Договор с единственным поставщиком

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Указанный перечень содержит более 40 различных оснований, среди которых есть наиболее популярные у заказчиков:

  • осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
  • признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений (п. 25 ч. 1 ст. 93).

Хотелось бы остановиться на нескольких типах закупки у единственного поставщика.

Малые закупки

Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 100 000 рублей. Законом № 44-ФЗ установлено условие: годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 000 000 рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика (если 5% более 2 млн. руб.) и не должен составлять более чем 50 000 000 рублей. Указанные ограничения не применяются в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений. Подробнее о малых закупках читайте в статье Малые закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ.

Стоит отметить, что закупки на сумму до 100 000 рублей не ограничены правилом об одноименных товарах. Ранее (по нормам закона № 94-ФЗ) сумма всех заказов на поставку одноименных товаров (выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг) в течение квартала не должна превышать 100 000 рублей (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ).

Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 000 руб. В апреле этого же года он вправе закупить тот же товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 100 000 рублей. При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

Тип «закупка малого объёма» очень популярен среди заказчиков из-за своей простоты:

  • Во-первых, закупки по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не нужно отражать в плане-графике в полном объёме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
  • Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
  • В-третьих, по таким закупкам не нужно составлять отчёт об исполнении этапа контракта и вносить сведения в реестр контрактов.

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Неконкурентная процедура

В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24, 25 ч. 1 ст. 93, ч. 18 ст. 83 № 44-ФЗ).

Обращаем ваше внимание на интересную деталь в законе: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), то заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 48, 59), а иногда и запрос котировок или запрос предложений (ч. 2 ст. 72, ч. 2 ст. 83).

Согласовывать закупку у единственного поставщика по итогам несостоявшихся торгов больше не нужно. С 2015 года отменяется обязанность заказчика согласовывать заключение контракта в ФАС в случае признания конкурентных способов закупки несостоявшимися (п. 25 ч. 1 ст. 93).

Ответственность и штрафы заказчиков по 44-ФЗ – вебинар в Школе электронных торгов

При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

Преимущества закупки у ЕП

  1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при выборе конкурентных способов закупок.
  4. Заказчику не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

Недостатки закупки у ЕП

При закупке у единственного поставщика заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе. Также ему сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, на открытом конкурсе, из-за отсутствия конкуренции.

ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

Форс-мажор

Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Напомним, что закон о контрактной системе 44-ФЗ разрешает неконкурентную процедуру при возникновении чрезвычайных ситуаций и форс-мажорные обстоятельств(непреодолимой силы). Но далеко не все обстоятельства попадают под это определение.

Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Посмотреть в ГК РФ (ст. 401), где написано, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие же случае, например, некачественное выполнение обязанностей, к ним не относятся.

Далее — несколько примеров.

Пример 1. Конец финансового года

Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на ФЗ-44(п.9 ч.1 с.93)?

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не вправе заключать контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения, в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику целесообразнее провести запрос котировок.

Пример 3. Контракт после аварии

Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик, спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика, как неправомерные. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Поэтому, если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он явно неправ.

Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

Процедура проведения проверки контролирующим органом

При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик обязан уведомить в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок. Уведомление о такой закупке направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено.

  1. Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ.
  2. По итогам проверки подготавливается докладная записка.
  3. В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено.
  4. Если обнаружены нарушения — контролирующий органом организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.

Обоснование закупки у единственного поставщика

В некоторых случаях (они указаны в ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчику необходимо подготовить и утвердить отчет, в котором требуется обосновать (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):

  • невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, кроме закупки у единственного поставщика;
  • цену и другие существенные условия контракта.

Срок составления отчета Законом № 44-ФЗ не установлен. Но утвердить отчет необходимо все-таки до заключения контракта, а не после. На практике для этого может потребоваться от одного до трех рабочих дней.

Выводы

  1. Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры, каждый раз, когда ему это удобно.
  2. Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
  3. А поставщикам до заключения контракта нужно внимательно читать документацию заказчика, анализировать информацию, вникая в детали.
  4. Важно отслеживать ситуации, когда заключение контракта может оказаться неправомерным, не дожидаясь, когда такой договор будет расторгнут на основании решения контролирующего органа или суда.

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

>Как внести изменения в закупку у единственного поставщика по 44-ФЗ

Можно ли изменить условия контракта с единственным поставщиком

Да, но не во всех случаях.

Существенные условия контракта, которые можно изменить, перечислены в ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Изменение остальных существенных условий в большинстве случаев считается правонарушением и может повлечь за собой штраф в размере 20 тыс. руб., а также отмену закупки.

Какие изменения можно внести в контракт с единственным поставщиком

В контракт можно внести изменения только в случаях, предусмотренных ст. 95 Закона N 44-ФЗ (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). При этом часть существенных условий вы можете изменить, только если в контракте вы предусмотрели такое право. К таким условиям относятся:

  • снижение цены контракта без изменения объема закупки (пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
  • изменение объема закупки на 10% и менее с соразмерным изменением цены контракта (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Минфин России пояснил: из-за изменения ставки НДС нельзя изменить цену контракта. Она является твердой и определяется на весь срок исполнения. Инфляционные риски относятся к коммерческим рискам поставщика, которые следовало предусмотреть в заявке. Поэтому по контрактам, заключенным до 01.01.2019, с указанной даты применяется ставка НДС в размере 20% без изменения общей стоимости товаров (работ, услуг) (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, Информационное письмо Минфина России от 28.08.2018 N 24-03-07/61247).

Исключение составляют контракты, соответствующие условиям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186 (пп. 2, 3, 4 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Можно ли увеличить цену контракта, заключенного с единственным поставщиком

По инициативе заказчика можно увеличить объем закупки с соразмерным увеличением цены контракта не более чем на 10%, если вы предусмотрели такое право в контракте (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

При этом нельзя включать (Письмо Минэкономразвития России от 11.01.2016 N Д28и-65) или исключать отдельные позиции закупки (Письмо Минэкономразвития России от 21.07.2015 N Д28и-2185).

Суд признает незаконным увеличение цены контракта и объема закупки в большем размере (п. 12 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017). Однако есть исключения. Например, дополнительные работы при строительстве, которые было невозможно предвидеть при составлении ТЗ, а также ситуации, когда без выполнения дополнительных работ невозможно дальнейшее исполнение контракта (п. 12 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).

Можно ли снизить цену контракта, заключенного с единственным поставщиком

Вы можете снизить цену контракта с единственным поставщиком в следующих случаях:

  • по соглашению сторон без изменения объема закупки, если такая возможность была предусмотрена контрактом (пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
  • на 10% с соразмерным уменьшением объема закупки. Это возможно по соглашению сторон и по инициативе заказчика, если вы включили это право в контракт (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
  • в случае изменения тарифов (п. 5 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
  • при уменьшении лимитов бюджетных обязательств для казенного учреждения. В этом случае возможно также изменить объем закупки и сроки исполнения контракта (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
  • в иных случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

Остальные существенные условия, предусмотренные ст. 95 Закона N 44-ФЗ, вы можете изменить, даже если такая возможность не была указана в контракте, например:

  • технические и функциональные характеристики предмета контракта, если они улучшены в сравнении с изначальными (ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Такие изменения возможны по согласованию заказчика с исполнителем, при этом сам предмет контракта меняться не должен. Особенно это актуально для контрактов на выполнение работ (Письмо Минэкономразвития России от 11.01.2016 N Д28и-65);
  • поставщика в случае реорганизации в форме преобразования, слияния или присоединения (ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
  • цену, количество и сроки исполнения контракта, если были уменьшены лимиты бюджетных обязательств для казенного учреждения (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Цена, количество и сроки исполнения могут быть изменены и в контракте бюджетного учреждения, который оплачивается за счет субсидии. Это возможно в случае, когда вашему учредителю уменьшили лимиты на такую субсидию и в контракте есть право изменить условия в этой ситуации (п. 5 ст. 78.1 БК РФ). Минэкономразвития России пояснило, что заказчики — бюджетные учреждения вправе включать такое основание в контракт, несмотря на то что оно не указано в ст. 95 Закона N 44-ФЗ (Письмо Минэкономразвития России от 06.06.2016 N Д28и-1467).

Какие изменения нельзя вносить в контракт с единственным поставщиком

Контрольные органы считают нарушением внесение в контракт изменений, не предусмотренных ст. ст. 34 и 95 Закона N 44-ФЗ. Например, изменение сроков исполнения контракта (п. 8 Письма Казначейства России от 19.05.2015 N 07-04-05/09-319, Постановление Краснодарского УФАС России от 17.01.2018 N 804А-РЗ/2017).

За такое нарушение вас могут оштрафовать на 20 тыс. руб. (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ). При этом штраф могут наложить как на заказчика, так и на поставщика (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.08.2015 N Ф09-5428/15).

Однако возможны исключения. Например, случай, когда заказчик просрочил исполнение своих обязательств, что помешало единственному поставщику приступить к исполнению контракта (п. 10 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017). При этом суд в своем решении руководствуется наличием или отсутствием причинной связи между действиями заказчика и просрочкой исполнителя (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28.07.2017 N Ф10-2781/2017 по делу N А62-8347/2016).

С учетом неоднозначной практики не рекомендуем вносить спорные изменения в контракт, так как это связано с большими рисками.

Если вы хотите их избежать, вы можете расторгнуть контракт и провести новую закупку. Минус такого варианта — затраты времени на процедуру.

Учтите, если вы установите в контракте право внести изменения, не предусмотренные ст. ст. 34 и 95 Закона N 44-ФЗ, это также будет считаться нарушением ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ (п. 8 Письма Казначейства России от 19.05.2015 N 07-04-05/09-319).

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх