Человек в мусорном баке

Водитель мусоровоза муниципального предприятия «Спецавтохозяйство» Денис Любенко работает с пяти утра до пяти вечера. За день он вывозит на полигон 15 тонн мусора из Первомайского района и Академгородка. «Новосибирские новости» расспросили Дениса, как устроена сфера вывоза коммунальных отходов в нашем городе, ощущают ли он и его коллеги всю важность своей миссии, как он относится к экологическим идеям Греты Тунберг, а также сортирует ли мусор дома.

Лариса Сокольникова 08:20, 19 Марта 2020

— Денис, почему вы решили пойти работать водителем мусоровоза?

— У меня тогда был период без работы и подвернулся вариант пойти в «Спецавтохозяйство». Я даже не представлял себе, что такое мусоровоз. Никаких ожиданий у меня не было. После нескольких дней стажировки понял, что ничего сложного и хитрого в этом нет, и начал работать. Это было чуть больше года назад. До этого работал преимущественно в грузоперевозках. Всегда был связан с машинами.

— Как устроена ваша смена, на какой территории вы работаете?

— У меня есть определённый маршрут. В зависимости от того, сколько «банок» (так мы называем между собой контейнеры) на этих участках, столько ты получишь потом зарплаты. На каждую машину есть план в зависимости от её объёма. Выполняешь план — получишь такую зарплату, перевыполняешь — получаешь больше.

Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Я вывожу мусор с территории от Ложка, через горнолыжный комплекс Академгородка, Каинскую заимку и дальше до деревни Берёзовка. Максимальное количество бачков в день — 320. На отвал я езжу три раза. Бывает, что вывожу до 15-16 тонн за смену. Потом машина уходит на маршрут в ночь. Весь мусор возим на полигоны. Город поделён на территории, к каждой из которых относится свой полигон.

— Вашу работу и передвижение контролируют? Как это происходит?

— На машинах стоят GPS-трекеры, отслеживающие наш маршрут. У «Экологии-Новосибирск» также есть этот маршрутный лист, по которому она контролирует вывоз. По трекеру компьютер фиксирует, была машина на площадке или нет. Если по какой-то причине мы не можем подъехать к площадке — двор заставлен машинами или снегом завален, то мы это фотографируем и отправляем менеджеру, чтобы не было вопросов со стороны УК или оператора о том, почему не вывезен мусор.

Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

— В прошлом году у нас во дворе стояло шесть железных контейнеров. В январе их убрали и поставили три новых пластиковых. Как это всё соотносится с планом вывоза?

— Железные контейнеры имеют объём 0,6 кубометра, а пластиковые — 1,1 кубометра. То есть объём шести железных контейнеров равен объёму трёх пластиковых.

Для каждого двора рассчитывают объём коммунальных отходов по числу жильцов и устанавливают необходимое число контейнеров.

— На площадках для ТКО во дворах рядом с контейнерами устанавливают сетки для пластика, металла и стекла, а также есть отделения для крупногабаритного мусора, куда выбрасывают старую мебель, технику, обрезанные деревья и прочее. Вот это отделение, как правило, очищают не часто. Чья эта ответственность? Кто вывозит старую мебель с площадок?

— Пластик и стекло вывозит и утилизирует специализированная компания. К нам это не имеет отношения. А крупногабаритный мусор мы либо сами убираем, когда видим, что отделение заполнилось, либо приезжает специальная машина, куда грузчики закидывают всё, что накопилось на площадке. У нас, водителей, в WhatsApp есть группа, куда мы скидываем фотографии заполненных отсеков, и менеджер «САХ» направляет туда грузовик.

Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Или может быть так: я приезжаю, собираю бачки, а следом за мной подъезжает машина и забирает крупногабаритный мусор. На такой машине обычно едут два грузчика и водитель. Они должны закидать всё в машину и подобрать за собой. Это же бывает не просто мебель и диваны, но и строительный мусор, палки, ветки. После нас на дороге не должно ничего оставаться.

— Мусоровозы доверяют только опытным водителям, или может и молодой шофёр прийти?

— Прийти может кто угодно, но возьмут, скорее всего, опытного, потому что не так-то просто на грузовике маневрировать во дворах среди припаркованных машин. Если задел чужой автомобиль, то, значит, создал аварийную ситуацию, а это значит задержка на маршруте и невывоз. Это либо повлечёт штраф, либо нужно будет найти другую технику, которая выйдет на маршрут и вывезет мусор. Но, как правило, все водители и машины расписаны, и найти кого-то не так-то просто.

Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

— Вы живёте в многоквартирном доме? Как в вашем дворе обстоят дела с вывозом мусора? У вас раздельный сбор?

— Я живу в новом жилом комплексе в Кировском районе. Проблем особых нет, коллеги убирают по вечерам — до 11 часов. Я их не вижу, а слышу. Баки у нас стоят обычные, и одна сетка под стекло и пластик.

— Вы дома сортируете мусор?

— Пластик и стекло мы стараемся в общий мусор не бросать. Но могу сказать, что в большинстве своём люди не задумываются и бросают в мусорные баки всё — не только бутылки, лампочки или батарейки, но даже автомобильные покрышки. Их вообще нельзя мешать с бытовыми отходами, но никто почему-то вообще не думает об этом.

Когда я вижу в баках покрышки, то я их просто перекладываю в отделение для крупногабаритного мусора. Люди не хотят платить на шиномонтажках за утилизацию, им проще подъехать к контейнерам и туда всё закинуть.

Однако в Новосибирске есть специализированные службы, которые принимают покрышки на переработку, они делают из них покрытия для детских игровых площадок и даже плитку.

— А кроме покрышек что-нибудь необычное встречалось в баках — драгоценности, документы, антиквариат, трупы?

— Нет, ничего такого, к счастью, не встречалось. Бывает, что обрезают ветки с деревьев во дворах и бросают их в баки. Но этого тоже лучше не делать, поскольку древесину необходимо утилизировать отдельно. На полигоне есть специальное оборудование, которое эти ветки перемалывает в стружку. Так же поступают и со старой мебелью.

Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

— Как вы относитесь к идеям 16-летней шведской активистки Греты Тунберг, которая в прошлом году обратила внимание всей мировой общественности на глобальные экологические проблемы?

— Идеи неплохие, но воплощение, на мой взгляд, чересчур пафосное. Об этом должен не один человек кричать с экранов телевизоров и делать из этого шоу, а каждый сам должен понимать свою ответственность перед природой.

А если два-три человека, да пусть даже и миллион, будут что-то кричать, а оставшиеся будут кидать мусор мимо баков, ничего не получится.

— Как заставить взрослого человека отделять покрышки от бытового мусора? Есть, конечно, такие, кто понимает с первого раза: показали ему сетку для пластика и стекла — он туда и складывает всё что положено. А другим десять раз скажешь, и никакого толку в итоге.

— Переделать взрослого человека невозможно. Ребёнка проще научить. Есть ответственные горожане, а есть и такие, которым всё равно, что там с мусором творится. Так же и с управляющими компаниями.

Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Например, после нового года мы начали убирать новые дома в Кольцово. Там политика управляющей компании такая: у них должно быть всё чисто. Дворники выходят на работу с шести утра, убирают снег, тротуары, а потом они выкатывают баки, и до девяти утра мы всё вывозим. Но есть управляющие компании, которым нет никакого дела до контейнерных площадок. Например, когда я вижу, что на площадке не хватает контейнеров, то обязательно скажу менеджеру об этом. Бывает, что УК этот момент игнорируют и не добавляют баков.

Когда я загружаю мусор в машину, если что-то упало, то я обязан это подобрать.

А вот с контейнерной площадки я не обязан ничего подбирать, это обязанность дворника. УК не добавляет контейнеры, и что в итоге? Стоят два контейнера, а вокруг и сверху гора мусора.

— Общественность обеспокоена ходом мусорной реформы, и многие опасаются, что система может дать сбой и город утонет в мусоре. Например, в новогодние каникулы в мэрию поступало множество жалоб на невывоз ТКО. Вы, глядя на эту сферу изнутри, можете дать какие-то прогнозы по жизнеспособности системы?

— Тут больше зависит от перевозчика. Если он не вывозит, то его «Экология-Новосибирск» штрафует. А это колоссальные штрафы. У нашей компании в этом году Нового года как праздника и не было. 31 декабря было обычным рабочим днём до 11 вечера, потом сходили домой и в 2-3 часа ночи снова вышли на маршруты. 1 января также было полным рабочим днём как для водителей мусоровозов, так и для административного отдела. Практически вся техника была в работе. Кстати, машина, на которой я выхожу на маршрут, работает практически 24 часа в сутки. Ею управляют четыре человека — двое в ночь и двое в день. Она даже в гараж очень редко заезжает.

Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

— За год вашей работы водителем мусоровоза что-то изменилось в отрасли?

— Что-то постоянно меняется. В сторону улучшения сервиса. Идёт постоянное обновление автопарка. Закупают новые машины, которые могут за раз взять больший объём мусора, они тише, после себя оставляют меньше грязи на площадке. Администрация ответственно подходит к этому. Что было и что стало — это две большие разницы. Текучка среди персонала есть, кто-то приходит и остаётся, а для кого-то это тяжело. Но руководство персоналом не раскидывается, всегда готово идти навстречу человеку, помогать.

— Люди, приходящие работать водителями мусоровозов, понимают важность своей деятельности? Осознают, что без них город утонет в мусоре, задохнётся? Вы понимаете, насколько вы важны для города и горожан?

— Я не задумываюсь, насколько я важен для города и горожан. Но когда я выхожу на маршрут, то понимаю, что после меня на участке должно остаться чисто, и всеми способами я пытаюсь это сделать. Если поломка машины на линии, то я стараюсь как можно скорее устранить её, чтобы вывезти маршрут.

#Интервью #Мусор #Город в лицах #Дворы #Благоустройство #Активный город #Безопасный город

Джейк Орта живет в трех кварталах от роскошного особняка Марка Цукерберга в Сан-Франциско. Он занимает маленькую студию с одним окошком, забитую мусором.

Вот детский розовый велосипедный шлем, который Орта выудил из мусорки напротив дома Цукерберга. Вот пылесос, фен, кофемашина — все в рабочем состоянии — и груда одежды, завернутая в бумажный пакет. Все это он достал из мусорки Цукерберга и принес домой.

Орте 56 лет, он бывший военный, оставшийся без крова. Сейчас он живет в выделенном государством жилье и занимается сбором хлама, бизнесом, который входит в подпольную экономику Сан-Франциско. Сборщики хлама рыщут у многомиллионных домов и ищут старые вещи, которые можно перепродать.

Орта считает себя скорее охотником за сокровищами.

«Удивительно, что только ни выкидывают люди, — сказал он однажды, найдя пару слегка поношенных дизайнерских джинсов, новый черный пиджак из хлопка, серые беговые кроссовки Nike и помпу для велосипеда. — Никогда не знаешь, что найдешь».

Орта планирует зарабатывать на своих находках около $30-40 в день. Зарабатывая $300 в неделю, он мог бы прокормить себя.

Фото: Jim Wilson/The New York Times

В Калифорнии запрещено копаться в хламе — как только мусорный контейнер выставляют у дороги, его содержимое принадлежит компании, которая вывозит мусор. Однако за исполнением этого закона редко кто следит.

Орта идет по улицам, глядя в землю. В заднем кармане у него лежит фонарик. Первое правило сборщика хлама — всегда проверяй, нет ли в мусорном баке енота или опоссума, говорит он. Друзья называют мужчину Искателем.

В марте он нашел коробку с целым набором серебряной посуды. «Как там говорится? Что для одного мусор, другому — клад!», — прокомментировал один из коллег Орты.

По словам Орты, он берет только то, что было выброшено. Хотя 14 лет назад он провел в тюрьме несколько месяцев из-за того, что залез к кому-то в гараж и попытался украсть отвертку для своего велосипеда. «Это была глупая ошибка», — сказал мужчина.

Фото: Jim Wilson/The New York Times

Не так давно Орта нашел в мусоре несколько смартфонов, айпадов, три пары часов и пакетики с марихуаной (их он продавать не стал, а выкурил сам). В конце августа или начале сентябре в мусорных баках можно найти велосипеды, покрытые мелким песком — их выбрасывают возвращающиеся домой участники ежегодного фестиваля Burning Man.

Роберт Рид, представитель компании Recology, ответственной за вывоз мусора в Сан-Франциско, говорит, что в городе живет много молодежи, которая часто выбрасывает лишние пары джинсов и старую электронику.

«В мусоре много бытовых предметов, — сказал он. — Здесь появляется все больше любителей технологий и жизнь города ускоряется. У этих людей короткая продолжительность удержания внимания. Некоторые выбрасывают вещи, которые следовало бы сдать в комиссионный магазин».

Сборщики мусора условно делятся на несколько категорий. Вот уже десятки лет пожилые мужчины и женщины собирают картон, бумагу, бутылки и банки и обменивают их на деньги в центрах переработки. По городу ездят машины, вывозящие перерабатываемые отходы в промышленных масштабах. Но такие искатели хлама, как Орта, относятся к иной категории — они ищут ценные вещи в черных мусорных контейнерах, содержимое которых обычно отправляется на общую свалку — в огромную яму за городом, где весь мусор давят бульдозерами.

Австралийский фотограф Ник Марцано снимает мир сборщиков хлама из Сан-Франциско. По его оценкам, в городе живет несколько сотен людей, которые занимаются этим делом. «Я считаю их занятие общественной работой, — говорит он. — Пусть лучше эти вещи послужат кому-то еще, чем отправятся на свалку. А еще это основной источник дохода для тех, кому нечем больше зарабатывать себе на жизнь».

Фото: Jim Wilson/The New York Times

Орта перепродает найденное на временных рынках, которые появляются на Мишен-стрит, а также на базаре, который проводится по субботам на Джулиан-авеню. Хуже всего продаются детские игрушки — родителям не нравится мысль о том, что их достали из мусорной корзины. Женская одежда тоже не пользуется особым спросом. А вот мужчин, похоже, не волнует, откуда взялись вещи и пару джинсов можно продать за $5-10.

Любимая вещь, которую Орта нашел в мусоре и не собирается продавать, это коллекция газет со всего мира, в которых описываются события Второй мировой войны. И он искренне не понимает, как кто-то мог выкинуть такую ценность.

Журналист «КП-Самара» провел день вместе с командой мусоровоза, чтобы разобраться, что изменилось с появлением регионального мусорного оператора.

Задрав заднюю часть и натужно гудя гидравлическими поршнями, мусоровоз выдавливает из себя на землю полигона двенадцать с половиной тонн спрессованных коммунальных отходов. Именно так заканчивается каждый рейс мусоровозов «ЭкоСтройРесурса”, регионального мусорного оператора.

За один рейс мусоровоз собирает около 12 тонн мусора

А начинается все в 6 утра, когда водители приезжают на базу, проходят медицинское освидетельствование, а затем выходят на маршрут по контейнерным площадкам.

Работать на мусоровозе сложно, но, по словам водителей, зарплата достойная

Денис Арапов, водитель, 14 лет стажа:

«В шесть утра прибываем на базу, проходим медицинское освидетельствование, потом проходим осмотр машины у механика и выходим на линию. Цикл происходит так: собираем первый рейс, приезжаем на полигон, взвешиваемся, разгружаемся, отправляемся на базу. В среднем за один рейс собираем мусора около 12 тонн”

За один рейс мусоровоз объезжает от 50 до 70 контейнерных площадок, но в среднем выходит, что за рабочую смену, которая длится около 12 часов, Денис и его помощники забирают мусор из 250 контейнеров.

Главные проблемы для водителей — припаркованные возле контейнерных площадок машины и неадекватные жители, которые прикармливают бродячих животных. К сожалению, случаи нападения собак на экипаж мусоровоза не такая уж и редкость.

Контейнерные площадки в Самаре чистотой не отличаются

Одна из самых частых претензий к региональному оператору — грязные контейнерные площадки. Однако большинство из них находятся в ведении муниципалитетов и управляющих компаний. Несмотря на то, что о визите журналистов знали, площадки на Мехзаводе назвать ухоженными сложно — прямо на наших глазах вокруг контейнеров суетились дворники, сметая мусор, роняя кем-то оставленные стекла и выражаясь весьма эмоционально, хоть и не по-русски.

Рабочий день у экипажа начинается в 6 утра

А вот экипаж мусоровоза оказался более подготовлен. В каждой машине есть лопата и щетка, мужики привычными движениями подбирали выпавшие пакеты с мусором и забрасывали в кузов.

Для того, чтобы продемонстрировать, что работа идет без нареканий, к нам даже вышла управляющая микрорайоном №4 Елена Харитонова.

— Бывают такие дни, когда контейнерная площадка максимально завалена бытовым мусором, — посетовала Елена Владимировна, — но происходит это не от того, что компания-перевозчик плохо обслуживает, просто потому, что люди наши бросают мусор рядом, а дойти до контейнера им почему-то сложно.

Тем не менее, у руководителей есть чат в Вайбере и после публикаций фотографий беспорядка возле контейнеров все приходит в порядок в считанные часы.

Еще одна проблема — мусор из продуктовых магазинов, который жители вытаскивают из контейнеров.

— А как же вонь из контейнеров, которые так близко стоят к жилым домам? — спросили мы Елену Харитонову.

— Запаха нет, потому что вывозится мусор два раза в день, — ответила Елена Владимировна, — на запах не жалуются!

Легкий порыв ветра со стороны контейнеров слегка опроверг ее заявление, но мусоровозы тут действительно ни при чем, мусорные площадки в городе далеки от идеала.

На полигоне все машины проходят взвешивание до и после разгрузки

Закончив поездку по городу, отправляемся на мусорный полигон Водино (собственник ЗАО «Экология Сервис”).

Тут все по-домашнему — в диспетчерской ковер на стене, даже прикреплена тысячная купюра — видимо, на счастье.

Каждая машина заезжает на весовой контроль, а после разгрузки снова взвешивается — именно так определяется количество мусора и сколько нужно заплатить перевозчику.

То есть, оплачивается не вывоз мусора из контейнеров, притом довольно часто в неизвестном направлении, а привоз на полигон. Так что теперь вываливать отходы в близлежащий лесок просто не выгодно.

На полигоне все автоматизировано

По словам заместителя генерального директора ЗАО «Экология Сервис” Николая Девяткина, в день здесь разгружается около 200 машин, а мусор, в зависимости от того, что он из себя представляет, распределяется по картам полигона, как по городским районам. Затем мусор пересыпается различными материалами вроде щебенки или асфальтовой крошки, чтобы не было доступа воздуха и пожаров, особенно внутренних.

Вопрос запаха ставит наших собеседников в тупик. То есть запах присутствует, но нас уверяют, что за пределами санитарной зоны ничего не чувствуется, а от дачников из ближайшего массива жалоб не было. В целом полигон действительно не производит впечатления совсем уж мрачного места. Бульдозеры потихоньку утюжат мусор, машины разгружаются, а все это окружено стенами бывшего карьера, так что даже ветер не разносит мусор по округе.

Наконец, мы дождались наш мусоровоз. После взвешивания машина отправляется на разгрузку уже на подготовленное на сегодня место. С трудом верится, что за один рейс можно было собрать такую гору, но таков летний сезон.

Емкость полигона — 320 миллионов тонн

Такие объемы озадачили и собственников полигона. Генеральный директор ЗАО «Экология Сервис” Михаил Черенков рассказал о резко возросшем потоке мусора после начала реализации регионального проекта по созданию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами. Из-за этого компания намерена расширить парк техники на несколько бульдозеров и погрузчиков.

Так сколько же мусора влезет на полигон Водино в итоге? Это вопрос мы адресовали исполнительному директору Наталье Стрельниковой:

— Проектная вместимость составляет 340 миллионов кубометров твердых коммунальных отходов, высота уровня складируемых ТКО в данный момент составляет 18 м при общем значении глубины — 90 м.

В планах ЗАО «Экология Сервис” запустить на полигоне Водино сортировочную станцию, притом уже есть и помещение, и оборудование.

Конечно, при реализации регионального проекта по комплексной системе обращения с отходами без сложностей не обходится. Например, сегодня одна из самых острых проблем с утилизацией мусора за Волгой и, в частности, в селе Рождествено. Это территория национального парка, а значит не может идти речи о полигоне и сортировочной станции в том виде, как это принято, но специалисты «ЭкоСтройРесурса» смотрят на ситуацию с осторожным оптимизмом, ведь опыт реализации программ по сортировке и утилизации мусора в области уже есть.

Например, вблизи Новокуйбышевска в 3 квартале 2019 года будет запущена сортировочная станция мощностью 40 тысяч тонн в год, также в этом году планируется запуск еще одной подобной по мощности станции на полигоне ТБО «Преображенка” в Волжском районе.

Антон Черепок

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх