Чем отличается сервитут от аренды земельного участка?

Принципиальная разница между договором аренды на землю и соглашением о сервитуте на землю заключается в том, что из трех правомочий включенных в состав права собственности – владение, пользование и распоряжение в праве аренды содержатся правомочия владения и пользования, а при соглашении о сервитуте передается лишь право пользования (ограниченного пользования) (Таблица №1).

Таблица №1: Правомочия в составе различных видов прав

Вид права Владение Пользование Распоряжение
Собственность Да Да Да
Аренда Да Да Нет
Сервитут Нет Да Нет

Статья 39.23 Земельного кодекса РФ определяет, что соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях:

  • размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;
  • проведение изыскательских работ;
  • ведение работ, связанных с пользованием недрами.

Пункт 4 статьи 39.25 Земельного кодекса РФ определяет, что в случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.

Приказом Минэкономразвития РФ от 27.11.2014 г. №762 определена форма и требования к оформлению схемы земельного участка (ЗУ) на кадастровом плане территории (КПТ).

Процесс оформления соглашения о сервитуте

Статья 39.26 Земельного кодекса РФ определяет порядок заключения соглашения о сервитуте в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности:

№ п/п Задача Результат Срок
1 Обращение в уполномоченный орган с заявлением о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории Поданное заявление 1 рабочий день
2 Рассмотрение уполномоченным органом заявления о заключении соглашения об установлении сервитута
  1. уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах;
  2. предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах;
  3. направленный заявителю проект соглашения об установлении сервитута;
  4. принятое решение об отказе в установлении сервитута с обоснованием такого отказа

21 рабочий день

(30 календарных дней)

3 Проведение кадастровых работ для осуществления государственного кадастрового учета сведений о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут (за исключением случая когда сервитут устанавливается на весь земельный участок, а также когда срок соглашения о сервитуте менее 3 лет) Кадастровый паспорт с внесенными сведениями о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут 15 рабочих дней (21 рабочий день)
4 Заключение соглашения о сервитуте между заявителем и уполномоченным органом Заключенное соглашение о сервитуте 1 рабочий день
5 Государственная регистрация обременения (сервитута) (за исключением случая, когда срок соглашения о сервитуте менее 3 лет) Зарегистрированное в органах Росреестра соглашение о сервитуте

10 рабочих дней

(14 календарных дней)

Итого (при сроке сервитута менее 3 лет) 23 рабочих дня (33 календарных дня)
Итого (при сроке сервитута более 3 лет) 48 рабочих дней (68 календарных дней)

Процесс оформления договора аренды

№ п/п Задача Результат Срок
1 Обращение в уполномоченный орган с заявлением о заключении договора аренды земельного участка Поданное заявление 1 рабочий день
2 Формирование и направление межведомственных запросов Получение из органов государственной власти запрашиваемых документов 23 рабочих дня
3 Рассмотрение поступившего заявления и проверка документов, подготовка проектов решений (договоров) Проект решения должностного лица уполномоченного органа 20 рабочих дней
4 Подписание проекта договора аренды Договор аренды, подписанный должностным лицом уполномоченного органа 2 рабочих дня
5 Предоставление подписанного договора аренды заявителю Полученный договор аренды, подписанный с обоих сторон 3 рабочих дня
6 Государственная регистрация договора аренды Договор аренды, зарегистрированный в органах Росреестра 10 рабочих дней
Итого 59 рабочих дней (83 календарных дня)

Размер арендной платы по договору аренды

Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. №582 определяется одним из следующих способов:

  • на основании кадастровой стоимости земельных участков;
  • по результатам торгов, проводимых в форме аукциона;
  • в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития РФ;
  • на основании рыночной стоимости земельных участков.

В случае, если земельный участок предоставляется в аренду для целей указанных в п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 г. №582, для размещения:

  • линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений;
  • трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
  • объектов Единой системы газоснабжения, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

арендная плата рассчитывается по формуле – 2% от кадастровой стоимости земельного участка.

Пунктом 4 постановления Правительства Оренбургской области от 24.02.2015 г. №109-п определен размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Оренбургской области:

  • земельного участка, предоставленного (занятого) для размещения объектов Единой системы газоснабжения, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, – в размере 0,11 рубля за 1 кв. метр;
  • земельного участка, предоставленного для строительства или размещения линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), пунктов контроля загрязнения воздуха, объектов электросетевого и жилищно-коммунального хозяйства, организаций, оказывающих услуги по тарифам, регулируемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, а именно: линий электропередач, трансформаторных и иных подстанций, распределительных пунктов и иного оборудования, предназначенного для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии, объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, а также котельных заводского изготовления (расположенных на отдельно сформированных земельных участках), центральных тепловых пунктов, насосных станций различных модификаций и назначений, газорегуляторных пунктов, станции катодной защиты – в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка;
  • земельного участка, предоставленного (занятого) для размещения трубопроводов и иных объектов государственного или муниципального значения, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод – в размере 0,7% от кадастровой стоимости земельного участка.

Размер арендной платы по соглашению о сервитуте

Постановлением Правительства РФ от 23.12.2014 г. №1461 определен размер платы по соглашениям о сервитуте в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. В соответствии с пунктом 2 указанного постановления размер платы составляет 0,01% от кадастровой стоимости за каждый год действия сервитута.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 30.03.2015 г. №213-п определен размер платы по соглашениям о сервитуте в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области. В соответствии с пунктом 2 указанного постановления размер платы составляет 0,01% от кадастровой стоимости за каждый год действия сервитута.

Выводы:

Для целей строительства и размещения линейных объектов, таких как водопровод и канализация, а также для размещения кабельных линий электропередачи более целесообразно заключение соглашений о сервитуте. В этом случае землепользователь получает:

  • значительную экономию в оплате по сравнению с арендными платежами на земли (плата за сервитут меньше от 30 до 200 раз);
  • значительную экономию временных затрат по сравнению с периодом оформления договора аренды (от 30 до 68 календарных дней на заключение о сервитуте и 83 календарных дня для заключения договора аренды);
  • в случае, если срок землепользования не превышает трех лет, то при заключении соглашения о сервитуте значительная экономия финансов достигается ввиду отсутствия необходимости проведения кадастровых работ для постановки на государственный кадастровый учет части земельного участка, а также не требуется государственная регистрация (с уплатой государственной пошлины).

Однако, соглашение о сервитуте подходит не для всех целей, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 39.23 Земельного кодекса РФ размещение объектов для которых заключается соглашение о сервитуте не должно препятствовать разрешенному использованию земельного участка. То есть, например, для размещения наземной линии электропередачи потребуется постановка на государственный кадастровый учет земельного участка (или части земельного участка) и заключение договора аренды.

Сервитут – это получение возможности на ограниченное пользование недвижимостью, вещью или землей, которые находятся в чужой собственности.

Сервитут используется в земельных, вещных и иных отношениях. В рамках правоприменительной практики под сервитутом понимаются обстоятельства, согласно которым одна из сторон в рамках допустимой по закону договоренности, получает от другой стороны разрешение и допуск на использование своих объектов или территорий, находящихся в собственности.

Отметим, что большая часть прочих обстоятельств, связанных с сервитутом, относится к категории земельного права, когда речь идет о различных аспектах применения права ограниченно употреблять себе на пользу территорию чужого земельного владения.

Виды сервитута

Земельный кодекс различает два варианта сервитута: частный и публичный.

Разница здесь заключается в том, кто становится обладателем ограниченного права пользования.

Первая ситуация относится к частным лицам и организациям, которые урегулируют свои правоотношения в процессе эксплуатации соседних участков. Публичный сервитут устанавливается в случаях, когда речь идет об интересах государства в целом, отдельных его органов или местного населения.

Частный сервитут

Согласно Статьям 274-277 ГК РФ:

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (частного сервитута).

Частный сервитут может устанавливаться для:

  • обеспечения водоснабжения и мелиорации;

  • прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;

  • обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;

  • также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Основанием установления частного сервитута выступает соглашение между лицом, которое требует установить сервитут, и собственником соседнего участка.

В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спор разрешается судом по иску лица, которое требует установить частный сервитут.

Публичный сервитут

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения. Публичный сервитут может устанавливаться для достижения следующих целей:

  • проведения дренажных работ на земельном участке;

  • использования земельного участка;

  • прохода или проезда через земельный участок;

  • выпаса сельскохозяйственных животных;

  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

  • сенокошения;

  • временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;

  • свободного доступа к прибрежной полосе;

  • использования земельного участка в целях охоты и рыболовства.

Классификация сервитута

По своим особенностям сервитуты могут быть классифицированы следующим образом:

  • платные – с установлением компенсационных отчислений в пользу лица, обременяющего свое имущество сервитутом;

  • бесплатные – по закону или на основе взаимной договоренности предоставляемыми безвозмездно;

  • срочные – с установлением фиксированного, продляемого или всегда четко завершаемого срока действия;

  • бессрочные – не имеющие определенного срока существования.

Процедура оформления сервитута

При этом обеспечение процедуры происходит по следующим правилам

1.Стороны (собственники) приходят к выводу о необходимости применения сервитута;

2.Участники соглашения заключают договор, в котором отмечают:

  • сферу, на которую распространяется действие сервитута;

  • платную или бесплатную форму взаимодействия в рамках сервитута;

  • сроки;

  • другие необходимые условия.

3.Если стороны приходят к соглашению, они переходят к процедуре государственной регистрации сервитута в Росреестре;

4. После рассмотрения и подтверждения сделки будет выдана соответствующая выписка из ЕГРП, в которой будут отмечены обременения, наложенные на соответствующую территорию. После регистрации сервитут будет считаться имеющим законную силу.

Регистрация сервитута

Сервитут является обременением и вещным правом, поэтому он подлежит государственной регистрации.

Случаи кода сервитут не подлежит регистрации

Регистрационные действия необходимо осуществлять во всех случаях кроме двух исключений:

  • территория с обременением отходит в собственность наследника. В этой ситуации и ограниченное право пользования передается по наследству вместе с землей. Обременение здесь неотделимо от земли, поэтому оно никак не меняется при смене собственников;

  • условия введения исчезли до того, как соседи пришли к подписанию договора.

Стадии регистрации сервитутного права

Сам процесс регистрации состоит из четырех этапов.

  1. Подача необходимых документов. Здесь проверяется правильность составления бумаг, после чего ответственный работник принимает их с выдачей подтверждения о получении документации и ее перечне.

  2. Юридическая проверка представленных документов. Переданные заявителем бумаги направляются на юридическую экспертизу, в ходе которой документы проверяются на следующие моменты: соответствие действующему законодательству; подлинность и действительность; полное соответствие той задаче, которая планируется быть разрешенной.

  3. Внесение необходимой информации в Единый государственный реестр.

  4. Выдача заявителю документа, который подтверждает регистрацию. В этой бумаге отражается факт установления данного сервитутного права и указывается продолжительность действия сервитута.

Документы для регистрации сервитутного права

Для оформления необходимо подавать следующие документы:

  • соглашение между сторонами вопроса или нормативный акт, по которому должно быть установлено сервитутное право;

  • заявление на выполнение регистрации;

  • паспорт лица, подающего данное заявление;

  • кадастровые документы на землю, которая будет подвергнута обременению;

  • бумага с подтверждением уплаты госпошлины на проводимую процедуру;

  • если заявителем выступает организация – ее устав и выписка из ЕГРЮЛ;

  • при представлении интересов заявителя сторонним лицом – доверенность на выполнение им необходимых действий, полученная в нотариальной конторе.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Сервитут на земельный участок

А. Нуржанов,

судья суда г. Актобе

Право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком (сервитут) содержится в ст. 67 Земельного кодекса. В ст. 69 Кодекса установлено разделение сервитутов на частные и публичные. Это деление имеет большое значение при разрешении судами споров, связанных с установлением сервитутов.

Так, если публичный сервитут устанавливается властным путем указанием в решении местного исполнительного органа на обременение предоставляемого земельного участка сервитутом, то частный сервитут устанавливается на основании заключаемого договора, и потому к нему относимы все общие положения о договоре (гл. 22-24 ГК РК).

В частности, порядок заключения такого договора предполагает соблюдение досудебной процедуры — направление стороне предложения заключить договор, и только при отказе — обращение в суд.

Следует учитывать, что к договору об ограниченном целевом пользовании чужим земельным участком применяются положения ст. 399 ГК РК, регулирующей случаи, когда заключение договора является обязательным. Такой вывод следует из содержания ст. 67 Земельного кодекса, согласно которой в случаях, предусмотренных Кодексом и иными законодательными актами, собственник или землепользователь обязан предоставить заинтересованным физическим и юридическим лицам право ограниченного целевого пользования земельным участком, на который ему принадлежит право собственности или землепользования.

Обязанность предоставить такое право не должна пониматься в качестве безвозмездной и вечной. Сервитут (в том числе и публичный, установленный на землях, принадлежащих государству) предоставляется за плату и не навечно.

Существенными условиями договора об установлении частного сервитута являются:

— площадь той части чужого земельного участка, которая предоставляется для целевого ограниченного пользования;

— цель, для которой предоставляется сервитут;

— размер платы.

В Законе РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» разделяются такие понятия, как «личный сервитут» и «сервитут в пользу господствующего земельного участка или иного объекта недвижимости».

Сервитут в пользу господствующего земельного участка или иного объекта недвижимости определяется как сервитут, устанавливаемый в пользу собственника (иного правообладателя) другого, как правило, соседнего недвижимого имущества для удовлетворения его нужд, в том числе для прохода, проезда, проведения воды и других целей (п. 29 ст. 1 Закона).

Личный сервитут определяется как сервитут в пользу определенного лица, не связанный с обладанием им господствующего объекта недвижимости (п. 4 ст. 1 Закона).

Подлежит обязательной регистрации

Судам необходимо иметь в виду, что в зависимости от срока действия, от содержания и цели сервитута, от того — является ли сервитут частным или публичным, закон о государственной регистрации рассматривает сервитуты в одном случае как право, в другом — как обременение, в третьем — как преимущественные интересы. Такое разделение имеет для судов практическое значение.

Так, согласно ст. 4 «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сервитут в пользу господствующего земельного участка или иного объекта недвижимости на срок не менее года подлежит обязательной государственной регистрации. Следовательно, такой сервитут рассматривается как право, подлежащее обязательной государственной регистрации.

При этом под господствующим объектом недвижимости понимается объект недвижимого имущества, собственник (иной правообладатель) которого имеет право ограниченного целевого пользования чужим недвижимым имуществом (п. 30 ст. 1 Закона).

Напротив, в ст. 5 Закона сервитут, устанавливаемый на срок менее года, рассматривается как подлежащее обязательной государственной регистрации обременение.

Преимущественный интерес

Ст. 8 устанавливает, что права (обременения прав), которые возникают на основании нормативных правовых актов, в том числе право нахождения на незакрытых для общего доступа земельных участках и проходов через них, публичные сервитуты, рассматривается Законом как преимущественный интерес, который не подлежит обязательной государственной регистрации.

Судам также следует иметь в виду, что в силу положений п. 9 ст. 24 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество при регистрации прав (обременении прав), устанавливаемых на часть недвижимого имущества, правоустанавливающий документ (об аренде, сервитутах, безвозмездном пользовании имуществом и другие) должен содержать подробное описание части имущества, являющейся сферой распространения права (обременения права). В необходимых случаях к заявлению должен быть приложен технический паспорт или идентификационный документ, на котором показана часть недвижимости, являющаяся объектом права (обременения права).

Аналогичные положения содержит также и ст. 41 Закона, где указано, что сфера распространения сервитута определяется путем описания в правоустанавливающем документе либо в необходимых случаях к документам, предусмотренным п. 2 ст. 21 настоящего Закона, прилагается копия идентификационного документа на земельный участок и (или) технического паспорта объекта недвижимости, на котором показана сфера действия сервитута. Если сфера действия сервитута не определена путем его описания или указания на копии идентификационного документа на земельный участок или технического паспорта объекта недвижимости, сервитут распространяется на весь объект недвижимости.

По договору с субъектами права

П. 3 ст. 69 Земельного кодекса РК предусмотрено, что частный сервитут на соседний или иной участок устанавливается по договору с субъектами права частной собственности или землепользования на эти участки, а п. 3 ст. 67 — что если нормативный правовой акт предусматривает установление сервитута на основании договора заинтересованного лица с собственником или землепользователем, отказ последних заключить такой договор или условия договора, предлагаемые собственником или землепользователем, могут быть оспорены в судебном порядке заинтересованным лицом путем предъявления иска к собственнику или землепользователю.

П. 5 ст. 69 Земельного кодекса предусмотрено, что собственник или землепользователь земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законодательными актами РК. Надо полагать, речь здесь идет не об одноразовой плате, а о периодических платежах.

Помимо этого, п. 3 ст. 69 Кодекса устанавливает, что субъект права ограниченного пользования земельным участком должен возместить частному собственнику или землепользователю все убытки, связанные с сервитутом.

Наконец, для некоторых случаев установления публичного сервитута Земельный кодекс вводит достаточно интересное правило, когда при неразрешимом противопоставлении публичного сервитута частному праву на землю, законодатель, исходя из приоритета публичных интересов, принимает сторону этих интересов в ущерб интересу частника.

Требовать изъятия

Следует отметить, что правила взимания оплаты при установлении публичного сервитута существенно отличаются от правил ее взимания при частном сервитуте. П. 7 ст. 69 Земельного кодекса РК устанавливает, что собственник или землепользователь земельного участка, обремененного публичным сервитутом, вправе требовать от государственного органа, установившего публичный сервитут, соразмерную плату только в том случае, если установление сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка. Определять, насколько существенными являются затруднения, должны суды.

В частности, п. 7 ст. 69 Кодекса гласит, что в случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка или землепользователь вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением государственным органом, установившим публичный сервитут, убытков в полном объеме на момент прекращения права собственности или землепользования либо предоставления равноценного земельного участка или при невозможности — другого земельного участка с зачетом его стоимости или прав на него в цену и возмещением понесенных убытков.

Право ограниченного землепользования

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 67 Земельного кодекса в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами РК, собственник или землепользователь обязан предоставить заинтересованным физическим и юридическим лицам право ограниченного целевого пользования земельным участком, на который ему принадлежит право собственности или землепользования.

Согласно п. 1 пп. 1 п. 2 ст. 69 Кодекса частный собственник или землепользователь вправе требовать от субъекта права частной собственности или землепользования на соседний земельный участок, а в необходимых случаях — от субъектов права частной собственности или землепользования и на иной участок предоставления права ограниченного пользования этими участками (частный сервитут).

Право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком (сервитут) может возникать: на основании решения суда. При этом суд рассматривает только вопрос об установлении сервитута, а в соответствии с п. 2 ст. 69 данного Кодекса сам порядок частного сервитута решается между сторонами путем заключения договора.

Согласно п.п. 3, 5 ст. 69 Кодекса субъект права ограниченного пользования земельным участком должен возместить частному собственнику или землепользователю все убытки, связанные с сервитутом.

Собственник или землепользователь земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законодательными актами РК.

Что заключать и с кем для построения сети
Материал впервые размещен в журнале
«Телерадиокурьер» №1(69) 2011 г.
Владимир ВАСИЛЬЕВ,
эксперт Телекоммуникационной Палаты Украины
С вступлением в силу Гражданского кодекса Украины от 01.01.2004 г., определившим отношения в сфере использования чужого имущества, подтверждено не только право прохода через чужой огород к колодцу, но и право пользования чужим земельным участком или другим недвижимым имуществом (здания, сооружения) для прокладывания и эксплуатации линий электропередач, связи, в том числе и телекоммуникационных сетей (Глава 32 – Право пользования чужим имуществом).
В Европейском законодательстве также предусмотрено «право прохода» по территории имущественных комплексов территориальных общин (ст.11 Директивы 2002/21/EC Европейского Парламента и Совета от 7 марта 2002 г. для электронных коммуникационных сетей и услуг). Рассмотрим это право пользования чужим имуществом в целях прохода телекоммуникационной сети по территории имущественных комплексов территориальной общины на основе Действующего законодательства Украины.
Сервитут как право пользования чужим имуществом
Согласно ст. 401 действующего Гражданского кодекса Украины понятие «сервитут» определено как право пользования чужим имуществом для удовлетворения потребностей других граждан, которые не могут быть удовлетворены другим способом. Сервитут может быть установлен как для земельного участка (земельный сервитут), так и для недвижимого имущества. Сервитут есть одним из видов прав на чужое имущество (предмета), которое предназначено как право ограниченного пользования чужим имуществом (предметами и вещами) в интересах соответствующего субъекта права.
Сервитут определяет объем прав относительно пользования лицом чужим имуществом, которые непосредственно прописываются в договоре между собственником территории имущества, по которой осуществляется проход телекоммуникационной сети к потребителю телекоммуникационных услуг, и собственником сети (ст. 31 Закона Украины «О телекоммуникациях»).
Сервитут не лишает собственника имущества, относительно которого он установлен, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом. Собственник имущества, как и лицо установившее сервитут, продолжает пользоваться этим имуществом. Подобный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута (сервитуарием), и собственником предмета, вещи. При этом сервитуарий вправе при недостижении соглашения об установлении или условиях сервитута обращаться в суд в порядке исковой защиты, а собственник обремененного сервитутом предмета, вещи вправе требовать соразмерную плату за ограниченное пользование этим предметом, вещью.
В нашем случае следует понимать, что отдельные части или конструктивные элементы (помещения) объектов недвижимости могут быть обременены правом ограниченного пользования (сервитутом) другими лицами в интересах домовладельцев, проживающих на данной территории, которые вправе свободно выбирать себе поставщика телекоммуникационных услуг (п.1. ст.6 Закона Украины «О телекоммуникациях»).
Таким образом, древнее сервитутное право, воспринятое современными юристами и государствами, свидетельствует, что в мире нет абсолютной частной (и любой другой) собственности. Ст. 402 Гражданского кодекса Украины предусмотрено, что сервитут может быть установлен договором, законом или решением суда. Понятие аренды регулируется ст. 283 действующего Хозяйственного кодекса Украины, где определено, что по договору аренды одна сторона передает другой стороне (арендатору) за определенную плату и на определенный срок в пользование имущество для осуществления хозяйственной деятельности. По договору аренды передается конкретно выделенное имущество.
Основные различия сервитута от аренды
Решая вопросы о наличии у собственника (балансодержателя) полномочий по установлению сервитута, необходимо исходить из того, что собственник не может передать больше прав, чем он имеет.
По определению Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» от 24.06.2004 г. №1875 балансодержатель дома, сооружения, жилищного комплекса или комплекса домов и сооружений (далее – балансодержатель) – владелец или юридическое лицо, которое по договору с владельцем содержит на балансе соответствующее имущество, ведет бухгалтерскую, статистическую и другую установленную законом отчетность, осуществляет денежные расчеты, необходимые для своевременного проведения капитального и текущего ремонтов и содержания, а также обеспечивает управление этим имуществом и несет ответственность за его эксплуатацию в соответствии с законом.
Основные различия сервитута и арендыАРЕНДА СЕРВИТУТ
В пользование по договору аренды передается индивидуально конкретно определенное имущество для осуществления хозяйственной деятельности. Сервитут может устанавливаться в отношении земельного участка, других природных ресурсов (земельный сервитут) или другого недвижимого имущества для удовлетворения потребностей других субъектов, которые не могут быть удовлетворены другим способом.
За договором аренды имущество передается только на определенный срок. Сервитут может устанавливаться как на определенный срок, так и без определенного срока.
За договором аренды имущество передается только за плату. Сервитут может устанавливаться как на платной, так и на безоплатной основе.
После передачи имущества в аренду собственник теряет право на пользование этим имуществом. Сервитут не лишает собственника права пользования и управлением этим имуществом. Имущество находится в совместном использовании.
Заключение договора аренды требует прохождения ряда бюрократических процедур. Заключение договора Сервитута не требует прохождения бюрократических процедур. Два субъекта хозяйственной деятельности заключают договор между собой на обоюдно выгодных условиях.
Права субъектов телекоммуникаций на заключение договоров сервитута
Как известно, прокладка телекоммуникационной сети осуществляется с использованием мест в конструктивных элементах инфраструктуры объекта градостроительства.
Такие конструктивные элементы передать одному субъекту в пользование физически невозможно, поскольку они функционально предназначены для прокладки инженерных сетей общего пользования, в том числе и телекоммуникационных сетей. Понятно, что выделенные места в конструктивных элементах не могут рассматриваться как целостный объект, который можно взять в аренду, а могут рассматриваться как места, по которым прокладывается телекоммуникационная сеть, обеспечивающая доступ к ней абонентской линии. Именно поэтому целиком правомерно заключать договора сервитута, которые, с одной стороны, не лишают собственника права использовать эти конструктивные элементы, а, с другой стороны, предоставляют место в них субъектам, которые не являются собственниками конструктивных элементов, для их использования и удовлетворения потребителей в телекоммуникационных услугах.
Аналогичную точку зрения имеет и Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства (письмо от 07.06.2005 г. №4484), которое определяет, что, «в соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона Украины от 18.11.2003 г. №1280 «О телекоммуникациях», субъекты хозяйствования, которые осуществляют строительство телекоммуникационных сетей общего пользования, могут устанавливать в помещениях, которые принадлежат им на правах найма, телекоммуникационное оборудование, использовать крыши домов и технические помещения для установки антенн и необходимого оборудования на основании договора с владельцем помещения».
Для приведенных выше целей между сторонами целесообразно заключить договор на право пользования чужим имуществом сервитут в установленном законодательством порядке (глава 32 Гражданского кодекса Украины)».
В Европейском законодательстве «право прохода» по территории имущественных комплексов территориальных общин регулируется ст.11 Директивы 2002/21/EC Европейского Парламента и Совета от 7 марта 2002 г. для электронных коммуникационных сетей и услуг, где также предусмотрены сервитутные отношения между собственниками имущества и телекоммуникационными предприятиями.
В этой же Директиве, в преамбуле (22), дан один из принципов, которого должны придерживаться государства – члены ЕС при принятии регуляторных актов по вопросам телекоммуникаций, а именно: «Необходимо обеспечить принцип недискриминации и прозрачности процедур, которые существуют для предоставления прав на размещение оборудования (технических средств телекоммуникаций – прим. автора), которое есть временным, гарантируя условия для справедливой и эффективной конкуренции».

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх