Что входит?

Данная статья является восьмой публикацией цикла «Мифы ЖКХ», посвященного развенчанию лжетеорий жилищной сферы. Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное. Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен

**************************************************

В настоящей статье рассмотрен миф о незаконности предъявления к оплате собственникам квартир в многоквартирных домах стоимости услуги «содержание жилого помещения».

Содержание

Суть лжетеории

Рассматриваемая в данной статье теория о незаконности предъявления к оплате собственникам помещений многоквартирных домов (МКД) стоимости услуги «содержание жилого помещения» основана исключительно на названии этой услуги. Поскольку указанное название говорит о содержании именно «жилого помещения», при этом ни управляющие организации (УО), ни товарищества собственников жилья (ТСЖ), ни жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) не производят никаких ремонтов, никаких работ непосредственно в принадлежащих собственникам квартирах, делается вывод, что услуга «содержание жилого помещения» на самом деле не оказывается, и, следовательно, требование оплаты за такую услугу незаконно.

Что такое «общее имущество»?

Для понимания сути услуги «содержание жилья» необходимо сначала разъяснить понятие «общее имущество в МКД».

Части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) устанавливают:
«1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
2. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме».

Статья 290 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) подтверждает приведенную норму:
«Статья 290. Общее имущество собственников квартир в многоквартирном доме
1. Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
2. Собственник квартиры не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество жилого дома, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на квартиру».

Важно отметить, что право собственности на общее имущество МКД неразрывно связано с правом собственности на помещение в этом МКД. Это следует и из части 2 статьи 290 ГК РФ, и из статьи 37 ЖК РФ, которая устанавливает:
«1. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
2. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение.
3. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме доля в праве общей собственности на общее имущество в данном доме нового собственника такого помещения равна доле в праве общей собственности на указанное общее имущество предшествующего собственника такого помещения.
4. Собственник помещения в многоквартирном доме не вправе:
1) осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;
2) отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на указанное помещение».

Таким образом, общее имущество (ОИ) в МКД принадлежит собственникам помещений такого МКД на праве общей долевой собственности, при этом доля в праве общей собственности на ОИ в МКД неотделима от права собственности на конкретное помещение в этом МКД. Более подробно вопрос, кто владеет ОИ в МКД, разъяснен в статьях «Кому принадлежит общее имущество?» и «Кто владеет и распоряжается общим имуществом?», входящих в состав цикла «Мифы ЖКХ» и ранее размещенных на сайте АКАТО.

Необходимо отметить, что статья 36 ЖК РФ утверждает состав общего имущества в общем виде, указывая лишь категории имущества, которые относятся к общему имуществу МКД. Дополнительно состав ОИ указан в ПП РФ от 13.08.2006 N491, но и указанное постановление, хотя и несколько подробнее определяет состав общего имущества, но все равно указывает его в общем виде. Более того, пункт 1 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных ПП РФ от 13.08.2006 N491, устанавливает:
«1. Состав общего имущества определяется:
а) собственниками помещений в многоквартирном доме (далее — собственники помещений) — в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества;
б) органами государственной власти — в целях контроля за содержанием общего имущества;
в) органами местного самоуправления — в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации».

Что обязаны содержать собственники помещений МКД?

Часть 1 статьи 158 ЖК РФ устанавливает:
«1. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт».

Как видно из представленной нормы, собственник помещения (независимо от категории такого помещения — жилое или нежилое) обязан самостоятельно содержать принадлежащее ему помещение (и порядок такого содержания не регламентируется), а также участвовать в расходах на содержание ОИ «путем внесения платы за содержание жилого помещения».

Необходимо понимать, что термин «содержание жилого помещения» — лишь принятое жилищным законодательством РФ юридическое понятие, не имеющее отношения к проведению каких-либо работ с индивидуальным имуществом собственников помещений МКД, находящимся внутри этих самых помещений. Например, собственники нежилых помещений точно так же, как и собственники квартир, оплачивают услугу «содержание жилого помещения», хотя собственники именно нежилых помещений к жилым помещениям отношения не имеют.

Статья 154 ЖК РФ, определяющая структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, расшифровывает понятие «плата за содержание жилого помещения». Пункт 2 части 1 указанной статьи (регламентирующей состав платы для нанимателей жилых помещений) и пункт 1 части 2 той же статьи 154 ЖК РФ (регламентирующей состав платы для собственников помещений) устанавливают, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги, в числе прочего, включает в себя:
«плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Исходя из приведенного определения, «содержание жилого помещения» не предусматривает содержание конкретно жилого помещения, а включает в себя строго определенный перечень услуг, в числе которых:
1. услуги, работы по управлению многоквартирным домом;
2. содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
3. коммунальные ресурсы (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия), потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме — ранее называемые «коммунальные услуги на общедомовые нужды» («КУ на ОДН»), с 01.01.2017 включенные в состав «содержания жилья» Федеральным законом от 29.06.2015 N176-ФЗ.

Выводы

«Содержание жилого помещения» включает в себя услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также услуги по управлению многоквартирным домом, а вовсе не некие услуги или работы по содержанию помещений МКД, принадлежащих конкретным собственникам. Поскольку на собственников помещений МКД возложено бремя содержания общего имущества, именно собственники помещений обязаны вносить плату за содержание этого общего имущества, и именно такой платой является плата за «содержание жилого помещения».

Миф об отсутствии обязанности оплачивать «содержание жилого помещения» в связи с отсутствием работ по содержанию непосредственно самого жилого помещения, настоящей публикацией опровергнут.

Нифонтов Д.Ю.

Что такое субсидия на оплату ЖКУ?

Субсидия – это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам.

При каких условиях гражданам предоставляется право на получение субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг?

Субсидия предоставляется гражданину (заявителю) при одновременном условии:

— наличия гражданства Российской Федерации;

— наличия регистрации по месту постоянного жительства в жилом помещении, на оплату которого гражданин обращается за субсидией;

— наличия основания пользования жилым помещением;

— отсутствия задолженности по оплате ЖКУ;

— превышения расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из размера нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг (РСЖКУ), над величиной максимально допустимой доли собственных расходов на оплату ЖКУ (МДД -22%) в совокупном доходе семьи (СД).

А для граждан из числа многодетных семей, семей одиноких матерей, семей, имеющих в своем составе получателей пенсии по случаю потери кормильца, одиноко проживающих пенсионеров, семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, согласно действующему законодательству в Липецкой области, максимально допустимая доля собственных расходов на оплату ЖКУ составляет 10%.

Что такое региональный стандарт стоимости жилищно – коммунальных услуг?

Региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг — это стоимость жилищно-коммунальных услуг, соответствующая среднему уровню благоустройства дома в конкретном муниципальном образовании, и рассчитанная с учетом размера нормативной площади жилого помещения, нормативов потребления коммунальных услуг и действующих тарифов.

Региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг утверждается постановлением Липецкого областного Совета депутатов на 1 календарный год.

Кому в зависимости от основания проживания в жилом помещении предоставляется субсидия на оплату ЖКУ?

Согласно п.3 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» право на субсидии имеют:

а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;

б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;

в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;

г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Субсидии предоставляются гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

Положена ли субсидия гражданину, если он уже пользуется льготой на оплату жилищно-коммунальных услуг?

Право на получение субсидии не зависит от наличия (отсутствия) льготы на оплату жилищно – коммунальных услуг. Однако размер рассчитанной субсидии уменьшается на размер предоставленной льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Если имеется задолженность по квартплате, имеет ли гражданин право на получение субсидии?

Субсидия предоставляется при отсутствии задолженности по оплате ЖКУ, но при этом, действующее законодательство позволяет получить субсидию и гражданам, имеющим задолженность, если заключено соглашение с исполнителями коммунальных услуг о погашении задолженности.

Когда можно оформить субсидию?

Субсидия предоставляется сроком на шесть месяцев.

При предоставлении заявления и необходимого пакета документов с первого по пятнадцатое число текущего месяца субсидия предоставляется с первого числа этого месяца, а при предоставлении необходимых документов с 16-го числа до конца текущего месяца — с первого числа следующего месяца. По истечении периода, на который субсидия предоставлялась, гражданин вправе обратиться за последующим предоставлением субсидии.

На основании каких документов уполномоченным органом принимается решение о предоставлении гражданину субсидии?

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам назначается на основании следующих документов:

  1. Копий документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи;
  2. Копий документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением;
  3. Документов, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства;
  4. Документов, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи (справки о заработной плате, справки об алиментах, пенсии, пособий, стипендии, из центра занятости и др.) за 6 месяцев, предшествующих дате подачи заявления;
  5. Документов, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
  6. Копий документов, подтверждающих право заявителя и членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки, компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
  7. Копий документов, удостоверяющих принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству Российской Федерации и государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена).

Однако, обращаем внимание: для определения перечня документов заявителю необходимо проконсультироваться со специалистами органов социальной защиты населения.

Если гражданин не имеет возможности лично обратиться за предоставлением субсидии, каким образом можно предоставить документы?

Документы, необходимые для предоставления гражданам субсидий, могут направляться в органы социальной защиты населения по почте. При этом копии документов, направляемые по почте, должны быть нотариально заверены. Днем обращения за субсидией считается дата получения документов уполномоченным органом.

Также документы могут быть представлены:

— уполномоченными лицами на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— законными представителями несовершеннолетних детей или недееспособных граждан (родители, усыновители, опекуны, попечители).

Как определяется размер субсидии?

Размер субсидии (РС) определяется по формуле: РС = РСЖКУ х n– ММД х СД, где

РСЖКУ — размер установленного для муниципального образования регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг;

n – количество лиц, входящих в состав семьи заявителя;

ММД – региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи — 22% , либо 10% (для граждан из числа многодетных семей, семей одиноких матерей, семей, имеющих в своем составе получателей пенсии по случаю потери кормильца, одиноко проживающих пенсионеров, семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума);

СД – совокупный доход семьи.

Для граждан, имеющих средний совокупный доход семьи, ниже или равный величине прожиточного минимума, размер субсидии определяется с учетом поправочного коэффициента, равного отношению дохода семьи к величине прожиточного минимума.

Согласно действующему законодательству, рассчитанный размер субсидии не должен превышать фактических затрат граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Как определяется совокупный доход семьи?

Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии.

При исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи:

а) супругом (супругой);

б) родителями или усыновителями несовершеннолетних детей;

в) несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.

При исчислении совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.

22.07.2013 | Рубрика: Прочее

Отношения по поводу предоставления жилищно-коммунальных услуг гражданам регулируются Законом Республики Беларусь от 16.07.2008г. № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (далее – Закон).


Согласно Закону жилищно-коммунальная услуга представляет собой деятельность, направленную на поддержание и (или) восстановление надлежащего санитарного и (или) технического состояния жилых домов, жилых и вспомогательных помещений, придомовой территории, обеспечение их благоустроенности, комфортных и безопасных условий для проживания граждан.

Жилищно-коммунальные услуги подразделяются на основные и дополнительные.

Основные жилищно-коммунальные услуги оказываются в обязательном порядке (т.е. гражданин не вправе отказаться от их предоставления) и обеспечивают необходимую благоустроенность жилых домов, жилых и вспомогательных помещений, придомовой территории применительно к условиям соответствующего населенного пункта, их соответствие санитарным и техническим требованиям.

К основным жилищно-коммунальным услугам относятся техническое обслуживание многоквартирного жилого дома, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), централизованное газоснабжение, электроснабжение, централизованное теплоснабжение, пользование лифтом, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов.

Дополнительные жилищно-коммунальные услуги могут оказываться дополнительно к основным жилищно-коммунальным услугам по договору между исполнителем и потребителем.

В зависимости от особенностей содержания и целевого назначения жилищно-коммунальные услуги подразделяются на следующие виды:

– коммунальные услуги;

– техническое обслуживание (эксплуатация общего имущества жилых домов, уборка и освещение вспомогательных помещений жилых домов, придомовой территории, ремонт покрытий проездов, проходов, уход за зелеными насаждениями);

– текущий и капитальный ремонт;

– услуги по управлению жилым домом или группой жилых домов.

Потребитель жилищно-коммунальных услуг имеет право на:

1) удовлетворение потребностей в основных жилищно-коммунальных услугах в объеме не ниже норм (нормативов) потребления, установленных местными исполнительными и распорядительными органами;

2) отказ от получения дополнительных жилищно-коммунальных услуг;

3) безопасность жилищно-коммунальных услуг, включая запрет на применение в процессе оказания таких услуг изделий (материалов) и технологий, опасных для жизни, здоровья и (или) имущества потребителей, а также окружающей среды. Сокрытие исполнителем фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни, здоровья и (или) имущества потребителей при оказании жилищно-коммунальных услуг, запрещается;

4) своевременное получение от исполнителя необходимой и достоверной информации об исполнителе и оказываемых им жилищно-коммунальных услугах.

Исполнитель обязан довести до сведения потребителя информацию о:

– своем наименовании (имени) и режиме работы;

– месте нахождения, руководителе исполнителя (имя, должность, место нахождения, в том числе номер комнаты (кабинета), номер служебного телефона);

– структурных подразделениях исполнителя (для юридических лиц) и работниках исполнителя (имя, должность (профессия), место нахождения, в том числе номер комнаты (кабинета), номер служебного телефона), ответственных за заключение и исполнение договоров на оказание жилищно-коммунальных услуг (далее – договоров), устранение недостатков услуг;

– границах обслуживаемой территории;

– документах, представляемых для заключения договоров;

– перечне оказываемых жилищно-коммунальных услуг, сроках (периодичности) их оказания;

– тарифах на жилищно-коммунальные услуги, формах и порядке оплаты жилищно-коммунальных услуг;

– нормах (нормативах) потребления жилищно-коммунальных услуг;

– категориях потребителей, имеющих право на льготы при оказании жилищно-коммунальных услуг.

Информация должна доводиться до сведения потребителей путем размещения на вывеске, информационных стендах (табло) или другим способом в доступном для граждан месте по месту нахождения исполнителя.

Работники исполнителя должны иметь нагрудную табличку (бэдж) с указанием на ней наименования (имени) исполнителя, должности (профессии), имени работника.

Исполнитель обязан информировать потребителя о проведении систематических осмотров жилого помещения потребителя, о необходимости выполнения профилактических и ремонтных работ, если их невыполнение может привести к авариям, несчастным случаям, либо причинить вред жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, либо негативно сказаться на качестве оказываемых жилищно-коммунальных услуг.

5) выбор исполнителя жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе.

К таким услугам относятся техническое обслуживание, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов, пользование лифтом, дополнительные жилищно-коммунальные услуги.

Решение о выборе исполнителя жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе, принимается группой потребителей, проживающих в жилом доме (в подъезде, на этаже многоквартирного жилого дома и т.д.), простым большинством голосов и оформляется протоколом собрания потребителей либо опросным листом без проведения собрания;

6) просвещение в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. Исполнитель по требованию потребителя обязан обеспечить ему возможность ознакомления с техническими нормативными правовыми актами и иными актами законодательства, регулирующими оказание жилищно-коммунальных услуг;

7) надлежащее качество жилищно-коммунальных услуг, т.е. качество, соответствующее требованиям законодательства, технических нормативных правовых актов, условиям договора;

8) возмещение убытков, вреда, причиненных исполнителем жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя вследствие неоказания жилищно-коммунальных услуг либо их оказания с недостатками;

9) защиту своих прав (путем обжалования действий исполнителя в вышестоящий орган, обращения в прокуратуру, подачи исков в суд).

Александр Жук, аттестованный юрист, магистр права

Определение понятия «коммунальные услуги» дается в ряде нормативных актов.

Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (утрачивает силу с 1 июля 2016 года) содержало следующее определение:

«коммунальные услуги» — деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, вступившие в силу с 1 сентября 2012 года, содержат следующее определение:

«Коммунальные услуги» — осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений)…»

Согласно п. 35 Приказа Росстата от 23.07.2009 N 147 «Об утверждении Указаний по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя «Объем платных услуг населению», коммунальные услуги включают услуги:

  • холодного и горячего водоснабжения;
  • водоотведения (канализации);
  • электроснабжения;
  • газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах);
  • теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления…»

Содержание видов коммунальных услуг приведено также в п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Исполнитель коммунальных услуг

О том, кто может являться исполнителем коммунальных услуг и с какого момента управляющая компания, ТСЖ, кооператив или РСО становится исполнителем коммунальных услуг (приступает к предоставлению КУ) см. статью «Кто исполнитель коммунальных услуг: ТСЖ, управляющая компания или РСО?»

Разъяснения Пленума Верховного суда о рассмотрении споров по оплате ЖКУ

Некоторые разъяснения о применении норм права в спорах об оплате жилищно-коммунальных услуг см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»

Единой системы тарифов для оплаты за жилье и придомовую теририторию в Украине, как оказалось, не существует. В каждом регионе свои правила и нюансы, более того – для каждого конкретного дома размер тарифа, его структура и перечень услуг могут устанавливаться по-разному!

Почему растет оплата за содержание дома

Буквально месяц назад Национальная комиссия по регулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) неожиданно решила поднять цену на электроэнергию в Украине, которая используется в местах общего пользования многоквартирных домов (освещение коридоров и лестничных площадок, работа лифтов и так далее), пишет Большой Киев

Из-за этого уже в январе 2019 года жители столицы могли получить повышение квартплаты на 15-20%. Однако потом НКРЭКУ пошла на попятную и подорожание отменила, оставив таким образом расценки на обслуживание домов и придомовых территорий на прежнем уровне.

Как выяснилось, в структуре квартплаты тарифы на электроэнергию для мест общего пользования играют далеко не последнюю роль. А что еще входит в оплату за содержание жилья и прилегающей к нему территории?

В Киеве, как оказалось, все зависит от конкретных услуг, которые предоставляют тому или иному дому коммунальные ЖЭКи. Есть общая стоимость их услуг – около 5-6 грн за каждый м2 общей площади квартиры, а дальше – все по-разному. Ведь в одних домах есть лифт (а то и не один), а в других их нет, у кого-то двор с гулькин нос, а у кого-то он огромен да еще плюс спортивная площадка ну и так далее…

Что входит в услуги ЖКХ по содержанию дома и придомовой территории

Конкретные затраты на вывоз мусора, уборку лестничных клеток, содержание лифтов и тому подобные услуги формируются согласно постановлению КМУ № 869 от 1 июня 2011 года. Согласно нему, есть 17 услуг, что входят в благоустройство территории и в оплату за содержание жилья:

  • Полив дворов, клумб и газонов;
  • Уборка и вывоз снега, посыпка проходов и проездов противогололедными смесями;
  • Уборка лестничных клеток;
  • Уборка подвалов, технических этажей и кровли;
  • Вывоз бытовых отходов;
  • Дератизация (уничтожение крыс);
  • Дезинсекция (уничтожение насекомых);
  • Техническое обслуживание лифтов;
  • Техническое обслуживание систем диспетчеризации;
  • Техническое обслуживание внутридомовых систем горячего и холодного водоснабжения, канализации, отопления, водостоков;
  • Ремонт систем водоснабжения, канализации, отопления и так далее внутри дома, а также объектов внешнего благоустройства (спортивных и детских площадок);
  • Обслуживание дымовентиляционных каналов;
  • Техническое обслуживание и ремонт систем электроснабжения, противопожарной автоматики и дымоудаления;
  • Энергоснабжение лифтов;
  • Эксплуатация номерных знаков на домах;
  • Освещение мест общего пользования, подвалов и подкачка воды.
  • Уборка придомовой территории;

За прочие навязываемые обслуживающими компаниями работы можно не платить.

Что должны бесплатно делать в доме, который обслуживает ЖЭК

В Киеве коммунальными ЖЭКами обслуживается около 8,3 тысяч домов и по каждому из них суммы оплаты утверждены отдельным распоряжением КГГА от 6.06.2017 года. Согласно закону, ЖЭК обязан следить за исправностью дома и внутридомовых сетей, он же – тот, кто отвечает за придомовую территорию и порядок на ней.

Существует даже периодичность проведения различных работ по содержанию домов в столице. Каждый день нужно подметать территорию, убирать мусор и площадки перед входом в парадные.

Мойка лестничных клеток – дважды в месяц, а протирка окон, батарей, поручней – ежемесячно. Чистка ливнестоков – еженедельно, уборка снега или листьев, посыпание дорожек песком – по мере надобности.

На ЖЭКе лежит и поддержание в порядке мусоропроводов (а также мусорных контейнеров), их чистка, мойка и дезинфекция при необходимости. Это основные работы, которые входят в оплату за содержание дома.

Бесперебойная работа электрических и инженерных сетей, ремонт домов «до порога квартир» (осмотр домов на необходимость ремонта – дважды в год), ликвидация поломок лифтов и аварий – тоже сфера ответственности ЖЭКов.

Ремонт – для всех, но не для каждого

Сотрудники ЖЭКа обязаны выполнять все указанные выше работы только до порога вашей квартиры. Вне зависимости от того, приватизирована она или нет. Это касается как коммуникаций внутри квартиры, так и ремонтов. За любую работу по замене сантехники или электропроводки, прочистку канализации им придется заплатить.

Исключение – если такие работы будут относиться к процесу ликвидации аварии в доме. Правда, в этом случае безоплатно их выполнять должны не работники ЖЭКа, а аварийные службы соответствующих районов. Кстати, у них тоже есть временные рамки на ликвидацию аварий – например, на прорыв канализации в подвале отведено два с половиной часа.

Что делать, если ЖЭК бездействует

Если какие-либо услуги в реальности не оказываются, можно смело требовать перерасчета квартплаты. Правда, сначала нужно доказать неполучение услуги – составить акт-претензию на некачественные услуги ЖКХ.

Для составления акта-претензии необходимо присутствие представителя ЖЭКа или организации, предоставляющей конкретную услугу. Если его нет, акт должны заверить своими подписями не менее двух свидетелей!

В случае отказа ЖЭКа в перерасчете после предоставления акта, можно подавать жалобу в горуправление ЖКХ или в районную государственную администрацию, предоставив чиновникам копии отказа ЖЭКа.

Еще один вариант – подать иск в суд, тем более что в таких случаях истцы освобождаются от уплаты судебного сбора в несколько сотен гривен.

Ну и последний способ – смена управляющей компании: по новым законам жильцы многоквартирных домов на общем собрании могут принять такое решение. А при преходе на обслуживание к другой компании – выбрать те услуги, которые будут входить в их квартплату.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх