Дмитрий демешин прокурор

Он будет курировать Северо-Кавказский округ

Москва. 26 июня. INTERFAX.RU — Совет Федерации одобрил кандидатуру Дмитрия Демешина на должность заместителя генерального прокурора России.

Решение принято единогласно, сказала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко на заседании в среду.

По словам председателя комитета Совета Федерации по государственному и конституционному строительству Андрея Клишаса, планируется, что Демешин будет заниматься Северо-Кавказским округом.

22 мая пост одного из заместителей генпрокурора стал вакантным после того, как Совет Федерации освободил Ивана Сыдорука от этой должности в связи с его выходом на пенсию за выслугу лет.

Демешин родился в 1976 году в Ташкенте Узбекской ССР. В органах прокуратуры проходит службу с 1997 года. В различное время занимал должности старшего следователя, помощника, старшего помощника и заместителя прокурора города, Мытищинского городского прокурора прокуратуры Московской области, а также заместителя прокурора Ростовской области и прокурора Калужской области.

С января 2014 года проходил службу в аппарате Генеральной прокуратуры РФ в должностях первого заместителя начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции и заместителя начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства.

В 2017 году был назначен на должность начальника управления по надзору за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса.

Содержание

Конкурсная комиссия для нотариусов — жены первого замгенпрокурора Буксмана, сына начальника ГУВД Пронина, дочери спикера Мосгордумы Платонова и др.

Оригинал этого материала
© «Newsweek», 11.12.2006, Заверительные отношения

Новое правило поведения самых крупных российских чиновников: хочешь хорошо устроить родственника — сделай его нотариусом

Елизавета Маетная

Александр Буксман — первый замгенпрокурора, нотариусом работает жена

Контора нотариуса Ирины Ивановны Буксман находится в одном из самых дорогих районов Москвы, рядом с метро «Киевская». На стенде — лицензия, подпись — Александра Эммануиловича Буксмана — на прошлой неделе была аккуратно прикрыта.
Приказ о том, что его жена победила на конкурсе претендентов на должность нотариуса, Александр Эммануилович подписал, еще когда возглавлял московское управление Росрегистрации и конкурсную комиссию, оценивавшую кандидатов. Теперь он первый заместитель ген-прокурора — и в этом качестве разъясняет, как идет борьба с коррупцией. «Мы столкнулись с массовым неуважением закона», говорил он в интервью «Российской газете» месяц назад.
Сам Буксман получил судебную оценку своей деятельности, а точнее сказать, незаконной бездеятельности, благодаря чему его жена приступила к новым обязанностям — после того как муж пошел на повышение. А комиссия тем временем продолжает отдавать предпочтение претендентам — родственникам чиновников. Последний конкурс в октябре выиграла среди прочих дочь спикера московской думы Ксения Платонова, обойдя соискателей с большим стажем, которые на прошлой неделе снова оспорили решения комиссии в суде. Бороться есть за что. Нотариус — одна из самых доходных профессий в России. «Меньше «десятки” в месяц в Москве никто не зарабатывает, только если ему совсем уж лень работать, — говорит нотариус, просивший не указывать его имя в печати. — Если же контора находится в приличном месте, да еще есть солидная клиентура, то у такого нотариуса и $50 000–60 000 в месяц набегает. А то и больше».
При этом на всю Москву — меньше 700 нотариальных контор. А желающих в них сидеть — тысячи. Статус у нотариуса пожизненный, лишиться должности можно лишь по решению суда или добровольно сложив с себя полномочия. В год в Москве освобождается 15–20 мест. С конца 90-х, чтобы стать нотариусом, нужно не только иметь высшее юридическое образование, пройти стажировку и получить лицензию, но еще и выиграть конкурс, целью которого — по положению — «является отбор на должности нотариусов наиболее подготовленных лиц, имеющих необходимые профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту имущественных и иных прав и законных интересов граждан и юридических лиц».

Владимир Пронин — начальник ГУВД Москвы, нотариусом работает сын

Однако второй год подряд конкурсы заканчиваются скандалами. Первый разразился после того, как в сентябре 2005 г. места нотариусов достались таким претендентам как Александр Пронин (сын начальника ГУВД Москвы Владимира Пронина), Алексей Кузовков (зять главы МЧС Сергея Шойгу), Людмила Радченко (жена зампреда Верховного суда России Владимира Радченко) и Ирина Буксман.
В том, что Буксман-муж признал Буксман-жену победительницей, юрист Инна Ермошкина, участвовавшая в конкурсе, усмотрела нарушение Закона о государственной гражданской службе (ст. 16). «Как следует из буквы закона, если один из супругов подчиняется или подконтролен другому, одного из них даже следует отстранить от должности, чтобы не было конфликта интересов», — объясняет Ермошкина, у которой кроме высшего юридического образования за плечами аспирантура МГЮА со специализацией «нотариат» и 6 лет стажа. Вместе с другой конкурсанткой — подполковником милиции Галиной Кремлевой, отработавшей 25 лет следователем и 8 лет и. о. нотариуса, она обжаловала решение комиссии в суде. Сведения попали в прессу, прокуратура Юго-Западного округа Москвы возбудила уголовное дело (превышение должностных полномочий и вымогательство взятки), а Общественная палата направила в ведомство Буксмана своих проверяющих. «Высококвалифицированные юристы остаются за бортом, а лица, не имеющие ни стажа работы, ни теоретических знаний, с легкостью побеждают в конкурсе», — говорит принимавший участие в проверке председатель профсоюза работников нотариата Москвы, заслуженный юрист Российской Федерации Юрий Вишневский.
Однако выводы Общественной палаты никуда не пошли, а уголовное дело, в котором фигурировали Александр Буксман и другие члены конкурсной комиссии, было закрыто 26 июня за отсутствием состава преступления через три дня после того, как министра юстиции Юрия Чайку (в чьем ведении находилась и Росрегистрация) назначили генеральным прокурором. 7 июля Буксман стал его первым заместителем. Спустя месяц прокуратура Москвы, которую возглавляет Юрий Семин (бывший зам Буксмана, входивший в состав конкурсной комиссии), в третий раз вернула материалы дела на проверку — но уже в отношении меня как автора предыдущих публикаций на эту тему.
Корреспонденту Newsweek удалось с ними ознакомиться — Буксман объяснял следствию, что, ставя баллы конкурсантам, «руководствовался внутренним убеждением, основанным на изученных документах, поданных конкурсантами, и никому никакого предпочтения не делал». За полгода, что длилось разбирательство, насколько нам известно, следователь не допросил ни Ирину Буксман, ни Людмилу Радченко, ни Александра Пронина, ни Алексея Кузовкова.
Newsweek попробовал разобраться, чем же г-жа Буксман оказалась лучше других соискателей на должность нотариуса. Как следует из анкеты, представленной на конкурс, юридическое образование она получила в Свердловске в 1984-м, 9 лет работала в Казахстане помощником прокурора; после переезда в Россию с 1993-го по 1996-й была юрисконсультом в ООО «Гусь-Торф» во Владимирской области; следующие 9 лет — домохозяйка. Затем она решила стать нотариусом. Получается, что «Гусь-Торф» — фактически единственное место работы г-жи Буксман на территории России.
Эта компания существует до сих пор. Но юрисконсульта Ирину Буксман ветераны «Гусь-Торфа» вспомнить не смогли. «К 87-му году нас осталось человек 300, сейчас меньше 40, — говорит Николай Доронин, работавший в середине 90-х техническим директором предприятия. — Естественно, мы все друг друга знаем, но фамилию Буксман я впервые слышу от вас». Галина Петухова, возглавлявшая отдел кадров «Гусь-Торфа» с 1988-го по 1996 г., утверждает, что в те годы у них даже должности юрисконсульта не было: «Юридическими вопросами у нас тогда занимался отдел кадров, но никакой Ирины Ивановны Буксман, уж поверьте, у нас точно не было». Впрочем, сама Ирина Буксман заявила Newsweek, что «комментировать эту чушь» не будет.
Впрочем, мирный исход уголовного дела не помешал Инне Ермошкиной доказать свою правоту. 19 июля, вскоре после назначения Буксмана заместителем Чайки, Люблинский суд Москвы постановил «признать бездействие руководителя Главного управления Федеральной регистрационной службы по Москве, выразившееся в необъявлении конкурса на замещение вакантных должностей нотариусов, незаконным». Объяснить такое «бездействие» несложно: конкурсы, судя по их результатам, объявлялись под конкретных соискателей, и если бы их проводили как положено, могли проскочить и случайные люди.
Как стало известно Newsweek, в этом году у Буксмана были и другие проблемы с правосудием. Люблинский суд дважды накладывал на него штраф за «неисполнение судебного запроса об истребовании подлинников документов».
«К моему клиенту пришел бывший собственник квартиры с иском о выселении, — рассказывает адвокат Дарья Морозова. — Подлинность подписи на договоре могла установить только судебная экспертиза. У сторон на руках были копии, а экспертам нужен был подлинник документа. Полгода судья делала запросы в Росрегистрацию по Москве на имя ее руководителя Буксмана. И только после того как судья его оштрафовала, мы наконец продолжили рассмотрение дела».
Спустя месяц, в феврале 2006 г., уже по другому гражданскому делу Буксман снова предоставил документы в суд только после того, как его оштрафовали.
«Руководствуясь требованиями действующего законодательства, генпрокурор Юрий Чайка должен решить для себя вопрос: может ли его первый зам, действия которого в судебном порядке признаны незаконными, занимать столь высокий пост? Но решить не как друг и сослуживец Буксмана, а как главный законник страны, — говорит почетный адвокат России Александр Островский. — Если же дружба для генпрокурора важнее закона, то тот же самый вопрос должен быть переадресован президенту страны, но уже в отношении обоих чиновников. Иначе нашей стране никогда не отмыться от обвинений в коррупции». Запрос Newsweek генпрокурору Чайке о возможных последствиях этих судебных решений для его первого заместителя на момент сдачи номера в печать оставался без ответа.
Есть, впрочем, еще один способ снизить количество обвинений в коррупции в связи с назначением нотариусов — просто снять ограничения на количество доходных мест. Сейчас региональные власти решают, какое максимальное количество нотариусов нужно их населению. В Москве таких мест меньше 700 — получается по одному на 20 000 человек. Так что нотариусы работают по-стахановски, совершая в среднем по 30 000 нотариальных действий в год. Если в Берлине на одного нотариуса приходится больше 325 нотариальных действий в год, то сразу же объявляется конкурс и рядом открывается новая контора — там считают, что большая нагрузка снижает качество услуг.
Госдума приняла в двух чтениях поправки к закону о нотариате, по которым региональные власти могут устанавливать только минимальное количество нотариальных мест. Однако против этого нововведения выступила Мосгордума. Ее спикер Владимир Платонов написал своему коллеге Борису Грызлову, что «результатом предлагаемых изменений станут полная дезорганизация нотариальной деятельности, нездоровая конкуренция среди нотариусов, утрата госконтроля и надзора в этой сфере». А на прошлой неделе закон был принят в третьем чтении — уже без поправки, которая так беспокоила московских законодателей.

Владимир Платонов — спикер Мосгордумы, нотариусом работает дочь

Сама столичная дума контроль за нотариусами только ужесточает — в этом году она увеличила срок необходимой стажировки с одного года до двух. Однако дочери Платонова — Ксении — этот самый срок, наоборот, сократили до 6 месяцев, для этого хватило ее личного заявления в Московскую городскую нотариальную палату (МГНП). И в конце октября этого года дочь московского спикера выиграла конкурс. Получить объяснение этому решению у руководителя МГНП Виктора Репина Newsweek не удалось.
Тем временем Инна Ермошкина и ее коллега Галина Кремлева, неоднократно претендовавшие на место нотариуса, на прошлой неделе подали в суд, оспаривая результаты и этого конкурса. Им надоело проигрывать один конкурс за другим, в то время как претенденты с более знатными фамилиями получают вожделенное место с первой попытки. Например, сын начальника столичного ГУВД Владимира Пронина Александр лицензию получил в Ставропольском крае в мае 2005 г., а уже в сентябре победил на конкурсе в Москве. С такой же легкостью выиграл конкурс и столичный нотариус Алексей Кузовков, зять главы МЧС Сергея Шойгу: лицензия — в мае, победа — в сентябре.
В контору нотариуса Александра Пронина, которая находится в старинном особняке на Никитском бульваре, по просьбе Newsweek пошли оформить доверенность на машину две молодые женщины. «В комнате сидели две симпатичные девушки. На вопрос: «а кто нотариус?” — светленькая уверенно ответила «я” и представилась: Екатерина Пронина», — рассказывает наш «агент». Нам не удалось выяснить, кем приходится Екатерина Пронина начальнику столичной милиции и его сыну, однако в любом случае она не имеет права представляться нотариусом — по данным Росрегистрации по Москве, нотариуса Екатерины Прониной в столице нет.

Вчера стало известно о том, что Генпрокуратуру покинул начальник главного организационно-инспекторского управления Юрий Синдеев, который считался правой рукой генпрокурора Юрия Чайки. На протяжении пяти лет генерал Синдеев фактически являлся руководителем штаба надзорного ведомства, курировал кадровые вопросы и безопасность. Карьеру 45-летнего генерала, который мог стать одним из заместителей генпрокурора, оборвала скандальная история с коррупцией в Мособлпрокуратуре.

Как рассказали «Ъ» в Генпрокуратуре, Юрий Синдеев еще в августе написал заявление на отпуск и одновременно подал рапорт на имя Юрия Чайки об увольнении из ведомства и органов прокуратуры по его завершении. Отставка по собственному желанию в связи с выслугой лет была принята. 6 сентября генерал «проставился» перед ближайшими коллегами и покинул Генпрокуратуру. В главном надзорном ведомстве страны Юрий Синдеев работал еще с середины 90-х годов. Затем вслед за тогдашним первым заместителем генпрокурора Юрием Чайкой перешел в Минюст, откуда в 2006 году вернулся в Генпрокуратуру, возглавив одну из ключевых структур — главное организационно-инспекторское управление. В нем господин Синдеев курировал кадры, безопасность, информационно-аналитическую работу и даже аппарат самого генпрокурора. Говорят, что, пользуясь особым доверием Юрия Чайки, именно генерал Синдеев готовил его личные доклады, решал многие вопросы и вообще считался серым кардиналом ведомства.

Господин Синдеев мог рассчитывать на то, чтобы в будущем занять пост одного из заместителей Юрия Чайки, однако его дальнейшему карьерному росту помешал скандал, связанный с крышеванием игорных заведений. Напомним, что в рамках этого дела было арестовано несколько подмосковных прокуроров, которые, по версии СКР, за взятки обеспечивали безопасную работу незаконных казино, владельцем которых являлся предприниматель Иван Назаров. Причем ранее всех этих прокуроров проверяла ведомственная комиссия во главе с Юрием Синдеевым, которая вначале нашла с их стороны только незначительные нарушения.

В рамках того же дела в розыск был объявлен первый заместитель прокурора Московской области Александр Игнатенко, а руководитель прокуратуры Подмосковья Александр Мохов был смещен с должности только после того, как СМИ рассказали о его предполагаемых коррупционных связях. Говорят, что оба бывших начальника получили свои назначения благодаря генералу Синдееву. А после того как со следствием начал активно сотрудничать экс-начальник управления Мособлпрокуратуры Дмитрий Урумов, сообщивший, что слышал от находящегося в бегах Александра Игнатенко, что тому поручили привлечь к опеке игорного бизнеса подчиненных прокуроров с самого верха, вопросы у СКР возникли и к начальнику организационно-инспекторского управления Генпрокуратуры. Во всяком случае источники, близкие к следствию, сообщали, что СКР собирается допросить господина Синдеева, проверяя эти показания. Однако, как говорят в Генпрокуратуре, никаких повесток по этому поводу в управление так и не пришло. А после того как был продлен срок полномочий генпрокурора Юрия Чайки, следствие перестало интересоваться и господином Синдеевым. Тем не менее после всех этих скандалов он предпочел сам покинуть Генпрокуратуру, чтобы не давать лишний повод «для наездов» на ведомство и самого генпрокурора. В СКР вчера затруднились прокомментировать отставку господина Синдеева и сообщить, проходит ли он по делу и в каком статусе. Источник в Генпрокуратуре сказал «Ъ», что отставка генерала — серьезная потеря для ведомства и вряд ли занявший его место Андрей Некрасов, ранее возглавлявший главное управление по надзору за следствием Генпрокуратуры, сможет полноценно его заменить.

Отметим, что ранее в СМИ появлялась информация о том, что после отставки господина Синдеева ответные шаги предпримет и СКР, из которого якобы уйдет исполняющий обязанности начальника главного следственного управления по Московской области Андрей Марков, возбудивший первое дело по незаконным казино. Однако, как сообщили в СКР, отгуляв очередной отпуск, господин Марков недавно приступил к исполнению своих служебных обязанностей.

Николай Сергеев

Прокурор Калужской области Дмитрий Демешин оставил яркий след в истории нашего региона. Непримиримый борец за справедливость в начале года получил повышение в генеральную прокуратуру РФ. Перед отъездом мы успели сделать с ним прощальное интервью.

— Дмитрий Викторович, с какими чувствами вы покидаете наш город?

– С чувством сожаления, расставания и надежды на будущее. С легкой грустью, но гордостью за проведенное в нем не зря время.

– Как вы считаете, что вам удалось сделать, что нет?

– Надеюсь, что удалось вернуть нашим жителям веру в справедливость закона, а вот наладить все механизмы взаимодействия общества и власти, к сожалению, не успел. Я понимаю, что не поборю коррупцию в целом. Но думаю, что навести порядок в отдельном регионе – реальная задача.

– Как у нас дела по сравнению с другими регионами?

– Есть много плюсов и минусов в Калуге. Калуга – интересный регион, с интересными людьми. Но люди здесь зажатые. Иногда не способные или не желающие защищать свои права. Еще Ленин говорил: «Законность не может быть калужской, она должна быть всеобщей». Есть особенность тихой ментальности, она звучит так: закон можно чуть-чуть подвинуть, зато все будет тихо и спокойно. Прокуратура следит за единством правового поля страны. Эту цель в конечном счете можно обозначить одним словом – справедливость.

– Вы всерьез верите в справедливость?!

– Да! Очень сильно. Я верю в справедливость в отношении к каждому человеку. И люблю людей. Каждый день работаю над собой. Легко любить свою жену, ребенка, друга. Попробуй спроецируй это на чужих людей, на обвиняемых, на заключенных, на чиновников.

– У вас получается?

– Не всегда. Но я идеалист. Мне хочется видеть хорошее и доброе в каждом человеке. Вот стоит отряд заключенных, они все тебя ненавидят априори, потому что ты «мент». И каждый из них оправдывается, жалуется и считает, что он не виновен. В каждой жалобе мы стараемся увидеть суть и чем мы можем помочь.

– Какая может быть справедливость, когда у нас «закон что дышло».

– У нас с законами масса проблем. Все невозможно расписать в нормах права. Но на уровне субъекта Федерации, района можно максимально закон отрегулировать и конкретизировать. Чтобы завтра можно было спросить, кто за что отвечает. И чтобы система правовых отношений была единой в отношении каждого человека.

И вот тут мы опять возвращаемся к понятию справедливости! Если мы с вами видим, что по справедливости дорога должна быть отремонтирована, то населению малоинтересен закон. Что нам нужно: чтобы нерадивые дорожники были наказаны или чтобы дорога была хорошая? Нам нужна дорога!

– Тогда как и с кем бороться в первую очередь?

– Гораздо легче поймать врача, который продает больничные листы. Мелких коррупционеров. Но какая социальная опасность от учителя, который за 500 рублей поставил хорошую оценку? Конечно, состав преступления тут тоже есть. Гораздо страшнее чиновник, который ворует системно на бюджете. Мы охотимся на крупного зверя.

– На вас, видимо, тоже кто-то охотится.

– Жизнь – сложная штука. Скорее не охота, а шахматная игра. Охотится на меня сложно. Но яму вырыть на пути можно… Чем более заметен человек, тем больше интереса к нему и тем легче его подставить. Но когда человек твердо уверен, что прав, он всегда идет до конца.

– Но одна прокуратура не может изменить ситуацию в целом.

– Нужно развивать в обществе другую мораль. И роль СМИ не менее важна, чем прокуратуры. Сейчас вообще общество развращено. Гей-пропаганда стала нормой! То же самое в отношении коррупции. А вообще-то, взяточники подобны проституткам. За что они получают деньги? Чиновник, продающий свое государство, он гораздо большая проститутка. И надо развивать такое отношение, что взятка – ЭТО НЕПРИЛИЧНО!

– А если люди в благодарность хорошему чиновнику принесли подарок?

– Закон четко прописывает такую ситуацию. Если тебе принесли подарок стоимостью до 3000 рублей, отдай его в музей. И я нормально отношусь к этому. Равно как и внятная политика у нас в области по отношению к банкротам. Если ты банкротишь предприятие, ты не должен нарушать права людей. Но если ты кормишь их вместо зарплаты сказками, не платишь налоги, то ты должен сидеть в тюрьме. Ты можешь делать со своим частным предприятием что угодно, но должен закрыть все социальные обязательства. Как, например, получилось с хозяином калужского мясокомбината, который находится в федеральном розыске, с руководством Кондровской бумажной компании. Все по справедливости.

– Кто, вы считаете, на вас оказал самое большое влияние?

– Сложно сказать. Согласно теории Дарвина, что 70 процентов личности – это генотип человека.

А остальное – фенотип, совокупность внешних воздействий. Жизнь воспитала. Основное, что вложил в меня отец, – каждый человек должен следовать своей судьбе.

– Расскажите, кто ваши родители? Откуда вы родом?

– Родился в Ташкенте. В Узбекской ССР, Союза Советских Социалистических республик. Я там окончил школу. Ташкент – четвертый по величине город в Советском Союзе. Огромное количество разных национальностей: китайцы, корейцы, таджики, узбеки, евреи, русские. Может быть, как раз оттуда мое отношение к людям разных национальностей. Это не толерантность, как сейчас принято говорить. Я действительно не вижу разницы между людьми разных национальностей. Родители мои были ученые. Папа физик-инженер, академик, мама профессор.

Поветкин меня как боксера, можно сказать, своими словами убил. Когда я выхожу на ринг, я считаю, что я самый сильный. И никак иначе. Это настрой на бой.

– Значит, с учебой у вас все было в порядке?

– Отлично! Выигрывал все олимпиады. По физике, математике. Да и вообще хорошо учился.

– Вас в классе любили за это?

– Сложный вопрос. Девчонкам, мне кажется, я не очень нравился. Я был робкий мальчик, совершеннейший «ботаник». Помимо общего образования, дополнительно занимался спортом. Сначала после четвертого класса родители отдали на баскетбол. Я высокий был, худой, и меня начали все колотить. Школа спортивная, мальчишки все натренированные, а тут ходит какой-то дохлый. А я драться не умел. Весь в слезах, соплях: как это, меня обидели… По-тихому взял и через полгода сам переписался на бокс. В 15 лет я стал КМС, потом мастером спорта. Был чемпионом Республики. И еще долго воевал с родителями по этому поводу. Они были против. Хотя юниорский спорт, которым я занимался, вырабатывает великолепную реакцию, развивает отличные физические данные. Но, кстати, самые сильные были не боксеры, а воздушные гимнасты. Великолепная координация, выносливость.

– Как вам последний бой Кличко с Поветкиным?

– Был я на матче. Заходил к Поветкину пожелать ему удачи и болел, конечно, за него. Но вариантов других не было. Его комментарий: «Я сейчас иду на бой с самым сильным боксером планеты, постараюсь сделать все, что смогу». Он меня как боксера, можно сказать, этими словами убил. Когда я выхожу на ринг, я считаю, что я самый сильный! И никак иначе. Это настрой на поражение. Бой так и прошел.

– А вы сами выходите на ринг?

– В этом году сломал ноги, поэтом не могу прыгать. Я альпинист. Летом поломался на леднике, на Эльбрусе. С Кабардинской стороны, на черной трассе. Мой товарищ сорвался в расщелину. Сначала одну ногу рвануло, порвались связки, я перехватываюсь на другую, и вторая нога отломалась, пока я его вытягивал. И на работе на костылях ковылял потом.

– Как же вас оттуда спускали?

– Очень неприятно, не рекомендую пробовать. На ледник на такую высоту вертолеты не летают. И МЧС тащит на корыте по снегу, по камням. Но лежишь себе спокойно, без сознания. Я думал, вообще оторвется нога. Дикая была кровопотеря.

А я добрый человек, я не могу добивать. У меня нет жажды крови. Я, например, не люблю охоту, в отличие от большинства моих коллег. Даже в бытовых конфликтах я стараюсь не показывать силу, а договариваться.

– Откуда такая выдержка?

– Служба в армии, Таджикистан, погранотряд. Тогда разваливалась страна. Родители переехали в Питер. А я поступил в Саратовскую академию права. Родители были категорически против. Они видели меня физиком-математиком. В прикладной науке. Что это за гуманитарные науки? Болтовня. А изобретения останутся на пользу людям.

Во время учебы и сантехником работал, и охранником. Занимался боями без правил, просто чтоб заработать деньги.

– Вы не скрываете этого?!

– А что скрывать. Мои 17-20 лет пришлись на развал страны. Денег у родителей я не брал. Ничего незаконного не совершал. Тогда бои проходили в казино, банальные драки, выставляли в ринг всех подряд спортсменов: каратистов, боксеров. Знаете, бывало страшно. Сидят в казино эти «малиновые пиджаки», пьяные, с оружием. Начинаешь бой. Они в азарте начинают палить направо-налево, кричать «Добей его, добей!» А я добрый человек, я не могу добивать. У меня нет жажды крови. Я, например, не люблю охоту, в отличие от большинства моих коллег. Даже в бытовых конфликтах я стараюсь не показывать силу, а договариваться.

– Кем вы планировали работать после учебы?

– Ничего я не планировал. Учился на юриста. Поскольку был спортсменом, меня пригласили бойцом в группу, которая сейчас называется «СОБР». На каком-то этапе я понял, что из отряда нужно уходить. Мне хотелось все-таки работать по специальности. И по окончании вуза я приехал по распределению к прокурору Московской области. Работал в прокуратурах городов Московской области. Потом стал прокурором Мытищ. Съездил в командировку на Северный Кавказ.

После – прокуратура в Ростове. Я увидел разные практики правоохранительной деятельности. И понял, что прокуратура обладает уникальным набором инструментов для воздействия на общественные процессы.

– Прокуратура во всех странах выполняет одинаковые задачи?

– Нет. Где-то есть функция расследования уголовных дел, где-то нет. Функция гособвинения практически повсеместно. А в осуществлении надзора за всеми федеральными законами Россия впереди планеты всей. И в первую очередь прокуратура выполняет правозащитную функцию. У нас в стране нет настолько эффективного органа, который может защитить права человека, как прокуратура. Начиная от некачественных продуктов в магазинах, обманутых дольщиков, заканчивая коррупцией.

– При этом у прокуратуры негативный шлейф…

– Прокуратура – орган, который возглавляет уголовное преследование нашей страны. Исходя из этого – репутация. Работа в прокуратуре требует и профессионализма, и душевности, и отсутствия максимализма. Каждый сотрудник прокуратуры должен понимать, что он тоже человек и тоже может совершить ошибку. Одна из проблем нашей страны – метод «сам дурак». Когда, например, в связи с утратой доверия выносят обвинение зарвавшемуся чиновнику, начинается: «Да вы посмотрите на себя, сами такие!..» Конечно, сотрудникам прокуратуры нужно быть безупречными с точки зрения морали. В этом смысле право на ошибку я своим подчиненным не даю. И мы в прокуратуре стараемся помочь своим сотрудникам стать идеальными.

– А вам кто помогает?

– Президент и генеральный прокурор. Первое, к чему мы стремимся, – это самоконтроль. Могу, например, признаться: я не люблю пристегиваться в автомобиле. Но я заставляю себя. И даже на заднем сидении всегда пристегиваюсь. Потому что это норма для всех. И если я буду позволять себе эту поблажку, значит, это будут позволять себе и мои подчиненные. Откуда берутся блатные номера, пропуска?..

Люди, обладающие властью, либо обладают высокой степенью самоконтроля, либо, наоборот, начинают ее разнузданно использовать. И если происходит второе, я считаю, что тогда нет морального права спрашивать с других. Моральное право в прокуратуре основополагающее.

Человек – как лошадь на бегах. Чтобы максимально быстро доскакать до финиша, ей надевают шоры, чтобы она не отвлекалась. Жизнь на каждого из нас эти шоры надевает.

– Как вы считаете, за годы работы в прокуратуре вы стали лучше?

– Уже 20 лет я работаю в органах и бесконечно профессионально деформирован. Хотелось бы надеяться, что в лучшую сторону. Но при этом должен констатировать: самоограничения создают определенную картину мира. Человек – как лошадь на бегах. Чтобы максимально быстро доскакать до финиша, ей надевают шоры, чтобы она не отвлекалась. Так вот жизнь на каждого из нас эти шоры надевает.

– Хотите сказать, что вы в чем-то ограниченный человек?

– Безусловно. Обратите внимание, дети все такие яркие, талантливые. Я абсолютно убежден, что в детстве мы все умнее, смелее, лучше, чем становимся потом. С годами мы все черствеем, становимся циничнее. А все беды от равнодушия. И все наши действия проецируются на то, что происходит вокруг нас.

– Вам важно, что о вас думают?

– Мы настолько привязаны к мысли, что нас должны уважать, что становимся зависимыми от общественного мнения. Таким образом, нами возможно манипулировать. Мне не важно, что обо мне думают все. Мне важно мнение тех людей, которые своей жизнью, поступками заслужили право. В силу моей профессии есть масса людей, которые меня ненавидят.

– Вы чувствуете этот негатив?

– Конечно. Читаю все, что в Интернете про меня пишут. И совершенно спокойно отношусь. Я знаю, кто-то за деньги работает, кому-то хвост прищемили… Прокуратура же влияет на массу процессов.

– Рядом с прокурором всегда появляются люди, которым что-то надо. Как удается сохранить себя?

– Во-первых, в моем кругу нет генералов. Мои друзья – это друзья по спорту, по альпинизму. Во-вторых, у меня есть любимая семья – жена, сын. Она работает в одном из крупнейших банков страны руководителем, зарабатывает в разы больше меня. При этом она ездит за мной. Очень важно, когда рядом человек, который понимает, ради чего это все. В-третьих, когда знаешь, чего хочешь в жизни, за что готов бороться и на что никогда не пойдешь, тогда жить гораздо легче. Я не праведник, но стараюсь жить честно.

– Вы не боитесь за себя, за свою жизнь, за жизнь своих близких?

– Моя жена с ребенком дважды ходили под охраной, мы жили раздельно, под измененными фамилиями. Можно жить тихо, сидеть в мягком кресле, не вмешиваясь ни в какие процессы. Но если хочешь жить так, не бери на себя повышенных обязательств.

– Какой вы видите свою старость?

– Наверное, я напишу книгу. Философскую. Каждый день мимо меня проходят десятки историй, человеческих судеб. Сталкиваешься с такими ситуациями! Будет о чем рассказать.

– Дмитрий Викторович, пожалуйста, напоследок дайте свое прокурорское напутствие всем калужанам и коллегам.

– Жить в обществе и быть свободным от него нельзя. Все зло и несправедливость, которые мы творим по незнанию или намеренно, возвращается к нам частично или полностью…

К нам и нашим близким, которые и не осознают, что мы – такие чистые и благонравные – и есть часть того зла и несправедливости, которые творятся в мире. Необходимо быть ответственным за все происходящее вокруг нас, давать окружающим нас людям больше добра, изменять мир добрыми и справедливыми поступками и не мириться с нарушениями закона для установления правового общества в нашей стране.

– Спасибо за встречу. Удачи вам на новом месте.

Текст: Анна Большова
Фото: Дмитрий Мамяс, Иван Шурыгин

Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 2 ноября 2018 года N 723

Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса

В целях совершенствования организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса, с учетом приоритетности данного направления прокурорской деятельности, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам рассматривать нарушения законов в сфере оборонно-промышленного комплекса (далее также — ОПК) как одну из угроз безопасности Российской Федерации.

Важнейшей задачей надзорной деятельности считать обеспечение законности при исполнении законодательства в сфере ОПК, в том числе законодательства о государственном оборонном заказе (далее также — ГОЗ), своевременное предупреждение нарушений законов и преступных проявлений в названной сфере.

Обеспечить системность и последовательность надзорной деятельности, реализовывать комплексный подход, максимально полно оценивать состояние законности в сфере ОПК.

2. Управлению по надзору за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса, Главному управлению по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, управлению по надзору за расследованием особо важных дел, управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, Главному уголовно-судебному управлению, управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе, управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, Главной военной прокуратуре, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам в пределах установленной компетенции:

2.1. Организовать и систематически осуществлять сбор и анализ сведений, характеризующих состояние законности в сфере оборонно-промышленного комплекса.

Принять меры к организации эффективного взаимодействия, обеспечению обмена статистической и другой необходимой информацией с правоохранительными органами и органами государственного контроля (надзора), органами государственной власти субъектов Российской Федерации и общественностью при осуществлении надзора в указанной сфере.

Осуществлять мониторинг публикаций федеральных, региональных средств массовой информации и интернет-ресурсов.

2.2. При выявлении нарушений законодательства в сфере ОПК использовать весь комплекс предусмотренных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» полномочий и мер прокурорского реагирования с целью устранения нарушений закона и привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности. Контролировать фактическое устранение нарушений законов, добиваться исполнения требований прокурора.

2.3. При выявлении в ходе проверок признаков совершения преступлений в сфере ОПК обеспечить надлежащую правовую оценку действиям виновных лиц.

Повысить качество материалов, направляемых в следственный орган или орган дознания в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Обеспечить систематический контроль рассмотрения органами предварительного расследования указанных материалов, для чего вести реестр, в котором отражать принятые процессуальные решения.

2.4. На основе анализа состояния законности при наличии оснований проводить проверки соблюдения норм законов в сфере ОПК федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями, включенными в сводный реестр организаций ОПК, утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, их филиалами и организациями, участвующими в системе кооперации по государственным контрактам на выполнение ГОЗ, государственных программ и федеральных целевых программ в области обороны и безопасности государства, организациями, содержащими и использующими сооружения гражданской обороны, а также ответственными хранителями и организациями, входящими в систему государственного материального резерва.

2.4.1. При проведении проверок уделять особое внимание вопросам исполнения законодательства:

о государственном оборонном заказе;

о закупках товаров, работ, услуг в целях обеспечения обороны Российской Федерации и при реализации федеральных целевых программ (далее — ФЦП) в области обороны и безопасности для обеспечения нужд организаций ОПК;

об акционерных обществах, унитарных предприятиях, в том числе в части законности и обоснованности распоряжения их имуществом, о ценных бумагах в отношении предприятий ОПК;

о несостоятельности (банкротстве) в отношении предприятий ОПК;

о реализации мероприятий федеральных целевых и государственных программ в области обороны и безопасности страны;

об интеллектуальной собственности при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также о распределении, закреплении и об учете прав на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения;

о запрете использования контрафактных изделий, соблюдении требований, предъявляемых к качеству используемых материалов, а также изготавливаемой продукции, оформлению сертификатов и паспортов на комплектующие материалы при исполнении ГОЗ;

об импортозамещении в сфере ОПК;

об определении и изменении начальной цены на продукцию, поставляемую в рамках ГОЗ, выполняемые работы по модернизации ОПК, фактических затрат, связанных с выполнением работ или поставкой такой продукции;

о соблюдении требований и ограничений в отношении организаций, привлекаемых к исполнению ГОЗ и ФЦП в области обороны и безопасности для обеспечения нужд организаций ОПК;

об обязанностях головного исполнителя, исполнителя вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности и открывать отдельные счета для осуществления операций в рамках исполнения ГОЗ;

об обязанностях государственного заказчика, головного исполнителя, исполнителя по контролю за сроками выполнения государственных контрактов в рамках исполнения ГОЗ и ФЦП в области обороны и безопасности для обеспечения нужд организаций ОПК;

о формировании, размещении, хранении, об использовании, о пополнении и освежении запасов государственного материального резерва;

об обеспечении готовности сил и средств гражданской обороны в части вопросов, касающихся ОПК.

2.4.2. При проведении проверок в сфере ОПК учитывать положения организационно-распорядительных и информационно-методических документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации по вопросам надзора в сфере оборонно-промышленного комплекса.

2.4.3. Во взаимодействии с органами Росфинмониторинга, ФНС России, ФАС России, Федерального казначейства, МВД России и ФСБ России устанавливать возможные схемы хищений денежных средств, предназначенных для исполнения ГОЗ и ФЦП, наличие среди контрагентов организаций, не имеющих производственных мощностей для выполнения работ или изготовления продукции, фирм-однодневок и фирм-посредников, аффилированных с заказчиком юридических и физических лиц. В случае выявления в составе кооперации головного исполнителя организаций и предпринимателей, чья деятельность носит формальный характер, с привлечением налоговых органов принимать меры к пресечению их деятельности, вплоть до принудительной ликвидации.

2.4.4. Мерами прокурорского реагирования незамедлительно пресекать факты использования контрафактных комплектующих изделий и материалов при изготовлении продукции для нужд обороноспособности страны, отступления от требований технических условий на продукцию военного и специального назначения и иных документов, в результате которых возможна утрата тактико-технических характеристик создаваемой продукции, в том числе снижение ее качества.

2.4.5. Максимально использовать полномочия по обращению в суды на основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статей 39, 208, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статей 52, 192, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе с исковыми заявлениями о признании недействительными сделок и применении последствий их недействительности, об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения, заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц, а также с исками о возмещении ущерба, причиненного государству, в том числе в порядке статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Повышенное внимание уделять вопросам возмещения ущерба, причиненного государству в результате неправомерных действий должностных лиц предприятий ОПК и организаций, привлеченных к выполнению заданий ГОЗ и ФЦП на условиях подряда (субподряда).

2.4.6. Анализировать практику привлечения к административной ответственности за неисполнение государственного оборонного заказа.

Изучать практику применения статей 201_1 и 285_4 Уголовного кодекса Российской Федерации, координировать деятельность правоохранительных органов в сфере ОПК.

2.4.7. Поручать наиболее опытным и квалифицированным работникам поддержание государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях в сфере ОПК.

Обеспечить своевременное апелляционное и кассационное обжалование незаконных и необоснованных судебных решений по этим делам, а также направление в суд соответствующей инстанции заключений о возобновлении производства по ним в порядке главы 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации при выявлении новых либо вновь открывшихся обстоятельств, влекущих отмену или изменение судебных решений.

2.5. Осуществлять надзор за законностью правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления коммерческих и некоммерческих организаций в сфере ОПК.

Мерами прокурорского реагирования добиваться приведения указанных правовых актов в соответствие с законодательством.

2.6. Обеспечить неукоснительное соблюдение требований законодательства о государственной тайне, а также порядка обращения со служебной информацией ограниченного доступа (ДСП).

3. Управлению по надзору за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса:

3.1. По итогам каждого полугодия анализировать состояние законности и практики прокурорского надзора за исполнением законов в сфере ОПК, определять актуальные проблемы, при необходимости вносить предложения по их разрешению.

3.2. Контролировать в пределах компетенции работу прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратур по осуществлению ими надзора за исполнением законов в сфере ОПК, обеспечивать организационное и методическое руководство такой деятельностью, проверять организацию прокурорского надзора за исполнением законов в указанной области.

3.3. При необходимости в установленном порядке вносить Генеральному прокурору Российской Федерации предложения по совершенствованию надзора за исполнением законов в сфере ОПК.

3.4. Разрабатывать проекты организационно-распорядительных и информационно-аналитических документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в том числе справочного и методического характера, распространять положительный опыт работы прокуратур субъектов Российской Федерации.

3.5. Регулярно обсуждать проблемы правоприменительной практики и межведомственного взаимодействия при осуществлении надзора за исполнением законов в сфере ОПК, в том числе на заседаниях межведомственной рабочей группы.

3.6. Инициировать обсуждение наиболее актуальных вопросов на Координационном совещании руководителей правоохранительных органов Российской Федерации.

3.7. В целях дальнейшего совершенствования законов в сфере ОПК вносить в установленном порядке предложения об изменении и дополнении названного законодательства.

4. Главной военной прокуратуре:

4.1. Контролировать работу военных прокуратур по осуществлению ими надзора за исполнением законов в сфере ОПК, обеспечивать организационное и методическое руководство такой деятельностью, проверять организацию прокурорского надзора за исполнением законов в указанной области.

4.2. Организовать систематическое получение из Минобороны России сведений о действующих государственных контрактах. Незамедлительно информировать управление по надзору за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокурора комплекса «Байконур» о полученных сведениях, свидетельствующих о срыве сроков исполнения ГОЗ.

4.3. Организовать получение в Минобороны России, МЧС России и Росгвардии выписки из реестров государственных контрактов о контрактах (договорах) стоимостью свыше 1 млрд.руб. (ежегодно до 30 апреля и 30 июля).

Вести реестр указанных контрактов и организовать ведение реестров остальных государственных контрактов (контрактов) для нужд Минобороны России нижестоящими военными прокурорами в соответствии с установленной компетенцией.

Предмет, существенные условия, стоимость и иные численные показатели государственных контрактов, включенных в указанные реестры, отражать в информации о результатах надзора за исполнением законов в сфере ОПК.

4.4. Организовать получение сведений о неисполненных государственных контрактах и предпосылках к их неисполнению, о просроченной дебиторской задолженности Минобороны России, МЧС России и Росгвардии (ежеквартально, до 30 числа месяца, следующего за окончанием квартала).

Направлять копии указанных выписок и сведения в управление по надзору за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса для последующего информирования прокуроров субъектов Российской Федерации, информировать военные прокуратуры окружного звена.

5. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, осуществлять надзор за исполнением законов и законностью правовых актов в сфере ОПК, а также за соблюдением законодательства об оперативно-розыскной деятельности, процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия по делам о преступлениях в сфере ОПК.

5.1. Активизировать работу межведомственных рабочих групп в сфере ОПК, эффективно использовать потенциал территориальных органов государственной власти, представители которых включены в состав таких групп, оперативно реализовывать взаимообмен статистической и иной необходимой информацией между членами указанных рабочих групп.

5.2. Обеспечить оперативное взаимодействие при направлении материалов для организации проверки в случае установления признаков правонарушений со стороны организаций — соисполнителей работ по государственным контрактам или поставщиков продукции военного назначения, поднадзорных другим прокуратурам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокуратурам; осуществлять контроль за результатами проверочных мероприятий по каждому материалу.

5.3. При выявлении нарушений в деятельности военных представительств, органов военного управления незамедлительно информировать соответствующего военного прокурора для принятия мер прокурорского реагирования.

5.4. Организовывать проверки в отношении предприятий, включенных в сводный реестр организаций ОПК, утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также хозяйствующих субъектов, привлекаемых для исполнения заданий ГОЗ и мероприятий ФЦП на условиях подряда (организации кооперации), основываясь на принципе комплексности и изучая все вопросы исполнения федерального законодательства (результаты отражать в таблицах согласно приложениям N 3 и 4 к настоящему приказу).

К проведению проверочных мероприятий привлекать органы государственного контроля (надзора).

5.5. Вести реестр государственных заказчиков, головных исполнителей (исполнителей) государственных контрактов в рамках ГОЗ, исполнителей мероприятий ФЦП, а также предприятий межзаводской кооперации, привлекаемых в качестве поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и оборудования в целях исполнения ГОЗ. По предприятиям, включенным в сводный реестр организаций ОПК, не реже одного раза в полугодие с использованием информационных баз и общедоступных источников информации получать сведения об исполнении обязательств по государственным контрактам (контрактам).

5.6. Своевременно организовывать проверки соблюдения законодательства на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов, требующих прокурорского вмешательства.

5.7. При осуществлении надзора в сфере ОПК в первоочередном порядке применять меры, направленные на предупреждение правонарушений.

5.8. При наличии в структуре прокуратур субъектов Российской Федерации, прокуратур ЗАТО и прокуратур по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах организовать их надзорную деятельность с учетом приоритетности надзора за исполнением законов в сфере ОПК.

5.9. Установить постоянный контроль за работой подчиненных прокуратур, оказывать им необходимую методическую и практическую помощь на данном направлении деятельности.

5.10. Для полного и всестороннего анализа состояния законности вести реестры сообщений о преступлениях, совершенных в сфере ОПК, и уголовных дел о преступлениях, совершенных в сфере ОПК, (далее — реестры) по формам, установленным приложениями N 1 и 2 к настоящему приказу.

Соответствующие сведения из реестров представлять в Главное управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генеральной прокуратуры Российской Федерации в приложении к докладным запискам о результатах надзора в порядке, предусмотренном настоящим приказом.

Отдельной докладной запиской с соблюдением правил секретного делопроизводства представлять сведения в части надзора за оперативно-розыскной деятельностью.

6. Военным прокурорам:

оперативно информировать Главную военную прокуратуру и (или) соответствующих прокуроров субъектов Российской Федерации, прокурора комплекса «Байконур» обо всех фактах возможного неисполнения государственных контрактов для принятия мер предупредительного характера в рамках компетенции;

при получении сведений, в том числе от военных представительств, об угрозе неисполнения госконтракта или о нарушениях при исполнении законов в сфере ГОЗ на предприятиях, неподнадзорных военным прокурорам, незамедлительно направлять материалы в соответствующие прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним специализированные прокуратуры для принятия мер в пределах компетенции.

Военным прокурорам окружного звена докладывать о результатах работы по надзору за исполнением законов в сфере ОПК в Главную военную прокуратуру в срок, установленный пунктом 7 настоящего приказа.

7. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированным прокурорам (кроме военных и транспортных прокуратур) по итогам полугодия и года не позднее 20 января и 20 июля предоставлять в управление по надзору за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса докладные записки о состоянии исполнения законов в сфере ОПК и практике прокурорского надзора в этой сфере.

7.1 Одновременно представлять в пределах компетенции информацию в части:

надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и производстве дознания территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, при производстве предварительного следствия следственными органами Следственного комитета Российской Федерации, органами предварительного расследования Министерства внутренних дел Российской Федерации по уголовным делам о преступлениях в сфере ОПК — в Главное управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью;

надзора за исполнением законов при осуществлении территориальными органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере ОПК — в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму;

надзора за уголовно-процессуальной деятельностью следственных органов и исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделениями правоохранительных органов (за исключением органов федеральной службы безопасности) при выявлении преступлений коррупционной направленности и расследовании уголовных дел о таких преступлениях — в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции;

вопросов формирования и анализа судебной практики по уголовным делам — в Главное уголовно-судебное управление;

вопросов формирования и анализа практики правоприменения в гражданском и арбитражном процессе — в управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе.

8. Транспортным прокурорам представлять докладные записки о состоянии исполнения законов в сфере ОПК и практике прокурорского надзора в этой сфере в управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере в срок, установленный пунктом 7 настоящего приказа.

9. Главному управлению по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, управлению по надзору за расследованием особо важных дел, управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, Главному уголовно-судебному управлению, управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе, управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, Главной военной прокуратуре не позднее 10 февраля и 10 августа направлять в управление по надзору за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса информацию о состоянии исполнения законов в сфере ОПК и практике прокурорского надзора в регионах, а также о своей работе в этой сфере.

10. Управлению по надзору за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса совместно с заинтересованными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации разработать и направить в нижестоящие прокуратуры типовую схему полугодовой (годовой) докладной записки, предусмотренной пунктом 7 настоящего приказа, с детализацией разделов, подлежащих отражению.

11. Приказы Генерального прокурора Российской Федерации от 29.09.2011 N 320 «Об организации надзора за исполнением законов в оборонно-промышленном комплексе» и от 18.11.2014 N 637 «О мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса» признать утратившими силу.

12. Приказ опубликовать в журнале «Законность» и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет».

13. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса «Байконур», которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор

Российской Федерации

действительный государственный

советник юстиции

Ю.Я.Чайка

Приложение N 1. Реестр сообщений о преступлениях, совершенных в сфере оборонно-промышленного комплекса

Приложение N 1

к приказу Генерального прокурора

Российской Федерации

от 2 ноября 2018 года N 723

Реестр сообщений о преступлениях, совершенных в сфере оборонно-промышленного комплекса

N п/п

Наименование органа, осуществляющего проверку

Номер КУСП (КРСП)/дата

Основания для проведения проверки (заявление, материалы в порядке п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ и др.)

Краткая фабула

Принятое решение

Меры прокурорского реагирования, результаты рассмотрения

Подпись лица, ответственного за достоверность указанных данных

(наименование должности, Ф.И.О.)

Приложение N 2. Реестр уголовных дел о преступлениях, совершенных в сфере оборонно-промышленного комплекса

Приложение N 2

к приказу Генерального прокурора

Российской Федерации

от 2 ноября 2018 года N 723

Реестр уголовных дел о преступлениях, совершенных в сфере оборонно-промышленного комплекса

N п/п

Наименование органа предварительного расследования

Номер, дата возбуждения уголовного дела

Статья УК РФ.

Краткая фабула.

Ф.И.О. обвиняемого/

подозреваемого

Размер причиненного ущерба (тыс.руб.)

Меры по возмещению ущерба

Принятое решение по делу

Меры прокурорского реагирования, результаты рассмотрения

Подпись лица, ответственного за достоверность указанных данных

(наименование должности, Ф.И.О.)

Приложение N 3. Сведения о количестве проведенных контролирующими и правоохранительными органами проверочных мероприятий в отношении предприятий оборонно-промышленного комплекса

Приложение N 3

к приказу Генерального прокурора

Российской Федерации

от 2 ноября 2018 года N 723

Сведения

о количестве проведенных контролирующими и правоохранительными органами проверочных мероприятий в отношении предприятий оборонно-промышленного комплекса

(наименование субъекта Российской Федерации, комплекс «Байконур»)

Проверочные мероприятия

Основания для проведения проверочных мероприятий

Принятые по результатам проверки меры

Предприятие (организация) ОПК (полное наиме-

нование)

Наиме-

нование органа контроля (надзора), правоохра-

нительного органа

Количество проверок за отчетный период и даты их проведения

Выявлено нарушений в ходе каждой проверки

План работы

Пору-

чение

Инфор-

мация иных органов

Жалобы и обра-

щения

Дело об админ. правона-

рушении в отноше-

нии долж-

ностного лица

Дело об админ. право-

нару-

шении в отн. юр. лица

Уго-

лов-

ное дело

Вы-

дано пред-

писа-

ние

Нап-

рав-

лено заяв-

ление (иск) в суд

Направ-

лена инфор-

мация в органы проку-

ратуры

Направ-

лена инфор-

мация в правоох-

рани-

тельные органы

Подпись лица, ответственного за достоверность указанных данных

(наименование должности, Ф.И.О.)

Приложение N 4. Сведения о количестве проведенных органами прокуратуры проверочных мероприятий в отношении предприятий оборонно-промышленного комплекса

Приложение N 4

к приказу Генерального прокурора

Российской Федерации

от 2 ноября 2018 года N 723

Сведения

о количестве проведенных органами прокуратуры проверочных мероприятий в отношении предприятий оборонно-промышленного комплекса

(наименование субъекта Российской Федерации, комплекс «Байконур»)

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

официальный сайт Генеральной

прокуратуры Российской Федерации

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх