Борьба с преступностью

За лето количество детских преступлений вырастает в разы. Основная причина — отсутствие контроля со стороны взрослых: дети часто предоставлены сами себе, даже в летних и школьных лагерях. Разбираемся, как предотвратить правонарушения.

О каких правонарушениях идет речь?

О любых. В открытый доступ редко идет полная информация, но есть статистика: за лето растет число тяжких преступлений и мелких.

Чаще всего, говорят о мелких кражах, сексуальных преступлениях, угонах, драках и употреблении психоактивных веществ — ПАВ. И не только на улице, но и в лагерях, когда дети, казалось бы, под присмотром взрослых.

ПАВ и алкоголь — не только сами по себе преступление, но и часто бывают причиной более тяжелых правонарушений.

Что может стать причиной правонарушений?

ПАВ и алкоголь. Статистика говорит: каждое пятое преступление подростки совершают в состоянии опьянения. Умудряются проносить алкоголь и психоактивные вещества в школы, на территорию детского лагеря.

Конфликты между детьми. Особенно в школьных, городских и детских лагерях встречаются дети из разных «миров» — разный возраст, школы, семьи, интересы, ценности. Конфликты назревают постепенно и к середине смены могут вылиться в драки.

Доминантное поведение «трудных подростков». Дворовая компания, отряд в лагере — это микрогруппа и живет по законам групповой динамики. Есть лидеры, «серые кардиналы», изгои. Если взрослый не обратит особого внимания на жизнь группы, лидерство захватят сильные — часто это «трудные подростки». Они могут перестроить жизнь детей по-своему: будут драться с местными, бегать ночами за алкоголем и привлекать к этому всех остальных детей.

Слабый контроль со стороны взрослых. МВД констатирует: родители безоглядно доверяют своим детям, что порой приводит к печальным последствиям. Отпускают на ночь к друзьям, а ребенок идет пить во дворы. А на утро ничего не помнит.

В лагере та же история. Если воспитатели, вожатые и другие педагоги уделяют ребятам мало внимания, то они могут поддаться соблазнам даже без влияния «трудных подростков». Особенно это касается дискотек, лагерных костров: некоторым ребятам скучно проводить время вместе без алкоголя, секса и драк.

Не-занятость. Дети от нечего делать они сбиваются в группы, мотаются по городу. Чем насыщеннее жизнь у ребенка, тем меньше времени и сил на правонарушения. Но если собравшиеся вместе сто человек заскучают, они сами организуют.

Правонарушения совершают только трудные дети?

Нет, не обязательно. Есть определенные группы риска.

Дети из семей, находящихся в социально опасном положении. Родители в таких семьях плохо исполняют свои обязанности или сами нарушают закон: не создают детям нормальные условия жизни, употребляют ПАВ, принуждают детей к попрошайничеству и проституции. Не все дети из таких семей совершают правонарушения, но входят в группу риска — могут последовать пагубному примеру родителей или старших друзей.

Дети из окрестных деревень. Детские оздоровительные лагеря часто расположены рядом с деревнями, в которых тоже живут дети. Для них летние смены — своего рода аттракцион. Наскучавшись в школах, они готовы драться, отбирать деньги, «разводить» на выпивку и приключения.

Дети из псевдоблагополучных семей. Психологи утверждают, что с 2010 года все больше «трудных» детей вырастает в благополучных на первый взгляд семьях. Родители создают для детей комфортные материальные условия, но забывают о теплых отношениях. Таким детям скучно, они не всегда умеют общаться со сверстниками, иногда у них бывают опасные увлечения.

Хорошее материальное положение не защищает детей от преступлений, а теплые доверительные отношения — могут.

Как педагогу провести профилактику правонарушений?

Разговаривать с родителями. На оргсобраниях нужно рассказывать о правилах, обращать внимание родителей на риски. Если речь идет о лагере, то говорить об правилах проживания в лагере и обращать внимание родителей на недопустимость употребления ПАВ, драк и прочих моментов, ведущих к правонарушениям. Нельзя допускать подозрения в адрес некоторых родителей — они не на приеме в соцзащите. Но информировать об опасностях и их последствиях нужно.

Разговаривать с детьми. К сожалению, этого иногда не успевают делать родители. Педагог может помочь, особенно если у него сложились хорошие доверительные отношения.

В лагере с детьми стоит проводить несколько бесед: на собрании всей смены, внутри отрядов, личные встречи с некоторыми детьми. Иногда педагог в откровенной беседе может понять, почему ребенок ведет себя опасно. К тому же если ребенок откроется и будет доверять педагогу, он не захочет его подводить.

Внедрить выполняемые правила безопасности. Правила безопасности должны быть понятны детям, просты и логичны. Детей нельзя заставлять доносить друг на друга, нельзя требовать от них быть всегда тихими и послушными, нельзя угрожать исключением из школы, лагеря. Последнее может привести к обратному — импульсивному бегству домой.

Усилить контроль. Летом — это задача родителей. Но если они отдали ребенка на ваше попечение, то лучше перестраховаться. Не нужно ходить по пятам за каждым «трудным подростком» — следите, чтобы все были на мероприятиях, тщательнее следите за отрядами перед подъемом и после отбоя. Лучше, если в лагере будет охрана: профессионалы справятся с выходами за территорию лучше вожатых.

Исключить контакты с местными. Педагоги, работающие в лагерях, говорят, что еще никому не удавалось контролировать ребят из окрестных деревень. Проще всего отгородиться от них с помощью охраны и исключить контакты полностью.

Как реагировать на случившееся правонарушение?

Разговаривать с детьми. В первую очередь нужно разговаривать с пострадавшими — убедитесь, что они не выдумывают, но не обесценивайте их эмоций. Ребята могут фантазировать не просто так: привлекают к себе внимание из-за конфликтов с другими детьми. Не нужно устраивать расследования, просто убедитесь, что с детьми все хорошо физически и психологически.

Оповещать родителей. Как бы не хотелось уберечь репутацию лагеря, родителей нужно оповещать обязательно. Они законные представители своих несовершеннолетних детей и обязаны знать о том, что с ними что-то случилось. Разговаривайте спокойно, не обвиняйте, не ведитесь на провокации — расскажите, что случилось, какие меры вы приняли, как чувствует себя ребенок.

Вызывать полицию. Не ищите виновных — это должна сделать полиция. Во-первых, профессионалы сами квалифицируют правонарушение и расскажут, что грозит ребенку, что с этим делать. Во-вторых, ваши обвинения могут не оправдаться, а это отразится на отношениях среди детей.

Объявлять выговоры виновным и в идеале удалять из лагеря. Если вы поймали детей за употреблением ПАВ, можно не вызывать полицию, а ограничиться административными мерами. Особенно если вы не хотите увозить ребят для проведения медэкспертизы. Если в уставе написано, что детей можно исключать из лагеря, помните, что пользоваться этим правом можно только с разрешения родителей.

Предупреждение преступности и уголовное правосудие

English | Français

Преступность и насилие являются препятствиями на пути развития человека и социально-экономического развития, которые затрагивают прежде всего наиболее уязвимых членов общества. Преступность бросает вызов принципу верховенства права, особенно в странах с низким уровнем доходов и странах, переживающих или переживших конфликт. Она процветает в условиях слабого правосудия и там, где царят беззаконие и нестабильность. Когда в стране отсутствуют прочные институты правосудия, такие как действенное уголовное законодательство, надежная правоохранительная система, справедливая судебная система и гуманная пенитенциарная система, у преступников появляется возможность извлекать из этого выгоду.

Неэффективная или коррумпированная система уголовного правосудия не может справиться с новыми глобальными угрозами международному миру и безопасности, включая незаконный оборот наркотиков, торговлю людьми, оружием и природными ресурсами, а также коррупцию и терроризм. Она не способна сдерживать незаконную деятельность организованных преступных групп, проникающих в структуры государственного управления и публичной администрации, что еще больше подрывает безопасность и стабильность.

Укрепление институтов уголовного правосудия способствует установлению верховенства права, принятию мер против распространения транснациональной организованной преступности и повышению уровня безопасности стран и регионов, а также для отдельных лиц и групп населения. Четко функционирующая система уголовного правосудия способствует устойчивому социально-экономическому развитию и является важным инструментом предотвращения нарушений прав человека и борьбы с ними.

С момента своего основания Организация Объединенных Наций активно занималась разработкой и продвижением международно признанных принципов в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. На сегодняшний день существует более 50 стандартов и норм, касающихся предупреждения преступности, уголовного правосудия и защиты жертв преступлений. Эти документы служат ориентиром в работе УНП ООН, направленной на содействие принятию эффективных мер по укреплению деятельности на национальном уровне в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, а также на удовлетворение потребностей международного сообщества перед лицом как национальной, так и транснациональной преступности.

Что мы делаем

УНП ООН оказывает помощь государствам, в особенности развивающимся странам и странам, пережившим конфликт, или странам с переходной экономикой, в разработке стратегий по предупреждению, расследованию и уголовному преследованию преступлений. Мы помогаем их системам правосудия сформировать потенциал, который позволит им функционировать более эффективно в рамках законности, уделяя особое внимание уязвимым группам населения.

К числу ключевых направлений деятельности УНП ООН по предупреждению преступности и насилия и реформированию системы уголовного правосудия относятся защита жертв преступлений и свидетелей и оказание им помощи, улучшение доступа к правосудию, включая доступ к правовой помощи, содействие применению реституционного правосудия, предупреждение гендерного насилия, а также поддержка реформы пенитенциарной системы и альтернатив тюремному заключению. Мы содействуем также распространению норм профессиональной этики среди работников системы уголовного правосудия, включая сотрудников полиции, работников прокуратуры и судей, и помогаем государствам совершенствовать системы ведения уголовных дел и надзора.

Судебно-экспертные службы УНП ООН готовят соответствующие инструменты и ресурсы для сотрудников правоохранительных органов и учреждений системы уголовного правосудия с целью повышения уровня их готовности к работе на месте преступления и обеспечения сохранности вещественных доказательств, чтобы тем самым обеспечить соблюдение законности в процессе уголовного правосудия. Они также оказывают помощь лабораториям судебной экспертизы во всем мире, с тем чтобы эти лаборатории могли предоставлять объективные данные и информацию для обеспечения справедливого и транспарентного уголовного правосудия.

Так как без верховенства права мир не может быть прочным в условиях напряженности, УНП ООН уделяет особое внимание укреплению системы уголовного правосудия в странах, переживающих или переживших конфликт, которым оказывается помощь в восстановлении демократии путем укрепления правовой базы, проведения административной реформы, восстановления человеческого потенциала и инфраструктуры, а также путем содействия развитию государственной политики в таких областях, как правосудие и борьба с наркотиками.

Фото: Thierry Chabot/Unsplash

Как и здравоохранение, сфера охраны правопорядка преобразилась в последние десятилетия в результате использования количественных показателей. Здесь ставки тоже высоки: судьба городов в немалой мере определяется тем, как жители воспринимают их безопасность, а переизбрание мэров часто зависит от их способности контролировать преступность или снижать ее уровень. Когда публика и политики задумываются об общественной безопасности, их взоры обращаются к полиции, которую считают ответственной за уровень преступности. Впрочем, как и в случае здоровья и системы здравоохранения или образования и школьной системы, общественная безопасность лишь отчасти зависит от эффективности полиции. Она в определенной мере зависит от других составляющих судебной системы: прокуроров, судов, пенитенциарной системы и системы досрочного освобождения. В немалой степени она определяется склонностью местного населения к преступной деятельности, которая, в свою очередь, обусловлена более широким кругом экономических, этнических и культурных факторов. А еще общественная безопасность зависит от легкости совершения преступлений. Спад преступности в последние десятилетия стал результатом действий собственников имущества. Возможности угона автомобилей, краж со взломом и других преступлений радикально сократились вследствие мер защиты, принятых миллионами частных лиц, которые приобрели системы противоугонной сигнализации и охраны жилья. Кроме того, в американских охранных агентствах работает около миллиона человек.

Количество преступлений с применением насилия с начала 1990-х гг. в США снизилось. Заслуженно или нет, но в значительной мере это снижение объясняют изменениями в работе полиции. А главным изменением в ее работе является расширение использования количественных показателей, прежде всего в форме программы Compstat. Это пример, когда количественные показатели для внутреннего пользования оказались действительно полезными. Однако и здесь публичное раскрытие показателей для подкрепления репутации политиков и полицейского руководства создало стимулы для игры и подгонки данных, а также для контрпродуктивного отвлечения сил и средств.

Compstat (компьютерная статистика) — это система анализа и учета преступлений. Ее разработали в полицейском управлении Нью-Йорка в 1994 г., когда управление возглавлял Уильям Брэттон. Она использует геоинформационную систему для отслеживания мест совершения преступлений. Compstat собирает, анализирует и фиксирует данные о преступлениях на картах, чтобы создавать полные картины преступлений, а также дает информацию для еженедельных заседаний, где полицейские руководители отчитываются о результатах работы своих отделений. Данные используют для выявления мест концентрации преступности и соответствующего распределения сил полиции. За прошедшие с момента появления этой системы десятилетия она вышла за пределы Нью-Йорка, ее аналоги действуют во многих крупных городах Америки. Система Compstat способствовала снижению не только количества зарегистрированных преступлений, но и самой преступности.

И все же в одном городе за другим возникают вопросы по точности и достоверности статистических данных о преступности. Compstat как справочно-информационная система действительно полезна. Но, когда мэры оказывают давление на полицейское руководство и требуют продемонстрировать снижение преступности (и это давление спускается на уровень начальников полицейских участков, продвижение которых по службе зависит от устойчивого снижения преступности), рядовые сотрудники полиции начинают считать, что их ждет взыскание за рост количества зарегистрированных преступлений, что создает стимул для манипулирования цифрами.

Обложка книги Издательство: Альпина Паблишер

Подобные проблемы возникали до появления Compstat и существовали независимо от нее. В 1976 г. социопсихолог Дональд Кэмпбелл (создатель закона Кэмпбелла, см. главу 1) заметил, что главным результатом провозглашенного президентом Ричардом Никсоном наступления на преступность «стало искажение показателей уровня преступности путем занижения количества зарегистрированных преступлений и переквалификации преступлений в разряд менее тяжких». Эта картина не меняется. Самый известный показатель — индекс из сводного отчета о преступности, публикуемого ФБР. Отчет опирается на материалы, присланные из всех городов, и обобщает данные о четырех основных преступлениях с применением насилия (убийства, изнасилования, физическое насилие с отягчающими обстоятельствами и грабежи) и о четырех тяжких преступлений против собственности (ограбления со взломом, кражи, угон транспортных средств и поджоги). Менее тяжкие преступления не включаются в индекс, который широко разрекламирован и считается аналогом карты отчетности. Когда уровень преступности снижается, выборные должностные лица поздравляют себя с успехом, а когда повышается, на политиков обрушиваются с критикой их соперники. Политики, со своей стороны, давят на полицейское начальство, требуя снизить уровень преступности, а полицейское начальство давит на подчиненных.

Все это создает огромный соблазн продемонстрировать прогресс с помощью манипулирования цифрами. Как объяснил один чикагский детектив, «ведь это так легко, так просто». Во-первых, сотрудник полиции, отвечающий на звонок потерпевшего, может умышленно неправильно классифицировать преступление и зарегистрировать его как менее тяжкое. Проникновение в жилище со взломом превращается в «незаконное проникновение в чужое жилище», взлом гаража становится «причинением ущерба имуществу», а кража превращается в «утрату имущества».

В каждом из этих случаев серьезное преступление становится мелким, не попадающим в сводный отчет ФБР о преступности. Соблазн преуменьшить тяжесть преступлений достаточно велик для того, чтобы полицейское управление Нью-Йорка выделяло значительные ресурсы на проверку полученных отчетов и на наказание сотрудников, уличенных в искажении данных. Но не каждое городское управление полиции обладает ресурсами (и желанием) для создания подразделений, занимающихся проверкой отчетности.

Эта проблема не ограничивается США. В Лондоне (Англия) управление мэра по вопросам охраны правопорядка и преступности поставило задачу снизить преступность на 20%. Этот целевой показатель пошел вниз по инстанциям — от начальника полиции к констеблям, несущим службу на улицах. Их продвижение по службе зависело от достижения цели. В 2013 г. информатор из лондонской полиции сообщил парламентской комиссии о том, что манипулирование статистическими данными стало «укоренившейся частью полицейской культуры»: серьезные преступления вроде грабежей классифицировали как воровство, а об изнасилованиях старались не сообщать, чтобы достичь целевых показателей. Как сказал отставной старший суперинтендант уголовной полиции, «когда целевые» показатели спускают из мэрии, например из управления мэра по вопросам охраны правопорядка и преступности, там хотят сократить число жертв на 20%. Старшие офицеры воспринимают это как указание регистрировать на 20% меньше преступлений». О занижении количества зарегистрированных преступлений и преуменьшении тяжести преступлений «знают на всех уровнях каждого полицейского участка в Англии и Уэльсе», добавил он. Эксперты называли разные приемы улучшения показателей результативности: от отказа верить сообщениям о преступлениях и регистрации нескольких инцидентов в одном районе как один до занижения тяжести совершенных преступлений.

Есть и другой, еще более сильный соблазн. Он связан с дополнительным ключевым показателем успешности работы полиции — статистикой арестов. Эд Бернс, бывший детектив балтиморской полиции, служивший в отделах по борьбе с наркотиками и убийств (он более известен как один из создателей телесериала «Прослушка»), описал процесс «приукрашивания статистики», с помощью которого полицейские начальники могут добиваться внешне впечатляющих результатов. Как детектив отдела по борьбе с наркотиками, Бернс педантично выстраивал дело против наркобаронов. Но руководству это было не нужно, поскольку отнимало много ресурсов и могло занять годы. Оно хотело видеть рост числа задержаний, улучшение показателей. Ежедневное задержание пяти подростков, продававших наркотики на улице, улучшало статистику сильнее, чем арест крупного наркодилера после многолетнего расследования. С точки зрения полицейского начальства (и политиков, перед которыми оно отчитывалось), все аресты были равноценными. Действия, приносившие наилучшие показатели результативности, почти не снижали оборот наркотиков. Когда все меры имеют равный вес, возникает соблазн пойти по самому легкому пути. В Великобритании процесс направления ресурсов полиции на легко раскрываемые преступления для улучшения показателей раскрываемости называют «перекос».

Итак, в охране правопорядка количественные показатели полезны. Но попытка использовать их в качестве основы для вознаграждения и наказания приводит к менее надежным результатам и может быть даже контрпродуктивной.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх