Досмотр личных вещей

Приказ Минюста России от 13.07.2016 N 164 Об утверждении Порядка осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов

11. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения (статья 27.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 1; 2003, N 50, ст. 4847; 2008, N 49, ст. 5748; 2014, N 42, ст. 5615).

Приказ Министра обороны РФ от 24.12.2015 N 830 О реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Министерстве обороны Российской Федерации

применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 27.2 «Доставление», 27.3 «Административное задержание», 27.7 «Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице», 27.9 «Досмотр транспортного средства», 27.10 «Изъятие вещей и документов», 27.12 «Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения», 27.13 «Задержание транспортного средства», 27.14 «Арест товаров, транспортных средств и иных вещей» Кодекса.

Приказ МВД России от 17.11.2015 N 1092 Об утверждении Требований к отдельным объектам инфраструктуры мест проведения официальных спортивных соревнований и техническому оснащению стадионов для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности

Приказ ФСБ России от 21.11.2015 N 687 Об утверждении Перечня должностных лиц органов федеральной службы безопасности, уполномоченных на осуществление личного досмотра, досмотра вещей, транспортных средств и находящихся в них грузов

<1> Должностные лица органов федеральной службы безопасности, указанные в подпункте 3.1 настоящего Перечня, с учетом осуществляемых должностных полномочий в пределах компетенции и по линиям работы уполномочены на осуществление личного досмотра, досмотра вещей, транспортных средств и находящихся в них грузов при осуществлении контртеррористической операции (часть 2 статьи 27.7, часть 2 статьи 27.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 1; 2014, N 42, ст. 5615).

Приказ Росжелдора от 26.05.2015 N 198 О реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

а) процессуальные действия, предусмотренные статьей 27.2 «Доставление», статьей 27.3 «Административное задержание», статьей 27.7 «Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице», статьей 27.8 «Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов», статьей 27.9 «Досмотр транспортного средства», статьей 27.10 «Изъятие вещей и документов», статьей 27.14 «Арест товаров, транспортных средств и иных вещей», статьей 28.3 «Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе осуществлять следующие должностные лица федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации»:

Приказ Росрыболовства от 29.12.2008 N 491 О реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов

2. Доставление физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте выявления административного правонарушения, а также процессуальные действия, предусмотренные статьями 27.7, 27.8, 27.9, 27.10, 27.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе осуществлять должностные лица, указанные в приложении к настоящему Приказу.

<Письмо> Генпрокуратуры РФ от 27.02.2004 N 36-12-2004 <О Методических рекомендациях по организации работы прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административных правонарушениях>

на законных ли основаниях проводился личный досмотр и досмотр вещей задержанного, присутствовали ли при этом понятые; были ли изъяты какие-либо вещи и документы без составления протокола; организован ли учет и обеспечена ли сохранность изъятых у задержанных вещей и документов; не было ли случаев их утраты и невозвращения владельцам, то есть соблюдены ли требования ст. 27.7 Кодекса;

Приказ Министра обороны РФ от 17.01.2012 N 40 О реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Министерстве обороны Российской Федерации

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении предусмотрены статьями 27.2 «Доставление», 27.3 «Административное задержание», 27.7 «Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице», 27.9 «Досмотр транспортного средства», 27.10 «Изъятие вещей и документов», 27.12 «Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения», 27.13 «Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации», 27.14 «Арест товаров, транспортных средств и иных вещей» Кодекса.

Приказ МВД России от 13.08.2012 N 780 (ред. от 22.12.2014) О внесении изменений в Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 2 марта 2009 г. N 185

«<1> Часть 1 статьи 27.7 Кодекса, пункт 16 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции».».

90.3. Абзац третий после слова «задержания» дополнить словами «, задержания».

Распоряжение Ространснадзора от 24.03.2005 N АН-57-р(фс) «О совершенствовании организации лицензирования деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере транспорта»

2.2. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая пометка в протоколе о доставлении. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых осмотру, понятыми (ст. 27.7 КоАП).

Фото А. Ильченко

Вневедомственная охрана на выходе с предприятия дотошно проверяет сумки и портфели работников, не брезгуя пошарить и в карманах. На возмущение недовольных вяло кивает куда-то вверх, показывая вывешенную на стенке «бумагу» в рамочке: дескать, руководство распорядилось, к нему и претензии (а кто посмеет конфликтовать с начальством!) Ретивые борцы с воровством из лучших, казалось бы, побуждений пытаются подловить нечистых на руку, подвергая обыску всех без разбору…

Реклама

Оправданны ли «превентивные» меры? С точки зрения дирекции — безусловно. А с позиции закона? Могут ли руководители устраивать тотальные или выборочные проверки, а подчиненные — безропотно брать под козырек и потрошить личные вещи? С одной стороны, ловчил, ворюг, воришек как бы предупреждают: поймаем — ответишь. То есть, налицо в некотором смысле профилактика преступлений, особенно если соответствующий пункт заложен в трудовом договоре, контракте. С другой стороны — такая борьба с нарушителями и профилактика, по мнению некоторых юристов, — не что иное, как самоуправство, беспредел. Эксперты утверждают: тех, кто сам попирает закон, необходимо ставить на место — хотя бы в назидание другим. Судебная тяжба растянется на месяцы, а то и годы, но тем отраднее станет победа над зарвавшимся чинушей, слепым исполнителем чьих-то указов. Правда, о победителях не очень-то слышно. Есть ли они в Украине?

Желающим поделиться собственным опытом разрешения какой-то интересной правовой ситуации, подсказать совет другим, задать вопрос нашим экспертам следует присылать свои письма по электронной почте в адрес «Юрликбеза» — pravo@segodnya.ua

КИРПИЧ В КАРМАНЕ ТАЙКОМ НЕ УНЕСЕШЬ. Есть режимные предприятия с особыми, требующими повышенного контроля за работниками условиями труда. К ним относятся, например, стратегически важные объекты оборонного комплекса, предприятия Гознака, где печатаются деньги, бланки строгой отчетности, заводы ювелирпрома, выпускающие изделия из золота, других драгметаллов. Там отлажена очень жесткая система гласного и негласного контроля на разных этапах производства вплоть до постоянного использования камер видеонаблюдения, обязательного переодевания людей, а после работы — обязательного душа, дабы исключить факты краж и хищений.

— Поступая на такое предприятие, человек отдает отчет, что ему предстоит работать в условиях усиленного контроля, — говорит «Сегодня» эксперт Харьковской правозащитной группы Аркадий Бущенко. — Точно так же, нанимаясь в какую-то бизнес-структуру, частную фирму, кандидат соглашается с тем, что будет работать под неусыпным наблюдением, и это должно стать предметом регулирования трудового договора. «Добро» на некое вмешательство в свою жизнь скреплено его подписью в договоре или контракте. Вопрос в том, насколько это оправданно, и если да, в какой степени. Предположим, предприятие выпускает кирпичи, а рабочих после смены обыскивают — ну здравое ли это решение, если при всем желании кирпич в кармане не утаишь и незаметно не унесешь?!

Реклама

Однако если меры по ужесточению контроля предприняты после подписания договора (а на момент заключения это требование в нем не было заложено), и администрация заблаговременно не предупредила работника, согласно КЗоТ это может быть квалифицировано как существенное изменение условий труда и, следовательно, стать предметом трудового спора.

5 СОВЕТОВ, КАК ОДОЛЕТЬ «РАДЕТЕЛЕЙ» ПОРЯДКА

1. Если в трудовой договор с работодателем не заложено положение о личном досмотре, и оно не скреплено вашей подписью, требование охраны предъявить содержимое сумок, карманов и прочее является незаконным. Вы можете ему не подчиниться. При отказе ссылайтесь на нарушение прав, гарантированных Основным Законом.

2. Действия администрации и охраны предприятия могут быть обжалованы через суд. Для этого в обращении необходимо четко указать, кто, где, когда, при каких обстоятельствах пытался подвергнуть вас досмотру, применялись ли меры физического воздействия, унижающие вашу честь и достоинство. Запаситесь изданными администрацией инструкциями по поводу досмотра, а также письменными показаниями минимум двух свидетелей — эти материалы укрепят доказательную базу в ходе судебного разбирательства.

3. Не следует идти на поводу у руководства, предлагающего задним числом подписать дополнения к трудовому договору в виде добровольного согласия на досмотр — шансы заявителя выиграть дело в этом случае сводятся на нет.

Реклама

4. Требуйте компенсации как морального, так и материального ущерба, причиненного действиями руководства. Приложите медицинские справки, заверенные выписки из истории болезни, квитанции о покупке лекарств, подтверждающие, что унизившие ваше честь и достоинство проверки и нелады со здоровьем находятся в причинно-следственной связи.

5. Не бойтесь огласки, угроз увольнения, наказания, других репрессий, а также провокаций со стороны администрации. Закон на вашей стороне. Нужны только настойчивость, терпение, грамотная юридическая поддержка.

«УЗАКОНЕННЫЙ» ЛИЧНЫЙ ДОСМОТР — ЭТО ПРОИЗВОЛ

Из письма в редакцию: «На нашем металлургическом заводе практикуется досмотр сумок на проходных. За отказ от этой унизительной процедуры следует составление безграмотных с юридической точки зрения протоколов о задержании, которые затем направляются по месту работы в цех с просьбой принять меры дисциплинарного воздействия. Я неоднократно пытался выяснить, на основании чего охрана ведет себя таким образом. Мне показали инструкцию, где написано, что она имеет право производить личный осмотр вещей. А обязан ли я предоставлять свои вещи к досмотру? В моих функциональных обязанностях такого пункта нет. Прошу подсказать, как грамотно действовать в этой ситуации. Обращался в районную, городскую, облпрокуратуру — отвечают, что охрана действовала в рамках положений инструкции. Хочу обратиться в суд — на нарушение какой статьи какого закона сослаться? При одном из досмотров у меня были изъяты личные вещи — фотопринадлежности. После жалобы в прокуратуру мне предложили их забрать (зачем было изымать?). Можно ли предъявить иск о возмещении материального и морального ущерба? Помогите, пожалуйста! С глубоким уважением Олег Кумачев».

Ответ «Юрликбеза»: «Действия администрации предприятия, где трудится Олег Станиславович, являются грубым нарушением прав работников, Конституции, Законов Украины и подзаконных актов.

Реклама

Так, согласно статьи 28 Конституции каждый имеет право на уважение к своему достоинству и не может быть подвергнут унижающему его обращению либо наказанию. Досмотр сумок на проходных завода однозначно унижают достоинство работников предприятия. Ст. 55 Конституции, ст. 6 Кодекса административного судопроизводства Украины гарантируют защиту прав и свобод гражданина, а также судебную защиту. Каждый, таким образом, имеет право на обжалование в суде решений и действий органов государственной власти и должностных лиц.

Действия должностных лиц завода, грубо нарушающие права рабочих, могут быть обжалованы и признаны судом незаконными. Таковыми должны быть признаны и нормативные акты администрации (приказы, инструкции) о праве охраны предприятия досматривать работников на проходных. Администрация завода должна обеспечить такой порядок, чтобы не подвергать работников унизительным и незаконным обыскам и досмотрам.

Обыск может быть произведен только работниками органа дознания (милиции) или следователем и только в случае возбуждения уголовного дела при наличии достаточных оснований считать, что у лица находятся орудия преступления, вещи и предметы, добытые преступным путем, а также иные предметы и документы, имеющие значение для установления истины по делу (ст. 177 УПК Украины). Такой обыск лица производится по мотивированному постановлению следователя с санкции прокурора или его заместителя.

Обыск лица и выемка у него предметов и документов могут быть произведены указанными выше должностными лицами без постановления только в случаях, когда гражданин физически задержан уполномоченными на то людьми (работниками милиции, следователем), и есть основания полагать, что задержанный имеет при себе оружие либо иные предметы, представляющие опасность для окружающих, или же пытается освободиться от доказательств, изобличающих его или иных лиц в совершении преступления, а также при задержании подозреваемого (ст. 184 УПК Украины). Но эти случаи могут иметь место также лишь после возбуждения уголовного дела.

Без возбуждения уголовного дела сотрудники органов МВД, в соответствии с п. 6 ст. 11 Закона Украины «О милиции», имеют право проводить осмотр лиц, совершивших преступления или правонарушения, и предметов, находящихся при них, транспортных средств и изымать документы и предметы, которые могут быть вещественными доказательствами или использованы во вред их здоровью. Работники охраны завода такими правами не наделены. Поэтому все действия по досмотру личных вещей работников завода являются незаконными.

Прискорбно, что работники прокуратуры, куда г-н Кумачев обращался с жалобой на незаконные действия администрации и охраны завода, не оградили заявителя от произвола и не приняли никаких мер по опротестованию незаконных инструкций, принятых администрацией предприятия. Предложение забрать незаконно изъятые фотопринадлежности является еще одним подтверждением незаконности действий охраны.

Рекомендую г-ну Кумачеву обратиться в суд по месту нахождения завода с иском о признании действий его должностных лиц по досмотру вещей незаконными и взыскать с них в пользу заявителя материальный и моральный ущерб. Виктор Чевгуз, адвокат, кандидат юридических наук».

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Главу МВД Владимира Колокольцева попросили разобраться с ситуацией во время матча «Спартака» и «Рубина» в Казани 1 августа. Тогда болельщиц столичного клуба перед входом на стадион подвергали унизительной процедуре досмотра, требуя раздеться в подтрибунном помещении. В МВД Татарстана утверждают, что действовали в рамках правового поля.

Болельщица ФК «Спартак» Екатерина Степанова обратилась к главе МВД Владимиру Колокольцеву, генпрокурору Юрию Чайке и президенту РФПЛ Сергею Прядкину с просьбой разобраться в ситуации, сложившейся во время матча «Спартак» – «Рубин» в Казани 1 августа. Как написала Степанова в своем блоге, сотрудницы полиции подвергали посетительниц матча унизительной процедуре досмотра, включающей полное снятие всей одежды.

Получилось, что это уже не осмотр, а настоящий досмотр

«При входе на стадион девушки ждут очереди в подтрибунное помещение. Очередь стремительно растет, поскольку на досмотр каждой девушки уходит по 7–10 минут. Производят досмотр три–четыре сотрудника полиции. Какая-то девушка при выходе из подтрибунного помещения говорит, что полиция заставляет раздеваться. Захожу в комнату, там заводят в клетку. Предлагают присесть на стул и снять обувь. Снимаю, надеваю. Сотрудник полиции говорит, что обуваться не надо, поскольку я должна встать босиком на сомнительного вида мат и раздеться», – написала Степанова.

Когда девушка отказалась раздеваться, ее не пропустили на стадион, несмотря на то, что у нее был билет. Через полчаса переговоров ей все же позволили пройти.

Степанова призвала всех девушек, столкнувшихся с этим, обращаться в фан-клуб «Спартак – Москва». По ее словам, они вместе с юристами подготовили жалобу в МВД РФ, Генеральную прокуратуру РФ и РФПЛ. «Мне искренне жаль всех девушек, что не стояли на защите своей личности и достоинства, а молча снимали трусы», – пишет Степанова.

«В фан-клуб продолжают обращаться болельщицы с жалобами на процедуру досмотра девушек при входе на гостевой сектор в Казани, – сказал ИТАР-ТАСС директор фан-клуба Олег Семенов. – Юрист фан-клуба помогает всем обратившимся грамотно составить жалобы в соответствии с законодательством. К сожалению, порой в регионах желание обеспечить безопасность на трибунах заставляет сотрудников правоохранительных органов действовать чересчур жестко».

«К сожалению, случаи, о которых рассказывают болельщицы «Спартака», имели место. При мне давалось указание все сделать в соответствии с законом и не допускать такой жесткости при осмотре. Получилось, что это уже не осмотр, а настоящий досмотр», – заявил директор по безопасности РФПЛ Александр Мейтин «Р-Спорт».

В МВД Татарстана не видят проблемы. «Болельщики имеют право жаловаться на действия полицейских. Сотрудники полиции при проведении досмотра действовали в рамках правового поля», – сказал представитель ведомства «Интерфаксу».

По его словам, алгоритм проведения досмотровых мероприятий давно прописан.

«Перед матчем каждый сотрудник был проинструктирован. В случае если у полицейских возникали подозрения в том, что болельщики пытаются пронести запрещенные предметы на стадион, их могли попросить снять отдельные вещи в специально отведенной комнате», – уточнил представитель ведомства.

Адвокат Сталина Гуревич сообщила РАПСИ, что личный досмотр и обыск регламентированы Уголовно-процессуальным кодексом и КоАП.

«Эти процедуры допустимы в случаях, если человек подозревается в совершении административного или уголовного нарушения. Подчеркну, что основания должны быть достаточными. Безусловно, при такой процедуре обязательно должны быть понятые, и они, как и лицо досматриваемое, должны быть одного пола. Обязательно должен вестись протокол. У нас декларируется презумпция невиновности, нельзя предполагать, что лицо, добросовестно купившее билет и добросовестно идущее на матч, идет туда совершать преступление. Его могут досмотреть через рамку металлоискателя и могут проверить содержимое сумки, не более», – сказала она.

Отметим, это не первый такой случай в Казани. В декабре 2012 года болельщиков запускали на стадион по несколько человек через один вход, заставляли разуваться и стоять босиком на холодном кафеле.

Согласно части 2 статьи 6 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, которые регламентированы главой 2 Конституции Российской Федерации.

Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции» предоставляется право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если:

  • имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления,
  • или полагать, что они находятся в розыске,
  • либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении,
  • а равно если имеются основания для их задержания в порядке, предусмотренном статьей 27.3 (Административное задержание) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ) и (или) статьей 92 (Порядок задержания подозреваемого) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ).

Порядок обращения сотрудника полиции к гражданину регламентирован частью 4 статьи 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции». При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

  • назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
  • в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Порядок задержания подозреваемого в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации следующий: после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены следующие права:

  • знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения;
  • давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний. При согласии подозреваемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 75 УПК РФ (показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде);
  • пользоваться помощью защитника с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях, предусмотренных статьями 91 (основания задержания подозреваемого) и 92 (порядок задержания подозреваемого) УПК РФ, применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, с момента вручения уведомления о подозрении в совершении преступления, и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого;
  • представлять доказательства;
  • заявлять ходатайства и отводы;
  • давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;
  • пользоваться помощью переводчика бесплатно;
  • знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;
  • участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя;
  • приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, прокурора, следователя и дознавателя;
  • защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК РФ.

В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания, а также в соответствии с требованиями статей 189 (общие правила проведения допроса) и 190 (протокол допроса) УПК РФ. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу (часть 2 статьи 91 УПК РФ).

Согласно части 2 статьи 94 УПК РФ по истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания.

Личный досмотр (то есть непосредственный досмотр физического лица) и досмотр вещей, находящихся при физическом лице.

Порядок досмотра личных вещей сотрудниками полиции осуществляется в соответствии со статьей 27.7 КоАП РФ.

Данная статья предусматривает возможность применения двух мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: личного досмотра (то есть непосредственного досмотра физического лица) и досмотра вещей, находящихся при физическом лице.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, представляют собой обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности. Личный досмотр представляет собой внешнее обследование тела физического лица, а также находящихся при нем одежды, обуви, головного убора и иных вещей в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Данные меры носят кратковременный и безотлагательный характер и не предполагают получение согласия лица, в отношении которого они применяются. КоАП РФ не предусматривает возможность проведения досмотра вещей, собственник которых не известен (бесхозяйных, выброшенных, оставленных без присмотра вещей).

Необходимыми основаниями применения личного досмотра и досмотра вещей выступают:

  • данные, свидетельствующие о совершенном или совершаемом административном правонарушении (в том числе, когда лицо застигнуто на месте совершения административного правонарушения
  • либо когда имеется соответствующая информация, поступившая из государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений;
  • сообщения и заявления физических и юридических лиц либо показания специальных технических средств контроля);
  • обоснованное предположение компетентного должностного лица о наличии у физического лица орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

В связи с указанным личный досмотр и досмотр вещей проводятся в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения, которые подпадают под определение вещественных доказательств по делу об административном правонарушении согласно ч. 1 ст. 26.6 КоАП РФ (Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы).

Если при личном досмотре, досмотре вещей и предметов были обнаружены орудия совершения либо предметы административного правонарушения, указанные орудия (предметы) могут быть изъяты в соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ; на вещи, явившиеся орудиями совершения или непосредственными объектами административного правонарушения, может быть наложен арест согласно ст. 27.14 КоАП РФ.

Действующее законодательство предусматривает ограничения субъектного состава лиц, подлежащих личному досмотру. Так, в общем порядке личный досмотр не применяется к:

  • Президенту РФ;
  • Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента РФ;
  • депутатам Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
  • судьям;
  • арбитражным заседателям арбитражных судов субъектов Российской Федерации;
  • прокурорам и следователям Следственного комитета при прокуратуре РФ;
  • сотрудникам органов ФСБ России при исполнении ими служебных обязанностей;
  • сотрудникам федеральных органов государственной охраны при исполнении ими служебных обязанностей;
  • Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации;
  • иностранным гражданам, пользующимся дипломатическим иммунитетом.

Частью 2 статьи 27.7 КоАП РФ устанавливается исчерпывающий перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице, включающий должностных лиц, уполномоченных осуществлять доставление (ст. 27.2 КоАП РФ) и административное задержание (ст. 27.3 КоАП РФ).

Личный досмотр и досмотр вещей представляют собой различные меры обеспечения производства по делу об административных правонарушениях, применение которых обусловлено различными процессуальными гарантиями досматриваемого лица.

С позиций соблюдения законности, защиты прав и свобод человека и гражданина большое значение имеет норма ч. 3 статьи 27.7 КоАП РФ о проведении личного досмотра с участием двух понятых.

Согласно статье 25.7 КоАП РФ в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Отсутствие понятых обоснованно рассматривается судами как нарушение порядка привлечения к административной ответственности. В целях соблюдения норм нравственности личный досмотр проводится лицом одного пола с досматриваемым.

В случае необходимости для проведения личного досмотра могут быть приглашены медицинский работник, специалист, переводчик. Обследование тела досматриваемого проводится только медицинским работником. Специалист и переводчик не должны присутствовать в помещении, в котором проводится личный досмотр, в то время, когда лицо находится в нательном белье либо без одежды.

При личном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица вправе присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители).

При сопровождении физического лица в помещение, где будет проводиться личный досмотр, обеспечивается контроль за тем, чтобы указанное лицо во время следования не выбросило либо не уничтожило находящиеся при нем товары, предметы, документы.

В ходе личного досмотра допускаются обследование (прощупывание), в том числе с применением технических средств, верхней одежды физического лица, при необходимости с ее снятием, проверка содержимого карманов одежды.

Личный досмотр гражданина должен осуществляться в специально отведенном для этого помещении. Такое помещение должно быть изолированным и отвечать санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в него других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра с их стороны должны быть исключены. Недопустимо проводить личный досмотр нескольких лиц одновременно в одном помещении.

При производстве личного досмотра должны быть обеспечены безопасность и здоровье досматриваемого, его личное достоинство, сохранность сведений, компрометирующих досматриваемого, полученных при производстве досмотра.

КоАП РФ предусматривает право уполномоченных должностных лиц при проведении досмотра вещей, находящихся при физическом лице, применять видеозапись вместо присутствия двух понятых.

Частью 4 статьи 27.7 КоАП РФ предусмотрены исключительные случаи, когда личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, возможны в отсутствие понятых. Данное нормативное положение обусловлено необходимостью обеспечения личной безопасности лиц, уполномоченных на проведение досмотра, а также иных граждан. В качестве исключительных указаны случаи, когда есть достаточные основания полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия. Достаточные основания определяются поведением правонарушителя (агрессивность, отказ выполнить законные требования должностных лиц, оказание сопротивления), характером совершенного правонарушения (стрельба в общественных местах, мелкое хулиганство), показаниями свидетелей и потерпевших (об угрозе применения оружия или иных предметов, их демонстрация). Представляется, что к их числу может относиться вывод компетентного должностного лица, основанный на непосредственном восприятии, о наличии в карманах или под одеждой физического лица предметов, похожих на оружие, либо наличие ориентировки, что лицо, находящееся в розыске, вооружено.

К оружию относится огнестрельное, газовое, пневматическое и холодное оружие. Предметами, используемыми в качестве оружия, следует считать колюще-режущие предметы, предметы, ударами которых можно нанести человеку травму, самодельные взрывные устройства и т.п.

Согласно ч. 5 статьи 27.7 КоАП РФ при производстве личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице, в случае необходимости разрешено применение фото- и киносъемки, видеозаписи, а также любых иных установленных форм (способов) фиксации вещественных доказательств.

Установленные формы фиксации доказательственной информации включают в себя вербальную, графическую, предметную, наглядно-образную. К способам осуществления вербальной формы относятся протоколирование и звукозапись. Графическая форма осуществляется путем зарисовки объекта, составления планов и схем. Способы применения предметной формы следующие: изъятие предмета в натуре, копирование и получение слепков и оттисков, создание моделей. Фотографирование, видеозапись и киносъемка относятся к наглядно-образной форме фиксации доказательственной информации. Фотографирование позволяет быстро, объективно и точно фиксировать объекты, а также выявлять недоступные для зрения отдельные детали. Часто применяемая видеосъемка обеспечивает получение не только звуковой, но и образной информации.

К необходимым случаям применения фото- и киносъемки, видеозаписи, а также любых иных установленных способов фиксации вещественных доказательств следует отнести:

  • осуществление досмотра без участия понятых,
  • оказание досматриваемым лицом сопротивления должностному лицу, проводящему досмотр,
  • попытки скрыть вещественные доказательства,
  • а также иные случаи с целью получения доказательств по делу, подтверждения законности проведения досмотра.

Часть 6 статьи 27.7 КоАП РФ обязывает уполномоченное должностное лицо, проводившее досмотр, процессуально оформить применение указанной принудительной меры. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, должен быть составлен протокол либо сделана соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Прокуратура города Троицка провела проверку по обращению жительницы города по вопросу законности действий сотрудников магазина «Магнит», выразившихся в фактическом проведении личного досмотра её несовершеннолетних детей.

Установлено, что 12 февраля 2015 года в торговом зале магазина «Магнит», расположенном в г. Троицке по ул.Культуры 12, директор магазина без достаточных на то оснований заподозрила несовершеннолетних детей возрастом 7 и 9 лет в совершении мелкого хищения и потребовала у них показать карманы на предмет наличия неоплаченных товаров магазина. После выполнения её требований, против воли несовершеннолетних, провела их в кабинет директора, где совершила действия, фактические подпадающие под определение личного досмотра гражданина, а именно, не дождавшись от несовершеннолетней выполнения своих требований, расстегнуть куртку, на ощупь руками проверила у неё наличие товаров под предметами одежды.

Таким образом, директор магазина «Магнит», не имея достаточной информации о совершении административного правонарушения (мелкого хищения), не предприняв мер к вызову сотрудников полиции для осуществления правоприменительных процедур в отношении несовершеннолетних, с соблюдением требований ч.3 ст.55 Семейного кодекса РФ, п.4. ст.15 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», регулирующих вопросы участия законных представителей несовершеннолетних при проведении правоприменительных процедур, совершила действия, являющиеся личным досмотром, которые вправе совершать в отношении правонарушителей исключительно представители власти (личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице).

Своими действиями директор магазина нарушила права несовершеннолетней на защиту её родителями, а также предусмотренное ст.22 Конституции РФ право на личную неприкосновенность, вызвала у ребенка состояние страха, незащищенности и недоверия к взрослым.

По итогам проверки прокурором города в отношении директора магазина возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.1 КоАП РФ (самоуправство), которое направлено мировому судье судебного участка № 4 г.Троицка Челябинской области для рассмотрения по существу.

Административные материалы находятся на рассмотрении.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх