Договора транспортной экспедиции

Особенности договора транспортной экспедиции

В данной статье обобщены ответы на вопросы руководителей, экономистов и бухгалтеров по заключению и исполнению договоров транспортной экспедиции при перевозке грузов автомобильным транспортом. На примере практических ситуаций проанализированы особенности этого вида деятельности и представлены рекомендации по ряду актуальных вопросов для транспортных и транспортно-логистических компаний.

В настоящее время в связи со значительным увеличением грузопотоков происходит активное развитие рынка транспортно-логистических услуг. При этом транспортные и транспортно-логистические компании обязаны организовать перевозку грузов клиентов наиболее рациональным и эффективным способом. На практике именно они осуществляют управление материальными и информационными потоками в процессе товародвижения. Менеджеры логистических компаний выбирают виды транспорта и маршруты, заключают от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки и страхования грузов, обеспечивают отправку и получение грузов, а также исполняют другие обязанности, связанные с перевозкой. Компании, занимающиеся транспортно-экспедиционной деятельностью, часто сталкиваются с вопросами, актуальными при ведении финансово-хозяйственной деятельности, но до конца не урегулированными законодательными и нормативными документами. В данной статье акцентировано внимание на сложных и спорных моментах, возникающих на практике при исполнении договора транспортной экспедиции.

Правовые основы экспедиторской деятельности

Правовое регулирование обязательств по договору транспортной экспедиции осуществляется в соответствии с гл. 41 «Транспортная экспедиция» Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Федеральный закон № 87-ФЗ) и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 (далее — Правила транспортно-экспедиционной деятельности).

Согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Ситуация 1

Применение правил посреднических договоров к транспортно- экспедиционной деятельности

Правомерность и актуальность данной ситуации определяется тем, что в настоящее время нет однозначной позиции по вопросу, является договор транспортной экспедиции, предусматривающий организацию перевозки грузов, посредническим договором или нет.

Так, Федеральным законом № 87-ФЗ определяется порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

В то же время из ряда решений арбитражных судов следует, что указанный договор является посредническим (Определение ВАС РФ от 26.02.2007 № 2043/07 по делу № А12-10099/06-29, Постановление ФАС Московского округа от 02.11.2009 № КА-А40/11423-09 по делу № А40-77437/08-87-337).

Однако есть судебные решения, согласно которым транспортно-экспедиционная деятельность не является посреднической деятельностью, а признается самостоятельным видом деятельности (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.05.2010 № Ф03-2066/2010 по делу № А04-5510/2009).

Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к ст. 805 ГК РФ, согласно которой способы исполнения обязанностей экспедитора по договору транспортной экспедиции могут быть двух видов.

Во-первых, экспедитор по своему усмотрению может исполнять свои обязанности лично и (или) с привлечением других лиц.

Во-вторых, в договоре может быть прямо предусмотрен принцип личного исполнения, когда экспедитор исполняет свои обязанности только лично. Возможна также ситуация, когда по договору транспортной экспедиции экспедитор будет обязан лично исполнять лишь определенную соглашением часть своих обязанностей.

При возложении экспедитором исполнения своих обязанностей на третье лицо применяется общее правило п. 1 ст. 313 ГК РФ, в соответствии с которым клиент обязан принять исполнение, предложенное за экспедитора третьим лицом.

В связи с тем что способы исполнения обязанностей экспедитора по договору транспортной экспедиции могут быть двух видов, экспедиторы также могут осуществлять свою деятельность в двух качествах:

● деятельность в качестве агента по поручению и от имени клиента, когда экспедитор выступает как посредник между клиентом и перевозчиком;

● деятельность, когда экспедитор может выступать в качестве исполнителя услуг по перевозке грузов, то есть он может либо перевозить грузы собственным транспортом, либо привлекать организацию-перевозчика, оставаясь при этом полностью ответственным за перевозку в целом.

В первом случае предметом договора транспортной экспедиции является организация выполнения экспедитором за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) операций и услуг, связанных с перевозкой грузов.

При этом клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента (ст. 801 ГК РФ, п. 2 ст. 5 Федерального закона № 87-ФЗ).

Доходом экспедитора для целей бухгалтерского учета и исчисления налога на прибыль будет являться его вознаграждение, а затраты, возникающие в процессе исполнения договора, могут признаваться собственными затратами экспедитора или подлежащими возмещению клиентом в зависимости от условий заключенного договора. Как правило, именно условиями договора определяется, какие затраты и какая сумма компенсации подлежат перечислению экспедитору со стороны клиента для исполнения договора.

Во втором случае все расчеты с перевозчиками осуществляет экспедитор от своего имени. Иными словами, договор транспортной экспедиции оформляется как договор оказания услуг.

Такая форма договорных отношений, как правило, используется:

● при оказании экспедитором услуг клиенту своими силами без привлечения сторонних организаций;

● в случаях, когда экспедиторы, привлекая третьих лиц, не хотят предоставлять клиенту информацию о стоимости услуг третьих лиц и о размере своего вознаграждения или раскрывать иную коммерческую тайну;

● когда привлечение соисполнителя производится для оказания услуг нескольким клиентам. Например, экспедитор привлекает организацию, осуществляющую перевозку грузов, которые принадлежат различным клиентам.

При указанной форме договорных отношений цена договора определяется в виде единой стоимости услуг экспедитора, клиент не компенсирует ему затраты, понесенные в интересах клиента.

Доходом экспедитора для целей бухгалтерского учета и исчисления налога на прибыль является его выручка от оказания таких услуг. Затраты, возникающие в процессе предоставления экспедитором услуг по договору, будут признаваться в его бухгалтерском учете и учитываться при налогообложении прибыли.

К сведению. Договор транспортной экспедиции нельзя отождествлять с договором перевозки. Согласно гл. 41 ГК РФ в компетенцию экспедитора входят исключительно организация перевозки, заключение договора на перевозку груза и обеспечение его отправки (получения). Непосредственно перевозка грузов не является предметом деятельности экспедитора. Если же транспортная организация выступает одновременно в качестве организатора перевозки и перевозчика, ее взаимоотношения с клиентом регулируются не только положениями гл. 41 ГК РФ, но и положениями гл. 40 «Перевозка» ГК РФ, а договор, заключенный между организацией и клиентом, является смешанным.

Документальное оформление услуг экспедитора

Пунктом 4 ст. 4 Федерального закона № 87-ФЗ предусмотрено, что при приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторские документы, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

Перечень экспедиторских документов определяется Правилами транспортно-экспедиционной деятельности (п. 2 ст. 2 Федерального закона № 87-ФЗ).

Получение экспедитором груза от клиента или от указанного им грузоотправителя подтверждается экспедиторской распиской (п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности), которая выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки (п. 12 Правил транспортно-экспедиционной деятельности). Форма экспедиторской расписки утверждена Приказом Минтранса России от 11.02.2008 № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов».

Если экспедитор организует перевозку по поручению и для клиента, иными словами, заключен посреднический договор, то в качестве основного документа, подтверждающего выполнение услуг по договору транспортной экспедиции, будет выступать отчет экспедитора. В нем следует указать:

● суммы, перечисленные экспедитору в счет заключенного по поручению клиента договора транспортной экспедиции;

● документы, подтверждающие выполнение транспортно-экспедиционных услуг;

● сумму своего вознаграждения.

К отчету экспедитора прилагаются документы, подтверждающие выполнение договора транспортной экспедиции: договоры с каждым из перевозчиков, акты выполненных работ с указанием маршрута доставки товарно-материальных ценностей, счета-фактуры, платежные поручения, выписки банка, подтверждающие оплату услуг.

Если клиент заключает договор транспортной экспедиции как договор оказания услуг, то согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона № 87-ФЗ и разъяснениям официальных органов документами, подтверждающими исполнение договора транспортной экспедиции, являются экспедиторские документы и акт оказания услуг.

Огромное количество споров и разногласий вызвала появившаяся недавно форма транспортной накладной.

В настоящее время официальная позиция сводится к следующему: при помощи одной только транспортной накладной расходы на перевозку подтвердить нельзя.

Заметим, что арбитражная практика по данному вопросу пока не сложилась. Не исключено, что судьи не согласятся с чиновниками и признают, что расходы на доставку можно подтвердить и посредством транспортной накладной.

Но пока рекомендуем «перестраховаться» и заполнить не только транспортную накладную, но и форму № 1-Т, тем более что Минтранс России не возражает против подобного варианта (письмо Минтранса Росcии от 20.07.2011 № 03-01/08-1980ис).

Важно! В случае заключения как договора транспортной экспедиции, носящего посреднический характер, так и договора на оказание экспедиторских услуг в перечень обязательных экспедиторских документов, подтверждающих выполнение договора транспортной экспедиции, транспортная накладная не входит.

Ситуация 2

Документы, подтверждающие расходы экспедитора при мультимодальных перевозках. Оформление «новых» транспортных накладных

Если доставку и перевозку грузов от места отправления до места назначения транспортом различных видов осуществляет один экспедитор (одна логистическая компания), то такая перевозка называется мультимодальной. При этом экспедитор принимает на себя ответственность за все расстояние перевозки и оформляет транспортные документы для клиента.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ (в ред. от 06.11.2011) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» транспортная накладная — перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза.

Поэтому если экспедитор передает по транспортной накладной перевозчику груз, то «новая» транспортная накладная не может служить основанием для оприходования товаров покупателем и списания товаров поставщиком. В связи с этим Минтранс России в письме от 20.07.2011 № 03-01/08-1980ис дополнительно разъясняет, что использование новой транспортной накладной не исключает применения накладных форм № 1-Т и № ТОРГ-12.

С целью правильного применения указанных накладных следует воспользоваться разъяснениями, приведенными также в письмах Минфина России от 17.08.2011 № 03-03-06/1/492, 17.08.2011 № 03-03-06/1/497, 17.08.2011 № 03-03-06/1/500, 17.08.2011 № 03-03-06/1/501.

Суть этих разъяснений состоит в следующем. Если покупатель доставляет приобретенный товар собственным транспортом, то договор перевозки с транспортной компанией не заключается и услуги по перевозке не оказываются. Соответственно, транспортная накладная не оформляется. Организация-продавец передает товар с сопроводительным документом, оформленным по форме № ТОРГ-12, на основании которого покупатель приходует товар. Затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство.

В случае если продавец доставляет проданный им товар покупателю и услуги по доставке не включены в цену товара, то возникают гражданско-правовые отношения по оказанию услуг по перевозке товара. Поэтому в данной ситуации необходимо оформить не только транспортную накладную, но и форму № 1-Т.

Таким образом, документами, подтверждающими исполнение договора транспортной экспедиции, являются:

● экспедиторские документы (п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности);

● акт оказания услуг;

● отчет экспедитора;

● товарно-транспортные накладные.

К сведению. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность сторон подтверждать факт оказания экспедиторских услуг подписанием соответствующего акта. Однако законодательство не содержит запрета на установление сторонами договора указанного порядка. Составление акта позволит сторонам договора существенно снизить налоговые риски.

Страхование грузов и ответственности экспедитора

Экспедитор является лицом, заинтересованным в сохранении груза (и в силу ст. 803 ГК РФ, и в силу ст. 6, 7 Федерального закона № 87-ФЗ). При заключении договора страхования экспедитор получает желаемую страховую защиту от убытков, которые могут возникнуть вследствие повреждения или утраты груза по вине третьих лиц, в том числе перевозчиков.

Ситуация 3

Определяем, кто должен страховать перевозимые товары — экспедитор или собственник товаров, и кто осуществляет затраты на страхование — клиент или экспедитор

Рассмотрение данного вопроса обусловлено не только тем, что расходы на страхование являются существенными при оказании экспедиторских услуг, но и тем, что они считаются дополнительными затратами для экспедитора.

В связи с этим правомерно встает вопрос о включении таких дополнительных затрат в собственные расходы экспедитора или, наоборот, о компенсации клиентом затрат на страхование, если они фактически осуществлены экспедитором.

В силу п. 2 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы:

1) риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (ст. 930 ГК РФ);

2) риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам — риск гражданской ответственности (ст. 931, 932 ГК РФ).

Что касается страхования имущества, то в ст. 7 Федерального закона № 87-ФЗ прямо указано, что экспедитор несет ответственность перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, а также указаны основания и размер ответственности экспедитора.

Иными словами, в законе предусмотрена ответственность экспедитора за сохранность грузов клиента и отсутствует запрет на заключение договора страхования грузов экспедитором.

К сведению. Затраты по имущественному страхованию могут быть включены в состав расходов экспедитора (логистической компании), если такие затраты прямо прописаны и подлежат включению в состав расходов экспедитора в соответствии с условиями заключенных договоров.

Например, расходы на страхование грузов будут являться невозмещаемыми расходами, если по условиям договора такие расходы должен нести экспедитор. В этом случае они включаются в общие затраты экспедитора, связанные с исполнением договора.

Если по условиям договора расходы на страхование грузов осуществляются за счет клиента и (или) иного доверителя, то для экспедитора они будут возмещаемыми затратами.

Иными словами, расходы, произведенные экспедитором за счет клиента и (или) иного доверителя (возмещаемые затраты), не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль логистической компании. В этом случае груз страхуется экспедитором, а клиент должен своевременно возместить экспедитору понесенные им денежные расходы по организации страхования грузов. Основанием для такого вывода служат нормы подп. 9 п. 1 ст. 270 НК РФ, п. 5 ст. 4 Федерального закона № 87-ФЗ.

При этом затраты, понесенные экспедитором и подлежащие возмещению клиентом, не признаются расходами экспедитора (п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99). На сумму данных затрат производится запись по дебету счета учета расчетов с клиентом (счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками») в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов с поставщиками и подрядчиками услуг, затраты на которые возмещаются клиентом (счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

При получении от клиента денежных средств в счет возмещения данных затрат в учете экспедитора погашается указанная дебиторская задолженность клиента, и доход при этом не образуется (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99).

Таким образом, расходы на страхование грузов могут осуществляться за счет клиента (возмещаемые затраты) либо включаться в собственные расходы экспедитора (невозмещаемые затраты) в зависимости от условий договора.

К сведению. В Федеральном законе № 87-ФЗ прописана обязанность экспедитора не заключать договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено экспедиторским договором. Эта норма направлена на то, чтобы не допустить двойного страхования груза — и клиентом, и экспедитором.

Ситуация 4

Включение затрат на страхование ответственности экспедитора, предусмотренных договором транспортной экспедиции, в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли

В соответствии со ст. 803 ГК РФ, п. 1 ст. 6 Федерального закона № 87-ФЗ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с гл. 25 ГК РФ и Федеральным законом № 87-ФЗ.

Если страхование грузов всегда осуществляется в интересах самого клиента, то страхование профессиональной ответственности осуществляется как в интересах экспедитора, так и в интересах клиента.

Транспортная компания, заключившая договор страхования ответственности экспедитора, считает себя защищенной от возможных неприятностей с перевозимым грузом и автоматического возникновения в связи с этим убытков. Соответственно, заключение данного договора позиционируется для клиента как преимущественный фактор при выборе транспортной компании.

Арбитражная практика по данному вопросу не является однозначной: встречаются решения, признающие правомерность страховой выплаты при заключении договора страхования ответственности экспедитором (Постановление ФАС Московского округа от 12.03.2009 № КГ-А40/1283-09), и решения, поддерживающие отказ страховой компании в выплате страхового возмещения (Постановления ФАС Северо-Западного круга от 13.10.2008 № А56-47226/2007, ФАС Уральского округа от 01.12.2008 № Ф09-8955/08-С5).

Рекомендуем в этой ситуации учитывать, что страхование риска ответственности за нарушение договора в соответствии с п. 1 ст. 932 ГК РФ допускается в случаях, предусмотренных законом.

Иными словами, в законе должна быть прямо предусмотрена возможность страхования риска неисполнения обязательств.

В настоящее время Федеральным законом № 87-ФЗ обязательное страхование ответственности экспедитора по договору транспортно-экспедиционного обслуживания автомобильным транспортом не предусмотрено.

Если при заключении договора транспортной экспедиции условие о страховании ответственности экспедитора все-таки предусмотрено, то здесь нужно учитывать следующее.

Страхование гражданской ответственности экспедитора не является обязательным видом страхования и не относится к видам добровольного страхования, расходы на которые учитываются для целей налогообложения прибыли организаций согласно п. 1 ст. 263 НК РФ.

Исключение составляют расходы в виде страховых взносов по договорам добровольного страхования ответственности за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями (подп. 8 п. 1 ст. 263 НК РФ, письмо УФНС по г. Москве от 08.09.2010 № 16-15/094901@).

Таким образом, расходы в виде страховых взносов по договорам добровольного страхования ответственности экспедитора (за исключением страхования ответственности при осуществлении деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями) не могут признаваться расходами для целей налогообложения прибыли.

Приведена в приложении № 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272.

Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (в ред. от 08.11.2010) (далее — ПБУ 10/99).

Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н (в ред. от 08.11.2010) (далее — ПБУ 9/99).

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Согласно настоящему Договору Экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет Клиента выполнить и/или организовать выполнение указанных в Поручении Экспедитору (Приложение № 1) транспортно-экспедиторских услуг, связанных с перевозкой и организацией перевозки грузов авиационным, железнодорожным, морским и автомобильным транспортом, а также выполнить иные транспортно-экспедиторские услуги по организации перемещения грузов в междугороднем сообщении на территории Российской Федерации.

1.2. В течение всего срока действия Договора Экспедитор обязуется по поручению Клиента, за его счет и за согласованную стоимость транспортно-экспедиторских услуг, размер которой определяется в каждом конкретном случае, в зависимости от характера груза, маршрута перевозки и действующих тарифов на момент осуществления перевозки, организовать выполнение следующих транспортно-экспедиторских услуг:

— перевозку грузов в пункт назначения, транспортом и по маршруту, указанных Клиентом в Поручении Экспедитору на перевозку;

— отправку и/или получение груза;

— погрузку и/или выгрузку груза на всем пути его следования;

— передачу груза в пункте назначения Клиенту или уполномоченному им лицу – Грузополучателю;

— другие услуги в соответствии с поручением Клиента.

1.3. Грузы для перевозки принимаются на основании Экспедиторской расписки (Приложение № 2), оформляемой Экспедитором, при приеме груза от Клиента или указанного им Грузоотправителя.

1.4. Положения Договора регламентируются Федеральным законом № 87-ФЗ от 30.06.2003г. «О транспортно-экспедиционной деятельности».

>2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Обязанности Экспедитора

2.1.1. Экспедитор обязан принимать груз по количеству тарных мест, объему, весу, без досмотра, проверки его внутреннего количества и состояния (без внутреннего пересчета, проверки комплектности, работоспособности, качества, наличия явных и скрытых дефектов, чувствительности к температурному воздействию), если иное не предусмотрено соглашением Сторон, оформленным в письменном виде и подписанным уполномоченными представителями Сторон.

2.1.2. Экспедитор дает Клиенту рекомендации по вопросам повышения эффективности перевозок за счет выбора рациональных маршрутов, снижения расходов по транспортировке, упаковке, погрузо-разгрузочным и другим операциям.

2.1.3. По поручению Клиента и за его счет Экспедитор организовывает доставку груза до/от склада Экспедитора, обеспечивает страхование, хранение, консолидацию и расконсолидацию груза и иные услуги в рамках исполнения настоящего Договора.

2.1.4. Экспедитор уплачивает пошлины, сборы и другие расходы, возлагаемые на Клиента, на всем пути следования груза.

2.1.5. Экспедитор консультирует Клиента в вопросах сертификационного и фитосанитарного контроля грузов.

2.1.6. Экспедитор по требованию Клиента уведомляет его в устной форме о маршруте перевозки, о предполагаемом времени прибытия груза в конечный пункт назначения.

2.1.7. Экспедитор обязан сообщать Клиенту обо всех обнаруженных недостатках и неточностях, содержащихся в документах, а также о несоответствии сведений действительным характеристикам груза.

2.1.8. Экспедитор предоставляет Клиенту информацию о стоимости услуг. Информация о стоимости услуг указывается в тарифах, действующих на момент передачи груза Экспедитору. Об изменении стоимости услуг Экспедитор уведомляет Клиента путем размещения новых тарифов на сайте Экспедитора www.mts-ms.ru не менее, чем за 3 (три) календарных дня до вступления изменений в силу. Размещение Экспедитором новых тарифов на сайте является надлежащим уведомлением Клиента об изменении тарифов.

2.2. Права Экспедитора

2.2.1. Экспедитор имеет право от своего имени, в интересах Клиента и за его счет заключать договоры перевозки, перевалки и хранения груза с третьими лицами. Возложение исполнения обязанностей на третьих лиц не освобождает Экспедитора от ответственности перед Клиентом за исполнение настоящего Договора.

2.2.2. При обнаружении недостаточности или несоответствия сведений, содержащихся в документах, предоставленных Клиентом, действительным характеристикам и параметрам груза, Экспедитор вправе не приступать к выполнению поручения Клиента до момента получения необходимых документов и дополнительных инструкций.

2.2.3. Принимать от Клиента вознаграждение за выполненные поручения и платежи для расчетов с перевозчиками, морскими и речными портами, аэропортами, складами, железнодорожными и автомобильными терминалами и другими третьими лицами, участвующими в процессе перевозки.

2.2.4. Производить в интересах Клиента расчеты с привлеченными к выполнению поручений третьими лицами.

2.2.5. Экспедитор вправе приостановить исполнение своих обязательств по Договору и удерживать находящийся в его распоряжении груз до момента полного погашения Клиентом своей задолженности. Удержание груза возможно не только в отношении груза, услуги по доставке которого не оплачены, но и любого груза, находящегося у Экспедитора на момент существования задолженности Клиента перед Экспедитором. За возникшую порчу груза вследствие его удержания Экспедитором в случаях, предусмотренным настоящим пунктом, ответственность несет Клиент.

2.2.6. Экспедитор вправе прекратить выполнение поручения по настоящему Договору в случае возникновения препятствий со стороны государственных или муниципальных органов власти.

2.2.7. В случае отказа номинированного Клиентом Грузополучателя принять от Экспедитора доставленный груз, Экспедитор вправе, после извещения Клиента, выгрузить груз в любом, удобном для него месте, с отнесением всех рисков и расходов по этой операции на Клиента.

2.3. Обязанности Клиента

2.3.1. В целях организации каждой конкретной перевозки груза Клиент выдает Экспедитору Поручение, которое скрепляется подписью уполномоченного лица и печатью Клиента.

2.3.2. Поручение Экспедитору подается в письменной форме, посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей установить, что документ исходит от стороны по Договору, или передается непосредственно представителю Экспедитора. Обо всех изменениях в сведениях, указанных в Поручении Экспедитору, Клиент обязан незамедлительно сообщать Экспедитору.

2.3.3. Клиент информирует Экспедитора о желательных сроках доставки, номенклатуре, порядке и пунктах назначения отправляемого груза, об условиях перевозки, количестве груза, реквизитах отправителя и грузополучателя, а также предоставляет иную информацию, необходимую для выполнения поручения Клиента.

2.3.4. Для выполнения Экспедитором своих обязательств по настоящему Договору Клиент обеспечивает Экспедитора или его представителей необходимой документацией (товарно-транспортные (транспортные) накладные и сертификаты, при необходимости, документы, необходимые для различных видов государственного контроля, документы, свидетельствующие об особых свойствах груза), требующейся для надлежащего транспортно-экспедиторского обслуживания грузов Клиента. Перечень требуемых документов и формы их заполнения согласовываются с Экспедитором в каждом конкретном случае.

2.3.5. Клиент обеспечивает Экспедитора специальными инструкциями по перевозке, перевалке и хранению грузов, требующих особых условий.

2.3.6. Клиент сообщает о намерении страхования груза до сдачи его на терминал пункта отправления.

2.3.7. При необходимости Клиент производит самостоятельную загрузку автотранспорта Экспедитора на складе Грузоотправителя.

2.3.8. Клиент своевременно оплачивает Экспедитору стоимость услуг по перевозке груза Клиента в размере и порядке, установленном настоящим Договором.

2.3.9. Клиент гарантирует, что описание и особенности груза являются полными и правильными.

2.3.10. Клиент гарантирует, что упаковка и маркировка груза, совершенная им, соответствует условиям перевозки, обеспечивает сохранность груза в пути следования и невозможность нанесения вреда перевозимым совместно с ним грузам других клиентов, а также оборудованию Экспедитора и исключает доступ к содержимому, за исключением случаев, когда услуга по упаковке груза выполняется Экспедитором. Перечень грузов, подлежащих обязательной упаковке, устанавливается в Приложении № 4 к настоящему договору. В случае отказа от необходимой упаковки, ответственность за все последствия порчи, повреждения, утраты своих и сторонних грузов несет Клиент.

2.3.11. Клиент самостоятельно несет ответственность за последствия ненадлежащей внутренней/внутритарной упаковки груза (бой, поломку, деформацию, течь, не до вложения груза, и т.д.)

2.3.12. В случае выдачи Клиентом Поручения Экспедитору на транспортно-экспедиторское обслуживание опасных грузов или грузов, требующих соблюдения определенного температурного режима Клиент обязан предварительно согласовать с Экспедитором все необходимые условия такой перевозки. Экспедитор имеет право не принимать к обслуживанию такой тип груза.

2.3.13. Клиент выдает Экспедитору доверенность на представление интересов Клиента во всех государственных и муниципальных организациях, предприятиях и организациях всех форм собственности.

2.3.14. Клиент обязан не предъявлять к перевозке запрещенные грузы.

2.3.15. В соответствии со ст. 3-5 Федерального закона № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» Клиент (Грузоотправитель) при сдаче груза обязуется предоставить документ, удостоверяющий личность, надлежащим образом оформленную доверенность, сопроводительные документы на груз и предъявить груз к осмотру внутренних вложений и сверки с сопроводительными документами.

2.3.16. При получении груза Клиент или Грузополучатель обязаны, обнаружив расхождение по количеству тарных мест, а также при получении груза с нарушением целостности упаковки, в обязательном порядке в момент принятия груза от Экспедитора, составить коммерческий акт по установленной законодательством РФ форме либо акт общей формы.

3. СТОИМОСТЬ УСЛУГ И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

3.1. Оплата услуг Экспедитора производится Клиентом на основании тарифов, действующих на момент отправки груза. Тарифы включают НДС (20%). Тарифы определяют стоимость услуг на основании учитываемых веса, объема, габаритов, маршрутов, способа доставки и дополнительных услуг.

3.2. За каждое выполненное поручение Экспедитор выставляет Клиенту счет, оплата которого производится в течение 3 (трех) банковских дней, но не менее 2 (двух) рабочих дней до даты прибытия груза в пункт назначения. В случае, если Клиент не согласен с размером суммы, указанной в счете, то он обязан заплатить неоспариваемую сумму и предоставить Экспедитору мотивированное объяснение в течение 3 (трех) банковских дней после получения счета.

3.3. Счет Экспедитора передается Клиенту по факсу или по электронной почте. Оригинал счета передается Клиенту вместе с Универсальным передаточным документом (далее — УПД), подтверждающим факт оказания услуг, и иными документами, передача которых предусмотрена настоящим Договором.

3.4. Клиент оплачивает оказанные транспортно-экспедиторские услуги и иные причитающиеся суммы Экспедитору путем перечисления средств на расчетный счет Экспедитора, или наличной оплатой в кассу Экспедитора в порядке, предусмотренном законодательством.

3.5. Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет Экспедитора либо дата оформления кассового чека.

3.6. Стороны ежеквартально подписывают акт сверки взаиморасчетов.

3.7. Экспедитор предоставляет Клиенту первичный документ – УПД, подтверждающий факт оказанных услуг по настоящему Договору при отгрузке. При не подписании УПД, Клиент обязан предоставить письменный мотивированный отказ в течение 14 (четырнадцати) календарных дней с момента получения УПД. Не предоставление Клиентом в указанный срок мотивированного отказа от его подписания, является фактом признания надлежащего исполнения Экспедитором своих обязательств в полном объеме. На этом основании Экспедитор считает УПД подписанным, а услуги оказанными.

3.8. В случае возникновения у Клиента задолженности перед Экспедитором, Клиент обязуется по требованию Экспедитора уплатить последнему неустойку в виде пени в размере 0,1% от суммы задолженности за каждый день просрочки в соответствии с п. 3.2 настоящего договора.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

4.1. Экспедитор несет ответственность перед Клиентом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по Договору по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами гл. 25 ГК РФ и Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

4.2. Экспедитор несет ответственность перед Клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его на склад и до выдачи груза Грузополучателю, указанному Клиентом, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые Экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

4.3. Экспедитор не производит сверку груза на соответствие наименований, количества и качества вложений (содержимого) с сопроводительной документацией, а также не проверяет груз на наличие явных или скрытых дефектов, и не несет ответственности за выявленные в процессе транспортировки и/или приема/выдачи груза несоответствия, в том числе за внутритарную недостачу груза при целостности наружной упаковки.

4.4. Клиент самостоятельно несет ответственность за несоответствие внутритарного содержимого груза, заявленного в предоставляемых сопроводительных документах на груз, необходимых для транспортировки груза.

4.5. Клиент несет ответственность за возможные последствия несвоевременного предоставления, а также, предоставления неправильных или неточных данных по выданному Экспедитору поручению, за искажение сведений о грузе и его свойствах, в результате чего возникают обстоятельства, влияющие на безопасность движения и эксплуатацию транспорта. За отправление запрещенного для перевозки груза с Клиента взыскивается штраф в размере пятикратного тарифа на все расстояние перевозки или сумму причиненного ущерба.

4.6. Клиент несет материальную ответственность за причинение убытков Экспедитору в связи с аннулированием поручения, не предоставлением, согласно принятого Экспедитором поручения, груза к перевозке, простоем или холостым пробегом собственных или привлеченных Экспедитором транспортных средств, в размере понесенных расходов Экспедитора.

В случае если будет доказана необоснованность отказа Клиента от оплаты расходов, понесенных Экспедитором в целях исполнения обязательств, предусмотренных настоящим Договором, Клиент уплачивает Экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере 10 % от суммы этих расходов.

4.7. Если Экспедитор принимает к обслуживанию опасные грузы, а в процессе перевозки возникнет опасность для других грузов или может быть нанесен ущерб жизни или здоровью людей, то такие грузы могут быть уничтожены без предупреждения Клиента с отнесением расходов на него.

4.8. В случае если во время выдачи груза Клиент, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили Экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, что они получили груз неповрежденным. Основанием для применения ответственности и предъявления претензий Экспедитору является коммерческий акт, либо акт общей формы. Не составление коммерческого акта/ акта общей формы в момент получения груза Клиентом, либо его уполномоченным лицом, лишает Клиента права на предъявление претензии в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4.9. настоящего договора.

4.9. В случае если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, такое уведомление Экспедитору может быть сделано не позднее чем в течение 14 (четырнадцати) календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата получения Экспедитором такого уведомления.

4.10. Право на предъявление Экспедитору претензии и иска имеет Клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.

4.11. Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.

4.12. Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня ее получения.

При частичном удовлетворении или отклонении Экспедитором претензии к нему в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.

4.13. Экспедитор вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленного настоящей статьей срока, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной.

4.14. После устного уведомления Клиента о прибытии груза в пункт назначения, груз может находиться на ответственном хранении, на складе Экспедитора без дополнительной оплаты в течение 2 (двух) дней с момента уведомления. Если Клиент по истечении этого срока не получает груз, Экспедитор вправе выставить ему счет за хранение груза по тарифам согласно Приложению № 3.

7. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

7.1. Настоящий Договор вступает в силу с даты его подписания и действует по 31 декабря 2019 года. Договор считается пролонгированным на каждый последующий календарный год на тех же условиях, если ни одна из Сторон не уведомит другую о желании расторгнуть Договор за 30 (тридцать) календарных дней до истечения срока действия Договора.

7.2. Все изменения и дополнения к настоящему Договору действительны лишь в том случае, если они совершены в письменном виде и подписаны уполномоченными на то представителями Сторон.

7.3. Все уведомления и сообщения в рамках Договора должны направляться Сторонами друг другу в письменной форме.

7.4. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах по одному для каждой из Сторон.

7.5. Стороны признают, что Договор и сделки по нему могут быть заключены путем составления одного документа, подписанного Сторонами, а также путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи (факсу, электронной почте), позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по Договору.

Электронным документом, передаваемым по каналам связи, признается информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических либо аналогичных средств, включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту.

При этом Стороны обязуются направлять (передавать) подлинники подписанных документов в течение 5 (пяти) дней с даты их подписания.

7.6. Во всем, что не предусмотрено настоящим Договором, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

8. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

8.1. Стороны договорились сохранять в режиме конфиденциальности любые сведения, полученные одной Стороной в отношении другой в ходе исполнения обязательств по настоящему договору. Вся представляемая Сторонами друг другу техническая, финансовая и иная информация, связанная с заключением и исполнением настоящего Договора, признается конфиденциальной.

8.2. Стороны принимают все разумные и необходимые меры для предотвращения передачи информации третьим лицам. Стороны вправе раскрывать такую информацию третьим лицам в случае привлечения их к исполнению договора только в той части, которая необходима им для осуществления их обязательств.

8.3. Ограничения относительно разглашения информации не распространяются на общедоступную информацию и информацию, представляемую по запросам государственных органов в случаях, установленных законом, а также информацию, ставшую известной Стороне из иных источников до или после получения её от другой Стороны.

ЭКСПЕДИТОР:

КЛИЕНТ:

ООО ТК «Мега Транс Сервис»

101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 30/1/2, строение 2, помещение I, комн. 12А

Адрес склада: 111141, г. Москва, ул. 3-й проезд Перова Поля, д. 8

Почтовый адрес: 111141, г. Москва, а/я 112

ООО ТК «Мега Транс Сервис»

ОГРН: 5177746208074, ОКПО: 20197810

ИНН/КПП: 9701094395/770101001

Р/сч.: 40702810538000157419

в ПАО СБЕРБАНК, г. Москва

К/сч.: 30101810400000000225

БИК: 044525225

Тел.: 8 (495) 232-10-37(31, 30), 926-75-52

E-mail: top@mts-ms.ru, finans@mts-ms.ru

договор транспортной экспедиции

Вступление грузоотправителя и грузополучателя в отношения по перевозке грузов требует от них совершения ряда юридических и фактических действий (заключения договора перевозки, погрузку (разгрузку) транспортных средств, проверку количества и состояния груза и т. п.). Данные субъекты сами могут осуществить все эти действия, однако в отдельных случаях более целесообразным является привлечение к их выполнению субъекта, специализирующегося на оказании подобного рода услуг (экспедитора). Привлечение экспедитора к выполнению указанных действий ведет к возникновению особого рода транспортных обязательств — транспортно-экспедиционных.

Договор транспортной экспедиции — это соглашение, в силу которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договор, помимо норм Гражданского кодекса (ст. 801-806 ГК), регламентируют нормы Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Договор является консенсуальным или реальным, возмездным, взаимным (реальным является договор, когда выполняются услуги; консенсуальным, когда организуется выполнение услуг).

Сторонами договора являются клиент и экспедитор. В качестве клиента может выступать любой субъект гражданского права. В то же время ГК РФ конкретизирует данных субъектов, указывая в определении договора транспортной экспедиции на то, что они по отношению к экспедируемому грузу должны обладать статусом грузоотправителя или грузополучателя. В случае, если в качестве клиента выступают физические лица, имеющие целью приобретение экспедиторских услуг для удовлетворения личных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то к отношениям из договора транспортной экспедиции применяются в части, не противоречащей ГК РФ и Федеральному закону от 30 июня 2003 г. «О транспортно-экспедиционной деятельности», положения Закона «О защите прав потребителей».

Экспедитор — лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг. Каких-либо специальных требований к данному лицу законодательство не содержит. В настоящее время экспедиторская деятельность не является лицензируемой, поэтому может осуществляться любым субъектом без получения специального разрешения (лицензии). В то же время отдельные операции, входящие в круг оказываемых экспедитором экспедиторских услуг, отнесены к лицензируемым (например, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах и погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте).

Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если иное не предусмотрено договором экспедиции. При этом экспедитор не слагает с себя ответственности за исполнение договора третьим лицом, на которое возложено исполнение.

Существенным условием договора экспедиции является его предмет — услуги, связанные с перевозкой груза. Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание.

Форма договора — простая письменная. Стандартный набор экспедиционных услуг может оказываться на основании договора присоединения (ст. 428 ГК)*(67).

Перечень документов, подтверждающих заключение договора (экспедиторских документов), устанавливается Правилами транспортно-экспедиционной деятельности. Согласно п. 5 данных Правил таковыми являются:

  • поручение экспедитору;

  • экспедиторская расписка;

  • складская расписка.

Для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору.

Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест. Экспедитор рассматривает поручение в сроки, определенные в договоре транспортной экспедиции, и направляет его клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа. Поручение экспедитору подлежит исполнению с момента получения клиентом письменного подтверждения его согласования экспедитором.

В подтверждение факта получения экспедитором от клиента либо от указанного им грузоотправителя груза для перевозки экспедитором выдастся экспедиторская расписка. Если же экспедитор принимает груз на складское хранение, в подтверждение факта принятия груза им выдастся складская расписка.

Перечень экспедиторских документов, приведенный в п. 5 Правил, не является исчерпывающим. В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг сторонами договора может быть определена возможность использования иных документов в качестве экспедиторских. Например, экспедитором при приеме груза, если он является организатором перевозки груза в прямом смешанном сообщении, выдается экспедиторское свидетельство. Кроме того, п. 2 ст. 802 предусмотрено, что клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей, поскольку экспедиция является разновидностью сделки о представительстве.

Срок договора определяется характером взаимоотношений сторон (могут быть разовые, длительные и долгосрочные договоры).

Цену договора составляет вознаграждение экспедитора. Оно определяется по соглашению сторон. Вознаграждение следует отличать от компенсации расходов, понесенных экспедитором при осуществлении своей деятельности.

Объектом транспортно-экспедиционного обязательства является возмездное оказание услуг, направленных на обеспечение перевозки груза (транспортно-экспедиторских услуг). Законодатель различает основные транспортно-экспедиторские услуги и дополнительные. К основным относятся: организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом; заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза; обеспечение отправки и получения груза (абз. 2 п. 1 ст. 801 ГК РФ). Данный перечень не является закрытым, на что прямо указано в законе.

Содержание транспортно-экспедиционного обязательства составляют права и обязанности экспедитора и клиента. Основной обязанностью экспедитора является выполнение или организация выполнения определенных договором транспортной экспедиции услуг.

К обязанности экспедитора относятся:

1. Оказать услуги в соответствии с договором.

2. Уведомить клиента о допущенных отступлениях от его указаний, если возможность предварительного запроса о таких отступлениях отсутствовала или если ответ на соответствующий запрос не получен в течение суток. Уведомление должно последовать, как только это станет возможным, в порядке, определенном договором.

3. Предоставить по требованию клиента, которому оказываются услуги для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, информацию, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей, в частности:

  • об исполнителе транспортно-экспедиционной услуги и режиме его работы;

  • о фирменном наименовании организации, оказывающей услугу, месте ее нахождения;

  • о номере лицензии на право оказания услуги, сроке ее действия, об органе, выдавшем лицензию;

  • об условиях и о цене приобретения услуги;

  • о правилах оказания услуги.

4. Выдать клиенту при приеме груза экспедиторский документ.

5. Предоставить клиенту оригиналы договоров, заключенных от имени клиента в соответствии с договором транспортной экспедиции.

6. Возвратить клиенту доверенность, выданную для выполнения обязанностей экспедитора.

Права экспедитора:

1. Отступить от указаний клиента, если это необходимо в его интересах и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.

2. Выбрать или изменить вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента, если иное не предусмотрено договором.

3. Удерживать находящийся в распоряжении экспедитора груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения этих своих обязательств.

4. Не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором, до предоставления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей.

5. Проверить достоверность предоставленных клиентом необходимых документов, а также информации о грузе.

Обязанности клиента:

1. Своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую экспедитору для надлежащего исполнения своих обязанностей, а также документы для целей осуществления таможенного, санитарного и других видов государственного контроля.

2. Уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

Права клиента:

1. Выбрать маршрут следования груза и вид транспорта.

2. Требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором, предоставления информации о процессе перевозки груза.

3. Давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Клиент и экспедитор вправе предусматривать и другие права и обязанности сторон договора транспортной экспедиции.

Прекращение договора осуществляется путем его надлежащего исполнения и в иных случаях, установленных законом. Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора, предупредив об этом своего контрагента в разумный срок.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент и экспедитор несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с гл. 25 ГК и гл. 3 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки перевозчиком, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (перевозчик же несет ответственность только при наличии вины, причинной связи между его действиями и неисполнением договора, а также возникающими убытками). Последствием применения этого правила, может быть, ограничение ответственности экспедитора пределами, которыми замыкается ответственность транспортной организации. В частности, клиент может лишиться права на взыскание всех убытков, получив лишь исключительную неустойку (например, штраф за неподачу транспорта) или часть реального ущерба при не сохранности груза. Одновременно до одного года сокращаются и сроки исковой давности.

Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», несмотря на то, что ГК РФ не предусматривает возможности изменения установленного им правила об ответственности иными законами, содержит нормы об ответственности экспедитора за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза, произошедшие не в связи с нарушением договора перевозки, основанные на иных началах, нежели установленные гл. 25 ГК РФ. Еще одной новеллой указанного Закона является установление обязательного претензионного (досудебного) порядка разрешения споров (ст. 12) и сокращенного срока исковой давности — один год (ст. 13). Таким образом, Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» в значительной степени сблизил обязательства по перевозке грузов и транспортно-экспедиционные обязательства.

Односторонний отказ от договора влечет возмещение убытков, вызванных расторжением договора, и уплату штрафа контрагента в размере десяти процентов понесенных экспедитором или клиентом затрат.

>Договор транспортной экспедиции

Транспортная экспедиция

Вступление грузоотправителя и грузополучателя в отношения по перевозке грузов требует от них совершения ряда юридических и фактических действий (заключения договора перевозки, погрузку (разгрузку) транспортных средств, проверку количества и состояния груза и т. п.). Данные субъекты сами могут осуществить все эти действия, однако в отдельных случаях более целесообразным является привлечение к их выполнению субъекта, специализирующегося на оказании подобного рода услуг (экспедитора). Привлечение экспедитора к выполнению указанных действий ведет к возникновению особого рода транспортных обязательств — транспортно-экспедиционных.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (абз. 1 п. 1 ст. 801 ГК).

Данный договор является консенсуальным, двусторонним и возмездным.

Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме (п. 1 ст. 802 ГК). Перечень документов, подтверждающих заключение договора (экспедиторских документов), устанавливается Правилами транспортно-экспедиционной деятельности. Согласно п. 5 данных Правил таковыми являются:

  • поручение экспедитору;
  • экспедиторская расписка;
  • складская расписка.

Для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору.

Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест. Экспедитор рассматривает поручение в сроки, определенные в договоре транспортной экспедиции, и направляет его клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа. Поручение экспедитору подлежит исполнению с момента получения клиентом письменного подтверждения его согласования экспедитором.

Клиент на любом этапе исполнения договора имеет право отозвать ранее выданное поручение экспедитору с возмещением ему фактических расходов, связанных с исполнением поручения. Отзыв выданного поручения экспедитору производится клиентом в письменной форме.

В подтверждение факта получения экспедитором от клиента либо от указанного им грузоотправителя груза для перевозки экспедитором выдастся экспедиторская расписка. Если же экспедитор принимает груз на складское хранение, в подтверждение факта принятия груза им выдастся складская расписка.

Перечень экспедиторских документов, приведенный в п. 5 Правил, не является исчерпывающим. В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг сторонами договора может быть определена возможность использования иных документов в качестве экспедиторских. Например, экспедитором при приеме груза, если он является организатором перевозки груза в прямом смешанном сообщении, выдается экспедиторское свидетельство. Кроме того, п. 2 ст. 802 предусмотрено, что клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

Субъектами транспортно-экспедиционного обязательства являются экспедитор и клиент. В качестве клиента может выступать любой субъект гражданского права. В то же время ГК РФ конкретизирует данных субъектов, указывая в определении договора транспортной экспедиции на то, что они по отношению к экспедируемому грузу должны обладать статусом грузоотправителя или грузополучателя. В случае, если в качестве клиента выступают физические лица, имеющие целью приобретение экспедиторских услуг для удовлетворения личных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то к отношениям из договора транспортной экспедиции применяются в части, не противоречащей ГК РФ и

Федеральному закону от 30 июня 2003 г. «О транспортно-экспедиционной деятельности», положения Закона «О защите прав потребителей».

Экспедитор — лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг. Каких-либо специальных требований к данному лицу законодательство не содержит. В настоящее время экспедиторская деятельность не является лицензируемой, поэтому может осуществляться любым субъектом без получения специального разрешения (лицензии). В то же время отдельные операции, входящие в круг оказываемых экспедитором экспедиторских услуг, отнесены к лицензируемым (например, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах и погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте).

Объектом транспортно-экспедиционного обязательства является возмездное оказание услуг, направленных на обеспечение перевозки груза (транспортно-экспедиторских услуг). Законодатель различает основные транспортно-экспедиторские услуги и дополнительные. К основным относятся: организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом; заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза; обеспечение отправки и получения груза (абз. 2 п. 1 ст. 801 ГК РФ). Данный перечень не является закрытым, на что прямо указано в законе.

транспортно-экспедиционного обязательства составляют права и обязанности экспедитора и клиента. Основной обязанностью экспедитора является выполнение или организация выполнения определенных договором транспортной экспедиции услуг.

К обязанностям экспедитора также относятся:

  • выдача клиенту экспедиторского документа при приеме груза, а также представление клиенту оригиналов договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности;
  • сообщение клиенту об обнаруженных недостатках полученной от него информации, а в случае неполноты информации — запрос у клиента необходимых дополнительных данных;
  • предоставление по требованию клиента, приобретающего услуги для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, информации, предусмотренной законодательством РФ о защите нрав потребителей.

Круг обязанностей клиента установлен ст. 5 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности». К их числу относятся:

  • уплата экспедитору вознаграждения, а также возмещение понесенных им в интересах клиента расходов;
  • своевременное представление экспедитору полной, точной и достоверной информации, а также документов, необходимых для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля.

Одна из особенностей транспортно-экспедиционного обязательства заключается в возможности его прекращения в одностороннем порядке. В соответствии со ст. 806 ГК РФ любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок.

Нарушение экспедитором или клиентом обязательства, вытекающего из договора транспортной экспедиции, влечет наступление юридической ответственности стороны, совершившей такое нарушение. Ответственность экспедитора и клиента определяется по правилам гл. 25 ГК РФ. Однако для экспедитора законодатель предусматривает одно исключение. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, его ответственность перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», несмотря на то, что ГК РФ не предусматривает возможности изменения установленного им правила об ответственности иными законами, содержит нормы об ответственности экспедитора за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза, произошедшие не в связи с нарушением договора перевозки, основанные на иных началах, нежели установленные гл. 25 ГК РФ. Еще одной новеллой указанного Закона является установление обязательного претензионного (досудебного) порядка разрешения споров (ст. 12) и сокращенного срока исковой давности — один год (ст. 13). Таким образом, Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» в значительной степени сблизил обязательства по перевозке грузов и транспортно-экспедиционные обязательства.


ПОНЯТИЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ГРУЗОВ И ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
В.А. ЕГИАЗАРОВ
Егиазаров Владимир Абрамович
Доктор юридических наук, профессор. Специалист по гражданскому праву.
Родился 16 октября 1936 г. в г. Баку. В 1965 г. окончил Азербайджанский госуниверситет им. С.М. Кирова. В начале своей карьеры работал государственным арбитром Азербайджанской ССР, затем старшим консультантом Госарбитража РФ, м.н.с., с.н.с., ныне — главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.
Участвовал в работе над всеми законопроектами, касающимися экономической реформы в СССР в период 1980 — 1990 гг., над проектом Конституции СССР 1977 г.
Автор трудов: «Совершенствование законодательства о перевозках грузов в прямом смешанном сообщении», 1984; «Арбитражная практика и транспортное законодательство», 1984; «Гражданско — правовые сделки», 1995; «Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая», 1995.
В действующем законодательстве, ряде федеральных законов и постановлений Правительства РФ применены понятия «транспортирование грузов» и «перевозка грузов». Так, в статье 15 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» говорится о грузах, которые «хранятся, транспортируются», а в Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» в статье 1 «Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе» применяются понятия «перевозка» и «транспортирование» оружия. Статья 25 данного Закона называется «Учет, ношение, перевозка, транспортирование, уничтожение, коллекционирование и экспонирование оружия», т.е., перечисляя эти понятия, законодатель полагает, что они не тождественны и означают разные формы перемещения оружия. В Правилах оборота боевого, ручного, стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314 , также используются оба эти понятия, а раздел VI Правил носит название «Перевозка и транспортировка оружия».
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588.
СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681.
СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4790.
Применяемые в законодательстве понятия «транспортирование грузов» и «перевозка грузов», безусловно, не идентичны, так как означают различные формы перемещения грузов (продукции, товаров). Хотя может создаться впечатление, что эти понятия тождественны, поскольку и транспортирование грузов, и перевозка грузов подразумевают перемещение их из одной точки в другую. Однако это не так. Следует иметь в виду, что не всякое территориальное перемещение грузов (их транспортирование) с помощью транспортных средств, как это предусмотрено в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», можно назвать перевозкой. Так называемое технологическое транспортирование грузов, выполняемое собственным транспортом какого-либо физического лица (перевозка сырья со склада в цех, готовой продукции на склад и т.д.), не порождает обязательства по перевозке грузов. Не порождает обязательств по перевозке грузов, например, транспортирование оружия, осуществляемое не только внутри своего производства, но и за его пределами. Отличие транспортирования грузов от их перевозки состоит прежде всего в том, что последнее всегда осуществляется на основании договора перевозки и, самое главное, всегда строится на эквивалентно — возмездных началах. При транспортировании грузов этого может не быть, поскольку само транспортирование может осуществляться транспортным средством, принадлежащим юридическому или физическому лицу, без заключения договора и уплаты определенной суммы за транспортировку.
Таким образом, понятия «транспортирование грузов» и «перевозка грузов» не тождественны. Перевозкой считается такая перевозка грузов, которая осуществляется в соответствии с положениями главы 40 ГК РФ, т.е. с обязательным заключением договора перевозки и соблюдением всех правил, установленных на том виде транспорта, на котором осуществляется эта перевозка. При транспортировании грузов соблюдение этих положений не обязательно.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»
от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13.12.1996 N 150-ФЗ
«ОБ ОРУЖИИ»
(принят ГД ФС РФ 13.11.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.1997 N 116-ФЗ
«О ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ»
(принят ГД ФС РФ 20.06.1997)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.10.1997 N 1314
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОБОРОТА БОЕВОГО РУЧНОГО СТРЕЛКОВОГО И ИНОГО
ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ И ПАТРОНОВ К НЕМУ, А ТАКЖЕ ХОЛОДНОГО ОРУЖИЯ В
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВОЕНИЗИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»
Право и экономика, N 11, 1999

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ СДЕЛКИ: ПРАВО И ПРАКТИКА «

> Особенности правового регулирования договора перевозки и транспортировки грузов
ответственность транспортировка груз договор

Характеристика понятий транспортировки и перевозки грузов

Основа транспортного процесса — перемещение груза из одной точки в другую. Важным условием является разграничение понятий «перевозка грузов» и «транспортировка грузов».

По мнению В.А. Егиазарова «перемещение груза может быть осуществлено в форме перевозки груза, транспортировки груза, буксировки груза. Отличие транспортирования грузов от их перевозки состоит прежде всего в том, что последнее всегда осуществляется на основании договора перевозки, и самое главное всегда строится на эквивалентно-возмездных началах». По его мнению, «не порождает обязательств по перевозке грузов технологическое транспортирование грузов, выполняемое собственным транспортом физического или юридического лица Егиазаров В.А. Понятия «транспортирование грузов» и «перевозка грузов» в Российском законодательстве //Право и экономика. 1999.№ 11. С. 14.». Исходя из этого можно сделать вывод, что эти понятия не тождественны, так как означают различные формы перемещения грузов.

С.Ю. Морозов считает, что «более узким по отношению к транспортировке является понятие «перевозка», которая всегда осуществляется перевозчиком на эквивалентно-возмездных договорных началах. Если перемещение с помощью транспортных средств осуществляется для собственных нужд либо отсутствует признак возмездности договора, то налицо транспортировка груза или пассажира, но не перевозка. Так, нельзя рассматривать в качестве перевозки транспортировку груза юридическим лицом посредством собственных автомобилей с одного склада предприятия на другой, доставку своим транспортом в место жительства заготовленного колхозником сена или дров, транспортировку урана или боевого оружия».

В.А. Вайпан утверждает, что «транспортировка считается более широким понятием и её можно классифицировать на перевозку, транспортировку для собственных нужд и иную безвозмездную транспортировку.

В правовом смысле под перевозкой понимается эквивалентно-возмездная транспортировка грузов. Она всегда осуществляется на основании договора перевозки. Кроме того, возможно перемещение объектов с использованием транспортных средств для собственных нужд. Но в этом случае имеет место транспортировка груза, пассажира или багажа, но не перевозка (например, транспортировка грузов организацией на собственных автомобилях между своими подразделениями, доставка гражданином мебели на дачу на своей машине). Такая транспортировка грузов (продукции, товаров) и людей не порождает обязательств по перевозке. Не относится к перевозке и транспортирование грузов при отсутствии возмездности. Например, транспортирование оружия, боеприпасов, патронов. Это иная безвозмездная транспортировка».

Трубопровод считается одним из видов транспорта хотя не имеет транспортных средств, но сама инфраструктура «по совместительству» является транспортным средством. Основной тип грузов — жидкие (нефть, нефтепродукты) или газообразные.

Правовое регулирование отношений в сфере нефтеснабжения в основном связано с транспортировкой нефти, осуществляемой посредством использования системы магистральных нефтепроводов. «Слабое развитие законодательства в этой сфере считается одной из причин многочисленных дискуссий при определении правовой природы отношений, связанных с транспортировкой нефти. В литературе представлены разнообразные точки зрения относительно правовой сущности договора транспортировки. Данный договор относят к договорам перевозки, поставки, энергоснабжения, возмездного оказания услуг, переработки, смешанным договорам».

Широкое распространение получает точка зрения о том, что договор совпадает с конструкцией договора перевозки: нефть грузоотправителя является грузом, который перевозчик обязуется доставить в пункт назначения и выдать управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Между тем как пишет Л.И. Шевченко «формулировка «нефть грузоотправителя» может использоваться в случае если подразумевает, что данная нефть отделена от любой иной нефти, принадлежащей другим грузоотправителям. На её взгляд нефть, передаваемая в систему нефтепроводов различными отправителями, смешивается в нефтепроводе и в дальнейшем перемещается в общем потоке и выделить в нем нефть конкретного грузоотправителя невозможно. В силу чего правомерен вывод, что конструкция договора перевозки, не применима к отношениям по транспортировке нефти Шевченко Л.И. Развитие законодательства, регулирующего отношения по транспортировке нефти в системе магистральных нефтепроводов, и его влияние на теоретические представления об их правовой сущности // Юридический мир. 2013. № 5. С. 14 — 19.».

Также существует мнение об отнесении договора транспортировки нефти к категории смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГК). Д.Д. Логофет считает, что «данный договор включает в себя элементы договора перевозки, иррегулярного хранения и мены». По мнению С.Л. Ситникова, договор транспортировки состоит из элементов договора мены и договора об оказания услуг». В.А. Егиазаров видит в данном договоре элементы договора транспортной экспедиции.

На сегодняшний момент в России отсутствует нет четкого понятие какую правовую природу имеет данный договор, также отсутствуют легальные определения договоров, используемых в процессе транспортировки нефти и необходимо дальнейшее совершенствование, норм ГК и развитию энергетического законодательства в РФ.

Таким образом, перевозкой считается перемещение грузов, пассажиров и багажа, которое осуществляется в соответствии с положениями главы 40 ГК РФ, т.е. с обязательным заключением договора перевозки и соблюдением всех правил, установленных на том виде транспорта, на котором осуществляется эта перевозка. Проводя сравнительный анализ различных авторов, о тождественности понятий перевозки и транспортировки можно сделать вывод, что все они придерживаются мнения о том, что это совершенно разные понятия и главным отличием этих видов перемещения грузов является возмездность и обязанность заключения договора о перевозке, которая имеется при перевозке и отсутствует при транспортировке, общим является, то что предметом перевозки и транспортировки является перемещение грузов. Я разделяю точку зрения авторов и считаю, что смешение данных понятий не допустимо, так как наступают совершенно различные правовые последствия.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх