Бортовые операторы воздушных судов гражданской авиации

30 июня 2017 г. Заявление Общероссийского профсоюза авиационных работников

Президиум Верховного Суда РФ без всякой мотивировки отозвал свою позицию в части признания права за бортпроводниками и бортоператорами на досрочную пенсию, ввиду не отнесения их к летному составу.

Ранее позиция Верховного Суда была следующей. На вопрос «Имеют ли право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 13 п. 1 ст. 27 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» бортовые операторы воздушных судов гражданской авиации?». Верховный Суд РФ отмечал положительно.

Цитируем позицию Президиума Верховного Суда РФ: «пенсионное законодательство, не определяя перечня должностей летного состава гражданской авиации, относит к лицам, приобретающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, всех членов экипажей воздушных судов и летательных аппаратов независимо от того, в какой должности они работают, тем самым устанавливая самостоятельное правовое регулирование в области пенсионного обеспечения. Поэтому право на пенсию по старости досрочно в связи с работой в гражданской авиации приобретают члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые в соответствии с другими федеральными законами или ведомственными нормативными правовыми актами отнесены к членам экипажа воздушных судов гражданской авиации.

В силу п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа (п. 2 ст. 56 ВК РФ).

Из данных нормативных актов следует, что бортоператоры относятся к кабинному экипажу и в совокупности с летным экипажем образуют экипаж воздушного судна.

На основании изложенного бортовые операторы воздушных судов гражданской авиации имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 13 п. 1 ст. 27 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».»

Сегодня позиция нового состава Верховного Суда кардинально изменилась. Верховный Суд в массовом порядке отменяет решения нижестоящих судов о назначении бортпроводникам досрочной пенсии, мотивируя это тем, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по подпункту 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях») из числа работников гражданской авиации имеют только отдельные категории таких работников, к числу которых относятся работники летного состава экипажа воздушного судна. Бортпроводники не входят в летный состав экипажа воздушного судна, относятся к кабинному экипажу, и их пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с правилами подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (с 1 января 2015 г. — пункта 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), со Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (раздел «Транспорт», подраздел 3 «Гражданская авиация», позиция 12003000-11217). Такое разделение правовых оснований досрочного назначения трудовой пенсии по старости между бортпроводниками и лицами, входящими в летный экипаж воздушного судна, связано с тем, что их функциональные обязанности различны по своей специфике и характеру, психофизиологические нагрузки, испытываемые ими во время полета, не идентичны.

Профсоюз возмущен подобной трактовкой и заявляет, что Верховный Суд РФ допускает смещение понятий «летный состав» и «летный экипаж», между тем как Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459 к должностям работников летного состава относит членов экипажей воздушных судов.

Раздел VIII — Экипаж воздушного судна

Статья 57. Экипаж воздушного судна

1. Экипаж воздушного судна состоит из лиц летного состава, к которому относятся лица летного экипажа и экипажа пассажирского и грузового салона, во время полета постоянно выполняют следующие функции:

  1. выполнение процедур, предусмотренных руководством по летной эксплуатации воздушного судна;
  2. обслуживание оборудования, механизмов и приборов, необходимых для полета воздушного судна, а также оборудования, установленного на воздушном судне и необходимого для выполнения полетного задания;
  3. обеспечение процедур безопасности пассажиров на борту воздушного судна и их обслуживание.

2. Состав экипажа определяется в зависимости от типа воздушного судна, характеристик и продолжительности полета, характера операций, для которых это воздушное судно предназначено. Состав испытательного экипажа определяется согласно авиационным правилам Украины по проведению испытательных полетов. Поименный список членов экипажа определяется эксплуатантом перед каждым полетом.

3. Минимальная численность состава экипажа воздушного судна устанавливается руководством по летной эксплуатации конкретного типа воздушного судна.

4. Все члены экипажа относятся к летному составу.

Статья 58. Обязанности и права членов экипажа воздушного судна

1. Член экипажа отвечает за надлежащее исполнение своих служебных обязанностей, выполнение обязанностей, связанных с безопасностью воздушного судна, пассажиров на борту.

2. Член экипажа должен:

  1. докладывать командиру о любом случае отказа, сбоя или дефекта, которые могут повлиять на безопасную эксплуатацию воздушного судна, включая его аварийные системы;
  2. использовать схемы доклада эксплуатанта о случаях угрозы по программе безопасности и мерами безопасности полетов.

3. Члену экипажа запрещается выполнять свои обязанности на воздушном судне, если:

  1. находится под действием любого препарата, влияющего на работоспособность и может угрожать безопасности полета воздушного судна;
  2. плохо себя чувствует, что может угрожать безопасности полета.

4. Члену экипажа запрещается употреблять алкоголь менее чем за восемь часов до указанного времени выполнения своих служебных обязанностей в полете или объявления режима готовности, заступать на летное дежурство с уровнем алкоголя в крови, который превышает 0,2 промилле, и употреблять алкоголь во время полета или находясь в режиме ожидания.

Статья 59. Командир воздушного судна

1. Командиром воздушного судна может быть пилот, который имеет соответствующую квалификацию и опыт. Командира воздушного судна с числа членов экипажа назначает эксплуатанта для выполнения руководящих функций на воздушном судне.

2. Владелец, арендатор или лизингополучатель воздушного судна авиации общего назначения назначает пилота, на которого возлагается выполнения функций командира воздушного судна и ответственность за безопасное выполнение полета.

3. В случае если в состав экипажа воздушного судна входит только один человек, он исполняет обязанности командира воздушного судна.

Статья 60. Ответственность и права командира воздушного судна

1. Командир воздушного судна:

  1. несет ответственность за безопасность всех членов экипажа, пассажиров и груза на борту с момента, когда он поднимается на борт, до момента, пока не покинет самолет после полета;
  2. несет ответственность за эксплуатацию и безопасность воздушного судна с момента готовности воздушного судна вырулить на взлетную полосу для полета до того момента, когда закончилось приземление и двигатель (двигатели), который использовался как основная силовая установка, заглушены;
  3. имеет право отдавать команды, которые считает необходимыми и такими, которые обеспечивают безопасность воздушного судна, пассажиров и груза, перевозимых самолетом;
  4. имеет право отказать в перевозке: любого лица или любой части груза, если, по его мнению, это может предоставлять потенциальную угрозу безопасности самолета или пассажиров лицу, если находится под воздействием алкоголя или медицинских препаратов до такой степени, что может угрожать безопасности самолета или пассажиров; нежелательных пассажиров, депортированных лиц или заключенных, если их перемещение представляет угрозу безопасности самолета или пассажиров;
  5. должен обеспечить информирование пассажиров о местонахождении аварийных выходов, расположения и использования соответствующего аварийного и спасательного оборудования;
  6. имеет право принимать окончательное решение о принятии или неприятии самолета с эксплуатационными недостатками, разрешенными эксплуатационной документацией;
  7. должен обеспечить проведение предполетной подготовки.

2. Командир или пилот, которому передано управление полетом в аварийной ситуации, требующей срочного принятия решения или выполнения действия, может выполнять любые действия, которые он считает необходимыми в данных обстоятельствах. В таких случаях он может отступать от правил, эксплуатационных схем и методов в интересах безопасности.

3. Эксплуатант воздушного судна должен принять все возможные меры по обеспечению выполнения лицами, находящимися на воздушном судне, всех законных приказов командира воздушного судна с целью обеспечения безопасности самолета, лиц и имущества находящихся на нем.

4. Командир воздушного судна, который получил сигнал бедствия от другого воздушного или морского судна, заметил воздушное или морское судно, которое потерпело крушение или которому угрожает опасность, или другую катастрофу, стихийное бедствие или человека в море, для жизни которого существует угроза, обязан оказать помощь пострадавшим или лицам, жизни которых в опасности, в объеме, который позволяет ему оказать такую ​​помощь без угрозы безопасности воздушного судна, пассажиров, членов экипажа или иных лиц, за которых он несет ответственность.

Статья 61. Рабочее время членов экипажа гражданских воздушных судов

1. Рабочее время членов экипажей гражданских воздушных судов определяется авиационными правилами Украины.

Статья 62. Дополнительные специалисты на борту воздушного судна

1. Для выполнения определенных функций, кроме функций экипажа, за решением эксплуатанта на борту воздушного судна могут находиться специалисты, которые не входят в состав экипажа, но обеспечивают выполнение технологических процессов перевозки и выполнения видов полетов или авиационных работ или техническое обслуживание воздушных судов в внебазовых аэропортах.

2. Условия пребывания на борту воздушного судна дополнительных специалистов определяются эксплуатантом и соглашаются уполномоченным органом по вопросам гражданской авиации.

3. Перевозка дополнительных специалистов на борту воздушного судна оформляется записью в полетном задании экипажа.

Просмотров: 5991

Экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира воздушного судна, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями руководства по летной эксплуатации воздушного судна данного типа.

Не разрешается выполнение полета воздушного судна в случае, если состав летного экипажа меньше минимально установленного руководством по летной эксплуатации воздушного судна данного типа.

Летный экипаж воздушного судна, как правило, состоит из граждан Республики Беларусь. Включение в летный экипаж гражданского воздушного судна иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в порядке, установленном специально уполномоченным органом в области гражданской авиации, в летный экипаж экспериментального воздушного судна – специально уполномоченным органом в области экспериментальной авиации, в летный экипаж государственного воздушного судна – специально уполномоченным органом в области обороны.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх