Дать разъяснение

В документации не всегда все понятно и прозрачно. Иногда заказчики ошибаются из-за невнимательности или умышленно скрывают информацию. Закон дает возможность подать запрос на разъяснения, чтобы уточнить или конкретизировать непонятные моменты. Подавать запрос может любой участник любой закупки, даже если он еще не отправил заявку. Но только в двух видах закупок:

  • электронный аукцион,
  • открытый конкурс.

Распространенные поводы для подачи разъяснений:

  1. Ошибки или некорректные данные

    Например, в этой закупке очень много ошибок в характеристиках товара и есть частичное несоответствие ГОСТам (они не действующие, с неправильными наименованиями). На запрос заказчик ответил цитатой из 3 ч. 66 ст. 44-ФЗ в духе «как хотим, так и указываем». Второе разъяснение поставщик подал уже со ссылкой на 44-ФЗ о том, что заказчик должен обосновать невозможность использовать госстандарты. В итоге заказчик ответил, что не будет учитывать при рассмотрении больше половины пунктов и оставил всего 3 пункта из 15.

    Другой пример. Заказчик попросил поставить штукатурную смесь, марка которой должна быть выше М200, а прочность на сжатие менее 12 МПа. Но физически сочетания таких характеристик не существует. После запроса разъяснений выяснилось, что заказчик пропустил частицу НЕ и требовалась смесь с прочностью «НЕ менее 12МПа».

  2. Расплывчатые параметры закупки

    В этой закупке заказчик, описывая размеры кирпича, указал 4 параметра: «более 145 на 118 на 250 на 165». Поставщик уже не успевал подать запрос предложений, а в телефонном разговоре услышал, что «закупка просто не для всех». В таком случае можно жаловаться в ФАС, но поставщик решил отказаться от такой закупки.

  3. Слишком сложный формат документации

    Например, в электронном аукционе на ремонт здания техническое задание занимало 2268 страниц в формате PDF. Максимальный срок для подготовки заявки на аукцион — 15 дней. Прочитать все требования и составить в соответствии с ними заявку очень сложно. В итоге эту закупку отменили, но по жалобе на содержание проекта контракта.

  4. Закупают запрещенные товары или товары, которые входят в нацрежим

    В этой закупке должны быть преференции российским товарам по приказу № 126н, но заказчик указал другой ОКПД2 — 58.29.12.000 (Обеспечение программное сетевое на электронном носителе). Код в этом случае должен быть 26.20: заказчик закупает серверы, а указывает код для ПО на носителе. Поставщик, который мог бы получить преференции, заинтересован подать запрос предложений, чтобы заказчик поменял данные.

Запрос в электронном аукционе

Запрос на разъяснение положений аукционной документации может подать любой участник, зарегистрированный в ЕИС. По одному аукциону можно подавать не больше 3 запросов. Запрос подается не позднее чем за 3 календарных дня до даты окончания подачи заявок.

Участники делают запрос и получают ответ в интерфейсе ЭТП, где проходит процедура. Например, на Сбербанк-АСТ участник подает запрос на разъяснения в личном кабинете. Этот запрос не смогут увидеть другие участники закупки.

Заказчик должен ответить в течение двух календарных дней. Документ с разъяснениями публикуется на ЭТП без указания автора запроса и дублируется в ЕИС. Там его увидят все участники закупки, у которых могут возникнуть те же вопросы по документации.

Если заказчик что-то меняет в документации, то обязан продлить срок приема заявок до 15 или 7 рабочих дней, в зависимости от суммы аукциона.

Запрос в открытом конкурсе

Разъяснение положений документации

Участники открытого конкурса могут трижды отправить заказчику запрос в электронной (через ЭТП) или бумажной форме (письмом, курьером, лично), в зависимости от вида конкурса. Шаблон не регламентирован, но можно использовать форму из документов закупки, если она есть. В запросе необходимо указать пункт документации, по которому нужно уточнение, и собственно вопрос.

Запрос должен поступить к заказчику не позже 5 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок.

В течение 2 рабочих дней с отправки запроса заказчик обязан направить в письменной или электронной форме разъяснения положений конкурсной документации. Ответ так же публикуется в ЕИС, где доступен всем остальным участникам.

Разъяснение итогов конкурса

Любой участник конкурса, который подал заявку, после публикации протокола оценки заявок может отправить заказчику запрос на разъяснения. Заказчик должен ответить на него в течение двух рабочих дней.

Можно ли подать запрос разъяснений в виде скана с печатью и подписью по электронной почте?

Вопрос актуален только для бумажных конкурсов. Есть письмо Минэкономразвития от 6 мая 2014 г. N 10073-ЕЕ/Д28и., в котором сказано: «жалоба, подаваемая посредством факса или в форме электронного документа без использования электронной подписи, не будет соответствовать нормам закона № 44-ФЗ». То есть документ, подписанный квалифицированной подписью, является юридически значимым и заказчик обязан его принять.

На практике все зависит от лояльности заказчика. Если для него важна не формальность, а качество закупаемого товара, он оперативно ответит на запрос, полученный по e-mail. А если хочет отсеять ненужных участников, то поданный «не по правилам» запрос просто проигнорирует.

А что с другими процедурами?

Вопросы могут возникнуть и в других закупках. Вы не можете подать официальный запрос разъяснений, но можете позвонить контактному лицу, указанному в документации. По 44-ФЗ общение с заказчиком до подписания контракта запрещено, но все зависит от конкретного специалиста:

  • Кто-то не захочет разговаривать, услышав ваш вопрос,
  • Кто-то подробно ответит, если заинтересован в том, чтобы закупка состоялась.

Если вы видите грубые нарушения и ограничения конкуренции в запросе котировок, а заказчик не отвечает на вопросы по-доброму, вы имеете право пожаловаться в ФАС. Если вы правы, заказчику вынесут предписание изменить документацию, а срок подачи заявок продлят.

Действия заказчика

Задача добросовестного заказчика — как можно точнее и конкретнее ответить на интересующий вопрос поставщика и разместить ответ в ЕИС в течение 2 дней с момента получения запроса. Вовремя отвечать на запросы в интересах заказчика, ведь поставщик, который неправильно понял условия, может поставить не тот товар, который был нужен, или сэкономить на материалах, если не было указано требование ГОСТа, и т. д.

Кроме того, ч.1.4. ст.7.30 КоАП предусматривает ответственность за неразмещение такой информации или нарушение срока публикации:

  • на должностных лиц — 15 000 рублей,​
  • на юридическое лицо — 30 000 рублей.

Если заказчик не соблюдает правила ответа на запросы разъяснений, это может послужить поводом признать электронный аукцион недействительным по жалобе участников.

Действия поставщика

Есть несколько вариантов поведения участников, которые подали запрос разъяснений

  • Если полученные от заказчика разъяснения вас удовлетворили, можно готовить заявку.
  • Если нет, — подавайте второй и третий запрос, стараясь ссылаться на статьи законов и других нормативных актов, которые подтверждают неправоту заказчика.
  • Если вы исчерпали лимит запросов, условия контракта остались неприемлемы, а заявку вы уже подали, лучшее ее отозвать, чтобы избежать риска не выполнить контракт.
  • Если хотите продолжить бороться за контракт, жалуйтесь в ФАС на содержание документации.

Если заказчик заинтересован в поставке качественного товара или услуги, на ваш запрос ответят корректно. Если нет, скорее всего, он аффилирован с другим поставщиком и есть риск, что к вашей заявке все равно найдут повод придраться.

Интересны ваши истории: подавали ли вы запросы на разъяснения? По какому поводу? Чем все закончилось? Поделитесь:)

В соответствии с Федеральным законом от 6 августа 2001 года N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» с 1 января 2002 года вводится в действие глава 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с этим Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552, утрачивает силу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 было определено требование согласования министерствами и ведомствами особенностей по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). При этом не определялся режим согласования вопросов о порядке организации учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Письмом Министерства финансов РФ от 15.10.2001 г. N 16-00/464 «Об отмене положения о составе затрат» подчеркивается, что организация производственного учета является внутренним делом хозяйствующего субъекта и, одновременно, необходимость разработки соответствующих отраслевых рекомендаций по вопросам кулькулирования и учета затрат на производство продукции (работ, услуг).

В связи с изложенным просим Вас дать разъяснение по вопросу планирования и учета затрат до выхода отраслевых рекомендаций по данному вопросу.

ГАРАНТ:

См. также письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 5 декабря 2002 г. N 04-02-06/1/155

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо от 4.03.02 г. N 116/А-4 и сообщает следующее.

Вопросы разработки и применения отраслевых особенностей учета затрат разъяснены письмом Минфина России от 29.04.02 г. N 16-00-13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)».

Меры по реализации в 2001 — 2005 гг. Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, одобренные Правительством Российской Федерации (письмо от 13.04.2001 N КА-П13-06573), предусматривают наравне с разработкой и утверждением Минфином России соответствующих положений по бухгалтерскому учету (стандартов), определяющих общие для всех хозяйствующих субъектов требования, принципы, правила и способы ведения организациями отдельных активов, обязательств, финансовых и хозяйственных операций, разработку и утверждение отраслевых инструкций по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности, исполнителем которых в первую очередь являются федеральные органы власти, осуществляющие оперативное управление отраслями экономики России.

Включение указанного задания в перечень мер по реализации Программы реформирования отражает обеспокоенность тем, что организациями в ряде случаев не уделяется должного внимания вопросам исчисления себестоимости продукции как объективного показателя, который зависит не от содержания тех или иных нормативных актов, а от состава и размеров учтенных фактических затрат на производство продукции (работ, услуг) исходя из особенностей технологического процесса, структуры производства, местонахождения хозяйствующего субъекта и прочих факторов, влияющих на размер и перечень расходов. Отсутствие полной информации о формировании себестоимости, которая является основой прогнозирования и управления производством, и фактических затратах на производство, являющихся базой для определения продажной цены, объема материально-производственных запасов в целях обеспечения непрерывного процесса производства и т.д., приводит к несвоевременному выявлению непроизводительных расходов, невозможности выработки и реализации мер по их недопущению, определению оптимального объема выпуска продукции и пр. и как результат к снижению эффективности работы хозяйствующего субъекта в целом.

Для целей организации учета фактических затрат на производство продукции (работ, услуг), калькулирования себестоимости выпуска продукции, вида продукции, единицы продукции и решения иных проблем управленческого характера в настоящее время организации руководствуются соответствующими отраслевыми инструкциями, указаниями.

При этом обращается внимание на то, что ранее действующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (с учетом внесенных в него изменений и дополнений) было определено требование согласования министерствами и ведомствами в установленном порядке особенностей по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей исчисления налога на прибыль. При этом не определялся режим согласования вопросов о порядке организации учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Учитывая изложенное, до завершения работы по разработке и утверждению министерствами и ведомствами соответствующих отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета, как и ранее, организациям надлежит руководствоваться действующими в настоящее время отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований, принципов и правил признания в бухгалтерском учете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с уже принятыми во исполнение указанной Программы нормативными документами по бухгалтерскому учету.

Руководитель Департамента

А.И.Иванеев

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх