Бюджетные полномочия субъектов РФ

Информация об изменениях:

Статья 7 изменена с 1 января 2021 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 479-ФЗ

См. будущую редакцию

Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 301-ФЗ в статью 7 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 7. Бюджетные полномочия Российской Федерации

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 7 БК РФ

К бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся:

установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;

определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;

установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществления контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществление контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иной бюджетной отчетности;

определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований;

определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, установление и исполнение расходных обязательств Российской Федерации;

определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;

определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;

определение основ кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

определение общего порядка и принципов осуществления заимствований и предоставления гарантий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга;

осуществление государственных заимствований Российской Федерации, предоставление государственных гарантий Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом Российской Федерации и управление государственными активами Российской Федерации;

установление основ бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения;

установление, детализация кодов составных частей бюджетной классификации Российской Федерации, являющихся едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также кодов составных частей бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к федеральному бюджету и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов;

установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, установление оснований и порядка временного осуществления органами государственной власти Российской Федерации (органами государственной власти субъектов Российской Федерации) отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления);

временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

абзац утратил силу с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

См. предыдущую редакцию

установление видов бюджетных нарушений и бюджетных мер принуждения, определение оснований и порядка применения бюджетных мер принуждения;

установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям Российской Федерации.

Органы местного самоуправления в соответствии с БК РФ и иными федеральными законами осуществляют следующие бюджетные полномочия:

  • установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
  • составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
  • установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;
  • определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
  • осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом;
  • детализация объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к соответствующему местному бюджету;
  • в случае и порядке, предусмотренных БК РФ и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений. Органы местного самоуправления муниципальных районов, помимо полномочий, перечисленных выше, также вправе:
  • устанавливать в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ, законодательством о налогах и сборах и (или) законами субъектов Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов;
  • установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;
  • определение целей и порядка предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов, представительный орган которых формируется в соответствии с ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на решение вопросов местного значения межмуниципального характера.

Представительный орган муниципальных районов может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства.

Органы местного самоуправления поселений наряду с вышеперечисленным осуществляют также бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.

Понятие бюджетной компетенции

В России как федеративном государстве с наличием местного самоуправления бюджетное право формируется и реализуется, главным образом, с участием таких субъектов права как Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования

1. Характеристикой правосубъектности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований является их бюд-жетная компетенция. говоря, основная функция бюджетной компетенции вышеназванных субъектов — характеристика их право- и дееспособности в сфере бюджета. В этом смысле для Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований бюджетная компетенция имеет столь же важное значение как, например, для налогоплательщика — физического лица характеристики его налоговой правосубъектности — права и обязанности, а также возраст наступления налоговой дееспособности (16 лет), закрепленные в НК РФ.

Понятие «компетенция» применимо не только к общественно- территориальным образованиям как субъектам права, но, в первую очередь, к государственным органам и органам местного самоуправления. Под компетенцией государственного органа понимают круг осуществляемых им управленческих функций (предмет ведения) и объем необходимых для их реализации правомочий (обязанностей и прав). Таким образом, бюджетная компетенция Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований складывается из двух составляющих: а) предметов ведения, т.е. круга управленческих функций, осуществляемых этими субъектами в области бюджета, и б) бюджетных правомочий (обязанностей и прав) этих субъектов.

Права и обязанности, составляющие компетенцию органа, в том числе бюджетную, традиционно определяются в науке как полномочия соответствующих субъектов. Для государственного органа все права, вытекающие из его задач и функций, не есть права в классическом понимании, т.е. такие, которые он может использовать или не использовать исключительно по собственному свободному усмотрению, а «служение государству», т.е. в широком плане — выполнение своих обязанностей перед ним.

1. О компетенции Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований можно судить только на основе анализа законодательства. Речь идет прежде всего о Конституции РФ, устанавливающей, что в ведении РФ находится федеральный бюджет (п. «з» ст. 71). Кроме того, бюджетную компетенцию устанавливает Бюджетный кодекс РФ; Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»; законодательные акты субъектов РФ, регулирующие бюджетные отношения; постановления представительных органов местного регулирующие бюджетные отношения.

Специальную регламентацию бюджетная компетенция РФ, ее субъектов и муниципальных образований получила в БК РФ, в главе второй которого определены предметы ведения вышеназванных субъектов области бюджета. Конкретные же полномочия данных субъектов не выделены в отдельную главу, а содержатся в различных главах БК РФ. Например, в ст. 7 БК РФ установлено, что к ведению РФ в области регулирования бюджетных отношений относятся «разграничение налогов и дру-гих доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами различных уровней бюджетной системы Российской Федерации». Конкретизиция этого предмета ведения РФ осуществляется через правомочия (обязанности и права) РФ, которые зафиксированы, в частности, в ст. 52 БК РФ, предусмат-ривающей, что «собственные доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Российской и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год…». Равным образом, в рамках вышеуказанного предмета ведения Российская Федерация имеет право оказывать финансовую помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в формах, указанных в ст. 133 БК РФ, а именно: в форме предоставления дотаций, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд.

Бюджетная компетенция РФ, ее субъектов и муниципальных образований, являясь характеристикой право- и дееспособности этих субъектов, приходится одновременно на долю представляющих их органов. Это обусловлено тем, что ни Российская Федерация, ни субъекты РФ, ни муниципальные образования не могут самостоятельно (как явления) реализовать свою дееспособность без помощи конкретного органа. В связи с этим, бюджетная компетенция Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в части бюджетных правомочий (прав и обязанностей) фактически принадлежит органам (государственным и муниципальным), представляющим РФ, субъекты РФ и муниципальные в конкретных правоотношениях и, таким образом, реализующим их бюджетную компетенцию.

К числу органов, на долю которых приходится бюджетная дее- Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований и которые, таким образом, реализуют бюджетную компетенцию этих субъектов, относятся:

  • представительные органы государственной власти и местного самоуправления, рассматривающие, утверждающие бюджеты, а также отчеты об их исполнении;
  • исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие учет доходов и расходов бюджетов.

Бюджетной компетенцией обладают не только общественно-территориальные образования как субъекты права, но и органы государственной власти и местного самоуправления как самостоятельные субъекты бюджетного права, а также Банк России. В этом случае правоспособность и дееспособность субъекта бюджетного права приходится на долю лица — того органа, который наделен бюджетной компетенцией.

К сожалению, БК РФ не делает различий между общественно- территориальными образованиями (Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями) как субъектами бюджетного права и прочими субъектами права. В БК РФ компетенция Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований раскрывается через полномочия органов, на долю которых приходится дееспособность этих субъектов. Поэтому основе анализа одного лишь БК РФ невозможно четко разграничить компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления как самостоятельных субъектов бюджетного права и компетенцию общественно-территориальных образований как субъектов бюджетного права. Для этого необходимо привлечение дополнительной научной информации.

Бюджетная компетенция Российской Федерации

Компетенция Российской Федерации в области бюджета в значительной мере определена наличием у нее суверенитета, в том числе финансового, который, согласно Конституции РФ, распространяется на всю ее территорию (ч. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 67). Финансовый суверенитет РФ выражается, в частности, в ее исключительных правах в области финансов, которые не могут принадлежать организациям, физическим лицам и т.д.

Компетенция РФ в весьма широка. В БК РФ она определяется через предметы ведения РФ в области бюджета, которые затем конкретизируются в бюджетных полномочиях органов государственной власти, выступающих от лица РФ.

Предметы ведения Российской Федерации в области бюджета определены в ст. 7 БК РФ. Однако надо иметь в виду, что законодатель подошел в ст. 7 БК РФ к определению предметов ведения Российской Федерации в области бюджета весьма широко. В ряде случаев он включил в эти предметы ведения функции, которые составляют предметы ведения не самой Российской а уполномоченных ею органов. В других случаях он отнес к бюджетной компетенции РФ предметы ведения, которые в строго научном понимании составляют компетенцию РФ в области государственного долга и государственных внебюджетных фондов.

С учетом вышеотмеченного, а также выработанного в науке понятия бюджетного права к предметам ведения Российской Фе-дерации в области бюджета следует отнести следующие управленческие функции, закрепленные в ст. 7 БК РФ:

  • установление общих принципов организации и функцио-нирования бюджетной системы РФ;
  • разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами различных уровней бюджетной системы РФ;
  • разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;
  • определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
  • определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
  • установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета;
  • рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета;
  • установление порядка формирования доходов го бюджета;
  • установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам;
  • предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам;
  • установление общих принципов и условий предоставления бюджетных кредитов;
  • утверждение бюджетной классификации РФ;
  • установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
  • установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Предметы ведения РФ в сфере бюджета раскрываются (кон-кретизируются) через бюджетные полномочия тех органов, которые непосредственно реализуют бюджетную компетенцию РФ. К числу этих органов относятся Государственная Дума РФ, а также Федеральное казначейство.

Бюджетные полномочия органов, выступающих от лица РФ, закреплены в Конституции РФ, а также в БК РФ.

Прежде всего, Государственная Дума, выступая от лица РФ, имеет полномочия принимать федеральные законы (ст. 76, 105 Конституции РФ), в том числе в сфере бюджета. Этим самым она реализует многие предметы ведения РФ, закрепленные в ст. 7 БК РФ. Полномочие Думы принимать бюджетные законы, в частности, обеспечивает:

  • установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ;
  • разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;
  • определение и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения отчетов об исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
  • определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
  • установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета;
  • установление порядка формирования доходов федерального бюджета;
  • установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджетатам субъектов РФ и местным бюджетам;
  • установление общих принципов и условий бюджетных кредитов;
  • утверждение бюджетной классификации РФ;
  • установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
  • установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Свидетельством реализации Государственной Думой вышеназванных полномочий в сфере бюджета является принятие БК РФ, Федерального закона «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 г., с изменениями. Данные законы в полной мере обеспечили реализацию предметов ведения РФ в сфере бюджета.

Кроме того, исходя из ст. 106 Конституции РФ, а также ст. 153 БК РФ Государственная Дума выступает от лица РФ, имея полномочие рассматривать и утверждать (принимать) федеральный бюджет, а также отчет о его исполнении. Как отмечалось, в праве РФ на рассмотрение и утверждение бюджета находит выражение ее государственный суверенитет.

В процессе рассмотрения и утверждения федерального бюджета Государственная Дума имеет полномочия:

а) передавать собственные доходы федерального бюджета бюд-жетам субъектов РФ и местным бюджетам по нормативам (ст. 52 БК РФ);
б) передавать из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ отдельные виды расходов путем включения соответствующих норм в федеральный закон о федеральном бюджете с одновременным внесением изменений в БК РФ (п. 1 ст. 130 БК РФ);
в) оказывать финансовую помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ (ст. 133 БК РФ);
г) формировать в федеральном бюджете целевые бюджетные фонды (ст. 17 БК РФ).

Можно выделить и другие функции Государственной Думы, которые она осуществляет в ходе реализации основного полномочия — рассматривать и утверждать федеральный бюджет.

Наконец, в ходе бюджетного процесса, а точнее — исполнения федерального бюджета Федеральное казначейство имеет полномочия от имени РФ вести учет доходов и расходов бюджета (ст. 240, 262 БК РФ). Данное полномочие Федерального казначейства является одной из составляющих бюджетной компетенции именно Российской Федерации, поскольку оно непосредственно обеспечивает суверенное право РФ на собственный бюджет (ч. «з» ст. 71 Конституции РФ), а также право на получение бюджетных доходов и их использование.

Бюджетная компетенция субъектов РФ

Субъекты РФ, выступая в качестве субъектов бюджетного права, так же как и Российская Федерация, выступающая в этом качестве, реализуют суверенитет государства.

Бюджетная компетенция субъектов РФ определена в БК РФ через предметы ведения субъектов РФ в области бюджета, которые затем конкретизируются в бюджетных полномочиях органов государственной власти, выступающих от лица субъектов РФ.

Предметы ведения субъектов РФ в области бюджета определены в ст. 8 БК РФ. Однако, как и в случае с предметами ведения РФ области бюджета, они определены весьма широко. В ряде случаев законодатель включил в предметы ведения субъектов РФ те функции, которые составляют предметы ведения не самих субъектов РФ в области бюджета, а уполномоченных им органов. В других случаях законодатель отнес предметы ведения, в строго научном понимании составляющих компетенцию субъектов РФ в области государственного долга, к бюджетной компетенции Российской Федерации.

С учетом вышеотмеченного, а выработанного в науке понятия бюджетного права к предметам ведения субъектов РФ в области бюджета следует отнести следующие управленческие функции, закрепленные в ст. 8 БК РФ:

  • установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов субъектов РФ, утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов
  • рассмотрение и утверждение проектов бюджетов субъектов РФ;.
  • распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов РФ между бюджетами субъекта РФ и местными бюджетами;
  • определение порядка направления в бюджет субъекта РФ доходов от использования собственности субъекта РФ, доходов от налогов и сборов субъекта РФ, иных доходов бюджета субъекта РФ;
  • разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами в соответствии с законодательством РФ;
  • установление совместно с органами государственной власти РФ порядка и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов РФ;
  • определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ бюджетам;
  • предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ местным бюджетам;
  • установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов.

Предметы ведения субъектов РФ в сфере бюджета раскрываются (конкретизируются) через бюджетные полномочия тех органов, которые непосредственно реализуют бюджетную компетенцию субъектов РФ.

К числу этих органов относятся законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, ведущие учет доходов расходов бюджетов субъектов РФ.

Бюджетные полномочия органов, выступающих от лица субъектов РФ, закреплены в Конституции РФ, БК РФ, а также в конституциях и уставах субъектов РФ и специальных бюджетных законах, принятых в субъектах РФ.

Прежде всего, (представительные) органы власти субъектов РФ, выступая от лица субъектов РФ, имеют полномочия принимать законы субъектов РФ, в том числе в сфере бюджета (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ). Этим самым законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ реализуют следующие предметы ведения, закрепленные в ст. 8 БК РФ:

  • установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов субъектов РФ, утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ;
  • определение порядка направления в бюджет субъекта РФ доходов от использования собственности субъекта РФ, доходов от налогов и сборов субъекта РФ, иных доходов бюджета субъекта РФ;
  • разграничение полномочий по осуществлению между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами в соответ-ствии с РФ;
  • установление совместно с органами государственной власти РФ порядка и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов РФ;
  • определение порядка и условий предоставления правовой помощи и бюджетных из бюджета субъекта РФ местным бюджетам;
  • установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов.

Кроме того, исходя из ст. 135 БК РФ, а также законодательных актов субъектов РФ в сфере бюджета законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ, выступая от лица субъекта РФ, полномочны рассматривать и утверждать бюджет субъекта РФ, а также отчет о его исполнении. В данном случае законодательные (представительные) органы власти субъекта РФ выступают именно от лица субъекта РФ, поскольку в праве на рассмотрение и утверждение бюджета находит выражение государственный суверенитет.

В процессе рассмотрения и утверждения бюджета субъекта РФ законодательный (представительный) орган власти имеет полномочия:

а) передавать из бюджета субъекта РФ местным бюджетам отдельные виды расходов бюджетов субъектов Федерации, предусмотренные п. 1 ст. 86 БК РФ, путем включения соответствующих норм в закон субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год (ст. 139 БК РФ);
б) оказывать финансовую помощь из бюджета субъекта РФ местному бюджету, а также предоставлять ему бюджетные ссуды;
в) передавать местному бюджету на постоянной основе полностью или частично доходы бюджетов субъектов РФ (ст. 58 БК РФ);
г) формировать в бюджете субъекта РФ целевые бюджетные фонды (ст. 17 БК РФ);
д) включать в бюджет субъекта РФ доходы, переданные из федерального бюджета (ст. 52 БК РФ);
е) включать в бюджет субъекта РФ отдельные виды расходов, переданные из федерального бюджета (п.1 ст. 130 БК РФ);
ж) включать в бюджет субъекта РФ финансовую помощь из федерального бюджета (ст. 133 БК РФ).

Наконец, в ходе бюджетного процесса, а точнее — исполнения бюджета субъекта РФ орган, исполняющий бюджет субъекта РФ, имеет полномочия от имени субъекта РФ вести учет доходов и расходов бюджета (ст. 240 БК РФ). Данное полномочие органа, исполняющего бюджет субъекта РФ (финансовый орган субъекта РФ или Федеральное казначейство на основе договора с субъек-том РФ), является одной из составляющих бюджетной компетенции субъекта РФ, так как оно непосредственно обеспечивает суверенное право РФ на собственный бюджет (п. «з» ст. 71 Конституции РФ), а также право на получение бюджетных доходов и расходов.

Компетенция муниципального образования в области бюджета

Бюджетная компетенция муниципального образования характеризует муниципальное образование как субъект бюджетного права.

Бюджетная компетенция муниципального образования в БК РФ определена через предметы ведения муниципального образования в области бюджета, которые затем конкретизируются в бюджетных полномочиях органов местного самоуправления, выступающих от лица муниципального образования.

Предметы ведения муниципального образования в области бюджета определены в ст. 9 БК РФ. Однако надо иметь в виду, что законодатель подошел к определению предметов ведения муниципального образования весьма широко, отнеся в ряде случаев к бюджетной компетенции муниципальных образований те предметы ведения, которые с научной точки зрения составляют компетенцию муниципального образования в области муниципального долга.

С учетом всего отмеченного к предметам ведения муниципальных образований в области бюджета следует отнести:

  • установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов;
  • рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение местных бюджетов, утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;
  • определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;
  • определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
  • предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов.

Предметы ведения муниципальных образований в сфере бюджета раскрываются (конкретизируются) через бюджетные полномочия тех органов, которые непосредственно реализуют бюджетную компетенцию муниципального образования. К числу этих органов относятся: представительные органы власти муниципального образования, а также исполнительные ор-ганы власти, ведущие учет доходов и расходов местного бюджета.

Бюджетные полномочия вышеназванных органов установлены в ст. 132 Конституции РФ, Бюджетном кодексе РФ, Федеральном законе «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», а также в нормативных правовых актах представительных органов местного самоуправления.

Представительные органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты (решения), в том числе в сфере бюджета (ст. 130 Конституции РФ). Благодаря этому они обеспечивают следующие предметы ведения муниципального образования:

  • установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов;
  • определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;
  • определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов.

В частности, во исполнение вышеназванных полномочий многие представительные органы местного самоуправления приняли нормативные акты о бюджетном процессе.

Кроме того, в соответствии со ст. 132 Конституции РФ, а также ст. 153 БК РФ представительные органы местного самоуправления имеют полномочия от лица муниципального образования рассматривать и утверждать местные бюджеты, а также рассматривать и утверждать отчеты об их исполнении.

В процессе рассмотрения и утверждения местного бюджета представительные органы местного самоуправления имеют полномочия:

а) формировать в местном бюджете бюджетные фонды (ст. 17 БК РФ);
б) передавать доходы местного бюджета бюджетам других уровней бюджетной системы по ставках (нормативам), определяемым правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 63 БК РФ);
в) включать в местный бюджет доходы, переданные из бюджетов субъектов РФ и федерального бюджета (ст. 52, 58 БК РФ);
г) включать в местный бюджет финансовую помощь и бюджетные ссуды, полученные из бюджета субъекта РФ;
д) включать в местный бюджет расходы, переданные из бюджета субъекта РФ.

Можно выделить и другие полномочия представительных органов местного самоуправления, которые они осуществляют в ходе реализации основного полномочия рассматривать и утверждать местный бюджет.

Наконец, муниципальное образование имеет право на собственный бюджет, равно как и право на получение бюджетных доходов и их использование (ст. 132 Конституции РФ), ст. 10 БК РФ.

Исходя из этого, по аналогии с бюджетной компетенцией Российской Федерации и бюджетной компетенцией субъектов РФ, полномочие на учет доходов и расходов бюджета (ст. 240 БК РФ), которое реализуется от имени муниципального образования, принадлежит финансовым органам местного самоуправления.

Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации

Конституция РФ (п. «е» ч. 1 ст. 72) относит общие вопросы воспитания и образования к вопросам, находящимся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено (п. 2 ст. 26. 3), что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:

— обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

— организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

— финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с установленными нормативами;

— организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;

— организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

— организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

— обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Вместе с тем, в п. 7 ст. 26.3 того же Закона предусматривается, что полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также иные полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные п. 2 ст. 26.3 настоящей статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. При этом указывается на то, что финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

В ч. 1 комментируемой статьи определены «переданные полномочия», то есть полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

— лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

— государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

— государственный контроль в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории;

— подтверждение документов об образовании и квалификации.

Законодатель уточняет, что не могут быть переданы на региональный уровень полномочия по лицензированию, государственной аккредитации и государственному контролю в отношении следующих организаций:

— организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

— федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства;

— российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных организациях;

— иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации.

Передача на региональный уровень полномочий, осуществляемых в отношении перечисленных организаций, невозможна, поскольку данные полномочия отнесены к компетенции федеральных органов государственной власти (ст. 6 комментируемого Закона).

Закрепленный в комментируемой статье перечень переданных полномочий, как правило, воспроизводятся в региональных законах об образовании. Так, в ст. 3 Закона Челябинской области от 29 августа 2013 г. № 515-ЗО «Об образовании в Челябинской области» установлено, что органы государственной власти Челябинской области осуществляют следующие переданные им полномочия Российской Федерации в сфере образования и науки:

1) государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Челябинской области (за исключением организаций, указанных в п. 7 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на территории Челябинской области;

2) лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Челябинской области (за исключением организаций, указанных в п. 7 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»);

3) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Челябинской области (за исключением организаций, указанных в п. 7 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»);

4) подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации.

5) подтверждение документов об ученых степенях, ученых званиях.

Финансовое обеспечение осуществления всех переданных полномочий, кроме полномочий по подтверждению документов об образовании и квалификации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели.

Финансовое обеспечение полномочий по подтверждению документов об образовании и квалификации осуществляется только в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели. Субвенция на эти цели не могут быть предусмотрены.

Законодатель устанавливает минимальный предел бюджетных ассигнований на финансирование переданных полномочий ― не менее размера планируемых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации.

Общий размер субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий определяется:

во-первых, исходя из количества муниципальных районов и городских округов на территории субъекта Российской Федерации, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

во-вторых, исходя из количества организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и их филиалов, в отношении которых полномочия по государственному контролю в сфере образования, лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательной деятельности переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Для расчета общего размера субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий используется методика, утвержденной Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1116 «О порядке предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, государственному контролю качества образования, лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений».

Средства, выделяемые на осуществление переданных полномочий, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

В соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В случае использования таких средств не по целевому назначению Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет взыскание указанных средств в порядке, установленном ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ.

Контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий осуществляется в пределах установленной компетенции Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, а также Счетной палатой РФ.

Федеральные органы государственной власти продолжают контролировать сферу осуществления переданных полномочий.

Так, Министерство образования и науки РФ принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий:

— Приказ Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 244 «Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности»;

— Приказ Минобрнауки России от 29 октября 2014 г. № 1398 «Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности»;

— Приказ Минобрнауки России от 5 сентября 2014 г. № 1205 «Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации».

Минобрнауки России вправе устанавливать целевые прогнозные показатели осуществления переданных полномочий.

Кроме того, осуществляет согласование назначения на должность руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия.

По результатам ежегодного доклада об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Минобрнауки России подготавливает предложения о совершенствовании законодательства об образовании.

При необходимости Минобрнауки России по представлению Рособрнадзора вносит в Правительство РФ предложения об изъятии полномочий Российской Федерации в сфере образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Рособрнадзор в связи с переданными полномочиями осуществляет контроль за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий.

Механизм контроля Рособрандзора за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, детализирован в соответствующем Административном регламенте (Приказ Минобрнауки РФ от 21 января 2009 г. № 8 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению надзора за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации».

Выполнение административных действий в рамках исполнения государственной функции по осуществлению надзора за нормативно-правовым регулированием по вопросам переданных полномочий осуществляется федеральными государственными гражданскими служащими Рособрнадзора в соответствии с установленным распределением должностных обязанностей.

Для осуществления контроля со стороны Рособрнадзором установлена обязанность при принятии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий обеспечить своевременное представление экземпляра указанного акта в Рособрнадзор.

Данная обязанность возложена на высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации подлежит направлению в Рособрнадзор, если хотя бы одна норма указанного акта регулирует осуществление переданных полномочий.

К числу нормативных правовых актов, направляемых в Рособрнадзор, относятся:

Конституция (Устав) субъекта Российской Федерации;

закон или иной нормативный правовой акт органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации;

нормативный правовой акт высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

По результатам проведения контроля за нормативно-правовым регулированием переданных полномочий Рособрнадзор составляет акт о результатах проверки, либо требование о представлении нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, либо предписание об отмене нормативного правового акта субъекта Российской Федерации (о внесении в него изменений). Предписания Рособрнадзора являются обязательными для исполнения.

Осуществление контрольной функции Рособрнадзора может также завершиться направлением в суд материалов, содержащих данные, указывающие на неисполнение предписания.

Помимо контроля за нормативно-правовым регулированием, Рособрнадзор осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом проведения проверок соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Порядок выполнения данной контрольной функции Рособрнадзора детализирован в Административном регламенте, утвержденном Приказом Минобрнауки России (Приказ Минобрнауки РФ от 21 января 2009 г. № 9 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации».

Выполняя контрольные мероприятия, Рособрнадзор осуществляет надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по следующим вопросам:

— осуществление контроля качества образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами или федеральными государственными требованиями в образовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, по всем реализуемым ими образовательным программам;

— лицензирование образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, по всем реализуемым ими образовательным программам (за исключением образовательных учреждений, лицензирование которых осуществляется Рособрнадзором);

государственная аккредитация образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, по всем реализуемым ими образовательным программам (за исключением образовательных учреждений, государственная аккредитация которых осуществляется Рособрнадзором);

надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования расположенными на территории субъекта Российской Федерации образовательными учреждениями (за исключением образовательных учреждений, в отношении которых указанный надзор и контроль осуществляются Рособрнадзором), а также органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования; принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования.

При осуществлении контроля Рособрнадзор использует ежегодные и ежеквартальные отчеты о деятельности по осуществлению переданных полномочий, которые направляются в адрес Рособрнадзора органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, проводятся мероприятия по надзору с целью проверки полноты и качества осуществления переданных полномочий, а также с целью проверки исполнения предписаний. Такие мероприятия проводятся в форме выездных (инспекционных) и камеральных проверок.

Мероприятия по надзору в форме выездных (инспекционных) проверок проводятся по месту нахождения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений. Мероприятия по надзору в форме камеральных проверок проводятся в Рособрнадзоре посредством изучения имеющихся и представленных организациями и другими лицами документов и иных сведений.

Проведение мероприятия по надзору в форме выездной проверки осуществляется комиссией по проверке, создаваемой Рособрнадзором, проведение мероприятия по надзору в форме камеральной проверки — комиссией по проверке или, по решению руководителя Рособрнадзора, без создания комиссии по проверке одним специалистом Рособрнадзора, назначенным в качестве проверяющего.

Для осуществления контрольной (надзорной) функции Рособранзор наделяется правом выдачи обязательных для исполнения предписаний организациям:

— об устранении выявленных нарушений;

— о привлечении к ответственности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также должностных лиц образовательных учреждений;

— об отстранении от должности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также должностных лиц образовательных учреждений.

В случае неисполнения предписания Рособрнадзор направляет информацию о неисполнении в Минобрнауки России для подготовки и внесения в Правительство РФ предложений об изъятии переданных полномочий у органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Информация о неисполнении предписания в вышестоящий орган и (или) в Генеральную прокуратуру РФ или прокуратуру субъекта Российской Федерации.

К иным полномочиям Рособрнадзора в связи с осуществлением контроля (надзора) за переданными полномочиями относятся полномочия по:

— согласованию структуры органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

— изданию методических рекомендаций и обязательных для исполнения инструктивные материалы по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;

— установлению требований к содержанию и формам отчетности, а также порядок представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;

— принятию мер по устранению выявленных нарушений при осуществлении переданных полномочий;

— представлению в Минобрнауки России ежегодного доклада об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий.

В ч. 8 комментируемого Закона закреплены полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), которые он осуществляет в связи с переданными полномочиями в сфере образования:

— назначение на должность руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, по согласованию с Минобрнауки России;

— утверждение по согласованию с Рособрназором структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

— организация деятельности по осуществлению переданных полномочий;

— обеспечение предоставление в Рособрнадзор

ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей;

необходимого количества экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации, по вопросам переданных полномочий; информации, необходимой для формирования и ведения федеральных баз данных по вопросам контроля и надзора в сфере образования.

СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

Южноуральская панорама, № 129, 31.08.2013.

СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 234.

Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17.07.2015.

Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.02.2015.

Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.01.2015

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 25, 22.06.2009.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 19, 11.05.2009.

Автор — А.Н. Козырин
01 мая 2016 года

действует Редакция от 02.11.2013 Подробная информация

«БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 31.07.98 N 145-ФЗ (ред. от 02.11.2013 с изменениями, вступившими в силу 03.11.2013 )

Глава 2. БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))

Статья 7. Бюджетные полномочия Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))

К бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся:

установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;

определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;

установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществления контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществление контроля за их исполнением, составления, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иной бюджетной отчетности;

определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований;

определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, установление и исполнение расходных обязательств Российской Федерации;

определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;

определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;

определение основ кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

определение общего порядка и принципов осуществления заимствований и предоставления гарантий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга;

осуществление государственных заимствований Российской Федерации, предоставление государственных гарантий Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом Российской Федерации и управление государственными активами Российской Федерации;

установление основ бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения;

установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к федеральному бюджету и государственным внебюджетным фондам Российской Федерации;

установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов;

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, установление оснований и порядка временного осуществления органами государственной власти Российской Федерации (органами государственной власти субъектов Российской Федерации) отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления);

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

установление оснований для привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ)

установление видов бюджетных нарушений и бюджетных мер принуждения, определение оснований и порядка применения бюджетных мер принуждения;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ)

установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям Российской Федерации.

Статья 8. Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))

К бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))

установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;

установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;

установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации;

определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации;

установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))

установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;

предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;

установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий субъекта Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом и государственными активами субъекта Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))

установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету субъекта Российской Федерации и бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов;

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))

временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления;

в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))

К бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга помимо вышеперечисленных бюджетных полномочий относятся:

определение законами указанных субъектов Российской Федерации источников доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Установленные настоящим Кодексом источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

установление нормативов отчислений доходов в бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах;

определение объема и порядка предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований, в том числе определение порядка образования в составе бюджетов субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований и порядка распределения средств указанных фондов;

определение перечня и порядка исполнения расходных обязательств внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, вытекающих из полномочий по вопросам местного значения, определенных законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

определение порядка ведения реестра расходных обязательств внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))

Статья 9. Бюджетные полномочия муниципальных образований

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))

1. К бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся:

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))

установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))

установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету;

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))

в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))

иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))

2. К бюджетным полномочиям муниципальных районов помимо полномочий, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, относятся:

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))

установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации нормативов отчислений доходов в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством о налогах и сборах и (или) законами субъектов Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов;

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))

установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;

определение целей и порядка предоставления субсидий из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов, представительный орган которых формируется в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;

(в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ)

составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.

3. Органы местного самоуправления поселений наряду с полномочиями, перечисленными в пункте 1 настоящей статьи, в соответствии с настоящим Кодексом осуществляют также бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))

Пункт 4. — Утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 244-ФЗ)

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх