Черный список России

Подделка карт, разрешений на въезд для иностранцев, удостоверений личности — самые распространенные преступления в сфере незаконной миграции. МВД даже разработало особый регламент по выявлению подложных бланков и лиц, их распространяющих и использующих.

Каждый иностранец при посещении нашей страны заполняет миграционную карту. Для жителей государств, которым для въезда не нужна виза, это важнейший документ, подтверждающий легальность нахождения в РФ.

Содержание

Особенности проверки миграционной карты на подлинность в онлайн режиме

Для чего необходима миграционная карта

На основании миграционной карты иностранцы и апатриды (лица без определенного гражданства) оформляют патенты и разрешения на работу, встают на учет по месту временного проживания.

Особенности оформления

Миграционную карту заполняет сам приезжий на основании своего удостоверения личности. МВД и работники пограничного контроля (ПС ФСБ) ставят печати и служебные отметки на бланке при въезде в РФ, постановке на учет, восстановлении и продлении срока действия документа.

Как выглядит миграционная карта, определяет Постановление Правительства от 16.08.2004 №413. Важнейшая графа документа – «Цель визита». Заполненная с ошибками, она приведет к отказу в выдаче патента, поступлении на работу или в университет, в худшем случае – к административному штрафу и депортации.

Можно ли продлить срок действия документа

Для жителей ближнего зарубежья миграционная карта оформляется на 90 дней. Для остальных срок действия документа определяется визой. Можно продлить миграционную карту:

  • если иностранец оплатил патент на работу;
  • получил РВП или ВНЖ;
  • по обстоятельствам, не зависящим от воли иностранца (например, заболел в поездке и был госпитализирован).

Об изменении срока ходатайствует сам приезжий, его работодатель или учебное заведение. Сотрудник ГУВМ ставит на миграционной карте штамп о продлении.

Способы проверки на подлинность

Бланки карточки печатают на простой бумаге без специальной защиты. Определить, не подделка ли это, на основании визуального осмотра невозможно. Существует только один действенный способ, как проверить подлинность миграционной карты – запросить информацию в ГУВМ МВД.

Сведения о каждом выданном на пограничном посту документе заносятся в централизованный банк данных. Ответственность за его ведение и актуализацию возложена на региональные управления МВД, ПС ФСБ, ФНС. По запросам от частных и юрлиц работники миграционной службы проверяют карты по этой базе.

Личное посещение отделения ГУВМ МВД

Заявление на получение сведений из базы миграционного учета можно подать в любое подразделение ГУВМ (оказание такого рода услуг происходит по экстерриториальному принципу). Необходим паспорт для подтверждения личности обратившегося.

Специального бланка заявления не установлено. Его пишут в свободной форме, указывая обязательно свои ФИО и адрес для корреспонденции, реквизиты миграционной карты, фамилию и имя иностранца. Желательно также объяснить причины своей заинтересованности.

Обратившись в ГУВМ в регионе постановки приезжего на учет, заявитель, скорее всего, сразу получит ответ. Для проверки будет использована региональная база данных миграционных карт. В противном случае стандартное время обработки запроса – до 30 дней. Чтобы ускорить процедуру, стоит заказать отправку результатов по e-mail.

Телефонный звонок

Обращаться за информацией нужно в подразделение, в котором иностранец в последний раз вставал на миграционный учет (определяют по штампу). Сотрудник проверит карту прямо в ходе разговора.

Телефонные обращения фиксируют так же, как и личные, поэтому гражданину надо представиться, задать вопрос, указать реквизиты карты и ФИО иностранца. Номера «горячей линии» территориальных управлений публикуются на сайте ГУВМ по ссылке «Подразделения в регионах».

Через интернет

Есть 2 способа проверить на подлинность миграционную карту онлайн:

  • Быстрый, но не официальный и не всегда точный. Речь идет о подтверждении действительности приглашения на посещение РФ. Отдельного сервиса ГУВМ или УФМС по проверке миграционных карт онлайн не существует.
  • Длительный, но достоверный. Заявитель формирует электронное обращение в территориальное ГУВМ с просьбой подтвердить подлинность документа. Срок обработки запросов – 3-7 дней.

Первый способ подходит тем, у кого есть копия или оригинал приглашения – нужно знать номер и серию его бланка, а такая информация не вписывается в миграционную карту. Полученный результат носит ознакомительный характер. Чтобы он имел доказательную силу в суде, стоит воспользоваться вторым способом – подать официальный запрос.

Онлайн-проверка

Интернет-сервис ГУВМ прост в использовании и интуитивно понятен.

Шаг 1. На главной странице сайта МВД в верхнем горизонтальном меню выбрать раздел «Онлайн-сервисы», из выпадающего списка – «Сервисы по вопросам миграции».

Шаг 2. Перейти по ссылке «Проверка действительности приглашений на въезд в РФ».

Шаг 3. В форму внести:

  • номер приглашения – буквенно-цифровой код в верхней части документа. Должен совпадать с указанным в миграционной карте;
  • серию бланка;
  • № бланка (серия и номер записаны на лицевой стороне документа внизу, рядом с печатью);
  • .

Шаг 4. Проверка миграционной карты онлайн на сайте УФМС по номеру приглашения занимает считанные секунды. Если по заданным реквизитам система не нашла записи, это значит:

  • приглашение недействительно, миграционная карта поддельная;
  • произошел технический сбой в работе сервиса, доступ к базе данных временно отсутствовал (можно повторить процедуру еще раз позже).

Инструкция, как проверить миграционную карту по базе ФМС посредством онлайн-запроса.

Шаг 1. На сайте МВД в разделе «Онлайн-сервисы» выбрать «Прием обращений граждан». В перечне ведомств отметить «Управление по вопросам миграции», нажать кнопку «Продолжить».

Шаг 2. Согласиться с порядком регистрации и рассмотрения заявок (поставить галочку), нажать «Подать обращение».

Шаг 3. Заполнить форму:

  • ФИО (наименование) заявителя;
  • e-mail для ответа;
  • текст обращения («Прошу Вас предоставить информацию о действительности миграционной карты «), можно указать причины своей заинтересованности.

Шаг 4. Загрузить скан-копию миграционной карты (если она есть), ввести , нажать кнопку «Отправить».

Шаг 5. Подтвердить электронную почту – получить письмо с кодом и ввести его в открывшейся форме (на действие дается 10 минут).

После этого гражданин получит новое письмо о принятии обращения в работу со ссылкой для отслеживания хода рассмотрения. Результаты проверки придут на e-mail в течение недели.

Наказание за фальсификацию документа

Подделка миграционной карты – преступление по п. 1 ст. 327 УК РФ. Последняя предусматривает наказание для изготовителя:

  • ограничение свободы на период до 24 месяцев;
  • работы принудительного характера до 2 лет;
  • арест на 2-6 месяцев;
  • заключение на срок до 2 лет.

Приобретение подложного бланка со штампами и его самостоятельное заполнение – это изготовление, а не использование фальшивки (дело № 33а-2929/2019 от 21.03.2018, ВС Республики Коми). Ответственность за поддельную миграционную карту наступит по п. 1 ст. 327 УК.

Владелец недействительного документа будет привлечен к административной или уголовной ответственности в зависимости от тяжести его вины. Если иностранец не знал, что карта фальшивая (или прокурор не может доказать обратное), его оштрафуют по п. 1 ст. 19.27 КоАП РФ:

  • на сумму в 2-5 тыс. руб.;
  • 5-7 тыс. руб. в Москве, С.-Петербурге, Московской или Ленинградской области;
  • с возможным выдворением.

Если приезжий сознательно купил фальшивую карту и, зная об этом, предъявлял ее в госведомствах, его накажут по п. 3 ст. 327 УК РФ:

  • штрафом до 80 тыс. руб.;
  • общественными работами до 480 часов;
  • арестом до 6 месяцев;
  • работами исправительного характера до 2 лет.

У мигранта будут аннулированы все разрешения, выданные на основании подложной карты (РВП, ВНЖ, патент), за что могут депортировать из России. Принудительное выдворение силами сотрудников ФССП и ПС ФСБ проведут после того, как преступник отбудет наказание или заплатит штраф.

Другие нарушения

Особые административные санкции предусмотрены за неверно указанную цель посещения в миграционной карте:

  • штраф 2-5 тыс. руб.;
  • в Москве, С.-Петербурге, МО и ЛО – 5-7 тыс. руб.
  • с возможным выдворением.

При совершении этого проступка повторно в течение года штраф вырастет до 5000-7000 руб. и 7000-10000 руб. в Москве, С.-Петербурге и областях. Нарушителя депортируют с запретом на въезд в РФ на 3 года.

За отсутствие миграционной карты иностранца могут привлечь к ответственности по п.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ (штраф 2-5 тыс. руб., в Москве, С.-Петербурге, МО и ЛО – 5-7 тыс. руб.). Кроме того, его обяжут самостоятельно покинуть страну в течение нескольких дней или часов.

Вывод

Узнать, действительна ли миграционная карта, можно 3 способами: лично обратившись в территориальное подразделение ГУВМ МВД РФ, по телефону или онлайн. Во всех этих случаях проверка основывается на отсутствии или наличии записей о документе в базе данных ГУВМ.

За изготовление или использование фальшивых миграционных карт грозит уголовное или административное наказание вплоть до лишения свободы. После этого иностранца депортируют, скорее всего, с запретом на посещение России на 3 года.

Как проверить подлинность миграционной карты онлайн по номеру

Миграционная карта – документ, делающий нахождение мигранта в пределах РФ и пересечение границы законным. На ней отображены даты въезда и выезда, наличие регистрации, время нахождения в стране. Порой ее подделывают.

Работникам пограничных служб убедиться в подлинности бланка, путем осмотра непросто. Каждой карте присваивается определенная комбинация цифр: серия и номер. Только благодаря этим числам есть возможность узнать статус справки онлайн.

Убедиться в подлинности справки поможет только одно: проверка миграционной карты онлайн по номеру. Федеральная миграционная служба с 2016 года не существует, все функции переданы Главному управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел или сокращенно ГУВМ МВД.

Данные отображаемые в подлинной миграционной карте

Судить о подлинности миграционной карты после беглого ее осмотра нельзя, потому что никаких особенных опознавательных знаков на справке нет, не считая штампа органов миграционной службы.

Однако, наличие штампа также не является стопроцентной гарантией подлинности документа. Выяснить статус миграционной карты, можно с помощью проверки онлайн на сайте ГУВМ МВД, введя ее номер.

Документ делится на несколько частей. Вверху отображается номер и серия. Нижняя предоставляется служащему на государственной границе, верхнюю иностранец оставляет себе и хранит весь срок пребывания в России.

На миграционной карте отображены все личные данные:

  • фамилия;
  • имя;
  • отчество;
  • пол;
  • дата рождения (цифрами);
  • резидентство;
  • серия и номер документа, который может подтвердить личность (паспорт, свидетельство о рождении);
  • цель посещения (нужный пункт подчеркивается);
  • информация о приглашающей стороне (данные физ. лица либо название юр. лица, а также город, где иностранец получит регистрацию);
  • срок пребывания;
  • личная подпись.

В бланке не должны присутствовать помарки, ошибки и зачеркивания. Номер миграционной карты, а также номер приглашения на посещение РФ должны выглядеть четко, у служащих миграционной службы не должно возникнуть трудностей при его прочтении.

В нижней части присутствует строка «Служебные отметки». Ее имеют право заполнять исключительно работники пограничной службы, во время прохождения иностранца государственной границы.

Ответственные лица за выдачу и заполнение

Все мигранты могут получить чистый бланк во время въезда на территорию России. Ее выдают служащие пограничного контроля, заполняется она мигрантом самостоятельно. Ее можно заполнить и находясь в средстве передвижения, и непосредственно на пограничном пропускном пункте.

Не имеет значение где именно иностранный гражданин заполнит документ: на борту самолета или после приземления, на судне или в автомобиле. Важно грамотно ее заполнить и несколько раз перепроверить всю записанную информацию до момента, когда понадобится вручить бланк служащему на пропускном пункте.

Основные способы проверки подлинности

Документ выглядит как стандартный канцелярский бланк, на нем отсутствуют водяные знаки и прочие опознавательные элементы. Некоторые мигранты подделывают документ, ведь при стандартном осмотре проверяющему убедиться в его подлинности невозможно. Однако проверить статус карты возможно.

Благодаря уникальным числовым комбинациям, можно проверить миграционную карту по номеру онлайн, позвонить в органы либо явиться самостоятельно. Все реквизиты хранятся в базе данных ГУВМ МВД.

Проверка через ГУВМ МВД

Узнать статус миграционной карты можно с помощью личного обращения в миграционную службу. Проверить миграционную карту по базе ГУВМ МВД можно только после написания заявления на уточнение сроков действия документа. Подать его можно только в населенном пункте, где иностранец получил регистрацию.

Этот способ занимает больше времени чем прочие, так как данные приходят в письменном виде, с печатью органов миграционной службы. Доставляется ответ почтой, как правило, мигрант получает ответ через два месяца после подачи запроса.

Выяснить статус карты, можно с помощью звонка в миграционную службу. Необходимо представиться, назвать данные паспорта (либо иного документа, чьи данные указаны в карте и с которым иностранец пересекал границу). Работник ГУВМ МВД уточнит представленную информацию и пояснит статус документа.

Пошаговая инструкция онлайн проверки

Один из простейших способов. С помощью онлайн-проверки уточняет статус карты подавляющее большинство иностранцев, из-за нежелания коммуникации с органами ГУВМ МВД.

Необходимо выполнить простой алгоритм:

  • Перейти на сайт ГУВМ МВД.
  • Кликнуть на иконку «Сервисы».

  • Кликнуть на «Проверка действительности приглашений на въезд в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства».

  • После введения ряда чисел, изображенных на картинке, кликнуть на «Отправить».
  • Осталось только подождать, когда сайт обработает запрос. Сервер самостоятельно уточнит подлинность проверяемого документа и покажет информацию.

Как продлить документ, если срок пребывания истекает

Срок действия миграционной карты – 3 месяца. Продлить срок пребывания возможно, только если предоставить документацию, которая подтверждает весомые основания для нахождения в пределах Федерации.

Если у мигранта оканчивается срок действия документа, ему следует:

  • Отправиться на границу, где выдадут новый бланк.
  • Увеличить срок нахождения без выезда.

Когда срок действия документа иностранца подходит к концу, то чтобы на законных основаниях находиться на территории РФ, необходимо или забрать новый документ на контрольном пропускном пункте, выехав и въехав на территорию федерации, или не покидая страну увеличить срок действия документа.

Для этого необходимо подать запрос в органы миграционной службы.

Какая ответственность ожидает за фальсификацию карты

Мигранта, который пользуется фальшивой картой, могут задержать работники ГУВМ МВД. Подделка документа наказывается следующим образом:

  • Денежным взысканием, не больше 80 000 российских рублей.
  • Заключение сроком на полгода либо исправительные работы длительностью не больше двух лет.
  • Депортация на родину.

В базе данных федеральной миграционной службы имеется информация о всех совершенных нарушениях закона иностранца. Когда уточняют, легально ли нахождение мигранта в РФ, в обязательно порядке поднимаются данные про совершенные нарушения.

Если иностранец совершал серьезные правонарушения, его задерживают и выносят решение о депортации. Его можно оспорить в судебном порядке не позднее 10 суток с момента принятия решения.

Подлинный и грамотно заполненный бланк позволяет иностранцу не беспокоиться о возможном наказании, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации, за нахождения в ее пределах без настоящего бланка или с фальшивой его версией.

Перед прохождением пограничного контроля следует узнать про правила заполнения бланка, проверять миграционную карту онлайн ГУВМ МВД по номеру, чтобы при пересечении границ не возникло проблем.

Выдворение или высылка (депортация) иностранца с территории Германии влекут за собой автоматический запрет на въезд (Einreiseverbot) в страну. Запрет на въезд возникает в силу закона, т.е. для ее возникновения не требуется самостоятельного постановления со стороны государственных органов. Помимо того, личные данные иностранцев заносятся в национальный центральный реестр по учёту иностранцев (AZR) и в шенгенскую информационную систему (SIS). Предоставление национальных или шенгенских виз иностранцам, чьи личные данные были внесены в национальный реестр или в шенгенскую базу данных, запрещено законом. Запрет на предоставление визы или вида на жительства (ВНЖ) относится и к тем иностранцам, которые имеют законное право на получение национальной визы (напр., для воссоединения семьи).

Повторный въезд в Германию при наличии запрета на въезд может иметь для иностранца неприятные последствия. За нелегальный въезд или пребывание в стране вопреки действующему запрету на въезд ему грозит уголовное преследование. Поэтому перед въездом желательно получить информацию в государственных ведомствах о наличии запрета на въезд.

Запрет на въезд в Германию или в шенгенскую зону в определённых случаях может быть отменен. Для снятия запрета, как правило, подается специальное прошение. Перед этим адвокат получает информацию о том, какое ведомство назначило запрет.

Старые правила

До 1 августа 2015 года занесение данных в национальную или шенгенскую систему производилось на неопределённый срок, т. е. и сам запрет на въезд действовал на неопределённый срок. Однако закон предоставлял иностранцам возможность сократить запретный срок. Для этого необходимо было подать обоснованное прошение в компетентные ведомства.

Новые правила

С 1 августа 2015 вступили в силу новые правила по установлению или снятию запрета на въезд. Новые правила обязывают ведомство по делам иностранцев постановлять запретные сроки без прошения иностранца, т.е. автоматически. Установление запретных сроков производится в постановлении о выдворении (Ausweisungsverfügung) или в предупреждении о высылке (Abschiebungsandrohung). Запретный срок исчисляется с момента выезда из страны.

Длительность запретного срока устанавливает компетентное ведомство по своему свободному усмотрению. Длительность срока зависит от индивидуальных обстоятельств конкретного дела. При этом максимальный законный срок запрета на въезд составляет 10 лет. В практике запретный срок, как правило, не превышает 5 лет. Однако он может быть выше 5 лет, если иностранец совершил (тяжкие) преступления или представляет опасность для общественной безопасности. В рамках установления запретного срока учитываются своевременность и добровольность при выезде из ЕС. Учитываются также наличие близких родственников и других связей с ФРГ. При необходимости от иностранца могут потребовать предоставления доказательств об отсутствии угроз для общественной безопасности (например, справка о неупотреблении наркотиков, справка о несудимости и.т.д.). В случае, если иностранец был депортирован из страны или был арестован с целью высылки, то ведомство по делам иностранцев может от него потребовать возмещения расходов, связанных с его высылкой.

При наличии весомых причин запертый срок может быть отменен или сокращен. Запрет на въезд связанно со множеством спорных правовых проблем. Поэтому для грамотного и правильного составления прошения желательно привлечь адвоката в Германии, который работет в этой области.

Согласно новым правилам, назначение запретного срока не всегда требует наличия выдворения или высылки. Ведомство по делам иностранцев может назначить иностранцу запретный срок, если тот несвоевременно покинул страну (например, истечение сроков пребывания, несоблюдение визовых сроков). Незначительное несоблюдение сроков пребывания или несоблюдение сроков, которые произошли не по вине иностранца, могут не учитываться. За первое нарушение назначается запрет сроком в 1 год. Максимальный срок составляет 3 года.

Новый закон дает Федеральному Ведомству по Миграции и Беженцам (BAMF) право устанавливать запретные сроки против соискателей убежища, чьи прошения на получения соответствующего статуса были отклонены согласно § 29a Абз. 1 Закона о Процедуре Предоставления Политического Убежища. Согласно этому закону, прошение о получении статуса беженца отклоняется для граждан тех стран, которые квалифицируются безопасными странами. На сегодняшний день это страны ЕС, Босния и Герцеговина, Гана, Македония, Сербия, Сенегал. Запретный срок может также назначаться против тех соискателей убежища, чьи повторные прошения (Zweitantrag) или прошения о продолжении процедуры признания (Folgeantrag) были отклонены.

Григор Эксузян
— Адвокат — (ФРГ)

Материал проверен экспертом по миграционному праву на соответствие действующему законодательству.

Есть всего 3 способа, как можно проверить миграционную карту, — по телефону горячей линии МВД, лично в ГУВМ или онлайн.

База миграционных карт — это электронный перечень выданных иностранцам на границе бланков. При пересечении границы работники таможни обязаны выдать их каждому въезжающему иностранцу бесплатно. Этот документ иностранец обязан хранить до выезда и предъявлять по требованию. Если он потерялся или есть сомнение в подлинности, проверить его можно по базе.

Как должна выглядеть миграционка

Документ имеет вид законодательно установленного бланка. Он обязателен к получению любым иностранным гражданином, что установлено в п. 3 ст. 30 закона № 115 о правовом положении иностранцев. Карта содержит данные лица, которому выдается, информацию о документе, удостоверяющем личность, дату и цель въезда, срок пребывания и имеет собственные серию и номер.

Оригинальный бланк имеет печати таможенной службы о пересечении границы и выглядит так:

Бланк содержит обязательный номер миграционной карты, где искать — в поле сверху напротив значка «№», в ячейке под серией.

В поле «Цель визита» подчеркивается нужное. В нижнем поле «Въезд в Российскую Федерацию» проставляется печать таможни с датой въезда.

Срок действия

Бланк действует до даты, которая указана в поле «Срок пребывания» на строке «До». Таможенные службы указывают максимальный срок, который иностранец вправе находиться в России.

Если иностранец въехал по безвизовому режиму, то срок действия — 90 дней со дня въезда.

Если по визовому — срок действия заканчивается одновременно с визой.

Способы проверки

Чтобы проверить действие миграционки, нужны сведения:

  1. Серия и номер, указанные на ней.
  2. Ф.И.О. иностранца.
  3. Документ, удостоверяющий его личность.

Проверяется она тремя способами: на горячей линии МВД, лично в ГУВМ, онлайн.

По телефону

Первый способ, как проверить миграционную карту по номеру, — телефон «горячей линии» МВД России 8-800-222-74-47. Для точной информации рекомендуется обращаться по телефонам горячей линии МВД региона. Узнать его получится на сайте мвд.рф.

Но учтите, что по телефону сотрудник службы не обязан давать подобные данные, да и подтвердить личность человека на другом конце телефонного провода проблематично. Наиболее надежный способ — личный визит в ГУВМ или онлайн-проверка по базе.

В ГУВМ МВД

При личном посещении сотрудник управления лично проверит подлинность при предоставлении бланка и паспорта.

Необходимо представится и предоставить сотруднику паспорт владельца и другие документы, по которым гость въезжал в РФ. Личным визитом получится и восстановить потерянный или испорченный бланк.

Сотрудники проверят действие документа и факт выдачи, заполнят и оформят новый бланк.

Обратите внимание! Если в документе установлена ошибка, то ее исправят при личном посещении ГУВМ МВД бесплатно. Исправить получится все ошибки, кроме ошибочной цели въезда и даты въезда. Недействительную или фальшивую миграционную карту разоблачат на месте.

По интернету

Самый быстрый способ проверки — это, конечно, проверить миграционную карту по базе ФМС онлайн, не выходя из дома. Мы уже привыкли ко множеству современных возможностей находить информацию в интернете, в том числе на государственных ресурсах. Но на января 2020 года такой способ проверки, увы, недоступен. Проверка онлайн станет возможна, как только введут электронную миграционную карту в оборот. Ее проект находится в разработке.

На сайте мвд.рф доступна проверка действительности приглашений на въезд, где требуется ввести номер приглашения. Но такого номера на современном бланке нет. В отличие от бланка, утвержденного постановлением правительства № 413 от 16.08.2004, где в миграционной карте номер приглашения на въезд проставлялся в поле «Сведения о приглашающей стороне».

Одним из доказательств подлинности является то, что по ней вы уже получили какие-либо бумаги на территории России: регистрацию, патент, разрешение на работу, РВП и т. д.

При выдаче какого-либо документа карта иностранца проверяется службами по базе. Если она недействительна, иностранцу сообщат об этом сразу же.

Наказание за использование подделки

Использование поддельной миграционной карты — преступление, которое наказывается по статье 327 УК РФ. По этой статье наказание за оборот поддельного документа следующее:

  • штраф от 80 000 руб. или в размере дохода за полгода;
  • обязательные работы до 480 часов;
  • исправительные работы до 2 лет;
  • арест до 60 месяцев.

Наказание за подделку миграционной карты строже — лишение свободы до 2 лет.

Украинцы часто попадают в Шенгенскую информационную систему из-за депортации, подделки документов, контрабанды и тому подобное. Узнать о причинах внесения в систему можно по-разному, но лучше обращаться в органы государств Шенгенской зоны, которые ведут дела иностранцев. Там можно исправить или аннулировать запись в SIS.

Из-за чего иностранец может попасть в SIS

Наличие записи в базе Шенгенской информационной системы для многих иностранцев означает запрет въезда на территорию Шенгенской зоны.

В общем, страны-участницы имеют одинаковые причины внесения нерезидентов в систему. В частности, поляки занесут иностранца в базу SIS, когда:

  • есть решение, запрещающее ему въезд в Польшу или страны Шенгена;
  • он был осужден в Польше, странах Шенгенской зоны или в государстве вне Шенгена, если его преступление противоречит и польскому законодательству;
  • он представляет угрозу безопасности страны;
  • он незаконно пересек границу.

Чаще всего украинцы оказываются в базе SIS из-за:

  • превышение разрешенного срока пребывания: даже если человек находился в Шенгенской зоне на сутки больше, чем позволяет виза или биометрический паспорт, его могут депортировать;
  • ложной цели въезда в страны-участницы: например, лицо работает без соответствующей визы и документов;
  • контрабанды: в частности, незаконная перевозка сигарет влечет за собой штраф. Если его вовремя не оплатить, то лицо окажется в SIS;
  • подделки документов для въезда в страны Шенгенской зоны: фальсификаты подают как в консульства, так и на пунктах пропуска;
  • краж на территории стран Шенгена.

За любое из этих правонарушений иностранцы могут попасть в базу данных SIS с запретом на въезд в страны Шенгенской зоны. Срок такого ограничения, как правило, колеблется от 6 месяцев до 5 лет.

Как узнать о наличии записи в Шенгенской информационной системе

Перед тем, как ходатайствовать об удалении записи из этой системы, необходимо точно знать причину внесения. В базу SIS имеют доступ только компетентные органы стран-участниц Шенгенской информационной системы. Поэтому, чтобы узнать числитесь ли вы в ней, можно:

  • подать документы на любую визу в страны-участницы системы;
  • отправиться в ближайший пункт пропуска со страной Шенгенской зоны с биометрическим паспортом;
  • отправить письмо-обращение в соответствующее учреждение страны Шенгена.

В первом случае, если лицо внесено в базу SIS, то оно получает отказ в выдаче визы. Там будет указано, что оно или его имущество содержатся в системе.

Пограничники также не пропустят человека, внесенного в базу SIS – его просто отправят обратно.

Проверить наличие записи в базе данных SIS можно тремя способами. www..com

Можно также отправить письмо-запрос в соответствующие органы государств-участников системы. Например, в Польше за внесение лиц в базу отвечает Отдел перечня иностранцев (Wydział Wykazu Cudzoziemców) при Управлении по делам иностранцев (Urząd do Spraw Cudzoziemców).

Именно этот Отдел:

  • ведет список иностранцев, пребывание которых на территории Польши является нежелательным;
  • передает данные в Шенгенскую информационную систему (SIS);
  • обрабатывает запросы на информацию о наличии в базе, исправления или удаления данных из списка;
  • ведет и обслуживает государственный пункт связи для местного пограничного движения;
  • сотрудничает с национальными институтами и странами Шенгенской зоны.

Ответ о наличии лица или имущества в SIS поступает в течение в течение 30 дней и будет содержать точную причину внесения в базу.

Важно! Отправить запрос о наличии информации в SIS можно в уполномоченный орган любой страны-участницы системы. При этом необходимо учитывать, что оформление запроса и сроки ответа зависят от особенностей национального законодательства страны, в которой он был направлен.

Как можно исправить или удалить свои данные из базы SIS

Рассмотрим процесс на примере Польши. Если иностранец внесен в SIS и не имеет права находиться в этой стране, то он должен выбрать себе представителя. Именно этот человек или фирма будет выполнять функции посредника – подавать письмо-просьбу о получении информации из базы и вести весь процесс исправления или удаления записи из системы.

Посредник не обязательно должен иметь юридическое образование, им может быть друг или родственник лица, которое хочет удаления из SIS. Однако он должен иметь доверенность, за которую нужно заплатить 17 злотых. Чек с оплатой прикрепляется к пакету документов.

Письмо адресуется главе Управления по делам иностранцев. В нем необходимо указать:

  • фамилию и имя (а также предыдущие, если их меняли) лица, которое внесено в SIS;
  • серию и номер проездного документа (загранпаспорта) этого иностранца;
  • дату рождения;
  • адрес проживания иностранца;
  • адрес для переписки с иностранцем на территории Польши или адрес его представителя, когда иностранцу запрещено быть на территории стран Шенген;
  • четкий смысл запроса;
  • собственноручная подпись.

Если иностранец или иностранка является супругом/супругой гражданина Польши, то нужно к заявлению приложить:

  • в случае брака за границей: свидетельство о браке, удостоверенное в польском Управлении гражданского состояния (Urzędzie Stanu Cywilnego);
  • в случае брака в Польше: оригинал свидетельства о браке или официально подтвержденную копию.

Письмо может быть печатным, но подпись обязательно от руки. Его можно написать сразу на польском или предоставить присяжный перевод. Ответ предоставляется в виде сертификата, за который нужно заплатить гербовый сбор в размере 17 злотых. К заявлению нужно обязательно добавить подтверждение его уплаты.

Комплект документов нужно отправить по адресу:

или отнести лично по этому же адресу в рабочее время.

Получив сертификат о том, что лицо или имущество действительно в базе, а также объяснения причин внесения, можно отправлять следующее письмо с просьбой исправить или удалить данные. Это также делает представитель. Образцы всех писем можно посмотреть на сайте управления.

Их структура должна повторять первый лист. Но, здесь нужно обосновать, почему данные надо изменить или аннулировать. Желательно подать документы, подтверждающие необходимость исправить или удалить запись в SIS.

Напоминаем! Запись в системе может храниться максимум 10 лет или до тех пор, пока ее не аннулирует учреждение, которое ее внесла или другие компетентные органы на территории стран Шенгенской зоны.

Людмила Тяжельникова рассказала, стали ли топ-менеджеры банков добросовестнее после внедрения кросс-секторального подхода к контролю за деловой репутацией

Глава департамента допуска и прекращения деятельности финансовых организаций ЦБ РФ Людмила Тяжельникова Фото предоставлено пресс-службой

Москва. 21 февраля. INTERFAX.RU — Банк России чуть больше года назад внедрил кросс-секторальный подход к контролю за деловой репутацией руководителей и владельцев финансовых организаций. Теперь банкир с подмоченной репутацией или недостаточной квалификацией не может возглавлять страховщика, НПФ или управляющую компанию. О том, стали ли топ-менеджеры банков честнее и добросовестнее, сколько человек в прошлом году попали в «черный список» ЦБ и какие изменения готовит регулятор в законодательство о деловой репутации, рассказала в интервью «Интерфаксу» директор департамента допуска и прекращения деятельности финансовых организаций ЦБ РФ Людмила Тяжельникова.

— Чуть больше года назад вступил в силу закон, ужесточающий требования к деловой репутации топ-менеджмента и владельцев финансовых организаций. Насколько эффективно работают положения этого закона?

— В законодательстве требования к деловой репутации для кредитных организаций были установлены в 2013 году. Для ряда некредитных финансовых организаций они тоже были, но в усеченном формате — по некредитным финансовым организациям было три критерия оценки деловой репутации, а по кредитным организациям — 13. Закон N281-ФЗ расширил оценку до 25 критериев и ввел кросс-секторальный подход к определению требований к деловой репутации. В рамках такого подхода требования к деловой репутации устанавливаются к руководителям и владельцам как кредитных организаций, так и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, микрофинансовых компаний. При этом несоответствие указанным требованиям применительно к одной организации влечет за собой признание лица не соответствующим требованиям применительно к другой организации.

Кроме того, теперь законодательно закреплено требование о представлении Банку России уведомления о соответствии квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации руководителей службы внутреннего контроля, службы управления рисками и службы внутреннего аудита, а также специального должностного лица по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма. Банку России предоставлено полномочие требовать их замены в случае несоответствия установленным требованиям. За 2018 год мы направили 23 предписания о замене указанных лиц.

В прошлом году Банком России было выдано 3269 согласий на назначение на руководящие должности (кредитные организации — 1299, управляющие компании — 948, НПФ — 407, страховые организации — 574, микрофинансовые компании — 41), отказ получили 95 человек. Основаниями для отказа стали несоответствие требованиям деловой репутации, несоответствие квалификационным требованиям, а также несоответствие оформления и состава документов.

Прошедший год реализации норм закона в части ужесточения требований к деловой репутации топ-менеджмента и владельцев финансовых организаций показал, что кросс-секторальный подход, безусловно, положительно влияет на недопущение к управлению финансовыми организациями лиц с неудовлетворительной деловой репутацией.

— Помог ли кросс-секторальный подход выявлять лиц, не соответствующих деловой репутации, но пытающихся устроиться на работу в другую финансовую организацию?

— Да, люди из «черного списка» к нам приходили. Даже были случаи, когда человек понимал, что он находится в «черном списке», потому что занимал соответствующую должность, но в анкете на новое место работы указывал, что деловая репутация удовлетворительная. И, соответственно, попадал в базу по еще одному основанию, так как предоставил недостоверную информацию в Банк России.

— Есть ли банкиры, которым пожизненно запрещено работать на руководящих постах и приобретать крупные пакеты акций кредитных организаций?

— Да, два человека. Они входили в составы совета директоров в банках, у которых была отозвана лицензия после 28 января 2018 года (когда вступил в силу закон N281-ФЗ — ИФ), и параллельно они были еще членами совета директоров других банков, у которых тоже была отозвана лицензия после вступления в силу 281-ФЗ.

— Сколько человек находятся в «черном списке» ЦБ? Много ли финансистов попало в эту базу в прошлом году?

— На 11 февраля 2019 года в нашей базе находятся 7 тыс. 204 человека (по кредитным организациям — 5 тыс. 864, по некредитным — 1 тыс. 340). За 2018 год включено 2 тыс. 171 лицо, в том числе по кредитным организациям — 1 тыс. 440, по некредитным — 731. Почему произошло такое увеличение за 2018 год? Если до вступления 281-ФЗ члены совета директоров попадали в «черный список», только если у кредитной организации была отозвана лицензия из-за наличия картотеки, либо кредитная организация была признана банкротом, то теперь они попадают в базу по более широкому составу оснований.

— Есть те, кто смог реабилитироваться?

— Да, есть, конечно. У нас активно работает комиссия по обжалованию решений Банка России о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации. Всего с начала работы закона в комиссию поступило 248 жалоб. Из тех жалоб, что уже рассмотрены, 93 были удовлетворены, 92 человека получили отказ. В большинстве случаев к нам обращаются заместители председателя правления, члены правления, главные бухгалтеры и их заместители.

Еще 15 жалоб находятся сейчас на рассмотрении, 34 мы возвратили в связи с тем, что не соответствующим образом были оформлены документы, и 14 мы вернули, потому что людей в базе данных нет. Ну, просто люди думали, что они там есть, а их нет.

Сейчас у всех граждан есть право запросить информацию в Банке России, находятся ли они в этой базе или нет, и в течение семи рабочих дней мы даем ответ.

— А банки имеют право обратиться к вам, чтобы узнать, находится ли потенциальный сотрудник в этой базе?

— Сейчас нет. Это вопрос достаточно сложный, но мы прорабатываем условия предоставления им такой возможности. В разработке у нас находится законопроект, где определяются случаи, в которых финансовая организация вправе потребовать от потенциального сотрудника представления ей такой информации.

Кроме того, любое физическое лицо сможет само через сервис «Госуслуги» проверить свое нахождение в базе. Надеемся, в конце года этого года такая опция уже заработает, для этого никаких изменений законодательства не требуется.

— Под действие закона не попали ломбарды, кредитные потребительские кооперативы (КПК), микрокредитные компании (МКК), а также участники рынка ценных бумаг. Готовятся ли аналогичные изменения в законодательство для этих участников финансового рынка?

— Да, изменения готовятся. Мы, когда принимали закон, говорили, что мы посмотрим два года, как он будет реализовываться, и с учетом практики выйдем с предложениями. Сейчас мы работаем над вопросом, какие именно критерии деловой репутации распространить на профессиональных участников рынка ценных бумаг. Также есть проект закона, в котором в том числе меняется процедура допуска на финансовый рынок ломбардов. Сейчас допуск ломбардов осуществляется на основании записей, которые внесены в ЕГРЮЛ ФНС, и мы просто автоматически, исходя из их реестра, включаем запись в свой реестр. В законопроекте предусматривается, что Банк России будет принимать решение о допуске ломбардов, в том числе и на основании оценки деловой репутации органов управления, требования к деловой репутации которых уже имеются в профильном законе, их всего три, и расширять их пока не планируется. Сейчас идет межведомственное согласование законопроекта.

В части сельскохозяйственных КПК планируется установить сокращенные требования к деловой репутации, только в части судимости, и только в отношении первого лица.

По КПК мы прорабатываем возможность установления расширенных (25 критериев по аналогии с МФК) требований к деловой репутации первого лица КПК, количество членов которого превышает 3 тыс.

— В российском законодательстве пока нет такого института, как «теневой директор», который формально не является должностным лицом в организации и не несет ответственности за ее деятельность, но имеет существенное влияние на принимаемые ею решения. Обсуждает ли регулятор поправки, которые позволили бы включать в «черный список» людей с неудовлетворительной деловой репутацией, работающих в финансовых организациях на таких должностях?

— Федеральный закон «О ЦБ РФ» предоставляет Банку России возможность вносить сведения в базы данных обо всех иных лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению финансовой организации или нарушениям законодательства и нормативных актов Банка России.

Но нет четких критериев верификации таких «иных лиц», а это самая трудная задача. У нас с коллегами как раз стоит задача определить такие критерии, и мы над этим работаем.

В ближайшее время Банк России опубликует документ, посвященный роли члена совета директоров финансовой организации, а к концу года мы планируем подготовить соответствующий документ по руководителям финансовых организаций, так как нам необходимо, чтобы топ-менеджеры понимали свои обязанности и ответственность с момента назначения на соответствующую должность.

— А что именно ЦБ будет рекомендовать топ-менеджерам финансовых организаций?

— Знать свои обязанности, они должны именно внимательно изучать то, что пишут службы внутреннего контроля, управления рисками и внутреннего аудита, должны задавать им соответствующие вопросы, получать письменные разъяснения. Службы работают, чтобы помогать совету директоров и правлению, но мало кто этим пользуется. У нас также были и случаи, когда в приложении к ходатайству в комиссию есть подписи членов правления, что они ознакомлены с отчетом службы внутреннего аудита, но в итоге они ничего не предприняли для решения проблемы. И лиц, которые делали такие отчеты и ознакомляли с ними руководителей, мы исключали из базы (из «черного списка» — ИФ), так как они приняли все меры, чтобы предупредить руководство организации, что есть проблемы. Понятно, что если руководители не приняли необходимых решений по исправлению ситуации, это уже ответственность руководителей.

Кроме того, важно иметь в виду, что принятие решения коллегиально не снимает ответственности с каждого из лиц, входящих в состав соответствующего коллегиального органа. Такой подход подтвержден судебной практикой. Лицо, входящее в состав органов управления, обязано добросовестно выполнять свои обязанности, в том числе присутствовать на всех заседаниях при отсутствии объективных причин, не самоустраняться от решения вопросов, относящихся к компетенции соответствующего органа управления.

— Какие еще изменения ЦБ готовит в части деловой репутации?

— Мы будем готовить в этом году поправки с учетом практики применения 281-ФЗ. Мы рассматриваем вариант не включать в «черный список» специальных должностных лиц, ответственных за ПОД/ФТ, в случае назначения временной администрации по управлению финансовой организацией с приостановлением полномочий исполнительных органов. Мы предлагаем также не включать таких лиц в «черную базу», если отзыв лицензии у банка был не по антиотмывочному закону 115-ФЗ и банк не был вовлечен в проведение сомнительных операций.

Кроме того, мы рассматриваем предложения представителей рынка по снятию запрета на совмещение должностей главных бухгалтеров и замов главных бухгалтеров страховых, управляющих и микрофинансовых компаний в других финансовых организациях.

Еще одно предложение — добавить критерий неудовлетворительной деловой репутации, если лицо приобрело без согласия Банка России свыше 10% акций (долей). Есть, к сожалению, такие случаи, когда акции (доли) приобретаются без согласия Банка России. Таким людям Банк России направляет предписание с требованием уменьшения доли участия в уставном капитале до размера, не превышающего 10%, либо прекращения осуществления контроля в отношении акционеров (участников) финансовой организации. Если предписание не исполняется в течение 90 дней, ЦБ вправе обратиться в суд. Но судебная процедура — это сложно и долго. Если мы это включим в качестве критерия неудовлетворительной деловой репутации, то мы считаем, что это будет всех останавливать проводить такие сделки без предварительного согласия Банка России. Вряд ли ведь кто-то захочет попасть в «черную базу», исходя из того, что он не получил согласия регулятора на соответствующую сделку.

Также у нас есть предложение по обеспечению предотвращения фиктивного исполнения предписаний Банка России, направленных в адрес крупных собственников. Суть его в следующем: если лицо получило предписание ЦБ о снижении доли до 10%, оно должно будет согласовать с Банком России покупателя этих акций, даже если будет продаваться одна акция. Тем самым мы хотим пресечь случаи, когда ЦБ требует снизить долю, а акции просто перекидываются на аффилированных лиц.

— Сколько акционеров в прошлом году получили предписание об улучшении финансового положения?

— Мы направили 8 предписаний, 7 уже исполнено, еще одно находится в стадии выполнения.

— Последние несколько лет в РФ не было зарегистрировано ни одной новой кредитной организации. Не было заявок от желающих или ЦБ по каким-то причинам не допустил новых игроков на рынок?

— Реально нет желающих. За последние 5 лет было выдано всего 12 лицензий, в том числе 8 НКО и 4 банка. Из них два банка — «Севастопольский морской» и ЧБРР — перешли под надзор Банка России и получили российскую лицензию, два банка — корейский и китайский. Кроме того, к нам за последние 5 лет поступили 16 ходатайств на учреждение кредитных организаций, но они получили отказ в связи с неудовлетворительным финансовым положением учредителей. Сложно назвать эти обращения серьезными, в основном учредителями выступали граждане, которые хотели иметь свой банк, но не имели соответствующих на это средств.

Сейчас у нас на рассмотрении находится одно ходатайство о выдаче банковской лицензии.

Если говорить про участие иностранцев в капитале российских банков, за 2018 год 6 кредитных организаций с участием нерезидентов (а всего у нас 141 кредитная организация с участием нерезидентов) увеличили уставный капитал на 17,4 млрд рублей.

— Это связано с переходом на универсальную лицензию, и им не хватало капитала?

— Нет. Это происходило в рамках докапитализации.

— Как банковская система прошла переходный период к пропорциональному регулированию? Были ли сложности у банков при получении базовой лицензии?

— У нас к началу 2019 года было выдано 149 базовых лицензий, сейчас их 147, две в январе были отозваны. 3 банка поменяли статус и перешли в НКО. Сложностей с переходом на универсальную лицензию не было, так как банкам отводилось на это полтора года.

— Ваш департамент также занимается прекращением деятельности финансовых организаций. Поддерживает ли ЦБ предложения Агентства по страхованию вкладов об упрощении и ускорении процедуры ликвидации финансовых организаций?

— Да, конечно, поддерживаем, уже сейчас представители АСВ включаются в состав временной администрации банка, чтобы быстрее начать анализ качества активов и составить план работы с ними, в том числе по их реализации. Когда судом будет принято решение о возложении на АСВ функции конкурсного управляющего (ликвидатора) и временная администрация передаст имущество и документацию кредитной организации АСВ, это позволит АСВ быстрее начать реализовать имущество и предъявлять иски к заемщикам. Иски, конечно же, предъявляются и на этапе работы временной администрации.

У нас есть законопроект о едином корпоративном ликвидаторе, который находится в стадии согласования с Минфином. В этом же законопроекте предусмотрен голландский аукцион и ряд других новелл, которые позволят ускорить процедуру ликвидации кредитных организаций и, как следствие, расчеты с кредиторами.

— Идея АСВ, как я понимаю, вытеснить в принципе сотрудников ЦБ из временной администрации.

— Есть такая идея, что после отзыва лицензии у кредитной организации будет назначаться в качестве временной администрации АСВ, но пока законопроект в стадии согласования с Минфином и Минэкономразвития.

— Как вы относитесь к идее продавать активы ликвидируемых банков на голландских аукционах?

— Мы считаем, что голландский аукцион — это самый эффективный способ продажи имущества. У нас даже есть идея проводить аукционы в офисах банка, когда они освобождаются, не тратя средства кредитной организации (фактически средства конкурсной массы) на перевозку и хранение имущества. Нам очень дорого вывозить это все на склады, потом там хранить и оттуда продавать. Но для этого надо вносить изменения в законодательство, давать право временной администрации осуществлять сделки с имуществом.

Кроме того, мы активно рекомендуем АСВ развивать портал по реализации активов ликвидируемых финансовых организаций, чтобы любой гражданин мог приобрести интересующее его имущество в короткий срок и без каких-то сложностей.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх