Договор аутстаффинга

ФЗ 116 (закон об аутстаффинге): Федеральный закон N 116-ФЗ от 05.05. 2014 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

5 мая 2014 года N 116-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят

Государственной Думой

22 апреля 2014 года

Одобрен

Советом Федерации

29 апреля 2014 года

Статья 1

Внести в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 18, ст. 565; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1915; 1999, N 29, ст. 3696; N 47, ст. 5613; 2003, N 2, ст. 160, 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 1, ст. 21; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 52, ст. 6443; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4296; N 49, ст. 7039; 2013, N 27, ст. 3454, 3477) следующие изменения:

1) пункт 2 статьи 5 дополнить абзацем следующего содержания:

«создание условий для развития негосударственных организаций, осуществляющих деятельность по содействию в трудоустройстве граждан и (или) подбору работников, включая частные агентства занятости, а также для взаимодействия и сотрудничества таких организаций с органами службы занятости.»;

2) дополнить статьей 18.1 следующего содержания:

«Статья 18.1. Осуществление деятельности по предоставлению труда работников (персонала)

1. Осуществление деятельности по предоставлению труда работников (персонала) — направление временно работодателем (далее также — направляющая сторона) своих работников с их согласия к физическому лицу или юридическому лицу, не являющимся работодателями данных работников (далее также — принимающая сторона), для выполнения данными работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны.

2. Договор о предоставлении труда работников (персонала) является договором, по которому исполнитель направляет временно своих работников с их согласия к заказчику для выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем заказчика, а заказчик обязуется оплатить услуги по предоставлению труда работников (персонала) и использовать труд направленных к нему работников в соответствии с трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами, заключенными этими работниками с исполнителем.

3. Осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) вправе:

1) частные агентства занятости — юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности, проводимую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

2) другие юридические лица, в том числе иностранные юридические лица и их аффилированные лица (за исключением физических лиц), на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законом, в случаях, если работники с их согласия направляются временно к:

юридическому лицу, являющемуся аффилированным лицом по отношению к направляющей стороне;

юридическому лицу, являющемуся акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого акционерного общества;

юридическому лицу, являющемуся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной.

4. Особенности регулирования труда работников, направленных для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала), устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации.

5. Порядок аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) должен включать в себя, в частности, порядок приостановления или отзыва аккредитации, порядок ведения реестра аккредитованных частных агентств занятости.

6. Требованиями аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) являются:

1) наличие уставного капитала в размере не менее 1 миллиона рублей;

2) отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

3) наличие у руководителя частного агентства занятости высшего образования, а также стажа работы в области трудоустройства или содействия занятости населения в Российской Федерации не менее двух лет за последние три года;

4) отсутствие у руководителя частного агентства занятости судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики.

7. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля, организацией и проведением проверок частных агентств занятости, осуществляющих деятельность по предоставлению труда работников (персонала), применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

8. В качестве частных агентств занятости, осуществляющих деятельность по предоставлению труда работников (персонала), не могут выступать субъекты предпринимательства, применяющие специальные налоговые режимы.

9. В случае приостановления или отзыва аккредитации частного агентства занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) частное агентство занятости теряет право заключать с работниками трудовые договоры в целях направления их по договору о предоставлении труда работников (персонала). При этом все права и обязанности данного частного агентства занятости по заключенным ранее таким трудовым договорам сохраняются.

10. Если число работников, привлекаемых по договору о предоставлении труда работников (персонала) для проведения работ, связанных с заведомо временным (до девяти месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг, превышает 10 процентов от среднесписочной численности работников принимающей стороны, решение о заключении с частным агентством занятости договора о предоставлении труда работников (персонала) принимающая сторона принимает с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов.

11. Обязательным условием для включения в договор о предоставлении труда работников (персонала) является условие о соблюдении принимающей стороной установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

12. Направление работников для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала) не допускается в целях:

1) замены участвующих в забастовке работников принимающей стороны;

2) выполнения работ в случае простоя (временной приостановки принимающей стороной работ), осуществления процедуры банкротства принимающей стороны, введения принимающей стороной режима неполного рабочего времени в целях сохранения рабочих мест при угрозе массового увольнения работников принимающей стороны;

3) замены работников принимающей стороны, отказавшихся от выполнения работы в случаях и в порядке, которые установлены трудовым законодательством, в том числе замены работников, временно приостановивших работу в связи с задержкой выплаты им заработной платы на срок более 15 дней.

13. Наряду со случаями, предусмотренными пунктом 12 настоящей статьи, направление работников частными агентствами занятости для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала) не допускается также в целях:

1) выполнения на объектах, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к опасным производственным объектам I и II классов опасности, отдельных видов работ, перечни которых утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) выполнения работ на рабочих местах, условия труда на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени либо опасным условиям труда;

3) замещения отдельных должностей в соответствии со штатным расписанием принимающей стороны, если наличие работников, замещающих соответствующие должности, является условием получения принимающей стороной лицензии или иного специального разрешения на осуществление определенного вида деятельности, условием членства в саморегулируемой организации или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ;

4) выполнения работниками работ в качестве членов экипажей морских судов и судов смешанного (река — море) плавания.

14. Федеральными законами могут быть установлены дополнительные ограничения на направление работников для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала).».

Статья 2

Статью 22 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803; 2003, N 17, ст. 1554; 2004, N 49, ст. 4851; 2011, N 45, ст. 6330; 2013, N 52, ст. 6986) дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:

«2.1. Страхователи, направляющие временно своих работников по договору о предоставлении труда работников (персонала) в случаях и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», другими федеральными законами, для работы у другого юридического лица или индивидуального предпринимателя (далее — принимающая сторона), уплачивают страховые взносы с заработка направленных временно работников исходя из страхового тарифа, определяемого в соответствии с основным видом экономической деятельности принимающей стороны, а также из надбавок и скидок к страховому тарифу, устанавливаемых с учетом результатов специальной оценки условий труда на рабочих местах, на которых фактически работают направленные временно работники. Принимающая сторона представляет страхователю сведения о своем основном виде экономической деятельности, результатах специальной оценки условий труда на рабочих местах и иные сведения, необходимые для определения страхового тарифа и установления надбавок и скидок к страховому тарифу.».

Статья 3

Подпункт 16 пункта 6 статьи 105.5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2011, N 30, ст. 4575) изложить в следующей редакции:

«16) предоставление труда работников (персонала);».

Статья 4

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 1, ст. 18; N 33, ст. 3413; N 53, ст. 5023; 2002, N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3021; 2003, N 1, ст. 6; N 28, ст. 2886; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 1, ст. 30; N 24, ст. 2312; N 30, ст. 3112, 3130; 2006, N 31, ст. 3436; 2007, N 1, ст. 31; N 23, ст. 2691; 2008, N 27, ст. 3126; N 30, ст. 3611, 3614; 2009, N 1, ст. 21; N 29, ст. 3598, 3641; 2010, N 19, ст. 2291; N 31, ст. 4198; N 32, ст. 4298; N 48, ст. 6247, 6251; 2011, N 1, ст. 7; N 24, ст. 3357; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4583, 4593; N 48, ст. 6731; 2012, N 26, ст. 3447; N 27, ст. 3588; 2013, N 23, ст. 2866; N 30, ст. 4031, 4048, 4081; N 40, ст. 5038; N 44, ст. 5640; 2014, N 14, ст. 1544) следующие изменения:

1) абзац шестой подпункта 4 пункта 1 статьи 148 изложить в следующей редакции:

«предоставление труда работников (персонала) в случае, если работники работают в месте деятельности покупателя услуг;»;

2) подпункт 19 пункта 1 статьи 264 изложить в следующей редакции:

«19) расходы на услуги по предоставлению труда работников (персонала) сторонними организациями для участия в производственной деятельности, в том числе в управлении производством, выполнении иных функций, связанных с производством и (или) реализацией продукции (работ, услуг);»;

3) пункт 7 статьи 306 изложить в следующей редакции:

«7. Факт направления иностранной организацией своих работников для работы на территории Российской Федерации или иной территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, в другой организации по договору о предоставлении труда работников (персонала) при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как факт, приводящий к образованию постоянного представительства иностранной организации, направившей своих работников, если такие работники действуют исключительно от имени и в интересах организации, в которую они были направлены.»;

4) пункт 3 статьи 346.12 дополнить подпунктом 21 следующего содержания:

«21) частные агентства занятости, осуществляющие деятельность по предоставлению труда работников (персонала).».

Статья 5

Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 9, ст. 812; N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 30, ст. 3739; N 46, ст. 5419; 2010, N 52, ст. 7002; 2011, N 1, ст. 49; N 25, ст. 3539; N 45, ст. 6335; N 49, ст. 7031; 2012, N 10, ст. 1164; N 14, ст. 1553; N 31, ст. 4325; N 47, ст. 6399; N 50, ст. 6954, 6959; N 53, ст. 7605; 2013, N 14, ст. 1666, 1668; N 19, ст. 2329; N 23, ст. 2866, 2883; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6986; 2014, N 14, ст. 1542, 1547, 1548) следующие изменения:

1) часть первую статьи 15 после слов «поручаемой работнику работы)» дополнить словами «в интересах, под управлением и контролем работодателя»;

2) часть первую статьи 56 после слов «трудовую функцию» дополнить словами «в интересах, под управлением и контролем работодателя»;

3) дополнить статьей 56.1 следующего содержания:

«Статья 56.1. Запрещение заемного труда

Заемный труд запрещен.

Заемный труд — труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника.

Особенности регулирования труда работников, направленных временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала), устанавливаются главой 53.1 настоящего Кодекса.»;

4) дополнить главой 53.1 следующего содержания:

«Глава 53.1. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ,

НАПРАВЛЯЕМЫХ ВРЕМЕННО РАБОТОДАТЕЛЕМ К ДРУГИМ ФИЗИЧЕСКИМ

ЛИЦАМ ИЛИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ ПО ДОГОВОРУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ

ТРУДА РАБОТНИКОВ (ПЕРСОНАЛА)

Статья 341.1. Общие положения

Частное агентство занятости или другое юридическое лицо, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения в Российской Федерации вправе осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала), в целях осуществления такой деятельности имеют право в случаях, на условиях и в порядке, которые установлены настоящей главой, направлять временно своих работников с их согласия к физическому лицу или юридическому лицу, не являющимся работодателями данных работников (далее также — принимающая сторона), для выполнения работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем указанных физического лица или юридического лица.

Условия оплаты труда по трудовому договору с работником, направляемым для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала), должны быть не хуже, чем условия оплаты труда работников принимающей стороны, выполняющих такие же трудовые функции и имеющих такую же квалификацию.

Компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник направляется на работу в соответствующих условиях, устанавливаются на основании информации о характеристике условий труда на рабочем месте, предоставляемой принимающей стороной.

Статья 341.2. Особенности регулирования труда работников, направляемых временно частным агентством занятости к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)

Трудовой договор, заключаемый частным агентством занятости с работником, направляемым временно для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала), должен включать в себя условие о выполнении работником по распоряжению работодателя определенной трудовым договором трудовой функции в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателями по этому трудовому договору.

Частное агентство занятости имеет право заключать с работником трудовой договор, содержащий условие, указанное в части первой настоящей статьи, в случаях направления его временно для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала) к:

физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, в целях личного обслуживания, оказания помощи по ведению домашнего хозяйства;

индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу для временного исполнения обязанностей отсутствующих работников, за которыми в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами сохраняется место работы;

индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу для проведения работ, связанных с заведомо временным (до девяти месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг.

В целях временного трудоустройства ищущих временную работу отдельных категорий лиц (лиц, обучающихся по очной форме обучения; одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) частное агентство занятости имеет право заключать с этими лицами трудовые договоры, содержащие условие, указанное в части первой настоящей статьи, как в случаях, предусмотренных частью второй настоящей статьи, так и в иных случаях, в которых в соответствии с настоящим Кодексом или другими федеральными законами с работниками заключаются либо могут заключаться срочные трудовые договоры.

При направлении работника для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала) трудовые отношения между этим работником и частным агентством занятости не прекращаются, а трудовые отношения между этим работником и принимающей стороной не возникают.

При направлении работника для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала) частное агентство занятости и работник заключают дополнительное соглашение к трудовому договору с указанием сведений о принимающей стороне, включающих наименование принимающей стороны (фамилию, имя, отчество принимающей стороны — физического лица), сведения о документах, удостоверяющих личность принимающей стороны — физического лица, идентификационный номер налогоплательщика принимающей стороны (за исключением принимающей стороны — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем), а также сведений о месте и дате заключения, номере и сроке действия договора о предоставлении труда работников (персонала).

Если в период действия трудового договора частное агентство занятости направляет работника для работы у другой принимающей стороны по другому договору о предоставлении труда работников (персонала), частное агентство занятости и работник заключают новое дополнительное соглашение к трудовому договору с указанием сведений о принимающей стороне, предусмотренных частью пятой настоящей статьи.

Дополнительные соглашения к трудовому договору, указанные в частях пятой и шестой настоящей статьи, являются неотъемлемой частью трудового договора, заключаются в письменной форме, составляются в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр дополнительного соглашения передается работнику, другой экземпляр хранится у работодателя. Получение работником экземпляра дополнительного соглашения должно подтверждаться подписью работника на экземпляре дополнительного соглашения, хранящемся у работодателя.

В случаях, если это предусмотрено договором о предоставлении труда работников (персонала), в дополнительных соглашениях к трудовому договору, указанных в частях пятой и шестой настоящей статьи, могут предусматриваться условия:

о праве принимающей стороны требовать от направленного работника исполнения им трудовых обязанностей, бережного отношения к имуществу принимающей стороны (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у принимающей стороны, если принимающая сторона несет ответственность за сохранность этого имущества) и к имуществу работников принимающей стороны, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка принимающей стороны;

об обязанности принимающей стороны обеспечивать направленного работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей;

об обязанности принимающей стороны обеспечивать бытовые нужды направленного работника, связанные с исполнением им трудовых обязанностей;

об обязанности принимающей стороны отстранять от работы или не допускать к работе направленного работника в случаях, указанных в части первой статьи 76 настоящего Кодекса. При этом о случаях отстранения от работы или недопущения к работе направленного работника принимающая сторона обязана известить работодателя незамедлительно.

Частное агентство занятости обязано вносить сведения о работе по договору о предоставлении труда работников (персонала) у принимающей стороны в трудовую книжку работника.

Частное агентство занятости обязано осуществлять контроль за соответствием фактического использования принимающей стороной труда направленных работников трудовым функциям, определенным трудовыми договорами этих работников, а также за соблюдением принимающей стороной норм трудового права. Принимающая сторона не вправе препятствовать частному агентству занятости в осуществлении указанного контроля.

Статья 341.3. Особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем, не являющимся частным агентством занятости, к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)

Особенности регулирования труда работников, направляемых временно к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала), работодателем, не являющимся частным агентством занятости, устанавливаются федеральным законом.

Статья 341.4. Расследование несчастного случая, происшедшего с работником, направленным временно для работы по договору о предоставлении труда работников (персонала) и участвовавшим в производственной деятельности принимающей стороны

Несчастный случай, происшедший с работником, направленным временно для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала) и участвовавшим в производственной деятельности принимающей стороны, расследуется комиссией, образованной принимающей стороной. В состав комиссии входит представитель работодателя, направившего этого работника. Неприбытие или несвоевременное прибытие указанного представителя не является основанием для изменения сроков расследования (часть пятая статьи 229 настоящего Кодекса).

Статья 341.5. Субсидиарная ответственность по обязательствам работодателя, вытекающим из трудовых отношений с работниками, направленными временно для работы по договору о предоставлении труда работников (персонала)

По обязательствам работодателя, вытекающим из трудовых отношений с работниками, направленными временно для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала), в том числе по обязательствам по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику, по уплате денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, субсидиарную ответственность несет принимающая сторона.».

Статья 6

Особенности въезда в Российскую Федерацию, пребывания на территории Российской Федерации, осуществления миграционного учета и трудовой деятельности иностранных граждан, направляемых временно работодателем с их согласия к физическому лицу или юридическому лицу, не являющимся работодателями данных работников, по договору о предоставлении труда работников (персонала) в случаях и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), другими федеральными законами, устанавливаются Федеральным законом от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Общие сведения ↑

Не стоит путать работу по договору аутстаффинга с фрилансерством, ведь здесь имеет место официальное трудоустройство, без какого-либо нарушения законодательства Российской Федерации.

Что же это такое, когда может использоваться и какие особенности составления договоров по передаче работников руководителям предприятий стоит помнить?

Что это такое?

Аутстаффингом называют меры, что направляются на использование работников за пределами штата.

Основное отличие от аутсорсинга – наличие краткосрочных отношение и найма сотрудников, что должны выполнить определенные задачи, тогда как при аутсорсинге отношения являются долгосрочными, а главное требование к работнику – наличие высокой квалификации.

То есть, аутстаффинг – возможность руководства фирм использовать рабочую силу иной организации.

Предприятие, которое выступает заказчиком, не имеет правовых отношений с сотрудниками компании, что предоставила услугу.

Наемный персонал обязан выполнять работы, которые прописаны в соответствующих договорах.

Когда, куда и в каком количестве предоставляются работники, прописывается заказчиком в соглашении. При аутстаффинге работники продолжают числиться в штате одной компании, а работают в другой.

Какова роль документа?

Цель аутстаффинга – оптимизировать деятельность организации и снизить издержки.

Преимущества:

  1. Снижается объем работы кадрового отдела.
  2. Уменьшаются расходы на зарплату и иные выплаты.
  3. Повышается гибкость управления работниками.
  4. Делится ответственность между исполнителем и заказчиком.
  5. Имеет место высокая результативность производственного процесса.
  6. Снижаются риски.
  7. Возможна налоговая оптимизация.

При заключении договора такого плана можно уменьшить количество работников в штате. Иногда переводится весь персонал на положение «вне штата». Исключение составляют работники административного управленческого отдела.

Так нет необходимости в кадровом отделе. Появляется возможность работать в качестве малого предприятия и использовать налоговые льготы.

Действующие нормативы

Услуга по предоставлению работников описывается в ст. 264 Налогового кодекса России. Стоит также опираться и на положения ст. 252 НК.

Договора такого плана считаются гражданско-правовыми сделками согласно п. 1 ст. 8 ГК.

О соответствии аутстаффинга Гражданскому и Трудовому кодексам говорится в Постановлении ФАС от 12 апреля 2004 А56-20964/03.

С начала 2019 года вступил в силу закон № 116-ФЗ от 5 мая 2019, которым регулируется данная отрасль правоотношений.

Что нужно знать при составлении договора аутстаффинга персонала? ↑

Чтобы подобрать штат, стоит провести определенные мероприятия по поиску кандидатов, оценить их. Не всегда компаниям удается найти достойных работников в короткие сроки.

Именно в таких случаях актуальна аренда сотрудников. Процедура подбора работников для составления долгосрочного контракта будет такой:

  1. Составляется описание позиции с учетом личных качеств и квалификационных требований.
  2. Разрабатывается рекламная кампания по привлечению кандидатов.
  3. Составляется план рассмотрения кандидатов.
  4. Обрабатываются резюме.
  5. Принимается решение.

При заключении договора аутстаффинга проведение таких мероприятий не осуществляется. Вам предложат работников необходимой квалификации.

Законно ли это — аутстаффинг иностранных граждан смотрите в статье: аутстаффинг иностранного персонала.

Запрещен ли аутстаффинг с 2019 года, .

Причем ответственность за качество работы несет компания, что предоставляет персонал. Если вы останетесь недовольны результатами работ, сотрудников будет заменено в установленные сроки.

Необходимость в подписании соглашений предоставления работников может понадобиться при:

Увеличении объемов работы В связи с сезонными и предпраздничными выпусками товара
Отсутствии на рабочем месте постоянного работника Он ушел в отпуск или взял больничный
Реализации нового проекта Для которого нужны работники разного профиля

Фирма-аутстаффер обязан:

  • полностью обеспечить работника;
  • выдать ему необходимые документы;
  • выдать зарплатные карты;
  • перевести оплату труда;
  • решать текущие вопросы с персоналом;
  • подавать налоговые отчеты по работнику в уполномоченный орган.

Допускается оформление страховки, замена работника на период болезни, обучение, выдача униформы. Часто предоставляются на основании такого договора грузчики, электрики, водители.

При выполнении условий договора о предоставлении услуг должны составляться акты о течении работ, где отражаются объемы выполненных действий, отработанный период.

Заказчики и наемные работники не имеют документальной связи и не обязаны составлять какие-либо юридические документы. Правовые отношения сотрудники имеют с компанией, которая предоставила услугу аутстаффинга.

Особенность трудового контракта при аутстаффинге – его нужно составлять каждый раз, когда компания нашла человеку работу.

Когда выполнены все формальности, работники приступают к работе в соответствии с условиями договора. Подрядчиком ведется делопроизводство, осуществляется расчет заработка.

Обязательства заказчика:

Обеспечивать принятых сотрудников работой В соответствии с заявленными квалификациями
Проинструктировать наемных работников
Обеспечить персонал необходимыми инструментами и материалами, документацией или иными средствами Что могут понадобиться при выполнении работ
Своевременно оплачивать услуги аутстаффинга Дополнительную медстраховку
При хищении имущественных объектов Самостоятельно предоставить заявление в уполномоченный орган
Ежемесячно подавать сведения об отработанном времени Контролировать использования такого времени наемными работниками

Права заказчика:

Требовать заменить работников Что не справился с поставленной задачей, нарушил дисциплину
Представить ходатайство о поощрении определенного работника

Обязательства и права исполнителей:

  1. Подобрать персонал в соответствии с требованиями.
  2. Своевременно платить зарплату сотрудникам.
  3. Начислять и уплачивать налоги со средств, выданных работникам.
  4. В течение 3 дней заменить работника, если заказчик представил такое требование.
  5. Вести кадровый учет сотрудников, правильно оформлять документы.
  6. Контролировать выполнение условий договора работниками.

Если заказчиком не внесено оплату за услуги, исполнитель имеет право отозвать персонал. Но обязательство оплаты по соглашению с заказчика не снимается.

Зачастую договора составляются на год. Если сторонами не заявлено требование о расторжении договора, он пролонгируется на следующий период.

При возникновении спорной ситуации стороны должны соблюсти законодательные положения. Соблюдается конфиденциальность.

Если заказчик составляет договор аутстафиинга для аутсорсинга. Такие действия не будут противоречить нормам законодательства. Но стоит оформить дополнительный договор на аутсорсинг.

Структура документа

Все операции в рамках предоставления услуг аутстаффинга реализуются в пределах договоров о предоставлении услуг.

В таком соглашении указывается:

  • ФИО сотрудника;
  • срок, в который должны быть выполнены работы;
  • список необходимых работ с описанием обязательств (работник не обязан выполнять те работы, которые не указаны в договорах);
  • особенности оплаты труда (наличными, безналичными; периодичность выплат).

Аутстаффер предоставляет сведения о квалификации и специальностях своих работников. Особенности деятельности будут зависеть от условий, отраженных в договоре.

В нем определяют основные моменты, которыми определяют сущность аутстаффинга. Работники обязуются выполнять все правила внутреннего распорядка заказчиков, организации деятельности, охраны труда.

Если какие-либо требования не соответствуют условиям исполнителя, применяют акт, что действителен на его территории.

Исполнитель не создает постоянные рабочие места на территории заказчиков, но если есть необходимость, могут вноситься в соглашение пункты, что определят материальный вид ответственности.

Дополнительно составляется соглашение на предоставление материальных ценностей.

Заявка на предоставление персонала к соглашению

Требования, которые предъявляются к сотрудникам, должны оформляться сторонами соглашения в заявке на предоставление персонал к договорам аутстаффинга.

Форма такого документа утверждается заказчиком и исполнителем. Это обязательное приложение к договору.
В соглашении должен прописываться срок, в который исполнителем по заявке предоставляется персонал.

Если исполнитель не имеет замечаний относительно положений заявки, она считается одобренной. Особенности составления заявки:

  1. Документ формируют произвольно, так как законодательством не утверждено определенную форму.
  2. Прописывают такие сведения:
  • номер и дату, когда соглашение аутстаффинга было подписано;
  • название каждой стороны;
  • структурные подразделения, которые нуждаются в сотрудниках (отражают название и место работы);
  • должность, профессию, специальность;
  • количество работников;
  • требования к сотрудникам (образование, разряд, наличие лицензии, категории, стажа);
  • период, на который необходимы сотрудники;
  • примечания (говорится о навыках и умениях, наличии квалификации по дипломам, рекомендаций).

А также — ставится подпись заказчика и фирмы, что предоставляет персонал. Заявка подается на протяжении 10 дней после того, как подписано договор.

Протокол подбора персонала

О материальном вознаграждении прописывается в Протоколе, что согласовывается сторонами. Такой документ является приложением к соглашению. Это неотъемлемая его часть.

На базе таких сведений будет формироваться налоговая отчетность. Факультативным двусторонним документом является и Протокол о внесении корректив в Заявку на подбор работников.

Заполненный образец

Приведем пример типового договора на предоставление персонала:

Возможные риски

При составлении соглашения аутстаффинга может возникнуть ряд рисков. Некоторые из них имеют связь с налоговой системой. Законодательством не установлено четкого определения договора о привлечении персонала.

Но есть ст. 421 ГК России (п. 2), где говорится о возможности составления договора. Заказчик не имеет правовых или трудовых отношений с предоставленными работниками.

Он не производит перечислений персоналу, не выступает также в роли налогового агента по НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК). Но такие правила не прописаны в законопроектах.

Соглашением устанавливаются сроки предоставления работников, которые остаются в штате исполнителя.

Но налоговыми ведомствами уделяется внимание тому, что компанией-заказчиком может быть уменьшена налоговая база по прибыли.

Причина таких уменьшений – затраты на аутстаффинг сотрудников. Могут признаваться все расходы, которые имеет налогоплательщик, если они имеют документальное подтверждение.

По этой причине на предоставление работников могут признаваться только при наличии экономического документального обоснования.

Налоговые органы имеют сомнения по поводу того, достоверно ли подтверждение прибыли от услуг аутстаффинга. Недоверие вызвано тем, что обоснования могут уменьшаться по договоренностям контрагентом.

В отдельных случаях сделки оказываются фиктивными или формальными. Это зависит от исполнителей и заказчиков. Зачастую, у них один учредительский состав, руководство и юридический адрес.

Настораживает и такой факт, как составление договора с одним предприятием-заказчиком. Иных заказчиков или нет, иле же они не имеют договорного подтверждения сотрудничества.

Чтобы решение было найдено, стоит этот вопрос рассмотреть в законопроекте. Может вызвать сомнения и составление соглашения с предприятием-заказчиком, которое недавно создано и предоставляется более 100 сотрудников.

Это дает право использовать УСН. И, как результат, компания может не платить ряд налогов. Такие ситуации вызывают интерес налогового органа.

Если отсутствуют экономические обоснования договора аутстаффинга, заказчик должен подготовить экономическую базу, которая убедит в том, что привлечение работников – рентабельное решение.

В том случае, когда аутстаффинг не приносит дохода, налоговая структура не признает расходы на привлечение работников оправданными.

Договора предоставления персонала дают возможность фальсифицировать прибыль от привлечения работников иной фирмы. Есть финансовые риски.

Гострудинспекцией может утверждать, что компания имеет трудовые отношения с работником, привлеченным к выполнению работ. Тогда предприятие заплатит штраф в размере 30-50 тыс. рублей за нарушение условий трудового законодательства.

Налоговая структура предложит перечислить НДФЛ и страховые взносы с заработка привлеченных работников.

Возникающие вопросы ↑

Есть некоторые вопросы, которые не дают покоя многим пользователям интернета. Рассмотрим, что чаще всего интересует руководителей предприятий и работников, которые работают в другой фирме по договору аутстаффинга.

Каким договором его можно заменить?

Хотя с 2019 года и запрещено использование заемного труда, компании могут и далее пользоваться схемой аренды работников. Но нужно будет отказаться от услуг аутстаффинга. Происходит замена на аутсорсинг.

Те схемы налогов, что применяются, основываются на привлечении работников фирмы на УСН. Такой персонал используется как штатный.

Компания так экономит, ведь уменьшается налогооблагаемая прибыль по ставке 20%. Увеличивается прибыль исполнителей, с которых взимают только 6% единого налога.

Запрет не налагается на взаимоотношения, при которых работники не предоставляются для оказания услуг, а ими самостоятельно исполняется ряд функций, что нужны организаторам схем в соответствии с гражданско-правовыми соглашениями.

Это и есть аутсорсинг, когда функции передаются частично. То есть, предмет договора не передача работников, а предоставление услуг (при ведении бухгалтерского учета, кадровых документов, при консультировании в коммерческой отрасли).

Представим схему, когда аутстаффинг заменяют на аутсорсинг фиктивно. Не правильно заключать договор подряда вместо соглашения аутстаффинга.

Ведь предмет договора по предоставлению работников не конкретные результаты, что должны приниматься заказчиками.

Не заключают в таких случаях и договора аренды, так как человек не вещь и не становится субъектом арендных взаимоотношений.

Формирование ежедневных отчетов кассира

Все движения средств по кассе компании должны правильно оформляться. Для этого кассир составляет отчетность, что позднее передается бухгалтерам для учетных операций.

В небольшой компании не всегда есть кассиры. В таких случаях кассовые документы оформляет бухгалтер.

Отчеты кассира формируются в тот день, когда происходит движение по кассе (выдается зарплата, средства подотчетному лицу).

В таких документах отражаются сведения, идентичны вкладному листу кассовой книги. Зачастую в программе есть форма, что формируется в автоматическом режиме при внесении сведений.

При ручном учете бланки отчетов – это копия вкладных листов. В отчете кассира отражаются порядковые номера документов, дата, сумма и название операций.

Прилагается документация, что подтвердит движение средств – КО-1, КО-2, Т-53. Отчеты ведутся в отдельных папках, дополняются по хронологии.

По окончанию периода прошиваются листы, ставится нумерация. Отличие отчета кассира от вкладных листов – предоставляются расширенные сведения. Отчет подписывается кассиром, кассовая книга – главбухом фирмы.

Кто оплачивает жилье по соглашению аутстаффинга?

В соответствии со ст. 264 НК, налогооблагаемая прибыль может быть уменьшена, если затраты связаны с персоналом компании.

Сотрудниками предприятия считаются лица, с которым составлено трудовой договор. Те лица, которые работают в фирме по договору аутстаффинга на оказание услуг, не считаются ее работниками.

А согласно ст. 252 НК, расходы на питание, проживание, командировку, проезд сотрудников считаются затратами, что уменьшают базу по налогу на прибыль той фирмы, что имеет с ними трудовые договора.

То есть оплата жилья осуществляется компанией-исполнителем.

В ст. 210 ТК рассматриваются особенности трудового процесса вахтовым методом, ведь иногда при аутстаффинге работник работает за пределами постоянного места жительства.

А в таком случае нет возможности ежедневно возвращаться к месту проживания. Работодатели имеют обязательство обеспечить сотрудника, который работает вахтовым методом, на время пребывания на производственных объектах жилым помещением.

Что такое аутстаффинг узнайте из статьи: аутстаффинг.

Что такое налоговая нагрузка, .

Все о международном корпоративном налоговом планировании, .

Необходимо также обеспечить питание. Договор аутстаффинга выгоден предприятиям, ведь в таком случае нет необходимости держать постоянный персонал и нести ответственность по налоговым платежам и иным перечислениям.

Положительные стороны привлекают многих руководителей. Но стоит помнить, что налоговая в таких случаях оказывает немалое противодействие, подвергая сомнениям законность действий компаний.

Если вы желаете пользоваться услугами по привлечению работников, изучите, как правильно составлять договора, и что в них нужно включить.

Предыдущая статья: Аутстаффинг иностранного персонала Следующая статья: Отличия аутсорсинга от аутстаффинга

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх