Безопасность дорожного движения закон

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

С 1 июня 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 07.05.2013 № 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения” и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в ред. от 23.05.2015).

В частности, изменились ст. 20 и 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 196-ФЗ): теперь запрещено работать водителем, не имея российского водительского удостоверения.

Изначально планировалось, что запрет начнет действовать с 1 июня 2015 г., однако этот срок был перенесен на 1 июня 2017 г.

По общему правилу иностранные граждане, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при их отсутствии — на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении установленных законодательством ограничений (п. 12 ст. 25 Федерального закона № 196-ФЗ). Такое ограничение установлено этим же законом.

Извлечение из Федерального закона № 196-ФЗ
Статья 25. Основные положения, касающиеся допуска к управлению транспортными средствами

13. Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.

Таким образом, с 1 июня 2017 г. иностранные граждане (в т. ч. граждане из стран ближнего зарубежья), осуществляющие предпринимательскую и трудовую деятельность, которая непосредственно связана с управлением транспортными средствами, должны допускаться к управлению ими только при наличии российского национального водительского удостоверения.

То есть при приеме на работу по профессии водителя иностранный гражданин помимо документов, перечисленных в ст. 65 ТК РФ, должен предъявить работодателю водительское удостоверение российского образца.

КАК ИНОСТРАНЦУ ПОЛУЧИТЬ РОССИЙСКОЕ ВОДИТЕЛЬСКОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ?

В пункте 18 ст. 25 Федерального закона № 196-ФЗ закреплена возможность обмена иностранного водительского удостоверения на российское национальное водительское удостоверение.

Порядок обмена устанавливается Правительством РФ. В соответствии с п. 38 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений (далее — Правила) обмен иностранного национального водительского удостоверения производится по результатам проведения экзаменов, предусмотренных п. 9 Правил, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Для обмена иностранного национального водительского удостоверения на российское национальное водительское удостоверение представляются следующие документы (п. 39 Правил):

• заявление;

• паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

• медицинское заключение;

• иностранное национальное водительское удостоверение.

Порядок сдачи экзаменов для получения российского национального водительского удостоверения установлен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений.

КАКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРОЗИТ ЗА НАРУШЕНИЕ?

Федеральным законом от 07.05.2013 № 92-ФЗ введена ответственность за допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения.

Соответствующие изменения внесены в Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Извлечение из Кодекса РФ об административных правонарушениях
Статья 12.32.1. Допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения
Допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения, российского национального водительского удостоверения, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере пятидесяти тысяч рублей.

Причем рассматривают дела об этих административных нарушениях (и налагают штрафы за их совершение) инспекторы ГИБДД (п. 7 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ). Названные меры ответственности также начали применяться с 1 июня 2017 г.

Часть 2.1 ст. 3 Федерального закона от 07.05.2013 № 92-ФЗ.

Федеральный закон от 23.05.2015 № 130-ФЗ.

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097 (в ред. от 23.03.2017).

Утвержден Приказом МВД России от 20.10.2015 № 995.

Сами общие требования также претерпят изменения (ст. 20 Закона № 196-ФЗ). Так, например, у всех юрлиц и ИП, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, появится обязанность осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов – изготовителей. А обязанность создавать условия для повышения квалификации водителей, предъявляемая сейчас ко всем юридическим лицам и ИП, осуществляющим эксплуатацию ТС, после вступления поправок в силу будет распространяться только на юрлиц и ИП, осуществляющих коммерческие перевозки и перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями.

В п. 3 ст. 20 Закона № 196-ФЗ после вступления поправок в силу отдельно будет закреплен ряд обязанностей для физических лиц, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств с количеством мест для сидения более 8 (помимо места водителя) и разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг. В частности, они тоже будут обязаны осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов –изготовителей.
Предусмотрены и иные изменения: с указанной даты должностные лица органов госнадзора получат право доступа к тахографу, установленному на транспортном средстве, и т.д. Относительно обязанности проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств отметим, что 21 декабря 2018 года вступит в силу Порядок их организации и проведения. Отметим, что хотя этот Порядок был разработан в связи с принятием рассматриваемого Закона № 398-ФЗ, однако он пока не учитывает внесенные впоследствии в этот закон изменения, о которых мы рассказывали выше – в части ограничения круга юрлиц и ИП, выполняющих перевозки «для себя», теми, кто использует в этих целях автобусы и грузовики.
Согласно положениям указанного Порядка, предрейсовый контроль должен проводиться, если в течение одной смены (рабочего дня) выполняется только один рейс или длительность рейса превышает длительность смены (рабочего дня) водителя; а предсменный – если в течение смены (рабочего дня) водитель выполняет более одного рейса.
Оба вида контроля должны проводиться до выезда транспортного средства с парковки, предназначенной для стоянки ТС по возвращении из рейса и окончании смены водителя. А если на одном транспортном средстве посменно работает несколько водителей, контроль должен проводиться до начала рейса или смены (рабочего дня) того водителя, который первым выезжает с парковки. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении контроля и подписи контролера не допускается. Юрлица и ИП, осуществляющие коммерческие перевозки и перевозки «для себя», должны вести учет прохождения контроля.

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Принят
Государственной Думой
15 ноября 1995 года
(в ред. Федеральных законов от 02.03.1999 N 41-ФЗ,
от 25.04.2002 N 41-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 1
Комментируемую статью по содержанию можно рассматривать как вводную, подобно преамбуле других федеральных законов, в настоящей статье наиболее обобщающе говорится о тех сферах и областях общественных отношений, которые урегулированы настоящим Законом.
Обратим внимание на формулировку первого абзаца комментируемой статьи. В ней указано, что Закон устанавливает правовые основы безопасности дорожного движения. Данное положение означает, что комментируемый Закон не устанавливает подробное правовое регулирование, не создает какие-то конкретные правила, обеспечивающие безопасность на дорогах России, а предлагает правовые основы (определенные рамки) такого регулирования. В последующих статьях Закона мы не раз увидим, что он определяет права и обязанности органов государственной власти федерального уровня (исполнительной власти) и органов государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, говорит о координации их деятельности. В основном именно в таком регулировании и выражается правовая норма об установлении именно правовых основ, а не подробного регулирования. Такой подход законодателя к урегулированию вопросов обеспечения безопасности дорожного движения можно объяснить тем, что комментируемый Закон по своему статусу является федеральным. Непосредственно безопасность дорожного движения будет обеспечиваться не конкретно одним органом государственной власти, а системой органов в пределах их полномочий, должна проводиться координация их деятельности. Сама структура органов государственной власти (особенно исполнительной на федеральном уровне) постоянно изменяется. Обратим внимание хотя бы на то, что за последние 10 лет полномочия органа ГАИ, затем ГИБДД постоянно изменялись. Именно поэтому в настоящем Законе не должно быть подробного описания полномочий органа государственной власти, полномочного обеспечивать безопасность на наших дорогах, а должна быть своего рода отсылка к тем нормативным актам подзаконного характера, которые непосредственно и устанавливают структуру полномочных органов, их права и обязанности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Обратимся к содержанию задач, которые поставил перед собой законодатель в комментируемом Законе.
Сразу же следует отметить, что все указанные в абз. 2 настоящей статьи задачи носят одну ярко выраженную направленность — они не разделяют обеспечение прав пешеходов, пассажиров и водителей как участников процесса дорожного движения, а говорят о защите прав граждан. В понятие «граждан» как раз и входят все участники дорожного движения. Все задачи связаны также с единственным средством их реализации — предотвращение дорожно-транспортных происшествий (далее в настоящем комментарии — ДТП).
Первую группу задач можно определить как охрану жизни и здоровья граждан. Охрана их жизни и здоровья возможна только одним-единственным способом — предотвращение ДТП и оказание как можно более скорой и своевременной медицинской помощи пострадавшим от ДТП. Довольно часто бывает так, что скорая медицинская помощь слишком поздно добирается до пострадавших, для этих целей как раз и была придумана первая медицинская доврачебная помощь. Ее может оказать практически каждый, на законодательном уровне это выразилось в том, что каждое автотранспортное средство может быть допущено к дорожному движению только при наличии аптечки водителя в автотранспортном средстве.
Вторую группу задач составляет защита имущества граждан. Как правило, такая защита осуществляется посредством норм права по возмещению вреда, причиненного гражданам в результате ДТП. Так, Законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами. Кроме того, ст. 1079 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) установлены правовые основы возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности. Автотранспортное средство как раз и является таким источником повышенной опасности.
Третью группу задач можно определить как защиту прав и законных интересов граждан — участников дорожного движения. В более широком смысле содержание данной задачи особого интереса не представляет, поскольку это обобщающая формулировка и включает в свое содержание все предыдущие задачи правового регулирования. Однако в более узком смысле, исключая содержание предыдущих рассмотренных задач, можно сказать, что под обеспечением прав и законных интересов граждан будет пониматься именно процесс достижения возмещения вреда, привлечение виновного не только к гражданско-правовой, но и административной или даже уголовной ответственности. Все это возможно только при надлежащем и своевременном фиксировании уже результатов случившегося ДТП, их надлежащем расследовании. Известны случаи, когда, например, недобросовестные водители подкупают (дают взятку) тем же сотрудникам милиции, расследовавшим ДТП, и таким образом избегают уголовной ответственности. Именно с такой позиции и следует рассматривать задачу обеспечения прав граждан, пострадавших от ДТП. Определенная недобросовестность наблюдается и со стороны страховых компаний, чьи агенты выезжают на место ДТП и фиксируют его результаты. Своевременное установление виновного в случившемся ДТП и надлежащая фиксация доказательств его вины как раз и обеспечивают достижение задачи по защите прав и законных интересов граждан, пострадавших от ДТП.
Четвертая, и последняя, группа задач состоит в защите интересов общества и государства, она определяется как максимальное обеспечение безопасности на дорогах нашей страны.
Статья 2. Основные термины
Комментарий к статье 2
Настоящая статья также носит вводный характер, в ней приводится перечень правовых понятий, которые будут использоваться нами в дальнейшем при рассмотрении вопросов безопасности дорожного движения. Все понятия несложны в своем понимании и в детальном анализе не нуждаются. Однако следует особо обратить внимание на содержание такого понятия, как транспортное средство: что понимается под ним в настоящем Законе и в других законодательных и подзаконных актах? Столь пристальное внимание на данное определение транспортного средства мы обращаем потому, что многими авторами даются самые разные понятия транспортных средств. Поэтому нам необходимо выяснить, что понимать под транспортным средством в настоящем комментарии.
Если исходить из буквального толкования понятия транспортного средства только по цели его предназначения (перевозка людей, грузов), то получается, что даже велосипед или тележка будут подходить под содержание такого определения. Определение транспортного средства, приведенное в настоящем Законе, полностью совпадает с другими определениями из иных нормативных актов. Если посмотреть и на то обстоятельство, что транспортное средство предназначено для перевозки по дорогам, а понятие дорог в настоящем Законе также самое широкое (это не только дороги в буквальном смысле, но и тротуары), вывод о том, что в содержание транспортного средства включается и велосипед, и тележка, лишний раз подтверждается. Даже багажная сумка на маленьких колесах тоже может входить в содержание транспортного средства, поскольку на ней можно перевозить определенные грузы.
Аналогичное определение транспортного средства приведено в Постановлении Совета Министров РФ от 23.10.1993. Транспортное средство согласно данному Постановлению — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. При этом отдельно в Постановлении даны понятия мотоцикла, мопеда, велосипеда. Статья 1 Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» закрепляет такое же определение транспортного средства.
Получается, что столь широко транспортное средство понимать не стоит. Велосипед к нему относится, а вот все возможные телеги и коляски — нет. Такая неопределенность, возможно, возникает потому, что во всех определениях нет указания на такое качество транспортного средства, как его самоходность. Именно самоходность и отличает все транспортные средства от нетранспортных средств применительно к настоящему Закону.
Обратим также внимание на то, что такие транспортные средства, как катера и пароходы, поезда, самолеты, не рассматриваются нами в настоящем Законе, поскольку он посвящен и регулирует отношения именно в сфере безопасности дорожного, а не воздушного, железнодорожного или речного движения.
Статья 3. Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения
Комментарий к статье 3
Исходя из названия, комментируемая статья должна устанавливать именно принципы государственного правового регулирования в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Однако, если проанализировать данные принципы, то можно сказать, что это скорее цели, которые пытается достичь государственное управление в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, но не принципы правового регулирования данной области общественных отношений.
Первой целью отмечено достижение приоритета жизни и здоровья граждан — участников дорожного движения над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Что это значит?
Такое утверждение законодателя в комментируемом Законе неслучайно, поскольку уже ст. 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Следовательно, охрана и защита жизни и здоровья в таких правоотношениях, как дорожное движение, должны стать первоочередной задачей в правовом регулировании. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — прямая обязанность государства. Поэтому приоритет жизни и здоровья граждан, а также ответственность государства за обеспечение безопасности дорожного движения указаны в настоящей статье в качестве основных целей правового регулирования. Конечно, о практической реализации положений комментируемой статьи говорить не приходится, это принципы, как указал законодатель, и потому практического механизма реализации ответственности государства не существует. Как и всякий принцип, ответственность государства представляет собой благое намерение, цель.
Соблюдение интересов граждан, общества и государства тоже определено как один из принципов правового регулирования. По своему содержанию данный принцип продолжает мысль (идею, цель) первых двух принципов о защите прав и законных интересов человека и ответственности государства. В данном случае более уместно говорить о достижении баланса интересов государства и граждан — участников дорожного движения. Такой вывод можно сделать исходя из того, что государство со своей стороны должно максимально обеспечить безопасность дорожного движения. Для этих целей устанавливаются контрольно-пропускные пункты и возможно проведение прочих контрольных мероприятий. Для этих целей ряд органов государственной власти, и прежде всего ГИБДД, наделяются рядом контрольных полномочий проверять и наказывать за нарушение в сфере дорожного движения. Таким образом, создаются определенные административные барьеры, которые позволяют отчасти контролировать и снижать опасность на российских дорогах. Но это в свою очередь влечет и негативные последствия, и в первую очередь для организаций, занимающихся автоперевозками грузов, ведь все излишние проверки отнимают много времени и делают экономически не столь привлекательными перевозки автотранспортом. Есть и другие проблемы, которые неизбежно возникают при тотальном контроле на дорогах сотрудниками ГИБДД, именно поэтому государство при установлении контроля должно учитывать и другие общественные интересы.
Последним указан принцип программно-целевого подхода к обеспечению безопасности дорожного движения. В нашей стране разрабатываются и действуют федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий. Федеральные программы разрабатываются в соответствии с требованиями к таким программам, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Федеральные, региональные и местные программы обеспечения безопасности дорожного движения финансируются за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников. 20.02.2006 была принята и утверждена Постановлением Правительства РФ Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах», более подробно мы рассмотрим ее в комментарии к ст. 10 настоящего Закона.
Статья 4. Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения
Комментарий к статье 4
Комментируемой статьей рассматривается законодательство, которое регулирует напрямую или опосредованно отношения в сфере безопасности дорожного движения. Это двухуровневая система законодательства, поскольку выражена в законах и нормативных актах федерального уровня (которые действуют и применяются по всей стране) и законах (подзаконных актах) субъектов Федерации (которые применяются только на территории того субъекта РФ, где они приняты). Законодательство субъектов РФ не должно противоречить законодательству федерального уровня. Законодательство субъектов РФ может лишь дополнять федеральное законодательство. В свою очередь все законодательство (система права) состоит из законов и подзаконных актов. Подзаконные нормативные акты в настоящее время составляют большинство актов, которые регулируют безопасность дорожного движения. Все они непосредственно регулируют вопросы безопасности или отчасти устанавливают их.
Например, можно сказать, что Уголовный кодекс РФ (далее — УК РФ) предусматривает 2 состава преступлений, которые относятся к безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения полностью регулируют только отношения в сфере установления безопасности дорожного движения. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации утверждены Постановлением Совета Министров от 23.10.1993 N 1090. Данные положения регулируют безопасность дорожного движения с той позиции, что устанавливают требования (правила), которые обеспечивают техническую исправность автотранспортных средств.
Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» утверждены Правила по учету дорожно-транспортных происшествий. Такие Правила также регулируют отношения по безопасности дорожного движения,

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 508-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 386-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июля 2019 г. N 256-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 398-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 октября 2018 г. N 386-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 21 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 204-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 259-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 296-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 126-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 340-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 июня 2015 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 437-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 92-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ и от 23 мая 2015 г. N 130-ФЗ)

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, внесенных абзацем тридцать восьмым пункта 2 статьи 1 названного Федерального закона, вступающим в силу с 1 июня 2017 г., и изменений, внесенных абзацем сорок третьим пункта 2 статьи 1 названного Федерального закона, вступающих в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2013 г. N 65-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2013 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 192-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 41-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 2 марта 1999 г. N 41-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

В Комитете Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен и одобрен законопроект «Об организации дорожного движения в Российской Федерации…».
Председатель комитета Виктор Кидяев прокомментировал проект закона.
– Новый закон будет регулировать общественные отношения, которые возникают при организации дорожного движения. В нем установлены права и обязанности организаций, обеспечивающих движение. Законодательно разграничены полномочия федеральной региональной и местной власти в этом процессе.
– Чем было вызвано создание этого законопроекта?
– В последнее время внимание общества приковано к вопросам организации дорожного движения, безопасности на дорогах. Цифры погибших на дорогах просто шокируют. Каждый год в результате аварий исчезает население целого небольшого города – до 23-25 тысяч человек.
Большой проблемой стала также перегрузка автомобильных дорог особенно в городах. Это снижает качество жизни населения и приводит к экономическим потерям.
Пропускная способность городских дорог может быть существенно повышена за счет организации дорожного движения. Сегодня эта деятельность распределена между различными уровнями власти, ведомствами и организациями. Во многих регионах нет единого центра организации дорожного движения, недостает современных технических средств и автоматизированных систем управления дорожным движением.
А главное, нет надлежащей правовой базы, эффективного планирования и управления работой транспортных систем.
Новый закон призван создать правовые условия и механизмы для обеспечения безопасности и эффективности организации дорожного движения, снизить экономические потери в дорожном движении. А также сформировать единый подход в организации дорожного движения на всей территории страны.
– Учитывался ли при создании закона опыт по организации дорожного движения в зарубежных странах?
– Да, законодатели провели анализ правовой базы и правоприменительной практики в области организации дорожного движения в зарубежных государствах, в том числе в странах СНГ.
– Новый закон вносит изменения и в существующее законодательство. Насколько велики эти поправки?
– Проанализированы все законодательные акты, связанные с вопросами организации дорожного движения, начиная от законов «О безопасности дорожного движения», «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…, заканчивая Градостроительным кодексом. В эти законы внесены поправки и изменения. Вместе с тем по возможности сохранялась конфигурация законодательства, действующего в нашей стране.
– Вносит ли новый документ изменения в Федеральный закон №131-ФЗ?
– Да. Законопроект относит организацию безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения к сфере ответственности муниципалитета: городского поселения, муниципального района или городского округа.
Определены новые полномочия органов местного самоуправления.
В их число войдет:
– разработка и реализация муниципальной политики по организации дорожного движения на территории муниципалитетов;
– организация и мониторинг дорожного движения на дорогах местного значения,
– учет основных параметров дорожного движения на территории муниципалитета,
– установка и содержание технических средств организации движения на местных дорогах,
– ведение реестра парковок для общего пользования на своей территории.
– Какие же меры должна предпринимать местная власть для организации дорожного движения?
– Органы местного самоуправления, как и органы исполнительной власти субъектов, а также владельцы дороги уполномоченные в области организации дорожного движения «обязаны принимать меры:
– по обеспечению эффективности организации дорожного движения,
– по разделению движения транспортных средств на однородные группы в зависимости от категории транспортных средств,
– по устранению условий, способствующих созданию помех для дорожного движения или создающих угрозу его безопасности»,
– по строительству объектов, связанных с распределением грузов (за исключением органов МСУ муниципальных образований с населением менее 1000 жителей), развитию маршрутного ориентирования, пешеходного и велосипедного движения, созданию транспортно-посадочных узлов, развитию транспорта общего пользования, включая открытие новых маршрутов и увеличение провозных возможностей существующих маршрутов регулярных перевозок транспортом общего пользования, развитию парковочного пространства и иных мероприятий, направленных на повышение качества транспортного обслуживания населения, предусмотренных программой комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов и поселений.
– А даны ли законопроектом какие-то новые права органам местного самоуправления?
– Органы местного самоуправления вправе вводить временное ограничение или прекращение движения транспортных средств. Это позволено делать в целях обеспечения эффективности дорожного движения. Ограничения могут касаться всех транспортных средств или их видов, категорий, принадлежности, экологического класса, наполненности пассажирам. Могут вводиться ограничения в определенные дни или время суток.
Временное ограничение может устанавливаться посредством взимания платы за движение по дорогам.
Участники дорожного движения должны быть проинформированы о введении ограничений или прекращения движения минимум за месяц. Кроме того органы, которые вводят ограничения, обязаны осуществить компенсационные мероприятия. Имеется в виду повышение качества работы маршрутов регулярных перевозок, организация парковочных мест, развитие инфраструктуры для движения велосипедов и тому подобные мероприятия.
– Особое внимание в законопроекте уделяется созданию парковок общего пользования. Что бы вы особо отметили в этом отношении?
– Законопроект с одной стороны требует при создании парковок обеспечивать экологическую безопасность, минимизировать негативное воздействие на окружающую среду, здоровье и благополучие населения. С другой стороны количество парковок для грузовых транспортных средств, автобусов и легковых автомобилей должно соответствовать потребностям. Особо отмечено, что на каждой парковке должны быть места для инвалидов.
– Но создание общественных парковок потребует затрат из муниципальных бюджетов. Каковы источники финансирования этих мероприятий?
– В финансово-экономическом обосновании к законопроекту предусматривает компенсацию этих расходов за счет поступлений от эксплуатации платных парковок.
– В последнее время в средствах массовой информации широко обсуждается вопрос об участии общественных организаций в контроле за соблюдением правил дорожного движения, качества дорог, правильности парковок. Узаконена ли такая сфера деятельности в документе?
– Да, в законопроекте есть статья 15, которая так и называется «Участие общественных объединений в осуществлении мероприятий по организации дорожного движения. В ней прописаны права общественных организаций, члены которых объединяются для повышения устойчивости дорожного движения, защиты интересов граждан, участвующих в дорожном движении. Общественные организации могут быть привлечены местной властью совместной работы по организации дорожного движения.
– Как правило, любая новая деятельность начинается с создания документации. Какие требования предъявляют законодатели к муниципальной документации по организации дорожного движения?
– Прежде всего, эта документация разрабатывается на основе уже существующих документов территориального планирования, программ комплексного социально- экономического развития, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры, результатов исследований и статистической информации. Как уже было сказано раньше, документация должна учитывать требования экологической безопасности.

Документация по организации дорожного движения – это комплексные схемы организации дорожного движения или проекты организации этого движения. Далее – это проекты организации дорожного движения, которые разрабатываются в определенных законом случаях, а именно: на период эксплуатации дорог и участков, на время ограничения движения транспорта или пешеходов по дорогам, для маршрутов движения крупногабаритных средств.
Естественно муниципальные акты должны быть скоординированы с региональными и федеральными документами. Все комплексные схемы организации движения должны быть утверждены высшим исполнительным органом государственной власти и согласованы с профильными организациями. Утвержденные схемы необходимо разместить на официальном сайте администрации муниципалитета.
Отсутствие комплексной схемы организации дорожного движения наказывается административным штрафом на должностных лиц до 50 тыс. рублей.
– Специалисты вашего комитета изучали проект закона. Какие замечания они сделали?
– В законопроекте не установлено понятие «Муниципальная политика в области организации дорожного движения». В Федеральном законе №172-ФЗ есть перечень документов стратегического планирования, которые должны быть разработаны в муниципальном образовании. Но там указанный документ не предусмотрен.
– Руководители муниципалитетов жалуются, что новые законы нагружают местное самоуправление новыми полномочиями, но не дают денег на их исполнение. А как в новом законопроекте?
– Новый закон предоставляет федеральной и региональной власти право «передавать органам местного самоуправления полномочия в области организации дорожного движения в границах муниципальных образований». Наш думский комитет считает, что это положение нужно уточнить и добавить указание на источники финансирования при передаче. Это обязательное условие оговорено законом.
«Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств». Я процитировал часть 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации.
В ст. 83 Бюджетного Кодекса РФ прямо указано, что если принимается закон либо другой нормативно-правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств либо введение новых видов расходных обязательств, нормативно правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.
Это положение Основного закона и Бюджетного Кодекса часто забывают разработчики новых законов. Они взваливают на плечи муниципалитетов все новые полномочия, не обеспеченные средствами. Тем самым подрывают финансовую базу местного самоуправления.
Законопроект, о котором идет речь, также не предусматривает дополнительные источники доходов местных бюджетов на возмещение расходов по организации дорожного движения.
В целом вопрос о необходимом и достаточном финансовом обеспечении деятельности муниципальных образований по решению вопросов местного значения до сих пор не решен. Кроме того, экономический кризис ухудшил финансовое положение муниципалитетов.
Для справки
На 1 марта 2016 года объем муниципального долга достиг 332 млрд. рублей. Сокращается консолидированный объем доходов местных бюджетов по отношению к ВВП страны.
В 1997 году –10, 9 %
В 2014 году — 4.7
– Ожидается ли экономический эффект от принятия закона?
– Да, рассчитано, что будут минимизированы потери на транспорте, повысится скорость доставки пассажиров и грузов. И как следствие снизится автопробег и расходы топлива. Но кроме этого ожидается повышение качества обслуживания населения общественным транспортом и улучшение экологической обстановки.
В целом законопроект наш комитет поддержал. Мы полагаем, что он поможет эффективно регулировать дорожное движение и создаст стабильные отношения между государственной, региональной и местной властями, владельцами автомобильных дорог и теми, кто этими дорогами пользуется.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх