ЧС на водных объектах

В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года.

2. Правительству Российской Федерации обеспечить реализацию Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль
16 октября 2019 года
№ 501

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 16 октября 2019 г. N 501

Содержание

Стратегияв области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года

1. Настоящая Стратегия является документом стратегического планирования, определяющим цель и основные задачи в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах при реализации государственной политики в указанных сферах.

2. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, нормативные правовые акты Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

3. Реализация настоящей Стратегии предусматривает создание оптимальных условий для эффективного решения общегосударственных задач в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях, пожарах и происшествиях на водных объектах, в целях обеспечения национальной безопасности и устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации в современных геополитических условиях.

II. Оценка состояния гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, основные проблемы, вызовы и угрозы в этих сферах

4. В Российской Федерации сформированы система управления гражданской обороной и группировка сил гражданской обороны, состоящая из спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделений Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также специальных формирований, создаваемых на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны.

5. Органы управления гражданской обороной и силы гражданской обороны выполняют задачи по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях.

6. Выполнение задач в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах осуществляется с учетом прогнозируемых рисков возникновения пожаров и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных негативными изменениями окружающей среды и неустойчивостью технологических процессов, а также с учетом общего осложнения международных отношений.

7. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение безопасности людей на водных объектах осуществляются в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

8. Катастрофы и стихийные бедствия, вызванные быстроразвивающимися опасными природными явлениями и техногенными процессами, представляют угрозу для устойчивого социально-экономического развития страны в целом и ее регионов в частности.

9. Увеличивается количество чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера, расширяются границы природных очагов эпизоотии на территориях субъектов Российской Федерации.

10. Сохраняется негативная тенденция изменения окружающей среды, выражающаяся в активизации неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов и, соответственно, в увеличении частоты и масштабов стихийных бедствий, перерастании природных катастроф в техногенные и наоборот.

11. Человеческий фактор остается одной из основных причин крупных техногенных аварий и пожаров. Высокий уровень аварийности сохраняется в таких важнейших отраслях экономики, как транспорт, энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство. Возрастающая зависимость людей от технологий и инноваций в ближайшем будущем может привести к каскадному развитию катастроф.

12. Масштабы прямого ущерба от пожаров свидетельствуют о тяжести их экономических последствий для страны.

13. Для обеспечения пожарной безопасности и тушения пожаров в Российской Федерации сформировано 85 территориальных и 1,6 тыс. местных пожарно-спасательных гарнизонов. В отдаленных и (или) труднодоступных населенных пунктах созданы подразделения добровольной пожарной охраны.

14. Существенные проблемы в области обустройства береговых линий и пляжей, недостатки профилактической (предупредительной) работы с населением, нарушения правил пользования маломерными судами создают угрозу безопасности людей на водных объектах.

15. Масштабы возникающих и прогнозируемых чрезвычайных ситуаций, применение новых форм и методов ведения военных действий создают предпосылки для количественного и качественного отставания материально-технической базы сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций от уровня материально-технического обеспечения, необходимого для решения новых задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения.

III. Цель и основные задачи в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

16. Целью развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах является повышение уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях, пожарах и происшествиях на водных объектах.

17. Основными задачами в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах являются:

а) развитие системы государственного управления и стратегического планирования в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах с учетом политической и социально-экономической ситуации в Российской Федерации и в мире, предусматривающее в том числе:

формирование эффективного механизма оценки применения законодательства Российской Федерации и реализации документов стратегического планирования в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

совершенствование организации взаимодействия системы управления гражданской обороной, органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с системой государственного управления Российской Федерации;

развитие аппаратно-программных комплексов и технических средств мониторинга, прогнозирования и поддержки принятия решений в целях повышения эффективности деятельности органов управления гражданской обороной и органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

совершенствование состава и структуры органов управления гражданской обороной, сил и средств гражданской обороны, органов управления, сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом прогнозируемых опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, пожаров и происшествий на водных объектах;

б) внедрение новых технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, предусматривающее в том числе:

совершенствование методов, средств и способов проведения мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, направленных на повышение уровня защищенности населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях, пожарах и происшествиях на водных объектах;

создание на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальных формирований с использованием возможностей аварийно-спасательных формирований субъектов Российской Федерации, пожарно-спасательных подразделений противопожарной службы субъектов Российской Федерации и муниципальной пожарной охраны;

создание условий для эффективной деятельности аварийно-спасательных служб и формирований, пожарно-спасательных подразделений с учетом приоритетов регионального развития и экономических перспектив освоения территорий при реализации государственной политики регионального развития Российской Федерации;

совершенствование спасательных технологий, технических средств и экипировки, предназначенных для оснащения спасательных воинских формирований, аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, пожарно-спасательных подразделений;

разработку и внедрение новых способов и технологий проведения подводных работ особого (специального) назначения, а также новых средств подводного обследования;

внедрение новых форм подготовки населения в области гражданской обороны и к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе с использованием современных технических средств обучения;

в) развитие системы обеспечения пожарной безопасности в целях профилактики пожаров, их тушения и проведения аварийно-спасательных работ, предусматривающее в том числе:

внедрение гибких механизмов и современных технологий осуществления пожарного надзора, основанного на применении риск-ориентированного подхода, и обеспечение безусловного соблюдения требований пожарной безопасности;

совершенствование порядка осуществления пожарного надзора на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, на которых создаются объектовые и специальные подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы;

совершенствование способов и методов взаимодействия всех элементов системы обеспечения пожарной безопасности;

г) поддержка и стимулирование фундаментальных и прикладных научных исследований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, развитие спасательных технологий и спасательной техники, предусматривающие в том числе:

совершенствование научных основ обеспечения комплексной безопасности личности, общества и государства при подготовке к ведению и ведении гражданской обороны, при чрезвычайных ситуациях, пожарах и происшествиях на водных объектах;

формирование научных основ повышения уровня защищенности критически важных и потенциально опасных объектов в связи с появлением новых опасностей и угроз;

д) развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, предусматривающее в том числе:

укрепление организационно-правовых основ и совершенствование механизмов взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями, в том числе в рамках межгосударственных объединений и форумов, по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

изучение опыта применения иностранными государствами и международными организациями передовых технологий и подходов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

продвижение на международной арене российских технологий и подходов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, антикризисного управления в условиях чрезвычайных ситуаций;

обеспечение участия органов управления гражданской обороной и сил гражданской обороны, органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в деятельности, осуществляемой соответствующими органами и организациями системы Организации Объединенных Наций, Международной организацией гражданской обороны, другими международными организациями и межгосударственными объединениями в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

18. Оценка результатов деятельности в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и контроль за реализацией настоящей Стратегии осуществляются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

19. Механизмом оценки результатов деятельности в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах является сравнение текущих и прогнозно-плановых значений индикаторов (показателей).

20. Текущими значениями индикаторов (показателей) являются данные официального статистического наблюдения, а также информация, содержащаяся в докладе о состоянии гражданской обороны Российской Федерации и государственном докладе о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

21. В качестве прогнозно-плановых значений индикаторов (показателей) рассматриваются:

а) в области гражданской обороны:

значения показателей обеспеченности населения защитными сооружениями гражданской обороны, средствами индивидуальной защиты, медицинскими средствами индивидуальной защиты, включенных в перечень показателей состояния национальной безопасности Российской Федерации;

доведение уровня готовности систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях или при угрозе их возникновения, до 100 процентов;

доведение доли современных образцов техники и вооружения в спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в общем количестве образцов техники и вооружения до 81 процента;

б) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

снижение количества чрезвычайных ситуаций не менее чем на 25 процентов по сравнению с показателем 2019 года;

снижение числа погибших при чрезвычайных ситуациях не менее чем на 25 процентов по сравнению с показателем 2019 года;

снижение размера прямого материального ущерба от чрезвычайных ситуаций не менее чем на 6 процентов по сравнению с показателем 2019 года;

доведение уровня укомплектованности поисково-спасательных формирований средствами ведения аварийно-спасательных работ до 97 процентов;

доведение уровня технической оснащенности инфраструктуры системы управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий современными средствами обеспечения управления до 83,5 процента;

в) в области обеспечения пожарной безопасности:

снижение количества зарегистрированных пожаров не менее чем на 10 процентов по сравнению с показателем 2019 года;

снижение числа погибших при пожарах не менее чем на 25 процентов по сравнению с показателем 2019 года;

доведение уровня укомплектованности подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы пожарной техникой, средствами защиты и пожарно-техническим вооружением до 98 процентов;

г) в области обеспечения безопасности людей на водных объектах:

снижение количества происшествий на водных объектах не менее чем на 20 процентов по сравнению с показателем 2019 года;

снижение числа погибших на водных объектах не менее чем на 18 процентов по сравнению с показателем 2019 года.

V. Этапы реализации настоящей Стратегии, источники и механизмы ресурсного обеспечения мероприятий по ее реализации

22. Настоящую Стратегию предусматривается реализовать в два этапа:

а) на первом этапе (до 2024 года) осуществляются:

издание нормативных правовых актов, методических рекомендаций и реализация организационных мер в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

реализация государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих мероприятия, направленные на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

б) на втором этапе (до 2030 года) осуществляются:

реализация мер, направленных на дальнейшее повышение эффективности деятельности в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

внедрение современных и перспективных спасательных технологий и образцов спасательной техники.

23. Источниками ресурсного обеспечения мероприятий по реализации настоящей Стратегии являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

24. Механизмами ресурсного обеспечения мероприятий по реализации настоящей Стратегии являются государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъектов Российской Федерации и муниципальные программы, предусматривающие мероприятия, направленные на решение задач в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

VI. Ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии

25. Результатами реализации настоящей Стратегии должны стать повышение уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей за счет использования современных и перспективных спасательных технологий и образцов спасательной техники и достижение такого уровня реагирования органов управления гражданской обороной и сил гражданской обороны, органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, который будет соответствовать прогнозируемым опасностям, возникающим при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, и рискам возникновения чрезвычайных ситуаций, пожаров и происшествий на водных объектах.

26. Задачами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при реализации настоящей Стратегии являются планирование и координация деятельности названных органов, направленной на повышение эффективности решения задач в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

27. Основными функциями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при реализации настоящей Стратегии являются:

а) разработка государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ, предусматривающих мероприятия, направленные на решение задач в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

б) обмен опытом и новыми технологиями в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;

в) организация совместных научно-исследовательских работ, направленных на развитие спасательных технологий, технических средств и экипировки.

28. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в целях реализации настоящей Стратегии осуществляется:

а) в рамках решения основных задач в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) при подготовке докладов о состоянии гражданской обороны в Российской Федерации, ежегодных государственных докладов о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

29. Корректировка настоящей Стратегии осуществляется на основании результатов мониторинга ее реализации исходя из изменений государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и с учетом изменений политического и социально-экономического характера, оказывающих влияние на состояние гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В основу понятия «право водопользования» заложено понятие «водопользование». Использование водных объектов представляет собой получение различными способами пользы от водных объектов для удовлетворения материальных и иных потребностей граждан и юридических лиц.

Пользование водными объектами (водопользование) — юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов. В качестве примеров водопользования можно привести разнообразные случаи: забор воды из озера, реки, купание, судоходство, сплав древесины, рыболовство и т.д.

Право водопользования можно рассматривать, во-первых, как субъективное право — совокупность правомочий, принадлежащих гражданам и юридическим лицам, по использованию водных объектов; во-вторых, как объективное право — совокупность правовых норм, регулирующих отношения по использованию водных объектов.

Использование водных объектов представляет собой получение различными способами пользы от водных объектов для удовлетворения материальных и иных потребностей указанных субъектов.

Водопользование возникает только при использовании водных объектов, точнее — воды, находящейся на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах. Объектом водопользования является вода в естественном природном состоянии. Когда же происходит изъятие воды из природной среды, то возникающие по поводу использования такой воды отношения являются предметом правового регулирования гражданского права.

Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование, водопользование подразделяется на совместное водопользование и обособленное водопользование.

Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления рыбоводства.

По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на: водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты; водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты; водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Порядок возникновения права водопользования зависит от цели использования водного объекта и вида водного объекта.

Принципом водного законодательства является принцип приоритета использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования, т. е предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов.

Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, втом числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

Источники: Юридический портал «Закон сегодня», Студопедия

Приказ Минприроды России от 24 августа 2010 г. № 330
«Об утверждении типовых правил использования водохранилищ»

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № 349 «Об утверждении Положения о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 18 (ч. 2), ст. 2247), подпунктом «а» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2006 г. № 757 «О полномочиях Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в области водных отношений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 51, ст. 5461; 2009, № 10, ст. 1237) приказываю:

Утвердить прилагаемые типовые правила использования водохранилищ.

Врио Министра

С.Р. Леви

Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 сентября 2010 г.

Регистрационный № 18461

Типовые правила использования водохранилищ

(утв. приказом Минприроды России от 24 августа 2010 г. № 330)

I. Общие положения

1. Настоящие типовые правила использования водохранилищ (далее — типовые правила) разработаны в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № 349 «Об утверждении Положения о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ»*1.

*1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 18 (ч. 2), ст. 2247.

2. В соответствии с настоящими типовыми правилами осуществляется использование водохранилищ, не включенных в перечень водохранилищ (в том числе водохранилищ с емкостью более десяти миллионов кубических метров), в отношении которых разработка правил использования водохранилищ осуществляется для каждого водохранилища (нескольких водохранилищ, каскада водохранилищ или водохозяйственной системы в случае, если режимы их использования исключают раздельное функционирование), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 197-р*2 (далее — водохранилища).

*2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 8, ст. 1032.

3. Типовые правила предназначены для использования:

уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

собственниками гидротехнических сооружений, образующих водохранилища и (или) эксплуатирующими такие гидротехнические сооружения организациями;

водопользователями при использовании водных объектов в соответствии с заключенными договорами водопользования и решениями о предоставлении водохранилищ в пользование.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации реализуют требования настоящих типовых правил:

в процессе предоставлении водохранилищ или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водохранилищ в пользование;

при осуществлении мер по охране водных ресурсов водохранилищ, включая установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос, поддержание надлежащего санитарного состояния водохранилищ, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водохранилищ, установленным Правительством Российской Федерации*3;

*3 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 2054-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 2, ст. 335).

при осуществлении мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водохранилищ, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

5. Собственники гидротехнических сооружений, образующих водохранилища и (или) эксплуатирующие такие гидротехнические сооружения организации выполняют требования настоящих типовых правил в процессе эксплуатации таких гидротехнических сооружений (далее — ГТС) в соответствии с требованиями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

II. Правила использования водных ресурсов

6. Водохранилища могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации от 3 июня 2006 № 74-ФЗ*4 (далее — Водный кодекс Российской Федерации).

Использование водных ресурсов водохранилищ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения приоритетно перед иными целями их использования.

7. Использование водохранилищ водопользователями, образованных для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, осуществляется на основании договоров, заключенных между уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и водопользователями, и санитарно-эпидемиологических заключений, определяющих их соответствие санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Сброс сточных вод и (или) дренажных вод в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения запрещается*5.

*5 Пункт 1 части 3 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации.

Сброс сточных и (или) дренажных вод в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, допускается с соблюдением санитарных правил и норм в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»*6.

8. Водохранилища, образованные для целей технического водоснабжения промышленных и сельскохозяйственных организаций, водообеспечения объектов теплоэнергетики и производства электрической энергии, орошения земель сельскохозяйственного назначения, используются на основании договоров, заключенных между уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и водопользователями с учетом интересов иных водопользователей с соблюдением требований рационального использования и охраны водных объектов.

Использование водохранилищ для обеспечения технологических нужд теплоэнергетики и атомной энергетики осуществляется с соблюдением температурных режимов водных объектов*7.

*7 Часть 1 статьи 62 Водного кодекса Российской Федерации.

Использование водохранилищ для целей производства электрической энергии гидроэнергетическими объектами осуществляется с учетом интересов других водопользователей, соблюдения требований к использованию и охране водных объектов, требований к сохранению водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, требований о предотвращении негативного воздействия вод и ликвидации его последствий*8.

*8 Часть 2 статьи 62 Водного кодекса Российской Федерации.

9. Использование водохранилищ, образованных в рыбохозяйственных целях и являющихся водными объектами рыбохозяйственного значения, для товарного рыбоводства, организации спортивного и любительского рыболовства, воспроизводства водных биологических ресурсов, осуществляется в соответствии с водным законодательством, законодательством о рыболовстве и охране водных биологических ресурсов, законодательством о животном мире.

Сброс в водохранилища, являющиеся водными объектами рыбохозяйственного значения, вредных веществ, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается*9.

В границах рыбоохранных зон и рыбохозяйственных заповедных зон, установленных в соответствии с законодательством, сброс сточных вод и (или) дренажных вод запрещается*10.

*10 Пункт 3 части 3 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации.

10. Использование водохранилищ для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

Использование водохранилищ рекреационного назначения в иных целях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, допускается с соблюдением санитарных правил и норм в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

11. Использование водных ресурсов водохранилищ, образованных для обеспечения пожарной безопасности, в иных целях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, не допускается.

Забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водохранилищ без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве.

12. Водный режим водохранилищ, являющихся водными объектами рыбохозяйственного значения (ограничение объема безвозвратного изъятия поверхностных вод, обеспечение оптимального уровня воды и сбросов вод в рыбохозяйственных целях) устанавливается с учетом требований по обеспечению сохранения водных биоресурсов.

13. Водопользователи при использовании водохранилищ обязаны:

не допускать нарушение прав других водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;

содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные в акватории водохранилища гидротехнические и иные сооружения;

информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водохранилищах;

своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водохранилищах;

вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водохранилищ и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водохранилищами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты учета и регулярных наблюдений в соответствии с требованиями водного законодательства.

14. Собственники и эксплуатирующие ГТС организации оповещают органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и водопользователей об изменениях водного режима водохранилища, в том числе при возникновении аварий на гидротехнических сооружениях и иных чрезвычайных ситуациях, в порядке, определенном законодательством о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

III. Правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилища

15. Мероприятия по технической эксплуатации и благоустройству водохранилища осуществляются постоянно, в течение всего года.

При эксплуатации водохранилищ в зимний период времени собственники ГТС, образующих водохранилища, и (или) эксплуатирующие ГТС организации осуществляют мероприятия по предотвращению повреждений гидротехнических сооружений и берегов водохранилищ в результате ледовых воздействий. В период установления ледяного покрова на акватории водохранилища, в целях быстрейшего образования сплошного ледяного покрова, предотвращения образования навалов льда перед гидротехническими сооружениями и на откосах водохранилищ, а также возникновением зажоров в нижнем бьефе, сброс воды из водохранилища уменьшается. При образовании ледяного покрова значительной толщины, уровень воды в водохранилище необходимо держать постоянным, сбрасывая всю поступающую воду в нижний бьеф.

Минимально возможный уровень воды в водохранилище для зимних условий устанавливается с учетом обеспечения зимовки водных биологических ресурсов, обитающих в водохранилище. В случае, если предшествующий летний период эксплуатации водохранилища сопровождался интенсивным развитием водной растительности, необходимо:

ограничивать зимнюю сработку водохранилища;

проводить мероприятия, направленные на увеличение концентрации растворенного кислорода в воде.

16. Ежегодно, за один месяц до прогнозируемого срока наступления весеннего половодья собственники ГТС, образующих водохранилища, и (или) эксплуатирующие ГТС организации осуществляют следующие мероприятия:

проверяют состояние гидротехнических сооружений напорного фронта и береговой зоны водохранилища;

проводят необходимый ремонт сооружений, конструкций и механизмов, обеспечивающих пропуск половодья;

проверяют работу контрольно-измерительной аппаратуры (при наличии такой аппаратуры);

апробируют работу затворов, подъемных механизмов и устройств автоматического управления;

проверяют надежность электропитания подъемных механизмов затворов.

17. В случае выявления на гидротехнических сооружениях неисправностей, которые к началу периода половодья (летних паводков) устранить не представляется возможным, при этом они могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, принимаются меры по незаполнению водоема в период половодья или паводков.

18. При выпадении сильного дождя ливневого характера в период максимальных уровней воды в водохранилище, водосборные и водозаборные сооружения открываются для пропуска поступающей воды с учетом пропускной способности отводящего тракта.

19. С целью предупреждения зарастания акватории водохранилища и цветения воды уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации реализуются следующие мероприятия:

высадка тростника;

заселение водохранилища гидрофитами с обязательной уборкой (осенью) образующейся растительной массы;

локальное изъятие иловых отложений;

механическое изъятие избыточной биомассы водорослей из водохранилищ в местах их массовых скоплений;

санитарная обработка после сработки водохранилища до отметки уровня мертвого объема.

20. В период сработки водохранилища перед началом половодья, а также в процессе пропуска половодья и паводков, при наличии благоприятного прогноза по водности года, собственники ГТС, образующих водохранилища, и (или) эксплуатирующие ГТС организации осуществляют мероприятия по очистке дна водохранилища от наносов (промыв водохранилища от наносов). Данные мероприятия проводятся при возможности создания в верхнем бьефе скорости течения, обеспечивающей размыв и транспортировку отложений наносов (не ниже 0,8 — 1,0 м/с).

21. При проведении промыва водохранилища от наносов:

максимально сокращаются перерывы в подаче воды по согласованию с иными водопользователями;

скорости сработки и наполнения водохранилища обеспечиваются с учетом требований безопасности гидротехнических сооружений (обеспечения устойчивости откосов гидротехнических сооружений, а также берегов водохранилища);

в случае работы гидротехнического сооружения в каскаде, попуски в нижний бьеф осуществлять при условии обеспечения безопасности нижерасположенных гидротехнических сооружений;

заблаговременно согласовываются с водопотребителями, органами местного самоуправления, органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства по рыболовству, Федерального агентства морского и речного транспорта и другими заинтересованными организациями время и продолжительность промыва водохранилища. Непосредственно перед началом сброса воды из водохранилища, указанные лица, органы и организации оповещаются о предстоящем промыве.

22. В случае значительного заиления водохранилища удаление наносов осуществляется механическим способом (земснарядами, землечерпалками).

23. Защита берегов водохранилища от размыва и разрушений при сезонных колебаниях уровня воды и волновых воздействиях, а также предотвращений эрозии почв и развития овражной системы на территории, прилегающей к водохранилищу, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации следующими методами:

уполаживание откосов, засев откосов специальными травами или одерновка поверхности естественным дерном;

укрепление склонов вяжущими материалами с пропиткой грунта битумной эмульсией с применением цемента, битумов, латексов, различных битумных эмульсий;

покрытие берега хворостяной выстилкой или плетнями, фашинами, деревянными креплениями;

отсыпка каменной наброски без подготовки ее основания и возведения дополнительных креплений на стыке ее с прибрежной отмелью;

отсыпка песчано-гравийной смеси с уклоном от 1,5 до 2° в сочетании с поперечными бунами из негабаритного камня;

намыв пологих песчаных пляжей;

планировка откосов высокого абразивного берега и укладка бетонных плит без подготовки основания;

укрепление откосов габионной кладкой;

облицовка разрушаемого места бетоном или железобетоном;

устройство специальных подпорных стенок;

систематический надзор, уход и ликвидация рытвин и промоин, образовавшихся после ливней и снеготаяния;

содержания и охраны существующих лесных насаждений и кустарников на склонах и прилегающих к водохранилищу территориях;

посадки специальных пород деревьев и кустарников;

засев разрушаемой территории укрепляющими травами;

систематический надзор, уход и ликвидация рытвин и промоин, образовавшихся после ливней и снеготаяния;

устройство на склонах специальных водоперехватывающих нагорных валов и каналов;

устройство в оврагах специальных сооружений (запруд, ступенчатых перепадов, быстротоков и т.д.).

24. Границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водохранилища устанавливаются посредством специальных информационных знаков в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. № 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос»*11.

*11 Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 3, ст. 415.

25. Защита дна и берегов в нижнем бьефе от размывов обеспечивается собственниками гидротехнических сооружений или эксплуатирующими ГТС организациями подъемом затворов водосбросных отверстий с интервалом, не допускающим образования в нижнем бьефе высоких волн.

26. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация обеспечивает наличие документов, содержащих сведения о водохранилище, гидроузле и мерах по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, а также осуществляет ведение и хранение документации, в которую заносится информация о результатах наблюдений за режимом работы и состоянием водохранилища и гидротехнических сооружений, расположенных на водохранилище и о работах, проводимых при эксплуатации водохранилища. Примерный перечень указанной документации приведен в Приложении 1.

27. Образцы документации, содержащей данные об основных параметрах водохранилища, характеристике водотока, приведены в Приложении 2.

Образцы документации, в которую заносится информация о результатах наблюдений за режимом работы и состоянием водохранилища и гидротехнических сооружений, расположенных на водохранилище, а также о работах, проводимых при эксплуатации водохранилища приведены в Приложении 3.

27.1 В Журнале наблюдений уровней воды водохранилища фиксируются результаты наблюдений за уровнями воды в водохранилище. Положение уровня воды измеряется ежедневно по состоянию на 8 часов утра с точностью до 0,5 см. К журналу прикладываются графики колебаний уровней воды в водохранилище, построенные на основе данных наблюдений.

27.2 В Журнал наблюдений за состоянием гидротехнических сооружений водохранилища заносятся данные об обнаруженных при проведении осмотров дефектов и нарушений, а также сведения о принятых мерах по устранению указанных нарушений.

Приложение 1

к типовым правилам
использования водохранилищ,
утв. приказом Минприроды России
от 24 августа 2010 г. № 330

Примерный перечень документации

В службу эксплуатации должна передаваться на хранение и использование следующая документация для гидротехнических сооружений, построенных по рабочим проектам:

1) полный комплект проекта водохранилища и его сооружений, а также всех рабочих чертежей, выданных в период строительства;

2) исполнительные чертежи по всем сооружениям, а также акты на скрытые работы и промежуточную приемку отдельных сооружений;

3) акты приемки, пусковых испытаний отдельных сооружений и видов оборудования;

4) акт государственной комиссии о приемке водохранилища в постоянную эксплуатацию;

5) ситуационный план с нанесенными границами территории гидротехнического сооружения, охранной зоны в масштабе 1:25000, генеральный план гидроузла в масштабе 1:5000, планы и разрезы по сооружениям напорного фронта, ограждающим и защитным дамбам, план водохранилища, характерные продольные и поперченные разрезы гидротехнических сооружений и их оснований в масштабе 1:25000;

6) кривые зависимости его объемов и площадей, сбросных расходов и уровней воды в верхнем бьефе;

7) основные параметры водохранилища и характеристики водотока;

8) инструкция по эксплуатации водохранилища в целом и по каждому сооружению в отдельности;

9) паспорта всех сооружений, оборудований;

10) план территории гидротехнического сооружения с прилегающими территориями, попадающими в зону затопления в случае прорыва напорного фронта, — в масштабе и детализации, допустимого для открытого пользования;

11) производственные и должностные инструкции работников эксплуатирующей организации;

12) сведения об обучении работников эксплуатирующей организации безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, о проведении инструктажа по охране труда, о стажировке на рабочем месте, о проверке знаний требований охраны труда.

Все вышеперечисленные документы должны содержаться в полном порядке, иметь описи и храниться в специальных шкафах.

Службой эксплуатации должна вестись следующая обязательная документация:

требования охраны труда и безопасности производства;

журнал учета дежурств;

журнал распоряжений;

журнал инструктажа по технике безопасности;

журнал учета ремонтных работ по поддержанию или реконструкции сооружений;

журнал наблюдений за состоянием гидротехнических сооружений;

журнал наблюдений за уровнями воды.

Приложение 2

к типовым правилам
использования водохранилищ,
утв. приказом Минприроды России
от 24 августа 2010 г. № 330

Образцы документации, содержащей данные об основных параметрах водохранилища, характеристике водотока, а также об объеме водопотребления водопользователями

Основные параметры водохранилища и характеристики водотока
______________________________________________________________
(наименование водохранилища)

Наименование параметра

Значение

Наименование водотока, на котором расположено водохранилище и речного бассейна, на территории которого расположен водоток

Местоположение створа плотины (расстояние от устья или истока водотока, географические координаты)

Площадь водосбора в створе плотины, км2

Среднемноголетний сток, млн. м3

Объем годового стока, млн. м3 75 % обеспеченности 50 % обеспеченности

Объем весеннего половодья, млн. м3 1 % обеспеченности 50 % обеспеченности

Нормальный уровень верхнего бьефа (НПУ), м

Форсированный уровень верхнего бьефа (ФПУ), м

Отметка уровня мертвого объема, м абс.

Площадь акватории водохранилища при НПУ, км2

Объем полный, млн. м3

Объем полезный, млн. м3

Длина водохранилища, км

Ширина, км

максимальная

средняя

Глубина, м

максимальная (при НПУ)

средняя

Длина береговой линии, км

Приложение 3

к типовым правилам
использования водохранилищ,
утв. приказом Минприроды России
от 24 августа 2010 г. № 330

Образцы документации, в которую заносится информация о результатах наблюдений за режимом работы и состоянием водохранилища и гидротехнических сооружений, расположенных на водохранилище, а также о работах, проводимых при эксплуатации водохранилища

Журнал наблюдений уровней воды водохранилища

Дата и время наблюдения

№ поста

№ рейки

Отсчеты по рейке

Подпись наблюдателя

минимум

максимум

средний

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх