Частное учреждение

Право собственности образовательных учреждений.

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 14

Свою деятельность образовательное учреждение осуществляет за счет денежных средств, выделяемых ему собственником. Однако для реализации поставленных целей только одного этого недостаточно, требуется иное движимое и недвижимое имущество (здания, земельные участки и др.). Поэтому при создании учреждения собственник, определяя объем финансирования, выделяет часть своего имущества и закрепляет ее за вновь созданным учреждением в качестве необходимого имущества. Если речь идет о государственной собственности, то от имени государства выделение имущества осуществляет Госкомимущество России.

Имущество образовательного учреждения делится на два вида:

а) собственность учредителя (учредителей);

б) имущество образовательного учреждения, полученное от осуществления приносящей доходы деятельности.

Правовой режим собственности учредителя, в общих чертах, состоит в следующем: учредитель (учредители) закрепляет за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности объекты права собственности — землю, здания, сооружения, имущество, оборудование. Эти отношения фиксируются в договоре между учредителем (учредителями) и образовательным учреждением.

К договору нередко прилагают передаточный акт, в котором точно определяют все имущество, которое передается образовательному учреждению.

Особый правовой режим установлен для земельных участков: они закрепляются за образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование, но, нужно отметить, что этим правом пользуются лишь государственные и муниципальные образовательные учреждения.

Объекты собственности, которые учредитель закрепляет за образовательным учреждением, находятся у него на правах оперативного управления согласно ст. 296 ГК РФ.

Право оперативного управления на имущество собственника возникает у учреждения с момента фактической передачи этого имущества, если иное не установлено законом, другими правовыми актами или решением собственника (п.1 ст. 299 ГК).


Следовательно, образовательное учреждение полностью лишено права ограниченного распоряжения в отношении принадлежащего ему имущества, за исключением расходования денежных средств, выделяемых ему по смете, поскольку без этого невозможно осуществление его деятельности. То есть, понятие права оперативного управления образовательного учреждения включает в себя право владения и право пользования, право распоряжения движимым имуществом распространяется только на денежные средства, выделяемые по смете. Никаким другим имуществом, находящимся в оперативном управлении, образовательное учреждение распоряжаться не вправе. При возникновении такой необходимости оно вправе просить собственника о том, чтобы он сам (от своего имени) произвел отчуждение принадлежащего ему имущества.

Образовательное учреждение может сдавать имущество в аренду.

Решение о сдаче в аренду может принять руководитель образовательного учреждения, но воспользоваться своим правом он может при наличии двух условий:

1) согласия совета образовательного учреждения (в вузе — с согласия учёного совета вуза);

2) цена аренды не может быть ниже цены, сложившейся в данном регионе, т.е. фактически ниже самой низкой цены.

Если одного из этих условий нет, то руководитель не вправе сдавать помещения в аренду.

Образовательное учреждение, как и любое юридическое лицо, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

При недостаточности у образовательного учреждения указанных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет учредитель в порядке, определяемом законом (п.9 ст.39 Закона об образовании, п.2 ст.120 ГК, ст.9 Закона о некоммерческих организациях).

При определении ответственности собственника (учредителя) важно иметь в виду два момента. Во-первых, субсидиарная ответственность согласно абз.2 п.1 ст.399 ГК Российской Федерации наступает в тех случаях, когда основной должник (здесь — государственное или муниципальное образовательное учреждение) либо отказался удовлетворить требование кредитора (поставщика), либо не ответил на это требование в разумный срок. Применительно к субсидиарной ответственности собственников образовательных учреждений в законе выдвинуто дополнительное условие — недостаточность находящихся в распоряжении образовательного учреждения денежных средств (а не только их полное отсутствие). При подтверждении данного условия образовательное учреждение перестает быть ответчиком, ибо возложить на него имущественную ответственность действительно невозможно из-за недостатка имущества, на которое по закону можно обратить взыскание. Поэтому ответчиком становится учредитель-собственник (который и должен привлечь основного должника — образовательное учреждение — к участию в деле в соответствии с п.3 ст.399 ГК). И в данной ситуации иск предъявляется к такому собственнику, а не к образовательному учреждению.

Во-вторых, следует иметь в виду, что в роли собственника-учредителя выступают не органы государственной власти (так как в гражданско-правовых отношениях они сами являются учреждениями-несобственниками), а соответствующие публично-правовые образования в целом – Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования (п.1 ст.214 и п.1 ст.215 ГК ). Следовательно, речь идёт именно об их ответственности. От имени публично-правовых образований в гражданском обороте выступают их органы в рамках имеющейся у них компетенции (п. 1 и 2 ст.125, п.3 ст.214, п.2 ст.215 ГК). Имуществом, предназначенным для удовлетворения претензий кредиторов публично-правовых образований, является нераспределенное между государственными и муниципальными юридическими лицами имущество, составляющее казну соответствующего публично-правового образования (абз.1 п.1 ст.126, абз.2 п.4 ст.214, абз.2 п.3 ст.215 ГК Российской Федерации).

Размер имущества, находящегося у образовательного учреждения, может увеличиваться и уменьшаться. О возрастании объема имущества учреждения может свидетельствовать увеличение финансирования собственником. Однако пока это малоактуально, так как на практике собственник не выполняет своих обязательств по финансированию образовательных учреждений на выплату заработной платы, не говоря уже о том, что сокращается, а порой и полностью отсутствует финансирование на приобретение новейшего оборудования, на пополнение библиотечного и музейных фондов и т. п.

Способы образования собственности образовательного учреждения указаны в ст. 39 Закона об образовании. Это:

1) дар физических и (или) юридических лиц;

2) пожертвования;

3) завещание;

4) деятельность образовательного учреждения, в том числе продукты интеллектуального и творческого труда, а также предпринимательская деятельность, оказание платных образовательных и других услуг.

Несмотря на то, каким способом приобретено имущество, возмездно или безвозмездно, непосредственно от собственника или других лиц, в соответствии с п. 2 ст. 299 ГК данное имущество поступает в оперативное управление учреждения.

Среди перечисленных способов приобретения имущества в нашем законодательстве впервые закреплено пожертвование (дарение вещи или права в общеполезных целях). Пожертвование может быть обусловлено использованием имущества по определенному назначению либо без такового обременения (абз. 1 п. 1 ст. 582 ГК). Образовательное учреждение, принимающее пожертвование с условием использовать его по определенному назначению, должно вести обособленный учет всех операций с таким имуществом (абз. 2 п. 3 ст. 583 ГК). Изменение целевого назначения пожертвованного имущества возможно лишь при наличии одновременно двух условий: из-за изменившихся обстоятельств имущество нельзя использовать в соответствии с указаниями жертвователя; жертвователь согласен на изменение целевого назначения, в случае же смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица-жертвователя целевое назначение изменено по решению суда (п. 4 ст. 582 ГК).

Если имущество используется не в соответствии с обусловленным жертвователем назначением, либо целевое назначение пожертвованного имущества было изменено при отсутствии указанных выше условий, жертвователь вправе требовать отмены пожертвования. Право на отмену пожертвования принадлежит и правопреемникам жертвователя. Вместе с тем неясно, почему правопреемник, обладая правом принять решение об отмене пожертвования, не может дать согласие на изменение назначения использования пожертвованного имущества. Кроме того, законодатель, употребляя термин «требовать отмены» (ст. 578 ГК), не уточняет, к кому должно быть предъявлено такое требование и в какой форме. На наш взгляд, в законодательстве целесообразно четко указать, что жертвователь или его правопреемник имеют право обратиться в суд об отмене пожертвования.

На принятие имущества по безвозмездным сделкам не требуется чьего-либо разрешения. Отсюда проблема: означает ли это, что если назначение пожертвования противоречит цели деятельности данного учреждения, то последнее может отказаться от принятия имущества? Исходя из того, что договор пожертвования является разновидностью договора дарения, видимо, на этот вопрос следует ответить положительно.

Наиболее распространенный способ увеличения имущества учреждения — реализация предоставленного собственником права осуществлять приносящую доходы деятельность.

Виды платных образовательных услуг образовательное учреждение определяет самостоятельно. Они должны быть, в обязательном порядке, перечислены в уставе образовательного учреждения. Обычно образовательные учреждения оказывают следующие платные образовательные услуги:

1. образовательные и развивающие услуги: а) обучение по дополнительным образовательным программам (в том числе преподавание специальных курсов и циклов дисциплин); б) занятие с обучающимися углубленным изучением предметов; в) репетиторство; г) различные курсы (по подготовке к поступлению в учебное заведение, по изучению иностранных языков, повышения квалификации, по переподготовке кадров с освоением новых специальностей); д) разнообразные кружки (по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию и т.д. т.п., создание учебных групп, студий, факультативов различных направлений образовательной деятельности); е) создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни до поступления в школу, если ребёнок не посещал дошкольное образовательное учреждение, создание групп специального (коррекционного, выравнивающего) обучения детей с отклонениями в развитии;

2. оздоровительные мероприятия (секции, группы по укреплению здоровья – гимнастика, общефизическая подготовка и т.д. и т.п.).

Эти услуги могут предоставляться не только обучающимся в этом образовательном учреждении, хотя им предоставлено преимущественное право на их получение, но и всем гражданам, например, родителям, пенсионерам и другим группам.

Платные образовательные услуги можно оказывать при условии, что они не предусмотрены соответствующими образовательными программами, которые финансируются учредителем и государственными образовательными стандартами.

Образовательному учреждению целесообразно разработать локальный нормативный правовой акт — положение о платных образовательных услугах. В этом положении можно перечислить цели услуг, дать их определение, установить порядок определения цены услуги, распределение полученного дохода, определить права, обязанности, ответственность участников этих отношений, определение качества услуг и другие условия.

Согласно ГК, учреждение вправе быть учредителем других юридических лиц. Так, финансируемые собственником учреждения могут стать участниками хозяйственных обществ и товариществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом (п. 4 ст. 64); общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, имеют право добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций (п. 2 ст. 121 ГК, п. 8 ст. 13 Закона об образовании, п. 1 ст. 14 Закона о высшем образовании).

Полагаем, что приведенные нормы применимы только к тем учреждениям, которые обладают имуществом и на праве оперативного управления, и на праве хозяйственного ведения, и лишь в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении. На учреждения — субъекты права оперативного управления эти нормы не распространяются.

В соответствии с п. 4 ст. 66 ГК РФ для реализации права участвовать в хозяйственных обществах и товариществах учреждение должно получить согласие собственника. И здесь не имеет значения, какое имущество будет выступать в качестве вклада: движимое или недвижимое. В этом проявляется ограничение в содержании права хозяйственного ведения учреждения.

Для образовательного учреждения, участвующего в ассоциации, ГК РФ никаких ограничений в осуществлении им субъективного права не устанавливает. Подобная позиция представляется не совсем оправданной, поскольку в данном случае (так же, как и при создании хозяйственных обществ и товариществ) речь идет о прекращении права собственности, а в отдельных случаях о субсидиарной ответственности собственника по долгам учреждения. Участвуя в товариществе на вере, в акционерном обществе или обществе с ограниченной ответственностью, учреждение несет только риск потери вклада, участие же в обществе с дополнительной ответственностью и в ассоциации предполагает субсидиарную ответственность по обязательствам этих юридических лиц.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

20. Особенности финансов организаций негосударственной формы собственности.

Важнейшей характерной чертой функционирования рыночного механизма в экономике любого государства является образование и деятельность организаций различных организационно-правовых форм.

В Республике Беларусь функционируют государственные организации, основанные на государственной форме собственности, и частные организации. Существуют также организации, которые учреждаются и государственными структурами совместно с частным бизнесом, и иностранными субъектами, то есть смешанные и совместные организации.

Негосударственные организации могут создаваться в различных формах. Критериями дифференциации этих организаций выступают вид собственности, субъект собственности, характер имущественной ответственности собственника (полная, ограниченная, дополнительная), механизм управления организацией.

С учетом этих критериев предприятия могут создаваться в следующих формах: единоличные; индивидуальные предприниматели; частные организации; товарищества (полные, коммандитные); унитарные предприятия; общества с ограниченной ответственностью; общества с дополнительной ответственностью; акционерные общества (открытые, закрытые); кооперативные (производственные, в том числе сельскохозяйственные производственные кооперативы и крестьянские фермерские хозяйства; потребительские кооперативы); арендные; иностранные; совместные.

Все вышеперечисленные организации функционируют на основе общей законодательной базы и общих принципов в области финансовой деятельности (самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление, заинтересованность в итогах финансово–хозяйственной деятельности, ответственность за ее результаты).

В отличие от государственных финансы организаций негосударственных форм собственности имеют свои особенности. Эти особенности связаны с источниками формирования финансовых ресурсов, источниками пополнения финансовых средств, распределением и перераспределением финансовых ресурсов.

Важнейшими особенностями финансов негосударственных организаций являются следующие: возрастающая роль прибыли и фонда амортизации как основных источников финансовых ресурсов; сокращение сферы безвозмездного получения ресурсов на основе внутриведомственного перераспределения денежных фондов, а также бюджетного финансирования; ограниченная финансовая поддержка со стороны государства; постепенно увеличивающаяся роль страховых возмещений, поступающих от страховых компаний; развитие новых форм получения доходов (приобретение ценных бумаг других юридических лиц, вкладывание средств в уставный капитал вновь образуемых организаций и банков, размещение временно свободных финансовых ресурсов на депозитных счетах в банках); распространение различных форм поддержки друг друга в виде финансовой помощи (денежные средства, товар, пожертвования, благотворительные взносы).

Наряду с этим в зависимости от типа организации по-разному формируется их уставный фонд, распределяется и используется прибыль, происходит управление финансами.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения организации, когда образуется уставный фонд, то есть на стадии формирования уставного капитала хозяйствующего субъекта возникают финансовые отношения.

В зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования источниками уставного фонда могут быть: акционерный капитал (выпуск и размещение акций в акционерных обществах); паевые взносы членов обществ и кооперативов; долевое участие учредителей, членов арендных или совместных предприятий; ведомственные финансовые ресурсы ассоциаций, концернов, отраслевых министерств и ведомств; долгосрочные кредиты и т. д.

В дальнейшем при необходимости привлечения дополнительных финансовых ресурсов кооперативные, арендные, а также совместные организации правомочны принимать решения об увеличении паевых и членских взносов.

Значительные финансовые ресурсы могут мобилизовать акционерные общества за счет объявления дополнительной подписки на акции или индексации их номинальной стоимости, а также путем выпуска облигаций.

Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств (основных и оборотных), которые инвестированы в процесс производства. Организация получает право юридического лица после присвоения ей номера и внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Имеются специфические особенности в плане финансовой ответственности участников организаций негосударственных форм собственности (долями, паями, акциями, имуществом), в управлении финансами организаций негосударственных форм собственности.

Высшими органами управления, регламентирующими все финансовые отношения, являются общее собрание членов кооператива, трудового коллектива, акционеров, совет директоров, учредителей, правление или другое правомочное представительство, определенное в учредительном договоре. Этим органам принадлежит право распоряжаться собственностью (продавать другим, обменивать, сдавать в аренду, передавать бесплатно), утверждать доходы и расходы организации, размер оплаты труда, определять источники покрытия затрат и решать другие финансовые вопросы.

В процессе хозяйственной деятельности организации несут денежные затраты, не однородные по своему экономическому содержанию и назначению. Некоторые виды затрат, их размер часто оговариваются в учредительных документах организации.

Основным источником финансовой деятельности организаций негосударственных форм собственности является собственный капитал. Он представляет собой разницу между суммой активов и суммой внешних обязательств организации.

Главным же источником финансирования воспроизводства организаций негосударственных форм собственности является прибыль, остающаяся в распоряжении после налогообложения. Направления и объемы ее использования на финансирование инвестиций определяются субъектом хозяйствования самостоятельно.

В процессе принятия решения о распределении прибыли учитываются экономические интересы учредителей, акционеров и других инвесторов. С этой целью акционерные общества создают резервные фонды, предназначенные для выплаты дивидендов по привилегированным акциям, а арендные организации формируют долевой фонд. Часть расходов, связанных с выплатой процентов и дивидендов по акциям или облигациям, учитывается при образовании фонда потребления.

Организации каждой организационно-правовой формы имеют свои преимущества и недостатки в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности. Так, единоличная собственность дает хозяину свободу и гибкость в принятии решений, управлении финансами. Вместе с тем такие организации имеют трудности в привлечении внешних источников финансовых ресурсов. Кредиторы неохотно предоставляют денежные и другие средства одному человеку.

Товарищество организационно является более сильной экономической единицей по сравнению с частной организацией. Оно не испытывает трудностей в привлечении дополнительного капитала. Кредиторы более расположены предоставлять им деньги, так как участники товарищества несут неограниченную ответственность.

Акционерные общества относятся к хозяйствующим субъектам с ограниченной ответственностью. Здесь ответственность каждого участника ограничена размером его инвестиций. В случае банкротства владельцы теряют лишь только то, что вложено ими в акции. Организации этого типа более надежны и кредитоспособны. Они не испытывают трудностей в получении заемных средств при условии рентабельной работы.

Следует заметить, что хотя и сокращаются возможности государства в регулировании финансов организаций негосударственной формы собственности, но такое регулирование не исключается.

Основными направлениями государственного регулирования финансов негосударственных организаций являются:

1. Законодательное регулирование размера уставного фонда акционерных обществ, и в частности банков, страховых компаний.

2. Установление особого порядка начисления амортизации для малых организаций, разрешающего в первый год работы дополнительно списывать амортизационные отчисления до 20% стоимости основных фондов.

3. Определение порядка формирования финансовых результатов хозяйственной деятельности полных товариществ (не являясь юридическим лицом, оно может не вести учет прибыли и убытков; налоги взимаются не с полученной товариществом прибыли, а с доходов каждого его участника, в которые включается и прибыль от совместной деятельности, поделенная между членами товарищества).

4. Установление некоторых привилегий для таких организаций (предоставление льгот).

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх