Договор воздушной перевозки

1. По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.
2. По договору воздушной перевозки груза или по договору воздушной перевозки почты перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почту в пункт назначения и выдать их управомоченному на получение груза или почты лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза или почты.

Автор комментария: О.И. Аксаментов Актуальность: 10.06.2010

1. Воздушная перевозка представляет собой деятельность перевозчика по перемещению в воздушном пространстве людей или материальных ценностей. Существенное значение имеет цель данной деятельности, в результате которой преследуется достижение конкретного результата – люди или материальные ценности должны быть доставлены в пункт назначения. Сам по себе процесс осуществления этой деятельности юридического значения не имеет.
Когда перевозка осуществляется в отношении доставки в пункт назначения людей (человека), то эти люди (человек) именуются пассажирами (пассажиром). Материальные ценности, во всяком случае, будут являться вещами, которые при перевозке могут именоваться либо грузом, либо багажом, либо почтой. В соответствии с п.1 ст.784 ГК РФ, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

2. Понятие «договор» традиционно рассматривается как институт гражданского права. Именно поэтому, при рассмотрении различных видов договора воздушной перевозки мы ссылаемся в первую очередь на нормы гражданского права, содержащиеся в ГК РФ. Но и в гражданском праве термин «договор» может употребляться в различных значениях. Различают: 1) договор, как разновидность сделок. В этом смысле договор является юридическим фактом, лежащим в основе договорного обязательства; 2) договор, как правоотношение, которое возникает между сторонами договора. В этом смысле принято отождествлять понятие договор и договорное обязательство, которое возникает ввиду его заключения; 3) договор, как документ, которым оформляются взаимоотношения сторон. В этом смысле договор (документ) служит доказательством факта заключения договора и фиксирует права и обязанности сторон (содержание договора).
В комментируемой статье понятие договор используется в значении сделки – соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п.1 ст.420 ГК РФ).
Для подробного изучения договора в значении документ, отсылаем читателя к комментарию к статье 105 ВК РФ.

3. В пункте 1 комментируемой статьи говорится о договоре воздушной перевозки пассажира и о договоре воздушной перевозки багажа. Договор перевозки пассажира и договор перевозки багажа – два различных гражданско-правовых договора, хотя и тесно друг с другом связаны. Договор перевозки пассажира является самостоятельным договором, в то время как договор перевозки багажа самостоятельным договором не является и зависит от существования договора перевозки пассажира. Оба договора заключаются между перевозчиком и пассажиром. Но, заключение договора перевозки багажа возможно только после начала исполнения договора перевозки пассажира, то есть когда пассажир начал проходить регистрацию на рейс. После завершения регистрации пассажира заключение договора перевозки багажа невозможно.
Так, по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку. Сторонами договора перевозки пассажира являются перевозчик и пассажир воздушного судна. Для более подробного изучения правового положения воздушного перевозчика, отсылаем читателя к комментарию к ст.100 ВК РФ.

4. Пассажиром может быть любое физическое лицо, вне зависимости гражданства и объема его дееспособности. Необходимо отличать факт-состояние «быть пассажиром», что означает иметь права и обязанности пассажира, и возможность самостоятельно стать пассажиром, то есть своими действиями приобрести для себя права и обязанности пассажира. В первом случае возраст пассажира значения не имеет, поскольку речь идет о правоспособности физического лица, которая возникает с момента рождения человека. Во втором случае, необходимо достижение физическим лицом должного уровня психической зрелости. Речь, в данном случае идет о дееспособности физического лица, объем которой закон связывает с возрастом человека.
Заключение договора перевозки пассажира может произвести только дееспособное физическое лицо. От имени малолетнего (до 14 лет) договор перевозки пассажира заключается его родителями, усыновителями или опекуном (ст.28 ГК РФ). От имени несовершеннолетних, в возрасте от 14 до 18 лет, договор перевозки пассажира заключается его родителями, усыновителями или попечителем (ст.26 ГК РФ).
Все несовершеннолетние пассажиры в возрасте до 18 лет допускаются к воздушной перевозке только в сопровождении совершеннолетнего пассажира или под наблюдением перевозчика при отсутствии сопровождающего. Как правило, сопровождающими пассажирами являются законные представители несовершеннолетнего пассажира (родители, усыновители или опекун (попечитель)). В противном случае, законные представители несовершеннолетнего пассажира совершают нотариально заверенную доверенность на право сопровождения, либо совершеннолетнему пассажиру, либо перевозчику.
Еще одним исключением является то, что с несовершеннолетним пассажиром в возрасте до двух лет отдельный договор перевозки не оформляется. Данные о несовершеннолетнем пассажире в возрасте до двух лет указываются в договоре перевозки совершеннолетнего пассажира, в сопровождении которого он находится в течение всей перевозки.

5. Договор воздушной перевозки пассажира является консенсуальным.
Первым признаком консенсуальности договора перевозки пассажира является то, что для его заключения сторонам необходимо и достаточно согласовать все существенные условия данного договора. После того, как стороны согласовали все существенные условия консенсуального договора, договор считается заключенным, а следовательно, для сторон является обязательным соблюдение условий этого договора. Так, для заключения любого договора стороны должны согласовать условие о предмете договора. В процессе согласования условия о предмете договора становится понятным, какие отношения возникли между сторонами, каковы основные права и обязанности сторон. В соответствии с п.1 комментируемой статьи, по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения, а пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку. Согласование условия о предмете договора воздушной перевозки пассажира означает согласование сторонами условия выполнения действия перевозчика по доставке пассажира в пункт назначения. Для этого стороны согласовывают маршрут перевозки (пункт отправления и пункт назначения), а также дату и номер рейса. Само действие перевозчика по доставке пассажира в пункт назначения является гражданско-правовой услугой, объектом гражданского права.
Второй признак консенсуального договора состоит в том, что момент начала его исполнения всегда отстает во времени от момента заключения договора. Например, пассажир заключает сегодня договор о том, что через месяц перевозчик доставит пассажира в пункт назначения.

6. Договор воздушной перевозки пассажира является двухсторонним и возмездным.
Двухсторонним (взаимным) договор воздушной перевозки пассажира являться потому, что права и обязанности есть у каждой из сторон. Так, перевозчик обязуется доставить пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется оплатить воздушную перевозку.
На возмездность договора воздушной перевозки пассажира указывает наличие встречного предоставления от пассажира за оказанную перевозчиком услугу. Причем, совершенно не важно, когда пассажир исполнил свою обязанность по оплате – в момент заключения договора или после прибытия в пункт назначения. Этим объясняется, в частности, нецелесообразность установления гражданско-правовой ответственности пассажира за безбилетный (бесплатный) проезд. В то же время, привлечение пассажира к административной или к уголовной ответственности в данном случае вполне допустимо.

7. Согласно п.1 ст.790 ГК РФ, за перевозку грузов, пассажиров и багажа, взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Диспозиция данной нормы говорит о том, что размер провозной платы определяется соглашением сторон, что на практике встречается далеко не всегда.
Необходимо различать договор воздушной перевозки пассажира, который будет выполняться перевозчиком на регулярном рейсе (по установленному расписанию) и договор воздушной перевозки пассажира, выполняемый перевозчиком на рейсе вне установленного расписания (заказном рейсе). В первом случае договор воздушной перевозки пассажира является договором присоединения, что исключает возможность согласования условий о цене договора со стороны пассажира. Воздушный перевозчик самостоятельно определяет свою ценовую (тарифную) политику, что находит отражение в правилах применения тарифов перевозчика. Информация о тарифах перевозчика и о сопутствующих воздушной перевозке пассажира сборах (тарифная информация), подлежит регистрации, путем включения в единую базу данных в установленном порядке, а также опубликованию, путем доведения до лиц, осуществляющих бронирование, продажу и оформление перевозок пассажиров и багажа. Условие о цене (провозная плата) в случае воздушной перевозки пассажира на регулярном рейсе указывается в перевозочном документе, и является существенным условием договора. Уплата пассажиром провозной платы перевозчику (агенту перевозчика) приравнивается к волеизъявлению пассажира на заключение договора воздушной перевозки пассажира.
Что же касается договора воздушной перевозки пассажира, выполняемого перевозчиком на рейсе вне установленного расписания (заказном рейсе), то размер провозной платы (цена договора) может быть установлен соглашением сторон. Нормативные правовые акты, предписывающие обязательные требования ценообразования для подобных случаев, отсутствуют. Плата за перевозку пассажиров чартерными рейсами в перевозочном документе может не указываться, а следовательно, условие о цене в данном договоре существенным не является. В случае возникновения спора по поводу определения размера провозной платы в договоре перевозки пассажира, выполняемого перевозчиком на рейсе вне установленного расписания, применяется правило установленное в п.3 ст.424 ГК РФ.
Все сказанное в данном пункте применимо в отношении договора воздушной перевозки багажа и в отношении договора воздушной перевозки груза.

8. В пункте 2 комментируемой статьи говорится о договоре воздушной перевозки груза и о договоре воздушной перевозки почты. Воздушный кодекс РФ одинаково определяет предмет договора перевозки груза и предмет договора перевозки почты. Стороны обоих договоров именуются перевозчик и грузоотправитель. Исследование правовой природы договора воздушной перевозки почты в настоящем комментарии не приводится. Для целей настоящего комментария договор воздушной перевозки груза и договор воздушной перевозки почты рассматриваются как равнозначные.

9. Договор воздушной перевозки багажа и договор воздушной перевозки груза являются реальными, двухсторонними и возмездными.
По поводу аргументации двухсторонности и возмездности данных договоров отсылаем читателя к п.6 настоящего комментария.
Реальными данные договоры являются потому, что в отличие от консенсуального договора, для их заключения недостаточно только согласования всех существенных условий данных договоров. Пассажир (грузоотправитель) должен также совершить фактическое действие по передаче вещи (багажа, груза) перевозчику. Так, передача багажа совпадает по времени с моментом заключения договора воздушной перевозки багажа. Только после фактической передачи багажа (переходе владения) от пассажира к перевозчику, стороны заключают договор. Пассажир получает от перевозчика багажную квитанцию.
Заключение договора воздушной перевозки груза также совпадает по времени с моментом передачи грузоотправителем груза перевозчику. Перевозчик (агент перевозчика), производит с грузом определенные фактические действия, после чего становится возможным указать в договоре существенные условия (вес груза, объем груза, количество мест, характер груза, особые условия транспортировки, соответствие тары (упаковки) груза требованиям для транспортировки воздушным транспортом и т.п.). Без фактической передачи груза перевозчику согласовать данные условия не представляется возможным.

10. Условие о сроке доставки является существенным для любого договора воздушной перевозки. Этим, в частности, объясняется возможность привлечения перевозчика к гражданско-правовой ответственности за просрочку доставки пассажира, багажа или груза (ст.120 ВК РФ). Отдельно, в самых общих чертах, Воздушный кодекс России упоминает об ответственности перевозчика за просрочку доставки почты в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.122 ВК РФ). Из приведенных норм нетрудно заметить отличие в подходе законодателя по вопросу об ответственности за нарушение воздушным перевозчиком сроков доставки. Так, при нарушении сроков доставки по договору воздушной перевозки пассажира, равно как и по договору воздушной перевозки багажа или груза, вина перевозчика презюмируется (предполагается) и доказыванию не подлежит. Достаточным основанием для привлечения перевозчика к ответственности является сам факт просрочки или, иными словами, ответственность перевозчика основана на принципе причинения.
При нарушении сроков доставки по договору воздушной перевозки почты, вина перевозчика имеет существенное значение для привлечения перевозчика к имущественной ответственности (ответственность возможна только за виновное нарушение). В этом случае, сам факт причинения является необходимым, но не достаточным основанием для привлечения перевозчика к ответственности, а следовательно, ответственность перевозчика основывается на принципе вины.
В соответствии со ст.792 ГК РФ, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
В п.1 комментируемой статьи сказано, что срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Норма о сроке доставки груза вынесена за рамки комментируемой статьи и содержится в ст.109 ВК РФ. В вопросе определения срока доставки (порядка его определения) при перевозке пассажира и багажа, с одной стороны и, при перевозке груза, с другой стороны, законодатель также не выдерживает единообразия. На наш взгляд, регулирование вопроса о сроке доставки пассажира и багажа необходимо осуществлять нормативно, а не правилами воздушных перевозок, установленными перевозчиком. Такая правовая конструкция ставит пассажира в заведомо невыгодное положение, поскольку пассажир, при заключении договора воздушной перевозки пассажира или договора воздушной перевозки багажа, вынужден знакомиться с правилами каждого конкретного перевозчика, что может быть физически невозможно и, в принципе, нецелесообразно. Нормативный правовой акт, в отличие от правил конкретного перевозчика, устанавливает правило, обязательное для неопределенного круга лиц и действует только после его официального опубликования, что в гораздо большей степени соответствует интересам экономически менее защищенной стороны договора.
Перемещение в воздушном пространстве воздушного судна, на борту которого находятся пассажиры, багаж или груз, занимает меньше времени, чем длится действие самого договора перевозки. Если воздушное судно вылетело из пункта отправления, то определить время его прибытия в пункт назначения можно достаточно точно расчетным способом. Следовательно, указывать в договоре время прибытия воздушного судна в пункт назначения практически нецелесообразно. Если договор воздушной перевозки пассажира (багажа) выполняется на регулярном рейсе, то для выяснения точного времени прибытия пассажира и багажа необходимо обратиться к расписанию в пункте назначения (в аэропорту прибытия) или выяснить, произошел ли вылет воздушного судна из пункта отправления (трансфера) по расписанию или нет.
В случае, если воздушная перевозка пассажира (багажа) осуществляется на нерегулярном рейсе, то условие о сроке доставки пассажира (багажа) должно согласовываться сторонами в самом договоре.
Необходимо также отличать понятия срок доставки от времени прибытия. Срок доставки означает исполнение перевозчиком договорного обязательства в части соблюдения условия о сроке в договора перевозки пассажира или договора перевозки багажа. Так, договор воздушной перевозки пассажира, выполняемый на регулярном рейсе, считается исполненным надлежащим образом, если пассажир покинул перрон аэродрома после прибытия воздушного судна в пункт назначения в соответствии с установленным расписанием. Для перевозки пассажира на нерегулярном рейсе, исполнение считается надлежащим, если пассажир покинул перрон аэродрома после прибытия воздушного судна в пункт назначения в соответствии с датой и временем, указанным в договоре. Срок доставки пассажира в пункт назначения, по времени всегда отстает от времени прибытия воздушного судна в пункт назначения на промежуток времени, необходимый для трансфера пассажира от воздушного судна до знания аэровокзала (внешней границы перрона аэродрома), и, совпадает с моментом окончания договора воздушной перевозки пассажира.

В то же время, ВК РФ различает деятельность перевозчика по перевозке вещей, находящихся при пассажире. Это подтверждается, в частности, тем, что перевозчик несет ответственность в случае несохранности (утрате, недостаче или повреждении (порче)) вещей, находящихся при пассажире в порядке и размере, отличном от порядка и размера, установленного для случаев несохранности багажа или груза (ст.119 ВК РФ). Существенной особенностью воздушной перевозки вещей, находящихся при пассажире является также то, что в этом случае исключается ответственность перевозчика за нарушение срока доставки (ст.120 ВК РФ). Логика законодателя очевидна – поскольку вещь не выбывает из владения пассажира в течение всей перевозки, следовательно, доставлена она будет в пункт назначения вместе с пассажиром. Более того, сам пассажир должен позаботиться о том, чтобы доставить эту вещь на борт воздушного судна, и, он же должен забрать ее с собой после прибытия в пункт назначения.
Перевозчик вообще не осуществляет никаких юридических действий в отношении перевозки вещей, находящихся при пассажире. Очевидно, что отношения между пассажиром и перевозчиком по поводу воздушной перевозки вещей, находящихся при пассажире, по своей правовой природе являются имущественными, а следовательно, должны опосредоваться гражданско-правовым договором – договором воздушной перевозки. Однако, в ВК РФ нет упоминания о подобном договоре, а также о документе, которым данный договор удостоверяется (ст.105 ВК РФ). Впервые в отечественном воздушном законодательстве упоминание о вещах, находящихся при пассажире во время воздушной перевозки пассажира появилось в ВК СССР 1983 года, который действовал на территории современной России вплоть до вступления в силу ВК РФ 1 апреля 1997 года (п.2 ст.136 ВК РФ). По терминологии этого кодекса такие вещи именовались ручной кладью. Однако, в принятых в соответствии с ВК СССР 1983 года Правилах перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР (приказ МГА СССР от 16.01.1985 №19), раскрывалось понятие ручной клади как синонима незарегистрированного багажа (п.4.1.1.), в отличие от зарегистрированного багажа, который удостоверялся багажной квитанцией (п.4.1.5.).
Справедливости ради хотим отметить, что касательно рассматриваемого вопроса терминология советского воздушного законодательства более соответствовала терминологии международных договоров, чем ныне действующее воздушное законодательство России (Российская Федерация является продолжателем СССР в международных договорах с участием СССР). Так, например, Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (совершена в Варшаве 12.10.1929, более известна как Варшавская конвенция) различает понятия зарегистрированный и незарегистрированный багаж. Причем при перевозке зарегистрированного багажа должна выдаваться багажная квитанция (п.1 ст.4).
Аналогичную терминологию восприняла и Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (совершена в Монреале 28.05.1999, более известна как Монреальская конвенция), в соответствии с которой перевозчик предоставляет пассажиру багажную идентификационную бирку на каждое место зарегистрированного багажа (п.3 ст.3). Однако, Монреальскую конвенцию Российская Федерация не ратифицировала, а следовательно, она не является для нас источником права.
Применительно к рассматриваемому вопросу, определенное несоответствие международным источникам и федеральному законодательству содержится в Федеральных авиационных правилах «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (приказ Минтранса России от 28.06.2007 №82). В пункте 1 данных Правил сказано, что они определяют, в частности, условия воздушной перевозки …. вещей пассажира, включая вещи, находящиеся при пассажире, и ручную кладь, перевозимых на борту воздушного судна на основании договора воздушной перевозки пассажира (далее – багаж). Нетрудно заметить, что приказом Минтранса России «возрождается» понятие «ручная кладь», причем в смысле, отличном от понятия «вещи, находящиеся при пассажире». Однако, далее по тексту говорится, что … вещи, находящиеся при пассажире, перевозимые в салоне воздушного судна (далее – ручная кладь) … (п.87), из чего можно сделать вывод о синонимичности данных терминов.
Более подробно о договоре воздушной перевозки вещей, находящихся при пассажире – в комментарии к ст.105 ВК РФ.
В соответствии с п.2 ст.3 ГК РФ, нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. Поскольку Воздушный кодекс РФ является федеральным законом, следовательно, нормы гражданского права, содержащиеся в ВК РФ должны соответствовать (могут дублировать, развивать, но не должны противоречить) Гражданскому кодексу РФ.
Определенный интерес представляет терминология ВК РФ для обозначения стороны договора перевозки пассажира – «Пассажир воздушного судна», а не «Пассажир», как это сделано в ГК РФ (ст.786), в Кодексе торгового мореплавания РФ (ст.177), в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ (ст.97), в Уставе железнодорожного транспорта РФ (ст.82), в Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта РФ (ст.19).
В тексте Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 год), употребляется только термин «Пассажир» (ст.5, ст.7, ст.13, ст.22, ст.29, ст.35, ст.96).
Видимо, помимо пассажира воздушного судна, по смыслу ВК РФ, договор воздушной перевозки пассажира может быть заключен перевозчиком и с «другим» пассажиром, не воздушного судна.
В соответствии со ст.17 ГК РФ, способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. (п.1) Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. (п.2)
В соответствии с п.1 ст.21 ГК РФ, способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
В соответствии с п.1 ст.432 ГК РФ, существенными являются условия: 1) о предмете договора; 2) условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные; 3) условия, необходимые для договоров данного вида; 4) все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с п.1 ст.428 ГК РФ, договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.
Пункт 11 Приказа Минтранса РФ от 28.09.2008 №155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 04.12.2008 №12793. В соответствии с п.5 Правил, денежная сумма за перевозку пассажира и/или багажа между двумя пунктами (далее – тариф) и условия применения тарифов устанавливаются перевозчиком.
Пункт 31 Приказа Минтранса РФ от 28.06.2007 №82 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 27.09.2007 №10186.
Там же, пункт 32. Считаем необходимым отметить, что термин «чартерный рейс», употребляемый в воздушном законодательстве на уровне нормативных правовых актом Минтранса России, не вполне соотносится с понятием «чартер», которое является синонимом договора фрахтования (ст.787 ГК РФ). Строго буквально, под чартерным рейсом следует понимать полет воздушного судна вне установленного расписания, при котором вся грузовая и пассажирская вместимость воздушного судна предоставлена фрахтовщиком фрахтователю на основании договора фрахтования (чартера). Однако, это всего лишь один из видов договора фрахтования. Поэтому, более корректно было бы употреблять термин «заказной рейс» или «рейс вне установленного расписания».
Для более подробного изучения договора фрахтования (чартера) отсылаем читателя к комментарию к ст.104 ВК РФ.
В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги. Для более подробного изучения вопроса об ответственности воздушного перевозчика за нарушение сроков доставки, отсылаем читателя к комментарию к ст.120 и ст.122 ВК РФ.
На наш взгляд, более удачно сформулирована норма в ст.109 ВК РФ о сроке доставки груза. Так, срок доставки груза определяется федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза.
В соответствии с п.72 Приказа Минтранса РФ от 28.06.2007 №82 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов.
Там же, в п.73 говорится, что опубликованное расписание движения воздушных судов должно отражать следующую информацию по каждому регулярному рейсу: аэропорт отправления; аэропорт назначения; аэропорт(ы), расположенный по маршруту перевозки, в котором по расписанию движения воздушных судов предусмотрена посадка воздушного судна; код перевозчика; номер рейса; дни недели выполнения рейса; время отправления (местное); время прибытия (местное); период выполнения рейса; тип(ы) воздушного судна.
Там же, абз.2 п.72. Чартерные рейсы выполняются в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок.

Отличие местных перевозок от междугородних кроется уже в их названии. Первые осуществляются в пределах одного населенного пункта и района, вторые – предполагают доставку какого-либо груза из одного города в другой, причем находиться эти города могут в совершенно разных областях, а чтобы добраться до конечной точки, грузовику иногда приходится побывать даже в различных государствах. Например, в процессе грузоперевозки в Калининград транспортное средство пересекает сразу две границы – Беларуси и Литвы.

Вполне естественно, что междугородние перевозки более продолжительные в плане временных затрат, так как автомобиль порой преодолевает расстояние в несколько тысяч, а нередко и десятков тысяч километров. С протяженностью маршрута связаны и бюджетные траты грузоотправителей: чем дальше от пункта отправки находится конечный объект доставки, тем внушительнее окажется стоимость услуги, заказанной в ТК. Если по городу цена аренды авто обычно обходится в приемлемую денежную сумму, то междугородняя перевозка может стоить клиенту транспортной компании довольно дорого – тут все зависит от километража, специфики и объема грузовой партии, типа арендуемого автомобиля и дополнительных услуг (охрана, страховка, сопровождение экспедитором и прочее).

Помимо разницы в протяженности маршрута и цене, местные и междугородние перевозки отличаются в оформлении документов. Чаще всего доставка по городу не требует наличия какой-либо документации, кроме договора с ТК-перевозчиком, тогда как доставка между городами однозначно связана с документооборотом. Детальную информацию о требующихся документах грузоотправителю предоставит логистический партнер, так как в зависимости от политики компании и специфики груза этот список может незначительно отличаться.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх