Чем отличается слушатель от студента?

Получение второго высшего образования в последние годы стало очень популярным в России. Основная причина этого кроется не только в естественном стремлении человека расширить границы своих знаний, но и в значительных изменениях структуры экономики нашей страны, растущей потребности в специалистах, имеющих разносторонний набор профессиональных компетенций, а также мобильности рынка труда.

По статистике крупные компании отдают предпочтение тем соискателям, которые имеют не только опыт работы, но и два высших образования. И заработная плата у таких специалистов выше, чем у их коллег с одним высшим образованием.

Сегодня порядок приема в государственные высшие учебные заведения Российской Федерации предусматривает возможность получения параллельного второго высшего образования . Параллельное образование – это обучение одновременно по двум специальностям в одном или разных ВУЗах, вследствие чего выпускник получает два диплома о высшем образовании. При одновременном получении двух специальностей экономится главный ресурс – время, и в этом заключается основное преимущество параллельного обучения.

Параллельное образование дает большое количество возможностей, ведь по окончании ВУЗа вы получаете сразу два диплома. Программа параллельного образования предлагает студентам разнообразные формы, сроки и технологии обучения. Такое образование можно получить очно или заочно . В некоторых высших учебных заведениях существует рассрочка оплаты обучения.

При параллельном обучении студенты, имеющие опыт работы в разных сферах, получив второе высшее образование, могут расширить круг своих возможностей и полномочий, подняться по карьерной лестнице и даже при смене сферы деятельности иметь хорошую конкурентоспособность на рынке труда.

Студенты, желающие получать две специальности одновременно, зачисляются на отделение второго высшего образования на контрактной основе. В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», лица, параллельно получающие второе высшее профессиональное образование, имеют статус «слушателей», который в части получения образовательных услуг приравнивается к статусу студента высшего учебного заведения соответствующей формы обучения. Таким образом, студент, успешно окончивший университет в качестве слушателя, получит диплом, идентичный диплому студента.

Студенты старших курсов, поступающие на направление, родственное первому направлению обучения, могут поступить сразу на второй или третий курс. За счёт этого реальный срок обучения оказывается сокращённым. Параллельное образование могут получать и студенты первого курса, правда, рекомендуется дождаться поступления хотя бы на третий курс прежде, чем начинать осваивать программу второго высшего образования. Так студенту не придется два раза сдавать экзамены по дисциплинам, общим для обеих программ.

Студенты принимаются на факультет второго высшего образования для параллельного обучения на основании аттестационных испытаний (письменного тестирования профильной направленности).

Прежде, чем решиться на получение параллельного образования, необходимо понять, что одновременное обучение на двух направлениях подготовки – это большая физическая и психическая нагрузка. Но все-таки многие студенты выбирают параллельное образование по следующим причинам:

1. Экономия времени при получении двух специальностей.

2. Экономия финансовых средств (при получении второго высшего образования после первого вам придется заплатить гораздо больше).

3. Приобретение полезного навыка правильно распределять свое время.

4. Приобретение двойного багажа знаний, причем, знания, полученные на одном факультете, скорее всего, пригодятся на другом.

5. Получение двух дипломов одновременно.

Таким образом, студент, получающий параллельное второе высшее образование, находится в более выгодном положении по сравнению со студентами однопрофильных высших учебных заведений.

Взвесив все «за» и «против» и приняв решение получать параллельное образование, вы должны обратиться в приемную комиссию и вместо оригинала документа об образовании предоставить заверенную ксерокопию документа государственного образца и академическую справку с отделения или факультета, студентом которого вы являетесь. Также студенту необходимо заявление, фотографии 3*4 см и копия квитанции или платежного поручения.

Получение параллельного второго высшего образования – это залог успешного трудоустройства, мобильности на рынке труда, продвижения в карьере. Также одновременное, а не последовательное, получение двух специальностей позволит сэкономить ваши время и деньги.

В последнее время стремительно увеличивается количество соискателей в различных сферах, имеющих несколько высших образований. В этом нет ничего удивительного, ведь многие авторитетные компании предпочитают сотрудничать с многопрофильными специалистами. Кроме того, второе высшее помогает успешно достигать вершин в карьере, углублять познания в выбранной профессии. Однако немало людей руководствуется личными целями, не собираясь прекращать обучение после получения одного диплома.

Принято считать, что предусматривает осваивание студентом программ высшего образования на основании имеющегося либо незаконченного высшего образования. Как правило, у значительной части абитуриентов присутствуют дипломы, подтверждающие получение высшего профессионального образования.

Но можно ли параллельно получать второе высшее? Этот вопрос для абитуриентов не теряет актуальности. Достаточно часто высшие учебные заведения предоставляют своим студентам такую возможность. Однако главным отличием от получения первого высшего становится обучение на коммерческой основе. При этом студенты считаются слушателями и могут учиться только на заочном отделении. Важно подчеркнуть приравнивание данного статуса к статусу студентов, обучающихся на дневном отделении.

Что касается сроков получения диплома, то на них непосредственное влияние оказывает первый диплом и форма обучения, указанная абитуриентом. В процессе зачисления осуществляется перезачет дисциплин, совпадающих в соответствии с программами. Таким образом, наименьшая продолжительность обучения будет у студентов, которые предпочли смежную специальность. Сходство учебных программ станет залогом существенного процента совпадений предметов. В среднем на получение дополнительного высшего образования человеку придется затратить от двух до трех с половиной лет.

Содержание

С какого курса можно получать второе высшее?

Одномоментно получать еще одно образование способны студенты как начальных, так и более старших курсов. Но большинство их них предпочитает приступать к получению еще одного диплома, окончив третий курс по основной специальности. Данный шаг позволит избежать повторной сдачи экзаменов по предметам, которые являются общими для учебных программ. Решать, с какого курса можно получать второе высшее, человек должен самостоятельно, исходя из собственных возможностей и поставленных целей. Статистика свидетельствует о том, что получение второго диплома одновременно с первым выбирают студенты, обучающиеся на третьем-пятом курсе.

Чтобы начать обучение для получения дополнительной специальности, студенту необходимо пройти аттестационные испытания, представленные письменным тестированием профильной направленности. Приемной комиссии требуется предоставить не только привычный пакет документов, но также академическую справку, выданную основным местом учебы.

После завершения параллельного обучения выпускники, в отличие от своих однокурсников, получают два диплома государственного образца, подтверждающих получение высшего профессионального образования. Следует отметить, что это способны сделать только вузы, имеющие лицензию на образовательную деятельность, государственную аккредитацию по определенной специальности. О такой особенности обязательно стоит помнить современным студентам, рассматривая возможность параллельного обучения в разных институтах либо университетах.

Согласно российскому законодательству, граждане нашей страны имеют право единожды получить высшее образование за счёт бюджетных ассигнований. На платной основе количество полученных высших образований не ограничено. Поэтому, если вы решились получить два высших образования одновременно, знайте, одно из них вам могут предоставить бесплатно. За второе придётся платить — рассчитывайте свои финансовые возможности

Вариант 1: после получения результатов ЕГЭ поступить очно сразу на два факультета как в один вуз, так и в разные. Но здесь есть сложности. Во-первых, вряд ли вам удастся посещать все пары и, скорее всего, возникнут проблемы со сдачей сессии. Во-вторых, заканчивать будете в один год. Писать один диплом для многих сложная задача, а тут сразу два. Поэтому лучше воспользоваться вариантом вторым.

Вариант 2: поступить одновременно на очное и заочное. Так вы практически исключите сложности с посещаемостью. Оканчивать учёбу будете точно не в один год, т.к. на заочном бакалавры учатся на год дольше. Да и в принципе нагрузка будет не такой сильной.

Вариант 3: как правило, первый год обучения в вузе для студентов серьёзный стресс. Приходится привыкать к новой обстановке и правилам. Поэтому некоторые студенты советуют отучиться первый курс на одном факультете, адаптироваться к студенческой жизни и на следующий год поступать на ещё одно направление.

Окончив первый курс, я решил как-то использовать свои многочисленные результаты и поступил на заочку менеджмента, баллов хватило на бюджет. С поступлением проблем не было. Поскольку мой аттестат находится в вузе, я просто сделал его заверенную копию и отнёс в приёмную комиссию. Не жалею. Сессия заочки проходит во время семестра на основном месте учёбы, приходится изрядно прогуливать пары в течение 2-3 недель. Однако общие предметы, вроде философии, БЖД и иностранных языков можно перезачесть, если они уже сданы. Из-за этого объём сессии может сильно сократиться, — рассказывает студент УрФУ Павел Карпов.

Вариант 4: можно поинтересоваться, есть ли в вузе программы двух дипломов. Например, УрФУ предлагает получить после четырёх лет обучения два диплома бакалавра экономики — УрФУ и НИУ ВШЭ. Сначала студент в течение трёх лет обучается в УрФУ, а последний курс — в НИУ ВШЭ.

Необходимость получения образования неоспорима. Оно является залогом успеха и карьерного роста. Высокая конкуренция на рынке труда заставляет молодых специалистов (и не только) получать дополнительные знания в смежных профессиональных областях. Вчерашние выпускники образовательных учреждений и специалисты со стажем хотят получить второе высшее образование. «Сколько учиться?» — вопрос, который волнует каждого из них.

Кто и зачем получает второе высшее образование?

Существует множество причин, по которым люди получают второе образование. Это или банальная привычка учиться, или жизненная необходимость, или просто от нечего делать («пусть будет»). Если обратиться к статистике, то 61% студентов, получающих второе высшее образование, являются работающими специалистами. Подвигло их к этому желание подняться по карьерной лестнице. Ведь зачастую для построения успешной карьеры нужно иметь знания в смежных областях работы. В число остальных 39% входят те, кому не по душе оказалась первая профессия, кто работает не по специальности, кто надеется на повышение зарплаты и т. д. Например, бухгалтер может получить второе высшее педагогическое образование, поняв, что цифры — это не его призвание, или желая воплотить детскую мечту. Люди стремятся благодаря второму диплому кардинально поменять свою жизнь.

Какую форму обучения лучше выбрать?

Можно выбрать любую: очную, заочную, вечернюю или очно-заочную. Все зависит от намеченных целей и возможностей человека. Чаще всего на дневном отделении обучаются те, кто еще не имеет никакого опыта работы. Вечерняя форма подразумевает под собой трех-четырехдневную в неделю учебу. Время занятий обычно — с шести до девяти. Во время комбинированного обучения занятия проходят как в дневное время, так и в вечернее. Наиболее привлекательная форма получения диплома о высшем образовании — заочная.

Многие желающие получить диплом не могут посещать занятия по разным на то причинам: по состоянию здоровья, из-за территориальной расположенности вуза и т. д. Решить эту проблему можно, получив второе высшее образование дистанционно.

Требования высших учебных заведений

Для поступающих на обучение не существует возрастных ограничений. В любом возрасте можно получить второе высшее образование. Сколько учиться, будет зависеть от многих критериев, в том числе от того, насколько первая специальность и вторая, желаемая, отличаются друг от друга.

Основанием для зачисления является диплом о первом высшем образовании. Стоит заметить, что некоторые вузы устанавливают ограничения. Они принимают лишь тех студентов, которые окончили государственные или аккредитованные коммерческие вузы.

Что касается срока обучения, то при полном перепрофилировании из-за большого количества специальных предметов он может быть увеличен.

При поступлении с учебным учреждением заключается договор, где прописаны сроки, условия обучения, перечень изучаемых предметов и условия оплаты.

Основной трудностью является график обучения, ведь чаще всего люди, получающие второе высшее образование, уже где-то работают. Для таких студентов порой имеется возможность обучаться по индивидуальным планам. Но чаще всего учебные заведения придерживаются стандартных программ.

Второе высшее образование: сколько учиться?

Граждане, уже имеющие на руках один диплом, могут быть зачислены как на первый, так и на последующие курсы. При этом вуз самостоятельно решает, какое количество испытаний и в какой форме будет сдавать абитуриент, желающий получить второе высшее образование.

Сколько учиться, в основном зависит от полученной специальности при первом обучении. Если содержание учебных дисциплин кардинально отличается, то период обучения может достигать и пяти лет.

Также подготовка в вузе может осуществляться по сокращенным образовательным программам. Данное решение принимается учебной частью и зависит от того, какие предметы и в каком объеме человеком были ранее пройдены. При этом срок освоения программы не может быть менее 1,5 года.

В каких случаях увеличивается срок получения образования?

Срок обучения может быть увеличен на год в двух случаях. Во-первых, при разработке индивидуального учебного плана по комбинированной и заочной формам.

Во-вторых, за счет предоставления Он может быть предоставлен при наличии медицинских показаний или в иных исключительных случаях.

Как можно уменьшить срок обучения

При расчете сроков обучения учитываются уже изученные и сданные в ходе первого образования дисциплины. Данный процесс называется перезачетом. Он включает в себя признание и включение в новый академический перечень ранее полученных оценок.

Кроме того, возможность сокращения срока обучения зависит от способностей студента. Существует возможность досрочной сдачи экзаменов. По правилам такое согласие может быть дано конкретным учебным заведением. Для этого необходимо написать заявление на имя ректора, после чего индивидуальный учебный план будет изменен.

Дистанционное высшее образование

Второе высшее образование дистанционное подразумевает под собой традиционную форму обучения, но на расстоянии. То есть, как и при поступлении в обычный институт, можно выбрать как очную, заочную, так и комбинированную форму обучения.

Оно проходит на протяжении всего семестра. Чаще всего зачисление проводится дважды в год: перед началом очередного полугодия. Но встречаются и такие вузы, в которых нет привязки к семестру.

Наиболее популярные направления при получении второго высшего образования

В настоящее время среди множества направлений наиболее востребованными остаются юриспруденция, педагогика и экономика. В соответствии со спросом существует довольно большое количество предложений.

Получить, например, второе высшее стремится большая часть поступающих. Это связано с тем, что повседневная жизнь сталкивает нас с проблемами, при которых бы знание прав и законов упростило их решение. Поэтому и число учреждений, выпускающих дипломированных юристов, увеличивается с каждым годом.

Второе высшее никогда не теряло своей популярности, а уж на фоне появившихся перспектив для стало еще более востребованным. Каждый может выбрать другой профиль по своему усмотрению.

Второе высшее образование в Москве еще меньше десяти лет назад было редкостью. Сегодня же, согласно статистике, 20% специалистов уже получили второй диплом, а 6% на пути к его защите. Это еще раз говорит о желании наших граждан развиваться и идти вперед.

Повышение квалификации и приобретение новых знаний становится распространенной тенденцией современного общества. Два высших образования имеют плюсы и минусы. Они открывают перед молодыми специалистами больше возможностей для карьерного роста и успешного трудоустройства. К тому же, всегда хорошо иметь запасной вариант, если первая профессия утратила свою актуальность.

Современный быстро меняющийся мир всё чаще диктует необходимость во втором образовании

Получение еще одного диплома — ответственный шаг. Необходимо взвесить все за и против, рассмотреть предложения аккредитованных ВУЗов, прежде, чем принять важное решение. Стоит учитывать, что в законодательстве предусмотрено только одно бесплатное образование, второе высшее — будет платным, но его количество не регламентируется.

Разберемся с тем, как получить два высших образования:

  1. первый способ — поступить на дневную форму в два учебных заведения или на разные факультеты в одном и том же институте, такой ход сэкономит время на учебу, но на вас будет двойная нагрузка — придется писать две дипломные работы и сдавать сессии одновременно;
  2. второй вариант — отучиться один год в одном университете, а со второго добавить еще один, что растянется по времени, но составит меньше труда;
  3. третий — сочетать очное и заочное или вечернее образование, а лучше дистанционное, так при меньших усилиях у вас будет тот же результат, что и в первых случаях;
  4. четвертый — дополнительное образование спустя время после получения первой специальности, что также не лишено трудностей — не каждый готов снова сесть за студенческую скамью;
  5. пятый — выучиться на бакалавра в одном институте и получить степень магистра в другом, тем самым скорректировав свой сертификат и дополнив знания, необходимой информацией для трудоустройства;
  6. оптимальный вариант — получить оба сертификата в одном учебном заведении по завершению третьего курса, так будет возможность присмотреться к другим факультетам и ознакомиться с действующей программой получение двойного диплома.

Плюсы двух высших образований

Как только вы выберете профиль, вам останется написать заявление о зачислении на платных условиях и начать посещать дополнительные пары. Этот подход хорош тем, что вы не потратите лишние годы на образование, а по окончанию будете иметь сразу две специальности.

Два высших образования имеют свои плюсы и минусы, остановимся на его плюсах:

  1. преимущество при устройстве на работу — юрист со знанием психологии, художник и по совместительству дизайнер или турменеджер, осведомленный о том, как работает гостиничный сервис имеют больше шансов, чем узкопрофильный специалист;
  2. вариантов выбора места работы тоже становится больше — у вас всегда есть возможность сменить специализацию или воспользоваться дополнительными знаниями при необходимости;
  3. сразу получить два диплома легче благодаря лояльному отношению педагогов, а если отучиться в молодом возрасте — потом можно спокойно заводить семью и строить свою карьеру.

Знания некогда не могут стать обременительным багажом

Минусы двух высших образований

Какие подводные камни скрывают два высших образования — рассмотрим минусы:

  1. далеко не радужная перспектива стать вечным студентом — восприятие учебы в качестве своего рода тусовки, которая отодвигает момент выхода на работу, что является прямым проявлением инфантилизма;
  2. финансовая сторона вопроса — обучение стоит недешево, поэтому не каждый может себе позволить второе, а то и третье высшее, рискуя остаться в долгу у родителей, а что еще сложнее, совмещать образование с зарабатыванием средств на его оплату;
  3. отсутствие свободного времени — учеба займет его целиком и полностью, поэтому друзья и личная жизнь отодвинутся далеко на задний план.

Век живи, век учись, говорит одна из народных премудростей

Может ли два образования сделать вас более успешным?

Одна из мотиваций для получения второго высшего — успешность и продвижение в карьере. Могут ли два образования помочь вам в этом деле? Еще и как! Когда поступаете в университет — всегда интересуйтесь о наличии у него международных связей.

У большинства современных учебных заведений есть родственные ВУЗы в других странах, а значит у них налажен обмен преподавательским опытом и студентами. Так вы получите не только международный диплом, но и возможность работать и учиться за границей.

Зачем нужно второе высшее образование?

Многие молодые люди часто задают вопрос — зачем получать второе высшее образование, если у меня есть первое и оно вроде как меня устраивает. Как правило, его причина кроется не столько в денежном аспекте, сколько в отсутствии мотивации и элементарной лени.

Если разобрать по полочкам, зачем нужно второе высшее образование, то можно найти массу «за» для его получения:

  1. потребности современного рынка труда в универсальных специалистах — в требованиях к вакансиям нередко указывают на наличие двух дипломов;
  2. возможности карьерного роста — чем выше должность, тем больше знаний и умений она требует, что делает второе высшее весьма актуальным, за исключением того случая, когда оно не соответствует профессиональному пути;
  3. необходимости в переквалификации — если полученная ранее специальность не пользуется спросом или неинтересна, не дает возможности для самореализации, то второе высшее — это выход из сложившихся обстоятельств;
  4. более высокая оплата труда — при наличии необходимых знаний, подкрепленных сертификатом и готовности брать на себя ответственность, этот вариант придется очень кстати;
  5. стремление к самосовершенствованию — большинство специалистов желает разбираться в смежных задачах, у некоторых людей их увлечения становятся делом всей их жизни, чтобы преуспевать в этих вопросах без дополнительных знаний не обойтись;
  6. авторитет в обществе — стремление к престижу, защита научных работ и кандидатских с той позиции, что это модно, а кроме того подкрепление своего мнения авторитетом, безусловно даст вам фору как потенциальному кандидату на звучную и высокооплачиваемую должность.

Сегодня принято считать, что растить мышцы и сжигать жир одновременно невозможно, особенно это касается опытных тренирующихся. Однако в целом ряде научных исследований было доказано обратное: это еще как возможно, но есть НО.

В мире фитнеса и бодибилдинга всё ещё ведутся активные споры относительно того, способны ли мы делать две эти физиологически противоположные друг другу вещи одновременно.

Мы на Зожнике давно поместили в рубрику «анналы” текст Почему нельзя растить мышцы и жечь жир одновременно, а сейчас развенчиваем это однозначное утверждение (с последующим внесением правок в указанную статью).

Итак, когда все же возможно одновременное сжигание жира и рост мышечной массы.

Автор книг, методик и просто ученый и эксперт Лайл МакДоналд

Эксперт: снижение жировой массы и рост мышечной одновременно возможно у новичков

Для начала обратимся к мнению одного из ведущих экспертов в индустрии фитнеса – Лайлу МакДоналду. В своей заметке Adding Muscle While Losing Fat, он отмечает способность достигать рекомпозиции тела (так в США называют одновременное сжигание жира и рост мышц) новичками, особенно теми, у кого есть солидные жировые запасы.

МакДоналд говорит о том, что когда люди только начинают заниматься с отягощениями, у них при любых условиях быстро растут силовые показатели и мышечная масса. Всё это объясняется простой логикой – у не тренировавшихся ранее новичков есть неиспользованный потенциал к росту силы и мышечной массы.

Ситуацию можно сравнить с двумя графинами воды одинакового объёма – один из которых пустой (это новички), а второй – практически заполнен (опытные тренирующиеся). По сравнению с полным графином, в пустой влезет намного больше воды (у него больше потенциала для того, чтобы вместить больший объём жидкости).

Исходя из наблюдений МакДоналд делает вывод, что новички способны растить мышечную ткань даже на дефиците калорий (благодаря которому жировая ткань теряется) – ведь ранее их мышцы не получали стимула для роста и поэтому имеют больший задел, чем у тренированных атлетов.

Ещё один случай, о котором говорит МакДоналд – это люди, возвращающиеся к силовым тренировкам после длительного перерыва. За время перерыва в силовых тренировках у занимавшихся ранее людей снижаются не только силовые показатели, но и теряется часть мышечной ткани от того, что мышцы достаточно длительное время не получали тренировочного стимула для поддержания своих объёмов (не говоря уже о росте). Вдобавок к этому за время перерыва у отказавшихся от тренировок людей увеличивается и процент жира в организме. В результате человек, который надолго отказался от тренировок, сделал несколько шагов назад и таким образом освободил место в практически заполненном кувшине.

4 исследования, доказывающие одновременный рост объемов мышц и снижения жира у новичков

Для начала рассмотрим исследования, которые подтверждают, что новички (особенно с большим количеством лишнего веса) способны одновременно и растить мышцы, и избавляться от жира.

Исследование №1

Еще в 1993 году специалисты из Университета Небраска вызвались выяснить, возможна ли гипертрофия мышц в условиях дефицита энергии.

Организация исследования: В течение 3 месяцев ученые наблюдали за 14 мужчинами с ожирением. Участников разделили на 2 группы по 7 человек: первая не тренировалась, а вторая группа занималась с отягощениями.

Для сравнения результатов перед началом эксперимента и после его окончания у всех участников была взята биопсия (забор кусочка ткани для дальнейшего её исследования) из широкой латеральной мышцы бедра.

Результаты: через 90 дней обе группы потеряли в среднем 16 кг веса, из которых 24% пришлось на безжировую, а 76% – на жировую массу. Однако по сравнению с группой, которая не тренировалась, у второй группы площадь поперечного сечения широкой латеральной мышцы бедра значительно увеличилась.

Вывод: у новичков с ожирением вместе со значительной потерей веса и снижением процента жира силовые тренировки во время ограничения калорийности могут вести к росту мышц.

Исследование №2

В 2000 году в журнале «Анналы питания и метаболизма» был представлен эксперимент бостонских специалистов, целью которого было изучить эффект сочетания низкокалорийных диет с повышенным количеством белка и силовыми тренировками на композицию тела у людей с лишним весом.

Организация исследования: в рандомизированном 12-недельном исследовании приняло участие 38 человек с лишним весом, которых разделили на 3 группы:

  • Группа №1 придерживалась только дефицита калорийности питания, недополучая 20% от уровня поддержания веса,
  • Группа №2 сочетала такую же гипокалорийную диету с силовыми тренировками и высоким потреблением белка (1,5 г/кг массы) с использованием протеиновой добавки – казеина гидролизата,
  • Группа №3 придерживалась такого же плана, как и вторая, но вместо казеина потребляла гидролизат сывороточного протеина.

Результаты: после 12 недель испытания участники из всех 3 групп потеряли в среднем около 2,5 кг веса.

У соблюдавшей диету группы №1 процент жира в теле в среднем снизился с 27% до 25% (-2% разницы).

Группа №2 (диета + тренировки + казеин) снизила процент жира в среднем с 26% до 18% (8% разницы).

Группа №3 (диета + тренировки + сывороточный протеин) снизила процент жира в теле с 27% до 23% (разница составила 4%).

Что касается мышечной ткани, то у первой группы она осталась неизменной, в то время как потреблявшая казеин группа набрала в среднем 4 кг мышц, а группа, потреблявшая сывороточный протеин, набрала 2 кг мышц.

Вывод: из этого исследования мы ещё раз можем прийти к заключению, что новички с лишним весом способны добиваться рекомпозиции тела, особенно если потребляют достаточное количество белка.

Тут следует напомнить о вреде чрезмерного потребления белка – читайте в «Гиде по белкам».

Исследование №3

Далее рассмотрим исследование 2011 года, которое провели учёные из Университета МакКастера в Онтарио. Целью исследователей было выяснить, как ежедневные тренировки (силовые и/или аэробные) и гипокалорийная диета с разным количеством белка и кальция повлияют на композицию тела у женщин с лишним весом или ожирением.

Организация исследования: в рандомизированном исследовании длительностью 16 недель приняло участие 90 женщин с лишним весом или ожирением, которых разделили на 3 группы:

1. Группа с потреблением высокого количества белка и молочного продукта (30% белка, из которых 15% приходилось на молочный продукт),
2. Группа с потреблением умеренного количества белка и молочного продукта (15% и 7,5%),
3. Группа с потреблением умеренного количества белка и низкого количества молочного продукта (15% и <2%).

Все участники находились в условиях дефицита энергии на уровне минус 500 ккал от поддерживающего уровня.

Испытуемые сочетали аэробные и силовые тренировки, тренируясь по 5 раз в неделю под наблюдением, а на выходные занимались самостоятельно. Тренировки были составлены таким образом, чтобы за одну сессию расходовалось около 250 ккал.

Результаты: все 3 группы потеряли в среднем 4,3 кг веса, при этом в период между 8 и 16 неделями участницы первой группы (высокобелковая диета с большим количеством кальция) потеряли больше жира, чем остальные.

Одновременно с потерей жира у первой группы был отмечен рост мышечной массы, особенно в период между 8 и 16 неделями.

Количество мышечной ткани у группы, которая потребляла 15% белка с 7,5% из молочных продуктов, осталось неизменным.

Группа, потреблявшая умеренное количество белка и мало кальция, не сохранила, а потеряла в среднем 0,7 кг мышечной ткани.

Вывод: диета с дефицитом калорий в сочетании с силовыми тренировками, адекватным количеством белка и повышенным потреблением молочных продуктов способствует более значительному улучшению композиции тела у женщин, что характеризуется большей потерей висцерального и подкожного жира, а также ростом сухой мышечной ткани. Возможность роста мышц с одновременным избавлением от жира у новичков с лишним весом ещё раз подтверждается.

Исследование №4

Наконец в завершение блока об одновременном сжигании жира и росте мышц у новичков приведём одно из последних исследований, которое было представлено в этом году в январском номере журнала The American Journal of Clinical Nutrition.

Цель эксперимента: выявить, как повышенное потребление белка при сильном дефиците калорий и в сочетании с силовыми тренировками отразится на композиции тела.

Исследование длилось 4 недели. 40 мужчин с лишним весом разделили на 2 группы по 20 человек: первая потребляла 1,2 г белка, а вторая – 2,4 г белка на 1 кг веса. Кроме того все участники значительно ограничили потребление калорий: на уровне 40% от требуемого для поддержания веса.

Каждую неделю все испытуемые тренировались следующим образом:

– 2 дня – круговые силовые тренировки по 3 подхода на 10 повторений с последним подходом, выполненным до отказа,

– 2 кардиотренировки тренировки умеренной и высокой интенсивности,

– 1 тестовая тренировка на велоэргометре на время,

– 1 круговая плиометрическая тренировка с использованием веса собственного тела.

Сразу после тренировок участники потребляли порцию сывороточного протеина.

Результаты: участники группы с высоким потреблением белка (несмотря на значительный дефицит калорий) набрали в среднем 1,2 кг мышечной массы за 4 недели, в то время как у участников из контрольной группы (которые потребляли в 2 раза меньше белка) количество мышечной массы осталось практически неизменным. Кроме того, группа, потреблявшая 2,4 г белка на 1 кг массы тела, потеряла в среднем 4,8 кг жировой массы, а контрольная группа – 3,5 кг.

Кроме того, учёные отметили, что тренировки достаточно высокой интенсивности (участники выполняли 3 подхода по 10 повторений в каждом упражнении) также могли внести весомый вклад в полученные результаты.

Вывод: В краткосрочной перспективе у новичков с лишним весом даже при существенном дефиците калорийности питания рост мышечной массы возможен, если высокое потребление белка сочетать с силовыми тренировками.

А что с опытными? Можно ли одновременно жечь жир и растить мышцы тем, кто давно занимается силовыми?

В своей книге The Ultimate Diet 2.0 МакДоналд отмечает, что как только люди переходят из категории новичков в более продвинутые, им крайне сложно достигать рекомпозиции тела.

Однако эксперт отмечает, что если человек будет придерживаться очень маленького дефицита энергии (минус 200 ккал в сутки от поддерживающего уровня) в сочетании с интенсивными силовыми тренировками, не исключено, что крошечными шагами он все же сможет растить мышцы и сжигать жир одновременно. При этом Лайл подчёркивает, что в какой-то момент опытные тренирующиеся достигают той точки развития мышечной массы или снижения процента жира в теле, при которой одновременное сжигание жира и рост мышц становится однозначно невозможным.

4 исследования с опытными тренирующимися

Безусловно, мнение Лайла МакДоналда является крайне авторитетным (тем более специалист ссылается на физиологию и данные исследований), однако чтобы окончательно развеять сомнения читателей, что рекомпозиция тела у опытных тренирующихся – это не закрытый вопрос, обратимся к конкретным научным данным.

Исследование опытных №1

В 2012 году группой учёных (Paoli et al.) был проведён эксперимент, целью которого было проверить, как кетодиета (низкоуглеводка) повлияет на показатели тренировочной работоспособности у профессиональных гимнастов.

Организация исследования: в исследовании длительностью 1 месяц приняло участие 8 профессиональных артистических гимнастов весом около 70 кг. Во время эксперимента атлеты поддерживали свой привычный тренировочный объем, посвящая тренировкам около 30 часов в неделю. Рацион испытуемых состоял из таких продуктов, как говядина, телятина, птица, рыба, ветчина, яйца, пармезан. Также атлеты ели сырые и приготовленные зелёные овощи, которые потреблялись без ограничений.

Общее количество углеводов во время эксперимента составляло лишь 22 грамма.

В процентном соотношении на БЖУ приходилось: 41% – белок, 54% – жиры, 4,5% – углеводы (это крайне низкий, не рекомендуемый уровень приема углеводов. Читайте вот тут почему не надо ограничивать углеводы.)

Участники потребляли много белка: из расчёта около 2,8 грамма на 1 кг массы тела. Кроме того, атлеты ежедневно принимали травяные экстракты, а также по 1 капсуле мультивитамина.

Результаты: по окончании эксперимента вес атлетов в среднем снизился с 69,6 кг до 68 кг (законмерно при дефиците калорий), жировая масса сократилась в среднем с 5,3 кг до 3,4 кг. Соответственно, процент жира снизился с 7,6% до 5%, а мышечная масса незначительно, но все же увеличилась – в среднем с 37,6 кг до 37,9 кг .

Важно отметить, что в отличие от многих других профессиональных спортсменов, как правило, гимнасты не применяют анаболических стероидов, поэтому вероятность того, что рост мышц у этих опытных атлетов с одновременным сжиганием жира был обусловлен приёмом фармакологии, отсекается до минимума.

К вопросу о стероидах. Бывший гимнаст и тренер Национальной юниорской команды США по гимнастике Кристофер Соммер в своём интервью для ресурса T-Nation отметил, что гимнастам очень важно развивать взрывную силу по возможности без большого прироста мышечной массы. Поэтому анаболические препараты они не принимают: стероиды стимулируют рост мышечной массы и могут только снизить показатели абсолютной силы, что негативно отразится на результатах гимнаста.

Вывод: учёные пришли к заключению, что атлеты, которые придерживаются кетодиеты, способны улучшать композицию тела без негативного воздействия такого диетического подхода на тренировочную работоспособность. Стоит при этом отметить, что исследование длилось всего 30 дней; кроме того, учёные говорят о главном недостатке эксперимента, а именно – об очень скромном количестве участников.

Исследование опытных №2

Следующее исследование с участием опытных тренирующихся было представлено в 2015 году в Journal of the International Society of Sports Nutrition. Целью эксперимента было выявить, как потребление очень высокого количества белка (3,4 г/1 кг массы тела) в сочетании с силовыми тренировками с использованием принципа периодизации повлияет на композицию тела, тренировочную работоспособность, а также здоровье мужчин и женщин с опытом в силовых тренировках.

В эксперименте длительностью 8 недель приняло участие 48 мужчин и женщин со средней массой тела 74,5 кг, которые были разделены на 2 группы:

1. Группа с нормальным потреблением белка (женщины и мужчины со средним опытом силовых тренировок в 2,4 года) потребляла в среднем 2,3 г белка на 1 кг массы тела,
2. Группа с высоким потреблением белка (женщины и мужчины со средним опытом силовых тренировок в 4,9 года) потребляла в среднем 3,4 г белка на 1 кг массы тела.

Отметим, что относительно своего привычного рациона питания, по сравнению с первой группой, группа с высоким потреблением белка в целом потребляла значительно больше и протеина, и калорий.

Все участники тренировались 5 дней в неделю, используя принцип периодизации с целью роста мышечной массы и силы.

Результаты: несмотря на значительно меньшее по сравнению со второй группой количество потребляемых калорий и белка, группа 1 в среднем набрала 1,3 кг общего веса, в то время как вторая не только не увеличила свой вес, но и снизила его в среднем на 100 граммов.

Более того, первая группа в среднем потеряла значительно меньше жировой массы – минус 0,3 кг против минус 1,6 кг у группы с высоким потреблением белка. В процентном соотношении группа с нормальным потреблением белка снизила процент жировой массы в среднем на 0,6%, в то время как группа с высоким потреблением белка снизила процент жира в среднем на 2,4%. Также обе группы набрали по 1,5 кг мышечной массы.

Результаты представлены в таблице ниже:

*NP – группа, потреблявшая 2,3 г белка на 1 кг массы тела, HP – группа, потреблявшая 3,4 г белка на 1 кг массы тела, BW – общая масса тела, FFM – безжировая масса, FM – жировая масса, %BF – процент жира в теле.

Несмотря на полученные результаты, это исследование не даёт стопроцентного ответа на вопрос, способны ли люди с опытом в силовых тренировках растить мышцы и сжигать жир одновременно.

Исследователи упоминают об индивидуальной (генетической) составляющей в ответ на тренировки и стиль питания. К примеру, в обеих группах были люди, которые набирали до 7 кг безжировой массы и теряли до 4 кг жира. Были также участники, которые теряли мышцы и набирали жир. Это в очередной раз подтверждает мысль о том, что каждый из нас индивидуален – кому-то под силу добиваться рекомпозиции тела даже после нескольких лет силовых тренировок, а кому-то – нет.

Исследование опытных №3

Отметим также, что годом ранее группа учёных во главе с тем же исследователем Хосе Антонио провела практически идентичное исследование. Разница заключалась лишь в том, что там участие принимали люди с более внушительным опытом силовых тренировок (в среднем – 8,9 лет); Они также не использовали принцип периодизации во время эксперимента и принимали по 1,8 г или 4,4 г белка на 1 кг массы тела.

В результате учёные выяснили, что группа с меньшим потреблением белка набрала как безжировую (1,3 кг), так и жировую массу (0,3 кг), а группа, которая потребляла 4,4 г белка избавилась от 0,2 кг жировой массы и прибавила 1,9 кг безжировой. Однако опять же, организация исследования оставляла желать лучшего.

Исследование опытных №4

В завершение представим ещё одно исследование, в котором участие принимали профессиональные спортсмены. В данном случае учёные задались целью изучить, как мягкий (в среднем минус 469 ккал / сутки) или резкий (минус 791 ккал) дефицит энергии в сочетании с силовыми тренировками скажется на композиции тела, силе и мощности у профессиональных спортсменов.

По окончанию эксперимента обе группы участников значительно снизили процент жира в теле, при этом группа с умеренным дефицитом калорий увеличила мышечную массу на 1,7-2,5%, тогда как у группы с резким дефицитом количество мышц осталось практически таким же, как было до исследования.

В эксперименте приняло участие 24 профессиональных спортсмена, однако это были футболисты, волейболисты, хоккеисты, тхэквондисты, велосипедисты, гимнасты, биатлонисты, легкоатлеты и другие спортсмены, но не атлеты-силовики.

Отметим, что специфика представленных выше видов спорта не подразумевает обязательных (и регулярных) занятий со штангами и тренажёрами, поэтому можно с большой долей вероятности предположить, что свой потенциал в росте мышц они не использовали в значительной мере.

Как видим, с опытными тренирующимися всё намного сложнее – исследований мало, и все они оставляют больше вопросов, чем ответов. Впрочем, тенденция заметна.

Выводы:

В целом можно прийти к заключению, что одновременное сжигание жира и рост мышечной массы возможен и у новичков, и у людей, которые сделали большой перерыв в силовых тренировках.

Что касается опытных тренирующихся, то здесь вопрос скорее открыт, чем закрыт: нельзя на 100% заявлять, что они могут одновременно растить мышцы и избавляться от жировой массы, однако и утверждения о том, что рекомпозиция тела у опытных тренирующихся в принципе невозможна – не совсем корректны.

Судя по полученным данным и комментариям учёных, в будущем потребуется провести хотя бы одно долговременное исследование в клинических условиях (где участники будут находиться под строгим наблюдением учёных) с хорошей выборкой опытных тренирующихся, чтобы однозначно ответить на важнейший вопрос – способны ли люди, которые миновали стадию новичка, одновременно и мышцы растить, и от жира избавляться?

Кто, скорее всего, не может рассчитывать на одновременное сжигание жира и рост мышц – так это люди, которые достигли своего потолка в росте мышц и очень низкого процента жира в организме.

Заметьте, в данном материале мы лишь представили имеющиеся научные данные и мнения признанных специалистов, а не просто безосновательно попытались подорвать устоявшееся мнение о том, что опытные атлеты не могут растить мышцы и сжигать жир одновременно. Продолжаем ждать хорошо спланированных исследований, которые целенаправленно будут изучать вопрос рекомпозиции тела у опытных тренирующихся.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх