Что обсуждают на педсовете в школе?

«Добрый день… Добрый день» — три минуты до моего первого в жизни школьного педагогического совета, куда я пришёл как учитель. Конечно, бабочки внутри не порхают и ручейки не журчат. Но ожидания серьёзные, сейчас точно что-то будет важное!

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Педагоги собрались, все друг с другом поздоровались. Вернее, все расселись кружками и давай насущные проблемы обсуждать. Кажется, уже что-то не так. Ведь педсовет — это подведение итогов, это про новые наработки, про дидактические единицы. Это рефлексия. Но мы все ждём начала, когда выйдет директор и настроит на нужный лад.

Та-да-да-дам. Час иск настал (и это не опечатка, потому что дальше описание и правда будет очень похоже на судебные разбирательства). «Добрый день, уважаемые коллеги. Рада видеть весь педагогический коллектив нашей школы». Я оглянул зал: показалось, что до 100% здесь многих не хватает. Вроде педсовет по итогам первого учебного модуля, а собрались не все.

О чём был разговор? Удивительно, но сразу о плохом. Место в рейтинге не соответствует ожиданиям учредителя, оценки так себе, почти 30% учеников не аттестованы. И поначалу я встал в позу.

Это за что мне тут предъявляют? Ради рейтинга начать пятёрки что ли ставить всем? Ученик не наработал и не знает материал на пять, а мне её ставить

Понятная позиция. Я и сам её придерживался. Но потом призадумался. Конечно, к учителям по таким критериям претензий не должно быть, но и смеяться я повода не вижу. А учителя почему-то только посмеиваются тайком. Учителя на педсовете вообще занимались каждым своим: одни рассказывали анекдоты, у других были кроссворды, а кто-то на смартфоне «три в ряд» раскладывал. Расслабляются коллеги и ни о чём не переживают. Это ведь не их вина.

Я люблю рефлексию, считаю её полезным скиллом. И решил разобраться, что к чему. Вообще говоря, критерии-то к учителям нормальные. Когда в пятом классе мало «пятёрок» и много «троек» — это нормально, дети только «учатся учиться». Когда в 6-м или 7-м — это адекватно. Но когда вы, преподаватели, продолжаете ставить двойки и тройки в 9-10-х классах — повод призадуматься. Может, плохо учим? Да и считается качество успеваемости, оказывается, хитрее, чем просто среднее арифметическое всех результатов. И можно сказать, вполне отражает качество педагогических реалий.

Дальше на педсовете было выступление представителей методических объединений. Каждая «часть» педсостава по единой форме отчитывается о проделанных успехах за прошедший модуль (четверть или триместр — без разницы). Сразу становится понятно, кто и сколько делает для продвижения школы в рейтинге: олимпиады, проверочные работы, семинары повышения квалификации, конкурсы, проектная деятельность. Можно продолжать. И за всё это предусмотрены денежные поощрения. Если есть успехи, конечно.

Начинаю слушать выступления и понимаю, почему за последние годы школа провалилась в рейтинге.

Метапредметная олимпиада для учителей? Да пффф, максимум зарегистрироваться. А вот выполнять задания — не царское дело

Агитировать школьников участвовать в олимпиадах, готовить их к выпускным испытаниям? Тоже нет. Учитель математики вообще заявил, что олимпиады городского уровня слишком сложные, только для выпускников математических лицеев. И поэтому преподаватель (педагогом назвать этого человека язык не поворачивается) не видит смысла учить математику глубоко и вообще детей к чему-либо готовить.

Правильно, так их, наших детей. Они вообще ни на что не способны, зачем пытаться с ними заниматься. Лекции по темам уроков почитали, и домой. Ради кого тут стараться? Да ладно, дети. Есть ещё неблагодарные родители!

Разговор о необходимости более плотной коммуникации с родителями школьников. Пронеслось неловкое «угууу…» из разных концов аудитории. Но не объяснять им, зачем это всё надо, нет. Здесь цель несколько иная: заставлять родителей и детей во всём этом участвовать. Учёба — дело интересное, полезное и привлекательное, что тут ещё добавить.

И про любимые ЕГЭ и ОГЭ. Опять же, виноваты не учителя. Это дети плохо готовились. Вот директор спрашивает у педагога: «На сколько баллов вы написали ЕГЭ во время проверки в прошлом году?». «На 70 с небольшим «, — такой был ответ преподавателя. Готовить-то может, наверное, только разговор не об этом. Вину за ошибки кто-то собирается брать на себя или так и будем школярские оправдания придумывать? Видимо, так и будем. Весь педсовет, каждое методобъединение — одна и та же песня.

Всем на всё наплевать. Рейтинг, экзамены, проекты, учёба, школа, дети, родители, оценки… А я сидел и краснел. Я их, своих коллег, понимаю. У них тяжёлая работа. Я сам веду уроки и понимаю, какой это труд. И тем более, как мало за него платят где угодно за МКАДом. Маленькая зарплата, нет времени на детей из-за бумажной волокиты. Но все эти рейтинги и тому подобное — это ведь результат работы в школе. Будет качественная работа — будут успехи на всех фронтах, будет ужасная — будут провалы. У учителей выработалось безразличие к результатам. Поэтому, видимо, коллеги на педсовете и собирали «три в ряд». А стыдно было почему-то мне.

Нет, пока не к директору. Учительница «просто хочет поговорить об успеваемости».

Первое чувство, которое возникает даже у совершенно законопослушных и уверенных в своем благополучии родителей – паника. Что случилось, что могло случиться? Еще пять минут назад мир казался довольно устойчивым и дружелюбным. Сидели в кафе, никого не трогали, были расслаблены и благодушны. И на тебе. Оказывается, ребеночек не аттестован по трем предметам.

(Сразу оговорюсь, предупреждая восклицания: да, бывают такие матери-ехидны, которые не заглядывают в дневник, и вообще – не очень интересуются оценками. Что не мешает их детям весьма прилично учиться самостоятельно).

Для меня почти всегда остается загадкой, ЗАЧЕМ в нашей нынешней школе эта опция: «вызвать родителей в школу»? если у них (родителей) есть повод волноваться, они об этом знают и сами прибегут. Если родители прощелкали пару двоек и не страдают на этот счет – тем более бесполезно их вызывать. Скорее всего, они считают, что это проблема ребенка.

Но учителям страшно. У них отчетность, успеваемость, педсовет и летучка. Они ОБЯЗАНЫ поделиться своей тревогой с родителями. И желательно в такой форме, чтобы это стало теперь проблемой родителей. Как считают учителя, это задача семьи: замотивировать строптивое дитятко на ударную учебу. По всем 13-15 предметам, включая самые мутные и бесполезные.

Как вы уже догадались, я ужасно сержусь на школу сейчас. Я чувствую себя снова семиклассницей, которую отчитывают за прогулы, какая-то посторонняя тетка пытается обвинить меня в том, что я плохая мать. Учебный процесс построен отвратительно, детям откровенно скучно, из всего набора они заинтересованы в паре-тройке предметов, которые ведут фанаты своего дела на чистом энтузиазме. Самая беда с гуманитарными дисциплинами, историки, литераторы и «культуристы» так и не смогли договориться о СОДЕРЖАНИИ своих курсов. Они не знают, что и как преподавать крайне скептично и цинично настроенным подросткам.

Но, не смотря на это, не смотря на полный бедлам в идеологии, в головах, в технологиях, учителя продолжают настаивать: ВЫ, родители, должны сделать так, чтобы дети бежали в школу добровольно и с песнями.

И, чтобы добиться этого, они будут давить на нас. Устрашать, запугивать, взывать, призывать к решительным действиям. Хотя мой личный здравый смысл говорит, что такими методами можно только окончательно отбить интерес к культуре, литературе и истории.

Мне кажется, на таких разборах очень важно не поддаться панике и не начать сходу присоединяться к карающему безапелляционному тону педагогов. Их задача – вас запугать. Ваша задача – внимательно и беспристрастно ознакомиться с материалом, чтобы понять, в чем, собственно, заключается проблема. Например. «Ваш сын получил три двойки за последние контрольные». Вопрос: а сколько вообще было двоек в классе? А пятерок? Если (вдруг) окажется, что двоек больше половины – чья это недоработка? Или, напротив, если почти у всех пятерки, о чем это говорит?

Может, о том, что весь класс списал, а ваш мальчик пошел на принцип и отказался списывать? Помните, был такой дивный фильм, «Чудак из 6 «Б»? шестиклассника Борю попросили провести контрольную у первоклашек, все списали, кроме одной девочки, потому что она считала, что это нечестно.

Еще бывают «преступления на почве личной неприязни». Ну не любит эта конкретная учительница вашу конкретную девочку. Может, напоминает ей кого внешне. Или на первом уроке девочка хихикала, а учительница не то, чтобы злопамятная, просто у неё память хорошая. А возможностей устроить неприятности ученику у учителя предостаточно.

Да, конечно, мы обязаны убедиться, что ребенок не вешает нам лапшу на уши. Что домашние задания у него есть, все, и в тетради, а не на листочках. Что, уходя утром из дома, он идет в школу, а не в ближайшее интернет-кафе. Что хотя бы на половину вопросов к параграфу он в состоянии ответить.

Но, помимо всего прочего, помните, что главная задача учителей, когда они вызывают вас в школу – накрутить вам хвост, чтобы успеваемость стала вашей проблемой. А вовсе не разобраться, понять и помочь вашему обалдую учиться лучше.

Потому что те, кто действительно заинтересованы в обучении и развитии вашего ребеночка, в состоянии делать это и без вашей помощи.

Виды педагогических советов:

  • установочный, или аналитическо­-планирующий, – проводится до начала учебного года, в конце августа, и посвящается анализу итогов предыдущего года, принятию плана и ориентации на решение предстоящих проблем;
  • тематический педсовет с промежуточными итогами посвящен одной из годовых задач педагогического коллектива;
  • итоговый, или итогово­-организационный, – проводится в конце учебного года, на нем подводятся итоги года.

Педсоветы различают и по формам организации:

  • традиционный — это педсовет с подробной повесткой дня, проводимый с четким соблюдением регламента по каждому вопросу и принятием решений по ним;
  • педсовет с использованием отдельных методов активизации педагогов;
  • нетрадиционный педсовет (например, в форме деловой игры, конференции и др.).

По форме и организации деятельности участников педсоветы делятся на:

  • педсовет (классический) на основе доклада с обсуждением (выступлениями);
  • доклад с содокладами;
  • заседание с приглашением докладчика-специалиста.

Доклад можно построить следующим образом:

  1. Вступление – указать на актуальность, сущность проблемы, хотя бы в одном предложении.
  2. Определение цели, т.е. отражение самого существенного, чем определяется выступление с докладом.
  3. Основная часть – изложение фактов, событий, положений в логической и хронологической последовательности.
  4. Заключение в форме:
    • выводов, если они требуются, т. е. если целью является убеждения;
    • рекомендаций, если они требуются, т. е. если защищается некий план действий;
    • резюме – краткое изложение сути доклада, если он сложный и длинный.

В традиционную структуру педсовета могут включаться отдельные методы активизации педагогов:

  • коллективный просмотр занятий и других мероприятий;
  • использование видеоматериалов;
  • показ и анализ результатов образовательного процесса деятельности школьников.

В практике школы как при подготовке, так и при проведении педсоветов могут использоваться следующие методы и формы активизации педагогов:

  • имитация конкретной ситуации. Этот метод помогает выбрать верный вариант из множества предложенных. Известны четыре вида конкретных ситуаций. Подбирая их с учетом постепенного усложнения, можно добиться наибольшей заинтересованности и активности воспитателей. В ситуациях-иллюстрациях описываются простые случаи из практики и сразу приводится решение. Ситуации-упражнения побуждают совершить некоторые действия (составить план конспекта, заполнить таблицу и т. п.). В ситуациях-оценках проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать свой ответ, оценить его. Ситуации-проблемы рассматривают конкретный пример из практики как существующую проблему, которую надо решить;
  • обсуждение двух противоположных точек зрения. Руководитель предлагает к обсуждению две точки зрения на одну и ту же проблему. Педагоги должны высказать свое отношение к ним и обосновать его;
  • обучение практическим умениям. Этот метод весьма эффективен, но его надо заранее продумать, решить, кому из педагогов можно его посоветовать. Лучше предлагать обучающий элемент из опыта работы;
  • имитация рабочего дня учителя. Педагогам дается характеристика возрастной группы детей, формулируются цель и задачи, требующие решения, и ставится задача: за определенное время смоделировать свой рабочий день. В заключение руководитель организует обсуждение всех предложенных моделей;
  • разгадывание педагогических кроссвордов помогает уточнить знания воспитателей по конкретной теме, развивает их кругозор, а значит, влияет на качество работы с детьми;
  • работа с инструктивно-директивными документами. Учителям заранее предлагают познакомиться с тем или иным документом, применить его к своей деятельности и, выделив одно из направлений, продумать план работы по устранению недостатков. Это задание каждый выполняет самостоятельно, а на педсовете обсуждаются разные подходы к решению одной и той же проблемы;
  • анализ высказываний детей, их поведения, творчества. Руководитель готовит магнитофонные записи, подборки детских рисунков или поделок и т. д. Учителя знакомятся с материалом, анализируют его, оценивают умения, навыки, развитие, воспитанность детей, формулируют несколько конкретных предложений в помощь педагогу, работающему с ними;
  • интеллектуальные, деловые и творчески развивающие игры, которые позволяют педагогам в непринужденной форме обмениваться мнениями со своими коллегами.

Игровое моделирование повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.

На педсоветах учителям предлагаются различные вопросы, при обсуждении которых может возникнуть диалог-дискуссия, который стал подлинной приметой нашего времени. Однако искусством коллективного обсуждения вопросов в форме диалога или спора владеет далеко не каждый.

Диалог – это разговор двух и более людей, свободный обмен мнениями, зачастую дополняющими характеристику различных сторон обсуждаемой проблемы. Спора при этом обычно не возникает, поскольку каждый участник беседы высказывает свою точку зрения.
Дискуссия – обсуждение какого-либо спорного вопроса, выявление истины и принятие правильного решения всеми желающими высказать собственную точку зрения.
Особенности дискуссии: предполагает конструктивное взаимодействие, поиск группового соглашения в виде общего мнения или консолидированного решения.

Правила ведения дискуссии

Истина не принадлежит вам, как не принадлежит никому. Обсуждая тему А, не начинайте дискуссию по теме Б. Дискуссия не социалистическое соревнование, в ней не может быть победителей. Нельзя превращать реплику в доклад. Каждый имеет право на свое мнение. Если вы не можете за 3 мин высказать свои аргументы, значит, с ними что­то не так. Критикуются идеи, а не люди.

Организация дискуссии – дело непростое. Особое внимание надо обратить на создание благоприятной психологической обстановки. Первый шаг – рассадить участников по кругу. Главное – создать атмосферу доброжелательности и заинтересованного внимания к каждому. Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было. Успех или неуспех дискуссии определяется формулированием проблемы и вопросов. Чем при этом надо руководствоваться? Вопросы должны быть спорными, т. е. такими, на которые можно ответить и «нет» и «да». Следует учитывать также уровень подготовленности участников дискуссии: способны ли они самостоятельно сформулировать оптимальный вариант решения проблемы?

Участникам дискуссии нужно быть готовыми к тому, что концептуальный конфликт и расхождение мнений не удастся преодолеть быстро. Вместе с тем длительную активность оппонентов следует считать успешным результатам дискуссии.

Признаки­-условия для педагогического совета – деловой игры

  • наличие проблемы и цели, которую должен решить педагогический (игровой) коллектив;
  • имитация реальной ситуации, наличие игровых ролей и назначение на них участников игры (чаще всего разыгрываются социальные роли: педагоги, дети, родители, администрация школы, органы власти и др.);
  • реальное различие интересов, мнений, точек зрения самих участников; с
  • облюдение игровых правил и условий;
  • наличие игрового стимулирования: соревнование в общественной активности, экспертная оценка личного и коллективного вкладов, общественная оценка результата игровой деятельности.

Педсовет – деловая игра – обучающая форма, в котором участники наделяются определенными ролями. Деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в исследовании которых существенно не только правильное решение, но и поведение самих участников, структура отношений, тон, мимика, интонация.
Одна из форм деловой игры – «мозговая атака». Она может использоваться для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определенный период. Основное место в таком педсовете занимает групповая деятельность. Организаторам нужно до мелочей продумать сценарий, определить роли, задания, рассчитать регламент. Участники разбирают поставленные вопросы, вырабатывают цели и задачи, составляют программы, которые и лягут в основу решения педсовета.
Деловые игры – это вид деятельности в условиях искусственно созданных ситуаций, направленный на решение учебной задачи.

Педсовет-конференция может практиковаться в больших школах для активизации итоговых педагогических советов.
Конференция в научном мире – это форма предъявления общественности каких-либо результатов, итогов опыта. На конференциях в устном или письменном виде (стендовые доклады, публикации тезисов) авторы делают заявки на первенство, обмениваются информацией.
Педагогический совет-конференция объединяет качества и педагогического совета, и научной конференции. Проводится педсовет такой формы в виде серии коротких (до10–15 мин.) докладов, содержащих итоги творческой, учебно-воспитательной, научно-методической работы педагогов и руководителя.
Тематика педсоветов-конференций может быть посвящена как итогам работы учреждения в целом, так и отдельной общепедагогической проблеме, носить научно-практический характер. Их особенность – обязательные поощрения и награждения (по итогам года), оформление и выпуск материалов, обобщающих педагогический опыт, учет и реализация предложений и рекомендаций педагогов в планах следующего учебного года.
Если тема педсовета-конференции затрагивает отдельную педагогическую проблему, то педсовет может состоять из нескольких частей, например, из основного сообщения и диалога, который организует старший воспитатель с группой специалистов (музыкальным руководителем, психологом, воспитателем по физкультуре, логопедом). Их ответы на заданные вопросы будут побуждать остальных участников развивать тему, высказывая свое мнение. В заключение принимаются соответствующие рекомендации.

Педсовет – круглый стол требует серьезной подготовленности и заинтересованности каждого участника. Для его проведения руководителям необходимо отобрать важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию. Например, какие-то темы можно заранее дать группе воспитателей и предложить им соответствующую литературу. Тогда они сумеют ознакомиться с разными теориями, подходами, мнениями и обдумать свою точку зрения.

Ситуативный педсовет заключается в рассмотрении одной или нескольких ситуаций, которые могут проигрываться заранее подготовленными участниками. Можно провести обсуждение ситуации по записанному на видеокамеру сюжету.

Педсовет-дискуссия требует, чтобы заранее педагоги разделились на подгруппы и предложили свои концепции обсуждаемой проблемы. В ходе дискуссии совместно продумывается план решения проблемы.

Педсовет-диспут – разновидность педсовета-дискуссии.
Диспут (от лат. disputable – рассуждать, спорить) предполагает спор, столкновение различных, иногда противоположных точек зрения. Он требует от сторон убежденности, ясного и опре-деленного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы. Такой педсовет представляет собой коллективное размышление на заданную тему, проблему.

Законы диспута

Диспут – свободный обмен мнениями. На диспуте все активны. В споре все равны. Каждый выступает и критикует любое положение,
с которым не согласен. Говори, что думаешь, и думай, что говоришь. Главное в диспуте – факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются. Острое, меткое слово приветствуется. Перешептывание на месте, неуместные шутки запрещаются.
Предметом диспута должна быть проблема, которая вызывает противоречивые суждения, решается по-разному. Диспут не исключает, а предполагает глубину и всесторонность раскрытия проблемы. Там, где нет предмета спора, а есть только выступления, дополняющие или уточняющие те или иные доводы, нет и диспута, это в лучшем случае беседа.
Формулировка темы должна быть острой, проблемной, будить мысль педагогов, заключать в себе вопрос, который на практике и в литературе решается по-разному, вызывает различные мнения, например: «Нужны ли детскому саду стандарты?», «Чему сегодня нужно учить дошкольников?», «Новаторские технологии: за и против», «Каковы сегодня цели воспитания?», «Что является общечеловеческими ценностями?», «Какова роль семейного воспитания сегодня?»
Вариантом педагогического совета-диспута является решение педагогических ситуаций. Руководитель или старший воспитатель подбирает банк сложных педагогических ситуаций по проблеме и предлагает его коллективу. Форма предъявления может быть разнообразной: адресной, с помощью жеребьевки, с разделением на группы. Администрация ДОУ может играть роль жюри, ведущего, консультанта, оппонента и др.

Педсовет – научно-практическую конференцию можно подготовить и провести, объединив усилия нескольких школ на базе учреждения, имеющего статус экспериментальной площадки. При его подготовке заранее должны быть организованы дни открытых дверей для педагогов. Важно так составить повестку дня, чтобы каждое учреждение на равных участвовало в демонстрации своего опыта, обсуждении проблем и предложений к выработке решений. Решения на таком педсовете могут приниматься как общие для всех, так и для каждого коллектива отдельно, с учетом его специфики.

Педсовет в форме коллективной творческой деятельности (далее – КТД) – все члены педагогического коллектива участвуют в планировании, осуществлении и анализе деятельности, имеющей характер коллективного творчества.
Главная цель КТД – создать условия для самореализации каждого педагога, проявления и развития всех его способностей и возможностей. Поэтому КТД опирается на творческую, созидательную деятельность.

Система коллективных отношений – сотрудничества, взаимопомощи складывается в процессе творческой деятельности, включающей несколько стадий-этапов:

  • поиск идеи и предварительная постановка задач;
  • сбор-старт; выборы совета дела (деятельности);
  • коллективное планирование деятельности; работа микроколлективов;
  • проверка готовности; проведение КТД;
  • коллективный анализ («огонек»);
  • стадия последствия.

В этих этапах присутствует большая доля игры, занимательности, которые соединены с высокой идейностью, целеустремленностью, что и составляет главное своеобразие КТД.

В какой бы форме ни проводился педсовет, решения принимаются обязательно. Они фиксируются в протоколах. Их число зависит от повестки дня, следовательно, если в ней пять пунктов, то решений должно быть не менее пяти. Но по одному из вопросов можно принять несколько решений. В единстве они помогут справиться с возникшей проблемой. Формулировки решений должны быть конкретными, с указанием ответственных и срока исполнения. Другими словами, такими, чтобы их можно было проверить. Ведь каждый новый педсовет начинается с краткого подведения итогов выполнения решений предыдущего.

Примерная структура заседания педсовета:

  • информация о присутствующих и отсутствующих, определение правомочности совета педагогов;
  • информация о выполнении решений предыдущего заседания и ходе выполнения решений с более длительным сроком;
  • вступительное слово председателя совета педагогов о теме, повестке дня, значении решения поставленной проблемы для всего коллектива школы;
  • обсуждение вопросов в соответствии с повесткой дня; заключительное слово председателя совета с анализом проделанной работы, обсуждение проекта решения; принятие советом педагогов решения голосованием.

Обычно во время заседания составляется черновик протокола, который затем, в течение пяти дней, оформляется надлежащим образом. Датой протокола является дата проведения заседания. Грамотное составление протокола – это своего рода искусство. Рекомендуется избирать секретаря как минимум на учебный год. Протокол подписывается председателем и секретарем педагогического совета.
Надо помнить, что протоколы – обязательная отчетная документация. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы секретарь четко фиксировал выступления участников совещания, т. е. его записи должны отражать объективную картину того, как шло обсуждение, по каким вопросам развернулась дискуссия, каким образом педсовет пришел к тем или иным решениям. Если участники педагогического совета выступают с докладом, отчетом, сообщением, представленными в письменном виде, то в протоколе делается запись: «Текст доклада (отчета, сообщения) прилагается». При принятии решений требующих голосования, обязательно отмечается, сколько голосов «за», «против», «воздержались».
В связи с тем, что в школах заседания совета педагогов носят тематический характер, возможно принятие общих решений по заявленным в повестке дня вопросам.

На заседаниях педагогического совета обсуждаются:

  • вопросы воспитательно-образовательной работы с детьми;
  • использование в ней новых достижений в науке и педагогической практике;
  • имеющиеся недостатки, принимаемые решения для их устранения; вопросы обмена опытом.

Заключительное слово председателя педсовета должно быть кратким, конкретным, содержать конструктивные предложения. Не всегда оправдано включение в него второстепенных вопросов бытового, хозяйственного и организационного характера. Такие проблемы нужно обсуждать на планерках. В темах, выносимых на педсовет, характере их рассмотрения, поведении педагогов на педагогическом совете, а также в отношении к нему проявляется профессиональный уровень руководства школы.

Чтобы педсовет был органом управления, а его решения действенными и способствующими улучшению работы с детьми, к нему необходимо тщательно готовиться.
Важным условием при организации педсовета является актуальность рассматриваемых вопросов. Педагогам интересны только те из них, которые помогают практическому решению проблем, вызывающих затруднения у большинства членов коллектива, а также новые педагогические технологии, авторские разработки.
Созданию рабочего настроя на педсовете способствует и продуманное размещение его участников. Например, в зависимости от цели совета педагогов их рабочие места можно расположить следующим образом:

  • фронтальное расположение (председатель против присутствующих) необходимо, когда совещание носит информативный характер;
  • «круглый стол» полезен при равноправном коллективном обсуждении насущных вопросов;
  • «треугольник» позволяет выделить ведущую роль руководителя и включить всех в обсуждение проблемы;
  • работа в «малых группах», т. е. по 3–4 человека за отдельными столами (решение педагогических ситуаций);
  • для проведения дискуссии можно предусмотреть фронтальное расположение групп-участников, отстаивающих свои позиции.

Подробная повестка дня с вопросами для обсуждения должна быть вывешена не позднее чем за две-три недели до проведения педагогического совета. В методическом кабинете оформляется выставка, например, «Готовимся к педсовету». В течение двух месяцев идет подготовка к педсовету, на это время рекомендуется создать рабочую группу, которая и будет осуществлять его организацию (приложения 1–2).

Педсовет любой формы обязательно требует анализа итогов с ответами на следующие вопросы:

  • чего добились и что не удалось в ходе обсуждения;
  • кто из педагогов был активен, а кто пассивен и почему;
  • какие уроки можно извлечь из полученного опыта;
  • как повлиять на отдельных пассивных педагогов.

В подготовке педсовета принимают участие различные службы школы и педагогические работники.
Педагогический совет помогает в формировании коллектива единомышленников, создает условия для анализа и оценки существующих установок и принципов в соответствии с требованиями современной науки и передовой практики.

Алгоритм подготовки педсовета

  1. Определение целей и задач.
  2. Формирование малой творческой группы (мозгового центра) педсовета.
  3. Отбор литературы по рассматриваемому вопросу и подготовка первичного материала силами малой творческой группы.
  4. Составление плана подготовки и проведения педсовета (вопросы педсовета, план проведения, графики анкетирования и открытых просмотров вывешиваются (минимум) за месяц до проведения педсовета, тема педсовета и литература по заявленной теме – за 2 месяца).
  5. Разработка анкет и проведение анкетирования.
  6. Посещение открытых просмотров педагогического процесса.
  7. Обсуждение, обработка цифрового материала силами малой творческой группы.
  8. Систематизация и подготовка окончательного материала.
  9. Семинарские занятия по теме педсовета.
  10. Проведение творческих мастерских опытными педагогами.
  11. Подготовка вопросов для обсуждения на педсовете.
  12. Подготовка зала и всех необходимых материальных средств.
  13. Включение в работу психологической службы: осуществляет опрос родителей, ведет подготовку к работе в малых творческих группах.
  14. Подготовка проекта решения педсовета.
  15. Анализ работы педсовета.
  16. Итоговый приказ о поощрении педагогов.
  17. Оформление копилки с материалами педсовета.
  18. Формирование дальнейших целей и задач, требующих решения

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх