ДТП при перестроении

На севере Москвы рано утром во вторник, 31 мая, произошла крупная автоавария, в результате которой погибли три человека. Об этом сообщили в правоохранительных органах столицы.
В районе дома номер 73 по улице Большая Академическая в 4:20 мск столкнулись автомобили ВАЗ-2107 и ВАЗ-2109 и Toyota.
В результате столкновения три человека, находившихся в автомобиле ВАЗ-2107, погибли. На месте происшествия работают инспекторы ГИБДД и следователи, которые устанавливают детали случившегося.
Как сообщал «Гудок», накануне, 30 мая, в Глазовском районе Удмуртии в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП) с участием грузового и легкового автомобилей погибли четыре человека, один пострадал. Об этом сообщили в правоохранительных органах республики.
Как сообщается, ДТП произошло на автодороге Глазов — Яр у деревни Нижняя Кузьма. В результате лобового столкновения водитель легкового автомобиля и три его пассажира от погибли. Кроме того, пассажирка грузовика получила травмы.
29 мая крупное ДТП произошло в Карабудахтенском районе Дагестана, на трассе М-29 в трех километрах от Махачкалы в сторону Дербента. Столкнулись легковая машина, автобус «Икарус» и «Газель».
Согласно предварительным данным причиной аварии послужил выезд машины ВАЗ-21014 на встречную полосу и его столкновение с автобусом, в результате чего автобус выбросило на встречную полосу, и он врезался в маршрутку «Газель». В результате автокатастрофы погибли восемь человек.
Как сообщал «Гудок», 23 мая два крупных ДТП, в результате которых семь человек погибли и еще 13 получили серьезные ранения, произошли в Тульской области. В Алексинском районе автомобиль ВАЗ-2107 столкнулся с Chevrolet Lanos, в Щекинском районе «десятка» столкнулась с грузовиком и врезалась в автобус.
По данным ГИБДД, в Алексинском районе Тульской области в результате ДТП погибли пять человек, еще пятеро человек получили ранения.
Авария произошла на 20-м километре автодороги Алексин-Першино. 23-летний водитель автомобиля ВАЗ-2107 выехал на полосу встречного движения и столкнулся с машиной Chevrolet Lanos. В результате ДТП погибли оба водителя и трое пассажиров двух машин. Еще пять пассажиров иномарки — все подростки в возрасте 16-19 лет, получили тяжелые травмы.
По данным Госавтоинспекции, на машине Chevrolet Lanos возвращались с дискотеки жители деревень Поповка и Борисово Алексинского района региона.
В Щекинском районе Тульской области произошло столкновение пассажирского автобуса, грузовой машины и ВАЗ-2110, в результате погибли два человека, еще восемь человек получили травмы. «По предварительным данным, водитель «десятки» не справился с управлением, совершил выезд на встречную полосу и столкнулся с грузовиком MAN. После этого легковушка врезалась в автобус, следовавший по маршруту Тула — Ефремов, в котором находились шесть пассажиров», — сообщили в пресс-службе регионального Управления внутренних дел. Водитель и пассажир ВАЗ-2110 от полученных травм скончались на месте. Автобус упал в кювет. Остальные попавшие в аварию люди, по предварительным данным, получили незначительные травмы.
Как сообщал «Гудок», 4 мая в Свердловской области «Икарус» маршрута №907, следовавший из Красноуральска на 289-ом километре трассы «Серов- Екатеринбург» потерял управление на мокрой дороге, съехал в кювет и опрокинулся на бок. В аварии пострадал водитель автобуса, а пассажиры получили только легкие ушибы.
Как сообщили в пресс-службе областного управления ГИБДД, по предварительной версии 47-летний водитель автобуса не справился с управлением и съехал с проезжей части. Тяжелая машина соскользнула по мокрым от дождя откосам трассы вниз и завалилась на бок. 39 пассажиров, находящихся в момент аварии в салоне, сумели удержаться в креслах и получили только легкие ушибы. Более всего пострадал водитель «Икаруса», получивший ушибы и травмы средней тяжести. Его доставили в ЦРБ Невьянска.
Между тем буквально через час в регионе произошло второе ДТП с участием пассажирского автобуса. На 45 километре трассы Екатеринбург-Реж Toyota Avensis врезалась в междугородний автобус. 30-летний автомобилист превысил скорость и столкнулся со следовавшим впереди «Икарусом». И на этот раз все пассажиры автобуса уцелели, в больницу с сотрясением головного мозга доставили только виновника ДТП — водителя иномарки.

Минчанин Антон вчера днем стал участником несильной аварии. Во время перестроения из правой полосы в среднюю он допустил столкновение с Toyota. Последний автомобиль также перестраивался — из левого ряда в средний. После просмотра видео с регистратора Антон был уверен, что не нарушал Правила и его не признают виноватым. Позже все же возникли сомнения.

«Был уверен, что я прав, — говорит автомобилист, подразумевая пункт 59 ПДД («При одновременном перестроении ТС, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу ТС, находящемуся справа»). — Но приехавшие сотрудники ГАИ сказали, что виноват я — из-за того, что стоял перед тем как выехать во вторую полосу. По их словам, я должен был убедиться, что никому ни из каких направлений не смогу помешать (отсылка к п. 58 Правил: «После остановки или стоянки водитель ТС, начинающего движение, обязан уступить дорогу движущимся ТС»)».

Антон говорит, что согласился с тем, что виноват он сам. «Но потом пересмотрел видео и понял, что я никак не мог повлиять на ситуацию, в отличие от водителя Toyota, который начал перестраиваться, когда я был уже всей передней частью в полосе», — добавил мужчина.

Как по-вашему, кто больше виноват в ДТП?
Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь Автор видео Водитель Toyota Виноваты оба

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи

Auto. Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Если вы выехали на полосу встречного движения для предотвращения аварии и инспектор составит протокол, а на ваши слова о «крайней необходимости» (статья 2.7. КоАП) скажет, что согласно пункту 10.1 ПДД при возникновении опасности надо тормозить, а не маневрировать. Противопоставить что-либо очень трудно, но можно — сошлитесь на Постановление ВС РФ от 16.08.2011 г. № 16-АД11-8. Пункт 10.1 ПДД: «При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства». «Опасность для движения — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия». Назовем обстановку до момента возникновения «опасности для движения» «опасной ситуацией», а после — «аварийной ситуацией».

Пример:
Четырехполосная дорога. В попутном направлении — две полосы. Вы движетесь по левой полосе. Впереди в 100 м на вашей полосе — аварийный автомобиль. Если вы продолжите движение с той же скоростью, в том же направлении, произойдет ДТП. Или не произойдет. Здесь имеет место «опасная ситуация». Вы можете спокойно, даже не снижая скорости, перестроиться правее, свернуть, остановиться в 50 м и т.д. Опасности для движения нет. Возникает «опасность для движения» в тот момент, когда до аварийного автомобиля остается минимальное расстояние, чтобы успеть остановиться, не прибегая к экстренному торможению, которое само по себе опасно. В этом случае ПДД предписывают только тормозить, маневр недопустим (пункт 10.1 ПДД).
«Опасность для движения» может возникнуть и раньше. Например, в той же ситуации справа от вас идет плотный поток, и любой маневр исключен. Вы обязаны снижать скорость немедленно, и лишь затем включать указатель поворота и ждать, когда вас кто-нибудь пропустит. Таким образом, «опасность для движения» возникает в тот момент, когда безопасный маневр невозможен. И делать вывод из формулировки пункта 10.1 ПДД, что при возникновении любой опасности всегда надо тормозить, — глупость. Подобная позиция исключает использование автомобиля, так как он изначально является источником повышенной опасности, и даже простое начало движения уже опасно само по себе. И термин «обгон» с точки зрения пункта 10.1 ПДД теряет всякий смысл. Вначале обгона водитель разгоняется на своей полосе. Но движение с той же скоростью в том же направлении приведет к ДТП, то есть водитель обязан немедленно тормозить.
Если водитель в указанном примере пропускает момент возникновения опасности для движения, ситуация превращается в «аварийную» — никакое торможение от столкновения не спасет, и виновен в этом столкновении однозначно будет водитель. Если водитель в опасной ситуации выехал на полосу встречного движения — он виновен, аварийный автомобиль можно было объехать и справа. Если водитель в момент возникновения опасности для движения выехал на полосу встречного движения — он виновен, так как мог выполнить требования пункта 10.1 ПДД и остановиться. Если водитель, пропустив момент перерастания опасности для движения в аварийную ситуацию, выезжает на полосу встречного движения, предотвращая ДТП, он также виновен, так как заблаговременно знал и осознавал, что в состоянии выполнить требования пункта 10.1 ПДД.
Момент перехода «опасной ситуации» в «опасность для движения» и момент перехода «опасности для движения» в «аварийную ситуацию» — сугубо индивидуальны в каждом конкретном случае. Например, время реакции водителя, по различным источникам, от 0,3 до 1,8 с, что на скорости 60 км/ч (16,7 м/с) дает разброс пройденного за время реакции водителя расстояния от 5 до 30 м. Замедление у обычного автомобиля вряд ли будет менее 7 м/с, у современного скоростного автомобиля замедление 11 м/с — далеко не предел. Понятно, что на льду замедление меньше, на сухом асфальте — больше. Еще один пример: если до появления опасности имела место другая опасность, которую водитель сумел избежать, то он уже внутренне готов к возникновению новой опасности, и реагировать на нее будет быстрее. Если препятствие возникло внезапно и произошло ДТП, то перед экспертами ставят вопрос, мог водитель остановиться до препятствия или нет? Другими словами, была ли ситуация для водителя уже аварийной или имела место только «опасность для движения».
Возникает вопрос, может ли водитель сманеврировать, если препятствие перед ним появилось внезапно? Если брать приведенный выше пример, предположим, что аварийный автомобиль до последнего был закрыт от водителя движущимся впереди внедорожником. Внедорожник резко перестраивается в тот момент, когда точка возникновения «аварийной ситуации» водителем уже пройдена, он объехал аварийный автомобиль по встречной полосе, и ему грозит наказание по части 4 статьи 12.15 КоАП. Статья 2 Закона о БДД, где сказано: «Безопасность дорожного движения — состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от ДТП и их последствий». Если ДТП не произошло, то задачи по обеспечению безопасности дорожного движения выполнены. Эта норма Закона продублирована в п. 1.5 ПДД, где говорится, что каждый участник дорожного движения обязан предпринять все меры, что бы избежать ущерба. Если вы выполнили требования статьи 2 Закона о БДД и пункта 1.5 ПДД, нарушив пункт 10.1 ПДД, то наказания нет и быть не может.
Если вы маневрировали в ситуации «крайней необходимости», всегда подтверждайте правомерность своих действий ссылкой на пункт 1.5 Правил и статьи 2 Закона о БДД. Вы когда-нибудь задумывались, почему под мостами, эстакадами и путепроводами запрещены разворот и задний ход, обгон, остановка и стоянка? Пространство для маневра ограничено. И если в результате указанных действий возникает «опасность для движения», то сманеврировать и избежать ДТП в ограниченном пространстве уже невозможно. Если тупо во всех ситуациях руководствоваться только пунктом 10.1 ПДД, то смысла ограничивать действия водителя под мостами, эстакадами и путепроводами нет — все равно водитель обязан тормозить, а не маневрировать. Пункт 10.1 ПДД обязывает тормозить «при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить». Слово «обнаружить» может быть истолковано весьма широко, но наиболее близким по закону синонимом является слово «предвидеть» (пункт 1 статьи 13 Конвенции о дорожном движении). Другими словами, если водитель предвидит опасность, он обязан тормозить. Если опасность появилась внезапно, то обязанности тормозить по ПДД нет.
Пункт 10.1 ПДД никакого разрешения или запрета на маневрирование содержать не может, так как сама по себе глава 10 ПДД посвящена выбору скорости, а не маневрированию, которое описывается в 8-й главе. В главе 8 ПДД к маневрированию в аварийной ситуации предъявляются общие требования пункта 8.1: «Маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения», и никакого запрета на маневр в такой ситуации нет. Если при маневре произойдет авария, то водитель будет виноват в ней — нарушен пункт 8.1 ПДД. При торможении нагружается передняя ось, и, если водитель хочет повысить управляемость автомобиля перед маневром, он обязательно притормозит, автоматически выполняя пункт 10.1 ПДД, чтобы нагрузить переднюю ось, и лишь затем, отпуская педаль тормоза, будет маневрировать. Требования обязательной остановки в пункте 10.1 ПДД нет. Сравните его, например, с последним предложением пункта 19.2 ПДД. Чтобы убедить инспектора, покажите ему определения «Опасности для движения» и «Уступите дорогу» в пункте 1.2 ПДД, которые прямо указывают как на изменение скорости, так и на изменение направления движения во избежание ДТП.
Понятие «опасность для движения» добавили к пункту 1.2 ПДД в 2003 году, и в определении появилась фраза об изменении направления движения. До него при возникновении опасности для движения и в аварийной ситуации водители обязаны были только тормозить, после него появилась возможность использовать ссылку на изменение направления движения и прибегать к нему при возникновении «аварийной ситуации». Ссылку на пункт 10.1 ПДД опровергайте контрпримером, который в наше время все больше становится обыденным: на двухполосной дороге в нарушение всех правил водитель грузовика идет на обгон, игнорируя встречный транспорт. Нужно ли водителям встречных автомобилей руководствоваться пунктом 10.1 ПДД и только тормозить, ожидая, что водитель грузовика смилостивится над ними, или можно сманеврировать — съехать на обочину и остановиться? Немаловажен и психологический момент. Любой человек в экстремальной ситуации будет избегать любой опасности в силу своего непреодолимого желания жить. И вопреки природе заставить водителя совершать ДТП в угоду пункта 10.1 ПДД, запретив ему маневрирование, невозможно.

Что такое перестроение и как его выполнять?

Для начала, как обычно, вкратце обозначим основные понятия. Согласно ПДД, перестроение – это «выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения». То есть неважно, пересекаете ли вы одну или две полосы либо съезжаете на обочину – выезжая из своей полосы без намерения повернуть, вы совершаете перестроение.

Пункты 8.1 и 8.2 ПДД описывают подготовку к перестроению. Планируя его, водитель заблаговременно до начала выполнения маневра должен подать сигнал поворотником (при его отсутствии или неисправности – рукой), а при выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения. Здесь же содержится еще одно важное замечание: подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

Кто виноват в ДТП при перестроении?

Порядок выполнения перестроения регламентируется пунктом 8.4 ПДД: «при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа».

А что если я был справа при сужении дороги?

Правило «помехи справа» иногда становится основным, что помнят начинающие водители при маневрировании и проезде перекрестков, и это провоцирует ошибки. В случае, если дорога сужается со стороны крайней правой полосы, водители, едущие по ней, совершают маневр перестроения, даже если движутся вдоль линии разметки справа, обозначающей границу обочины, а значит, обязаны уступить тем, кто движется по левой от них полосе.

То же самое касается ситуаций, когда водитель перестраивается с разгонной полосы. Пункт 8.10 отдельно указывает, что «при наличии в месте въезда на дорогу полосы разгона водитель должен двигаться по ней и перестраиваться на соседнюю полосу, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге».

Чем чревато нарушение правил перестроения?

Исходя из правил, главным наказанием можно считать то, что нарушитель правил перестроения будет признан виновником ДТП. Однако это еще не все: за нарушение ПДД виновник будет наказан согласно части 3 статьи 12.14 КоАП: «невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей».

Что еще нужно учитывать при перестроении?

Термин «опасное вождение» появился в ПДД еще в 2016 году, и пусть наказание за него за эти четыре года так и не ввели, следует помнить о том, что официально запрещено правилами. Пункт 2.7 в том числе указывает, что водителю запрещается «опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия». Проще говоря, правила запрещают подрезать и устраивать «шашки» на дороге. Ну а введение наказания за эти действия – все же вопрос времени.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх