичества.

Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон.

Он заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации, в письменной форме в двух экземплярах.

Что касается действия ученического договора, то такой договор действует со дня, указанного в нем, в течение предусмотренного им срока. Действие ученического договора продлевается на время болезни ученика, прохождения им военных сборов и в других случаях, определенных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В течение срока действия ученического договора его содержание может быть изменено только по соглашению сторон.

ТК РФ предусматривает различные формы ученичества. Так, ученичество организуется в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения и в иных формах.

Время ученичества в течение недели не должно превышать норму рабочего времени, установленную для работников соответствующих возраста, профессии, специальности при выполнении соответствующих работ.

Работники, проходящие обучение в организации, по соглашению с работодателем могут полностью освобождаться от работы по трудовому договору либо выполнять эту работу на условиях неполного рабочего времени.

В период действия ученического договора работники не могут привлекаться к сверхурочной работе, направляться в служебные командировки, не связанные с ученичеством.

Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой ими квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом МРОТ.

Работа, выполняемая учеником на практических занятиях, оплачивается по установленным расценкам.

Обратите внимание! На учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда. Следовательно, условия ученического договора, противоречащие ТК РФ, коллективному договору, соглашениям, являются недействительными и не применяются.

Лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, испытательный срок не устанавливается.

В случае если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем в связи с ученичеством работника расходы.

Ученический договор прекращается по окончании срока обучения или по основаниям, предусмотренным этим договором.

Дополнительное профессиональное образование

В соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Получение дополнительного профессионального образования осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

— лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

— лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ о государственной службе. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании предусмотренных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

Дополнительное профессиональное образование является составной частью и самостоятельным видом непрерывного образования.

Виды программ дополнительного профессионального образования. К программам дополнительного профессионального образования относятся программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Содержание дополнительной профессиональной программы (ДПП) определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется получение дополнительного профессионального образования.

Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных законом, а также полностью или частично в форме стажировки.

Формы обучения и сроки освоения ДПП определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

Объем освоения ДПП установлен Порядком. Пунктом 12 Порядка предусмотрен минимально допустимый объем освоения ДПП. Так, срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов.

Лицам, успешно освоившим соответствующую ДПП и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

При освоении ДПП параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и квалификации.

Стажировка. Отдельно в законодательстве говорится о стажировке как о форме получения дополнительного профессионального образования. Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания ДПП. Сроки стажировки устанавливаются организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности, как:

— самостоятельная работа с учебными изданиями;

— приобретение профессиональных и организаторских навыков;

— изучение организации и технологии производства, работ;

— непосредственное участие в планировании работы организации;

— работа с технической, нормативной и другой документацией;

— выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);

— участие в совещаниях, деловых встречах.

По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой ДПП.

Помимо курсов повышения квалификации, переподготовки и стажировки, образовательные организации предлагают и иные формы обучения, которые не относятся к программам дополнительного профессионального образования, однако также направлены на повышение профессионального уровня сотрудников. Выбор формы обучения зависит от преследуемых целей и задач. В некоторых случаях для получения каких-то конкретных навыков или разъяснения определенных вопросов достаточным может быть и семинар, конференция, форум и т. д. По итогам данных видов обучения документ об обучении может не выдаваться. Для получения более глубоких знаний требуется обращение к формам дополнительного профессионального образования.

Порядок оформления направления работника на обучение

Вопрос об оформлении направления работника на обучение прямо не урегулирован в действующем законодательстве.

Для направления работника на обучение требуется выбрать образовательную организацию (а также соответствующую программу) и заключить с ней договор. Вопросы оплаты регулируются договором.

Кроме того, необходимо урегулировать отношения с работником по направлению его на обучение. Так, направление на обучение может быть оформлено путем заключения ученического договора. Как правило, таким договором оформляется получение работником высшего образования или иного дорогостоящего образования. Обычно при направлении на обучение ученический договор не заключается. В этом случае работодателю необходимо издать приказ или иной распорядительный акт, в соответствии с которым один или несколько сотрудников направляются на обучение. По завершении обучения работник представляет в кадровую службу документ об обучении.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или для получения дополнительного профессионального образования с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или для получения дополнительного профессионального образования с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Образовательные организации

Отметим, что Федеральным законом N 273-ФЗ не предусмотрено проведение государственной аккредитации образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. В соответствии с п. 8 ст. 108 Федерального закона N 273-ФЗ со дня вступления его в силу свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ признаются недействующими для всех образовательных организаций. При этом образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию (Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 91 Федерального закона N 273-ФЗ).

Также важным моментом является квалификация преподавателей.

Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (п. 1 ст. 46 Федерального закона N 273-ФЗ). Таким образом, лица, не имеющие ученых степеней и званий, могут участвовать в учебном процессе организаций дополнительного профессионального образования. Для должности «преподаватель» Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» установлены следующие квалификационные требования: высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее одного года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук — без предъявления требований к стажу работы. Как правило, для практического работника представляет интерес обучение, проводимое преподавателями, совмещающими преподавательскую деятельность с практической.

Нередко образовательные программы предусматривают частичное обучение с использованием электронных и дистанционных технологий. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях дополнительного профессионального образования возможно, если в них созданы условия, отвечающие требованиям ст. 16 Федерального закона N 273-ФЗ.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Электронное обучение не требует взаимодействия обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Таким образом, при выборе образовательной организации рекомендуется обратить внимание на предлагаемые программы, форму обучения, преподавательский состав, документ, выдаваемый по завершении обучения, условия обучения и, конечно же, соответствие данных параметров стоимости обучения.

Подводя итог, отметим следующие важные моменты:

— в соответствии с действующим законодательством работник имеет право на подготовку и получение дополнительного профессионального образования;

— целесообразность получения дополнительного профессионального образования определяется работодателем;

— дополнительное профессиональное образование может получаться в разных видах и формах;

— вопрос документального оформления направления работника на обучение прямо не урегулирован в действующем законодательстве, поэтому его определяет сам работодатель;

— необходимо внимательно подходить к выбору образовательной организации и программы обучения во избежание различного рода проблем.

Работодатель направляет сотрудников на обучение с отрывом от производства в той же местности, где находится работодатель. Обучение с отрывом от работы организовано по инициативе работодателя, обязанность работника данной категории проходить повышение квалификации законодательством Российской Федерации, трудовым договором или коллективным договором не предусмотрена. Соглашение об обучении с работником не заключалось.
Организация повышения квалификации (один раз в три года) работника данной категории предусмотрена положением по работе с персоналом, действующим в организации, с которым работник ознакомлен под роспись. Обучение планируется осуществлять в вечернее время (с 18.00 до 23.00), от исполнения трудовых обязанностей в рабочее время в дни обучения работник освобождается от работы (при этом рабочий день у сотрудников согласно условиям трудового договора установлен с 08.00 до 17.00). В приказе об обучении с отрывом от работы зафиксированы время обучения, гарантии по сохранению среднего заработка на период обучения.
Имеет ли право работник отказаться от прохождения такого обучения в связи с тем, что данный режим не совпадает с режимом его рабочего времени, установленным трудовым договором?

12 января 2017

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работник вправе отказаться от обучения, проводимого в нерабочее время. Работник может быть направлен на обучение в порядке и на условиях, указанных в вопросе, только с его письменного согласия.

Обоснование вывода:
В соответствии с частью первой ст. 197 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работников на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
При этом законодатель не уточняет, что конкретно следует понимать под «направлением работодателем работника» на обучение. По нашему мнению, таким направлением следует считать любую ситуацию, при которой у работника возникают обязательства перед работодателем по прохождению обучения, независимо от того, кто являлся инициатором возникновения такой ситуации.
Для отдельных категорий работников повышение квалификации является обязательным условием осуществления трудовой деятельности в силу закона (часть четвертая ст. 196 ТК РФ). Однако, как мы поняли из вопроса, в рассматриваемом случае речь не идет о законодательно закрепленной обязанности работника повышать квалификацию. В таком случае обязанность работника повышать свою квалификацию может вытекать не только из условий трудового договора, соглашений, коллективного договора, но и из положений локального нормативного акта*(1). Как следует из части третьей ст. 196 ТК РФ, формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, а также перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
При этом согласно части пятой ст. 197 ТК РФ работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Одной из гарантий, установленных трудовым законодательством, является право на отдых (часть первая ст. 2 ТК РФ, часть первая ст. 21 ТК РФ). Ежедневный (междусменный) отдых является временем отдыха, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106 ТК РФ, ст. 107 ТК РФ).
В силу части четвертой ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Согласно части третьей ст. 197 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В силу требования части второй ст. 9 ТК РФ эти документы не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
Анализ содержания указанных норм Трудового кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что в данном случае нормы положения о персонале, действующего в организации, о необходимости проходить обучение в нерабочее время не должны распространяться на указанных в вопросе работников, а требования работодателя о прохождении обучения работников именно в таком порядке и на таких условиях, которые закреплены в этом документе, не являются правомерными.
По нашему мнению, направление работника на обучение с отрывом от работы на указанных в вопросе условиях возможно только после получения письменного согласия последнего*(2). Такое согласие может быть выражено, в частности, и в приказе о направлении на обучение или в отдельном соглашении, заключенном с работником, в котором стороны могут определить порядок и условия его обучения. При этом отказ работника от обучения в дни, которые согласно его режиму рабочего времени являются для него рабочими, но во время, которое выходит за пределы продолжительности рабочего дня (смены), по нашему мнению, не должен повлечь для работника какие-либо негативные последствия.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Фролченко Дина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

14 декабря 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Смотрите, например, решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 29.02.2016 по делу N 2-182/2016, определение Московского городского суда от 17.07.2014 N 4г-5100/14.
*(2) Аналогичное мнение высказывают и специалисты Роструда (смотрите, например, ответы с информационного портала Роструда «Онлайнинспекция.РФ» на вопрос 1, вопрос 2; вопрос 3, вопрос 4).

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх