Доминирующее положение на рынке

1.2. Особенности поведения доминирующей фирмы на рынке несовершенной конкуренции

В реальной действительности встречается ситуация, когда крупнейшие фирмы в отрасли – одна или совместно действующая группа – удерживает доминирующее положение, т.е. у одной фирмы доля рынка может быть более 40%.

Как образно заметил Д. Шерер, в таких условиях “мелкие фирмы чувствительны к интересам доминирующих фирм – как мыши вокруг слона”22.

Выше были рассмотрены две модели, дающие представление о важных элементах ассиметричной конкуренции – это модель Стакельберга и модель доминирующей фирмы Форхаймера.

Внимание к данной взаимосвязи фирм, проявляющей на рынке в виде существования доминирующей фирмы, основано на том, что последняя демонстрирует в отрасли скрытый монопольный эффект и становится скрытым монополистом.

Неспроста в антимонопольном законодательстве уточняется ситуация на рынке, когда фирма признается доминирующей. Ее такое положение предопределяется долей рынка, которой она владеет. И именно этот факт важен для признания фирмы монополистом или нет.

Российское законодательство так определяет доминирующее положение фирмы. Под доминирующим положением понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара/услуги, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Получается, что обладание доминирующим положением — решающий признак, по которому устанавливается противоправность действий или соглашений на рынке. Причем оговариваются количественные параметры, при которых фирма признается монополистом с учетом ее доминирующего положения. 1.

Доля фирмы на рынке определенного товара не превышает 35%. При такой доле положение фирмы не признается доминирующим. 2.

Доля фирмы превышает 65%. В таком случае положение признается доминирующим, если, как уточняет законодательство, хозяйствующий субъект не докажет обратного. 3.

Доля фирмы на рынке определенного товара превышает 35%, но меньше 65%. Такое положение может быть признано доминирующим на основании других критериев, таких как:

— возможность субъекта оказывать решающее влияние на конкуренцию, —

затруднять доступ на рынок других фирм,

— либо иным способом ограничивать их деятельность.

Итак, необходимо выделить несколько причин положения, когда фирма на рынке выступает как доминирующая. 1.

Преимущество в издержках. Такая ситуация, когда у лидера средние издержки ниже, чем у конкурентов возникает тогда, когда доминирующая фирма может обладать эффективной технологией или более качественными ресурсами. Это может быть связано также и с преимуществами в навыках и опыте, ведь крупная фирма способна в большей степени усваивать и использовать накопленный опыт, либо с преимуществами экономии на масштабах. 2.

Производство продукта более высокого качества. Высокое качество продукта с точки зрения рынка определяется не только внутренними характеристиками выпускаемого товара, но и рекламой, репутацией фирмы или тем, что данное предприятие давно производит этот продукт, в результате чего складывается приверженность потребителей данной торговой марке. 3.

Заключение картельного соглашения. Координация деятельности фирм, заключающих картельное соглашение, оказывает такое же влияние на рыночную цену, что и одна крупная фирмы. Если все фирмы в отрасли входят в картельное соглашение, то они действуют как монополия. Если же только несколько фирм придерживаются такого поведения – картель, то ситуация представляет собой модель доминирующей фирмы.

Ценовое лидерство означает, что доминирующая фирма назначает цену на продукт, а фирмы-конкуренты следуют этой цене, либо устанавливают свою цену, но сориентированную на лидера.

Поскольку фирма – лидер позволяет фирмам-конкурентам продавать какое угодно количество товара по назначенной ею цене, у фирм-конкурентов исчезают стимулы назначать более низкую цену. Если эти фирмы все-таки идут на это, то они теряют полностью рынок сбыта и вполне возможно даже уходят с рынка.

Цена лидера на этом рынке выступает своего рода “ценовым зонтиком” для фирм-конкурентов. Даже если качество их товаров ниже, чем у доминирующей фирмы, то репутация и имидж последней играет им на руку, и фирмы конкуренты могут найти рынок сбыта своей продукции. Подобная политика сегодня довольно широко известна в мире и многие фирмы из третьих стран производят товар под маркой всемирно известных фирм, причем качество их товаров иногда не чуть не хуже мировых аналогов, а более низкие цены привлекают покупателей и обеспечивают им сбыт продукции.

Поскольку доминирующая фирма определяет цену, по которой продается товар на рынке, фирма сталкивается с относительно неэластичным остаточным спросом и, следовательно, может расширять объем продаж, только снижая цену. С другой стороны, при данной цене часть спроса удовлетворяют фирмы-аутсайдера. В отношении остаточного спроса – разницы между рыночным спросом и предложением конкурентов — доминирующая фирма будет действовать как монополист, выпуская такое количество товара, чтобы предельная выручка от его продажи равнялась предельным издержкам его производства.

Наоборот, поведение конкурентного окружения осуществляется по-другому. Если цена у этих фирм опускается ниже, чем цена закрытия в долгосрочном периоде, фирмы вытесняются с рынка. Если нет, то фирма из конкурентного окружения получает экономическую прибыль.

Следовательно, остаточный спрос для доминирующей фирмы отражает два типа ограничений. При ценах выше минимальных средних издержках лидер сталкивается с остаточным спросом, а при ценах ниже – с общим рыночным спросом. Установление цены выше минимальных средних издержек позволяет получать и лидеру и конкурентному окружению экономическую прибыль. Когда цена устанавливается ниже минимума средних издержек типичной фирмы из конкурентного окружения, фирмы покидают рынок, и фирма-лидер становится монополистом. Теперь весь рыночный спрос ее, и она ведет себя как типичная монополия.

Выбор варианта поведения доминирующей фирмой определен рядом обстоятельств. Немаловажную роль играют издержки на единицу продукции доминирующей фирмы. Если ее издержки не сильно отличаются от конкурентов, то лидер установит цену на уровне выше минимума средних издержек и все в отрасли будут получать экономическую прибыль – и она, и конкурентное окружение. Если барьеры для входа сильны и не ожидается вход новых фирм на рынок, то такая ситуация может стать и долгосрочной перспективой для отрасли и фирм. Так как издержки доминирующей фирмы ниже издержек конкурентов, а объем больше, то совокупная прибыль лидера будет больше, чем прибыль типичной фирмы-аутсайдера, но при этом все равно меньше, чем если бы она была монополистом.

Рисунок 1.

Сравнение объема прибыли монополии а) и доминирующей фирмы

в конкурентном окружении б)

А) Б)

Монополист контролирует спрос целиком и назначает цену такую, чтобы MR=MC (цена Р1). При тех же издержках доминирующая фирма сталкивается с остаточным спросом RD и назначает цену, исходя из условия MRL=MCL (цена РL) . Хотя доминирующая фирма производит меньшее количество товара, чем монополист ( Q1?Qm), рынок в целом получает больше товара, чем в условиях монополии за счет наличия предложения фирм-конкурентов (Q=QL+Qa?Qm). На рынке с доминирующей фирмой потребители получают дополнительный излишек.

Рисунок 2.

Модель доминирующей фирмы

Итак, такая модель доминирующей фирмы работает, когда вход для остальных фирм в отрасль закрыт.

Однако в реальной экономической действительности проблема ценообразования доминирующей фирмы не так проста. У доминирующей фирмы всегда существует две возможности: 1-

когда она, не обращая внимание на возможность входа новых конкурентов, продолжает максимизировать прибыль, 2-

когда она устанавливает цену, устраняющую вообще стимулы входа на рынок новичков.

При рассмотрении первого варианта речь пойдет о ценовой политике высоких цен доминирующей фирмы, которая получила название “самоубийственного поведения”.

Если доминирующая фирма действует на рынке однородной продукции, то фирмы-конкуренты максимизируют прибыль, устанавливая цену на уровне предельных издержек. Лидер устанавливает цену при предположении, что он обладает всей полнотой информации относительно рыночного спроса, собственных издержек производства и предложения своих конкурентов. Если доминирующая фирма назначает высокую цену, которая позволяет конкурентным фирмам получать экономическую прибыль, то у конкурентных фирм будут стимулы для расширения производства. Кроме того, новые фирмы также будут желать войти на рынок. В результате предложение на рынке увеличится, доля доминирующей фирмы будет уменьшаться, сокращая естественно ее рыночную власть, что и демонстрирует ее “самоубийственное” поведение.

Оценка потерь доминирующей фирмы предопределена ее издержками. Не обладая преимуществом в издержках фирма в долгосрочном периоде может быть вытеснена более эффективно развивающимися конкурентами. Именно в этом и состоит одно из главных ограничений монопольной власти на рынке доминирующей фирмы в конкурентном окружении в долгосрочном периоде.

В долгосрочном периоде со свободным входом экономическая прибыль фирмы-конкурента, конечно, будет равна 0, а цена устанавливается на уровне цены закрытия типичной фирмы. Но поскольку издержки доминирующей фирмы ниже издержек конкурентов, то последняя будет получать положительную прибыль и в долгосрочном периоде, но ее величина будет меньше, чем в краткосрочном. Если же доминирующая фирма значительно снизит свои издержки, то конкуренты вынуждены будут уйти с рынка, и она останется монополистом в отрасли. Поэтому величина издержек становится стратегической переменной для доминирующей фирмы, и она заинтересована в постоянном снижении ее величины.

Сохранение монопольной власти в долгосрочном периоде требует от лидера проведения стратегической политики, направленной на предотвращение входа потенциальных конкурентов. Это становится целью лидера и максимизация прибыли уходит на второй план. В экономической теории были разработаны статические модели ценообразования, ограничивающего вход, которые предполагают, что орудием предотвращения входа новых фирм является преимущество доминирующей фирмы в издержках. Общеизвестными являются две модели – модель Бэйна и модель Модильяни и Сайлос-Лабини.23

Модель Бейна предполагает абсолютное преимущество в издержках у доминирующей фирмы. Согласно этой модели для предотвращения входа новых фирм в отрасль, старая фирма должна установить цену ниже издержек на единицу продукции у фирмы-конкурента, которая потенциально могла бы войти в отрасль. Проблема выбора между стратегиями “препятствовать входу” или “не препятствовать входу” возникает только тогда, когда ограничивающая вход цена ниже цены, приносящей максимальную прибыль фирме в краткосрочном периоде. В этом случае для выбора стратегии фирма оценивает текущую дисконтированную стоимость потока прибыли, которую она может получить препятствуя входу, и ту, которую она получит, если будет стремиться к максимизации своей прибыли. Конечно, второй вариант создает угрозу входа многих фирм на рынок, что для старой фирмы крайне нежелательно. Очевидно, что выбор между двумя стратегиями будет зависеть не только от величины прибыли в том и другом варианте, но и от величины дисконта, отражающего предпочтения фирмы по отношению к будущим и текущим доходам, а также от уровня хозяйственного риска. Чем ниже величина дисконта и выше уровень риска, тем предпочтительнее оказывается стратегия максимизации прибыли, и здесь конкуренты могут свободно входить в отрасль, ведь фирма будет занята процессом создания прибыли.

Модель Модильяни предполагает, что для предотвращения входа новых конкурентов в отрасль старая фирма должна обладать относительными преимуществами в издержках, порожденными объемом выпуска при наличии положительной отдачи от масштаба. Старая фирма в отрасли назначает такую цену, чтобы новичку было бессмысленно входить на рынок.

Она формирует ограничивающую вход цену и объем продаж таким образом, чтобы при данном остаточном спросе новая фирма не могла получить прибыль ни при каком объеме производства. Так как новая фирма может при таком раскладе нести убытки, то она тем самым лишена стимулов входить в отрасль. Эта модель предусматривает, что скорость входа фирмы не очень высока, ибо если этого не наблюдается и фирма может мгновенно войти на рынок, то ей ничего не стоит поменяться местами со старой и назначить цену ниже имеющейся. В результате любого развития событий все равно в отрасли остается наиболее мощная фирма исходя из относительных преимуществ в издержках.

Уровень ограничивающей вход цены зависит от величины превышения цены над уровнем издержек при минимально эффективном выпуске, что определяется соотношением минимально эффективного выпуска к размеру рынка и эластичностью спроса по цене. Чем больше уровень минимально эффективного выпуска по отношению к размеру рынка и чем меньше эластичность спроса, тем больше возможности для отклонения цены от уровня издержек, тем выше возможности проводить политику ограничивающего вход ценообразования.

Эти модели ценообразования довольно широко распространены на практике, однако их применение требует соблюдения ряда условий, ведь такая политика расценивается как метод установления барьеров входа.

1 условие – доминирующая фирма должна точно оценить издержки своего производства и условия спроса (ценовую эластичность). Переоценка своего преимущества чревато потерей прибыли, а недооценка – потоком новых фирм в отрасль.

2 условие – доминирующая фирма должна поддерживать свой объем производства и соответственно объем продаж на таком уровне, чтобы суммарный выпуск всех продавцов оказался в точности равен уровню, способному эффективно ограничить вход. Самая большая трудность здесь состоит в том, что крайне трудно определить свою рыночную долю и долю фирм-конкурентов, ведь существуют значительные расхождения в издержках, а объем спроса неустойчив.

3 условие – новая фирма может быть крупным диверсифицированным концерном и тогда доминирующая фирма будет вынуждена сократить свой выпуск в отрасли. Здесь ценовая война становится опасной. Для предотвращения этого доминирующая фирма может назначить цену на уровне, максимизирующем краткосрочную прибыль, и попытаться –предотвратить вход с помощью угрозы снижения цены до ограничивающего уровня в случае их входа. Здесь важна способность доминирующей фирмы испугать угрозой своих конкурентов, для этого существуют различные пути : репутация — “я-агрессивный конкурент”, использование ассиметрии информации в отношении внутренних условий отрасли.

4 условие – в отраслях с высокой скоростью технологических изменений и быстро растущего спроса такая стратегия мало эффективна, так как быстро изменяющаяся внешняя среда не позволяет доминирующей фирме адекватно оценить уровень цены, ограничивающей вход.

5 условие – существующая асимметрия информации об издержках делает эту стратегию мало эффективной, ведь именно данный экономический параметр является стратегической переменной и от правильности его анализа зависит возможности ограничить вход в отрасль или максимизировать свою прибыль.

Во многих отраслях фирмы не могут входить и выходить непрерывно. Поэтому доминирующая фирма может вначале назначить очень высокую цену, не опасаясь конкурентов и понижать ее по мере притока новых фирм.

В экономической литературе существует модель рынка со свободным непрерывным входом, на котором действует доминирующая фирма. Эту модель впервые разработал Д. Гаскин.24

Модель предполагает, что фирмы постоянно входят на рынок, причем скорость вхождения известна доминирующей фирме и зависит от ожидаемой прибыли: чем выше ожидаемые прибыли, тем выше скорость входа. В то же время величина ожидаемой прибыли зависит от цены, которую назначает доминирующая фирма. Высокая цена стимулирует фирмы-новички повышать скорость вхождения, поскольку фирмам свойственно близорукое поведение – они считают, что высокие прибыли сегодня будут существовать всегда, т.е. и завтра.

Контролируя цену, доминирующая фирма может контролировать и скорость расширения рынка и входа новых фирм.

Если издержки доминирующей фирмы ниже издержек потенциальных конкурентов, то конкурирующая фирма войдет в отрасль, если рыночная цена не будет ниже предельных издержек. Цена доминирующей фирмы зависит от числа входящих конкурентов. Если это число невелико, то лидер может назначать высокую цену и получать положительную экономическую прибыль. При цене лидера равной средним издержкам новым фирмам не выгодно входить в отрасль и число фирм в отрасли будет стабильным. Такой уровень цены принято называть ограничительной ценой. Более высокая цена лидера по сравнению с ограничительной позволяет ей получать положительные прибыли, а если нет, то фирма теряет конкурентные преимущества и перестает быть доминирующей.

Когда фирмы-конкуренты осведомлены об изменениях прибыли по мере вхождения новых фирм в отрасль, то для них не характерна близорукая стратегия. Тогда в долгосрочном периоде цена остается на ограничительном уровне.

Когда вход новых фирм осуществляется одновременно и группой, то ценообразование для доминирующей фирмы распадается на два периода: первый – когда на рынке нет других фирм и вся прибыль достается фирме, и второй – когда новые фирмы группой входят на рынок, что опускает цену до ограничительного уровня. Оптимальная политика для доминирующей фирмы в этих условиях будет заключаться в том, чтобы назначить цену между монопольным уровнем и ограничительной ценой.

Иногда фирма готова использовать ценовую политику для создания барьеров путем жертвования прибылью, назначая цену на крайне низком уровне. Такая ценовая политика в экономической литературе получила название “хищническое (“грабительское”) ценообразование”.

Смысл такой политики состоит в том, что цена назначается лидером на уровне намного ниже средних издержек. Для того, чтобы сама фирма не несла потери, должно соблюдаться одно условие – фирма должна иметь значительное преимущество в издержках. Если для фирм-конкурентов такая политика станет уничтожающей, то доминирующая фирма будет только нести незначительные убытки или даже иметь малую положительную прибыль, ведь она обладает существенным преимуществом в издержках. Эта политика может использоваться для “чистки” рынка и превращения доминирующей фирмы в монополию. Эффективность такой политики для доминирующей фирмы связана не только с уровнем ее издержек, но и с высотой барьеров входа. Если они незначительны, то после ухода одних фирм на рынок придут другие, а это будет чревато ценовой войной, не обеспечивающей долгосрочную прибыль лидеру. Поэтому такую политику используют только в случаях, когда лидер твердо уверен, что после “расчистки” рынка он станет монополистом.

Анализ данной модели поведения доминирующей фирмы был проведен многими исследователями западной теории организации промышленности. В своей книге Ж.Тироль так оценил данную стратегию: “Хищничество влияет не на действительные перспективы соперников, а лишь на их восприятие этих перспектив.”25

Итак, при анализе стратегии доминирующей фирмы заметна роль входных барьеров.

“…Бэйн назвал входными барьерами все, что позволяет находящимся в выгодной ситуации фирмам зарабатывать сверхприбыли без угрозы входа…Стиглер предложил альтернативное определение, основанное на асимметрии укоренившихся фирм и новичков. Фон Вейцзекер дал близкое к Стиглеру определение: входной барьер – это затраты производства, которые должна нести фирма, пытающаяся войти в отрасль, но которые не несут фирмы, уже находящиеся в отрасли, и которые предполагают искажение в распределении с общественной точки зрения.”26

Данный параметр является объективным на рынке, но играет заметную роль при выборе и принятии стратегических решений. Но барьеры могут создаваться и самой фирмой в целях упрочения своих конкурентных позиций. Именно тогда эти барьеры приобретают смысл стратегических и целенаправленно используются фирмами. К стратегическим барьерам принято относить:

-сберегающие инновации;

-долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов;

-получение лицензий и патентов на данный вид деятельности;

-сохранение незагруженных мощностей,

-способы повышения минимально эффективного объема выпуска для отрасли (увеличение расходов на рекламную деятельность, маркетинговые исследования, издержки по созданию имиджа фирмы).

Данная проблема обстоятельно и подробно освещена в западной экономической литературе. Для понимания возможностей и условий развития доминирующей фирмы следует описать высоту и эффективность барьеров входа.

Дж.Бэйн выделяет 4 типа отраслей по высоте и эффективности барьеров входа. Его классификация стала общепринятой в теории отраслевых рыночных структур и используется для их анализа. 1.

Рынки со свободным входом – уже действующие фирмы не обладают никакими преимуществами по сравнению с потенциальными конкурентами (цена на уровне предельных издержек). 2.

Рынки с неэффективными барьерами входа – фирма с помощью ценовой и неценовой политики препятствуют входу новых фирм, однако значение данной стратегии ограждения невелико для фирм. 3.

Рынки с эффективными барьерами входа – фирмы обладают возможностями препятствовать входу новых конкурентов, но и осуществляют такую же политику по отношению к имеющимся в отрасли. 4.

Рынки с блокированным входом – вход новых фирм на рынок полностью блокирован старыми фирмами даже в долгосрочном периоде.

Очевидно, что исследование первого и четвертого типов рынка интересно, однако еще более плодотворным выглядит исследование второго и третьего типа. Здесь наличие или отсутствие стратегических барьеров входа в отрасль будет зависеть от ряда показателей, характеризующих положение фирм.

Итак, концепция эффективности политики барьеров входа отталкивается от того, что стратегия препятствия входу фирм-конкурентов сопряжена с определенными издержками, связанными либо напрямую с ценовой политикой (снижение цен), либо с различными методами неценовой конкуренции (инвестиции в производственные мощности, расходы на повышение качества для создания эффекта репутации). В первом случае затраты на создание барьеров входа можно рассматривать как неявные, во втором – как явные. В любом случае прибыль фирмы, проводившей эту политику, окажется меньше прибыли фирм, не практикующих стратегическое поведение. Поэтому эффективность стратегических входных барьеров определяется альтернативным сопоставлением прибыли фирмы, получаемой при отказе от политики барьеров с прибылью, полученной при условии осуществления соответствующих мероприятий по блокаде входа в отрасль.

Примерами неценовых барьеров доминирующей фирмы служат: 1.

Дополнительные инвестиции в оборудование.

Это своеобразные необратимые издержки фирмы. Если старая фирма обладает избыточными производственными мощностями, то после прихода новичков она способна увеличить выпуск вплоть до запретительного уровня, что приведет к потере необратимых издержек у нового конкурента. Величина необратимых издержек становится барьером выхода из отрасли, поэтому, чем выше данный уровень, тем менее охотно фирмы вступают в отрасль. 2.

Дифференциация продукта.

Наличие на рынке значительного количества субституционально зависимых товаров усложняет поиск для новой фирмы своей ниши на рынке. Основу такой стратегии для старой фирмы составляет положительная отдача от ассортимента.27 В условиях диверсификации товара действует положительный внешний эффект товарных марок: реклама одного товара положительно действует на сбыт и других товаров фирмы. 3.

Стратегическая вертикальная интеграция и вертикальные ограничения.

Долгосрочные контракты предотвращают вход потенциальных конкурентов, сужая рамки потенциального спроса. Распространение вертикальных контрактов служит стратегическим барьером входа, т.к. выступает сигналом для потенциальных конкурентов о силе или слабости лидера (долгосрочный контракт- слабость, краткосрочный – сила и уверенность фирмы).

Условия признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта. Иммунитеты для определенных хозяйствующих субъектов в отношении установления для них фактов наличия доминирующего положения. Сфера применения запрета злоупотребления доминирующим положением. Разграничение полномочий ФАС России и иных контролирующих органов.

Условия признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта. Иммунитеты для определенных хозяйствующих субъектов в отношении установления для них фактов наличия доминирующего положения. Сфера применения запрета злоупотребления доминирующим положением. Разграничение полномочий ФАС России и иных контролирующих органов.

Понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта.

В Мурманское УФАС России поступает большое количество жалоб о злоупотреблении доминирующим положением хозяйствующих субъектов, которые, по установленных критериям, не являются доминантами и на них не распространяются запреты Закона о защите конкуренции. Либо поступают жалобы на действия доминанта, осуществляемые им в пределах предоставленных гражданских прав. В подобных случаях от антимонопольного органа требуют разрешить гражданско-правовой спор, что также выходит за пределы предоставленных полномочий (например, согласовать условия договора по спорным позициям).

Кто такой хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение? При каких условиях обычный хозяйствующий субъект приобретает статус «доминанта»? Почему индивидуальный предприниматель, реализующий продукты питания в небольших объемах (пусть даже он единственный в районе), не является доминантам и не подлежат контролю со стороны ФАС? Почему не любые действия доминанта являются злоупотреблением своим доминирующим положением?

Поскольку количество времени выступления ограничено, остановимся на общих моментах (без особенностей признания доминирующего положения для финансовых организаций, коллективного доминирования). Более полная информация бедует размещена в докладе на сайте Мурманского УФАС России.

Критерии определения доминирующего положения установлены в статье 5 Закона о защите конкуренции и включают себя качественные и количественные показатели доминирующего положения.

Качественные критерии:

1. Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

То есть, доминирующее положение возможно тогда, когда у хозяйствующего субъекта есть реальная власть:

— оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке;

— устранять с определенного товарного рынка других хозяйствующих субъектов;

— затруднять доступ на определенный товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

2. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (статья 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О естественных монополиях»).

Например, услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; захоронение радиоактивных отходов; водоснабжение и водоотведение с использованием централизованной системы, систем коммунальной инфраструктуры; ледокольная проводка судов.

Иногда в Мурманское УФАС поступают жалобы на действия монополистов, к которым причисляют ТСЖ или арендодателя коммерческих площадей в торговом центре.

Количественные критерии.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов (если не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим, поскольку субъект не имеет возможности оказывать влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке

2) доля которого на рынке определенного товара превышает 35%, но менее чем 50%. В этом случае антимонопольный орган устанавливает наличие у хозяйствующего субъекта возможности оказывать влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В случае, если доля хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара превышает 35%, но менее чем 50%, процесс установления доминирующего положения такого хозяйствующего субъекта включает:

а) оценку динамики доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, которая должна быть неизменной или подвержена малозначительным изменениям;

б) оценку относительного размера долей на товарном рынке, принадлежащих конкурентам;

в) оценку возможности доступа на товарный рынок новых конкурентов.

Существуют также специальные правила определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта в зависимости от специфики рынка.

Особенности признания хозяйствующего субъекта доминирующим установлены также федеральными законами (Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).

В отношении финансовых организаций применяются критерии доминирования, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 № 359 «Об утверждении условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)» и постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2007 № 409 «Об утверждении условий признания доминирующим положения кредитной организации и правил установления доминирующего положения кредитной организации».

Условия признания коллективного доминирования перечислены в части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

1.1. Иммунитеты в отношении установления фактов наличия доминирующего положения.

При определении доминирующего положения хозяйствующего субъекта особое внимание следует обратить на установленные в антимонопольном законодательстве иммунитеты в отношении отдельных хозяйствующих субъектов, выручка которых не превышает 400 миллионов рублей.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 264-ФЗ) введены иммунитеты для определенных Законом № 264-ФЗ хозяйствующих субъектов в отношении установления в отношении них фактов наличия доминирующего положения и заключения отдельных антиконкурентных соглашений.

Частью 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции определено, что не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта — юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей.

Таким образом, два условия: в учредителях юридического лица только физическое лицо или несколько физических лиц (в том числе, индивидуальные предприниматели), выручка за последний год не более 400 миллионов рублей.

Вместе с тем, иммунитеты не будут применяться к такому юридическому лицу, если оно:

1) входит в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

Данное исключение не применяется к:

— хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;

— к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц, участниками которых являются только лица, входящие в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;

— к хозяйствующему субъекту, участником которого является индивидуальный предприниматель;

2) является финансовой организацией;

3) является субъектом естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии;

4) хозяйствующий субъект, имеющий в качестве учредителей или участников хозяйствующих субъектов — юридических лиц;

5) хозяйственное общество, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

В силу части 2.2 статьи 5 Закона о защите конкуренции, не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта — индивидуального предпринимателя, не входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, если выручка от реализации товаров такого хозяйствующего субъекта — индивидуального предпринимателя за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей.

То есть, индивидуальный предприниматель не может быть признан доминантом, если он не входит в группу лиц с другим (другими) хозяйствующими субъектами и его выручка менее 400 миллионов рублей.

Не может быть признано доминирующим положением хозяйствующего субъекта — индивидуального предпринимателя:

— входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;

— входящего в группу лиц с хозяйствующим субъектом или хозяйствующими субъектами, единственным участником которого или каждого из которых являются одно или несколько лиц, входящих в группу с хозяйствующим субъектом или хозяйствующими субъектами по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона,

при условии, что суммарная выручка от реализации товаров таких хозяйствующих субъектов за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей.

2. Понятие злоупотребления доминирующим положением. Сфера применения запрета злоупотребления доминирующим положением.

Предпринимательская деятельность хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, регулируется гражданским законодательством РФ с учетом особенностей, установленных антимонопольным законодательством.

В отношении предпринимательской деятельности такого хозяйствующего субъекта сохраняет свое действие принципы, установленные статьей 11 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), такие как равенство участников гражданских правоотношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, беспрепятственное осуществление гражданских прав.

Такой хозяйствующий субъект сохраняет свободу в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении условий договора с учетом положений иных федеральных законов.

Вместе с тем, на действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, также распространяются и предусмотренные гражданским законодательством обязанности: действовать добросовестно при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей, не извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного положения.

Правовой запрет злоупотребления доминирующим положением, сформулированный в статье 10 Закона о защите конкуренции, включает в себя общий запрет злоупотребления доминирующим положением, а также перечень конкретных форм данного нарушения, который не является исчерпывающим.

В связи с этим злоупотреблением доминирующим положением может быть признано также любое деяние, которое прямо не запрещается конкретным пунктом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, однако содержит все признаки злоупотребления доминирующим положением, определенные общим запретом злоупотребления доминирующим положением.

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;

11) манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

При оценке действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, антимонопольный орган исходит из того, были ли совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Антимонопольный орган принимает во внимание требования специального закона, предоставляющего соответствующее право и определяющего порядок его реализации. Не может быть признана злоупотреблением доминирующим положением реализация хозяйствующим субъектом права тем способом и в той форме, которые прямо предписаны специальным законодательством.

В качестве примера возможно привести обращение МУП, которое занимается теплоснабжением. Для производства тепловой энергии, которая поставляется потребителям, предприятие покупает электрическую энергию у гарантирующего поставщика. Электрическую энергию получает, но не платит за нее. Гарантирующий поставщик, доминант, после неудачных попыток взыскать задолженность в судебном порядке (МУП продолжает не платить, несмотря на решения суда) пользуется предоставленным правом и вводит режим ограничения потребления электрической энергии. Поскольку ему нужно брать средства для покупки электрической энергии на оптовом рынке. В данном случае Мурманское УФАС России не устанавливало в действиях гарантирующего поставщика признаков злоупотребления доминирующим положением, поскольку есть специальные нормы, которые дают ему право ввести режим ограничения, поскольку, перед отключением, он предпринял иные возможные попытки для погашения задолженности.

2.1. Сфера применения запрета злоупотребления доминирующим положением. Разграничение полномочий ФАС России и иных контролирующих органов.

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в редакции 275-ФЗ устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Злоупотреблением доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов неопределенного круга потребителей следует рассматривать, например, установление или поддержание доминирующим хозяйствующим субъектом монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

С момента вступления в силу новой редакции части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции заявления физических лиц о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом путем ущемления их интересов, не связанных с предпринимательской деятельностью, а также не связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции или не связанных с ущемлением интересов неограниченного круга потребителей подлежат направлению в соответствующий орган исполнительной власти наосновании части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

1) Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Таким образом, поступившее в антимонопольный орган заявление гражданина об ущемлении доминирующим хозяйствующим субъектом его интересов в связи с исполнением обязательств, возникающих из договорных или преддоговорных отношений направляются в Роспотребнадзор для рассмотрения в соответствии с компетенцией, поскольку в указанном случае гражданин должен пользоваться правами, предоставленными ему Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

2) Ущемление доминирующим хозяйствующим субъектом интересов гражданина может быть связано с нарушением правил предоставления коммунальных услуг.

Такие заявления антимонопольный орган направляет в соответствующий орган государственного жилищного надзора.

Согласно Положению о государственной жилищной инспекции Мурманской области, ее основными задачами являются: осуществление регионального государственного надзора в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований к:

— использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию,

— использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;

— созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

— предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;

— нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;

— требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее — обязательные требования).

3) Заявления об ущемлении интересов страховыми организациями направляются антимонопольным органом в Банк России, поскольку согласно пункту 18.4 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению.

Заявления, связанные с нарушением правил подключения (технологического присоединения) к соответствующим сетям не рассматриваются как заявления о злоупотреблении доминирующим положениям.

В таких случаях по заявлению антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх