Договор энергоснабжения

Согласно статьи 540 пункт 1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 Гражданского Кодекса.

В соответствии с п. 72 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 (далее – Основные положения) действие договора энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и гражданином не ставится в зависимость от факта составления документа, подписанного сторонами в письменной форме. Договор энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и гражданином может быть заключен также путем совершения этим гражданином, энергопринимающие устройства которого расположены в зоне деятельности гарантирующего поставщика, действий, свидетельствующих о начале фактического потребления им электрической энергии.

В соответствии с п. 73 Основных положений, наличие заключенного гражданином договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком подтверждается документом об оплате этим гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение, период, за который внесена плата, и адрес местонахождения энергопринимающего устройства, потребление электрической энергии которым оплачивается. Кроме того, по желанию гражданина в документе могут быть указаны фамилия, имя и отчество этого гражданина. В этом случае договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком считается заключенным на условиях, предусмотренных Основными положениями, с даты, соответствующей дате начала периода, за который гражданином произведена первая оплата электрической энергии этому гарантирующему поставщику.

Перечень документов для заключения договора энергоснабжения:

    1. Документ, удостоверяющий личность собственника/нанимателя жилого помещения:

    • Паспорт гражданина РФ;

    • Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС);

    • Свидетельство о присвоении идентификационного номера физического лица (ИНН):

    • или доверенность на право подачи заявления, документов, заключения и подписания договора, если договор подписывает представитель заявителя, с копией паспорта поверенного;

    1. Документы, подтверждающие право собственности (пользования) на объект недвижимости:

    • Свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение; для лиц, оформивших собственность после 15.07.2016 г. – расширенная выписка из ЕГРП;

    • Договор социального найма;

    • Договор о передаче жилья в собственность (договор приватизации);

    • Договор купли-продажи квартиры с отметкой о государственной регистрации перехода права собственности;

    • Договор дарения с отметкой о государственной регистрации перехода права собственности;

    • Иной договор, устанавливающий право владения и (или) пользования, и предусмотренный гражданским законодательством Российской Федерации. При долевой собственности — документы на каждого собственника.

    1. Документы, подтверждающие технологическое присоединение (выдаются сетевой организацией, не требуются в случае заключения договора электроснабжения жилого помещения в многоквартирном доме):

    • Акт о технологическом присоединении или справка о ранее осуществленном технологическом присоединении, содержащая информацию об отсутствии изменений в схеме электроснабжения, величине присоединенной мощности, категории надежности электроснабжения и точки присоединения;

    • Акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон.

    1. Документы о наличие/отсутствии индивидуального прибора учета электрической энергии:

    • Акт проверки (замены) прибора учета или Акт допуска прибора учета в эксплуатацию;

    • Паспорт прибора учета;

    • Акт приема-передачи жилого помещения с указанием показаний индивидуального прибора учета электрической энергии;

    • В случае отсутствия индивидуального прибора учета: информация о количестве комнат в жилом помещении (технический паспорт) и информация о количестве зарегистрированных и проживающих граждан.

Л. АНДРЕЕВА
Л. Андреева, доцент МГЮА, кандидат юридических наук.
В последнее время особую остроту приобрела задача стабильного энергообеспечения промышленности, жилищно — коммунального и сельского хозяйства. Помимо организационно — экономических мер, в решении ее немаловажное значение имеет и надлежащее правовое регулирование отношений в данной сфере.
В ГК РФ назван только один из договоров, заключаемых при обеспечении энергией потребителей, — договор энергоснабжения. Объектом его является электрическая и тепловая энергия, которая, исходя из заложенной в ГК концепции, считается товаром. Соответственно такой договор рассматривается Кодексом как один из видов договора купли — продажи, хотя, с учетом значительной его специфики, он сформулирован как самостоятельный. Вследствие этого субъектный состав договора энергоснабжения нуждается в самостоятельном терминологическом определении. Договор этот имеет строго ограниченную сферу применения. Его заключают энергоснабжающая организация и абонент. Однако однозначное понимание энергоснабжающей организации и абонента отсутствует (как в ГК, так и в науке), и на практике возникает много споров.
Определяя понятие энергоснабжающей организации, следует учесть, что ст. 426 ГК рассматривает договор энергоснабжения как публичный. Следовательно, энергоснабжающей организацией является коммерческая организация, осуществляющая такого рода деятельность в качестве основной и не имеющая права отказываться от заключения договоров. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по производству электрической и тепловой энергии, по поставке (продаже) электрической и тепловой энергии подлежит лицензированию. В Федеральном законе «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию» энергоснабжающая организация рассматривается в качестве коммерческой организации, осуществляющей продажу потребителям как произведенной, так и купленной электрической и (или) тепловой энергии. Думается, понятие энергоснабжающей организации должно содержаться именно в ГК, поскольку оно имеет существенное значение.
Если понятие энергоснабжающей организации все же имеется в нормативном акте, то понятие абонента в нормативном порядке вообще не предусмотрено. В законодательстве о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию потребитель энергии определяется как физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью). Но это определение не отражает договорной сущности складывающихся отношений. В ст. 539 ГК, регламентирующей договор энергоснабжения, отождествляются абонент и потребитель. Но эти понятия необходимо разграничить, определив абонента как физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической и (или) тепловой энергией по присоединенной к энергоснабжающей организации сети.
На практике множество предприятий и организаций получают электроэнергию не непосредственно от энергоснабжающих организаций, а от их абонентов, т.е. являются субабонентами. Однако взаимоотношения между ними не урегулированы. В ст. 545 ГК говорится лишь, что абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации. Таким образом, в ГК передача энергии от абонента к субабоненту сформулирована как право, а не обязанность абонента. Следовательно, последний может отказаться от передачи энергии, и на практике зачастую так и поступает, мотивируя это тем, что данная деятельность не является для него основой и не носит публичного характера.
В настоящее время происходит формирование федерального оптового и потребительского рынков электроэнергии. Основные принципы функционирования федерального оптового рынка электроэнергии (мощности) заложены в Постановлении Правительства РФ от 12 июля 1996 г. «О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)», где предусмотрено, что электрическая энергия должна поставляться на условиях конкуренции производителей. Развитие ее в сфере производства электроэнергии путем создания ряда независимых генерирующих компаний предусмотрено в Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий, утвержденных Указом Президента РФ от 28 апреля 1997 г. Конкуренция же в сфере передачи и распределения электроэнергии признана нецелесообразной.
К субъектам федерального оптового рынка относятся РАО «ЕЭС России», Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы России, концерн «Росэнергоатом», электростанции и другие производители энергии, акционерные общества энергетики и электрификации, крупные потребители электроэнергии (т.е. организации, осуществляющие куплю — продажу электроэнергии (мощности) и предоставляющие услуги на данном рынке).
Определены в общих чертах и основные функции субъектов федерального оптового рынка. Организатором его является РАО «ЕЭС России», которое координирует деятельность всех субъектов рынка в вопросах производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии; обеспечивает надежную работу и развитие технической базы функционирования рынка; осуществляет координацию и контроль топливообеспечения производителей энергии, выполняет ряд других функций организатора рынка.
Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы выполняет функции оператора — диспетчера процесса производства и передачи электроэнергии на рынке.
Государственное предприятие — концерн «Росэнергоатом» организует участие атомных электростанций в работе федерального оптового рынка электроэнергии, координирует их деятельность в области производства электроэнергии и т.д.
Государственное регулирование на федеральном оптовом рынке электроэнергии осуществляет Федеральная энергетическая комиссия. Она устанавливает тарифы на поставку электроэнергии на указанный оптовый рынок и на отпуск ее, размер абонентской платы за услуги, оказываемые РАО «ЕЭС России» по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России, размер абонентской платы за услуги, оказываемые концерном «Росэнергоатом» по развитию и обеспечению безопасного функционирования атомных электростанций. Комиссия формирует и утверждает баланс производства и поставок электроэнергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам указанного оптового рынка, который является основой для заключения договоров на федеральном оптовом рынке электроэнергии (мощности).
Таким образом, в настоящее время появился и функционирует своеобразный феномен — федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности). Он функционирует как единое рыночное пространство и является сферой купли — продажи электроэнергии, осуществляемой его субъектами в пределах Единой энергетической системы России. Вместе с тем данный рынок характеризуется жестким государственным регулированием, заданностью параметров и субъектов рынка, что обусловлено как функционированием в данной сфере естественных монополий, так и ограниченностью мощностей энергетических ресурсов. В сфере купли — продажи электроэнергии ограничена конкуренция, отсутствует свободное ценообразование.
В Постановлении Правительства РФ от 12 июля 1996 г. предусмотрен ежегодный созыв общего собрания субъектов рынка для подведения итогов деятельности. В период между проведением общих собраний вопросы деятельности рынка рассматриваются наблюдательным советом, избираемым его субъектами. Эти положения приводят к мысли о том, что по своей организационной структуре данное формирование сходно с биржей.
Взаимоотношения между субъектами оптового рынка электроэнергии строятся на договорной основе. Однако содержание договоров не раскрывается.
Сказанное свидетельствует о том, что деятельность формирования, называемого федеральным оптовым рынком электроэнергии, нуждается в изучении и глубокой научной проработке. Для его успешного функционирования требуется принятие нормативного акта более высокого ранга — федерального закона.
В ГК, как уже говорилось, предусмотрен только один договор по обеспечению энергией — договор энергоснабжения. Однако в данной области заключаются и другие договоры: на переток энергии, на резервирование электроснабжения, на снабжение электроэнергией от блок — станций и т.д.
Одним из наиболее острых вопросов энергоснабжения является неоплата энергии. Во многом это вызывается действующей нерациональной структурой договорных связей. Так, энергоемкие организации — субъекты оптового рынка осуществляют прямые платежи за полученную энергию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 1996 г. «О порядке организации прямых платежей на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)». Однако многочисленные предприятия и организации получают энергию через посреднические организации, такие, как АО «Городские электросети», и деньги за реализованную энергию надолго оседают на их счетах.
Профессор Б. Сейнароев предлагает изменить структуру договорных связей энергоснабжения следующим образом. В качестве энергоснабжающей организации будут выступать региональные АО «Энерго», с которыми абоненты будут непосредственно рассчитываться за потребленную энергию. Поскольку же линии электропередачи находятся в ведении горэлектросети или аналогичных организаций, с ними энергоснабжающая организация будет заключать возмездный договор на передачу энергии потребителю, а не договор купли — продажи энергии (Сейнароев Б.М. Кто платит за электроэнергию? // Эж-Юрист. 2000. N 44).
Данная структура договорных связей представляется оптимальной. Однако возникает вопрос о правовой природе заключаемых договоров. По этому вопросу нет единой точки зрения. Между тем верная квалификация правоотношений в энергоснабжении позволит правильно применить к заключаемым договорам правила о том или ином договоре. Так, ряд специалистов полагают, что если сетевладелец примет энергию для передачи ее другой организации без приобретения продукции в собственность (оперативное управление), то такие договоры следует отнести к договорам перевозки. Однако представляется, что заключаемые договоры между энергоснабжающими организациями и посредниками — сетевладельцами на передачу энергии абонентам являются договором возмездного оказания услуг, носящим публичный характер, что необходимо отразить в нормативном порядке. Соответственно правила гл. 39 ГК должны применяться к таким договорам с учетом публичного характера деятельности посредников — сетевладельцев.
Не решен в законодательстве и вопрос о квалификации договора между абонентом и субабонентом. В действовавших ранее, а теперь отмененных Правилах пользования электрической и тепловой энергией 1982 года данный договор характеризовался как договор на пользование энергией. Такая же точка зрения преобладала и в литературе.
Между тем с учетом изменения договорных связей одним из вариантов договорных отношений с участием субабонентов может быть предложен следующий. Энергоснабжающая организация, абонент и субабонент заключают трехстороннее соглашение, в котором регламентируются взаимоотношения между данными субъектами по передаче энергии, в том числе и расчеты за использованную субабонентом энергию, которые целесообразно производить непосредственно с энергоснабжающей организацией. Таким образом, функции абонента будут сведены к предоставлению субабоненту права на использование его присоединенной к энергоснабжающей организации сети для поступления энергии абоненту. Подобное использование должно осуществляться на возмездной основе.
Конечно, такого рода трехсторонние соглашения нуждаются в тщательной проработке. Представляется, что они будут носить смешанный характер. При этом правоотношения между энергоснабжающей организацией и абонентом являются договором купли — продажи энергии, отношения же между абонентом и субабонентом опосредуются договором, конструируемым по модели договора аренды.
В последнее время, как известно, рассматривается вопрос о реформе РАО «ЕЭС России», обсуждаются различные концепции реформирования. Но независимо от того, как будет решен вопрос, необходимость более четкого регулирования деятельности всех субъектов рынка электроэнергии остается весьма актуальной.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 14.04.1995 N 41-ФЗ
«О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ И
ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принят ГД ФС РФ 10.03.1995)
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»
от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.09.1998 N 158-ФЗ
«О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
(принят ГД ФС РФ 16.09.1998)
УКАЗ Президента РФ от 28.04.1997 N 426
«ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ СТРУКТУРНОЙ РЕФОРМЫ В СФЕРАХ ЕСТЕСТВЕННЫХ
МОНОПОЛИЙ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 12.07.1996 N 793
«О ФЕДЕРАЛЬНОМ (ОБЩЕРОССИЙСКОМ) ОПТОВОМ РЫНКЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ
ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ)»
(вместе с «ОСНОВНЫМИ ПРИНЦИПАМИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО (ОБЩЕРОССИЙСКОГО) ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ
ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ)»)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.11.1996 N 1358
«О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЯМЫХ ПЛАТЕЖЕЙ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ
(ОБЩЕРОССИЙСКОМ) ОПТОВОМ РЫНКЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ)»
(вместе с «ВРЕМЕННЫМ ПОРЯДКОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЯМЫХ ПЛАТЕЖЕЙ,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ЭНЕРГОЕМКИМИ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
(МОЩНОСТИ) И УСЛУГ ЗА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ (МОЩНОСТЬ),
ПОСТАВЛЯЕМУЮ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯМИ, И ЗА УСЛУГИ, ОКАЗЫВАЕМЫЕ ДРУГИМИ
СУБЪЕКТАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО (ОБЩЕРОССИЙСКОГО) ОПТОВОГО РЫНКА
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ)», «ПЕРЕЧНЕМ ЭНЕРГОЕМКИХ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) И УСЛУГ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЯМЫЕ ПЛАТЕЖИ ПРЕДПРИЯТИЯМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ АТОМНОЙ
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ», «ПЕРЕЧНЕМ ЭНЕРГОЕМКИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) И УСЛУГ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ В
ПРИОРИТЕТНОМ ПОРЯДКЕ ПРЯМЫЕ ПЛАТЕЖИ ПРЕДПРИЯТИЯМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ
АТОМНОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ»)
ПРИКАЗ Минэнерго СССР от 06.12.1981 N 310
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ И ТЕПЛОВОЙ
ЭНЕРГИЕЙ»
Российская юстиция, N 8, 2001

РАССМОТРЕНИЕ СУДОМ ЖАЛОБ НА ДЕЙСТВИЯ И РЕШЕНИЯ ОРГАНОВ РАССЛЕДОВАНИЯ «

Условия договора энергоснабжения

Договор энергоснабжения является разновидностью договора купли-продажи, при этом одна сторона, энергоснабжающая организация, обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования (п. 1 ст. 539 ГК РФ).

Характеристика договора: консенсуальный, возмездный, взаимный, публичный.

Договор этот регулируется ст. 539-548 ГК РФ, а также специальными нормативными актами:

  • Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
  • Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Необходимой предпосылкой заключения договора энергоснабжения является наличие у абонента энергопринимаюшего устройства, отвечающего техническим требованиям и присоединенного к сетям энергоснабжаюших организаций.

Предмет договора: энергия, электрический ток, пар, горячая вода. Качество электроэнергии характеризуется напряжением и частотой тока, тепловой энергии — температурой и давлением пара, температурой горячей воды. Подаваемая абоненту электрическая энергия должна соответствовать требованиям, установленным ГОСТами и иными обязательными правилами.

Особенности предмета договора:

  • передача предмета договора осуществляется через систему специальных технических средств(проводов, трубопроводов, водопроводов);
  • прием и потребление предмета договора требует специального оборудования и обеспечения безопасности как самого потребителя, так и окружающих его лиц;
  • наличие специального оборудования является необходимой технической предпосылкой для заключения договора. Основной показатель — количество, в соответствии с условиями
  • договора. Принятое абонентом реальное количество энергии определяется в соответствии с данными учета ее фактического потребления.

К существенным условиям договора энергоснабжения относят количество и согласованный сторонами режим передачи энергии. Количество электроэнергии определяется количеством киловатт- часов подлежащей передаче электрической энергии и величиной присоединенной или заявленной мощности.

В случае, когда абонентом выступает физическое лицо — потребитель, то он вправе использовать энергию в необходимых ему количествах (по факту потребления) без согласования с энергоснабжающими организациями (оплата по факту — счетчик).

Качество должно соответствовать госстандарту. При нарушении требований по качеству абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии.

Субъектный состав. Энергоснабжаюшая организация — коммерческое юридическое лицо.

Абонент — бытовой потребитель и производственный потребитель (индивидуальный предприниматель, предприятие и т.п.).

Договор считается заключенным с бытовым потребителем с момента 1-го фактического подключения абонента к сети, т.е. по факту. Такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут бытовым потребителем в одностороннем порядке при условии уведомления энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.

В случаях, когда договор заключается с производственным абонентом,, то он является срочным. Более того, определяется и количество энергии, которое будет потреблять этот абонент.

При этом договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока действия договора ни одна из сторон не заявит об изменении, прекращении или о заключении нового договора.

Абонент может передавать энергию, полученную от энергоснабжающей организации.

Вез согласования, но с обязательным предупреждением абонента энергоснабжающая организация может осуществить перерыв, прекращение или ограничение подачи энергии в случае неудовлетворительного состояния энергетической установки абонента, когда это угрожает аварией и создает угрозу безопасности и жизни граждан и когда данный факт удостоверен органами госэнергонадзора.

Прекращение, перерыв и ограничение подачи энергии допускаются без согласования и без предупреждения абонента как необходимые неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии в системе, при условии немедленного уведомления абонента.

Данные правила применяются при снабжении тепловой энергией, газом, водой через присоединенную сеть, если иное не устанавливается нормативным актом.

Цена договора определяется не сторонами, а утвержденными государством тарифами, периодически индексируемыми и различающимися в зависимости от того, кто является абонентом. Отпуск электрической и тепловой энергии энергоснабжающей организацией, находящейся в муниципальной собственности, производится по тарифам, утверждаемым органами местного самоуправления. Оплата энергии производится за фактическое потребление в соответствии с данными ее учета (ст. 544 ГК РФ).

Порядок заключения договора и его форма зависят от субъектного состава абонентов и цели использования товара. Так, если абонентом является гражданин, потребляющий энергию, форма договора будет конклюдентная. Если же абонентом является индивидуальный предприниматель или же юридическое лицо, форма договора должна быть письменная.

Продавец обязан подавать энергию соответствующего качества, обусловленного количества с соблюдением режима подачи.

Продавец вправе:

  • прекратить или ограничить подачу энергии без согласия и предупреждения абонента при ликвидации или предотвращении аварии с последующим уведомлением абонента;
  • требовать оплаты использованной энергии.

Абонент обязан:

  • оплачивать принятую энергию. Тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. «О государственном реагировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», подлежат государственному регулированию, что обусловлено естественной монополией энергоснабжащих организаций. Правительство РФ устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории РФ. Тарифы устанавливаются дифференцированно
  • по группам потребителей в зависимости от уровня энергопотребления и категории потребителя:
  • соблюдать режим потребления энергии;
  • вести учет потребления энергии;
  • немедленно сообщать энергоснабжающей организации о нарушениях, возникающих при пользовании энергией;
  • обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность приборов, оборудования энергетических сетей в случае, если он является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Абонент вправе:

  • изменять количество принимаемой им энергии при условии оплаты ее;
  • использовать энергию в необходимом ему количестве, если он является гражданином и использует энергию для бытового потребления:
  • передавать энергию другому лицу (субабоненту) с согласия энергоснабжаюшей организации;
  • расторгнуть договор в одностороннем порядке, в случае когда абонентом выступает гражданин, при условии уведомления электроснабжающей организации.

Ответственность сторон по договору энергоснабжения. Гражданско-правовая ответственность сторон по договору энергоснабжения наступает в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения ими договора.

Ответственность продавца по возмещению реального ущерба возникает в следующих случаях:

  • при нарушении условий о качестве подаваемой им энергии;
  • в случае перерывов в подаче энергии без соответствующего предупреждения при наличии его вины в этом. Ответственность покупателя наступает в случае неоплаты использованной им энергии, при этом продавец имеет право прекратить подачу энергии. Кроме того, покупатель отвечает за несообщение продавцу сведений о нарушениях, возникших при использовании им энергии, и возмещает в последнем случае реальный ущерб.

Правила изменения и расторжения договора (ст. 546 ГК РФ):

  • абонент-гражданин, использующий энергию для бытового потребления. вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжаюшей организации и полной оплаты использованной энергии;
  • абонент — юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) вправе отказаться от исполнения договора лишь при наличии существенных нарушений, допущенных энергоснабжа- юшей организацией: поставке энергии ненадлежащего качества, неоднократном нарушении сроков подачи энергии и т.д. (ст. 523 ГК РФ);
  • энергоснабжающая организация вправе прекратить или ограничить подачу энергии по соглашению сторон (п. 2 ст. 546 ГК РФ) или без согласования с абонентом в случае необходимости принять меры для ликвидации или предотвращения аварии (п. 3 ст. 546 ГК РФ). В обоих случаях закон обязывает энергоснабжающую организацию уведомить абонента о прекращении подачи энергии.

Бланки договоров энергоснабжения для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей

Договор электроснабжения бюджетных потребителей

Договор электроснабжения с условием предоплаты подекадно в объеме оплаты одной трети от договорной величины

Договор электроснабжения потребителей с присоединенной мощностью 750 кВА и выше

Договор электроснабжения

Договор электроснабжения жилищных организаций (ЖСК, КИЗ и др.), ГСК, садоводческих товариществ и организаций, осуществляющих эксплуатацию жилого фонда

Приложения к договорам электроснабжения

Приложения к договорам с владельцами блок-станциям

Структура формирования договора электроснабжения с владельцем блок – станции, производящей электроэнергию из невозобновляемых источников энергии

Структура формирования договора электроснабжения, передачи и транзита с владельцем блок – станции, производящей электроэнергию из невозобновляемых источников энергии

Структура формирования договора электроснабжения с владельцем блок – станции, производящей электроэнергию из возобновляемых источников энергии

Структура формирования договора электроснабжения с владельцем блок – станции, производящей электроэнергию из невозобновляемых источников энергии для собственного потребления Абонента

Договор на теплоснабжение и потребление тепловой энергии в паре

Договор на теплоснабжение и потребление тепловой энергии в паре для организаций решение по ограничению которых принимается респ. комиссией

Договор на теплоснабжение и потребление тепловой энергии в сетевой воде

Договор на теплоснабжение и потребление тепловой энергии в сетевой воде потребителями ЖКХ с присоединенной тепловой нагрузкой 2 Гкал/час и более

Договор на теплоснабжение и потребление тепловой энергии в сетевой воде жилищными организациями граждан (ЖСК, КИЗ и др.), ГСК и садоводческими товариществами

Договор на теплоснабжение и потребление тепловой энергии в сетевой воде с присоединенной тепловой нагрузкой 2 Гкал/час и более

Договор на теплоснабжение и потребление тепловой энергии в сетевой воде бюджетными потребителями.

Договор теплоснабжения тепловой энергией в сетевой воде бюджетных потребителей с присоединенной тепловой нагрузкой 2 Гкал/час и более

Договор теплоснабжения тепловой энергией в сетевой воде потребителей с присоединенной тепловой нагрузкой 2 Гкал/час и более для организаций решение по ограничению которых принимается респ. комиссией

Приложения к договорам на теплоснабжение и потребление тепловой энергии в паре

Приложения к договорам на теплоснабжение и потребление тепловой энергии в сетевой воде

Договор теплоснабжения для организаций по управлению общим имуществом совместного домовладения (уполномоченное лицо, товарищество собственников, организация застройщиков), организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги

Приложения к договору теплоснабжения для организаций по управлению общим имуществом совместного домовладения

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх